Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс. Как писать музыкальный диктант по сольфеджио


Как научиться писать диктанты по сольфеджио

как писать диктанты по сольфеджио

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На  вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

 Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки, которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Еще немножко полезных советов

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

music-education.ru

Как научиться писать музыкальные диктанты

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

 

 Рекомендация первая. Не думайте, что все дальнейшие рекомендации непременно вам помогут. 

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

 Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей. И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

 

 Рекомендация вторая. Если у вас есть мобильник

 Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

 Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

 Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени.

 Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка, от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачки  нужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

 С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

 Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

 

 Рекомендация третья. Если у вас нет мобильника, но есть радио

 Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

 

 Рекомендация четвертая. Если нет ни мобильника, ни радио

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

 ...Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

 

 Рекомендация пятая (серьезная). На уроке

 Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

 Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

 Раз-два, раз-два...

 Раз-два-три, раз-два-три...

 Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

 А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

 Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

 Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

 Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

 При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

 И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

 Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

 А на уроке – никакой паники!

 Успехов!

 

 © Сергей Богомолов,

 кандидат искусствоведения,

 преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова 

(специально для нашего сайта, 2015)

rimskors.ru

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс |

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить !

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что , наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

2) 3-х и 4-х голосные диктанты писать проще, чем одноголосные)) Елене не верить, верить тем, кто доучился в училище до конца))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

tbf.su

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс |

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить !

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что , наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

2) 3-х и 4-х голосные диктанты писать проще, чем одноголосные)) Елене не верить, верить тем, кто доучился в училище до конца))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

xn--b1altabgdr.org

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс |

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить !

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что , наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

2) 3-х и 4-х голосные диктанты писать проще, чем одноголосные)) Елене не верить, верить тем, кто доучился в училище до конца))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

rk-ekvator.ru

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс |

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить !

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что , наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

2) 3-х и 4-х голосные диктанты писать проще, чем одноголосные)) Елене не верить, верить тем, кто доучился в училище до конца))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

argi.su

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс |

Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио — третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Замечательный сайт! Но почему в каждой статье «училка»? Это «такой новомодный приём в воспитании учеников-музыкантов?

Я сейчас в 7 классе. Выпускница. И меня в этом году прорвало просто) мне стала очень сильно нравиться музыка. Раньше, тоже нравилась конечно) Но в этом году что-то странное. Я не могу дождаться каждого занятия по сольфеджио и муз.лита. Вместо привычног рока, целыми днями слушаю Реквием, 5 сонату Бетховена. Аж мурашки от каждого произведения. Я уже представляю, какую гору слёз мне придётся пережить в мае, когда я закончу музыку

Правильные правила. По-хорошему, их должны ещё в музыкальной школе вбить в голову, как таблицу умножения! А в училище просто диктанты сложнее, а методы те же! Не бойтесь ошибаться, всегда можно исправить !

Вот у меня ситуация такова я занимаюсь с преподавателем по специальности она меня научила петь внутри но я разучился писать слуховые диктанты после её уроков в чём может быть причина но пропеть диктант я могу а вот записать не могу.

Я закончила музыкальную школу с 0-8 класс фортепиано. Не скажу, что всегда это было в удовольствие, т.к. любому творческому человеку не по-нраву, когда ему в обязательной форме дают программу и задания, но тем не менее, для меня это было легко и мне это нравилось. Обязательные задания — это дисциплина, которую — да, выносят не все, но всё же это хороший урок, опыт и техника. Диктанты я любила, они вызывали какой-то спортивный интерес, наверное, как для людей, которые любят разгадывать кроссворды. Домашние задания с сочинениями я писала на подоконнике за 15 мин. до начала занятия, без инструмента, с листком, карандашом, напевая и тут же записывая… Единственная моя работа, это если по специальности задавали выучить наизусть произведение, тогда да, приходилось часа 2-3 в день посидеть дома позаниматься, а так — никогда дома ничего не делала. Закончила муз.школу с одной четвёркой по спец-ти, остальное на отлично.

неужели вы на самом деле все так любите ходить в музыкалку? никогда бы не подумала, что есть такие люди..я хожу только потому, что заставляет мама.и в этом году наконец-то заканчиваю

Влада, такие люди конечно же есть))

В своё время я просто не мог дождаться очередного занятия по сольфеджио и по хору — это были мои любимые предметы. Ещё нравилось играть в оркестре — от коллективной игры тоже получал огромное удовольствие))

Хорошие правила, спасибо большое! Я скоро на олимпиаду еду, надеюсь помогут! Жаль, что раньше не додумалась сюда заглянуть.

Ну если одноголосный диктант то это просто по данной методе. А вот 3-х, 4-х голосные это уже полная опа. Так просто не научишься, короче, есть абсолютники, а есть простые слухачи — вот им тяжно, так как здесь развивать нужно с детства и совершенствоваться постоянно. Ну и знания гармонии здесь важны и нужны. Вот я одноголосный диктант могу на калякать, а что посложнее уже как там выше говориться? лох — вот уж не задачка — то. Мыслю образами а не формулами. Сочиняю музыку покруче академиков, а писать такую туфту не люблю, у меня руки сами играют в творчестве. На кой он нужен этот диктант, расшифровать чужую композицию если только. Ничего он не развивает. Тупость да и только, простите если что , наболело. В своё время из-за этого с училища ушла.

1) Ученье — свет, а неученье — тьма!)) и Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее)) — это про диктанты по любимому сольфику))

2) 3-х и 4-х голосные диктанты писать проще, чем одноголосные)) Елене не верить, верить тем, кто доучился в училище до конца))

Спасибо, замечательный правила! Всегда были проблемы с диктантами, хотя теорию знаю очень хорошо.

ymp3.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"