Как отличить винительный падеж от родительного: все о трудностях падежей в русском языке. Как отличить родительный падеж от винительного падежа у существительных


Как отличить винительный от родительного падежа

Имя существительное – часть речи, обозначающая всякую предметность, т.е. имя существительное отвечает на вопрос «кто» либо «что». Изменяется существительное по падежам. Дабы не путать между собой падежи, существует сурово определенная система отличий между ними. Данная статья поможет в будущем легко отличить родительный падеж от винительного.

Вам понадобится

  • • Существительные в родительном и винительном падежах.
  • • Умение определения падежей.
  • • Познание вопросов, определяющих падежи.

Инструкция

1. В русском языке шесть падежей имен существительных: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Такие названия даны им недаром. Разглядим из них каждого два падежа: родительный и винительный.

2. Родительный падежСогласно определениям в русском языке, родительный падеж обозначает:• Принадлежность кому-либо либо чему-либо, скажем «шкурка песца», « журнал педагога»;• Если имеет место соотношение целого и его части, скажем «страница журнала (Р.п.)»;• Отображение знака предмета по отношению к иному предмету, скажем «итоги опроса (Р.п.)»;• Объект воздействия при наличии глагола с негативной частицей «не», скажем, «не ест мяса (Р.п.)»;• Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение либо удаление, скажем, «хотеть счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;• Если имеет место сопоставление предметов, скажем, «прочнее дуба (Р.п.)»;• Если существительное является объектом измерения, счета либо родительной даты, скажем «ложка сметаны» либо «День Парижской Коммуны».

Как отличить винительный от родительного падежа

3. Винительный падежСогласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает:• Переход действия на предмет всецело, скажем «листать журнал», «вести машину»;• Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;• В редких случаях образуется как связанность от наречия, скажем «оскорбительно за друга».

Как отличить винительный от родительного падежа

4. Дабы никогда не перепутать падежи существительного, значимо помнить, что всем падежу в русском языке соответствует многофункциональный вопрос, задав тот, что данному существительному, в результате получаем соответствующий падеж.Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.Определять падежи существительных по его определениям либо окончаниям весьма затруднительно. Возможен, запомнить все определения родительного и винительного падежей достаточно сложно. А окончания существительных достаточно зачастую совпадают.Приведем пример с применением одущевленного существительного во множественном числе :Поблизости я подметил людей (вижу кого? — В.п.)Вокруг не было людей (не было кого? — Р.п.)Как видите, склоняется в обоих падежах слово идентично.Но, для того, дабы окончательно удостовериться в правильности определения падежа, подставьте мысленно взамен одушевленного существительного неодушевленное. Скажем:Поблизости я подметил столб (вижу кого? — В.п.)Вокруг не было столбов (не было кого? — Р.п.)Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в различие от того же существительного, имеющего родительный падеж.

5. Отсель дозволено сделать итоги:1. Дабы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.2. Если вам трудно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте взамен этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.

В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких сложностей: надобно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, надобно делать по дальнейшему алгорифму.

Инструкция

1. Если перед вами неодушевленное существительное, то вам следует задать вопрос к этому слову. Существительные в родительном падеже отвечают на вопрос «чего?» и гармонируют со словом «нет». Существительные в винительном падеже отвечают на вопрос «что?» и гармонируют со словом «вижу». Скажем: надеваю (что?) пальто – винительный падеж, хожу без (чего?) пальто – родительный падеж.

2. Если перед вами одушевленное существительное мужского рода II склонения, то вам следует подставить взамен него всякое слово I склонения и посмотреть на его окончание. Скажем: подстрелил кабана = подстрелил лисицу (окончание –у – винительный падеж), напугался кабана = напугался лисицы (окончание –ы – родительный падеж).

3. Если перед вами одушевленное существительное, стоящее во множественном числе, то его следует заменить неодушевленным существительным в той же форме. Скажем: люблю людей, люблю (что?) письма – винительный падеж. Люблю искренность людей, люблю искренность (чего?) писем – родительный падеж.

Полезный совет В русском языке существуют несклоняемые существительные, скажем, «пальто», «кофе», когда в любом падеже слово выглядит идентично. В этом случае падеж дозволено определить только по ключевому вопросу.

jprosto.ru

все о трудностях падежей в русском языке

как отличить винительный падеж от родительного

Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.

В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.

Значение падежей в русском языке

Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения – по числам и падежам. Так они осуществляют свою синтаксическую роль в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.

В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать склонение имен существительных. Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят. Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.

Склонение

существительное в винительном падежеК постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.

Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «–а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина. Во второе – мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все слова среднего рода (окно, горе, ложе), а в третье – только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь). Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.

Роль падежей

таблица падежейКаждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.

Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже - это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») – это обстоятельство, в остальных случаях – дополнение.

Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и порядковые числительные. А вот количественные – всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».

Не подлежат изменению по падежам

Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др. Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним. В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.

вопросы винительного падежа

И. п.: в чашке что? – вкусный кофе

Р. п.: нет чего? – вкусного кофе

Д. п.: добавить к чему? – ко вкусному кофе

В. п.: хотеть что? – вкусный кофе

Т. п.: пахнет чем? – вкусным кофе

П. п.: думать о чем? – о вкусном кофе

Изменение по падежам вне правил склонения

Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя). При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений. Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.

винительный и родительный падеж местоимений

Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п. Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»). Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».

Основная трудность

Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.

Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, "вижу кого? – людей" ("вижу что? – книги" – так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), "нет кого? – людей" ("нет чего? – книг" – р. п.).

Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со вспомогательными словами. К примеру, вижу кого? – ослА (вижу кого? – мамУ – в. п.), нет кого? – ослА (нет кого? – мамЫ – р. п.). Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный падеж местоимений (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.

fb.ru

Как отличить винительный падеж от родительного?

Как отличить винительный падеж от родительного?

  • Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего?

    а винительный падеж отвечает на вопросы кого? что?

    Путаница возникает, так как одушевленные существительные отвечают и в том, и том падеже на одинаковый вопрос кого?.

    Для того, чтобы правильно определить падеж или окончание в падеже, учимся различать с помощью вспомогательных слов.

    Для родительного падежа это нет кого, чего? нет сына, дома, семьи, снегурочки,

    для винительного падежа это вижу кого, что? вижу сына, дом, семью, снегурочку.

    Если будете подставлять эти слова-помощники при склонении слова или определении падежа, то все будет легко и правильно.

  • Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно написать!

    В нашем случает потребитель - это существительное неодушевленное.

    1 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители.

    2 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребители напряжения.

    3 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей.

    4 вариант: Трансформаторная подстанция имеет потребителей напряжения.

    Какие из вариантов правильные?

    Сравниваю с предложением:

    Жесткий диск имеет уплотнители.

    Тут вроде как все однозначно.

    Вернуться к началу

  • Наверное, здесь надо уметь отличать действие или форму происходящего. Путают в большинстве своем вопрос quot;Кого?quot;, который есть и в именительном и в винительном падежах.

    Так вот родительный вопрос quot;Кого?quot; отличается от винительного quot;Кого?quot; вспомогательным словом, которое рекомендовано запомнить.

    Для родительного падежа есть слово quot;нетquot;, а для винительного есть слово quot;чтоquot;. Задавая вопрос со вспомогательным словом мы получаем существительное еще и с разным окончанием. Пример - нет сестры, хомяка, ржи - родительный падеж. Вижу сестру, хомяка, рожь - винительный падеж.

    Вот таблица со вспомогательными словами к каждому падежу, которые облегчают определение падежа.

    Как отличить винительный падеж от родительного?
  • Для того, чтобы определить, винительный или родительный падеж, нужно для начала определить, является ли данное существительное одушевлнным. Дело в том, что одушевлнные имена существительные как в родительном, так и в винительном падеже отвечают на вопрос quot;кого?quot;. Если существительное неодушевлнное, оно отвечает в родительном падеже на quot;чего?quot;, но зато в винительном на quot;что?quot; - вопрос, который совпадает с вопросительным словом именительного падежа.

    Существительное нужно проверить - сочетается ли оно в родительном падеже со словом quot;нетquot;. К примеру, в вопросе quot;Нет чего?quot;. Винительный падеж проверяется сочетаемостью с глаголами, находящимися в форме первого лица, единственного числа, настоящего времени, например quot;знаю, вижуquot;. quot;Вижу что? - стулquot; или quot;Вижу кого? - ученика.quot; Как мы видим, форма винительного и родительного падежей у существительных одушевлнных и мужского рода второго склонения одинаковы.

    Вместо одушевлнного существительного мужского рода во втором склонении подставьте любое слово первого склонения. К примеру, quot;Нет кого? - ученикаquot;, quot;Вижу кого? - ученикаquot;. У первого склонения для родительного падежа quot;ыquot;, а для винительного quot;уquot;.

    Заменяем множественное существительное неодушевлнным существительным этой же формы, после чего определяем падеж аналогично. К примеру - quot;Знаю (кого?) людейquot; нужно заменить на quot;Знаю (что?) именаquot;. Получается, что quot;именаquot; - это существительное во множественном числе в винительном падеже.

    Если взять пример с родительным падежом - заменяем quot;Знаю адрес (кого?) друзейquot; на quot;Знаю адреса (чего?) фирмquot;. quot;Фирмquot; находится в родительном падеже во множественном числе.

    Попробуйте определить падеж существительных, которые не склоняются (кофе, пальто итд), используя ключевые вопросы. Если сложно определить по вопросам, используйте вариант с заменой на любое существительное (склонение).

  • Когда-то я тоже путалась с этим. Итак, родительный падеж отвечает на вопрос кого и чего, а винительный - кого, что. Самое просто что в этом случае можно сделать, чтобы отличить падеж, это подставить слово вижу или нет. Если подойдет слово нет, то падеж родительный, если вижу - винительный.

  • Проблема с определением падежа возникает только для одушевленных существительных, потому что существительные неодушевленные отвечают в родительном и винительном падеже на разные вопросы и следовательно имеют различные окончания. В родительном падеже - это вопрос чего? а в винительном что? Поэтому самый простой способ разобраться с одушевленными существительными - это их убить, простите за такое выражение. Выглядеть это будет примерно так: Принес домой кролика, вопрос Кого?, существительное одушевленное поэтому убиваем его таким образом: Принес домой тушку кролика, вопрос получается Что?, а следовательно падеж винительный. Аналогично с вариантом У меня нет кролика. Опять вопрос Кого? и непонятный падеж Убиваем, получаем У меня нет шкуры кролика и вопрос получается Чего?, а следовательно падеж родительный. Так нас в школе учили, немного по-зверски, но запоминалось легко.

  • Чтобы отличить винительный падеж от родительского, надо задать вопрос:

    Для винительного падежа - quot;Винить в своих бедах надо кого (или что)?quot; ответ: себя, свою лень, телевизор.

    Для родительного падежа задавайте вопрос: У виновного нет кого? - адвоката. У виновного нет чего? - защиты.

  • Родительный отвечает на вопросы: quot;Кого?quot;, quot;Чего?quot;, например: quot;У меня нет (Кого? Чего?) брата, кружкиquot;. Винительный отвечает на вопросы: quot;Кого?quot;, quot;Что?quot; Пример: quot;Я получила (Кого? Что?) брата, кружкуquot;.

  • Бывает непросто отличить родительный падеж от винительного в предложении. Дело в том, что для одушевленных существительных они оба эти падежа отвечают на вопрос кого?. Можно заменить одушевленный предмет на неодушевленный в таком предложении и посмотреть, какой вопрос можно задать: если чего?,то это родительный падеж, если что? винительный.

    Например:

    • Я вижу слона (кого?). Заменим слово слон на стол. Я вижу стол (что?). Следовательно, здесь винительный падеж.
    • Нет ни одного слона (кого?). По аналогии получаем: Нет ни одного стола (чего?). Значит, в приведенном предложении употребляется родительный падеж.
  • Склонения по падежам относиться к разделу русского языка Родительный падеж отвечает на вопросы -НЕТ- кого? чего?, а винительный падеж - ВИЖУ- кого? что?. То есть определяя падежи достаточно подставить соответствующие слова и проверить соответствует ли проверяемое слова соответственному падежу. Тогда не придется вспоминать кучу всех правил.

  • Школьники обычно путают и плохо различают винительный и родительные падежи. Сама вспомнила, что в школе затруднялась, пока мне не подсказали действенный способ, который заключается в том, что нужно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) окно, улицу, маму, журнал.

    А родительный падеж имеет вопросы кого? чего? Чтобы определить родительный падеж тоже можно подставить слово нет. Нет (кого? чего?) окна, улицы, журнала.

  • info-4all.ru

    Учимся как отличить винительный падеж от родительного на Kak-Legko.ru

    Существительное – это часть речи, называющая предметы и отвечающая на вопросы «что?»/«кто?». В русском языке существительное выступает в роли дополнения, обстоятельства, подлежащего или сказуемого. Это одна из основных лексических категорий обозначающих названия вещей, организмов и живых существ, лиц, событий, фактов, географического положения, явлений, а также свойств, состояний, качеств и действий. Видоизменяется существительное по специальным падежам, между которыми существует определенная система различий. Чтобы избежать грамматических и лексических ошибок, необходимо уметь их различать.

    Необходимо:

    Чтобы научиться отличать винительный падеж от родительного, необходимо вспомнить школьную программу русского языка за 4-5 класс. В данном случае Вам пригодится не только школьный учебник, но и таблица падежей.

    Инструкция:

    • Школьный учебник нам говорит, что в русском языке есть всего шесть падежей. Называются они следующим образом: именительный, дательный, предложный, творительный, винительный и родительный. Нас интересуют последних два, поэтому сосредоточимся на них.
    • Чтобы определить эту характеристику для любого существительного, необходимо использовать специальные вспомогательные вопросы и слова. Следует отметить, что как школьники, так и весьма образованные люди постоянно путают между собой винительный и родительный падежи. Это происходит потому, что вспомогательные вопросы для их определения практически идентичны: для родительного «нет кого? чего?», для винительного «вижу кого? что?». То есть вопрос к одушевленным предметам задается одинаковый: «кого?».
    • Если у Вас не получается определить нужную форму, задайте уточняющий вопрос к существительному: «вижу что?» или «нет чего?», чтобы определить ее. Винительный падеж употребляется в том случае, если слово приобретает форму именительного после уточняющего вопроса.
    • Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова «учитель» в словосочетании «гордость за учителя», подставив проверочное слово, получаем словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» на винительный.
    • Запомните, что родительный всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды), сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата). Винительный же описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).

    Похожие инструкции

    Писать эссе

    Слово эссе в переводе с французского (essai) означает попытку, пробу, очерк. Его латинское значение (exagium) –...

    Что написать о себе

    В жизни нам очень часто приходиться рассказывать о себе – о своих увлечениях, характере, знаниях и навыках. И...

    Проверочное слово к слову

    Грамотность человека является важным показателем на сегодняшний день. Если в веке эдак десятом далеко не...

    Однокоренные слова

    В начальных классах школьников на уроках русского языка учат подбирать однокоренные слова, чтобы...

    kak-legko.ru

    вопросы, окончания, отличия от родительного и именительного.

    Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

    Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

    «Окончания винительного падежа».

    Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

    Рассмотрим пример:

    «Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

    «Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

    Особенности винительного падежа.

    Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

    Похожие статьи

    infoogle.ru

    Урок руского языка в 4-м классе "Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонений"

    Разделы: Начальная школа

    Цели:

    1. Учить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.
    2. Развивать умения сравнивать, развивать орфографическую зоркость.
    3. Воспитывать активную личность.

    Оборудование: сигнальные блокноты, опора с падежами, таблица с родительным и винительными падежами.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Какие советы дадите своим товарищам, чтобы писать без ошибок, правильно определять падеж имен существительных?

    2. Чистописание.

    а) разминка «Массаж».

    б) мороз нарисовал узоры не только на стекле, но и в тетрадях у вас остались его следы.

    - Что увидели в этом узоре? (окончания имен существительных в родительном и винительном падеже)

    3. Словарь.

    а) узнайте новое слово сами.

    а з и д л е а к.

    б) записать буквы в таком порядке:

    • я пишу на доске, вы в тетрадях: издалека.
    • можно подобрать проверочное слово?
    • что обозначает слово?

    в) Дежурный читает в толковом словаре значение этого слова.

    г) Предложите способы запоминания этого слова:

    • ударение.
    • проговорить орфографически.
    • подобрать однокоренные слова.

    Вдалеке, далеко, недалеко, даль.

    • найдите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»?

    д) Составьте словосочетание с этим словом.

    • Как понимаете словосочетание: (говорящий не сразу приступил к главному, а говорил намеками).

    4. Сообщение темы, цели урока. Актуализация знаний о родительном и винительном падежах.

    а) На доске: спросить мальчика, спросить у мальчика.

    • Чем похожи словосочетания?
    • Чем различаются? (предлог, падеж, существительное)

    б) Какова тема урока?

    в) Цель урока?

    5. Новый материал.

    а) работа по опоре и таблице.

    Таблица

      1 склонение 2 склонение
    Р. нет кого? ученицы, девочки ученика, друга
    В. вижу кого? ученицу, девочку ученика, друга

    б) учащиеся записывают на доске:

    Р.п. В.п.
    Кого?

    Чего?

    Кого?

    Что?

    Сравните вопросы падежей.

    Назовите все известные вам предлоги родительного падежа. (от, до, из, без, у, для, около, с.)

    Какие предлоги употребляются с винительным падежом? (в, на, за, через, про.)

    Вывод: в родительном падеже употребляются такие предлоги, которые не употребляются в винительном.

    - Чем различаются эти падежи? (предлогами)

    в) сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения. (У существительных первого склонения окончания разные. У существительных второго склонения окончания одинаковые.)

    г) упражнение 205.

    д) проверка постановки падежей с помощью сигнальных блокнотов. (оценка за падежи на полях)

    6. Физминутка «Покажите, как живете».

    7. Закрепление изученного.

    а) проблемная ситуация - определите падеж им. сущ. про волка. Докажите.

    И так, как отличить р.п. и в.п. падежи у существительных 2-го склонения.

    б) Давайте посмотрим, какое решение нам предлагает автор учебника Тамара Григорьевна Рамзаева (стр. 93).

    • Каким словом мы заменим? (лиса)

    Вижу кого? ЛИСУ - В.п.

    в) «Разделите на группы». (на доске имена сущ.)

    • у соседа,
    • про дельфина,
    • от малыша,
    • через ручей,
    • для ученика,
    • за лагерь.

    Первый вариант выписывает имена сущ. в р.п.

    Второй вариант выписывает имена сущ. в в. п.

    г) проверка по вариантам. (оценка на полях)

    • какой способ вы использовали, чтобы узнать падеж им. сущ. 2 скл.?

    8. Мороз не только узоры оставил на доске, но и выпустил снежинки из своей перинки.

    • на снежинках словосочетание, вы указываете падеж имен сущ.
    1 вариант 2 вариант
    Следы зайца

    Выстрелил в зайца

    Спросил про соседа

    Шкура волка

    Выстрелил в волка

    Заступился за друга

    9. Самопроверка по доске. (оценка на снежинке, каждый сам оценивает свою работу по среднему балу на полях)

    • эти снежинки возьмите домой и покажите, как работали на уроке.

    10. Итог урока.

    • над какой темой работали?

    Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. ЛИСА.)

    • просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.?
    • кому легко?

    11. Домашнее задание упр. 207.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Мастер-класс. Падежи

    https://www.chitalnya.ru/messages.php?id=1042471

    Как отличить винительный падеж от родительного .

    Родительный падеж.

    Согласно определениям, родительный падеж обозначает:

    • Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;

    • Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;

    • Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;

    • Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;

    • Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,

    «желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;

    • Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;

    • Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка

    сметаны» или «День Парижской Коммуны».

    И еще:

    Винительный падеж.

    Винительный падеж обозначает:

    • Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;

    • Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;

    • В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».

    4

    Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском

    языке

    соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем

    соответствующий падеж.

    Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для

    неодушевленных

    существительных.

    Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для

    неодушевленных существительных.

    Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.

    Допустим,

    запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания

    существительных довольно часто совпадают.

    Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:

    Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)

    Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)

    Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.

    Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно

    вместо одушевленного существительного неодушевленное.

    Например:

    Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)

    Вокруг не было столбов. ( не было кого? - Р.п.)

    Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от

    того

    же существительного, имеющего родительный падеж.

    5

    Отсюда можно сделать выводы:

    1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.

    2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к

    обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему

    определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если

    слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.

    Полезный совет.

    В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом

    падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.

    http://www.kakprosto.ru/kak-17785-kak-otlichit-vi...

    P. s.

    Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место

    любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова

    «учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем

    словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на

    винительный.

    Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),

    сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).

    Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а

    также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).

    http://kak-legko.ru/vinitelnyj-ot-roditelnogo

    Источник

    Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.

    Интересная статья !!!

    13 падежей русского языка: http://vk.com/note39652_9979889

    Вернуться к списку

    www.chitalnya.ru



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"