История, свойства и особенности хрусталя. Из чего делается хрусталь


Как делают хрусталь? Как отличить хрусталь от стекла?

Хрустальная посуда имеет ценность уже несколько веков и стоимость хрусталя не падает, напротив, теперь ручной труд стал стоить еще дороже. А вы знаете как делают хрусталь и как отличить хрусталь от стекла? Известно ли вам, что бывает цветной хрусталь и двухслойный хрусталь-венец стекольного искусства?

data-ad-client="ca-pub-0912490692426417"data-ad-slot="9364934307"data-ad-format="auto">

Не представляю себе женщину равнодушную к красивой посуде, а хрустальная посуда очень красивая и к тому же дорогая, это всегда добавляет «красоты». Хрустальные бокалы, рюмки, вазы...Посуда из хрусталя обладает особой энергетикой, теплом, к ней приятно прикасаться.

Роскошные хрустальные бокалы всегда отличный подарок, интернет-магазин посуды Posud:meister.ua предлагает высокого качества посуду из хрусталя и стекла.

Как делают хрусталь

Главная составляющая стекла-кварцевый песок, нагревая его с другими химикатами можно получить тягучую жидкость которую можно формировать или выдувать ее в определенную форму. При добавлении двуокиси свинца можно получить свинцовый хрусталь, он значительно податливее и по его поверхности можно вырезать сложный рисунок.

Как отличить стекло от хрусталя

Классический хрусталь содержит -24% окисида свинца, в некоторых изделиях этого вещества бывает до 30%.

Согласно Европейским стандартам стеклянное изделие, которое содержит оксида свинца:

  • менее 4% не является хрусталем и относится к категории «стекло»
  • более 10% относится к категории «хрустальное стекло»
  • 24% — «хрусталь»
  • более 30% -«хрусталь с высоким содержанием оксида свинца»

Известный богемский хрусталь не содержит оксида свинца, вместо него добавляют калиево-кальциевое стекло, так же бывает бариевый хрусталь.

Для чего же все эти добавки? Оксид свинца добавляет благородства готовому изделию, оно получает «голос», нежное звучание от соприкосновения, его цвет абсолютно прозрачный, на ощупь изделия из хрусталя кажутся теплыми и приятными, на солнце хрустальные изделия особенно переливаются и сверкают. Всеми этими качествами могут обладать только изделия их хрусталя.

Цветной хрусталь и двухслойный хрусталь

Менее известен цветной хрусталь, изделия из цветного хрусталя обладают всеми качествами хрусталя. Что бы дать хрусталю цвет на стадии изготовления добавляют различные окиси металлов, дающие красивые цвета -чистый синий цвет, розовый, зеленый, фиолетовый.

Наибольшую ценность имеет накладной хрусталь, его можно назвать художественным произведением стекольного искусства. Такой хрусталь имеет два слоя, один из них цветной, а другой прозрачный. Когда изделие готово, художник во время огранки снимает верхний цветной слой хрусталя и появляются прозрачные грани. Высокохудожественная огранка может быть выполнена только профессионалом самого высокого уровня, это должен быть виртуоз в своем деле. Потому изделия из двухслойного хрусталя самые дорогие в своем виде.

Читайте еще:

Муранские стекло: фото, история, как отличить от подделки

Цветочный замок Клер Баслер

Как красиво украсить новогоднюю елку.

Чем заменить пищевую пленку и как сделать пчелиную обертку для продуктов

Лайфхаки для кухни

Если вам понравилась статья, то в благодарность автору за труд, поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях! ♥

На главную страницу   Мир счастливой женщины

priroda-life.com

Как делают правильный хрусталь

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь - яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод - в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова - наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога - училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

- А сейчас?

- Да и сейчас есть чем похвастаться, - патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас... в магазин.

Торговая точка при ГХЗ - небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах - изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

- Эта работа не может стоить дешево, - уверяет Власова. - Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд - на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» - а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов - гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем - вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все - ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы...

Закладка - по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры... И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров.

Сварить хрусталь - как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца - закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. - Прим. авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз - алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса.

- С нашими художниками не заскучаешь, - смеется Михаил. - Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и... дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

- Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, - говорит Ирина Николаевна. - Все знают, что гусевской хрусталь - это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве... Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой - образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же - выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте - заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль - хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд - для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева - мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода - это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь - это наше национальное достояние.

vedom.ru

Из чего делают хрусталь? | Colors.life

Виды хрусталяВиды хрусталяВыделяют следующие разновидности хрусталя:Горный хрусталь – это природный кварц;Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;Богемский хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.Свойства хрусталя

От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета – добавляют кадмий или соединения золота, для розового – кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.

В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.

Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой – неглубокий матовый рисунок, огранкой – широкая полированная грань, резьбой – глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. «алмазная грань»), шлифовкой.

После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта – это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40 – 50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют, и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Уже около трех веков хрусталь продолжает быть одним из самых излюбленных материалов для художников. И все из-за уникальных оптических качеств хрусталя. Совсем не так легко работать с этим камнем, как может показаться на первый взгляд. Стеклодув получает драгоценный опыт, дающий ему возможность творить настоящие шедевры, произведения искусства, только через многие годы кропотливой работы. И не каждому дано стать таким мастером. Для этого необходимо обладать талантом художника и способностью ощущать хрусталь.

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

www.colors.life

Из чего делают хрусталь? -

История хрусталя

 

Греческим словом «krystallos» («кристалл») назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие «хрусталь» ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталем. А ремесленные секреты и традиции «стекольного» дела дожили до наших дней почти без изменений.

 

Производство стекла относится к одному из самых древних и значительных изобретений человечества. Известно, что «возраст» самой старинной стеклянной археологической находки составляет порядка 5 тысяч лет. Первые стекольные мастерские на территории нынешней Чехии и соседней с ней Моравии появились в кельтских поселениях уже в I веке до н. э. 

 

Села и города стеклоделов обычно строились в живописных местах у подножий лесистых гор. Рецептуры изготовления стекла хранились мастерами в тайне, и за выдачу секрета их могли подвергнуть даже смертной казни.

 

Готовые изделия отправлялись во все концы света. Очень часто торговцы стеклом одними из первых проникали в далекие края, устанавливая экономические, общественные и политические контакты с новыми странами. При этом их путешествия нередко были связаны с опасностью: торговые повозки представляли собой заманчивый объект для наживы разного рода разбойников.

 

В Средние века Чехия уже славилась своими стекольными изделиями, их оригинальными формами, орнаментами и цветом. Начиная с XVI века, чешские мастера стали уделять особенное внимание производству абсолютно прозрачного стекла.

 

На рубеже XVI – XVII вв., в период, когда Прага являлась центром европейской науки и искусства, в Чехии впервые украшают стеклянные предметы способом гравировки. И в конце XVII – начале XVIII века чешские стеклоделы уже были вне конкуренции на рынках Европы.

 

Оригинальное искусство гранения хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве граненых люстр и люстр-подвесок.

 

С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи – турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.

 

Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их «новобранцам» ремесленников.

 

Двадцатый век внес существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления – трудоемкое ремесленное и серийное машинное.

 

Конечно, хрустальная продукция (в том числе, светильники и люстры), которая выставлена в торговых залах современных магазинов, в большинстве своем, относится ко второму направлению – более доступному, но не менее интересному.

 

Виды хрусталя

 

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь – это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Свойства хрусталя

 

От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

 

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

 

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

 

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета – добавляют кадмий или соединения золота, для розового – кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. 

 

В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.

 

Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

 

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой – неглубокий матовый рисунок, огранкой – широкая полированная грань, резьбой – глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. «алмазная грань»), шлифовкой.

 

После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

 

Производство хрусталя

 

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта – это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек. 

 

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

 

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40 – 50 градусов.

 

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. 

После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

 

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

 

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют, и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

 

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

 

Уже около трех веков хрусталь продолжает быть одним из самых излюбленных материалов для художников. И все из-за уникальных оптических качеств хрусталя. Совсем не так легко работать с этим камнем, как может показаться на первый взгляд. Стеклодув получает драгоценный опыт, дающий ему возможность творить настоящие шедевры, произведения искусства, только через многие годы кропотливой работы. И не каждому дано стать таким мастером. Для этого необходимо обладать талантом художника и способностью ощущать хрусталь.

 

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

 

Похожие статьи:

www.odinostrov.ru

Все о хрустале | История

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой. После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

См. также:

gus-hrustal.ru

Что такое хрусталь и каковы его характеристики?

Посуда и предметы декора из хрусталя мало кого оставляют равнодушным, поскольку такие изделия выглядят по-настоящему изысканно. Многих интересует вопрос о том, что такое хрусталь и каким образом его изготавливают.

История

Есть сведения о том, что первооткрывателями такого материала, как хрусталь, или свинцовое стекло, стали англичане. Так, в 1615 году в Англии по инициативе Короля Якоба Первого было запрещено использование древесины во всех сферах производства, за исключением судостроения. Это привело к тому, что владельцы заводов, занимающихся производством стекла, заменили древесину углем. Однажды опытным путем было обнаружено, что в угольной печи стекло теряет свой цвет и становится совершенно прозрачным. В ходе экспериментов над стеклом в 1676 году мастером Г. Равенскрофтом был открыт хрусталь — прочный материал, являющийся комбинацией стекла и оксида свинца.

Хрустальные стаканы и фужеры

Хрустальное стекло обладает такими свойствами:

  • устойчивость к воздействию кислот;
  • повышенная плотность;
  • высокий показатель преломления;
  • мелодичный звук.

Плотность хрусталя составляет в среднем 3,6х10³ кг/м³.

Хрусталь сложно изготавливается, ведь производство такого материала требует колоссальных затрат времени и сил. Производство хрусталя состоит из таких этапов:

  1. Сперва расплавляют шихту, представляющую из себя смесь песка, оксида свинца и поташа (причем все ингредиенты должны быть взяты в строго определенных пропорциях).
  2. Компоненты плавятся в специальной печи при температуре свыше 1500 градусов Цельсия.
  3. После из хрусталя выдувается изделие необходимой формы. Затем его отправляют в специальную печь для отжига. Внутри нее изделие обрабатывается под воздействием постепенно снижающейся температуры (за 1,5 часа она падает с 700 до 50 градусов).
  4. Ценный хрусталь поддается экспертной оценке, в процессе которой проверяется наличие таких дефектов, как кривизна, пузырьки, трещины и другое.
  5. Последним этапом в изготовлении изделия из хрусталя является его декоративное оформление — нанесение гравировки и т. д.

Особенности

Чтобы понять свойства этого материала, необходимо разобраться в таком понятии, как сорт хрусталя. Он зависит от состава этого материала. Бывают такие сорта хрусталя:

  1. Классический: в таком материале содержится 24% оксида свинца. Именно такой состав стекла и способствует возникновению специфического мелодичного звона. Классическим также считается сорт хрусталя, в котором часть оксида свинца достигает 30%.
  2. Малосвинцовый: такой хрусталь содержит до 24% оксида свинца.
  3. Бариевый: в составе такого хрусталя содержится минимум 18% оксида бария.
  4. Богемский: для производства такого сорта хрусталя применяется не свинец и барий, а стекло, состоящее из кальция и калия.

Горный хрусталь

Многих людей интересует вопрос о том, является ли хрусталь вредным, ведь в его составе присутствует свинец — химический элемент, который известен своими угрожающими здоровью человека свойствами. На самом же деле любой сорт хрусталя считается безопасным, ведь свинец, вступающий в реакцию с оксидом, теряет свои опасные для человека свойства.

Изделия из хрусталя, особенно если это элитный материал, характеризуются высокой стоимостью, в частности если речь идет о хрустале ручной работы. Элитный хрусталь производится в таких странах, как Чехия, Россия и Германия.

Изучая вопрос о хрустале, можно встретить информацию о горном хрустале. Что представляет из себя этот материал и применяется ли он в изготовлении посуды и предметов декора? Сразу же следует сказать, что горный хрусталь — это не сорт хрусталя, полученного в условиях промышленного производства, а прозрачный кварц, который можно найти в речных отложениях, в частности, в гальке. Горный хрусталь применяется в ювелирной промышленности в качестве сырья для изготовления декоративных вставок в драгоценные украшения.

Главной сложностью, возникающей в процессе выбора и покупки изделий из хрусталя, является то, что этот материал во многом напоминает обычное стекло. Чтобы отличить один материал от другого и не заплатить баснословную сумму средств за стекло, следует знать о различиях между стеклом и хрусталем:

  • хрусталь непросто разбить;
  • если при рассмотрении материала сквозь лупу визуализируются пузырьки, то это говорит о том, что приходится иметь дело со стеклом;
  • стекло, в отличие от хрусталя, обладает хорошей теплопроводностью, поэтому оно за считаные секунды нагревается от тепла человеческих рук;
  • если рассматривать предметы сквозь стекло, то они будут казаться слегка увеличенными.

Чтобы купить настоящий хрусталь, а не его подделку, предпочтение стоит отдавать крупным специализированным магазинам.

dedpodaril.com

Все о хрустальной посуде

Ни одно торжество не обходится без красивой сервировки стола элегантными бокалами. Если в советские времена посуда из хрусталя и стекла считалась дефицитом, то сейчас ее могут позволить все. Однако сегодня хрусталь не так популярен как раньше и на его место пришла более прочная и легкая утварь. С чем это связано? И все ли мы знает о благородном хрустале?

Хрусталь — это

Хрусталь является одной из разновидности стекла. Хрусталем можно назвать также и чистое качественное стекло. Современному стеклоделию более чем 5 тысяч лет, а технология производства осталась все такая же и не претерпела особых изменений. Любой алкогольный напиток — вино или шампанское — приобретает совсем иное «звучание», когда им наполняется хрустальный бокал.

История возникновения хрусталя начинается с XVII века в Англии. Здесь в состав стекла стали добавлять свинец, который придавал хрусталю прочность и блеск. Стенки сосуда обладали большим коэффициентом преломления света, а потому можно было наблюдать все цвета радуги. Благодаря своей прочности хрусталь легко поддается огранке. Обычно все сырьевые компоненты варятся при температуре 1500 градусов по Цельсию. После жидкую форму стекла обрабатывают вручную или при помощи специальных машин.

Обычное же стекло получают путем соединения окиси разных металлов с кварцем. Главный составной элемент — это двуокись кремния, которую получают из кварцевого песка. Раньше также добавляли либо мел, либо известь, чтобы стекло было тонким и имело лучший блеск. Сейчас данная технология не применяется или в редких случаях.

Традиционно хрустать обрабатывают алмазной гранью, так как материал более мягкий и лучше поддается изменениям. Применяют и метод украшения — гравировку, а полученный при этом рисунок нельзя полировать. Любой нанесенный узор никак не отражается на вкусе алкоголя.

Виды хрусталя

  1. Свинцовый. В составе присутствует окись свинца до 36%. Этот тип хрусталя появился около 350 лет назад в Лондоне. Имеет неоспоримые преимущества: невозможно разрушить кислыми жидкостями или содержащими в составе щелочь или спирт, абсолютно безопасен для здоровья и не выделяет вредных веществ. Варится он при температуре 1500 градусов.
  2. Горный. Самый природный кварц, который нашли высоко в горах и принимали по началу за окаменевший лед. Горный хрусталь отличается своим блеском, прочностью, прозрачностью и привлекательным внешним видом. Не зря сейчас этот вид благородного камня применяется для изготовления линз, ювелирных изделий и дорогой утвари. Существует и так называемый Дымчатый хрусталь или Раухтопаз, имеющий серо-коричневые оттенки. Морион — интереснейший вид черного хрусталя.
  3. Бариевый. По своему составу и качествам напоминает свинцовый, только здесь вместо свинца — барий.
  4. Богемский. Хрусталь, не содержащий свинец, и являющийся калиево-кальциевым стеклом.

Что придает цвет?

Хрусталь может быть как прозрачным, так и цветным. Свою оттеночную окраску он получает с помощью специальных добавок в свой состав. Например, синий получается благодаря добавлению кобальта, красный — кадмия или золота, если добавить кремний, то получится розовый хрусталь, если железо — желтый или голубовато-зеленый, окись меди и оксилы марганца дают фиолетовый и зеленый оттенки. При добавлении чистого марганца получим ярко-желтый цвет, травянисто-зеленый — при хроме, желто-зеленый — при уране.

Для украшения хрусталя применяют некоторые виды декорирования. Это в первую очередь украшение с помощью золота (самый распространенный). Берется фольга и вплавляется внутрь стекла или покрывается снаружи. Более простой способ и бюджетный — роспись окисью золота. Вторым способом декорирования является травление (сатинирование). Травлению подвергают или всю поверхность, или только рисунок. В основе техники — обработка плавиковой кислотой, которая делает стекло более блестящим. Для любителей матовой поверхности применяют технику матирования с помощью острозернистого песка.

Уход и меры предосторожности

Как и любая хрупкая посуда, бокалы из хрусталя требуют уход. Чтобы не потерять блеск и цвет всегда оставался таким ярким необходимо следовать некоторым советам:

  • При небольших загрязнениях подойдет обычное средство для посуды и мягкая безворсовая ткань.
  • Если в воду добавить пару капель уксуса или спирта и протереть этим раствором хрусталь, то он снова засверкает как новый. Протирать рекомендуется тканью из вельвета или бархата. Они не оставят разводов.
  • Хрусталь, который долго не вынимался из серванта и покрылся толстым слоем пыли нужно положить в воду, где ранее варился картофель. После насухо вытереть.
  • Мутные разводы поможет убрать раствор из соли и уксуса. Это касается в первую очередь хрустальных ваз, где стояли цветы.
  • Запомните! Чтобы хрусталь не помутнел — не мойте его в горячей воде.
  • Налет от вина можно убрать, если в графин налить немного теплой мыльной воды. Добавить чуть соды и дать настояться. После хорошенько встряхнуть и ополоснуть.
  • Во избежание подтеков на посуде, ее не оставляют сушиться, а тщательно протирают салфеткой или полотенцем.
  • Наполните свою жизнь новыми вкусами элитного алкоголя с магазином «WineStreet»!

winestreet.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"