Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Исторический тип мировоззрения это термин


3. Исторические типы мировоззрения

47

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА № 1: ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

ПЛАН:

  1. Статус и роль философии в современной культуре.

  2. Понятие мировоззрения, его структура.

  3. Исторические типы мировоззрения.

  4. Предмет, методы и функции философии.

  1. Статус и роль философии в современной культуре.

Первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к мудрости.

Сам термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости (Phileo – люблю и Sophia – мудрость).

Объяснение и закреплние в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы – это, по его мнению, люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль.

Основой философии является мировоззрение.

В мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от, так называемой, жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно практическим уровнем.

Философия – та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место нем представлены в виде теорий, понятий умозаключений.

  1. Понятие мировоззрения, его структура и функции

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем понимании Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

Основные функции мировоззрения:

- миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.

Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.

Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Есть три типа мировоззрения: - обыденное, – религиозное, – и философское.

Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.

Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.

В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Философия как мировоззрение прошла три этапа развития :

космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.

  1. Предмет, методы и функции философии.

Философия – это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой..

Объектом изучения философии является бытие в целом. Предмет философии составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявления бытия.

Философия – это наука о наиболее общих закономерностях развитиях природы, общества и мышления. Эти закономерности и являются предметом философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.

Философия исследует : 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; систему «Человек – мир» в целом и состояние в котором она находится. Если научное знание является точным. однозначным, и поэтому общепринятым для всех людей, то философское знание является полифоничным, плюралистичным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные неодинаковые ответы, которые имеют равнозначное значение. Иначе говоря в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания – это «софийное», знание, понимаемое как мудрость. Наука отвечает на вопрос «почему», а философия – на вопрос6 «для чего, с какой целью»

В ходе развития философии представления о предмете менялись. Каждая эпоха давала ответ на этот вопрос. Для греческого мыслителя Сократа философия была искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мир идей, который он противопоставлял миру материи. Философия по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. В средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. С точки зрения немецкого философа И. Канта философия должна стать учением о последних целях человеческого разума. Марксизм определяет философию, как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Философские системы всегда несут отпечаток времени.

Философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее точно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек?

В процессе развития философии сформировались такие философские дисциплины как: онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного (т.е. доказательного) мышления; философия истории – раздел связанный с интерпретацией исторического процесса; этика – учение о морали, нравственности; эстетика – наука о прекрасном, философия искусства.

Методы философии. В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата.

Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижение всех наук и культуры в целом. Основными методами с помощью которых осуществляется философское знание, являются:

– Диалектика – метод философского исследования, согласно которому мир находится в процессе изменения и развития. Вещи рассматриваются критически. последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития.

– Метафизика – метод противоположный диалектике – объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно. В этом методе абсолютизируется постоянство мира, остаются в тени источники его развития.

Функции философии. Основными функциями философии являются:

– Мировозренческая функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.

– Методологическая функция – абстрактно- теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком.

– Гносеологическая функция – регламентирует механизм познания – правильное и достовернон познание окружающей действительности.

– Мыслительно-теоретическая функция – учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность.

– Критическая функция – проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип – подвергать все сомнению.

– Аксиологическая функция – оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных нравственных, и т.п.)

– Социальная функция – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению.

Воспитательно-гуманитарная функция – прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.

Прогностическая функция – основана на способности философских знаний прогнозировать развития, материи, сознания, человека, природы и общества.

Список рекомендуемой литературы

  1. Философия под.ред. Я. С. Яскевич – Мн., 2006.

  2. История философии под ред. С. П. Кулика. – Мн., 2007.

  3. Философия под ред. Ю.А. Харина – Мн., 2006.

  4. Берков В. Ф. Философия и методология науки – Мн., 2004.

  5. Мартынов М.Г., Кравченко Л. Г. Философия. – Мн., 2007.

  6. Яскевич Я. С. Философия в вопросах и ответах. – Мн., 2003.

  7. Философский энциклопедический словарь. – М.,1989

  8. Чуешов В. И. Введение в современную философию – Мн., 1997.

. ТЕМА № 2: Эволюция философской мысли в истории культуры.

ПЛАН:

  1. Философия Древней Индии и Древнего Китая.

  2. Античная философия.

  3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

  4. Европейская философия Нового времени.

  5. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века.

  6. Русская философия.

  7. Белорусская философская и общественно-политическая мысль 1Х-ХХв.

studfiles.net

1.Мировоззрение и его исторические типы

Вопросы:

  1. Мировоззрение и его исторические типы.

  2. Предмет философии. Функция, структура и методы философского знания.

  3. Античная натурфилософия, ее представители.

  4. Сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля.

  5. Номинализм и реализм — основные течения средневековой схоластической философии.

  6. Эпоха Возрождения о сущности человека.

  7. Пантеистическая концепция бытия эпохи Возрождения (Н.Кузанский и Дж.Бруно).

  8. Эмпиризм и рационализм - основные методологические направления в европейской философии Нового времени.

  9. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж.-Ж.Руссо).

  10. Гносеологическое учение И.Канта.

  11. Понятие «Категорического императива» в этике И.Канта, его содержание и сущность.

  12. Основные принципы и положения онтологии и гносеологии Гегеля.

  13. Онтологическое и гносеологическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса.

  14. Сущность материалистического понимания истории в учении К.Маркса и Ф.Энгельса.

  15. Мир как воля и представление (А.Шопенгауэр).

  16. Славянофилы и западники как две альтернативы в русской философии XIX-XXвеков. Их основные идеи и цели.

  17. Русская религиозная философия конца XIX-началаXXвеков (Н.Бердяев, П.Флоренский и др.).

  18. Основные положения экзистенциалистской концепции бытия.

  19. Понятие психики и ее структура в учении З.Фрейда.

  20. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи.

  21. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи.

  22. Проблема причинности в философии. Детерминизм и индетерминизм.

  23. Пространство и время как философские категории. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

  24. Познаваемость мира и проблема истины в философии.

  25. Специфика научного знания и его функции.

  26. Общество и его структура. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

  27. Проблема сознания в науке и философии.

  28. Человек и общество. Феномен массы.

  29. Понятие культуры и цивилизации. Возможности культуры для самореализации человека.

  30. Свобода и ответственность как модусы бытия человека.

Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. М. имеет огромное практическое значение, т.к. оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия. Научное М., раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Реакционное, античное М. служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение. Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское М., философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное М., т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

1)Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.

2) Религия - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы.

3) Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс отделения наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.

studfiles.net

философия и мировоззрение, исторические типы мировоззрения

Мировоззрение — система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем.

Исторические типы мировоззрения:

1-мифологическое

2-религиозное

3-философское

Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение– это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

Вторая форма мировоззрения – религиозное. Оно вырастает на базе мифологического. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. В религиозном мировоззрении есть разделение на знание и веру. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

В философском мировоззрениис древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д.

Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Опирается на разум человека.

Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы. Философия размышляет не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, как должен жить человек, как должно быть устроено общество и т. д. Все сказанное показывает сложность философского знания, объясняет существование разнообразных философских учений (которые часто противоречат друг другу).

2 Вопрос: предмет и функции философии, структура философского знания

Предмет философии-это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающаяв отношениях с другими вещами или явлениями

Объекты или предметы могут быть:

1-материальными-вещи, явления

2-идеальными-понятия, мысли, идеи, дух, субстанция

Функции философии:

Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция— объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества

Структура философского знания:

-онтология(учение про общие принципы и основание всего сущего-бытие)

-гносеология(теория познания)

-философская антропология(учение о человеке)

-социальная философия(учение об обществе и культуре)

-аксиология(учение о ценостях)

studfiles.net

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Подробности Категория: Учебные материалы по философии

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов  и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей). 

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

studfilosed.ru

Исторические типы мировоззрения — Мегаобучалка

Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре

1. Сущность и структура мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.

***

Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia — мудрость). Впервые этот термин был употреблен древнегре­ческим философом Пифагором в V в. до н.э. Чтобы понять специфику фило­софии как особого способа духовного освоения мира, необходимо обратиться к собственно философским (метафизическим) вопросам: Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действи­тельности? Есть ли выходящий за их пределы смысл существования мира, общества, человека?

Специфику философских вопросов можно выразить так, как это сделал И.Кант:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

Приведенные вопросы показывают, что философия включает в себя достаточно серьезные знания о мире, носящие самый общий характер, и вме­сте с тем — оценочные моменты, связанные с выражением отношения чело­века к миру и самому себе.

Следовательно, для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие миро­воззрения.

Сущность и структура мировоззрения.

Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться сис­тематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соеди­нены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности миро­воззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уров­нях мировоззрения — мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень — мировосприятие).

Под первым понимается стихийно складывающаяся способность чело­века ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть ос­нована на бессознательных процессах.

Миропонимание — более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропони­мание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретиче­ское. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.

Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представ­ления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

В зависимости от способа понимания мира выделяют также образно-эмоциональное и логико-понятийное мировоззрение. Первое содержит об­разы, связанные ассоциативно, второе оперирует абстрактными понятиями, взаимосвязанными логически.

Если уровни мировоззрения отражают определенную иерархию, вер­тикальную» его структуру, то компоненты — «горизонтальную» структуру, элементы которой не находятся в отношениях подчинения. Можно выделить два основных компонента мировоззрения — познавательный и ценностно-нормативный (хотя иногда выделяют и больше).

Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.

Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, цен­ности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоз­зрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.

Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.

Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.

Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из жи­вотного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходи­мость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология).

Миф — попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противо­речий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ри­туалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драмати­ческими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в трудно­доступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят чело­веческие количественно, но не качественно.

Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, бо­лее совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.

Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой ду­ховной жизни человека. Эмоционально-образное видение мира, построен­ное на игре воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, ор­гани­чески присуще детям, художникам и поэтам. Более того, философская мысль XX века испытывает особый интерес к мифу в его исторических и со­времен­ных формах. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основы­вается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценно­стей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Массовое созна­ние искренне верит в реальность этих феноменов и испытывает мучительный душевный дискомфорт, когда очередная утопия, воспринимаемая долгое время как истина в последней инстанции, обнаруживает себя. Примеры со­временных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная ис­ключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.

Многие представители современной философии считают, что сложив­шиеся в мифологии структуры продолжают до сих пор определять способы освоения мира человеком (так считает, например, Клод Леви-Строс).

Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абст­рактный уровень.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуали­стично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта — вера в существование Бога (или богов). Бог трансцендентен миру, т.е. находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и явля­ется гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека («пути Господни неисповедимы»). Бог — пре­дельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика (подобие Бога в человеке — бессмертная душа) и непознаваемая. Праведник может получить откровение, содержащее информацию о божественной сущности, но само­стоятельно, при помощи собственного разума, познать ее не может никто. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом (само слово «религия» производится от латинского religio — воспроизведение связи) при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содер­жит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Перво­бытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.

megaobuchalka.ru

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся за действительное.

Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения.

Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая», которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321).

В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».

Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.

Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.

studfiles.net

1.3. Исторические типы мировоззрения

Обыденное мировоззрение. Иначе его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повседневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складывается стихийно, не требует специального обучения. Выражается в пословицах, поговорках, притчах, баснях и т.п. образцах народной мудрости. Его носителями, в той или иной степени, являются все взрослые дееспособные люди. Обыденное мировоззрение хорошо отражает насущные нужды и проблемы людей. Помогает ориентироваться в жизни и решать каждодневные проблемы на основе выработанного веками опыта предков. Но у него немало и отрицательных сторон: оно ограничено, противоречиво (причем эта противоречивость невыявленная, неосознавемая самими носителями этого мировоззрения), эклектично.

Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности.

Приведите примеры проявления обыденного мировоззрения.

Подумайте, какими путями оно передается.

В новых, нестандартных ситуациях, при необходимости осмысливать глобальные, выходящие за пределы повседневной жизни проблемы, обыденное мировоззрение оказывается бессильным. Здесь необходимо специализированное мировоззрение. Оно более полное, глубокое и менее противоречивое по сравнению с обыденным. Именно поэтому само по себе оно не возникает и требует специального обучения, передачи знаний и способов осмысления мира. Носителями его являются особые люди, «специалисты».

Почему при характеристике специализированного мировоззрения мы используем cравнительную, а не превосходную степень?

Приведите примеры ситуаций и проблем, которые не может

осмыслить обыденное мировоззрение.

Типами специализированного мировоззрения являются мифология, религия, философия. Перед тем как давать характеристику этим видам мировоззрения, сразу отметим, что, раз появившись, они не исчезают, а видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, наслаиваются друг на друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.

1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения

Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но, при этом, они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно ориентироваться, а, значит, и действовать. Поэтому первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии.

В то время люди объясняли мир по аналогии с собой. Все казалось им одушевленным, таким же живым, чувствующим и думающим, как сами люди. И все в мире связано между собой кровнородственными узами. С тех пор мы говорим: «мать –сыра земля», «животные – меньшие братья». Когда-то люди понимали эти выражения буквально.

Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всех его умений и навыков, существование всего на свете. Это было еще не знание в современном смысле этого слова, а, скорее, мироощущение, чувственное переживание единства с миром, природой.

Мифы объединяли общество, задавая нормы, традиции, устанавливая определенный порядок.

При этом поддерживается гармония между человеком и природой, обществом и индивидом, обеспечивается внутреннее согласие человеческой жизни.

Первобытный человек воспринимал себя как одушевленное существо среди других одушевленных существ, на которые можно влиять, если иметь определенные способности и знания. Практической стороной мифологии была магия – изменение окружающей действительности в нужную для человека сторону при помощи потусторонних сил.

В современном мире сохраняется древняя мифология и возникает новая, на современном материале, но по тем же древним законам. Мифы, их влияние и проявление встречаются во всех сферах нашей жизни.

В быту это сказки. Сказки – обломки древних мифов и по сию пору хранящих заветы предков («сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»). Это былички – коротенькие рассказы о встречах с таинственным и чудесным. Раньше в таких рассказах фигурировали ведьмы, лешие, привидения, а теперь - НЛО, инопланетяне, «барабашки». Это суеверия, связанные с представлениями о том, что нас окружают различные зловредные силы и для защиты от них нужно знать определенные приемы – стучать по дереву, плевать через плечо и т.п. Многие обряды и обычаи уходят своими корнями в глубокую древность (похоронные, поминальные, свадебные). Процветают в наше время и магия с колдовством.

Искусство – еще одна область, где мы часто встречаемся с мифологией. Это широкое использование мифологических образов и сюжетов. Зевс, Афродита, Дионис – эти имена хорошо известны современному человеку, их используют поэты, писатели, художники. Современный кинематограф также часто использует старые мифы, а также творит свои. Только мифологизируется уже не природа, а техника (Терминатор, робокоп и т.п.), космос, подсознание. В мифологии всегда важное место занимали герои – полубоги, помощники и защитники людей. Раньше это были Геракл, Прометей, а теперь – супермен.

Наука и паранаука. Латинская приставка «пара» означает «вокруг», около». Современная наука, действительно, окружена множеством мифов, изложенных при помощи научных терминов. Экстрасенсорика, телекинез, Бермудский треугольник, тайны египетских пирамид и многое другое «объясняется» псевдонаучными «теоретиками». Древнему человеку не хватало знаний – у современного человека их слишком много, он не успевает их переваривать и усваивать (тем более, что для этого нужно много сил и времени). Жажда таинственного и чудесного с одной стороны и выгодность обмана, сенсации с другой стороны также способствуют мифологизации сознания.

Политика также часто мифологизирована. Многие идеологии сознательно и неосознанно прибегают к мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские мифы, используя их образы и праздники для пропаганды своих идей. Гитлеровская верхушка увлекалась мистикой, окружая себя предсказателями и астрологами. Свастика – древневосточный символ солнца и плодородия.

Сталинизм с его культом вождя, всесильного, всемогущего и всезнающего, переименованием улиц, городов (в мифе имя и его носитель неразрывно связаны – изменение имени ведет к изменению сущности предмета), учением о коммунизме как новом мире – также пронизан мифологией.

Эти мифы развенчаны (хотя для многих еще сохраняют свою притягательность), но на смену им приходят другие: миф о Западе как «земле обетованной», мифы о «России, которую мы потеряли» (для кого-то «потерянным раем» выступают годы застоя, для кого-то – дореволюционное самодержавие).

Уничтожить мифы и утопии в общественном сознании невозможно. Но надо учиться жить с ними, не живя по ним, развивать критическое, продуктивное отношение к этой стороне нашей жизни.

Приведите примеры суеверий и докажите их связь с мифологическим пониманием мира.

Какие мифы наиболее распространены в современном российском обществе?

Есть ли у мифосознания положительные стороны? Какие?

Зачем современному человеку изучать мифологию?

studfiles.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"