Психика: общая характеристика, развитие, структура. Характеристика психики


ее особенности, функции и роль

Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.

1

Функции психики

В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.

Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.

За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:

2

Важность для человека

В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.

Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.

Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.

3

Процессы

Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.

4

Состояния

Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.

  1. Эмоциональные. Испытуемые чувства.
  2. Активационные. Показатель активности или пассивности человека.
  3. Временные. Длительность состояния.
  4. Тонические. Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.

5

Свойства психики

Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.

Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.

Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:
  1. Жизненная позиция. Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
  2. Характер и темперамент. Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
  3. Способности. Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.

6

Психические явления

Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.

Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».

Название явления
Описание
Подсознание Это собрание всех устремлений, которые по тем или иным причинам ушли из сознания. Современные психологи очень часто наблюдают конфликт подсознания с сознанием.
Предсознание «Станция переправки» из бессознательного в сознательное. Проявляется спонтанным потоком ассоциаций, мыслей и образов. Наряду с мышлением сюда относят и случайные чувства.
Сверхсознание Это сформированные усилием воли образования, позволяющие, например, регулировать соматические функции (чудеса йогов с раскаленными углями и остановкой сердца).

7

Причины нарушения психических функций

Самой очевидной причиной является травмы головы, опухоли и прочие физические отклонения. Но дело не только в «физике». Расстройства и потрясения также способны влиять на психическое состояние человека. Во главе стоит целостность нервной системы. Выделяют несколько типов нарушений. Каждое из них имеет свои причины и характерные свойства.

  • Расстройства памяти и внимания.
  • Мышления.
  • Работы сознания.
  • Расстройство личности.
  • Движений и координации.
  • Восприятия.
  • Эмоционального состояния.
  • Интеллекта.

Заключение

Заключение

Психика – до конца не изученная область. Осознание человеком каждого побуждения также практически не возможно. Такой эффект достигается в измененных состояниях сознания, что с точки зрения психологии, тоже можно считать отклонением. На психику человека могут повлиять много факторов: среда обитания (город и общество), состояние физического здоровья и даже система питания (еще в 18 веке Филипп Пинель установил связь между мозгом и кишечником).

Высокомерное отношение к незначительным факторам могут привести к серьезным нарушениям, если вовремя не повлиять на ситуацию.

Чтобы психические расстройства не отравляли жизнь, нужно соблюдать «психическую диету» – ограничивать поток лишней информации, развивать позитивное мышление и осознанность.

РОМАН ДЯЧЕНКО, специально для Evrikak.ru

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась инструкция?

0 Да Нет 0

Еще инструкции на эту тему:

evrikak.ru

5. Мозг и психика.

1. Предмет психологии, её структура и место в системе наук.

Психология (греч.psyche-душа,logos-учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений. Предметом изучения психологии являются психика и психические явления. Психикой обладает не просто живая материя, а та, которая имеет специфические органы (нервную систему, нервные узлы и т.д.).Психические явления делятся на 3 класса:

  • Психические процессы: Познавательные (ощущения, восприятия, память, представления, воображение, мышление, речь). Эмоциональные (возбуждение, радость, злость и др.). Волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба и др.).

  • Психические состояния (подъём, угнетённость, страх, бодрость, уныние и др.).

  • Психические свойства (темперамент, способности, характер, мастерство).

Главная отличительная способность психических процессов – они имеют начало, течение и конец.

Иногда, как самостоятельную, выделяют ещё одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. Они протекают вне контроля со стороны сознания.

Современная психология связанна со многими другими науками, изучающими человека.

С философией. Психология стала самостоятельной наукой в 19в. Но и сегодня существуют проблемы, которые рассматриваются с позиции, как психологии, так и философии. Это проблемы – понятие личного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

С социологией.Психология использует в своих экспериментальных исследованиях приёмы сбора научной информации - это опрос и анкетирование.

С педагогикой и историей. Использование в психологии исторического метода - суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие. Современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

С техническими науками. Это обусловлено тем, что человек является участником всех технологических и производственных процессов. Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.

С медицинскими и биологическими науками. Знания, полученные физиологами и биологами, используются для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определённых ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания.

2. Роль психологии в жизни отдельного человека и общества. Понятие психологической культуры.

Психологическая культура– это способность и готовность решить проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития. Общая психологическая культура личности - это составная часть базовой культуры личности, позволяющая ей эффективно самореализовываться и самоопределяться в жизни, способствующая саморазвитию и удовлетворённостью жизнью.

На уровне человека психика нужна, чтобы управлять своим поведением. Нам от природы даны натуральные психические функции, но для управления своим поведением необходимо перейти к ВПФ. Значение психологии состоит в том, что её знание:

-- позволяет человеку лучше познать самого себя;

-- облегчает взаимопонимание людей;

-- способствует эффективному общению;

-- повышает качество обучения и воспитания;

-- облегчает правильный выбор профессии;

-- укрепляет семью;

-- интенсифицирует труд и учёбу;

-- помогает руководить другими людьми и т. д.

Человек живёт в обществе и строит с ним определённые отношения. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей. Под социальными группами понимаются общности с определённым количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемые общими интересами, нормами жизни и отношений, традициями.

Психологиярешает задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления. Психология проявляется как совокупность типичных для человека способов поведения, общения, познания окружающего мира и т.д.

3. Психика в свете теории отражения.

Психика– это отражение мозгом реальной действительности. Научная психология объясняет психику как проявление работы мозга. В основе работы мозга лежит рефлекс (лат. – отражение), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. Рефлекс представляет собой замкнутое кольцо или спираль, расширяющуюся в результате обратной информации, которая может потребовать уточнения движений органов тела. Не чувствуя положения своего тела в пространстве, человек не мог бы стоять или сидеть. Даже самому простейшему живому организму свойственна простейшая форма отражения среды –раздражимость, которая является физиологической формой отражения. На ее основе и развивается психическая форма, принявшая у человека его высшую форму –сознание. Отражение не может существовать без отображаемого. Обладающий сознанием человек отражает окружающий мир. При этом внешнее преломляется через его внутренний мир, через его психику: чувства, знания, опыт, отношения, стремления.

Особым, недавно только открытым видом отражения является опережающее отражение. Оно даёт возможность человеку – предвидеть результаты намечаемых на будущее действий, поступков. Без опережающего отражения человек не может организовать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия.

Психология, как и каждая наука, имеет свой предмет. Предмет психология– это понятия, раскрывающие закономерности психики как формы психического отражения действительности.

4. Классификация психических явлений.

Психические явления делятся на 3 основные класса:

- Психические процессы личности. Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Главной особенностью является то, что они имеют начало, течение и конец, т.е. обладают динамическими характеристиками.Психические процессы могут быть разделены на 3 группы:

  • Познавательные. Это ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

  • Эмоциональные. Это аффекты, эмоции, чувства, настроение и эмоциональный стресс.

  • Волевые. Это принятие решений, преодоление трудностей, управление своим поведением и др.

Иногда как самостоятельную выделяют ещё одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. Эти процессы протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

- Психические состояния личности. Характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать длительности или тормозить её. К психическим состояниям относят: подъём, угнетённость, страх, бодрость, уныние.

- Психические свойства личности. Это особенности личности, обеспечивающие определённый количественный и качественный уровень деятельности человека. К ним относят: направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории накопления психологических знаний, в результате чего появлялись всё новые её варианты. Этой проблемой занимался И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил И. П. Павлов, открывший явление условно - рефлекторного научения.Сеченов полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и представляют собой сложные рефлексы. Психофизиологами Е.Н. Соколовой, Ч.И. Измайловой было предложено понятиеконцептуальной рефлекторной дуги, состоящей из 3 систем нейронов:

  • афферентной (сенсорный анализатор) - обеспечивает получение и переработку информации.

  • эффекторной (отвечающей за органы движения) - обеспечивает выработку команд и их выполнение.

  • моделирующей - осуществляет обмен информацией между первыми двумя.

Существуют и другие теории. Теория функциональных систем П.К. Анохина - поведение невозможно без одновременного участия психических и физиологических процессов. Взаимосвязь психики и мозга рассматривал А.Р. Лурия – предложил выделить блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддерживания уровня активности. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и, предназначен для процессов получения и переработки информации. Третий блок обеспечивает функции мышления. Эти структуры находятся в передних отделах головного мозга.

Сегодня не возникает сомнения в том, что между мозгом и психикой существует определённая связь. Однако до сих пор продолжает обсуждаться проблема, известная с конца 19 века как психофизиологическая.

6. Психика и её свойства.

Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности в процессе взаимодействия с внешним миром.

Функции:

1. Информативная - отражение окружающей действительности.

2. Активная – обеспечение целостности организма.

3. Регулятивная – регуляция поведения. - Эти функции связаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей среды.

Психика характеризуется рядом особенностей:

- даёт возможность адекватно отражать окружающую действительность;

- формируется в процессе активной деятельности человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется в ходе онтогенеза;

- носит опережающий характер, является результатом накопления и закрепления опыта;

3 Составляющих, которые опосредует формирование психики

I- разнообразие внешнего мира;

II- полноценное действие мозга;

III- взаимодействие с людьми. Активная передача новым поколениям человеческой культуры и специфических особенностей.

7.Возникновение и развитие психики в филогенезе.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Этапы развития психики у животных:

1. Настадии чувствительностиживотное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, его поведение определяется врожденными инстинктами.

2. Настадии предметного восприятия отражение действительностиосуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. Стадияинтеллектуальной психикихарактеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом (способность обходить препятствия ит.д.).

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем у животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи. Это является следствием развития мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми.

studfiles.net

Психика: общая характеристика, развитие, структура

1. Развитие психики в филогенезе. Психика и деятельность.

2. Сознание как высший уровень развития психики.

3. Сознательный и бессознательный уровни в психике человека.

 

1. Общая характеристика психики. Психика и деятельности человека

 

1. Психика как свойство высокоразвитых организмов сформировалась в процессе эволюции с тем, чтобы стать основой их саморегуляции и активности во взаимоотношениях с окружающей средой. Основные принципы формирования и функционирования психики человека, а следовательно и ее изучения — единство психики и деятельности, ее индивидуальный, личностный характер, и ее целостность. В каждом психическом акте присутствует сознательный и бессознательный уровни. В каждом психическом акте сочетаются познавательный, эмоциональный и побудительный аспекты.

Психика формируется в процессе реальной жизнедеятельности. … И вместе с этим формируется определенная специфически человеческая форма пребывания человека в окружающем его мире. Человеческая деятельность предполагает активное отношение к миру. Содержанием деятельности является целесообразное преобразование мира. Этим деятельность отличается от жизнедеятельности.

Признаки деятельности:

1) сознательность;

2) социальность;

3) предметность;

4) целенаправленность.

Деятельность — единство внешнего и внутреннего, сознания и поведения. Деятельность и психика — не два отдельных аспекта человеческой жизни — они образуют органичное целое. Деятельность — исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика — ее производная и одновременно ее неотъемлемая сторона.

2. Сознание — высший уровень организации психики человека как социального существа. Признаки сознательного существа: выделение себя из окружающей действительности, отражение действительности в форме психических образов, регуляция целенаправленной деятельности, предвосхищение деятельности (мысленное представление и предвидение итогов), контроль и управление. Признак и условие возможности сознаваемости чувственных образов — возможность их расщепления. ( А.Н. Леонтьев)

Каждый человек обладает сознанием — способностью осознанно воспринимать окружающий мир и собственные переживания. К сфере проявления сознания относятся способность человека к абстрактно-логическому мышлению, осмысление прошлого опыта и размышления о будущем, постановка целей деятельности и их реализация, оценка событий, человеческих поступков и отношений.

Сознание представляет собой системное образование, совокупность мыслительных, чувственных, мнемических, эмоциональных, волевых психических процессов, свойств и состояний человека, включая самосознание как высшую инстанцию в регуляции человеческого поведения.

Существуют различные теоретические программы изучения сознания взападной и отечественной психологии, а также в различных школах: когнитивной, гештальтпсихологии, психоанализе и других. Несмотря на многообразие подходов, к основным характеристикам сознания все исследователи относят рефлексивность, экстравертированность (направленность сознаниявовне), самоуправление и самокотроль в деятельности сознания, неразрывную связь сознания с языком и речью, способность к коммуникации, т. е. кпередаче информации от одного субъекта к другому.

Как это ни парадоксально, сознание, являясь самым очевидным фактом личного опыта каждого отдельного человека, остается во многом загадочным явлением для современной психологии. Непроясненным остается вопрос о природе сознания.

Многие мыслители древности и некоторые современные исследователи пытаются вывести индивидуальное сознание из иноприродного источника — божественного, космического и т. п. В таком случае без ответа остается вопрос о происхождении внеличного сознания. В частности, представители трансперсональной психологии придерживаются квантово-полевой модели сознания, проявляющегося в психической структуре человека. Один из родоначальников этого направления С. Гроф считает, что при определенных условиях возможна идентификация любой личности с различными частями универсума, включая космос в целом. Этот феномен Гроф объясняет погружением индивидуального сознания (с использованием соответствующих методик) в глубины коллективного сознания, а также его способностью транслировать себя в глобальном измерении. Из-за невозможности экспериментальной проверки подобных гипотез наука отвергает их.

Психофизиологический подход к исследованию природы сознания отражает попытку ряда ученых объяснить психические явления физиологическими закономерностями. И. П. Павлов и И. И. Сеченов внесли большой вклад в изучение условно-рефлекторной природы психической деятельности. Павлову принадлежит открытие теории условно-рефлекторного научения. Н. А. Берштейн, К. Халл, П. К. Анохин предложили модели регуляции поведения с учетом взаимосвязи психических и физиологических явлений. Проблему локализации психических функций исследовал А. Р. Лурия. Он предложил выделить три относительно самостоятельных блока головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Однако установление корреляции между психическими и физиологическими процессами не выражает связи с содержанием сознания, не вытекающей из физиологических наблюдений.

Наиболее влиятельным и признанным в отечественной психологии является деятельностный подход к рассмотрению вопроса о сущности и происхождении сознания. Основатели и разработчики деятельностного подхода Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев утверждают, что главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей. Особенностями человеческой деятельности являются ее орудийный характер, опосредованность речью, осознание продукта совместной деятельности как цели. Именно через практически необходимое взаимодействие с другими людьми человек смог увидеть мир глазами другого человека, а благодаря этому — сформировать субъект-объектное отношение с миром, что и является сутью сознания. Сторонником деятельностного подхода к анализу психики является автор учебника «Психология» в трех книгах Р.С. Немов, который рекомендуется студентам как базовый.

Аналогичен возникновению коллективного сознания процесс формирования и развития индивидуального сознания ребенка в онтогенезе. Для его становления необходима совместная деятельность и активное общение со взрослым человеком. Осознание цели совместной деятельности ребенком происходит через становление речи и словесного обозначения цели взаимодействия взрослым.

Основные психические способности человека как существа, наделенного сознанием (характеристики сознания) – это способность к рефлексии, мысленное представление и воображение действительности (вне зависимости от непосредственной предъявленности этой действительности), ее осмысление и способность к знаковой коммуникации. Рефлексия означает направленность сознания на самое себя, способность человека отдавать себе отчет в протекании его внутренней, психической жизни, способность фиксировать и анализировать свои собственные психические процессы и состояния, управлять ими. При утрате («отключении») сознания (во сне, в состоянии гипноза и т.п.) такая способность теряется.

Результатом деятельности предметного сознания является знание человека о мире, результатом деятельности самосознания — его знания о самом себе и своих возможностях. Самосознание является высшей формой сознания человека как члена общества, оно формируется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Дальнейшее развитие человеческого сознания связано с расширением познания в различных видах познавательной деятельности. Этому процессу присущи: ускорение как результат высоких темпов научно-технического прогресса и специфические особенности культурных традиций.

Таким образом, сознание включает как отражение природы и общества субъектом сознания, так и отражение им самого себя, т.е. самосознание (рефлексию). Самосознание предполагает: осмысление субъектом форм и предпосылок своего мышления в процессе отражения одним человеком внутреннего мира другого человека.

3. Человек может осознавать, что он воспринимает, вспоминает, мыслит, испытывает эмоции; человек может осознавать, что именно он воспринимает, вспоминает и т.д. В то же время осознаваемость не означает, что он всегда осознает содержание своего психического акта, ни то, что он всегда осознает себя в этом процессе.

Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Бессознательное — форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности не расчленены, представлены как одно целое, реальность сливается с переживанием субъекта.

Признаки бессознательного отражения:

1.Невычлененность образа.

2.Нечувствительность к противоречиям.

3.Вневременный характер.

4.Отсутствие произвольного контроля действий субъекта и рефлексивной оценки их результата.

Проявления бессознательного:

1. Досознательная психическая активность ребенка и первобытного человека.

2. Неосознаваемые побуждения и установки.

3. Автоматические формы поведения.

4. Надсознательные явления — интуиция, озарение, догадка.

5. Субсенсорное восприятие.

6. Непроизвольные состояния и формы деятельности: аффекты, паника, непроизвольное запоминание.

7. Надындивидуальные архетипы, стереотипы коллективного сознания — индивидуально не осознаются, критически не оцениваются и не контролируются.

Современная психология признает: бессознательное влечение становится осознанным, когда осознан объект влечения; неосознанность обусловлена наличием противоположных (исключающих) тенденций психической жизни, связанных со значительными переживаниями и ценностями. Следовательно, процесс осознания – это процесс контролируемый и избирательный. Бессознательное проявляется в деятельности в формах, которые допускаются сознанием. И через анализ действия человек может осознать неосознаваемые до этого побуждения, предпочтения и т.д. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношения между задачами и способами их осуществления, которые складываются в самом процессе деятельности. Значение внутренней цензуры заключается в сохранении целостности внутреннего мира личности.

Бодрствующее состояние сознания характеризуется осмысленной деятельностью. Состояния бодрствования могут быть представлены в виде шкалы, нижнему уровню которой соответствует состояние пробуждения, а верхнему — эмоциональный экстаз. Наиболее продуктивная деятельность соответствует определенному диапазону на шкале. Нервное возбуждение, превышающее его, снижает адаптационные возможности организма. Интенсивность бодрствования отражается на процессах обучения и на продуктивности деятельности.

Американский физиолог Г. Фримен разработал теорию саморегуляции для обеспечения оптимальной деятельности человека. Избыток нервной энергии, вызванный чрезмерной психической активностью, можно снизить через речевые, двигательные и физиологические реакции организма. И напротив, недостаток психической активности можно компенсировать напряжением скелетных мышц, дополнительной физической нагрузкой, интеллектуальной деятельностью.

Отечественный психолог А. И. Ройтбок выявил значение режима дыхания в системе психорегуляции. Дыхание, состоящее из замедленного вдоха и энергичного выдоха, тонизирует нервную систему, повышает уровень бодрствования. Напротив, дыхание, состоящее из короткого вдоха и небольшой задержки дыхания, снижает тонус центральной нервной системы. Положительно влияют на регуляцию уровня бодрствования прослушивание стимулирующей музыки, глубокий сон.

Способность человека мобилизовать свои внутренние ресурсы для решения возникших проблем свидетельствует о высоком уровне саморегуляции. Напротив, неэффективность психической адаптации говорит о низком уровне саморегуляции психики.

Сон рассматривается в психологии как одно из измененных состояний сознания. Большинство людей проводят во сне треть своей жизни. Между тем, природа сна недостаточно изучена. Физиологические механизмы сна представляют собой торможение коры больших полушарий мозга, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в период бодрствования и снижения их возбудимости. Углубление сна сопровождается распространением торможения на более глубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые отделы.

По своим физиологическим характеристикам сон неоднороден и состоит из чередующихся периодов быстрого и медленного сна. Медленный сон (без сновидений) характеризуется уменьшением частоты дыхания и ритма сердца, общей релаксацией мышц и замедлением движения глаз.

При быстром сне активизируются физиологические функции, повышается двигательная активность спящего, глазные яблоки быстро двигаются, что свидетельствует о том, что спящий видит сновидение. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Он способствует восстановлению сил, энергии, во сне перерабатывается информация, полученная организмом в предшествующий сну период бодрствования, происходит целенаправленная подготовка физиологических систем к последующему периоду деятельности. Названные факторы свидетельствуют о том, что сон — это специфическое состояние активности мозга. Необходимой составляющей сна являются сновидения. Анализ содержания сновидений и их роли привлекает многих исследователей со времени появления работ З. Фрейда до сегодняшнего дня. Современная психология утверждает, что сновидения можно программировать, существуют методики программирования сновидений в целях психорегуляции.

Потребность в продолжительности сна определяется индивидуальными особенностями людей, но есть и общие закономерности: "интеллектуалы" нуждаются в большей продолжительности сна, чем "художники"; в увеличении продолжительности сна нуждаются пожилые люди, так как с возрастом обменные процессы в организме протекают медленнее. Воздействия, полученные в некоторых фазах естественного сна, отличаются большим влиянием на последующие состояния бодрствования.

Гипноз, как и сон, представляет собой одно из измененных состояний сознания. Явления гипнотического воздействия известны с древнейших времен, когда их объясняли чудом или мистическими причинами. В состоянии гипноза люди, как правило, нечувствительны к боли, могут выдерживать большие физические и психологические нагрузки, демонстрируют проявление необычных способностей.

Научно-экспериментальное изучение гипноза в России связано с именами В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Работа Павлова установила сходство физиологических механизмов сна и гипноза: в состоянии сна торможением охвачены большие участки коры мозга, при гипнозе — лишь отдельные участки коры больших полушарий. Свой вклад в изучение гипнологии внесли: А. А. Токарский, К. И. Платонов, В. Я. Мясищев, М. П. Кутанин, М. С. Лебединский и др.

В психофизиологических механизмах гипноза выделяются два момента: 1) механизм развития гипнотического торможения; 2) механизм реализации словесных внушений. Предварительным условием погружения человека в гипнотическое состояние является воздействие монотонных раздражителей (фиксация взгляда, монотонная речь, тепловые воздействия), приводящих к развитию разлитого торможения. Следующим этапом является релаксация, подготовка нервной системы к переходному состоянию от бодрствования ко сну.

Возможность управления состоянием человека во время гипноза основана на использовании так называемых сторожевых пунктов (бодрствующих участков коры головного мозга, реагирующих лишь на определенный вид информации). В незнакомой обстановке поведение человека становится подражательным. В результате внушаемые рекомендации воспринимаются гипнотизируемым человеком без критической оценки, что повышает степень внушаемости.

Гипноз применяется для мобилизации внутренних резервов психики человека в психотерапевтических целях, при подготовке человека к выполнению деятельности, связанной с физическими и психическими нагрузками, а также в целях психорегуляции (наряду с аутогенной тренировкой).

Таким образом, как следует из изложенного материала, сознание и бессознательное в структуре психики взаимодействуют на различных уровнях, обеспечивая функционирование психики как целого. Каждому уровню психических явлений в структуре психики присущи определенные функции в управлении психической деятельностью. Роль высшей инстанции в структуре психики выполняет самосознание. И сознание, и самосознание направлены на совершенствование созидательной деятельности. Но при этом сознание, обогащая опыт человека, делает более эффективной и целесообразной человеческую деятельность; самосознание повышает эффективность и надежность человека как самопрограммирующейся системы; автоматические действия и бессознательная регуляция обеспечивают выполнение генетических программ организма (функционирование системы кровообращения, дыхания и т. п.) и других сложных видов деятельности. Измененные состояния сознания (сон, гипноз, медитация) представляют собой процессы психорегуляции, оптимизирующие деятельность человека.

 

refac.ru

3. Определение и характеристика психики.

Определение психики с позиций материализма можно сформулировать следующим образом: психика – это особое свойство высокоорганизованной материи направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Психика присуща не только человеку, но и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным.

Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественой среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направленны на то, чтобы обнаружить эти объекты и упортребить для осуществления жизнидеятельности. Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находится в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чеоловек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики – сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией – или системой взглядов Леонтьева-Фабри.

studfiles.net

9 Характеристика психики человека

В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность. ^ Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность и др. Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности. Функциональные состояния обеспечивают: а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности; б) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность. Регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа. Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма. Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее передние отделы коры больших полушарий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, в целом деятельность организма человека. Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.

10 Психология эпохи античности и средневековья.

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считается падение Римской империи и окончательное утверждение новой мировой христианской религии в Европе, т.е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Однако полное исчезновение средневекового мировоззрения произошло только к концу XVI – началу XVII в., после Реформации. Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии веры и знания, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Психология в этот период характеризуется поиском собственных аспектов изучения общего с богословием предмета исследования. Взаимоотношения психологии с богословием менялись на протяжении эпохи Средневековья. В период II – IV вв., предшествовавший Средневековью, психология и богословие противостояли друг другу. При появлении христианства ему необходимо было доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III – IV вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX – X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского. Еще одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры. В период с V до XIII в. психологическое знание развивается в русле богословия, т.к. церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Появилось учение отцов церкви, в котором богословие обращается к знаниям, накопленным в античности. В XII – XIII вв. ситуация изменилась. В это время в связи с укреплением государств, развитием городов и ремесел, появлением светских школ и университетов авторитет церкви в науке начал снижаться. Именно в это время зародилась схоластика – стиль мышления, характеризующийся жесткой логикой и принципами и подчиненный религиозной проблематике. Со временем схоластика приобрела догматический характер и начала тормозить развитие новых знаний. Точно также и церковь становится тормозом на пути развития науки. Психология постепенно начинает отделяться от богословия. В этот период в психологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало, что существуют две души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения. К XIV – XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к психологической проблематике – Р. Бэкон, Х. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Существенное влияние на развитие психологии оказывали не только работы античных ученых, но и идеи арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII – XIII вв., получая все большее распространение. В светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долго оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

studfiles.net

Структура психики

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: - сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению - подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению - уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения - лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей - резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности.

К ним относят:

ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства.

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер. Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека -- его способности, его характер, его интересы и склонности -- вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и -- что особенно важно -- мозга.

Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам:

1) сила основных нервных процессов -- возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,-- пояснял он,-- что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство -- высочайшая пластичность».

Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,-- сила, равновесие и подвижность нервных процессов -- не остаются неизменными на протяжении жизни человека. Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека -- его характер, его интересы и способности -- всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности.

Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,-- писали Маркс и Энгельс,-- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Психические процессы.

Виды психических процессов:

Познавательные

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Мышление
  • Сознание
  • Речь
  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Представление
Эмоционально-мотивационные.
  • Эмоции и чувства
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.)
  • Мотивация
  • Воля
Личностные характеристики.
  • Характер
  • Темперамент
  • Моторика
  • Интеллект
Познавательные.

Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект.

Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью. Высшим познавательным психическим процессом является мышление, которое является процессом отражения, процессом познания мира.

Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

От наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли. К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь -- это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится.

Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности. Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.

Эмоционально - мотивационные.

Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

Эмоции -- субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы -- чувства.

Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию.

Чувства -- результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

Чувства в психологии -- это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте -- конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

Волевые процессы.

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля -- это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием -- с другой.

Воля -- это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля -- это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Психические состояния.

Классификация психических состояний.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.

Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.

Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д. При этом все психические состояния делятся на:

оптимальные

стрессовые

депрессивные

внушенные

Оптимальные психические состояния -- это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности.

На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны. Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре.

Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния, безусловно, вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.

Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.

Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение «психики», «психического».

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология.

Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека.

Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.).

Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций.

Реферат "Структура психики человека", источник knowledge.allbest.ru

www.modo-novum.ru

6. Эволюция психики. Характеристика стадий развития психики.

Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это "субъективный образ объективного мира".

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологи-ческой деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Раздражимость - реакция на воздействия, непосредственно участвующие в обмене веществ данного организма. Чувствительность - качественно своеобразная форма раздражимости, опосредованное участие в метаболизме. По Леонтьеву, чувствительность возникает тогда, когда живое существо становится способным реагировать на то или иное свойство окружающего мира которое не является непосредственно жизненно важным, но которое связано с таковым - это объективный критерий возникновения чувствительности -начало психического.

Стадии эволюции психики:

1.Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется тем, что отвечает тому, или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Т.е. чувствительность к отдельным воздействующим свойствам (или совокупностям свойств).

2.Стадия перцептивной психики характеризуется способность отражать внешний мир в форме вещей (объектов). Т.е. развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции; операции - деятельность не связанная с конкретным предметным наполнением). Т.о. но этой стадии дифференцируются объект и действие.

3.Стадия интеллекта характеризуется 1) способностью быстро находить нужную операцию 2) способность запомнить найденную операцию без многочисленных повторений 3) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными. Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

studfiles.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"