История создания и основные этапы развития Североатлантического союза ч1 (ч2). Главные этапы формирования двух блоков


Какие страны входили в Тройственный союз и какие — в Тройственную Антанту? Каковы главные этапы формирования двух блоков?

Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Италия. Договор заключен в 1882 г. Причины создания: после Франко-прусской войны Бисмарк боялся, что Франция может попытаться восстановить свой престиж и вернуть потерянные территории.Антанта: Франция, Россия, Англия. Сложился в 1904 – 1907 г. Причины создания: после прихода в Германии к власти Вильгельма II, Договор перестраховки (1887 г.) с Россией не был возобновлен. В итоге Франция и Россия пошли на заключение франко-русского союза и подписали военно-политическую конвенцию (1891 —1893). Программа развития морских вооружений Германии заставила Англию искать союзников. Так в 1904 г. было подписано сердечное соглашение (Антанта) между Францией и Англией.В 1905 г. Германия попыталась «отломить кусок пирога» от французского протектората Марокко.Международная конференция в 1906 г. поддержала Францию. Второй марокканский конфликт возник в 1911 г., когда кайзер послал военный корабль под названием «Пантера» к берегам Марокко якобы для защиты своих интересов. Этот жест Германии напугал не только Францию, но и Великобританию. Эти конфликты подвели Антанту к необходимости перехода к военно-политическому союзу. В 1906 г. секретные договоренности между Англией и Францией определили условия их военного сотрудничества и возможность передислокации английских войск во Францию на случай войны. Тайные переговоры с Антантой начала вести Италия.В конечном итоге к Антанте присоединилась Россия. Англия постаралась уладить отношения с Россией, которая, в свою очередь, стремилась к сближению с Великобританией после поражения в Русско-японской войне. В результате подписания англо-русской конвенции в 1907 г. о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете завершилось формирование Тройственной Антанты в составе Англии, Франции и России.

www.soloby.ru

Антанта и Тройственный союз

Антанта и Тройственный союз – военно-политические объединения, каждое из которых преследовало свои интересы, они являлись противоборствующими силами в ходе Первой мировой войны.

Антанта – политический союз трёх дружественных государств – России, Англии и Франции, созданный в 1895 году.

В отличие от Тройственного союза, который являлся военным блоком еще до начала Первой мировой войны, Антанта стала полноценным военным объединением только тогда, когда над Европой в 1914 году прогремели оружейные выстрелы. Именно в этом году Англия, Франция и Россия подписали соглашение, по которому они брали на себя обязательства не заключать сепаратного мира со своими противниками.

Тройственный союз возник из объединения Германии и Австро-Венгрии в 1879 году. Чуть позже, а именно в 1882 году, к ним присоединяется Италия, которая завершает процесс образования этого военно-политического блока. Он сыграл немалую роль в создании ситуаций, приведших к началу Первой мировой войны. В соответствии с пунктами договора, подписанного на пятилетний срок, страны-участницы этого соглашения обязывались не участвовать в действиях, направленных против одной из них, оказывать всяческую поддержку в отношении друг друга. По их договоренности, все три стороны должны были служить так называемыми «подстраховщиками». В случае нападения на Италию, ее надежной защитой становилась Германия и Австро-Венгрия. В случае с Германией – ее сторонники, Италия и Австро-Венгрия, которые были козырем в случае участия в военных действиях России.

Тройственный союз был заключен на тайных началах и с небольшими оговорками со стороны Италии. Так как она не хотела вступать в конфликтные отношения с Великобританией, то предупредила своих союзников о том, чтобы те не рассчитывали на ее поддержку в случае нападения на кого-либо из них со стороны Великобритании.

Создание Тройственного союза послужило толчком к образованию противовеса в лице Антанты, в состав которой вошла Франция, Россия и Великобритания. Именно это противостояние и привело к началу Первой мировой войны.

Тройственный союз просуществовал до 1915 года, так как Италия в военных действиях уже участвовала на стороне Антанты. Этому перераспределению сил предшествовал нейтралитет данной страны в отношениях между Германией и Францией, с которой «выходцу» было не выгодно портить отношения.

Тройственный союз со временем был заменен четвертным, в котором Италия была заменена Османской империей и Болгарией.

Антанта и Тройственный союз были крайне заинтересованы в территории Балканского полуострова, Ближнего и Среднего востока. Германия желала захватить часть Франции и ее колонии; Австро-Венгрии был необходим контроль над Балканами; Англия преследовала цель ослабить положение Германии, закрепить за собой мировую рыночную монополию, а также сохранить морское могущество; Франция мечтала вернуть отнятые в ходе франко-прусской войны территории Эльзаса и Лотарингии; Россия желала укорениться на Балканах, захватить западные земли Германии.

Наибольшее количество противоречий было связано с Балканским полуостровом. И первый, и второй блок желал упрочить свои позиции в этом регионе. Борьба начиналась мирными дипломатическими методами, сопровождавшимися параллельной подготовкой и усилением военных сил стран. Германия и Австро-Венгрия активно взялась за модернизацию войск. Менее всех была подготовлена Россия.

Событием же, послужившим и подтолкнувшим к началу военных действий, стало убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сербии студентом Гаврило Принципом. Выстрелом в ехавшую машину он поразил не только Фердинанда, но и его жену. 15 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила Сербии войну…

fb.ru

История создания и основные этапы развития Североатлантического союза ч1 - Общевойсковые вопросы - Общевойсковые вопросы - Top secret

Полковник В. Витров

3-4 апреля 2009 года во французском г. Страсбург и германском г. Кель прошел юбилейный саммит Североатлантического союза, посвященный 60-летию этой организации. Статья, публикуемая в номере, показывает в основном историю создания и основные этапы развития военно-политического блока НАТО. Материал о прошедшей встрече, вопросах, которые рассматривались на ней, и проблемах, обсуждавшихся в ходе саммита, будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.

Североатлантический союз (North Atlantic Treaty Organization - Организация Североатлантического договора, сокращенно НАТО) является военно-политической структурой европейских государств, США и Канады, созданной по инициативе Соединенных Штатов Америки на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне руководителями 12 стран (США, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция). Вашингтонский договор вступил в силу 24 августа 1949 года и является бессрочным. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, в 1955-м -ФРГ, в 1982-м - Испания. В 1999 году оформлено членство в НАТО Венгрии, Польши и Чехии, в 2004-м в нее были приняты Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а в 2009-м - Албания и Хорватия.

Подписание Вашингтонского договора

Североатлантический союз был создан под предлогом необходимости объединить усилия стран Запада для обеспечения коллективной защиты от возможной агрессии со стороны Советского Союза.

Заявленными целями деятельности альянса являются коллективная оборона, сохранение мира и поддержание безопасности, а также обеспечение стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Однако анализ целей создания Североатлантического союза свидетельствует, что США стремились, во-первых, сколотить под своим руководством военный блок капиталистических государств, направленный непосредственно против Советского Союза и других стран социалистического лагеря; во-вторых, усилить свое политическое, экономическое и военное влияние на страны Западной Европы и не допустить наличия в этой части земного шара самостоятельной группировки государств, которая в какой-то мере могла бы противопоставить себя Соединенным Штатам.

На современном этапе развития международных отношений, характеризующемся поиском новой, более эффективной системы безопасности, руководство ведущих стран Запада стремится превратить альянс в основную структуру, отвечающую за реализацию планов «продвижения демократии» и урегулирование кризисов практически во всех регионах мира.

Особенностью Североатлантического союза в отличие от других военных коалиций государств является наличие объединенных вооруженных сил (ОВС), а также постоянно действующих руководящих центральных и региональных (периферийных) органов управления с многочисленным рабочим аппаратом, сфера деятельности которых охватывает военную, военно-политическую и военно-экономическую области, а кроме того, затрагивает внешнюю и внутреннюю политику стран блока.

В интересах обоснования необходимости сохранения военной структуры НАТО западными экспертами выдвигается тезис о появлении в мире новых угроз, для предупреждения и устранения которых требуется наращивание и совершенствование военного потенциала организации.

Всего по состоянию на 1 января 2009 года в ВС стран Североатлантического союза в зоне ответственности НАТО (с учетом ВС Франции) насчитывалось: пять полевых армий и один штаб ПА, 13 армейских корпусов и десять штабов АК, 23 дивизии, 121 отдельная бригада; около 13 800 танков, свыше 25 320 орудий ПА, РСЗО и минометов, свыше 5 080 боевых самолетов ВВС и ВМС и 725 боевых кораблей.

В настоящее время в состав НАТО входят 28 государств. До начала работы саммита альянса в г. Страсбург/Кель (3-4 апреля с. г.) было завершено юридическое оформление процесса приема в организацию Албании и Хорватии, которые в июне 2008 года подписали протоколы о присоединении к блоку. В перспективе ожидается расширение его состава за счет приема новых членов.

Руководящими органами альянса являются: Совет НАТО (политические вопросы), Комитет военного планирования (военно-политические вопросы), Военный комитет (военные вопросы). Общее руководство и координацию работы структур управления блока осуществляет генеральный секретарь НАТО. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Зона ответственности альянса включает в себя территории государств -членов блока (за исключением США, Канады и Франции) и принадлежащие им острова, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, зоны проливов - Балтийских, Черноморских, Гибралтарского, Ла-Манш, северную часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), а также воздушное пространство над ними. Однако в целях нейтрализации угроз безопасности Североатлантического союза его руководство рассматривает возможность дальнейшего расширения географических рамок задействования ОВС НАТО за пределы его зоны ответственности до КНДР, Индии, государств Северной Африки и Африканского Рога.

Становление системы основных руководящих органов альянса проходило в период с 1949 по 1966 год. В сентябре 1949 года был учрежден высший политический орган блока - Совет НАТО, работой которого руководил председатель (с 1950-го по 1957-й - постоянный председатель) Совета НАТО. В октябре того же года создан высший военный орган - Военный комитет НАТО. В период между его заседаниями до 1966 года контроль за выполнением принятых решений и координацию деятельности военных органов осуществляла Постоянная группа Военного комитета, состоявшая из представителей генеральных штабов США (председатель), Великобритании и Франции.

В соответствии с решением Лиссабонской сессии Совета НАТО в 1952 году были созданы постоянные консультативные и исполнительные структуры (комитеты, секретариаты, управления), определены их состав, задачи и полномочия. Тогда же была учреждена должность генерального секретаря НАТО, на которую Советом НАТО назначаются известные политические деятели .стран блока. В своей работе генеральный секретарь опирается на подчиненный ему Международный секретариат (создан в 1951 году), а с 1957-го он председательствует на заседаниях Совета НАТО.

Весьма важное влияние на положение в альянсе оказало объявленное французским правительством в марте 1966 года решение Франции о выходе из военной организации блока и последовавшие затем практические мероприятия по его осуществлению. Основу противоречий этой страны с США, ФРГ и Великобританией по проблемам НАТО составляло стремление французских правящих кругов ослабить влияние Соединенных Штатов на решение политических, экономических и военных проблем в капиталистическом мире, особенно в Европе, и одновременно повысить роль и влияние своей страны. Исходя из этого, с 1 июля 1966 года Франция официально вышла из военной организации НАТО и осталась лишь членом политической организации блока*.

Параллельно с высшими руководящими органами НАТО создавались объединенные вооруженные силы блока и система управления ими. Решение о начале формирования военных структур альянса было принято в мае 1950 года на саммите НАТО в Лондоне. В декабре того же года американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначен первым верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе. В апреле 1951 года в пригороде Парижа начал работу его штаб, которому были подчинены главные командования (ГК) на Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском ТВД. В июне того же года страны - участницы Североатлантического союза подписали соглашение о статусе своих вооруженных сил, определяющее правовое положение и порядок действий национальных воинских контингентов на территории других государств.

В апреле 1952 года учреждено верховное главное командование ОВС НАТО на Атлантике (Норфолк, США) во главе с американским адмиралом. Ему были подчинены два главных командования - в Восточной и Западной Атлантике. В том же году было образовано ГК в зоне пролива Ла-Манш, а после присоединения к блоку Греции и Турции - ГК ОВС НАТО на Средиземноморском ТВД.

В связи со вступлением в НАТО ФРГ (1955) расширились полномочия верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, и в 1961 году было создано командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, подчиненное главному командованию ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД.

В 1961 году началось формирование объединенной системы ПВО блока в Европе, в состав которой были включены четыре зоны - Северная, Центральная, Южная и Атлантическая. Границы первых трех зон совпадали соответственно с границами Северо-Европейского, Центрально-Европейского и Южно-Европейского ТВД. Атлантическая зона охватывала территорию Великобритании (включая Шетландские и Гебридские о-ва), а также Фарерские о-ва и акватории омывающих их морей.

В августе 1961 года для решения внезапно возникающих задач, а также для демонстрации единства и готовности стран блока совместно защищать интересы Запада были созданы мобильные силы НАТО, использование которых предусматривалось в случае резкого обострения обстановки в первую очередь на флангах блока.

В 1967 году в составе ГК ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС. ГК на Средиземноморском ТВД было реорганизовано в командование и подчинено главному командованию на Южно-Европейском ТВД, а ГК в зоне пролива Ла-Манш в оперативном отношении подчинено главному командованию в Восточной Атлантике. Тогда же было создано новое командование ОВС НАТО - в Иберийской Атлантике, которое в 1982 году было преобразовано в главное.

Со второй половины 1960-х годов проводились мероприятия по укреплению флангов альянса. В этих целях в январе 1968 года было создано постоянное соединение ОВМС НАТО на Атлантике, в мае того же года - командование базовой авиации ОВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а в мае 1973-го - постоянное соединение минно-тральных сил блока в зоне пролива Ла-Манш.

В середине 1960-х годов руководство Североатлантического союза приступило к практическому созданию ядерных сил альянса и формированию органов управления ими. В ноябре 1965 года был создан Комитет ядерного планирования («Комитет Макнамары») в составе представителей Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, США, Турции и ФРГ. В соответствии с его рекомендациями в декабре 1966 года были сформированы консультативные органы ядерного планирования НАТО - Комитет по вопросам ядерной обороны и Группа ядерного планирования (ГЯП).

В состав Комитета по вопросам ядерной обороны вошли представители стран - членов НАТО (за исключением Исландии, Люксембурга, Португалии и Франции). Заседания этого органа проводились на уровне министров обороны один-два раза в год под председательством генерального секретаря НАТО.

В ГЯП первоначально входили на постоянной основе представители США, Великобритании, Италии и ФРГ, а также три-четыре представителя из числа других членов Комитета по вопросам ядерной обороны, избираемых на 18 месяцев. В 1979 году, после принятия решения о развертывании в Европе новых американских ракет средней дальности, руководство блока включило в состав Группы ядерного планирования в качестве постоянных членов представителей всех стран, входящих в военную организацию НАТО. Расширение ГЯП до уровня Комитета по вопросам ядерной обороны привело к дублированию работы двух органов и прекращению деятельности последнего.

К началу 70-х годов были разработаны и реализованы меры, направленные на повышение оперативности, гибкости и эффективности системы управления блока. В 1971 году начато развертывание автоматизированной системы связи «Нике», предназначенной для обеспечения надежной связью как высшего военно-политического руководства НАТО, так и органов управления ОВС блока в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях. В целях повышения эффективности боевого применения объединенных ВВС альянса в стратегических операциях на Центрально-Европейском ТВД в 1973 году было создано командование ОВВС НАТО на театре. Одним из главных мероприятий долгосрочной военной программы по повышению боевых возможностей ОВС альянса в Европе явилось развертывание системы ДРЛО и управления авиацией AWACS-HATO, включающей созданное в 1982 году командование ДРЛО и сеть наземных радиолокационных постов.

С учетом изменений военно-политической обстановки, произошедших в мире в конце 1980-х - начале 1990-х годов (роспуск Организации Варшавского Договора и распад СССР), была существенно пересмотрена и направленность военной политики Североатлантического союза. В ноябре 1991 года на Римском саммите была принята коалиционная стратегия, которая отражала трансформацию концептуальных взглядов руководства НАТО на строительство и применение ОВС блока. Согласно этой стратегии прямая конфронтация альянса со странами СНГ считалась маловероятной. Возможность развязывания крупномасштабного военного конфликта в Европе рассматривалась прежде всего как следствие обострения локальной кризисной ситуации, в процесс урегулирования которой могло бы быть втянуто большинство европейских государств.

В связи с этим был сделан вывод о необходимости развития диалога со всеми странами Европы и вовлечения их в сферу деятельности альянса. С этой целью в 1991 году был образован Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в рамках которого осуществлялось взаимодействие НАТО со странами Центральной и Восточной Европы, а также с независимыми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР. В мае 1997 года в г. Синтра (Португалия) министры иностранных дел государств НАТО и стран-партнеров приняли решение о преобразовании ССАС в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), а также подписали основной документ СЕАП.

Наряду с концептуальными изменениями в военной политике блока началась реорганизация системы управления, предусматривавшая повышение централизации управления в оперативном звене за счет ликвидации промежуточных структур управления и создания новых, более крупных коалиционных командований и штабов.

В этих целях в 1994 году главное командование ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД было преобразовано в ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском (СЗЕ) ТВД (штаб в Хай-Уиком, Великобритания), которому были переданы также функции расформированного главного командования ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Одновременно были упразднены командования ОВС НАТО в Северной и Южной Норвегии, а также командование ОВВС блока в Великобритании. Командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов было передано в подчинение главного командования ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.

В структуре ГК на Центрально-Европейском ТВД были упразднены управления Северной и Центральной групп армий, а также 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования. На их базе были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС.

Кроме того, в соответствии с новыми задачами блока осуществлен переход ОВС НАТО на трехкомпонентную структуру, включающую силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления.

В контексте продолжения политики сближения со странами Центральной и Восточной Европы, а также с республиками бывшего СССР в январе 1994 года на Брюссельской сессии Совета НАТО была принята программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), предполагающая развитие связей в области безопасности между странами НАТО и их партнерами. В настоящее время участниками этой программы помимо государств - членов блока являются 24 страны Европы и Азии.

Расширению зоны влияния Североатлантического союза также способствовало принятие в декабре 1994 года так называемой инициативы Средиземноморского диалога, предусматривающей установление двусторонних политических связей со странами региона в сочетании с участием каждой из них в конкретных мероприятиях научного, гуманитарного и военно-технического характера. В феврале 1995 года приглашения подключиться к диалогу были направлены Египту, Израилю, Мавритании, Марокко и Тунису, а в ноябре того же года - Иордании. В марте 2000 года к Средиземноморскому диалогу НАТО подключился Алжир.

Особое внимание в этот период руководство альянса уделяло налаживанию сотрудничества в военной сфере с Российской Федерацией. После завершения длительных переговоров 27 мая 1997 года в Париже Президентом РФ, генеральным секретарем НАТО и главами государств и правительств стран-участниц был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», в соответствии с которым был создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО. В компетенцию этого органа входило обеспечение механизма двусторонних консультаций при принятии совместных решений и координации действий в отношении вопросов безопасности.

В мае 1997 года в Киеве был официально открыт Центр информации и документации НАТО, который стал первым подобным органом на территории государства, не входящего в блок. В рамках развития двусторонних отношений в июле того же года подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной, создавшая предпосылки для расширения деятельности альянса в республике. Одновременно был образован рабочий орган двустороннего сотрудничества, получивший название «Комиссия НАТО - Украина». С 1998 года на территории этой страны действует военная миссия связи НАТО, а в 1999-м образована совместная рабочая группа НАТО - Украина по вопросам военной реформы. При этом Яворовский общевойсковой полигон (50 км от Львова) получил статус учебного центра программы «Партнерство ради мира», предназначенного для подготовки военнослужащих объединенных вооруженных сил альянса, став первым его полигоном на постсоветском пространстве.

Начиная с 1997 года руководство альянса в рамках реализации программы реформирования Североатлантического союза продолжало проводить мероприятия по перестройке системы управления ОВС НАТО. Основная их цель заключалась в реорганизации многоступенчатой и громоздкой структуры органов военного управления и придании ей способности осуществлять эффективное руководство войсками (силами) как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций различного характера и масштаба.

Программа реформирования включала развертывание трехуровневой системы управления в Европе и двухуровневой на Атлантике, что планировалось достичь путем объединения и укрупнения ряда органов военного управления, а также ликвидации командно-штабных структур тактического звена. Создание новой системы управления ОВС НАТО предполагало формирование стратегического (стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике), оперативно-стратегического (региональные командования) и оперативного (субрегиональные и видовые командования) уровня управления.

Реформирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществлялось с учетом концепции «Многонациональные оперативные силы» (МНОС). В целях реализации этой установки в коалиционных штабах всех уровней были образованы специальные группы, на базе которых предусматривается развертывать штабы МНОС. Созданная в 1955 году Североатлантическая ассамблея (межпарламентская организация, объединяющая парламентариев государств -членов блока и так называемые ассоциированные делегации от стран-партнеров) в январе 1999 года была переименована в Парламентскую ассамблею НАТО.

Руководство Североатлантического союза на состоявшемся в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 года саммите приняло новую стратегическую концепцию НАТО, которая определяет цели и задачи альянса в новом столетии, а также приоритеты строительства ОВС блока. В соответствии с ней военная сила рассматривается в качестве главного инструмента реализации странами Запада своих интересов и достижения политических и экономических целей.

Важнейшим событием, раскрывшим сущность НАТО как военного блока, явилась агрессия альянса против Югославии в 1999 году. В ходе операции Североатлантический союз своими действиями нарушил Устав ООН, положения Хельсинкского акта 1975 года и основополагающего акта Россия - НАТО, учредительные документы самого альянса, а также сложившиеся после Второй мировой войны нормы международного права.

В результате по решению руководства РФ отношения с НАТО были «заморожены», прекращены практически все контакты, выходящие за пределы взаимодействия российских воинских контингентов и блока в многонациональной миротворческой операции в Косово. Россия также приостановила свое участие в деятельности СЕАП и программе ПРМ.

В целях закрепления позиций Североатлантического союза в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ) с середины 1999 года НАТО реализует так называемую инициативу для Юго-Восточной Европы, предусматривающую организацию тесного регионального сотрудничества с созданием условий для последующего вступления стран региона в альянс. Одновременно под эгидой СЕАП был создан рабочий орган для реализации этой инициативы - специальная рабочая группа по региональному сотрудничеству в ЮВЕ.

В июле 1999 года в структурах СЕАП сформирована аналогичная рабочая группа по Закавказью, основной задачей которой является оказание помощи странам региона в подготовке их вооруженных сил к участию в операциях по урегулированию кризисов, проводимых под руководством НАТО.

pentagonus.ru

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны



Вопросы и задания к таблицам.

1. Проанализируйте данные, приведенные в таблицах. Как менялось соотношение сил между отдельными великими державами в конце XIX — начале XX в.?

Страны Тройственного союза и Антанты, а также Япония и США наращивали численность регулярной армии и военного флота.

2. Какие из стран наращивали военную мощь наиболее быстрыми темпами и почему?

Регулярная армия – Россия, Германия, США, Япония, Австро-Венгрия.

Тоннаж флота – все государства, указанные в таблице.

Причины – подготовка к войне.

3. Каково соотношение сил между двумя блоками накануне войны?

Силы Антанты значительно превышали силы Тройственного союза.

1. Используя карту, назовите крупнейшие колониальные державы в начале XX в. и их главные территориальные приобретения.

Англия – бывшие колонии: Ирландия, Египет, Палестина, Израиль, Индия, Пакистан, Бирма, ЮАР, Шри-Ланка, Уганда, Нигерия.

Франция – бывшие колонии: Гаити, Алжир, Тунис, Сирия, Ливан, Нигер, Габон, Кот д’Ивуар, Вьетнам, Лаос, Камбоджа.

2. Охарактеризуйте первые войны за передел мира. Какой характер они носили?

В последней трети XIX — начале XX в. развернулось соперничество небольшой группы индустриальных государств за захват территорий и раздел мира на сферы влияния. В итоге к началу XX в. произошло завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами — Великобританией, Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Бельгией, США и Японией. В этом дележе участвовала и Российская империя. На рубеже XIX—XX вв. началась борьба за передел колоний и сфер влияния — борьба, которая стала предвестницей Первой мировой войны.

Испано-американская (1898), Англо-бурская (1899—1902), Русско-японская (1904—1905) и другие войны за передел мира носили локальный характер — ограниченный как территориально, так и составом участников.

3. Какие характерные черты «нового империализма» проявились в разных частях мира?

Иностранные державы строили порты, военные базы, железные дороги, но только в своих зонах, обеспечивая интересы исключительно своих компаний, гарантируя ввоз и вывоз товаров из подконтрольных зон.

Компании США в странах Центральной Америки имели огромные плантации бананов, кофе, тростникового сахара, строили порты и шоссейные дороги, осуществляли почтовые перевозки, таким образом контролируя экономическую жизнь этих стран.

Независимые государства Южной Америки в начале XX в. находились в тесных экономических отношениях с Великобританией. Франция и Германия также имели свои интересы в Южной Америке. Именно в эти европейские страны шли основные потоки товаров из Южной Америки.

Особое место в системе колониальных владений занимали страны с преимущественно белыми переселенцами. Великобритания предоставила этим странам статус самоуправляющихся территорий — доминионов, которые имели свои правительства и парламенты: Канада (1867), Австралия (1900), Новая Зеландия (1907), а также Южно-Африканский Союз (1910). При этом Великобритания сохранила экономические преимущества в отношениях со своими доминионами.

4. Назовите главные причины и истоки политики «нового империализма».

1. Политические причины – упрочение своих позиций в мировом балансе сил. Германия стремилась занять новое международно-политическое положение, соответствующее ее возросшей экономической мощи. Для Италии также важным было обрести полноценный статус колониальной державы, чтобы иметь возможность называться великой державой.

2. Экономические причины - для промышленных стран были необходимы сырье и продовольствие, которые они вывозили в огромных количествах из колониальных и зависимых стран. Аграрно-сырьевой характер экономики многих стран в значительной мере был навязан извне промышленными державами и отвечал прежде всего их потребностям и интересам.

Стремление выкроить лишний кусок земли, где можно было бы обеспечить преимущество для своих товаров, своих компаний и не дать такой возможности для товаров и компаний других стран,— вот суть «нового империализма».

5. Можно ли говорить о том, что сама логика развития индустриального общества привела к войне? Проведите дискуссию на данную тему и попытайтесь сформулировать аргументы за и против данной позиции.

Аргументы «За»:

Произведенные промышленные товары необходимо было реализовывать. В качестве рынков сбыта в основном выступали колонии. Германия, которая не имела колоний, стремилась упрочить свое политическое и экономическое положение в мире. Все мировые державы стремились взять под свой контроль как можно больше новых территорий.

Аргументы «Против»:

Странами руководили конкретные люди. Соперничество между государствами присутствовало на протяжении всей истории. Индустриализация способствовала развитию новых технологий, в том числе и вооружений. Не только экономические, но политические факторы способствовали нарастанию напряжения в мире – стремление европейских государств занять ведущее положение в мире.

6. Какую роль сыграли объективные и субъективные факторы в происхождении Первой мировой войны?

Германия стремилась занять новое международно-политическое положение, соответствующее ее возросшей экономической мощи. Для Италии также важным было обрести полноценный статус колониальной державы, чтобы иметь возможность называться великой державой. Колониальные державы стремились увеличить свои владения и не допустить отторжения существующих. Это все вылилось в складывание военно-политических блоков – Антанты и Тройственного союза. Нежелание договариваться и решать вопросы силой приближали начало войны. Каждая из стран таким образом хотела ослабить своего соперника. В Германии все большую популярность набирают идеи национализма, связанные с господством немцев над другими народами.

Для начала войны необходим был только повод, который представился 28 июня 1914 г., когда в Сараево был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австро-венгерского престола.

7. Как осуществлялся переход от старой международной системы (Европа монархов) к новой системе союзов после Франко-прусской войны? Почему политика Бисмарка была пересмотрена новым кайзером Вильгельмом II?

Начали складываться военно-политические союзы – Тройственный союз и Антанта. После Франко-прусской войны Бисмарк пытался добиться баланса сил в Европе. В 1882 он смог создать Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии. А также заключил в 1887 г. Договор перестраховки с Россией, по которому страны договорились соблюдать нейтралитет в случае войны с третьей страной.

С приходом к власти Вильгельма II был взят курс на экспансию. Это вынудило Россию искать союза с Францией. Также Германия принимает программу развития морских вооружений, чем бросает вызов Англии. Эти события приводят к оформлению в 1904 г. Антанты.

8. Какие страны входили в Тройственный союз и какие — в Тройственную Антанту? Каковы главные этапы формирования двух блоков?

Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Италия. Договор заключен в 1882 г. Причины создания: после Франко-прусской войны Бисмарк боялся, что Франция может попытаться восстановить свой престиж и вернуть потерянные территории.

Антанта: Франция, Россия, Англия. Сложился в 1904 – 1907 г. Причины создания: после прихода в Германии к власти Вильгельма II, Договор перестраховки (1887 г.) с Россией не был возобновлен. В итоге Франция и Россия пошли на заключение франко-русского союза и подписали военно-политическую конвенцию (1891 —1893). Программа развития морских вооружений Германии заставила Англию искать союзников. Так в 1904 г. было подписано сердечное соглашение (Антанта) между Францией и Англией.

В 1905 г. Германия попыталась «отломить кусок пирога» от французского протектората Марокко.

Международная конференция в 1906 г. поддержала Францию. Второй марокканский конфликт возник в 1911 г., когда кайзер послал военный корабль под названием «Пантера» к берегам Марокко якобы для защиты своих интересов. Этот жест Германии напугал не только Францию, но и Великобританию. Эти конфликты подвели Антанту к необходимости перехода к военно-политическому союзу. В 1906 г. секретные договоренности между Англией и Францией определили условия их военного сотрудничества и возможность передислокации английских войск во Францию на случай войны. Тайные переговоры с Антантой начала вести Италия.

В конечном итоге к Антанте присоединилась Россия. Англия постаралась уладить отношения с Россией, которая, в свою очередь, стремилась к сближению с Великобританией после поражения в Русско-японской войне. В результате подписания англо-русской конвенции в 1907 г. о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете завершилось формирование Тройственной Антанты в составе Англии, Франции и России.

9. Почему Англия, Франция и Россия вступили в союзнические отношения, учитывая, что между ними были весьма серьезные противоречия?

Франция стремилась вернуть свои позиции и потерянные территории, а также не потерять колонии. Англия испугалась того, что Германия начала наращивать морские вооружения. Поражение России в Русско-японской войне показали слабость империи и невозможность самостоятельно противостоять врагу.

10. Чем объяснить стремление Германии к переделу мира?

Германия стремилась стать колониальной державой и укрепить свои позиции в мире. Ей необходимы были новые рынки сбыта и источники сырья.

11. Почему Балканы называли «пороховой бочкой» Европы?

Потому что Балканы были объектом притязаний России, Германии и Австро-Венгрии.

resheba.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"