Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить. Глаголы исключения на еть


Особенности написания слов-исключений 1 и 2 спряжения в русском языке: применение правил

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Это интересно: что такое паронимы, примеры.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Это интересно: склонения в русском языке – правила и примеры.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Нужно знать: Как правильно писать – надеть или одеть?

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Это интересно: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

obrazovanie.guru

Глаголы-исключения

На тему: «Глаголы – исключения» Разработан и проведён в 4 классе

Ногиной Светланой Анфинагентовной

Минутка чистописания.

Г..рой, л..вина, ар..мат, г..рбарий, од..к..лон, л..пата, инт..р..сный, стро..ть.

Г е рой, л а вина, ар о мат, г е рбарий, од е к о лон, л о пата, инт е р е сный, стро и ть.

ГЛАГОЛ

Работа с книгой

ГЛАГОЛ

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

-ИТЬ

Н. ф

ОСТАЛЬНЫЕ

Брить, стелить

C мотреть , обидеть,

c лышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «- ить »,

Исключая: брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть и вертеть.»

Алгоритм определения безударного окончания глагола.

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.

3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения .

Глаголы-исключения из I спряжения

  • - еть
  • Смотреть
  • Видеть
  • Ненавидеть
  • Зависеть
  • Вертеть
  • Обидеть
  • Терпеть
  • - ать
  • Гнать
  • Держать
  • Дышать
  • Слышать

Рассуждение по алгоритму:

  • Ставим ударение: окончание ударное или нет?
  • Ставим глагол в Н.ф.
  • Является ли глаголом-исключением?
  • Определяем спряжение.

Терпит - ? спр.

Дышит - ? спр.

Терп и т

Дыш и т

терп еть (гл. искл.) II спр.

дыш ать (гл. искл.) II спр.

Задание 1.

Проспрягайте глаголы – исключения.

Выделите окончания.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

смотреть слышать брить

1 ряд

Я смотр ю

Ты смотр ишь

Он смотр ит

Мы смотр им

Вы смотр ите

Они смотр ят

2 ряд

Я слыш у

Ты слыш ишь

Он слыш ит

Мы слыш им

Вы слыш ите

Они слыш ат

3 ряд

Я бре ю

Ты бре ешь

Он бре ет

Мы бре ем

Вы бре ете

Они бре ют

В чужом глазу соринку вид … т, в своём бревна не замеча … т. Люб…т того, кто не обид … т никого. Не глаза вид…т, а человек; не ухо слыш … т, а душа.

В чужом глазу соринку вид и т, в своём бревна не замеча е т. Люб я т того, кто не обид и т никого. Не глаза вид я т, а человек; не ухо слыш и т, а душа.

Прочитайте слова.

Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, покупать, читать

Петь, смотреть, краснеть, болеть

Ходить, чистить, стелить, купить

Прочитайте слова.

Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать , покупать, читать

Петь, смотреть , краснеть, болеть

Ходить, чистить, стелить , купить

Рифмованное стихотворение

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

Домашнее задание

Выучить стихотворение

Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.

Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно .

Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.

videouroki.net

Урок по русскому языку на тему «Продолжаем определять спряжение глагола. Начальная форма глагола. Глаголы – исключения на -ЕТЬ»

УМК «Перспективная начальная школа»

4 класс

Русский язык (авторы учебника М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова.Т.А.Байкова)

Тема: «Продолжаем определять спряжение глагола. Начальная форма глагола. Глаголы – исключения на -ЕТЬ»

Тип урока- открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточные карточки, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов, карточки с глаголами-исключениями.

Технологическая карта изучения темы «Продолжаем определять спряжение глагола. Начальная форма глагола. Глаголы – исключения на -ЕТЬ»

Задачи

Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник «Русский язык»

- презентация

- тетрадь

- дифференцированные карточки с заданиями

-таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Формы и виды оценивания

Деятельность

учителя и учащихся

1.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности )

(Проверка дежурными рабочих мест)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1. Эмоциональный настрой (1 мин)

  • Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.

  • Садитесь

  • Мы стоим с вами на пороге новых открытий , поэтому пожелаю вам успеха на уроке ,плодотворной и эффективной работы.

  • Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.

  • Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.

  • Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

2.Деловой настрой (1 мин)

- Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

- Зачем нам нужны знания?

(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

– Прочитайте народную мудрость (Слайд 2).

Чему не гореть, того не зажечь.

– Объясните смысл пословицы.

- Отдаваться полностью, отдавать все силы.

– Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок. 

СВЕТОФОРЧИК

Самопроверка

(напротив «+» или «-»), отметить недочёты простым карандашом.

СВЕТОФОРЧИК

II. Актуализация знаний.

Повторение знаний о глаголе, как части речи с проверкой домашнего задания.

С какой частью речи мы знакомимся на уроке?(Глагол)

- Как изменяются глаголы?

- Глаголы изменяются по временам, лицам и числам?

-Что значит –изменяются по временам?

-Бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Что значит –изменяются по числам?

-Бывают в форме единственного и множественного числа.

-Что значит –изменяются по лицам?

-Бывают в форме 1 л.,2л.,3л.

1л- я,мы

2л-ты,вы

3л-он,она,оно,они

-для чего нам нужно уметь определять лицо, число, время глагола?

-чтобы определять спряжение глагола

-для чего нам нужны знания спряжения глаголя?

- чтобы правильно писать безударные окончания глагола

ОткрываемТПО стр.36-37, упр.37

По заданию

Какие глаголы?

Косит, сгребает.носит,кидает,слышит,дышит,тикают,лают

Для чего ставим в Н,Ф?

У них безударные окончания

Что это значит?

Пока не поставим в Н.Ф. не узнаем правильное окончание глагола

По какому признаку?

Если есть –И, то 1 спр. А у глаголов 1 спр-я окончания -ИШЬ,ИТ, АТ,-ЯТ

Проверяем: УСТНО

КосИТ-косИТЬ 2спр

СгребаЕТ-сгребАТЬ 1 спр.

НосИТ-носИТЬ 2 спр.

кидЕт-кидАть 1 спр.

слыИТ-слышАТЬ 2 спр.ИСКЛ

дышАТ-дышАТЬ 2 спр.ИСКЛ

тикаЮТ-тикАТЬ 1 спр

лаЮТ-лаЯТЬ 1 спр.

спИТ

Какие ещё глаголы ИСКЛЮЧЕНИЯ на АТЬ мы знаем?

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ

Самопроверка

(напротив «+» или «-»), отметить недочёты простым карандашом.

РаБОТА НА КАРТОЧКАХ

IIIФормирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка…»

Глазеть-

Гореть-

Глупеть-

Вертеть-

Что общего этих слов?

-глаголы, стоят в начальной форме, оканчиваются на ЕТЬ

Глаголы в какой форме?

Начальной

Как определить спряжение?

Поставить во 2 л ед число или 3 лицо мн. число

В парах-определите спряжение глаголов

ДЕТИ:

Глазеть-глазеЕшь- 1 спр

Гореть-горИшь 2 спр

Глупеть-глупеЕшь1 спр

Вертеть-вертЕшь 1 спр

ПРОВЕРЬТЕ!

Глазеть-глазеЕшь- 1 спр

Гореть-горИшь 2 спр

Глупеть-глупеЕшь1 спр

Вертеть-вертИшь 2 спр ???ПРОБЛЕМА

ПОЧЕМУ Е???

Ваши предположения темы урока

Написание окончаний глаголов начальной формы на ЕТЬ, определение спряжения, есть исключение как на -АТЬ.

Запишем в тетрадях число, классная работа. Тема ГЛАГОЛ.(Н.Ф.

Пишем красиво и аккуратно, следим за посадкой.

А теперь, ребята, встали!Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево,Тихо сели, вновь за дело.

Самопроверка

(напротив «+» или «-»), отметить недочёты простым карандашом.

Открытие нового знания.

Открываем учебник на стр.74, упр 54

Условное обозначение -ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ

Работа по заданиям в учебнике1. Открой обратный словарь на –Ь, на –ЕТЬ

2. Найди глаголы напечатанные крупным шрифтом. Выпишите в столбиком те из которых НЕ выделены жирным шрифтом. Их должно быть 7!

Обидеть

Видеть

Ненавидеть

Терпеть

Смотреть

Зависеть

Вертеть

3. Проверь, какие ударные или безударные- личные окончания у этих глаголов. УСТНО

ДЕТИ: безударные-значит 2 спр

Обидеть - обид_,шь-1 -Е

Видеть-вид_шь-1-Е

Ненавидеть-ненавид_шь-1-Е

Терпеть -терп_шь-1-Е

Смотреть-смотр_шь-1-Е

Зависеть-Завис_шь-1-Е

Вертеть-верт_шь-1 Е

Авторский текст Евдокия Васильевна

Вывод не- Е,а -И!!!

Авторский текст Евдокия Васильевна

Слова-исключения!

Вывод на стр.75

Запишите эти слова в рабочую тетрадь

Обидеть

Видеть

Ненавидеть

Терпеть

Смотреть

Зависеть

Вертеть

Над каждым словом напишите 2 спряжение и выделите их в рамочку цветным карандашом

Поскольку Змей попал к дрессировщику и стал от него зависеть и вынужден терпеть все издевательства).

Приходится головой сМоТреТЬ, видеТЬ, ненавидеТЬ. а к хвосту – глагол верТеТЬ, поскольку Змея заставляют вертеть на хвосте обручи.

Как бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения на –АТЬ, -ЕТЬ

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами) Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу) Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами) Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами) Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

Шкала заданий

Светофорчик

VII

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа в парах. Работа над ошибками

VIII

Рефлексия деятельности ( итог урока).

– Над какой темой работали?

– Разрешили проблему, которая стояла перед нами в начале урока?

– К какому спряжению относятся глаголы- исключения на –ЕТЬ?

Сегодня я доволен работой, т. к. …

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

Д.З ТПО Упр.40 РАЗБОР

Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает и комментирует работу обучающихся

Посчитайте баллы на полях своих тетрадей

Заданий всего -4

4 балла – высокий уровень / все зелёные –«5»

3 балла – средний уровень / среди зелёных -1 жёлтый или 1 красный «4»

2 и 1 балл- низкий уровень/ 2 жёлтых или 2 красных «3»

infourok.ru

глаголы исключения - Полезная информация для всех

Глаголы-исключения - те, которые, являясь глаголами второго склонения, в неопределенной форме выглядят, как глаголы первого.

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья: Их на "е" писать нельзя! В них мы пишем букву "и". Как мы пишем, посмотри:

Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь, И зависишь, и вертишь.

Все дело - в написании безударных окончаний глаголов.. . Отсюда, и весь сыр-бор... ) А зависит оно - от того, к какому спряжению (первому или второму) глагол принадлежит.. .

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ) , а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).. . Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят) . Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.. .

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на ИТЬ (а на ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.) , а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.. .

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) . Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.. .

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку.. . Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт) , а во множ. числе второго (хотИм, хотИте, хотЯт).. . Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать.. . К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.. .

Вот, такие сложности, имеются.. . Представляете, каково.. . китайцам, в России ?..)

info-4all.ru

глаголы исключения и как их запомнить — журнал "Рутвет"

  1. Основные правила глаголов исключения
  2. Преимущества использования стишков в глаголах исключениях
  3. Действующие способы по заучиванию

На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так. К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

Основные правила глаголов исключения

Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

  1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
  2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

  • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
  • слова с частичками суффикса – ать;
  • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
  • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы - ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

  • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
  • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
  • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Читайте о том, как определить спряжение глагола.А также о наклонении глагола в русском языке.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в комментариях! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.

www.rutvet.ru

глаголы исключения

Глаголы-исключения - те, которые, являясь глаголами второго склонения, в неопределенной форме выглядят, как глаголы первого. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на "е" писать нельзя! В них мы пишем букву "и". Как мы пишем, посмотри: Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь, И зависишь, и вертишь.

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

гнать держать дышать зависеть видеть слышать и обидеть а потом смотреть вертеть ненавидетьи терпеть глаголы исключения

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

глаголы исключение это гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, и обидеть, а потом сматреть, вертеть нинавидеть и терпеть

смотреть слышать видеть зависеть ненавидеть вертеть держать дышать терпеть обидеть гнать брить стелить

гнать, держать, дышать и слышать, видеть и смотреть, и обидеть, ненавидеть, и терпеть, вертеть, обидеть.

гнать, держать, дышать и слышать, видеть и смотреть, и обидеть, ненавидеть, и терпеть, вертеть, обидеть.

Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть - || (2) спряжение, брить, стелить - | (1) спряжение.

По поводу глаголов на -еть: сидеть, гореть - они ведь тоже 2-го спряжения и правилу не подчиняются. И таких глаголов на самом деле много. Отдельно хочу выделить глагол "хотеть" - он тоже на -еть, но он разноспрягаемый. Так что правило по поводу 11 глаголов-исключений не совсем верное.

В классе всё ты должен ВИДЕТЬ, В классе всё ты должен СЛЫШАТЬ. Головой не смей вертеть! Надо на доску СМОТРЕТЬ! Лень ты должен НЕНАВИДЕТЬ, Беспощадно её гнать, Так же важно, как ДЫШАТЬ. В чистоте тетрадь ДЕРЖАТЬ...

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Смотреть, слышать, видеть зависеть ненавидеть, Вертеть, держать, дышать, обидеть видеть гнать

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть.

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо!!!!

Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя!

смотреть все слышать видеть зависеть ненавидеть вертеть держать дышать терпеть обидеть гнать

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на "-ить", Исключая "брить", "стелить". А еще: "смотреть", "обидеть", "слышать", "видеть", "ненавидеть", "гнать", "дышать", "держать", "терпеть", И "зависеть", и "вертеть"! ИЛИ Гнать, дышать, держать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А еще смотреть, вертеть, Ненавидеть и терпеть. Или иначе: Смотреть, терпеть, обидеть, Зависеть, ненавидеть, Видеть, слышать, гнать, Вертеть, дышать, держать.

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Все дело - в написании безударных окончаний глаголов.. .Отсюда, и весь сыр-бор... ) А зависит оно - от того, к какому спряжению (первому или второму) глагол принадлежит.. . Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ) , а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).. . Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят) . Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.. . К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.) , а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.. . Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) . Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.. . Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку.. .Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт) , а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт).. .Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать.. .К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.. . Вот, такие сложности, имеются.. .Представляете, каково.. .китайцам, в России ?.

неопределенной форме выглядят, как глаголы первого. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на "е" писать нельзя! В них мы пишем букву "и". Как мы пишем, посмотри: Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь, И завис

вот

В классе всё ты должен ВИДЕТЬ, В классе всё ты должен СЛЫШАТЬ. Головой не смей вертеть! Надо на доску СМОТРЕТЬ! Лень ты должен НЕНАВИДЕТЬ, Беспощадно её гнать, Так же важно, как ДЫШАТЬ. В чистоте тетрадь ДЕРЖАТЬ

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

ques.ru

глаголы исключения

Глаголы-исключения - те, которые, являясь глаголами второго склонения, в неопределенной форме выглядят, как глаголы первого. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на "е" писать нельзя! В них мы пишем букву "и". Как мы пишем, посмотри: Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь, И зависишь, и вертишь.

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

гнать держать дышать зависеть видеть слышать и обидеть а потом смотреть вертеть ненавидетьи терпеть глаголы исключения

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

глаголы исключение это гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, и обидеть, а потом сматреть, вертеть нинавидеть и терпеть

смотреть слышать видеть зависеть ненавидеть вертеть держать дышать терпеть обидеть гнать брить стелить

гнать, держать, дышать и слышать, видеть и смотреть, и обидеть, ненавидеть, и терпеть, вертеть, обидеть.

гнать, держать, дышать и слышать, видеть и смотреть, и обидеть, ненавидеть, и терпеть, вертеть, обидеть.

Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть - || (2) спряжение, брить, стелить - | (1) спряжение.

По поводу глаголов на -еть: сидеть, гореть - они ведь тоже 2-го спряжения и правилу не подчиняются. И таких глаголов на самом деле много. Отдельно хочу выделить глагол "хотеть" - он тоже на -еть, но он разноспрягаемый. Так что правило по поводу 11 глаголов-исключений не совсем верное.

В классе всё ты должен ВИДЕТЬ, В классе всё ты должен СЛЫШАТЬ. Головой не смей вертеть! Надо на доску СМОТРЕТЬ! Лень ты должен НЕНАВИДЕТЬ, Беспощадно её гнать, Так же важно, как ДЫШАТЬ. В чистоте тетрадь ДЕРЖАТЬ...

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Смотреть, слышать, видеть зависеть ненавидеть, Вертеть, держать, дышать, обидеть видеть гнать

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть.

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо!!!!

Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя!

смотреть все слышать видеть зависеть ненавидеть вертеть держать дышать терпеть обидеть гнать

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на "-ить", Исключая "брить", "стелить". А еще: "смотреть", "обидеть", "слышать", "видеть", "ненавидеть", "гнать", "дышать", "держать", "терпеть", И "зависеть", и "вертеть"! ИЛИ Гнать, дышать, держать, зависеть, Видеть, слышать и обидеть, А еще смотреть, вертеть, Ненавидеть и терпеть. Или иначе: Смотреть, терпеть, обидеть, Зависеть, ненавидеть, Видеть, слышать, гнать, Вертеть, дышать, держать.

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Все дело - в написании безударных окончаний глаголов.. .Отсюда, и весь сыр-бор... ) А зависит оно - от того, к какому спряжению (первому или второму) глагол принадлежит.. . Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ) , а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).. . Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят) . Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.. . К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.) , а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.. . Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) . Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.. . Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку.. .Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт) , а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт).. .Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать.. .К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.. . Вот, такие сложности, имеются.. .Представляете, каково.. .китайцам, в России ?.

неопределенной форме выглядят, как глаголы первого. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на "е" писать нельзя! В них мы пишем букву "и". Как мы пишем, посмотри: Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь, И завис

вот

В классе всё ты должен ВИДЕТЬ, В классе всё ты должен СЛЫШАТЬ. Головой не смей вертеть! Надо на доску СМОТРЕТЬ! Лень ты должен НЕНАВИДЕТЬ, Беспощадно её гнать, Так же важно, как ДЫШАТЬ. В чистоте тетрадь ДЕРЖАТЬ

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

culture.ques.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"