Геродот – отец европейской истории – с. 52-55. Геродот отец всемирной истории


2.6.3. Отец истории Геродот. Всемирная история в лицах

2.6.3. Отец истории Геродот

Отцом истории считается Геродот. Он родился около 484 г. до н. э. в городе Галикарнас на юго-западном побережье Малой Азии. Галикарнас был основан греческими колонистами в VIII в. до н. э. и являлся центром области Кария. Галикарнас стал известен после сооружения в нем склепа в честь царя Мавсола (IV в. до н. э.), который не сохранился. На руинах Галикарнаса сегодня расположился турецкий город-курорт Бодрум.

Геродот принял участие в борьбе против Лигдамида, тирана Галикарнаса. Его дядя погиб, а Геродот покинул родину. Он поехал на остров Самос, затем в Финикию, а потом более десяти лет провел в путешествиях. Он объездил огромную территорию: посетил Ливию, Египет, Финикию, Сирию, Ассирию, Македонию, многие греческие города-государства. В Афинах, которые стали второй родиной историка, он сблизился с Периклом, Анаксагором, Сократом, Аспазией. Геродот быстро проявил себя в качестве любознательного, общительного человека и великолепного рассказчика. Афинские друзья высоко оценили его рассказы о дальних странах и вдохновили его на создание обобщающего труда. Так появилась «История», книга, посвященная греко-персидским войнам (493–449 гг. до н. э). «Геродот не только обобщил огромный материал хроник, легенд, устных преданий и личных впечатлений, но впервые создал целостную, пронизанную критическим подходом картину всего средиземноморского мира, попытался выявить причинно-следственные связи, лежавшие в основе происходивших событий.

Геродот. Бюст

Геродот считал, что греки, значительно уступая персам по численности, победили потому, что „они храбры, а храбры, потому что свободны и подчинены только закону“»[35]. Геродот не только выступал в качестве историка, но и фактически был первым этнографом, одним из выдающихся философов и писателей античной эпохи.

Отцом истории его назвал не менее знаменитый римлянин Цицерон. Ученые Александрии разделили труд Геродота на девять книг, каждую из которых назвали именем одной из греческих муз, покровительниц искусств. Сохранилось несколько списков труда Геродота: в Париже, Флоренции, Риме. «История» Геродота была впервые напечатана в 1502 г. в Италии, в России — в 1763 г. Этот труд стал первым памятником исторической мысли, где история человечества представлена как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы народов.

Трудом Геродота было положено начало историографии, дисциплины, которая изучает процесс накопления исторических знаний, методы и приемы исторического исследования, деятельность исторических учреждений и общества, публикации исторической периодики, истолковывает и оценивает исторические источники и т. д. Историографию чаще всего характеризуют как историю исторической науки, историю исторической мысли. Отец истории Геродот умер около 425 г. до н. э.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Геродот-отец Истории

Величайший древнегреческий историк и писатель Геродот родился в городе Галикарнасс, который располагался на побережье Малой Азии, в богатой и знатной семье, где-то около 485 г. до н.э. Его отец происходил из племени карийцев, одного из древних малоазиатских племен, о происхождении которых среди специалистов до сих пор не утихают споры. Однако, в Галикарнассе прошло только детство и ранняя юность Геродота. За участие в политической борьбе против местного тирана Лигдамида, Геродот вынужден был покинуть родину и поселиться на острове Самос, где он и сформировался как будущий ученый-географ и историк, путешественник и писатель.

Для написания своей знаменитой «Истории», посвященной описанию греко-персидских войн, он объехал много стран, стараясь в первую очередь побывать в тех местах, где происходили главные сражения той войны. В результате, на свет появилось гениальное произведение, в котором искусно сочетались черты художественной прозы и исторической мысли. Описания основных событий, связанных с войнами, написанных в стиле художественной прозы, дополнялись у Геродота данными о различных народах и племенах, их образе жизни, обычаях, традициях, верованиях и т.д. Почти четыре столетия спустя Цицерон метко оценил «новаторство» творения великого грека и назвал его «отцом истории». С тех пор этот «титул» прочно закрепился за Геродотом. Конечно, можно сегодня сколько угодно не соглашаться с Цицероном и доказывать ,что он ошибался, назвав отцом истории Геродота, а не, скажем, Фукидида или какого-нибудь другого древнего автора. Суть не в этом. Главное, что Геродот оставил после себя свое великое произведение, внесшее, несомненно, огромный вклад в развитие мировой историографии. Как о выдающемся историке о Геродоте, писал, между прочим и Аристотель в своей «Поэтике», а также Плутарх.

Геродот одним из первых средствами эпической поэзии попытался описать то, что было «совершено людьми». И это ему удалось. Главная цель произведения, заключавшаяся в описании греко-персидской войны, была с блеском достигнута. «История» состояла из двух частей.В первой Геродот излагает историю Лидии-одного из древнейших государств в Малой Азии. Здесь также приводятся сведения о Египте и Персии, обогащенные различными этнографическими и геграфическими данными. Вторая часть, которая считалась главной, распадается на три раздела. Первый раздел описывает события, связанные с ионийским восстанием, второй рассказывает о походах Дария, третий содержит историю похода Ксеркса. Завершается, вернее обрывается, повествование Геродота описанием битвы при Сесте в 479 году до н.э.. По всей видимости, Геродот не успел завершить своё гениальное творение по независящим от него причинам.

Геродот. Фрагмент папируса. V в. до н. э.

Как уже говорилось выше, труд Геродота изобилует отступлениями и экскурсами. Сделано это было автором, скорее всего, сознательно. Благодаря этим «добавлениям» работа Геродота становится более насыщенной, информативной. Читателю предлагается обширный материал, связанный с древними народами и цивилизациями. Можно утверждать,что такой стиль заложил канву всей античной историографии, где достоверность приводимых фактов и научность их интерпретации, в отличие от современной, не выходили на первый план. «Современная» Европа узнала об «Истории» Геродота в эпоху Возрождения. Книга была издана в Венеции в 1479 году на латинском языке в перводе Лоренцо Валла. С тех пор она стала достоянием ученых и политиков европейских государств. Великое творение Геродота по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в современной историографии, как один из источников первостепенной важности.

09.08.2017Admin

alpan365.ru

Геродот – отец европейской истории – с. 52-55 — КиберПедия

О жизни ГЕРОДОТА (190/80 – ок. 125 до н.э.). известно чрезвычайно мало. Предполагают, что он родился в 484 г. до н.э.). и около десяти лот (455-447 до н.э.) путешествовал по странам, с которыми греки воли торговлю. Геродот собирал сведения о природных условиях тех мест, которые посещал, об обычаях, образе жизни и истории разных народов, вел наблюдения лично, записывал рассказы очевидцев. Несколько лет в середине 440-х гг. до н. э). он провел в Афинах, где сблизился с кружком Перикла. Там же он, вероятно, читал отдельные части своего труда, и котором история Афин занимает центральное место. Последние годы жизни Геродот провел в Фуриях, греческой колонии на юге Италии.

Трудно установить, зачем Геродот путешествовал: только ли из любознательности или основной его целью была торговля. Помимо греческих колоний, он побывал в Египте, дойдя по Нилу до Элефантины, и Передней Азии, дойдя до Вавилона. Эти области были хорошо известны грекам. Здесь находились греческие (фактории; сюда постоянно направлялись греческие торговцы и наемники. Все остальные места, которые посетил Геродот, представляют собой греческие поселения: это Малая Азия, Финикия, Сирия, Геллеспонт, западный берег Черного моря, Ольвия.

Геродот заимствовал многие знания и приемы изложения у своего предшественника Гекатоя Милетского (рациона готическую аргументацию, универсальную карту мира, этнографические экскурсы), но в центр своих исследований он поместил человека, и в этом его главная заслуга. Геродот был первым универсальным историком, не ограничившим себя рамками какого-нибудь одного государства или народа. Например, вышеупомянутый Гекатей Милетский при всей широте и универсальности знаний был мифографом и географом, но не историком. Труд Геродота «История» представляет решительный переход от «описания земель» к истории в собственном смысле слова.

В отличие от логографов (которые обычно давали разрозненное описание отдельных местностей и народностей), Геродот объединил разнородный материал темой борьбы Востока и Запада. Он начинает свою «Историю» с установления причин конфликта между Азией и Европой, отыскивая виновников войны.

Историк посетил все страны современного ему культурного мира и изучил образ жизни, нравы прошлое и религиозные обычаи древних народов. Не зная местных языков, Геродот был вынужден пользоваться рассказами посредников-переводчиков, проводников, жрецов. Поэтому его сообщения часто относятся к области фольклора и иногда передают исторические факты в искаженном виде. В основном однако, эти факты подтверждаются археологическими рас копками и сведениями из других источников.

Цицерон назвал Геродота «отцом истории»: с его труда начинается греческая историография, как ПОЭЗИЯ – с Гомера. Именно он утвердил связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования о течении дел человеческих. История сформировалась как повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным.

Греко-персидские войны, вдохновившие4 Геродота предпринять свой труд, укладываются в четверть века, но для освещения этих событий ему понадобилась громадная историческая ретроспектива: истоки конфликта он прослеживает в глубоком прошлом втянутых в него стран и народов. Хотя тема «Истории» по сути своей военно-политическая, Геродот нагромоздил в ней массу разнообразных, нередко единственных в своем роде сведений по исторической географии, археологии, этнографии, истории мореплавания и торговли, религии и мифологии. Все эти экскурсы имели весьма отдаленное отношение к главным событиям повествования, однако в них были заданы границы предмета истории (независимо от того, в какой мере это понимал автор). Предмет истории в глазах самого Геродота великие и достойные удивления деяния, а задача историка в сохранении знания о минувшем, чтобы «прошедшие события с течением времени не пришли в забвение»* .

Геродот выступил первооткрывателем и в области исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме, ставя перед собой конкретную познавательную задачу – поиск ответа на вопрос: почему эллины и варвары воевали друг с другом?

Заранее определенная познавательная цель диктовала необходимость установления истинности собранных сведений, а также отбора и упорядочения событий, т. е. элементов исторического повествования. У Геродота причудливо сочетаются два различных принципа историописания – рациональный и мифологический. Первый основывается на фактах, очевидцем которых был сам историк, второй – на сведениях о далеком прошлом, почерпнутых преимущественно из устной традиции. Геродот иногда подвергает сомнению некоторые рас-

___________________

*Геродот. Иcтория: В 9 кн. Д., 1972. Кн. 1. С. П.

cyberpedia.su

первый научный труд по всемирной истории

"История" Геродота – знаменитого древнегреческого учёного и путешественника – по праву считается первым в мире научным историческим трудом. Собрав в своих поездках обширный материал по происхождению, географии, мифологии, быту и обычаям различных народов, он написал фундаментальное сочинение, которое и по сей день служит одним из основных источников истории древнего мира. Достоверность многих сведений, изложенных греческим автором на страницах девятитомного произведения, неоднократно подтверждалась археологами, этнографами и географами последующих поколений.

Предшественники Геродота: логографы

Считается, что зарождение истории как науки произошло именно в античном обществе. До этого люди также пытались различными способами описывать события, имевшие место ранее (примерами служит ряд библейских книг, различные анналы и хроники). Эти произведения, предшествовавшие научным историческим трудам, принято называть "историописаниями".

Еще задолго до того, как была написана "История" Геродота, древнегреческая историческая проза была представлена сочинениями логографов – авторов, сочетавших изложение реальных событий с мифами, легендами и географическими описаниями мест, о которых велась речь. Первым логографом принято считать Кадма из Милета, жившего в VI веке до нашей эры. Сегодняшней науке также известны имена Гекатея Милетского, Акусилая Аргосского, Харона из Лампсака, Ксанфа из Лидии.

Произведениям этих авторов была свойственна художественная форма. Хотя они были написаны в прозе, в них сохранялось много подражаний поэтической эллинской речи. Источниками для логографов служили эпические предания и лирика, местные хроники и летописи, их собственные наблюдения, а также рассказы путешественников, купцов, моряков, побывавших в дальних странствиях. Хронологические построения, на которые опирались логографы, были весьма неточны, однако именно они первыми начали использовать в описании исторических событий списки царей и должностных лиц, ввели понятие "век", равный ста годам или трём "поколениям". Уделяя значительное внимание мифам и генеалогии, они обрабатывали также богатый исторический материал, значительно углублялись в различные этнографические и географические аспекты. Тем не менее, главным для них всё же был не поиск исторической истины, а искусство словесного выражения, поэтому труды логографов всё же считаются не научной, а повествовательной художественной литературой.

Геродот: биография

Первый труд, который принято считать историческим, создал греческий учёный и мыслитель Геродот. История сохранила не так уж много сведений о биографии этого великого человека.

Периодом его жизни принято считать 484(5) – 425 годы до нашей эры. Он был рождён в дорийском городе Галикарнасе (на западе Малой Азии) в знатном и богатом семействе. В годы юности он принял участие в политической борьбе аристократии против правителя-тирана, не преуспел в этом и наряду со многими другими вынужден был отправиться в изгнание.

Вначале Геродот поселился на острове Самос – одном из самых влиятельных и богатейших ионийских островов, контролирующем всю западную часть Средиземного моря. Умный и образованный юноша в скором времени изучил историю, язык, государственное устройство этой земли и вполне мог бы остаться на Самосе жить – однако он предпочёл отправиться путешествовать дальше.

Путешествия Геродота

В планах Геродота было написать историю греко-персидских войн. Он желал раскрыть секреты силы персидской армии – понять, как именно это многонациональное и многоязычное воинство могло взаимодействовать так успешно. Желая поведать то, чего не знали и о чём не сказали другие учёные, он сам очень много времени проводил в путешествиях – наблюдая, размышляя, описывая, общаясь с людьми.

Вначале он отправился на Кипр и в Тир, где говорил со жрецами, затем побывал на юге – в Газе, откуда поехал в Египет. Спустившись по Нилу до Сиены, он направился на Красное море, чтобы узнать, услышать и увидеть своими глазами как можно больше об окружающем мире – ведь именно к этому стремился Геродот.

История его путешествий продолжилась на Востоке: учёный преодолел огромное расстояние от Ливии до Ассирии, Вавилона и Экбатаны. После этого он вернулся в Малую Азию, далее направившись на Геллеспонт и земли Северного Причерноморья, по которым проследовал вплоть до Ольвии – колонии Милета. Посетил Геродот и греческие города на Балканах. Свои странствия он подтверждал именами людей, которых увидел в тех местах. В 444 году до нашей эры он отправился на Олимпийские игры в Афины, где публично зачитал свои труды. За это он получил от греков огромное по тем временам вознаграждение – десять талантов (около трёхсот килограмм золота).

После этого события он принял активное участие в основании греками колонии в Фуриях. Впечатлённый культурой этого народа, он стал ярым сторонником их государственного устройства, принял гражданство и остался жить в колонии. Именно в Фуриях где-то между 430-425 годами до нашей эры и скончался, оставив после себя единственный, но величайший труд, самый первый учёный-историк, известный человечеству – Геродот.

"История": краткое содержание

Результаты своих трудов учёный объединил в одно объёмное произведение, написанное живым, красочным языком, подтверждающим незаурядный уровень мастерства автора в жанре художественного рассказа. Время создания сочинения исследователи установили лишь приблизительно: между 427-421 годами до нашей эры.

"История" Геродота в том виде, каком мы знаем её сегодня, состоит из девяти книг и (формально) отдельного введения. Каждая из книг озаглавлена в честь одной из древнегреческих муз. Разделение текста на книги произошло позднее в результате обработки произведения грамматиками Александрии. Введение содержит данные об имени автора произведения и раскрывает главные цели его труда.

Сочинение Геродота повествует о греко-персидских войнах и обычаях древних народов. Оно содержит множество сведений об истории древних стран (Лидии, Мидии, Египта, Персии, Скифии), их отношениях с греками и друг с другом. Соединяя описание событий со своими размышлениями по поводу изложенного, "отец истории" Геродот впервые критически отнёсся к источникам, на которые опирался при написании своего труда, а также систематизировал факты. Для описания обширных географических и антропологических отступлений он в первую очередь использовал наблюдения, сделанные им самим.

"История" Геродота: значение

Труд Геродота вызывал неоднозначное отношение у тех, кто пошёл по его стопам, продолжая развивать историческую науку. Одни называли великого автора "отцом истории", другие обвиняли его во лжи, находя в работе неточности и неверно истолкованные события.

Однако многие научные исследования, проведённые столетия спустя, и - прежде всего – археологические открытия, доказали, что большинство суждений Геродота, изложенных в его "Истории", оказались верны. И сегодня его произведение представляет огромную ценность не только в историческом, но и в художественном, культурном, литературном смысле, что делает Геродота одним из наиболее интересных античных авторов.

fb.ru

Геродот – отец европейской истории

О жизни ГЕРОДОТА (490/80 – ок. 425 до н. э.) известно чрезвычайно мало. Предполагают, что он родился в 484 г. до н. э. и около десяти лет (455–447 до н. э.) путешествовал по странам, с которыми греки вели торговлю. Геродот собирал сведения о природных условиях тех мест, которые посещал, об обычаях, образе жизни и истории разных народов, вел наблюдения лично, записывал рассказы очевидцев. Несколько лет в середине 440-х гг. до н. э. он провёл в Афинах, где сблизился с кружком Перикла. Там же он, вероятно, читал отдельные части своего труда, в котором история Афин занимает центральное место. Последние годы жизни Геродот провёл в Фуриях, греческой колонии на юге Италии.

Трудно установить, зачем Геродот путешествовал: только ли из любознательности или основной его целью была торговля. Помимо греческих колоний, он побывал в Египте, дойдя по Нилу до Элефантины, и Передней Азии, дойдя до Вавилона. Эти области были хорошо известны грекам. Здесь находились греческие фактории; сюда постоянно направлялись греческие торговцы и наемники. Все остальные места, которые посетил Геродот, представляют собой греческие поселения: это Малая Азия, Финикия, Сирия, Геллеспонт, западный берег Черного моря, Ольвия.

Геродот заимствовал многие знания и приемы изложения у своего, предшественника Гекатея Милетского (рационалистическую аргументацию, универсальную карту мира, этнографические экскурсы), но в центр своих исследований он поместил человека, и в этом его главная заслуга. Геродот был первым универсальным историком, не ограничившим себя рамками какого-нибудь одного государства или народа. Например, вышеупомянутый Гекатей Милетский при всей широте и универсальности знаний был мифографом и географом, но не историком. Труд Геродота «История» представляет решительный переход от «описания земель» к истории в собственном смысле слова.

В отличие от логографов (которые обычно давали разрозненное описание отдельных местностей и народностей), Геродот объединил разнородный материал темой борьбы Востока и Запада. Он начинает свою «Историю» с установления причин конфликта между Азией и Европой, отыскивая виновников войны.

Историк посетил все страны современного ему культурного мира и изучил образ жизни, нравы, прошлое и религиозные обычаи древних народов. Не зная местных языков, Геродот был вынужден пользоваться рассказами посредников-переводчиков, проводников, жрецов.

52

Поэтому его сообщения часто относятся к области фольклора и иногда передают исторические факты в искаженном виде. В основном, однако, эти факты подтверждаются археологическими раскопками и сведениями из других источников.

Цицерон назвал Геродота «отцом истории»: с его труда начинается греческая историография, как поэзия – с Гомера. Именно он утвердил связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования о течении дел человеческих. История сформировалась как повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным.

Греко-персидские войны, вдохновившие Геродота предпринять свой труд, укладываются в четверть века, но для освещения этих событий ему понадобилась громадная историческая ретроспектива: истоки конфликта он прослеживает в глубоком прошлом втянутых в него стран и народов. Хотя тема «Истории» по сути своей военно-политическая, Геродот нагромоздил в ней массу разнообразных, нередко единственных в своем роде сведений по исторической географии, археологии, этнографии, истории мореплавания и торговли, религии и мифологии. Все эти экскурсы имели весьма отдаленное отношение к главным событиям повествования, однако в них были заданы границы предмета истории (независимо от того, в какой мере это понимал автор). Предмет истории в глазах самого Геродота великие и достойные удивления деяния, а задача историка в сохранении знания о минувшем, чтобы «прошедшие события с течением времени не пришли в забвение» 1.

Геродот выступил первооткрывателем и в области исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме, ставя перед собой конкретную познавательную задачу – поиск ответа на вопрос: почему эллины и варвары воевали друг с другом?

Заранее определённая познавательная цель диктовала необходимость установления истинности собранных сведений, а также отбора и упорядочения событий, т. е. элементов исторического повествования. У Геродота причудливо сочетаются два различных принципа историописания – рациональный и мифологический. Первый основывается на фактах, очевидцем которых был сам историк, второй – на сведениях о далеком прошлом, почерпнутых преимущественно из устной традиции. Геродот иногда подвергает сомнению некоторые рассказы о чудесах, но факт божественного вмешательства в человеческую жизнь остаётся для него очевидным.

53

В мире, по мнению Геродота, царит неодолимая божественная сила. Божество, с одной стороны, карает людей за неправду и заносчивость, а с другой – завидует человеческому счастью. Кара и зависть богов – реальные факторы исторического процесса. Главный принцип миропорядка – закон меры, границы (мойры) 2, которая определяет линию жизни человека. Нельзя допускать чрезмерность, нарушать границу отпущенного. Персам была отведена в удел Азия. Однако они ослушались и посягнули на Европу, отданную богами эллинам. Из этого следовало, что им не миновать поражения. Ксеркс, напав на Элладу, проявил высокомерие, заносчивость и стремление захватить больше, т. е. подняться выше предписанного ему непостижимой судьбой уровня. Он совершил преступление, за что и понес божественное возмездие. С точки зрения Геродота, непререкаемость слепого рока, наказывающего каждого, кто захватывает больше, чем ему отведено, есть основной закон истории.

«История» в дошедшем до нас виде делится на девять книг, из которых каждой дано имя одной из муз; поэтому и все сочинение иногда называется «Музы». Первая половина труда Геродота (кн. I–IV) представляет введение, в которое включены эпизоды-новеллы фольклорного характера. Во второй части «Истории» (кн. V–IX) автор дает описание греко-персидских войн с рядом вставных новелл и несколькими большими историческими отступлениями. Своим рассказом о деяниях эллинов и варваров историк, следуя эпической традиции, стремится доставить слушателям и читателям наслаждение, но главная его цель состоит в том, чтобы события с течением времени не пришли в забвение, а великие деяния не остались в безвестности. Геродот мерит время событиями: каждый эпизод его истории выступает перед читателем пластически цельным и законченным и в то же время вписанным в широкую историческую концепцию, которая охватывает все разнообразие собранных фактов.

Когда речь идёт о преданиях, Геродот приводит по возможности все существующие версии и при этом указывает, какая из них ему кажется предпочтительней («существует еще и третье сказание, ему я больше всего доверяю»). Многое он отвергает как маловероятное, неправдоподобное. Однако считает необходимым передавать «всё, что рассказывают». В ряде случаев автор отделяет собственные наблюдения от того, что знает только по слухам.

54

Других методов отбора материала и исторической критики Геродот еще не использует.

Нередко он ссылается на хорошо знакомые его современникам предания вовсе не для того, чтобы согласиться с ними: они нужны ему как контрастный фон, оттеняющий его личный взгляд на события.

Геродот чужд всякой заносчивости и враждебности по отношению к варварам. Он бесстрастно и спокойно повествует о странных для грека обычаях и в отдельных случаях (например, под впечатлением древних памятников египетской культуры) даже признает превосходство «варваров» над эллинами.

studfiles.net

Геродот – отец европейской истории — Мегаобучалка

 

О жизни ГЕРОДОТА (490/80 – ок. 425 до н. э.) известно чрезвычайно мало. Предполагают, что он родился в 484 г. до н. э. и около десяти лет (455–447 до н. э.) путешествовал по странам, с которыми греки вели торговлю. Геродот собирал сведения о природных условиях тех мест, которые посещал, об обычаях, образе жизни и истории разных народов, вел наблюдения лично, записывал рассказы очевидцев. Несколько лет в середине 440-х гг. до н. э. он провёл в Афинах, где сблизился с кружком Перикла. Там же он, вероятно, читал отдельные части своего труда, в котором история Афин занимает центральное место. Последние годы жизни Геродот провёл в Фуриях, греческой колонии на юге Италии.

Трудно установить, зачем Геродот путешествовал: только ли из любознательности или основной его целью была торговля. Помимо греческих колоний, он побывал в Египте, дойдя по Нилу до Элефантины, и Передней Азии, дойдя до Вавилона. Эти области были хорошо известны грекам. Здесь находились греческие фактории; сюда постоянно направлялись греческие торговцы и наемники. Все остальные места, которые посетил Геродот, представляют собой греческие поселения: это Малая Азия, Финикия, Сирия, Геллеспонт, западный берег Черного моря, Ольвия.

Геродот заимствовал многие знания и приемы изложения у своего, предшественника Гекатея Милетского (рационалистическую аргументацию, универсальную карту мира, этнографические экскурсы), но в центр своих исследований он поместил человека, и в этом его главная заслуга. Геродот был первым универсальным историком, не ограничившим себя рамками какого-нибудь одного государства или народа. Например, вышеупомянутый Гекатей Милетский при всей широте и универсальности знаний был мифографом и географом, но не историком. Труд Геродота «История» представляет решительный переход от «описания земель» к истории в собственном смысле слова.

В отличие от логографов (которые обычно давали разрозненное описание отдельных местностей и народностей), Геродот объединил разнородный материал темой борьбы Востока и Запада. Он начинает свою «Историю» с установления причин конфликта между Азией и Европой, отыскивая виновников войны.

Историк посетил все страны современного ему культурного мира и изучил образ жизни, нравы, прошлое и религиозные обычаи древних народов. Не зная местных языков, Геродот был вынужден пользоваться рассказами посредников-переводчиков, проводников, жрецов.

 

 

Поэтому его сообщения часто относятся к области фольклора и иногда передают исторические факты в искаженном виде. В основном, однако, эти факты подтверждаются археологическими раскопками и сведениями из других источников.

Цицерон назвал Геродота «отцом истории»: с его труда начинается греческая историография, как поэзия – с Гомера. Именно он утвердил связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования о течении дел человеческих. История сформировалась как повествование о цепи взаимосвязанных событий, причинно обусловленных и приводящих к определенным последствиям, чаще всего непредвиденным.

Греко-персидские войны, вдохновившие Геродота предпринять свой труд, укладываются в четверть века, но для освещения этих событий ему понадобилась громадная историческая ретроспектива: истоки конфликта он прослеживает в глубоком прошлом втянутых в него стран и народов. Хотя тема «Истории» по сути своей военно-политическая, Геродот нагромоздил в ней массу разнообразных, нередко единственных в своем роде сведений по исторической географии, археологии, этнографии, истории мореплавания и торговли, религии и мифологии. Все эти экскурсы имели весьма отдаленное отношение к главным событиям повествования, однако в них были заданы границы предмета истории (независимо от того, в какой мере это понимал автор). Предмет истории в глазах самого Геродота великие и достойные удивления деяния, а задача историка в сохранении знания о минувшем, чтобы «прошедшие события с течением времени не пришли в забвение» [7].

Геродот выступил первооткрывателем и в области исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме, ставя перед собой конкретную познавательную задачу – поиск ответа на вопрос: почему эллины и варвары воевали друг с другом?

Заранее определённая познавательная цель диктовала необходимость установления истинности собранных сведений, а также отбора и упорядочения событий, т. е. элементов исторического повествования. У Геродота причудливо сочетаются два различных принципа историописания – рациональный и мифологический. Первый основывается на фактах, очевидцем которых был сам историк, второй – на сведениях о далеком прошлом, почерпнутых преимущественно из устной традиции. Геродот иногда подвергает сомнению некоторые рассказы о чудесах, но факт божественного вмешательства в человеческую жизнь остаётся для него очевидным.

 

 

В мире, по мнению Геродота, царит неодолимая божественная сила. Божество, с одной стороны, карает людей за неправду и заносчивость, а с другой – завидует человеческому счастью. Кара и зависть богов – реальные факторы исторического процесса. Главный принцип миропорядка – закон меры, границы (мойры) [8], которая определяет линию жизни человека. Нельзя допускать чрезмерность, нарушать границу отпущенного. Персам была отведена в удел Азия. Однако они ослушались и посягнули на Европу, отданную богами эллинам. Из этого следовало, что им не миновать поражения. Ксеркс, напав на Элладу, проявил высокомерие, заносчивость и стремление захватить больше, т. е. подняться выше предписанного ему непостижимой судьбой уровня. Он совершил преступление, за что и понес божественное возмездие. С точки зрения Геродота, непререкаемость слепого рока, наказывающего каждого, кто захватывает больше, чем ему отведено, есть основной закон истории.

«История» в дошедшем до нас виде делится на девять книг, из которых каждой дано имя одной из муз; поэтому и все сочинение иногда называется «Музы». Первая половина труда Геродота (кн. I–IV) представляет введение, в которое включены эпизоды-новеллы фольклорного характера. Во второй части «Истории» (кн. V–IX) автор дает описание греко-персидских войн с рядом вставных новелл и несколькими большими историческими отступлениями. Своим рассказом о деяниях эллинов и варваров историк, следуя эпической традиции, стремится доставить слушателям и читателям наслаждение, но главная его цель состоит в том, чтобы события с течением времени не пришли в забвение, а великие деяния не остались в безвестности. Геродот мерит время событиями: каждый эпизод его истории выступает перед читателем пластически цельным и законченным и в то же время вписанным в широкую историческую концепцию, которая охватывает все разнообразие собранных фактов.

Когда речь идёт о преданиях, Геродот приводит по возможности все существующие версии и при этом указывает, какая из них ему кажется предпочтительней («существует еще и третье сказание, ему я больше всего доверяю»). Многое он отвергает как маловероятное, неправдоподобное. Однако считает необходимым передавать «всё, что рассказывают». В ряде случаев автор отделяет собственные наблюдения от того, что знает только по слухам.

 

 

Других методов отбора материала и исторической критики Геродот еще не использует.

Нередко он ссылается на хорошо знакомые его современникам предания вовсе не для того, чтобы согласиться с ними: они нужны ему как контрастный фон, оттеняющий его личный взгляд на события.

Геродот чужд всякой заносчивости и враждебности по отношению к варварам. Он бесстрастно и спокойно повествует о странных для грека обычаях и в отдельных случаях (например, под впечатлением древних памятников египетской культуры) даже признает превосходство «варваров» над эллинами.

 

megaobuchalka.ru

древнегреческий учёный, мыслитель, путешественник и «отец истории» — Общенет

Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры. В них Геродот подробно описал обычаи народов, существовавших в 5-ом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн.

Геродот, прозванный «отцом истории», является одним из первых ученых-путешественников. Для написания своей знаменитой «Истории» объехал все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал в Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Он автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое описание жизни и быта скифов.

Геродота называют отцом истории. Не менее справедливо было бы назвать его и отцом географии. В знаменитой «Истории» он представил своим читателям весь Старый Свет — известный, неизвестный, а иногда и вымышленный, — все три старые страны света, которые ему были известны. Он пишет: «Я, впрочем, не понимаю, почему единой земле даны три разных названия». Эти три названия — Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

Путешествуя по странам мира, ученый опроверг представление греков о том, что земля дискообразна, по краям возвышается, а к середине углубляется. Прочтя труды по географии и истории, написанные греком Геродотом, нельзя переоценить его великий вклад в науку!

Геродота – учёного — путешественника называют одним из главных первопроходцев своего времени. Он собрал имеющиеся знание о мире в одном труде, подарил современникам и последователям описания многих племен, их быта, обычаев.

Из биографии Геродота:

До нас дошли два ключевых источника информации о жизненном пути Геродота: энциклопедия «Суда», созданная во второй половине десятого века в Византии, и тексты самого историка. Но некоторые данные в этих источниках противоречивы.

Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе (впрочем, сведения эти непроверенные, и точную дату его рождения никто не знает). Известно только точно, что родился он в промежутке между персидскими войнами. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи.

Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос.

Рожденный в Галикарнасе мальчик с самого детства наблюдал за тем, как в порт приходят и уходят корабли из дальних стран. Скорее всего, это и породило в нем страсть к неизведанным землям, путешествиям и открытиям.

В молодые годы ему пришлось покинуть малую Родину из-за борьбы с тиранией, которая все же была установлена здесь. Пожив немного в Самосе, в 464 году отправляется в свой далекий путь путешественник Геродот, географические открытия которого внесут огромный вклад в науку.

В 464 году он отправляется в продолжительные и многочисленные путешествия. Геродот мечтает узнать про другие, гораздо более могущественные народы, иные из которых обладали цивилизацией значительно более древней, чем греки. Его, помимо того, занимает разнообразие и диковинность обычаев чужеземного мира. Именно это побудило его изучать историю персидских войн, вести обширное исследование обо всех народах, нападавших на Грецию, о которых греки в то время еще мало что знали.

Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения.

В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг.

Биография Геродота дошла до наших дней лишь в виде обрывочной информации, в которой невозможно найти данные о собственной семье ученого, о том, была ли у него жена и дети. Известно лишь, что историк был любознательным и общительным человеком, легко сходился с людьми и умел проявлять поразительную настойчивость в поиске исторически достоверных фактов.

Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где предположительно скончался в 425 году до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка. Много сведений о египтянах, финикийцах и других народах оставил после себя Геродот. Место его захоронения неизвестно.

Вклад Геродота в науку:

Благодаря Геродоту наука обогатилась фундаментальным сочинением «История». Эта книга не может быть названа историческим исследованием. Она представляет собой интересное повествование любознательного, общительного, одаренного человека, который побывал во многих местах и располагал обширными знаниями о современниках.

В «Истории» Геродота сочетаются сразу несколько компонентов:

1) Этнографические данные:

Историк собрал внушительный объем информации о традициях, обычаях, особенностях быта различных племен и народов.

2) Географическая информация:

Благодаря «Истории» стало возможным восстановление очертаний древних государств по состоянию на пятое столетие до нашей эры.

3) Естественно-исторические материалы:

Геродот включил в книгу данные об исторических событиях, свидетелем которых ему удалось стать.

4) Литературный компонент:

Автор был одаренным писателем, которому удалось создать интересное и увлекательное повествование

Книга «История» Геродота

В общей сложности сочинение Геродота включает в себя девять книг.

При этом сочинение принято делить на две части:

1) В первой части автор рассказывает о Скифии, Ассирии, Ливии, Египте, Вавилонии и ряде других государств того времени, а также о возвышении Персидского царства. Поскольку во второй половине труда автор предполагал повести рассказ о многочисленных греко-персидских войнах, в первой части он стремился проследить вехи исторической борьбы между эллинами и варварами. Из-за стремления к подобному единству, взаимосвязанности изложения Геродот не включил в произведение все материалы, которые запомнились ему из путешествий, а обошелся ограниченным их количеством. В своем труде он нередко высказывает субъективную точку зрения на те, или иные исторические реалии.

2) Вторая часть труда Геродота – это хронологический рассказ о военном противостоянии между персами и греками. Повествование завершается 479 годом до нашей эры, когда афинские войска осадили и взяли персидский город Сеста. +При написании своей книги Геродот уделял внимание прихотям судьбы и зависти божественных сил по отношению к счастью людей. Автор верил в то, что боги постоянно вмешиваются в естественный ход исторических событий. Он признавал и тот факт, что личные качества политических деятелей также являются залогом их успеха.

Геродот осуждал правителей Персии за их дерзость, за стремление нарушить существовавший порядок устройства мира, в соответствии с которым персы должны жить в Азии, а эллины – на территории Европы. В 500 году до нашей эры состоялось ионийское восстание, из-за которого Древняя Греция и была вовлечена в кровопролитную войну. Это событие автор характеризует как проявление гордыни и крайней неосмотрительности.

Структура «Истории» Геродота:

Книга первая – «Клио»

В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.

Книга вторая – «Эвтерпа»

В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.

Книга третья – «Талия»

В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.

Книга четвертая – «Мельпомена»

Здесь автор описал народы Скифии, Фракии, Ливии и Азии, а также изложил известную ему информацию о походе персидского царя Дария против скифов Причерноморья.

Книга пятая – «Терпсихора»

В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.

Книга шестая – «Эрато»

Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.

Книга седьмая – «Полигимния».

В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.

Книга восьмая – «Урания»

Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.

Книга девятая – «Каллиопа»

В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз. Девять муз дали названия томам «Истории» Геродота

В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода.

Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения. «История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии. +Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок.

Интересные факты из жизни Геродота:

1. Он первый, кто обнаружил женский мифический эпос амазонок.

2. Историк довольно детально исследовал (путешествуя) многие районы Передней Азии, Малую Азию, острова Эгейского моря, остров Крит и побережье Сирии, Финикии, Македонию, Египет, Фракию, большую часть Греции, Южную Италию, Пелопоннес, Сицилию, берега Черного моря.

3.Великий мыслитель и писатель Древнего Рима Цицерон однажды назвал Геродота «отцом истории». С тех его так и называют.

4. Но стоит отметить, что Геродота вполне заслуженно можно назвать и «отцом» целого списка других наук. Среди них — этнография и география особенно, историческая география.

5. Геродот принимал участие в основании общегреческой колонии на юге Италии — Фурии.

6.Он тесно общался со скульптором Фидием, Периклом, драматургом Софоклом, философом Анаксагором.

7. В юности его выгнали из города, где он жил.

8. Историк свято верил в существование Рока и богов.

9. Свой труд «История» он написал на ионийском диалекте. Главная идея — противостояние древнегреческой демократии и азиатской деспотии.

10. Геродот положил начало путешествиям.

11. Он принимал участие в народном движении против тирана Лигдамиса и был за его свержение.

12. Геродот выделил 3 климатических пояса: северный (во Скифии), второй, находящийся на территории Средиземноморья, а третий – часть Северной Африки и Аравии.

13. Его считают первым человеком, кто обогнул всю Землю.

14. После Геродота попытку обойти землю сделала американка Нелли Бай только в 1889 году. И сделала она это за 72 дня.

15.Большое количество фактов из «Истории» Геродота нашли своё подтверждение во время археологических раскопок.

Цитаты, высказывания, афоризмы Геродота:

*Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться.

*Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

*В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей.

* Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью унёс бы свои домой.

*Людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.

*Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

*Не исправляй беду бедою.

*Никто не может быть таким безумным, чтобы хотеть войны, вместо мира, ибо, когда мир, то дети хоронят отцов, а когда война, то отцы хоронят детей.

*Клевета ужасна потому, что жертвой её несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.

*Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами.

*Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные.

*Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.

*Смерть — восхитительное укрытие для истомленных людей.

*Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

*Обычно люди видят во сне то, о чём они думают днём. *Уши людей недоверчивее, чем их глаза.

*Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.

*Никого не называй счастливым, пока он не умер.

фото из интернета

obshe.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"