билеты по всему курсу за 2 года(старые) / 01 Протекционизм и фритредерство за и против. Фритредерство протекционизм

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

57. Две политики государства: протекционизм и фритредерство

Много столетий идет дискуссия между сторонниками протекционизма и фритредерства по вопросу торговой политики государства. Каждая из сторон выдвигает свои аргументы в защиту собственных взглядов. Вначале рассмотрим аргументы протекционистов, поскольку именно их концепция сформировалась первой, а фритредерство возникло как реакция на протекционистскую политику государства. Протекционизм— экономическая политика государства, нацеленная на защиту национальной экономики. Протекционизм предполагает любые государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства. Протекционизм применяется в чрезвычайных условиях (при кризисе платежного баланса; при необходимости введения тарифов за ограничения другой страны; когда появляется нужда в защите национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных экономических субъектов. Протекционизм обладает рядом социально-экономических преимуществ: • протекционизм поддерживает обороноспособность страны, ибо отказ от протекционистской политики при условии узкой специализации может привести к значительному риску при обострении международных отношений, тем более в случае военных действий. Страна должна обеспечить развитие таких стратегических видов производства, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, металлургия и другие отрасли, которые необходимы для национальной безопасности. В данном аспекте сошлемся на пример России. Поскольку в 90-е гг. XX в. сельское хозяйство крайне слабо поддерживалось государством, то страна фактически попала в зависимость от импорта продовольствия;

• протекционизм необходим для защиты стран с более низким уровнем и качеством жизни от стран, где эти показатели достаточно высоки;

• протекционистская политика создает предпосылки для сохранения как некоторых социальных классов, так и видов экономической деятельности. В частности, сохраняются крестьянство и национальные промыслы. Кроме того, протекционизм дает возможность не допустить застоя и кризиса в тех или иных отраслях экономики.

Фритредерство— направление в экономической теории и политике, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. Сторонники фритредерства выдвигают следующие аргументы.1. Фритредерство дает возможность повышать уровень и качество жизни торгующих народов, поскольку расширяет границы международной специализации воспроизводства на базе сравнительного преимущества. Повышение уровня и качества жизни осуществляется за счет извлечения выгод от международной торговли. По мнению классиков, эту выгоду можно определить разницей между нормой прибыли при международном обмене благами и нормой прибыли в условиях его отсутствия. Неоклассик А. Маршалл предлагал иной способ — путем определения величины излишков и производителей, и потребителей продукции. 2. Фритредерство создает лучшие условия для развития конкуренции и стимулирует внедрение новшеств как отечественными производителями, так и в отношениях с зарубежными странами, что, в свою очередь, позволяет улучшить качество выпускаемых благ.3. Фритредерство создает лучшие предпосылки для расширения рынка.4. Фритредерство дает возможность оптимизировать распределение производственных ресурсов между странами.Таковы основные аргументы сторонников фритредерства. Сравнение доводов протекционистов и фритредерстов дает возможность сделать вывод о том, что если сторонники протекционизма исходят из краткосрочных интересов, то защитники фритредерства — из долгосрочных интересов. 

studfiles.net

80. Протекционизм и фритредерство. Экспорт и импорт.

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной

конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и

экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая

политика способствует развитию национального производства.

Основные виды протекционизма

Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или

против конкретного государства;

Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких

объединившихся в союз стран;

Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;

Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг

местных компаний;

Зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм

экологического права.

Фритредерство — экономическое течение, выступающее за свободу торговлии невмешательство государства в хозяйственную жизнь. Фритредерство возникло в Англии в XIX в.как путь абсолютного снятия таможенных пошлин почти всей ввозимой в Англию продукции ирасчета на такую же отмену или существенное сокращение сборов на ввоз английских товаров в другие государства.

Понятие "экспорт" происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле

означает отправлять товары и услуги из порта страны. Экспорт

предполагает вывоз за границу товаров, проданных иностранному

покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

Продавец таких товаров и услуг именуется страной "экспортёром"

Термин "импорт" происходит от лат. importo, что в буквальном смысле

означает ввозить товары и услуги в порт страны. Покупателя таких

товаров и услуг принято именовать страной "импортером"

Внешнеторговый баланс страны — соотношение стоимости товаров,

экспортированных и импортированных за один и тот же период времени.

Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществленные в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств.

81. Роль России в мировой торговле. Иностранные инвестиции в России.

Не так давно утвердилась на мировом рынке как одна из ведущих держав. Она играет одну из ключевых ролей в обеспечении международной энергобезопасности. И намерена далее утверждаться в первую очередь, за счет новых контрактов. Россия постоянно наращивает добычу нефти и газа, увеличивает долю своих энергоносителей на мировом рынке. Тем самым она вносит существенный вклад в сдерживание цен и решение энергетических проблем в мире в целом. сейчас РФ - крупнейший экспортер. И по размеру ВВП входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Отечественной промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию; это касается оружия, энергетического оборудования, атомной промышленности и космической. Доля России в мировом торговом обороте продолжает неуклонно расти. Российская нефтяная промышленность - основа роста роли государства в мировой экономике. За счет нее РФ способна конкурировать со странами ОПЕК.

Мировым лидером по размерам прямых иностранных инвестиций как

в экспорте, так и в импорте остаются США, в 2 с лишним раза опережая

ближайшего конкурента - Великобританию. В экспортной инвестиционной

политике американские транснациональные корпорации ориентируются в основном на европейский рынок, а с началом реформирования

внешнеэкономической политики России американский капитал устремился на новый для себя рынок. Сегодня в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России лидируют США, хотя в абсолютном выражении их объем на душу населения ничтожно мал по сравнению с другими

восточноевропейскими государствами торговле.

studfiles.net

Концепции внешней экономической политики, фритредерство, протекционизм

Внешнеторговая политика представляет собой комплекс мер государственного воздействия по регулированию экспортных, импортных операций с целью повышения их экономической эффективности.

Данная цель достигается на основе выработанной государством концепции хозяйственного развития, которая призвана в рамках глобализированного мирового хозяйства обеспечивать приоритет национальных экономических интересов и национальной экономической безопасности.

Внешнеторговая политика может быть ориентирована на автаркию или опору на собственные силы, когда государство стремится не допускать отрицательного сальдо внешней торговли (экспорт меньше импорта). Оно осуществляет в этом случае жесткий контроль за движением товаров, услуг, капиталов при пересечении национальной таможенной границы.

Подобный курс зачастую напрямую связан с дефицитом на внутреннем рынке товаров и продуктов широкого потребления при усилении бюджетных затрат на военно-промышленную сферу. Широким слоям народа это объясняют обычно необходимостью поддержания высокой обороноспособности страны при постоянном возрастании угрозы из-за границы.

Характерным признаком данного рода концепции является приоритет импортных операций в системе внешнеторговых сделок. Это объясняется тем, что импорт восполняет дефицит национального производства того или иного товара или услуги, поскольку приобретение по импорту оказывается экономически более выгодным, чем производство внутри страны.

При такой ситуации значение экспорта низводится до уровня «источника валютных средств» для импорта. Отсюда экспорт в условиях автаркии практически подчинен задачам импортной политики. Вместе с тем фактически господствует «остаточный принцип» в отношении финансирования, кредитования и стимулирования экспортной деятельности в целом.

Это в конечном счете приводит к отсталой структуре внешней торговли, потере конкурентоспособности отечественный производителей на мировых рынках. Резко сокращаются инновации в реальный сектор и постепенно страна скатывается в разряд поставщиков сырьевой продукции или полуфабрикатов невысокой степени переработки.

Прямо противоположной концепцией внешней экономической политики является фритредерство. Оно сориентировано на максимальную либерализацию, на использование преимущественно тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, на минимизацию этих методов, на обеспечение полной свободы передвижения трудовых ресурсов, капиталов, товаров и услуг.

Реализуется курс на постепенное унифицирование на межгосударственном уровне норм, правил и условий деятельности на мировых рынках, на организацию взаимных инструментов (тарифных и нетарифных) регулирования инвестиционно-товарных потоков.

Политика свободной торговли лежит в основе создания различных региональных интеграционных объединений типа Европейского Союза, НАФТА (США, Канада, Мексика) и др.

Фритредерство рассматривает экспорт в качестве базовой составляющей хозяйственной деятельности отраслей, регионов, промышленных союзов и корпораций.

На уровне отдельной страны доля экспорта в объеме мирового экспорта считается репрезентативной характеристикой динамики национального воспроизводственного процесса, уровня взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов с партнерами из других стран, свидетельством национальной конкурентоспособности производителей, а следовательно одним из индикаторов прогнозирования тенденций экономического развития страны в целом.

Структура экспорта и динамика изменения объемов экспорта рассматриваются как важнейшие характеристики, показывающие место и роль страны в системе международного разделения труда, свидетельствующие об открытости национального хозяйства и эффективности государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность, о репутации и уровне участия страны в межгосударственном регулировании внешнеторговой сферы.

Стратегия экспортной экспансии в сферах и отраслях, где рейтинговые оценки международной конкурентоспособности довольно высоки, становится базовой составляющей внешнеэкономической политики государства. Ей подчинен весь арсенал политических и экономических инструментов, используемых при проведении внешней политики на мировой арене.

Внешнеторговая политика любого государства должна быть ориентирована на защиту интересов национального производителя и населения страны, на сохранение экологической безопасности и на обеспечение социального развития общества, должна обеспечивать должный контроль (и собираемость) за уплатой налогов и вывозом капитала за национальную границу.

Выгода от внешней торговли заключается в том, что кроме прочих, указанных выше факторов, она позволяет сравнивать экономические уровни стран, как бы стимулируя их развитие. При этом одни страны освобождаются от перепроизводства, другие получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые, непросчитанные ограничения внешней торговли, отрицательно отражаются на экономике страны.

Инструментами государственного регулирования являются тарифные и нетарифные методы, а реализуют их соответственно уполномоченные государством организации или общественные образования.

Во внешнеторговой политике используются торговый режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим и протекционизм.

Режим наибольшего благоприятствования представляет собой обычный торговый режим, устанавливаемый на базе межгосударственных соглашений. Это делается, как правило, на двусторонней основе, когда страны при взимании таможенных пошлин используют базовые ставки таможенного тарифа.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте. Таможенная пошлина выполняет фискальную функцию. Она взимается при пересечении товаром национальной таможенной границы или в случае внешнеторговой сделки. В результате повышается цена импортируемого товара.

Протекционизм представляет собой систему мер по преимуществу нетарифного характера, но при использовании экономических механизмов регулирования внешней торговли. Эта система направлена на защиту национального рынка и производителя от конкуренции зарубежных производителей такой же или подобной продукции.

В условиях цивилизованного регулирования внешнеэкономической деятельности меры протекционизма, вплоть до введения монополии, устанавливаются на четко оговоренный страной с государствами-партнерами период.

Дополнительно получаемые средства от более высоких таможенных пошлин, направляются на поддержку тех производств, ради которых и вводятся меры торгового протекционизма. Сегодня торговый протекционизм широко используется многими странами. Отличительной чертой торгового протекционизма является использование преимущественно таможенных пошлин, тарифов и сборов.

Преференциальный режим определяется, как правило, на уровне ООН и его организаций по отношению к ряду экономически слаборазвитых, нуждающихся в поддержке стран.

Состав экономически слаборазвитых стран корректируется ежегодно и согласовывается с ВТО. В этом случает весь импорт остается беспошлинным для импортера либо применяется минимальная ставка таможенной пошлины (не выше примерно 5%).

newinspire.ru

Фритредерство и протекционизм: за и против - Мои статьи - Каталог статей

Свободная торговля – не принцип, а средство достижения цели.Дизраэли Б.

 

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. В XX в. происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений. В чем же притягательность этих двух принципов, и какие критические аргументы против них выдвигают оппоненты?

 Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были тем не менее страстными поборниками протекционизма — системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, по иронии судьбы стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В чем же притягательность этих двух принципов, и какие критические аргументы против них выдвигают оппоненты?

I. Принцип свободы торговли появился и совершенствовался как реакция на протекционистские мероприятия государства в разные периоды развития национальной экономики, начиная от эпохи первоначального накопления капитала и кончая временем создания национальной промышленности в отсталых странах. Естественно, что в этом принципе наряду с критикой протекционизма содержатся доказательства преимуществ свободы торговли.

Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

  • Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Над стремлением к прогрессу, инновациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными доходами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто определяется не общенациональными экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных интересов, пользующихся лоббистской поддержкой политических и парламентских кругов.
  • Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.
  • В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.
  • В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были «выданы костыли», то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.
  • В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

Преимущества свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.

  • Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.
  • Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это в конечном счете способствует повышению качества выпускаемой продукции.
  • В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.
  • В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования.

Рекомендации сторонников свободной торговли (фритрейдерства = free trade) способствовали экономическому росту и процветанию многих стран, вставших на путь открытой экономики.

Движение фритрейдеров зародилось в Англии в последней трети XVIII в. и было связано с происходившим там промышленным переворотом. Борьба английских фритрейдеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, которые сдерживали развитие фабричного производства, а также на снижение таможенных пошлин во взаимной торговле с другими странами, которое способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу.

Под давлением фритрейдеров в 20-е гг. XIX в. в Англии была проведена реформа таможенной системы, в ходе которой были отменены или значительно снижены пошлины на многие товары. В середине XIX в. фритрейдерство одержало полную победу в Англии, что в значительной степени способствовало превращению ее к этому времени в наиболее развитую страну мира. Во второй половине XIX в. тенденции фритрейдерства стали проявляться и в торговой политике Франции (1852 — 1870 гг.), России (1850 — 1860 гг.) и других стран.

В XX в. после второй мировой войны устранение многих препятствий на пути свободного обмена способствовало беспрецедентному экономическому и социальному развитию большинства стран мира, и прежде всего тех, которые дальше других пошли по пути либерализации внешней торговли (создание зон свободной торговли, таможенных союзов, региональных рынков). Напротив, страны, вставшие на путь автаркии, защиты своей экономики от влияния иностранной конкуренции, вынуждены были со временем изменить свой курс и провести более или менее глубокие реформы внешнеэкономических связей, направленные на освобождение внешней торговли от чрезмерного государственного вмешательства.

II. Принцип протекционизма наряду с отмеченными выше недостатками имеет и ряд достоинств, которые делают политику правительственного контроля за внешней торговлей притягательной для многих стран. Самой общей причиной ограничения внешней торговли является тот факт, что правительства отдельных стран мыслят категориями национальных интересов, а не интересов человечества в целом. В пользу протекционизма обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Социально-политические преимущества протекционизма заключаются в следующем.

  • Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая в случае отказа от протекционистских мер будет поставлена под угрозу узкой специализации экономики. Последняя подвергает страны высокому риску не только в случае войны, но и в периоды обострения международных отношений. Поэтому страна должна развивать у себя стратегические виды производства, в первую очередь сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также отрасли, необходимые для национальной обороны (металлургия, некоторые виды химической промышленности и т. п.). Это веский довод, особенно в том, что касается сельского хозяйства.
  • Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в более богатых странах в их конкурентной борьбе со странами, где уровень жизни значительно ниже.
  • В-третьих, в возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности (например, крестьянство, традиционные национальные промыслы), предотвратить депрессию и спад (например, в угольной промышленности и т. п.).
  • В-четвертых, в возможности достижения определенных политических целей в отношениях с другими государствами. Международные экономические санкции против СССР, последовавшие после ввода войск в Афганистан, преследовали цели прекращения боевых действий и невмешательства во внутренние дела этой страны; санкции против Сербии были одним из инструментов давления на нее, с тем чтобы она изменила свой курс в отношении Боснии.

Экономические аргументы в защиту протекционистских мер, в которых есть рациональное зерно, сводятся главным образом к соображениям максимизации реального дохода, достигаемой за счет их применения.

Первый аргумент — с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. Однако это возможно лишь в ситуации, когда спрос на товар более эластичен, чем его предложение, и тогда рост цены придется в основном на производителя, а доход от пошлины пополнит государственный бюджет. Кроме того, для эффективности этой меры необходимо, чтобы:

1.     страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;

2.     ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;

3.     снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.

Второй аргумент — протекционистские меры защищают промышленность на этапе ее зарождения и роста. Впервые этот аргумент был выдвинут А. Гамильтоном (США) в конце XVIII в. и развит Ф. Листом в XIX в.

В своей знаменитой работе «Национальная система политэкономии» (1841 г.) Ф. Лист изложил эволюцию общества от состояния дикости до агропромышленно-торгового общества, когда нация становится «комплексной» и «нормальной». Протекционизм служит инструментом достижения этого этапа, защищая нарождающиеся отрасли национальной экономики. Однако, по мнению Ф. Листа, этот протекционизм должен распространяться только на промышленность, быть временным (до тех пор, пока растущие предприятия наберутся сил и сами смогут эффективно конкурировать с иностранными производителями) и умеренным (компенсационные пошлины).

Однако опыт показывает, что защита таких производств на практике оказывается довольно сложным делом. Во-первых, бывает не совсем ясно, какие отрасли промышленности и почему нужно защищать, поскольку очень трудно отличить действительно экономические аргументы от политических мотивов, которые чаще всего выражают мощные частные интересы. Во-вторых, никто не знает, когда должен прекращаться протекционизм, а это значит, что есть риск сохранения протекционистских мер на многие десятилетия и даже века. Известно, например, что американцы еще в XVIII в. ввели на импорт промышленных товаров ряд пошлин, которые сохранились до наших дней. Наконец, защита национального рынка порой дает возможность выжить тем предприятиям, которые в отсутствие такой защиты не имели бы никаких шансов сохраниться, а это значит, что в стране сохранилась бы неэффективная система размещения ресурсов.

Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов. Эту идею впервые сформулировал Дж. Кейнс в «Трактате о деньгах» (1930 г.), а позже развил в «Общей теории занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс считал, что экономическая система не в состоянии автоматически достичь полной занятости. В связи с этим он предложил считаться с тем, что поощрение экспорта и ограничение импорта протекционистскими мерами будут благотворно влиять на занятость, поскольку увеличат совокупный спрос на продукцию национальных производителей.

Однако успех такой политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а несколькими. Стимулирование собственного экспорта за счет сокращения импорта из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку означало бы прекращение всякой торговли. Так что предложенная схема возможна лишь в одном случае — когда экспорт страны, проводящей такую политику, пользуется повышенным спросом со стороны других стран. Но в долгосрочном плане подобная политика обеспечивала бы выгоды одной стране за счет других и в конечном счете привела бы к их экономическому ослаблению, а значит, и к сокращению их импортных возможностей.

Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. Существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей. Подобный удар испытывала, например, хлопчатобумажная промышленность Англии в 1970-е гг. Ограничение импорта в этот период позволило смягчить кризис, предоставив отрасли больше времени для перестройки и безболезненного сокращения производства. Что-то подобное испытывала российская автомобильная промышленность в 1990-е гг., однако здесь повышение импортных пошлин на ввоз автомобилей мало сказалось на структурной перестройке отрасли и повышении качества производимой продукции.

Пятый аргумент касается использования протекционизма в исключительных случаях: кризис платежного баланса, введение тарифов «в отместку» за ограничительные действия другой страны, защита отечественных производителей от «нечестных» иностранных конкурентов, ограждение национальной экономики от кризисных явлений в других странах и т. п.

При всей убедительности некоторые из этих аргументов вряд ли оправданны с экономической точки зрения. Так, введение ответных тарифов способно усилить напряженность в экономических отношениях между странами и привести к торговым войнам, в которых победителей не бывает.

***

Таковы основные доводы сторонников протекционизма. Если их сопоставить с аргументами защитников свободы торговли, то в результате можно прийти к следующему выводу: фритрейдерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм действует под давлением обстоятельств и руководствуется исключительно краткосрочными национальными интересами. Поэтому нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода торговли или протекционизм».

 

uchltel-lstoria.ucoz.org

Протекционизм и фритредерство как основные виды таможенной политики

· Свободная  торговля приводит к положительным  политическим последствиям, так как  в этом случае страны становятся в  большей степени взаимозависимыми, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. 

2.1 практика применения  фритредерства

    

Рекомендации  сторонников свободной торговли (фритредерства = free trade) способствовали экономическому росту и процветанию  многих стран, вставших на путь открытой экономики.

    

Еще во времена  промышленного переворота в Англии Адам Смит отмечал пользу политики фритредерства, утверждая, что следует  импортировать товары из страны, где  расходы на их изготовление меньше, а экспортировать товары, расходы на каких более низких у экспортеров. Эта теория получила название теории абсолютных преимуществ. В дальнейшем тенденции фритредерства проявились временно в торговой политики Франции, Германии, России и других странах.

    

Движение фритредеров  зародилось в Англии в последней трети XVIII в. и было связано с происходившим там промышленным переворотом. Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, которые сдерживали развитие фабричного производства, а также на снижение таможенных пошлин во взаимной торговле с другими странами, которое способствовало бы увеличению вывоза английских товаров за границу.

    

Под давлением  фритредеров в 20-е гг. XIX в. в Англии была проведена реформа таможенной системы, в ходе которой были отменены или значительно снижены пошлины на многие товары. В середине XIX в. фритредерство одержало полную победу в Англии, что в значительной степени способствовало превращению ее к этому времени в наиболее развитую страну мира. Во второй половине XIX в. тенденции фритредерства стали проявляться и в торговой политике Франции (1852 — 1870 гг.), России (1850 — 1860 гг.) и других стран.

    

После завершения Второй мировой войны всемирная  экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. "Раунд Кеннеди" стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли.

    

В XX в. после второй мировой войны устранение многих препятствий на пути свободного обмена способствовало беспрецедентному экономическому и социальному развитию большинства стран мира, и прежде всего тех, которые дальше других пошли по пути либерализации внешней торговли (создание зон свободной торговли, таможенных союзов, региональных рынков). Напротив, страны, вставшие на путь автаркии, защиты своей экономики от влияния иностранной конкуренции, вынуждены были со временем изменить свой курс и провести более или менее глубокие реформы внешнеэкономических связей, направленные на освобождение внешней торговли от чрезмерного государственного вмешательства. 

3.протекционизм  или фритредерство?

    

Что лучше –  протекционизм, который дает возможность  развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? В 50-е-60-е годы был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х начала проявляться обратная тенденция – страны стали отгораживаться все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В торговле между развитыми странами – это продукты сельского хозяйства, текстиль, одежда, сталь. В торговле между развитыми и развивающимися странами – промышленная продукция развивающихся стран. 

    

Если прослеживать в историческом ас

пекте смену этих двух направлений в мировой торговле, то можно выделить следующие этапы: 

• конец XV — начало XIX в. — период, когда практически во всех развитых странах преобладала политика протекционизма, которая, как считалось, должна была содействова

ть подъему национальной экономики;

• XIX в. — начало XX в. (до Первой мировой войны) — господство политики фритредерства, которая навязывалась Великобританией - мировым лидером с наиболее высокой производительностью труда в то время;

• Первая мировая войн

а — Вторая мировая война — господство протекционизма, который неизбежен в условиях международных политических конфликтов. В межвоснный период свободному развитию мировой торговли помешала Великая депрессия 1929—1933 гг.;

• начиная с середины XX в. и по

настоящее время имеет место все более нарастающая тенденция свободной торговли, при этом в рамках некоторых региональных экономических объединений интеграционного типа вообще сняты все препятствия для перемещения товаров, услуг и факторов производства. 

3.1 преимущества и  недостатки протекционизма  и фритредерства

    

К преимуществам протекционизма (это касается тарифов) можно отнести следующие черты:

    

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут платить более высокие цены, но с надеждой на снижение их в перспективе.

    

2)Пошлины и налоги являются источником дохода государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов важна для бюджета.

    

3)Протекционизм  борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Например, США поддерживают свою автомобильную индустрию в надежде, что в будущем она будет производить более дешевые автомобили, чем в Японии. В долгосрочном периоде потребители не будут платить высоких цен за машины, поскольку должны проявиться плоды инвестиционных программ, выраженные в более высокой производительности и в снижении цен.

    

4) Протекционизм  обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей. Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

    

У протекционизма есть как положительные, так и отрицательные стороны. Нужно подчеркнуть, что в чистом виде протекционизм невозможен, так же, как и невозможна совершенно свободная торговля.

 Недостатки:

    

1)Протекционизм  создает благоприятные условия  для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.

    

2)Протекционизм  замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

    

3)Протекционизм,  в частности, одностороннее введение  тарифов, нередко приводит к  торговым войнам и подрыву  международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

    

4) Протекционизм  не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

    

5)Протекционизм  косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

    

На наш взгляд, на сегодняшний день по всему миру возрастает угроза протекционизма. Протекционизм всегда был и будет глупой и опасной политикой, однако связанные с ним опасности особенно увеличиваются во время экономического кризиса, когда протекционистские барьеры могут нанести еще больший ущерб мировой экономике. В основе протекционизма лежит странный аргумент: благосостояние страны приумножается, если отечественные производители будут обладать монополией. Однако весь исторический опыт прошедших веков, достижения экономической теории и результаты эмпирических исследований вновь и вновь убеждают нас, что этот аргумент является в корне неверным. Протекционизм порождает не процветание, а бедность. Он не защищает ни рабочие места на внутреннем рынке, ни отдельные отрасли — напротив, он разрушает их, нанося ущерб и экспортным отраслям, и отраслям, нуждающимся в импорте. Например, повышение внутренних цен на сталь, вызванное мерами по «защите» местных сталелитейных компаний, приводит к росту стоимости производства автомобилей и многих других товаров, для изготовления которых эта сталь необходима. Таким образом, протекционизм наносит вред даже тем, кто за него выступает.

    

Однако самое  страшное последствие протекционизма заключается не в том, что он разрушает благосостояние. Протекционизм ведет к войне.

    

Преимущества  свободы торговли достаточно многогранны  и доказываются как теорией, так  и практикой.

    

Во-первых, свободная  торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.

    

Во-вторых, свободная  торговля облегчает развитие конкуренции  и поддерживает дух новаторства  не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими  странами. Это в конечном счете  способствует повышению качества выпускаемой  продукции.

    

В-третьих, свободная  торговля открывает возможности  для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска  товаров, выгодного потребителям.

stud24.ru

01 Протекционизм и фритредерство за и против

  1. Протекционизм и фритредерство: «за» и «против». Аргументы меркантилистов, А. Смита, Ф. Листа.

Исторически сложились 2 формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые формируют торговую политику отдельных стран.

Эти политики отражают реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях.

Протекционизм - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от конкурентов, на захват внешних рынков.

политика либерализации (фритредерство) – открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке.

  1. политика протекционизма (защиты национальной экономики)

Классический протекционизм предполагает:

- сдерживание импорта товаров

- стимулирование экспорта

- защита национальной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров.

Теоретическая основой этой политики - меркантилизм.

МЕРКАНТИЛИСТЫ:

— система взглядов экономистов XV—XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

N.B.: Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов

Эпоха меркантилизма была эпохой формирования в Европе национальных государств, и с этим было связано очень важное изменение в характере экономических знаний.

Развитие торговых отношений между странами, начавшееся во многом благодаря великим географическим открытиям XV-XVI веков, переходу от феодализма к капитализму (Маркс) и наращиванию торгового капитала, привело к возникновению ряда вопросов о ведени международной торговли, ее роли в экономике стран и влиянии на богатство народов. Изучение этих вопросов привело к выделению первой экономической школы, Меркантелизма, изучавшей вопросы международной торговли и выступившей с идеями политики протекционизма.

Этапы развития идей меркантелистов:

  1. Первый этап (до середины XVIвека) Бульонизм

У нас феодальное общество, в котором в повседневной жизни властвовал феодал, а общественное сознание находится под контролем церкви, выступавшей в роли морального арбитра во всех житейских и хозяйственных делах

Экономические дела велись так, чтобы государственная казна не испытывала недостатка золота и серебра. Главный источник пополнения казны – торговля, в особенности внешняя – единственный канал притока денежного метала для большинства европейских стран.

Проблему нехватки золота и серебра в казне предлагалось решить путем регулирования оборота денег (золота и серебра): увеличение их притока в страну и уменьшение оттока, то естьподдержание положительного денежного баланса.

Эта мера была трудноосуществима без мощной поддержки государства => идеологи бульонизма предлагали политику протекционизма: государственной поддержки национальных производителей и торговцев:

1) устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары

2) всемерно ограничивать импорт товаров

3) не допускать вывоза из страны золота и серебра.

Таким образом, ранние меркантелисты (бульонисты) видели причину богатства страны в поддержании положительного денежного баланса.

  1. Второй этап (вторая половина XVI - XVII вв.)

"Революция цен"- рост товарных цен в связи с мощным притоком золота из Америки, привела к переосмыслению роли денег в экономике: меркантилисты стали понимать, что ценность денег обратно пропорциональна их количеству.

Переход ко второму этапу развития меркантилизма во многом связан с идеями Томас Мэнна. Томас Ман - крупнейший представитель английского меркантилизма XVII в. книга - «Богатство Англии во внешней торговле» (написана в 1630 г., опубликована по­смертно в 1664 г.).

- один из руководителей Ост-Индской компании, и его задача осложнялась тем, что в торговле с Индией Англия устойчиво имела пассивный торговый баланс. Стремясь показать, что такое положение не обязательно противоречит доктрине торгового баланса, Ман ввел понятие «общий торговый баланс» страны в отличие от частных торговых балансов, регулирующих отношения с отдельными странами.

- Решающее значение он придал общему балансу, резонно полагая, что дефициты в торговле с одними странами вполне могут компенсироваться активными сальдо в обме­не с другими.

- приток денег в страну был важен вовсе не потому, что служил источником для их накопления в казне.

- написал трактат под названием "Богатство Англии во внешней торговле", в котором подобно ранним меркантилистам говорит, "Нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче", но логика Мэнна иная:

"Деньги создают торговлю, а торговля умножает деньги" - деньги следует не накапливать в казне, а, напротив, пускать в оборот, стимулируя производство и торговлю.

- активная роль де­нег и торговли, их способности стимулировать рост производства и тем содействовать процветанию нации. Когда промышленность и торговля процветают, отток денег из страны только оживляет взаи­мовыгодную внешнюю торговлю, и сдерживать его — себе в убыток. Идея торгового баланса вплотную подвела к выводу о взаимовы­годном характере торговли.

Поздние меркантилисты наряду с ранними уделяют деньгам важное место в богатстве страны, но, в отличие от ранних, делают упор не на денежный, а на торговый баланс

- высказывают идеи о взаимовыгодной торговле: Д. Дефо- "Выгода - вот чему служит обмен товаров". Протекционизм, по мнению поздних меркантилистов должен сводиться к поддержанию положительного торгового баланса следующими мерами:

1) Захват внешних рынков благодаря относительно невысоким ценам

2) Транзитная торговля (например, перепродажа товаров из стран Востока в Европу по выгодным ценам)

3) Использование золота и серебра в торговых сделок, даже если деньги приходится вывозить за границу.

4) Допускается импорт, но при сохранении положительного торгового баланса. Наиболее выгодно - ввозить сырье и вывозить готовую продукцию.

Характерным выражением меркантилистской доктрины служит манифест Ф.В. фон Хорника «Австрия превыше всего, если она того пожелает» (1684). В документе девять принципов:

1.Каждый клочок земли в стране должен использоваться для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и их обработки.

2.Все добытые в стране сырые материалы следует использовать для собственной переработки, поскольку стоимость конечных товаров выше, чем сырья.

3.Рост рабочего населения надлежит стимулировать.

4.Всякий вывоз золота и серебра следует запретить, а все отечественные деньги надлежит держать в обращении.

5.Всякий импорт иностранных товаров надлежит всемерно ограничивать.

6.Те виды импорта, которые необходимы, следует выменивать в первую очередь за отечественные товары, а не за золото и серебро.

7.Следует всячески стремиться к тому, чтобы круг импортируемых товаров ограничивался сырьем, которое может быть переработано в стране.

8. Следует неустанно искать возможности для продажи излишков обработанного продукта иностранцам за золото и серебро.

9.Импорт не должен допускаться в отношении товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым способом.

Блауг из книги «экономическая мысль в ретроспективе

Ведущие принципы научного мировоззрения меркантилистов:

- золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;

- регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;

- поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

- протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

- поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

- рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.

Приращение научных знаний

Меркантилистская литература ценна тем, что в ней развивался экономический анализ:

-Торговый баланс. был введен англичанином Э. Мисселденом в трактате «Круг торговли»(1623), а сама идея возникла в полемике между бульонистами и их противниками

- для Мана – общий баланс

Чего бы ни надеялись достичь меркантилисты активным торговым балансом, все это давало лишь мимолетный эффект.

Против

Юм отметил абсурдность главного принципа меркантилизма - постоянного положительного торгового баланса.

- приток золота в страну = > / его предложения = > устойчивое\ ценности золота в том государстве относительно других товаров

- с другой стороны: в государстве, экспортирующем золото, его стоимость медленно /=> не рентабельно экспортировать товары от страны с высокими ценами в страну с относительно низкими ценами = > торговый баланс \ или даже становится отрицательным. А меркантилисты думали, чем больше накопят золота, тем богаче они становятся.

Буллионизм (накопление как можно больше золота) был главной целью, и даже многие меркантилисты начали преуменьшать важность золота и серебра как металла.

  • Все вышеперечисленное неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции = > в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства).

  1. политика фритредерства (полной свободы торговли)

- направление в экономической теории и политике промышленной буржуазии, выдвигавшее требования свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.

Основа политики - теория сравнительных издержек Д. Рикардо(1817 год).

Движение сторонников фритредерства зародилось в Великобритании в последней трети 18 в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом. В Великобритании исчез меркантилизм, поскольку Парламент получил полномочия монарха предоставлять монополии. Борьба англ. фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших в интересах крупных землевладельцев высокие цены на с.-х. продукты. Фритредеры выступали против пережитков средневековой регламентации промышленного производства.

Адам Смит(1723 - 1790) в своей фундаментальной работе "исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) выступил с анализом и критикой политики протекционизма и регулирования внешней торговли вообще:

  1. первый аргумент основан на идее, что "Вся промышленность данного общества в целом не может никогда выйти за пределы, определяемый размером капитала этого общества"= > "регулирование торговли не может вызвать увеличение производства какого-либо общества сверх того, что соответствует его капиталу"

- протекционизм способен лишь изменить направление, в котором развивается промышленность, однако вопрос об эффективности данного изменения является весьма спорным.

  1. каждый экономический агент старается найти наиболее выгодный вариант использования доступного капитала = > люди стремятся "приложить свой капитал как можно ближе к дому", поскольку это связано с меньшими издержками и рисками

-"Капитал, занятый во внутренней торговле приводит в движение большее количество отечественного труда и дает доход большей части населения, чем таких же размеров капитал, вложенный во внешнюю торговлю для нужд потребления (импорт), и тем более больше, чем капитал, вложенный в транзитную торговлю." = > каждый человек склонен вкладывать свой капитал таким образом, что он содействует развитию отечественной промышленности и дает доход согражданам, при этом руководствуясь исключительно своими собственными интересами

- здесь вступает в действие "невидимая рука рынка" и внешняя торговля происходит естественным образом: экспортируются те товары, которые дешевле произвести в данной стране, импортируются те, которые дороже произвести в данной стране, чем купить за границей.

Протекционизм, установление монополии отечественной промышленности = указаниям людям, куда именно и как вкладывать свой капитал. Такие меры или бесполезны, или идут во вред обществу, если импорт товара обойдется дешевле производства его в пределах страны.

  1. при намеренном удержании золота произойдет его обесценение внутри страны, что поставит другие страны, где золото будет дороже, в более выгодное для торговли положение

  2. против введения вывозных премий (субсидий), направленных на поддержку отечественных купцов на зарубежных рынках, поскольку по его мнению этоприведет не к увеличению производства, а к перераспределению ресурсова те области, которые являются заведомо убыточными (раз они требуют поддержки)

Экономическая свобода А.Смита.     Государственное управление - терпимое зло. Его вмешательство должно быть строго ограничено теми случаями, когда проявление деятельности частных лиц невозможно. Смит признает за государством только три функции: отправление правосудия, защиту страны и устройство и содержание общественных предприятий и учреждений (образование, чеканка монет и прочая инфраструктура.)

Регулирование внешней торговли имеет смысл:

  1. если меры регулирования способствуют обеспечению безопасности страны.

пример - "Навигационный акт" (1651):

  • ввоз товаров в Великобританию мог осуществляться фактически только на судах с английским экипажем и принадлежащих британским подданным

  • при ввозе товаров на судах страны-производителя, товары облагались двойной пошлиной

  • установил монополию британского флота на внешнюю торговлю с ВБ.

Эта мера привела не только к уменьшению числа продавцов иностранных товаров и к уменьшению покупателей английской продукции. Однако, по мнению Смита, положительным следствием явилось ослабление торговых позиций Голландии - основного морского соперника ВБ, нанесение ущерба Голландскому флоту + дало толчок к развитию британского флота.

  1. импортируемые товары следует облагать пошлиной, если аналогичные товары внутри страны облагаются налогом - это сохраняет условия равноправной конкуренции между отечественной и зарубежной промышленностью

против

Фридрих Лист

Фридрих Лист(1789-1846) - немецкий экономист, представитель исторической школы. "Национальная система политической экономии" (1841). Активный критик Смита и Сейя.

- основываясь на исторически фактах пришел к выводу, что свобода торговли может быть обоюдно выгодна лишь для стран, стоящих на одной ступени развития и экономического потенциала

Критика Смита:

  1. Англия добилась своего богатства и могущества исключительно с помощью протекционизма, после чего стала вводить в заблуждения другие нации, проповедуя принципы фритредерства. При торговле между торгово-земледельческо-мануфактурной нацией (Англия) и исключительно земледельческой (Польша, Португалия) вторая обрекает себя на экономическую и политическую отсталость. Переход к «торгово-мануфактурно-земледельческой» стадии не может совершиться сам по себе посредством свободы обмена, так же как не может совершиться в отсутствие национального единства = > отвергает идею Смита о том, что фритредерство является наилучшей политикой для любой страны.

N.B.: «Причины богатства суть нечто совершенно другое, нежели само богатство», и первые «бесконечно важнее» второго.

  1. В состав производительных сил включал различные институты, способствующие экономическому развитию — от христианства и единоженства до почты и полиции безопасности

  2. Учение Смита о непроизводительном труде и ограничение предмета исследований лишь материальным богатством и меновыми ценностями Лист счел непониманием сущности производительных сил

  3. Учению о разделении труда и принципу сравнительных преимуществ Лист противопоставил концепцию национальной ассоциации производительных сил, подчеркнув приоритет внутреннего рынка над внешним и преимущества сочетания фабрично-заводской промышленности с земледелием

  4. Неизбежное при протекционной системе повышение цен с выигрышем компенсируется за счет расширения рынков сбыта; благодаря ассоциации национальных производительных сил земледельцы гораздо более выигрывают от расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, чем теряют от увеличения цен на промышленные товары

  5. Против универсального принципа Смита "laissez faire" Лист приводит следующий аргумент: следуя этому принципу, купцы действуют исключительно в своих интересах и им безразлично, "какое влияние оказывают ввозимые или вывозимые ими товары на нравственность, благосостояние и могущество страны. Они ввозят как яды, так и лекарства. Они доводит до изнурения целые нации, ввозя опиум и водку"

Лист взял под защиту меркантилистов, заслугой которых считал осознание важности фабрично-заводской промышленности для, земледелия, торговли и мореходства; понимание значения протекционизма и отстаивание национальных интересов.

Критика меркантилизма:

—протекционизм оправдан лишь в качестве «воспитательного» для выравнивания уровней экономического развития стран;

—нация, достигшая уровня перворазрядной промышленно-торговой державы, должна перейти к свободе торговли;

— фабрично-заводская промышленность не должна развиваться за счет земледелия;

— таможенное покровительство не должно распространяться на сельское хозяйство.

Итак, по мнению Листа, сначала с помощью "воспитательного протекционизма"страна должна достигнуть «торгово-мануфактурно-земледельческой» стадии, чтобы затем полноправно включиться в свободную мировую торговлю.

studfiles.net

Протекционизм и (фритредерство - Смит, Риккардо)

Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится её основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Свобода торговли - отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Наряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Протекционизм - экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальный внутренний рынок от иностранной конкуренции путём введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрета ввоза определённых товаров. Международная практика свидетельствует, что обе тенденции являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Дилемма «свободная торговля или протекционизм» не перестаёт существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Политика протекционизма – политика, направленная на стимулирование экспорта, ограничение импорта, и, как следствие, защиту интересов национального товаропроизводителя.Положительные стороны:1). Протекционизм способствует формированию доходной части государственного бюджета (таможенные пошлины формируют бюджет).2). Политика протекционизма способствует тому, чтобы страна имела положительное сальдо торгового баланса.3). Протекционизм позволяет противостоять демпингу со стороны иностранных компаний. Демпинг – реализация продукции ниже издержек производства. Демпинг проводится в целях либо реализации излишков продукции; либо в целях завоевания новых рынков.4). Протекционистская политика способствует повышению уровня занятости экономически активного населения. Отрицательные черты:1). Политика протекционизма противоположна интересам отечественного потребителя.2). Протекционизм не способствует росту производительности труда на отечественных предприятиях.3). Политика протекционизма приводит к тому, что другая сторона автоматически применяет ответные меры, причем эти меры пропорциональны.Основные инструменты политики протекционизма.1. Таможенная пошлина, которая представляет собой разновидность государственного сбора с товаров, пересекающих границу (импортируемых), в соответствии с таможенным тарифом. Тариф представляет собой процентную надбавку к цене товара. Следовательно, таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога.2. Таможенная квота, представляет собой количественные ограничения на тот или иной импортируемый товар. 3. «Добровольные» ограничения на экспорт товаров со стороны стран-экспортеров. 4. Установление, как правило, завышенных стандартов поставляемой по импорту продукции со стороны страны-импортера.

Фритредерство (англ. Free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; противники состоят из многих левых партий и движений: социалистов и коммунистов, защитников прав человека и окружающей среды, а также большинства профсоюзов. Одной из ранних теорий торговли был меркантилизм, возникший в Европе в XVI веке. В XVIII веке протекционизм был подвергнут резкой критике в трудах Адама Смита, учение которого можно считать теоретической основой свободной торговли. В XIX веке взгляды Смита получили более полное развитие в трудах Давида Рикардо. Зародилось в городе Манчестер. Основным посылом развития "Свободной торговли" явилась необходимость в XVIII веке сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а так же экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии. 

malina-ryndina.livejournal.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"