«Слово и формы этого слова. Родственные слова» (2 класс). Формы слова родственные слова


Однокоренные слова и формы слова

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Корень и однокоренные (родственные) слова
  6. Однокоренные слова и формы слова

Формы одного и того же слова образуются окончанием, например книга и книгу - они стоят в разных падежах, поэтому окончания у них разные. Слова книга и книгу не родственные, не однокоренные, а одно и то же слово с разными окончаниями, т.е. формы одного слова.

Как же отличить однокоренные слова и формы слова?

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание! При этом основа слова остаётся неизменной.

Например:

Однокоренные слова

(Меняются приставки и суффиксы)

Формы слова

(Меняются окончания)

корм

покормить

откормленный

прикорм

кормушка

кормление

накормлю

корма

корму

кормами

кормом

корм 

кормах

цветной

соцветие

расцветка

цветок

зацветет

расцветают

цветной

цветная

цветное

цветные

цветными

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Сложные слова

Окончание

Основа слова

Корень и однокоренные (родственные) слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 150, Полякова, Учебник

Упражнение 169, Полякова, Учебник

Упражнение 55, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 144, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 31, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 155, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 152, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 179, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 251, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 252, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 256, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 259, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 261, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 8, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 35, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 10, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 77, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 30, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 117, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 157, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© 2018 - budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Урок русского языка

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

«Слово и формы этого слова.

Родственные слова»

Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова.

Цель: научить обучающихся подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова, различать родственные слова и формы одного и того же слова, ставить слова в начальную форму, различать звуки и буквы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

Я рада новой с вами встрече.

Мне с вами интересно, друзья.

Умные ваши ответы

С удовольствием послушаю я.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

3. Чистописание.

Ааа Аба Ава … … (найдите закономерность и напишите следующие 2 сочетания Ага, Ада)

Г.. зета, гор.. д, п..льто, т..традь.

4. Словарная работа.

Какое слово здесь лишнее? (пальто)

На какие группы можно разделить слова? (по родам)

Что это за слова? Почему их надо запомнить?

Где можно проверить написание этих слов? (работаем со словарем «Пиши правильно»)

Запишите слова, выделите окончание и основу.

Составьте предложение с одним из слов. (Папа читал новую газету.)

Разобрать по членам, выписать словосочетания.

Физминутка.

5. Работа по теме урока.

(Запись на доске)

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

- Найдите в каждой строчке лишнее слово. Объясните, по какому признаку вы выбирали лишнее слово?

- Какие слова остались в каждой строчке? (родственные)

- Почему они называются так? (имеют общую часть, которая хранит их общий смысл)

- Выпишите родственные слова, обозначьте окончание, основу и общую часть - корень)

- Это разные слова или формы одного и того же слова?

6. Работа с учебником.

Стр. 92 упр. 64 (выполнить в соответствии с заданием)

- Поставить слова в начальную форму.

Физминутка.

- Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными топаем ногами.

Лес – лесник; река – плот; стена – гвоздь; кот – котик; сад – садовый; дом – домашний; дом – дым; поле – полюшко; гриб – грибной; обед – стол.

7. Работа в группах.

Карточка 1.

- Прочитай группы однокоренных слов. Выдели корень.

Сад, садовник, садик, высадить, садовод.

Карточка 2.

- Прочитай группы однокоренных слов. Выдели корень.

Белый, беляк, белеть, беленький.

Карточка 3.

- Подберите родственные слова. Выделите корень.

Машина - ….ист, рыба - ….ак, море - ….як.

Карточка 4.

- Подберите родственные слова. Выделите корень.

Писать - ….ель, скрипка - …ач, грач - …иха.

Карточка 5.

- Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень. Подбери к ним еще родственные слова.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно и есть утешение, что хвостик серый коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы с ним деваться?

Карточка 6.

- Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень. Подбери к ним еще родственные слова.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно и есть утешение, что хвостик серый коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы с ним деваться?

8. Подведение итогов урока.

- О чем мы говорили на уроке?

- Какие трудности были?

- Что получилось7

- Кто доволен своей работой?

9. Д/з.

Выпишите группы родственных слов, выделите окончание, основу, корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

Карточка 1.

- Прочитай группы однокоренных слов. Выдели корень.

Сад, садовник, садик, высадить, садовод.

Карточка 2.

- Прочитай группы однокоренных слов. Выдели корень.

Белый, беляк, белеть, беленький.

Карточка 3.

- Подберите родственные слова. Выделите корень.

Машина - __________ист, рыба - ________ак, море - ________як.

Карточка 4.

- Подберите родственные слова. Выделите корень.

Писать - ___________ель, скрипка - __________ач, грач - _________иха.

Карточка 5.

- Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно и есть утешение, что хвостик серый коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы с ним деваться?

Карточка 6.

- Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно и есть утешение, что хвостик серый коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы с ним деваться?

Д/з.

Выпишите группы родственных слов, выделите окончание, основу, корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

Д/з.

Выпишите группы родственных слов, выделите окончание, основу, корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

kopilkaurokov.ru

Обобщающий урок по теме "Родственные слова и формы слова"

Разделы: Начальная школа

Конспект урока русского языка во 2-м классе

Повторение темы «Родственные слова и формы слова»

Учебник Н.А. Чуракова «Русский язык», 2 класс (1 часть).

Цель урока: Обобщить знания детей о родственных словах, выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

Образовательная:

  • учить различать родственные слова и формы слова;
  • закрепить умение находить и подбирать родственные слова, распознавать проверочные и проверяемые слова; обозначать корень.

Развивающая:

  • развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.
  • развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Коррекционная: обогащать и уточнять активный и пассивный словарь, расширять кругозор, познавательную активность.

Воспитательная:

  • формирование мотивации учебной деятельности;
  • воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор, доступ в интернет

Ход урока

1. Организационный момент.

– Чудесный день! И настроение чудесное – подстать. Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

– Откройте тетради, запишите число

2. Минутка чистописания

Характеристика буквы Зз по образцу

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Какое сейчас время года? (зима) СЛАЙД 2 (Приложение 1)

– Запишите это слово. Какую гласную написали в корне? Почему? (и, проверочное слово зимний, зимушка)

– Игра «Кто больше?»

Придумайте и запишите родственные слова к слову зима, выделите корень. (определение победителя по количеству подобранных родственных слов)

Сегодня мы продолжим работу по теме «Родственные слова».

– Какие слова мы называем родственными? (слова, с разными основами, в которых есть общая часть)

– Что такое корень? (общая часть родственных слов)

– Чему будем учиться сегодня на уроке?

4. Словарная работа. СЛАЙД 3-8

– Отгадайте загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь.

  • Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит (дорога)
  • Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)
  • Я березку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (ветер)
  • Вещунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
  • Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет, белого найдет (заяц, лисица)
  • Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (медведь)

Взаимопроверка в парах СЛАЙД 9

5. Работа по теме урока по учебнику

ч. 1, с.160 упр. 127

– Прочитайте скороговорку.

– Устно проворьте согласные на конце слов.

– Подберите (устно) проверочные слова к гласным буквам (колол – колет, лед – льда, перед – передо мной)

– Спишите и обозначьте твердый или мягкий звук [л] или [л']

Самостоятельное выполнение, проверка

ч. 1, с.160 упр. 128

– Все ли слова являются родственными? С кем из героев – Машей или Мищей согласишься? (Слово волчок является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку)

– Как вы думаете, как это слово должно быть записано в Толковом словаре: один раз или два раза? (волчок – это фольклорное название волка, и в Толковом словаре это слово в таком значении обнаружить не удастся)

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала

Работа с ЭОР СЛАЙД 10

№1 – Можешь ли ты среди трёх слов: «лесник», «дровосек» и «лесоруб» найти два родственных?

– Давайте запишем только родственные слова. Что их объединяет?

– Есть ли в словах общая часть или корень?

– Какие слова родственные, а какое лишние?

№2 Подбери однокоренные слова (по рядам) к слову стол, море, гора

Проверку  осуществляет по 1 человеку.

Все ли слова распределили: Почему? (морж, горький, столб, т.к не родственные)

№3  Прочитай текст, выпиши слова, родственные слову лес – 1 вариант и колесо – 2 вариант (по 1 ученику у доски)

8. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

№4 Найди слова, родственные слову море, выдели корень СЛАЙД 12

№5 Найди родственные слова и отнеси их к солнцу или к соли (на выбор)

№6 Соедини стрелками родственные слова (1 у доски, все по карточкам или если есть возможность, за компьютерами)

9. Подведение итогов.

Прекрасный день! Урока подошел конец. Пусть каждый скажет про себя: Какой я молодец

– Какое открытие сделал  для себя на уроке?

– Что мне было интересно на уроке?

– Над чем еще нужно поработать?

На парте у вас лежат конверты со смайликами, выбери тот смайлик, который соответствует твоей работе СЛАЙД 13

  • красный – я активен и уверен на уроке,
  • жёлтый – я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
  • зелёный – у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома.

Спасибо за урок!

Ссылки:

  1. http://www.eor-np.ru/node/412
  2. http://www.eor-np.ru/sites/default/files/eor/
  3. http://www.eor-np.ru/
  4. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок "Родственные слова и формы слова"

Обобщающий урок по теме "Родственные слова и формы слова"

Цель урока: Обобщить знания детей о родственных словах, выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

Образовательная:

- учить различать родственные слова и формы слова;

- закрепить умение находить и подбирать родственные слова, распознавать проверочные и проверяемые слова; обозначать корень.

Развивающая:

- развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.

-р азвивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Коррекционная: 

- обогащать и уточнять активный и пассивный словарь, расширять кругозор, познавательную активность.

Воспитательная:

- формирование мотивации учебной деятельности;

- воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

1. Организационный момент.

– Чудесный день!И настроение чудесное – подстать.Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

– Откройте тетради, запишите число

2. Минутка чистописания

- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

Бп

-Записать нужно столько раз, сколько услышите хлопков.(4раза)

- Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

- Рядом запишем слова дубки грибки

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Какое сейчас время года? (зима) 

– Запишите это слово. Какую гласную написали в корне? Почему? (и, проверочное слово зимний, зимушка)

– Игра «Кто больше?»

Придумайте и запишите родственные слова к слову зима, выделите корень. (определение победителя по количеству подобранных родственных слов)

Сегодня мы продолжим работу по теме «Родственные слова».

– Какие слова мы называем родственными? (слова, с разными основами, в которых есть общая часть)

– Что такое корень? (общая часть родственных слов)

– Чему будем учиться сегодня на уроке?

4. Словарная работа.

– Отгадайте загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь.

Бежит, журчит, волнуется.Все на нее любуются!Никак не остановится,Назад не поворотится.(Река)  

Есть бородка, шерсть и ножки,Ушки, хвост, а также рожки.Хоть я блею, не пою -Молоко тебе даю.Я такая егоза!И бодаюсь, я  ...(коза)

 Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. Коровам без неё — беда: Она их главная еда. (Трава)

Утром падаю всегда — Не дождинка, не звезда — И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. (Роса)

Не видать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

(Гора)

5. Работа по теме урока по учебнику

ч. 1, с.160 упр. 127

– Прочитайте скороговорку.

– Устно проверьте согласные на конце слов.

– Подберите (устно) проверочные слова к гласным буквам (колол – колет, лед – льда, перед – передо мной)

– Спишите и обозначьте твердый или мягкий звук [л] или [л']

Самостоятельное выполнение, проверка

ч. 1, с.160 упр. 128

  • – Все ли слова являются родственными? С кем из героев – Машей или Мищей согласишься? (Слово волчок является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку)

  • – Как вы думаете, как это слово должно быть записано в Толковом словаре: один раз или два раза? (волчок – это фольклорное название волка, и в Толковом словаре это слово в таком значении обнаружить не удастся)

6. Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

          Занимай свои места.

          Раз – присели, два – привстали,

          Руки кверху все подняли.

          Сели, встали, сели, встали,

          Ванькой – Встанькой словно стали,

          А потом пустились вскачь

          Будто мой упругий мяч.

7. Закрепление изученного материала

№1 – Можешь ли ты среди трёх слов: «лесник», «дровосек» и «лесоруб» найти два родственных?

– Давайте запишем только родственные слова. Что их объединяет?

– Есть ли в словах общая часть или корень?

– Какие слова родственные, а какое лишние?

№2-  Подбери однокоренные слова (по рядам) к слову стол, сад

Проверку  осуществляет по 1 человеку.

№3 –А теперь задание на повторение пройденного материала.

Ветер разбросал лепестки цветов. Соберите их и составьте слова.

9. Подведение итогов.

Прекрасный день!Урока подошел конец.Пусть каждый скажет про себя:Какой я молодец!

– Какое открытие сделал  для себя на уроке?

– Что мне было интересно на уроке?

– Над чем еще нужно поработать?

infourok.ru

«Слово и формы этого слова. Родственные слова» (2 класс)

Технологическая карта урока

Планируемые результаты:
  1. Предметные результаты

  • уметь различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова;

  • понимать, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.

  • развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень;

  1. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планирование результатов деятельности, оценивать результат своей работы на уроке; делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе, в паре.

  1. Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога простые правила поведения при сотрудничестве; определять личностные ценности, смысл, значение изучаемого материала.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник, тетрадь №1.

Учебник, тетрадь №1, простой карандаш.

Основные этапы и виды деятельности

- актуализация изученного материала.

Вот прозвенел звонок-

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Откройте учебник на стр.86, отметьте закладкой.

-Скажите, что называется окончанием?

- Какое окончание называется нулевым?

- Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.

- Что называется основой?

-Какие слова называются родственными?

Открывают учебник на стр.86

- Изменяемая часть слова – это его окончание.

- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой.

-Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, зебу, эму, какаду.

- Часть слова без окончания называется его основой.

- Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.

К1, К2, Л1, Л2.

Актуализация опорных знаний и мотивация.

Работа по учебнику, постановка и решение проблемных ситуаций

- Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 56 . Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали? А что такое форма слова?

(На доске слова)

Листок

Листка

К листку

Листки

- Являются ли эти слова родственными? Или это формы одного и того же слова? Как об этом вы узнали?

Листок

Листочек

Лист

- Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетради.

- В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл?

- Ребята, как вы считаете, научились ли вы отличать формы слов от родственных слов?

Работа в парах.

-Форма слова- это изменение окончания у одного и того же слова.

Эти слова не являются родственными, так как у них одинаковая основа. Это одно слово листок в разных формах.

- Это родственные слова, так как у них разные основы.

- Эти слова имеют общую основную часть.

Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие – высказывают своё мнение.

Л2, Л3, П1.1, П1.2, П1.3

К1, К2, К3, К4, П2.3.

Постановка учебной задачи

- создание условий для определения темы,

- формулирования цели и учебных задач урока

- Какова тема нашего урока?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова

- Учиться распознавать и подбирать формы слов, родственные слова, выделять корень.

К1, К2, К3, К4, П2.3.

Физминутка

Проводит учитель с дежурными.

Повторяют движения.

Поиск решения учебной задачи.

ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.

-А кто такой лесник?

- Давайте убедимся и посмотрим в толковом словаре.

- Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова?

- ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень.

- А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова?

- Выпишите их рядом во 2 столбик. Подчеркни их на доске.

Высказывание детей.

- Лесник, -а. Лесной сторож. Например: лесник охраняет лес.

1 ученик на доске 2 ученик на доске

- лес,

лесника,

лесная,

лесок к домику,

за домиком

- домик

Л2, Л3, П1.1, П1.2.

Первичное закрепление.

Диагностические задания на осознание и понимание материала

- Посовещайтесь друг с другом и задайте вопросы по новой теме урока.

Упражнение 57. Запишите слова.

-Это разные слова?

В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл? Выдели её сверху дугой.

Это родственные слова?

-Прочитайте слова:

Снег, снеговик, снегом, снеговики.

- Выпишите на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой – формы каждого слова (парами). В родственных словах выдели дугой сверху общую часть, в которой заключён общий смысл слов.

Анишит Йкоповна предложила сравнить слова в парах:

солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть

- Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? – спросила Волшебница.

- Как вы ответите Анишит Йкоповне?

- А можно ли считать слова в парах – родственными? Как вы считаете? Кто сомневается можно воспользоваться подсказкой Летучей Мыши (стр.86)

Самостоятельно выполним задание в тетради на стр.29 упр.35.

1 ученик записывает на доске

Снег, снеговик, Снегурочка, снеговой.

Работа в парах. Задают друг другу вопросы по теме.

-Это разные слова.

-Снег

- Родственные слова – это слова, имеющие общую основную часть.

Снег - снеговик

Снег – снегом, снеговик – снеговики.

- Эти слова имеют общее значение в парах.

- Эти слова нельзя считать родственными.

Взаимопроверка

К1, К2, К3, К4, П2.3.

Итог урока.

Подведение итогов.

-Что вы знаете о корне слова?

- Какие слова называются родственными?

- А что такое форма слова?

- Форма слова - это изменение окончания у одного и того же слова

Р4, Р5, Р6

Домашнее задание

учебник (1), стр.88 упр.59

infourok.ru

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Орг.момент

-Здравствуйте! Встаньте все прямо, посмотрите на меня, улыбнитесь, настраиваемся на урок. Тихонько присаживайтесь.

Актуализация знаний

-Скажите, что называется окончанием?( Изменяемая часть слова – это его окончание)

- Какое окончание называется нулевым? (Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой.)

- Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.( Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, такси, пони.)

- Что называется основой? (Часть слова без окончания называется его основой.)

-Какие слова называются родственными? (Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.)

Ребята, посмотрите на слайд, на нём написаны слова, прочитайте их, скажите, какие из этих слов являются родственными? Объясните почему. Какие слова называются родственными? (Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.)

- как по другому можно назвать такие слова? (однокоренные)

- теперь скажите мне, есть ли среди этих слов слова одной и той же формы? Чем эти слова отличаются от родственных? (имеют одинаковое лексическое значение, имеют одинаковую основу)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Посмотрите на слайд, на нём написана тема нашего урока. Сегодня нам нужно закрепить знания о родственных словах и формах одного слова.

- Посмотрите на слайд найдите родственные слова (однокоренные) и формы одного слова. (слова Родина, породниться, родители – однокоренные, слова родной, родная, родное, родные – форма одного слова)

- для того чтобы не путать форму слова с однокоренным словом, нужно запомнить их главные отличия, заполним таблицу. (слайд)

Закрепим свои знания. (выполнение заданий на слайдах)

Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …….. (лук)

Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт. (снег)

Колючая, хвоя сыпучая,

Смолою плакучая (Сосна)

Сейчас у нас будет проверочная работа по этой теме. Ответы пишите на карточках.

infourok.ru

«Слово и формы этого слова. Родственные слова» (2 класс)

Технологическая карта урока

№ п/пПараметрОписание

Учебный предмет, классРусский язык, 2 «Б» класс

Тема урока«Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Цель урокаразличение разных форм одного слова и родственных слов, развести представление о родственных словах и словах- синонимах (без предъявления термина «синоним»).

Ожидаемый учебный результатПланируемые результаты:Предметные результаты уметь различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова;понимать, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень;Метапредметные результаты:Регулятивные УУД: планирование результатов деятельности, оценивать результат своей работы на уроке; делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе, в паре.Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога простые правила поведения при сотрудничестве; определять личностные ценности, смысл, значение изучаемого материала.

Оборудование и материалыДля педагога Для учащихся

Учебник, тетрадь №1.Учебник, тетрадь №1, простой карандаш.

Основные этапы и виды деятельностиЭтап урокаЦель - результатДеятельность учителяДеятельность ученикаУУД

Организационный момент - эмоциональный настрой;- актуализация изученного материала.Вот прозвенел звонок-Начинается урок.Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.Откройте учебник на стр.86, отметьте закладкой.

-Скажите, что называется окончанием? - Какое окончание называется нулевым?

- Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.

- Что называется основой?-Какие слова называются родственными?

Открывают учебник на стр.86- Изменяемая часть слова – это его окончание.- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой.-Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, зебу, эму, какаду.- Часть слова без окончания называется его основой.- Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.К1, К2, Л1, Л2.

Актуализация опорных знаний и мотивация.

Работа по учебнику, постановка и решение проблемных ситуаций

- Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 56 . Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали? А что такое форма слова?(На доске слова)ЛистокЛисткаК листкуЛистки- Являются ли эти слова родственными? Или это формы одного и того же слова? Как об этом вы узнали? ЛистокЛисточекЛист

- Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетради.

- В них есть о

schoolfiles.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"