История костюма донских казаков: от зипуна до мундира. Форма донских казаков


от зипуна до мундира – Ярмарка Мастеров

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: "По синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, "под горшок". Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за "зипунами", на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

Д

Современная  форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

www.livemaster.ru

Форма одежды казаков Центрального казачьего войска

Правила ношения, знаки различия , расположение медалей, знаков

Общий вид парадной формы одежды

Особо парадная форма одежды

Особо парадная зимняя форма одежды

Повседневная форма одежды

Полевая форма одежды Казачьи погоны

Казачий погон ЦКВ (темно-краного цвета (просветы и канты), приборный металл - серебро, пуговицы серебристого цвета, с изображением герба ЦКВ)

Приказной

Младший урядник

Урядник

Старший урядник

Младший вахмистр

Вахмистр

Старший вахмистр

Подхорунжий

Хорунжий

Сотник

Подъесаул

Есаул

Войсковой старшина

Казачий полковник

Казачий генерал

Шевроны

Пуговицы

Пуговица для кителя (22 мм)

Пуговица для погон (14 мм)

Кокарда

forma-odezhda.ru

Одежда казаков. Одежда донских и кубанских казаков. Как выглядела одежда казака и казачки

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем – индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или японское кимоно ни с чем не спутать. Так же своеобразны набедренные повязки бушменов, буров и других африканских племен. Интересна и одежда индейцев, и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, коралловых бус, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков – донских или кубанских – тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков – святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня – похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков – не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора – песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Широкие штаны были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником – незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье – кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под это платье-камзол носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку – теплую или легкую – с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное – он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают кубанский казачий хор. Кубанские казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек – заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени – в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска – вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде – разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.

fb.ru

Казачья одежда - nuker82

Казачья одежда создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральское и т. п.ЭлементыПо описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

широкие шаровары на учкуре;бешмет до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» — на Дону, «керея» — у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

КительБекеши (пальто)ЧеркескаБашлык — капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе».БуркаБрюки, шароварыРубашка: Косоворотка, Гимнастерка, БешметПапаха (Кубанка)Фуражка

Знаки отличия

Лампас — цветная нашивка на боковом шве брюк (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.

Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Серьги — означали место в роду. «Напри­мер, единственный сын у мате­ри носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серь­ги означали единственного ре­бенка у родителей».

Цвета казачьих войск России

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек:амурские казаки — темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышемастраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышемдонские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышеменисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышемзабайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышемкубанские казаки — черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло синиесибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышемтерские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышеморенбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышемуральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышемуссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышемhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0

nuker82.livejournal.com

Боевой листок казачества: Казачья форма одежды.

   Одежду  и снаряжение казаки  позаимствовали  у воинов Кавказа. Казачьим атрибутом напри­мер, была черкеска — верхняя одежда без воротника с длинными полами и специальными держателями для патронов на груди (газыри.). Носили казаки и рубаху-бешмет со стоячим воротником, накидку (бурку)  из козьей  шкуры, а также осо­бую обувь — гибкие кожаные чувяки.

  Изготавливался   по специальному образцу.  Первоначально это был клобук цилиндрической формы , потом папаха, а затем (в 19 веке) фуражка знак юридического полноправия. Казаки нестрое­вых  возрастов носили фуражку без кокарды. На «Круге» казак обязан   быть в шапке, в то  время, как не казаки  должны были присутствовать на совете с непокрытым головами.

 • ПОГОНЫ били составной частью одежды казака строевого  возраста, а офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

• БАШЛЫК — остроконечный капюшон с длинными концами для обматывания вокруг шеи, который надевался  поверх головного убора. По тому, как завязывался башлык, можно было узнать  возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы били заброшены за спину — казак на  отдыхе.

• ЛАМПАС – широкая прошивка, разноцветная полоса по наружному шву брюк, во всю длину. Еще  кочевники Великой степи прикрывали боковой шов штанов кожаный лампасом. У казаков, он означал принадлежность  к казачьему сословию, а цвет его указывал на при­надлежность и войску. Лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей.

• СЕРЬГИ у казака означали его роль и место в роду. Напри­мер, единственный сын у мате­ри носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серь­ги означали единственного ре­бенка у родителей. Кроне того при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.

• МЕДАЛЬ  являлась личным знаком казачьего атамана. Она носилась на шее поверх галстука, и выпускалась на кафтан между его бортами. На оборот­ной стороне такой медали гра­вировались имя, фамилия атамана и годы его правления

  Все казачьи эмблемы исчезли после окончания Гражданской войны. Упрощенные версии традиционной фор­мы казаков и их отличительные цвета появились только в ка­зачьих кавалерийских частях   Красной  Армии. Однако свои традиционные атрибуты камни сумели сохранить и во время Второй Мировой войны.

У каждого казачьего го войска были собственные цвета мун­диров, шаровар, лампасов и околышей фуражек

1.ДОНСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лампасы, по­гон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем.

2.КУБАНСКИЕ КАЗАКИ — чер­ная или сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, па­паха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малино­вые погоны и башлык.

3.ТЕРСКИЕ КАЗАКИ – черный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка черная со светло-синим околышем.

4.АСТРАХАНСКИЕ КАЗАКИ — синие мундиры, желтые лампасы, погон желтый, фуражка синяя  с желтым околышем.

5.УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем.

6.ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие  лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки темно-зеленая со светло-синим кантом и околышем.

7.СИБИРСКИЕ КАЗАКИ  - мундир защитного цвета, алые лампасы и погоны, фуражка защитного цвета с алым околышем.

8. ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, погоны и лампасы желтого цвета, темно-зеленая фуражка с желтым околышем.

9. АМУРСКИЕ КАЗАКИ - темно- зеленые мундиры, желтые лам­пасы, погон зеленый, фуражка темно-зеленая с желтым око­лышем

10. ВОЛЖСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лаипасы, погон красным с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем. Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем. 11. УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон желтый с зеленным кантом, фуражка темно-зеленая с желтым околышем.

boevoilistok.blogspot.com

история, песни, форма и традиции донского казачества

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна. Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки. Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

Форма и одежда казаков с Дона

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Почему донские казаки не женились на русских

На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Интересный факт!

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

kavkazsuvenir.ru

Казачья форма одежды. - Форменные мундиры Российской Императорской армии - читальный зал

Одежду  и снаряжение казаки  позаимствовали  у воинов Кавказа. Казачьим атрибутом напри­мер, была черкеска — верхняя одежда без воротника с длинными полами и специальными держателями для патронов на груди (газыри.). Носили казаки и рубаху-бешмет со стоячим воротником, накидку (бурку)  из козьей  шкуры, а также осо­бую обувь — гибкие кожаные чувяки.

• Головной убор.

  Изготавливался   по специальному образцу.  Первоначально это был клобук цилиндрической формы , потом папаха, а затем (в 19 веке) фуражка знак юридического полноправия. Казаки нестрое­вых  возрастов носили фуражку без кокарды. На «Круге» казак обязан   быть в шапке, в то  время, как не казаки  должны были присутствовать на совете с непокрытым головами.

 • ПОГОНЫ били составной частью одежды казака строевого  возраста, а офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

• БАШЛЫК — остроконечный капюшон с длинными концами для обматывания вокруг шеи, который надевался  поверх головного убора. По тому, как завязывался башлык, можно было узнать  возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы били заброшены за спину — казак на  отдыхе.

• ЛАМПАС – широкая прошивка, разноцветная полоса по наружному шву брюк, во всю длину. Еще  кочевники Великой степи прикрывали боковой шов штанов кожаный лампасом. У казаков, он означал принадлежность  к казачьему сословию, а цвет его указывал на при­надлежность и войску. Лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей.

• СЕРЬГИ у казака означали его роль и место в роду. Напри­мер, единственный сын у мате­ри носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серь­ги означали единственного ре­бенка у родителей. Кроне того при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.

• МЕДАЛЬ  являлась личным знаком казачьего атамана. Она носилась на шее поверх галстука, и выпускалась на кафтан между его бортами. На оборот­ной стороне такой медали гра­вировались имя, фамилия атамана и годы его правления

  Все казачьи эмблемы исчезли после окончания Гражданской войны. Упрощенные версии традиционной фор­мы казаков и их отличительные цвета появились только в ка­зачьих кавалерийских частях   Красной  Армии. Однако свои традиционные атрибуты камни сумели сохранить и во время Второй Мировой войны.

 

•ЦВЕТА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

У каждого казачьего го войска были собственные цвета мун­диров, шаровар, лампасов и околышей ф У каждого казачьего го войска были собственные цвета мун­диров, шаровар, лампасов и околышей фуражек

1.ДОНСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лампасы, по­гон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем.

2.КУБАНСКИЕ КАЗАКИ — чер­ная или сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, па­паха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малино­вые погоны и башлык.

3.ТЕРСКИЕ КАЗАКИ – черный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка черная со светло-синим околышем.

4.АСТРАХАНСКИЕ КАЗАКИ — синие мундиры, желтые лампасы, погон желтый, фуражка синяя  с желтым околышем.

5.УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем.

6.ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие  лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки темно-зеленая со светло-синим кантом и околышем.

 

7.СИБИРСКИЕ КАЗАКИ  - мундир защитного цвета, алые лампасы и погоны, фуражка защитного цвета с алым околышем.

8. ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, погоны и лампасы желтого цвета, темно-зеленая фуражка с желтым околышем.

9. АМУРСКИЕ КАЗАКИ - темно- зеленые мундиры, желтые лам­пасы, погон зеленый, фуражка темно-зеленая с желтым око­лышем

10. ВОЛЖСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лаипасы, погон красным с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем. Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем. 11. УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон желтый с зеленным кантом, фуражка темно-зеленая с желтым околышем.

уражек

1.ДОНСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лампасы, по­гон синий с красным кантом, фуражка.

6.ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие  лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки темно-зеленая со светло-синим кантом и околышем.

 

7.СИБИРСКИЕ КАЗАКИ  - мундир защитного цвета, алые лампасы и погоны, фуражка защитного цвета с алым околышем.

8. ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, погоны и лампасы желтого цвета, темно-зеленая фуражка с желтым околышем.

9. АМУРСКИЕ КАЗАКИ - темно- зеленые мундиры, желтые лам­пасы, погон зеленый, фуражка темно-зеленая с желтым око­лышем

10. ВОЛЖСКИЕ КАЗАКИ - синие мундиры, красные лаипасы, погон красным с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем. Енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем. 11. УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ — темно-зеленые мундиры, желтые лампасы, погон желтый с зеленным кантом, фуражка темно-зеленая с желтым околышем.

Знаки различия казаков.

 Первые чины  или говоря современным языком - должности у казаков,  гетман, атаман, писарь, сотник, десятник были выборные. Позднее появление чинов в казачьих войсках относится к XV—XVI векам, что было связано в первую очередь в преобразование казачества в войсковую организацию, как составной части вооруженных сил страны.

В Русском войске чины впервые были введены в середине XVI столетия в стрелецком войске. Последний русский царь и первый всероссийский император Петр I Алексеевич "Великий" установил единую систему воинских, гражданских и придворных чинов, которая была окончательно закреплена в 1722 году в "Табеле о рангах". Чины соотносились к определенному классу, старшим из которых являлся первый класс.

   В конце XVIII века в Табель о рангах были включены офицерские чины казачьих войск.

В 1828 году при императоре Николае I в казачьих войсках вводится единая система всех воинских званий (чинов). К тому времени у казачества существовали следующие чины:

    штаб-офицеры (старшие офицеры) — полковник, подполковник и войсковой старшина;

    обер-офицеры (младшие офицеры) — есаул, сотник, хорунжий;

    нижние чины – вахмистр, урядник, приказный и казак (рядовой).

 В дальнейшем эта система воинских званий (чинов) в казачьих войсках больше изменений не терпела. В 1880 году вводится чин подхорунжего. В 1884 году чин подполковника заменяется чином войскового старшины, который раньше соответствовал армейскому майору, и введен чин подъесаула, равный штабс-ротмистру в армейской кавалерии.

Казак

 На самой нижней ступеньке служебной лестницы казачьего войска стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты.

Приказный

 Приказный имел одну лычку и соответствовал ефрейтору в пехоте.

Урядник

 Звания младшего урядника и старшего урядника соответствовали младшему унтер-офицеру, унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру соответственно, количество лычек, характерно для современного сержантского со­става.

Вахмистр

 Вахмистр — следующий чин, который был не только в казачестве, а и в унтер-офицерском составе кавалерии и конной артиллерии. В русской армии и жандармерии вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вахмистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте.

Подхорунжий

 По положению 1884 года, введенному Александром III, следующим чином в казачьих войсках, но только для военного времени, являлся подхорунжий, промежуточное звание между подпрапорщиком и прапорщиком в пехоте, вводившимся так­же в военное время. В мирное время, кроме казачьих войск, эти чины существовали только для офицеров запаса.

Хорунжий

 Хорунжий — следующая степень в обер-офицерских чинах, соответствующая подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавалерии. По служебному положению соответствовал лейтенанту в современной армии, но носил погоны с голубым просветом на серебряном поле  с двумя звездочками. В армии времени Российской Империи, по сравнению с советской, количество звездочек было на одну больше.

Сотник

 Сотник — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику в регулярной армии. Сотник носил погоны такого же оформления, но с тремя звездочками, соответствуя по своему положению современному старшему лейтенанту.

Подъесаул

 

Подъесаул являлся помощником или заместителем есаула и в его отсутствие командовал казачьей сотней. Погоны имели тоже оформление, что и сотника, но с четырьмя звездочками. По служебному положению соответствует современному капитану. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра.

Есаул

 Есаулы (тюрк. — начальник) были генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Генеральный есаул (два на Войско) — высший чин после гетмана. В мирное время генеральные есаулы выполняли инспекторские функции, на войне командовали несколькими полками, а в отсутствие гетмана — всем Войском. Но это характерно только для запорожских казаков.

 Войсковые есаулы выбирались на Войсковом Круге (в Донском и большинстве других— по два на Войско, в Волжском и Оренбургском — по одному). Занимались административны­ми делами. С 1835 года назначались в качестве адъютантов при войсковом наказном атамане.

 Полковые есаулы (первоначально два на полк) выполняли обязанности штабс-офицеров, являлись ближайшими помощниками командира полка. Сотенные есаулы (по одному на сотню) командовали сотнями. Это звено не привилось в Донском Войске после первых веков существования казачества. Станичные же есаулы были характерны только для Донского Войска. Они выбирались на станичных сходах и являлись помощниками станичных атаманов.

 Походные есаулы (обычно два на Войско) выбирались при выступлении в поход. Выполняли функции помощников походного атамана, в XVI—XVII веках при его отсутствии командовали войском, позднее являлись исполнителями приказаний походного атамана.

 Артиллерийский есаул (один на Войско) подчинялся начальнику артиллерии и исполнял его поручения.

 Генеральные, полковые, станичные и другие есаулы посте­пенно были упразднены.

 Сохранялся лишь войсковой есаул при войсковом наказном атамане казачьего войска.

 В 1798 — 1800 гг. чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии. Есаул, как правило, командовал казачьей сотней. Соответствовал по служебному положению современному капитану. Носил погоны с голубым просве­том на серебряном поле без звездочек.

 Далее идут штаб-офицерские чины. По сути дела, после реформы Александра III в 1884 году, чин есаула вошел в этот ранг, в связи с чем из штаб-офицерских чинов было убрано звено майора, в результате чего военнослужащий из капитанов сразу становился подполковником.

Войсковой старшина

 

Название войсковой старшина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков. Во второй половине XVIII века это название в видоизмененной форме распространилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управления казачьего войска. С 1754 г. войсковой старшина приравнивался к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году — к подполковнику. Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя звездами.

Полковник

 Полковник — погоны такие же, как и у войскового старшины, но без звездочек. Начиная с этого чина, служебная лестница унифицируется с общеармейской, так как сугубо казачьи названия чинов исчезают. Служебное положение казачьего генерала полностью соответствует генеральским званиям Российской Армии.

ellis.ucoz.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"