Факты биографии и философии Фомы Аквинского. Фома аквинский кто это


Фома Аквинский: биография, творчество, идеи

В статье поговорим о биографии Фомы Аквинского. Это известнейший философ и теолог, которому мир обязан важными знаниями. Мы подробно рассмотрим жизненный путь и достижения этого великого человека.

Первое знакомство

Рассмотрение биографии Фомы Аквинского начнем с беглого знакомства с ним. Это выдающийся ученый, который является теологом и философом. Более того, он канонизирован католической церковью. Является крупнейшим систематизатором ортодоксальной схоластики и учителем церкви. Отличается тем, что впервые нашел связующие нити между философией Аристотеля и христианской верой.

Жизнь

Биография Фомы Аквинского начинается с его появления на свет приблизительно 25 января в 1225 году. Мальчик родился возле Неаполя в замке Рокказекка. Он стал седьмым сыном известного и богатого графа Ландольфа. Мать Фомы звали Теодорой, она была богатой и завидной неаполитанской невестой. Известно, что отец мальчика мечтал, что тот станет аббатом в обители, расположенной близ родового замка.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, его отдали в бенедиктинскую обитель, где он находился в течение 4 лет. В 1239 году поступил в университет Неаполя, который успешно закончил в 1243 году. Во время обучения молодой человек сильно сблизился с доминиканцами и даже решил стать членом их ордена. Но против этого решительно выступила вся семья, и родные братья заточили Фому в крепость Сан-Джовани.

Свобода

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем фактом, что свободу он обрел лишь в 1245 году. Тогда же он, вопреки воле всего семейства, стал монахом Доминиканского ордена. Чтобы меньше пересекаться с близкими и начать свой путь, он отправился в Парижский университет. Там учителем и наставником молодого человека стал сам Альберт Великий. В период с 1248 по 1250 года Фома обучался в Кельнском университете, в который он подался по следам своего наставника. В 1252 году вернулся в Доминиканский университет. Спустя 4 года его назначили преподавателем теологии благодаря возможности доминиканцев предлагать свои кандидатуры. Фома стал преподавать в Парижском университете.

Первые работы

Именно здесь, на свободе, молодой мужчина написал свои первые труды, а именно «О существовании и сущности», «Комментарий к «Сентенциям»», «О началах природы». Далее случается невероятный виток судьбы: его к себе, в Рим, вызывает папа Урбан IV. Следующие 10 лет своей жизни Фома посвящает преподавательской ниве в Италии, а именно в Риме и Ананьи.

Одновременно с этим теолог пишет большой философско-богословский труд. Большую часть времени в Италии мужчина провел как советник по делам богословским при папской курии.

В 1269 году исследователь возвращается в Париж для того, чтобы начать борьбу с арабскими толкователями трудов Аристотеля и очистить его учение. Кстати, очень резкий трактат героя нашей статьи, «О единстве интеллекта против аверроистов», был написан как раз в 1272 году. Он напрямую касался работ Аристотеля и их неверного истолкования.

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем, что в том же году его отзывают в Италию для создания школы доминиканцев в Неаполе. К сожалению, из-за плохого самочувствия, мужчине пришлось прекратить преподавательскую деятельность и оставить на время писательство. Но не суждено ему было вернуться к своим трудам. Так, в 1274 году краткая биография и творчество философа Фомы Аквинского прерываются, так как он умирает по дороге в Лион. В это время он находился в монастыре Фоссанова. В дороге закончилась жизнь выдающегося теолога.

Биография Фомы Аквинского по Г. К. Честертону

В этой книге автор прибегает к беллетристике для того, чтобы лучше проиллюстрировать жизнь героя нашей статьи. Он сочетает публицистический и исповедальный жанры для того, чтобы лучше передать атмосферу. Говоря буквально, Гилберт Кит просто трансформировал жанр биографии в его классическом понимании. Несмотря на использование художественных приемов, он полностью сохраняет достоверность исторических фактов, и на основе некоторых данных даже отрицает неверную информацию или толкования, которые возникли из легенд об Аквинате.

Влияние

Как формировалось мнение героя нашей статьи? Биография и философия Фомы Аквинского неразрывно связаны с упомянутым выше Аристотелем. Дело в том, что этот великий человек оказал значительное влияние на творческое переосмысление Фомы. При этом в работах прослеживаются мысли арабских и греческих комментаторов, неоплатоников: Цицерона, Августина, Авиценны, Маймонида и т. д.

Труды

Биография, теология и философия Фомы Аквинского невозможны без его двух основных работ, а именно трактатов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Также он комментировал трактаты Аристотеля, Псевдо-Дионисия, Боэция, П. Ломбардского. Известно, что своё мнение теолог высказывал на счет некоторых книг Библии и анонимную книгу «О причинах». Он интересовался алхимией, стихотворными текстами для богослужений и религиозными сочинениями других авторов.

Во многом все эти мнения строились на его преподавательской деятельности, так как в то время чтение религиозных книг и диспуты о них неизменно сопровождались комментариями.

Идеи

Биография и учения Фомы Аквинского очень тесно переплетаются, так как он поддавался влиянию своего окружения. Рассмотрим его ключевые идеи. Во-первых, надо сказать, что он четко разделял философию и теологию, считая, что в первой господствует разум, а во второй - откровение. Фома считал, что философия находится в строгом подчинении теологии, которую он ставил куда выше.

Заметим, что Аристотель выделял 4 основные ступени познания истины, а именно - опыт, искусство, знание и мудрость. У Аквината мудрость стала независимой величиной, которая представляла собой знание о Боге. При этом он выделял три её типа: на уровне благодати, богословья и метафизики.

Именно Фома предложил идею о том, что разум человека не может постигнуть мудрость полностью, так как некоторые истины просты и понятны (существование Бога), а некоторые – нет (триединство, воскрешение). Аквинат выдвинул мысль о том, знаний природные и теологические не могут находится в конфликте, так как они гармоничны и дополняют друг друга. Если под мудростью он понимал желание понять Бога, то под наукой – способы этого понимания.

Бытие

Мы рассмотрели кратко биографию и философию Фомы Аквинского, но некоторые его идеи требуют детального рассмотрения. Под бытием Фома понимал самое сокровенное, что скрыто в глубине души каждого живого существа. Он делал акцент на том, что существования какой-либо вещи куда важнее её сущности. Это исходило из того, что сущность не является актом творения, в отличии от существования.

Мир Аквинат понимал, как совокупность различных существований, которые зависят от Бога. Только в нём он виде единство сущности и существования, как тождественных понятий. При этом теолог предлагал рассмотреть две формы жизни: случайную, или зависимую, и самостную - безусловную.

При этом истинным бытием был только сам Бог, а всё остальное имело лишь иллюзию его. Фома не отрицал существования ангелов и прочих существ и считал, что чем ближе по ступени иерархии они стоят к Богу, тем больше свободы имеют.

Форма и материя

Сущность бытия исследователь видел в формах и материи. Последнюю он рассматривал так же, как Аристотель, то есть как пассивный элемент, необходимый для проявления индивидуальности других объектов. Сложность человеческого существа заключалась в его двойственности. Если духовные создания могли жить в одной из форм (случайная и безусловная), то люди при этом должны были существовать в материи и форме.

Фома считал, что сама по себе форма не может быть значима, так как какое-то значение она приобретает только тогда, когда отражает духовную сущность своего носителя. Совершенная форма означала некое подобие Богу.

Доказательства существования Бога

Первое доказательство существования высшей силы Аквината строится на факте движения. Это означает, что в мире всё движется, а всё движимое имеет какую-то силу, которая заставляет его это делать. Но при этом изначальная сила не может быть движима чем-либо, значит, она существует сама по себе.

Второе доказательство основывается на том, что всё в мире имеет свою причину, а это значит есть какая-то связь. При этом все они основываются на первопричине, которую называют Богом, ведь из неё исходит само бытие.

Третье доказательство строится на том, что в мире есть вещи, в которых есть необходимость, а есть те, в которых её нет. Всё создаётся и разрушается, но если бы на этом процесс и заканчивался, то уже давно не было бы ничего. Но раз что-то есть, значит есть нечто необходимое, из которого проистекает необходимость всего другого.

Четвертое доказательство базируется на степени бытия. Дело в том, что есть вещи хорошие, лучшие, плохие, нейтральные и т. д. Все они равняются на определённый идеал, то есть на высшую степень чего-то. Значит, существует нечто великое, которое является причиной и первой степенью всего сущего.

Последнее доказательство касается целевой причины. Фома заметил, что немыслящие живые существа, например животные, двигаются к тому, что для них лучше. Так, они действуют одинаково и выбирают для себя наилучшие пути развития. Но немыслящие существа, не имеющие познавательной способности, могут двигаться намеренно только в том случае, если их направляет нечто мыслящее, то есть Бог.

Этика

Мы заканчиваем рассмотрение биографии Фомы Аквинского, его идей и трудов, но остановимся на этике, которой он уделял достаточно внимания. В своих взглядах Фома опирался на принцип свободы человеческой воли, благом учении. По мнению Аквината, зло – это лишь не такое совершенное добро, которое происходит намеренно для того, чтобы проходились все ступени совершенства.

Главная цель в этических воззрениях Фомы касается того, что целью всех устремлений человека является высшее благо, которое заключается в мыслительной деятельности и в познании истины, а значит, самого Бога. Аквинат считал, что люди делают добро и правильно поступают не потому, что их так учат, а потому, что в сердце у каждого человека есть негласный сокровенный закон, которому надо следовать.

Подводя итоги статьи скажем о том, что биография Фомы Аквинского очень насыщенна и разнообразна. Ему пришлось пойти против воли отца и не оправдать его надежд для того, чтобы следовать велению своего сердца. Этот великий человек сделал огромный вклад в развитие теологии и философии, подарив миру невероятные и глубокие идеи о Боге и существовании.

fb.ru

Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

mystroimmir.ru

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты

Фома Аквинский биография кратко и интересные факты из жизни итальянского теолога, основателя томизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский краткая биография

Фома Аквинский появился в семье графа Аквинского около 1225 года в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов  Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

В те времена господствовала традиция, когда ребенку исполнялось 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника.  В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия). Здесь он и умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты

Томас был из обеспеченной семьи в Италии. У него было трое братьев и пять сестер.

Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом  Ордена братьев-проповедников, а также  великим  ученым.

 

В школе его не считали умным, так как он был тихим и молчаливым.

У него был страх перед бурями. В детстве его младшая сестра была убита молнией, когда они оба спали в одной комнате. Всю жизнь он всегда носил реликвию святой Агнес и молился ей о защите во время штормов.

Аквинский был очень высокого роста, неповоротлив и грузный.

Будучи студентом, учителя редко слышали его высказывания. И сокурсники прозвали Фому Сицилийским Быком. После смерти его называли «всеобщим наставником», «князем философов» и «ангельским наставником».

Он имел отличную память. Еще в школе он дословно запоминал все, что говорил учитель, а позже сам развивал свою память

В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.

Он был основателем нового течения – томизма.

У него был ужасный почерк. Все его работы записывали секретари.

Он никогда не критиковал людей; он только критиковал идеи.

kratkoe.com

Фома Аквинский, биография, история жизни, факты.

К XII веку Западная Европа уже оправилась от фрустрации, вызванной падением Рима и великим переселением народов. Росли города, развивались ремесла и искусства, усиливалась церковь и короли. Генуэзская и Венецианская республики успешно торговали не только с Византийской империей, но и со всем мусульманским Востоком. Крестовые походы открыли для европейских народов богатую и утонченную культуру арабов. Правоту христианства не удалось доказать силой меча, поэтому диспуты развернулись среди ученых мужей. Католическая церковь с удивлением обнаружила, что арабских мудрецов не убеждают цитаты из Святого Писания, а раввины плевались, заслышав об Иисусе Христе. Обосновать и защитить свое кредо европейские богословы могли только с рациональных позиций. Нужен был новый Аристотель. Им стал Фома Аквинский.

Наследник традиции

Он родился в большой семье графа Андольфа Аквинского 25 января 1225 года. Второй сын французского короля не мог рассчитывать на земельный надел при господстве принципа примогенитуры, то есть, когда все получает первенец. Фома был седьмым ребенком, и участь его была предопределена – духовная карьера. При его родовитости он мог стать аббатом, епископом и даже папой. Родители уже присмотрели для него местечко настоятеля бенедиктинского монастыря Монтекассино, расположенного как раз неподалеку от родового замка Рокказекка.

Но юноша всем сердцем полюбил теологию и вообще ученость. Учеными монахами в то время были доминиканцы. К ним он и собирается примкнуть после окончания университета в Неаполе. Но что такое орден св. Доминика в то время? Незначительное и небогатое сообщество ученых мужей, исследующих Писание и шелестящих пожелтевшими свитками. То было время чудовищного невежества, когда образованный человек в умах простонародья считался чуть ли не слугой сатаны. Церковь воздействовала на паству сфабрикованными чудесами и внешним величием. Таким был Бенедиктинский монашеский орден, куда родственники хотели запихнуть способного к наукам Фому.

Они схватили его на пути в Сорбонну (Париж). Фому держали несколько лет в заточении, надеясь, что он сломается и уступит воле родителей. К нему даже подсылали жрицу любви, в надежде, что он соблазнится и станет «обычным» монахом. Фома оказался крепким орешком и не уступил, а девку просто выгнал из своей кельи. Только теперь поняли родственники, что Фома настроен серьезно. Он не будет молиться за их грешные души, но добровольно подвергнет себя искушению знаниями. Освобожденный от кандалов семейного долга, юноша едет в Париж, где становится учеником Альберта Великого.

Потребность в способных богословах была огромной. Вместе с учителем Фома перемещается в Кельнский университет, а затем обосновывается в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Доминиканцы по достоинству оценили способности брата Фомы, назначив его преподавателем в Парижском университете. Здесь Аквинат начинает писать свои богословские труды. Нельзя сказать, что он занялся сочинительством от скуки. Античные авторы и переводы арабских писателей манили его сокровенными знаниями, хотя и противоречили католическому мировосприятию.

Естественный разум

Аристотель уже проникал под своды монашеских келий. Церковь вынуждена была смириться с этим языческим мудрецом, ибо он собрал самые лучшие языческие мысли и воплотил их в своих трудах. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков – мусульмане и иудеи. Кстати сказать, Византийское православие уже утратило миссионерский пыл, закрывшись в собственной «башне из слоновой кости». Страны, ставшие восприемниками Византийской традиции, унаследовали высокомерное отношение к инакомыслящим. Но католицизм стремился убедить в своей правоте неверных, и ему позарез нужны были светские аргументы.

Фома понял, что для диспута нужна нейтральная площадка, где бы представители разных вероисповеданий чувствовали себя как дома. Такой площадкой стала сфера рационального мышления, где господствует логика и человеческий опыт. Европейская философия выходила из плотной опеки богословия, чтобы стать понятной для всех. Фома Аквинский разрушил дуализм мышления раннего средневековья, основанный на учении Августина Блаженного о двух сферах бытия. В таком мире человек принадлежал или Богу или сатане, но не принадлежал самому себе. Соответственно, в человеке могла действовать либо божественная, либо дьявольская воля. Теперь же человеческий разум получал право на жизнь, чтобы впоследствии стать двигателем прогресса и источником новых идей.

Некоторые свои работы Фома писал для конкретных диспутов с арабами и иудеями, которые имели место в Испании. Напомним, что эта страна в то время была частью исламского мира, где процветали науки, искусства и ремесла. Христиане и иудеи-сефарды здесь свободно исповедовали свою веру, вступая в религиозную полемику между собой и с учеными муллами. Католики выглядели более чем скромно на фоне образованных раввинов и арабских мудрецов. Фома Аквинский начинает исправлять эту ситуацию.

Служанка теологии

Фома не подвергает сомнению истинность божественных знаний, данных в священном писании. Однако до него грехом считалось простая попытка обосновать с помощью разума сакральную истину. Верующим предлагалось принимать без рассуждений божественные откровения, не задумываясь о смысле. Аквинат всегда был верным чадом матери-церкви, однако он понимал, что одной веры недостаточно. Христианин должен знать, во что он верит, и уметь объяснить свою веру представителю других конфессий. Помощницей теологии Фома назначает философию. Не подрывая основ доктрины, она призвана доходчиво объяснить ее положения.

Таким образом, возникает богословская мудрость, которая лишь отражает свет истинного знания, выраженного в откровении. Напомним, что откровением является то, что высшая сила сама открывает человеку о себе и о мире. Мудрость богословия доходчиво объясняет откровение, не противореча ему. Все вещи этого мира существуют по воле Бога, сотворившего их. Именно поэтому их существование, то есть, выполнение предначертанной Богом задачи, важнее, чем сущность, то есть, внутренняя природа. Подлинное бытие присуще лишь Богу. Сотворенная им вселенная отражает величие, могущество и милость Всевышнего. Так учит католическая церковь.

Как философия подчинена откровению свыше, так и телесность не имеет самодостаточного значения, подчиняясь бессмертной душе. Тело и душа индивидуальны, а их соединение формирует личность человека. Душа есть только у потомка Адама. Она делает его выше других тварей; она же налагает на него ответственность за свои поступки. Познание окружающего мира и самопознание – свойства души. Но главное достоинство человека, делающего его подобным Творцу – свобода выбора между добром и злом. Господь не может заставить человека жить по законам, им данным, как это происходит с животными и растениями. Но душа по природе своей христианка, поэтому она может расслышать голос свыше и добровольно прийти к Богу. Впрочем, и дьявол не в силах заставить человека, но только совратить, посулив земные блага. Итак, человек – не безвольное существо. Он – не поле битвы, где Бог и дьявол борется за его душу.

Пять доказательств бытия Бога

Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину:

  • Перводвигатель. Очевидно, что движение всякой вещи происходит в результате внешнего толчка. Ничто не может быть одновременно движимым и движущим. Поэтому, даже если мы найдем тот первый предмет, который «толкнул» все остальные, нам предстоит выяснить, что же толкнуло его самого.
  • Первопричина. Наука может объяснить физические законы и провести инвентаризацию вселенной, но она не в состоянии сформулировать смысл жизни. Причины и цель всего существующего мы находим за пределами материального мира – в сфере нематериального бытия. Не существует такой вещи, которая бы была причиной самое себя.
  • Необходимость. Все сущее имеет определенный жизненный цикл, однажды появившись в этом мире, чтобы когда-нибудь исчезнуть. Это значит, что все, что мы воспринимаем как сущее, когда-то было не сущим, но появилось в силу необходимости. Нет такой материальной вещи, которая бы являла необходимость для себя самое, а значит, необходимость лежит за пределами материального мира.
  • Степени бытия. В процессе познания мы сравниваем отдельные предметы с другими, более или менее совершенными. Постигая бытие, мы всегда будем его сравнивать с неким другим бытием, которое не просто совершеннее нашего бытия, но представляет собой идеал совершенства, пусть и недостижимый в материальном мире.
  • Целевая причина. Если четыре предыдущих аргумента доказывали наличие инобытия, то данный аргумент указывает на существование именно христианского Бога. Целесообразность всего сущего подразумевает бытие Того, кто эту цель полагает.

Ангельский доктор

Doctor Angelicus, систематизатор ортодоксальной схоластики, Doctor Universalis, князь философов – Ватикан не скупится на эпитеты для человека, заложившего основы современной доктрины католической церкви. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован, а в 1879 году папа Лев XIII признает его наиболее авторитетным теологом католичества.

Философия, допущенная Аквинатом в служанки богословия, превратилась в царицу. Его метод рационального обоснования явлений стал основой для дальнейшего развития знаний и способствовал становлению научной картины мира. Доказательства бытия Бога, предложенные Фомой, и по сей день вызывают интерес и горячие споры. Сегодня, когда конфликт между наукой и христианством разгорается с новой силой, учение «ангельского доктора» о гармонии между верой и разумом, продолжают быть актуальными. Истина одна, но путь к ней можно найти как через откровение, так и с помощью научных инструментов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

«Фома Аквинский» доклад | Kratkoe.com

Сообщение о Фоме Аквинском, о жизни итальянского теолога и самого влиятельного представителя схоластической мысли Средневековья, основателя в теологии школы фомизма изложено в этой статье.

«Фома Аквинский» доклад

Фома Аквинский родился около 1225 года в семье графа Аквинского  в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Интересно, что его родители походили из императорских родов  Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

Уже в 5 лет, его отправляли на учебу в аббатство. Фома попал в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.

В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете. Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и год держат дома как пленника.  В 1245 году Фома возвращается в доминиканский приют.

В период 1245 – 1252 годов продолжает обучение в Неаполе, Кельне и Париже. После учебы Аквинский посвятил свою жизнь философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.

Мыслитель совершил революцию в средневековой мысли теологии и философии: он опровергнул господствующую теорию двойной правды и выдвинул идею, что знания божественного откровения и знания ума совместимы друг с другом, а также дополняют друг друга. Бог для него всемогущий образ. Его перу принадлежат больше 60 трудов.

В июне 1272 года ему предлагают работать в Неаполе в качестве учителя для монахов-доминиканцев. Через год Фоме является видение, отрешающее его от работы. И в 1274 году Аквинский отправился во Францию паломничать. Но в пути он заболевает и вынужден был остановиться в фоссановском цистерцианском монастыре (Италия).

Аквинский умер 7 марта 1274 года. Его канонизировали в 1323 году.

Фома Аквинский интересные факты
  • Его матери перед рождением Фомы святой отшельник сделал предсказание, что ее сын будет членом  Ордена братьев-проповедников, а также  великим  ученым.
  • Аквинский был очень высокого роста, неповоротлив и грузный.
  • Будучи студентом, учителя редко слышали его высказывания. И сокурсники прозвали Фому Сицилийским Быком. После смерти его называли «всеобщим наставником», «князем философов» и «ангельским наставником».
  • В 1879 году его признали наиболее авторитетным философом-католиком. Он был первым, кто связал идеи Аристотеля с христианским вероучением.
  • Он был основателем нового течения – томизма.

kratkoe.com

10 фактов о Фоме Аквинском • Arzamas

Четыре мнемонических правила, пять доказательств того, что Бог есть, задачи теологии, превосходство устной речи над письменной, причины, по которым деятельность доминиканцев имеет смысл, и другие важные открытия, а также факты биографии Сицилийского Быка

Подготовила Светлана Яцык

Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. Около 1510–1511 годов © Museo di San Marco dell'Angelico, Florence, Italy / Bridgeman Images

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

2. О школьном прозвище

Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения. Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком? Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».

Посмертно Аквинат был удостоен множества других, более лестных прозвищ: его называют «ангельским наставником», «всеобщим наставником» и «князем философов».

3. О мнемонических приемах

Ранние биографы Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные годы он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне, развивал свою память под руководством того же Альберта Великого. Собрание изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана, было составлено из того, что он запомнил, просматривая, но не переписывая рукописи в различных монастырях. Его память, по мнению современников, обладала такой силой и цепкостью, что в ней сохранялось все, что ему доводилось прочитать.

Память для Фомы Аквинского, как и для Альберта Великого, была частью добродетели благоразумия, которую следовало пестовать и развивать. Для этого Фома сформулировал ряд мнемонических правил, которые описал в комментарии к трактату Аристотеля «О памяти и припоминании» и в «Сумме теологии»:

— Способность к запоминанию расположена в «чувствительной» части души и связана с телом. Поэтому «чувственные вещи более доступны человеческому познанию». Знания, не связанные «с какими-либо телесными подобиями», легко забываются. Поэтому следует искать «символы, присущие тем вещам, которые нужно запомнить. Они не должны быть слишком известными, поскольку нас более интересуют непривычные вещи, они более глубоко и четко запечатлеваются в душе. <…> Следуя этому, необходимо придумать подобия и образы»  Summa Theologiae, II, II, quaestio XLVIII, De partibus Prudentiae..

— Память подконтрольна рассудку, поэтому второй мнемонический принцип Фомы — «расположить вещи [в памяти] в определенном порядке, чтобы, припомнив одну какую-то черту, можно было бы легко перейти к следующей». 

— Память связана с вниманием, поэтому нужно «испытывать привязанность к тому, что нужно запомнить, ведь то, что сильно запечатлелось в душе, не так легко из нее ускользает».

— И наконец, последнее правило — регулярно размышлять о том, что нужно запомнить.

4. О взаимоотношении теологии и философии

Аквинат выделял три типа мудрости, каждый из которых наделен своим «светом истины»: мудрость Благодати, богословскую мудрость (мудрость откровения, использующую разум) и метафизическую мудрость (мудрость разума, постигающую сущность бытия). Исходя из этого, он полагал, что предметом науки являются «истины разума», а предметом теологии — «истины откровения».

Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.

Впрочем, для Фомы между философией и теологией нет противоречия (как нет его и между «истинами разума» и «истинами откровения»), поскольку философия и познание мира приводят человека к истинам веры. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается божественный замысел.

Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год © Museo di San Marco dell'Angelico

5. Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

6. О разговорном жанре

Отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, Фома Аквинский заметил: «Христос, обращаясь к сердцам, ставил слово выше писания»  Summa Theologiae, III, quaestio XXXII, articulus 4.. Этот принцип был вообще популярен в XIII веке: даже система схоластического университетского преподавания строилась на quaestio disputata, дискуссии по заданной проблеме. Большую часть своих произведений Аквинат написал в жанре «суммы» — диалога, состоящего из вопросов и ответов, который казался ему наиболее доступным для студентов-теологов. «Сумма теологии», например, — трактат, написанный им в Риме, Париже и Неаполе между 1265 и 1273 годом, — состоит из глав-артикулов, в заглавие которых вынесен спорный вопрос. К каждому Фома приводит несколько аргументов, дающих разные, порой противоположные ответы, а в конце сообщает контраргументы и правильное, с его точки зрения, решение.

7. Доказательства бытия Божия

В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом ее он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора.

Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным»  Здесь и далее: Summa Theologiae, I, quaestio II, De Deo, an Deus sit.. Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Однако невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чем-то еще], уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

Четвертое доказательство «исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.

В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».

8. Об общественном строе

Вслед за Аристотелем, развивавшим эти вопросы в «Политике», Фома Аквинский размышлял о природе и характере единоличной власти правителя. Он сопоставлял царскую власть с другими формами правления и, в соответствии с традициями христианской политической мысли, однозначно высказывался в пользу монархии. С его точки зрения, монархия — самая справедливая форма правления, безусловно превосходящая аристократию (власть лучших) и политию (власть большинства в интересах общего блага).

Самым надежным видом монархии Фома считал выборную, а не наследственную, поскольку выборность способна предотвратить превращение правителя в тирана. Теолог полагал, что некое множество людей (вероятно, он имел в виду епископов и часть светской знати, участвующих в избрании светских государей, в первую очередь императора Священной Римской империи и папы римского) должно иметь законную возможность не только наделять короля властью над собой, но и лишать его этой власти, если она начнет приобретать черты тирании. С точки зрения Фомы Аквинского, это «множество» должно иметь право лишить правителя власти, даже если оно «ранее подчинило себя ему навечно», потому что дурной правитель «выходит за пределы» своей должности, тем самым нарушая условия первоначального договора. Эта мысль Фомы Аквинского впоследствии легла в основу концепции «общественного договора», очень значимой в Новое время.

Еще один способ борьбы с тиранией, который предложил Аквинат, позволяет понять, на чьей стороне он был в конфликте между империей и папством: против бесчинств тирана, полагал он, может помочь вмешательство кого-то, стоящего выше этого правителя, — что легко могло истолковываться современниками как одобрение вмешательства папы в дела «плохих» светских правителей.

9. Об индульгенциях

Фома Аквинский разрешил ряд сомнений, связанных с практикой дарования (и покупки) индульгенций. Он разделял концепцию «сокровищницы церкви» — некоего «избыточного» запаса добродетелей, пополняемого Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, из которого могут черпать остальные христиане. Этой «сокровищницей» может распоряжаться папа римский, выпуская особые, юридические по своей природе акты — индульгенции. Индульгенции действуют только потому, что святость одних членов христианского сообщества перевешивает греховность других.

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Хотя доминиканский орден был основан святым Домиником в 1214 году, еще до рождения Аквината, именно Фома сформулировал положения, ставшие обоснованием их деятельности. В «Сумме против язычников» теолог писал, что путь к спасению открыт для каждого, а роль миссионера заключается в том, чтобы дать конкретному человеку необходимое для его спасения знание. Спастись может даже дикий язычник (чья душа стремится к благу), если миссионеру удастся донести до него спасительную божественную правду.  

arzamas.academy

Фома Аквинский | PSYERA

Будущий знаменитый схоластик родился в Неаполитанском королевстве в знатной семье графа Аквинского. Отсюда и появилось прозвание Фомы Аквинский, или, по-латыни, — Аквинат. С раннего детства он воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, затем учился в Неаполитанском университете. Здесь он познакомился с монахами из ордена доминиканцев и несмотря на резкие протесты семьи, в 1244 г. принял монашеский постриг.

Молодого монаха, отличающегося не только молчаливым и замкнутым нравом (за что Фому прозвали "немым буйволом"), но прежде всего высокой образованностью и глубиной мысли, отправили для дальнейшего обучения в Кельн к знаменитому христианскому теологу Альберту Великому. В 1252 г. Фома Аквинский становится преподавателем в парижском университете, в котором работал до конца 50-х гг.

Преподавательская деятельность наряду с литературно-философским творчеством стали основными жизненными занятиями Аквината. В 1259 г. папа Урбан IV отзывает его в Рим и почти десять лет он преподает в доминиканских учебных заведениях в Италии.

В конце 60-х гг. его вновь призывают в Париж, где он должен был отстаивать интересы римско-католической церкви в идейных и теологических спорах с различными мнениями, распространявшимися среди преподавателей и студентов европейских университетов. Именно в этот период он пишет свои главные произведения, в которых, используя систему Аристотеля, разрабатывает новое систематическое изложение учения римско-католической церкви.

С 1272 по 1274 гг. Фома Аквинский занимается преподаванием в своем родном университете г. Неаполя. Незадолго до смерти его по указанию папы Григория X вызывают для участия в Лионском Соборе. Однако по дороге в Лион Фома Аквинский тяжело заболел и умер 7 марта 1274 г.

Уже после смерти ему был присвоен титул "ангельского доктора", а в 1323 г. за свои великие заслуги перед церковью Фома Аквинский был признан святым.

Фоме Аквинскому принадлежит огромное количество сочинений на богословские и философские темы, которые он писал в течение всей жизни. В своем литературном творчестве он не останавливался ни на минуту, ибо видел суетность всего мирского, в том числе и преходящее значение собственной деятельности. Ему постоянно казалось, что он что-то еще не понял, что-то не знает и потому пытался успеть приоткрыть завесу над непостижимыми Божественными тайнами. Недаром, на увещевания прекратить столь напряженную работу он однажды ответил: "Не могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто".

Наиболее важными из произведений, созданных Аквинатом считаются его знаменитые «Суммы» — "Сумма истины католической веры против язычников" (1259–1264) и "Сумма теологии" (1265–1274), которую он так и не успел окончательно завершить. В этих произведениях и изложены основные богословско-философские взгляды великого схоластика Запада.

Вообще, интерес, который Фома Аквинский проявлял к философскому учению Аристотеля, был не случаен. Дело в том, что доминиканский орден, монахом которого являлся Аквинат, стал в XII–XIII вв. одним из главных орудий римско-католической церкви в борьбе с еретичеством, почему сами доминиканцы называли себя "псами господними". Особое рвение они проявили в установлении духовного контроля над сферами теоретического богословия и образования, стремясь возглавить богословские кафедры важнейших европейских университетов и других учебных заведений.

Именно доминиканцы одними из первых среди официальных католических теологов поняли, что само учение католицизма, основанное в то время на идеях Аврелия Августина, требует определенного реформирования. Альберт Великий — учитель Аквината — специально занимался изучением трудов Аристотеля и начал работу по новой систематизации католического вероучения, которую закончил его ученик.

Фома Аквинский дал четкий и ясный для своего времени ответ на вопрос, который волновал христианских теологов на протяжении предыдущего времени о взаимоотношении науки и веры. В трудах Фомы Аквинского была окончательно признана важная и относительно самостоятельная роль науки, и в первую очередь — философии. По мнению Аквината, философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. Философия, используя свои, рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира.

Более того, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле, научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению, разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов — возникновения мира "из ничего", первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках.

Поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий разум не способен постичь Божественный замысел в полном объеме. Бог — это удел сверхразумного познания, и, следовательно, предмет теологии. Теология — это совокупность человеческих представлений о Боге, частично доказанных с помощью науки, частично основанных на вере. Теология, в понимании Фомы Аквинкого, является высшей формой человеческого знания именно потому, что в ее основе лежит вера. Иначе говоря, теология — это тоже знание, только сверхразумное знание.

Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как "естественная познавательная способность" человека, в итоге приводит самого человека к истинам веры. Если же подобного не происходит, то в этом виновата ограниченность самих людей, которые не умеют правильно пользоваться своим разумом. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается Божественный замысел.

Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера Абеляра. Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры совершенно недоступны разуму и наука только в самой малой степени раскрывает людям содержание догматов. Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки, и подвергал критическому научному анализу все постулаты христианского вероучения.

Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю позицию, почему его учение и было в конце концов так быстро принято римско-католической церковью. Развитие научного знания в XIII столетии достигло уже определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки официальное учение католицизма просто не могло существовать.

Философское учение Аристотеля, в котором, с помощью научных аргументов, в итоге доказывается бытие некой единственной всемирной идеальной сущности (Ума), и стало для Фомы Аквинского главной философской базой в обосновании христианской веры.

В полном соответствии с Аристотелем, он признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью. Сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых появляется благодаря тому, что есть и некая сущность всех сущностей, форма всех форм (или идея всех идей). Если Аристотель называл эту высшую сущность Умом, то с христианской точки зрения — это Бог. И в этом смысле аристотелевская система доказательств прекрасно укладывалась в фундамент христианства, ибо с ее помощью можно было доказать нематериальность, безграничность, бессмертие и всемогущество Бога.

Более того, Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога. Аквинат выработал пять таких доказательств, которые с тех пор в римско-католической церкви считаются неопровержимыми.

Первое доказательство исходит из аристолевского понимания сущности движения. "Все, что движется, — пишет Фома Аквинский, — должно иметь источником своего движения нечто иное". Следовательно, "необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога".

Второе доказательство базируется на аристотелевском принципе производящей причины, как необходимой составной части каждой вещи. Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего. Таковой конечной причиной может быть только Бог.

Третье доказательство вытекает из того, как Аристотель понимал категории необходимого и случайного. Среди сущностей есть такие, которые могут быть и могут не быть, т. е. они случайны. Однако в мире не могут быть сущности только случайные, "должно быть нечто необходимое", пишет Аквинат, И так как невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность, следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.

Четвертое доказательство связано с признанием возрастающих степеней совершенства, характерных для сущностей всех вещей, По мнению Фомы Ак-винского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени. Поэтому "есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства". "И ее мы именуем Богом", — завершает это доказательство Аквинат.

Пятое доказательство Аквинат приводит, опираясь на аристотелевское определение целесообразности. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом "они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей". Поскольку сами предметы "лишены разумения", следовательно, "есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе". Естественно, что подобным разумным существом может быть лишь Бог.

Как видим, Фома Аквинский в полной мере христианизировал, приспособил к христианскому учению философию Аристотеля. В понимании Акви-ната система Аристотеля оказалась очень удобным средством решения большинства проблем, которые возникли перед католической теологией в XII–XIII вв. Фома Аквинский воспользовался не только аристотелевской логикой, но и самой системой аристотелевской метафизики, когда в основе бытия всегда изыскивается некая конечная, вернее первоначальная причина всего. Это метафизическое мировосприятие, вытекающее из трудов Аристотеля, прекрасно сочеталось с христианским мировоззрением, считающим Бога началом и концом всего.

Однако Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и прежде всего своим коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании догматов веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без искренней веры во Всевышнего.

Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей римско-католической церкви. Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической церкви, каковым является до сих пор.

Аристотелевская аргументация была использована Фомой Аквинским и в обосновании христианской космологии, христианской гносеологии, христианской этики, психологии и т. д. Иначе говоря, Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал развернутую систему католического вероучения, объясняющую практически все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы, исповедующих католичество.

Как и любая система знаний, признаваемая в качестве официальной и неопровержимой, учение Фомы Аквинского с течением времени стало склоняться к окостенению, терять свои творческие потенции. Общая же направленность этого учения на рационализацию католичества вызывала немало возражений, ибо по мнению многих мыслителей исключала иные способы постижения Бога.

Уже в конце XIII — начале XIV в. многие христианские теологи стали критиковать это учение за излишнее превознесение роли научного знания, подчеркивая религиозно-мистические свойства христианской веры. С другой стороны, томизм начинают критиковать светские мыслители, считающие, что в нем значение науки как раз принижается. Особенно ярко эта критика проявилась в следующий период развития стран Западной Европы, вошедший в историю под именем Эпохи Возрождения.

psyera.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"