Святая Евхаристия – таинство таинств. Евхаристия перевод с греческого


Евхаристия

(22 голоса: 4.68 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (ЕВХАРИСТИИ)

 

Евхари́стия (греч. — благодарение, от  εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Благодарение Бога составляет главное содержание молитв этого богослужения. 

Учение о Евхаристии называется Евхаристологией.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15:13), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос.

Совершение Евхаристии составляет основу главного Церковного богослужения – Божественной Литургии. Евхаристией на Литургии знаменуются все церковные праздники.

«Евхаристия соединяет и века, и людей, и смыслы. На Евхаристии ты не только в Сионской горнице – ты и в 4 веке, когда сложены гимны, и в 6, 8, 12 веке, потому, что воспоминаются святые этих времён. Ты и в 17 веке, потому что с этого времени богослужебный чин претерпел изменения. Ты в 18 веке, потому что находишься в храме, который построен в это время. Ты в 19 веке, потому что в это время была обновлена роспись. И ты в 20 веке, потому что слышишь церковное пение своего времени. Вот такая сквозная шахта, по которой происходит не только общение земли и неба, но и вообще объединяется вся земная история». Мария Красовицкая

Какими видит нас Бог

протоиерей Владимир Хулап

Почему главное христианское Таинство называется Евхаристия, то есть Благодарение?

– Нередко человек вспоминает о Боге только во время болезни, несчастья, серьезных проблем – одним словом, когда его система ценностей, да и сама жизнь оказываются под вопросом. В такие моменты и молитва становится особенно горячей. Однако даже очень усердная молитва прошения все же является лишь одной из первых ступеней молитвенной лестницы, на вершине которой находятся славословие и благодарение Бога – а они, к сожалению, намного реже наполняют наши сердца.

Греческое наименование главного христианского Таинства – «Евхаристия» – переводится как «благодарение». Его важнейшая часть – не столь любимое прихожанами чтение на ектении записок о здравии и упокоении, а евхаристическая молитва. В ней Церковь благодарит Бога за всю историю спасения: за творение мира, пришествие Христа, дар будущего Царства, за радость литургического собрания. Это благодарение охватывает прошлое, настоящее и будущее. Епископ или священник от лица всей собравшейся общины благодарит за «все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния, бывшие на нас». Это благодарность за то, что каждая литургия – предвосхищение радостного брачного пира Агнца (см. Откр.19:6-9), на который каждый из нас получил приглашение в момент своего крещения.

На Тайной вечере Христос, устанавливая таинство Евхаристии, благодарит (см. Лк.22:19), тем самым включая в категорию благодарности не только отдельные радостные события, но всю совокупность Своей и нашей жизни, в том числе и Крест, без которого не может быть Воскресения. «За все благодарите» (1Сол.5:18) – по-настоящему исполнить эту заповедь можно, только становясь причастным жертвенному дару Христа. Хлеб и вино – природные дары Бога, которые Церковь в благодарном ответе возносит к Нему и вновь принимает уже в совершенно ином качестве – как Тело и Кровь Христа. Предлагая нам эти Дары, она одновременно задает вопрос: насколько мы готовы свободно и благодарно подарить Богу всю нашу жизнь с ее скорбями и радостями – или, говоря словами Евангелия, потерять ее (с точки зрения окружающего мира), чтобы обрести ее истинную глубину см. Мф.16:25).

В древности каждый верующий приносил на Евхаристию свои дары, из них выбирались самые лучшие хлеб и вино, которые полагались на престол. После евхаристической молитвы предстоятель читал молитву благодарения и над остальными дарами, которые диаконы после службы раздавали нуждающимся и относили домой больным членам общины. Тем самым евхаристическое благодарение обретало и социальное измерение.

Человек, получивший дар от Бога и по-настоящему осознавший его ценность, обязательно благодарно поделится им с другими. Поэтому евхаристическое благодарение – это выход за узкие рамки нашего эгоистического бытия, открытие нового горизонта реальной встречи с живым Богом. Он всегда протягивает нам Свою руку любви и верности. По-детски доверительно опереться на нее или вбить в нее еще один голгофский гвоздь – для христианина, в конечном счете, это именно выбор благодарности или неблагодарности. Любой грех всегда является неблагодарностью, забвением о даре Бога, самоубийственным замыканием в себе, а евхаристическое благодарение, высшая точка которого – соединение со Христом в причащении Его Тела и Крови, становится восстановлением нашей целостности, напоминанием о том, какими видит нас Бог.

***

игумен Пётр (Мещеринов):Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком . Я есмъ путь и истина и жизнь . Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение. Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему. Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение .

***

священник Александр Торик:Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии (см. на сайте).

***

митрополит Сурожский Антоний:…Мы называем это «Евхаристией», от греческого слова, которое означает одновременно «дар» и «благодарение». И действительно, это причастие Телу и Крови Христовым, это невероятное приобщение, в которое Он нас принимает, является самым большим даром, который Господь может нам дать: Он делает нас собратьями и равными Себе, сотрудниками Богу, и через невероятное, непостижимое действие и силу Духа (ибо этот хлеб – больше не хлеб только, и это вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Дающего) мы становимся зачаточно, а постепенно все больше, участниками Божественной природы, богами по приобщению, так, что вместе с Тем, Кто есть воплощенный Сын Божий, мы становимся единым откровением Божиего присутствия, “всецелым Христом”, о Котором говорил святой Игнатий Антиохийский. И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом приобщении к природе и жизни Единородного Сына Божия, по слову святого Иринея Лионского, действительно мы становимся – по отношению к Самому Богу – единородными сынами Божиими.    Это – дар; но в чем благодарение? Что мы можем принести Господу? Хлеб и вино? Они и так принадлежат Ему. Самих себя? Но не Господни ли мы? Он призвал нас из небытия и одарил нас жизнью; Он наделил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем принести, что было бы действительно наше? Святой Максим Исповедник говорит, что Бог может сделать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может принудить полюбить Его, потому что любовь – наивысшее проявление свободы. Единственный дар, который мы можем принести Богу, это любовь доверчивого, верного сердца.    Но почему благодарением называется именно эта таинственная евхаристическая трапеза скорее, чем любое другое богослужение или любое другое наше действие? Что можем мы подарить Богу? За столетия до того, как пришел на землю Христос и открыл нам Свою Божественную любовь, этот вопрос ставил себе псалмопевец Давид, и ответ, который он дает, такой не-ожиданный, такой подлинный, верный. Он говорит: Что я воздам Господу за все Его благодеяния ко мне? – Чашу спасения приму, и имя Господне призову, и молитвы мои воздам Господу… (Пс.115:3-5). Наивысшее выражение благодарности не в том, чтобы отдарить человеку обратно, потому что если кто получит дар и отдарит за него, то он как бы расквитался и тем упразднил дар: дающий и получающий сравнялись, оба стали дарителями, но ответный дар в каком-то смысле разрушил радость обоих.    Если же мы способны принять дар всем сердцем, мы этим выражаем наше полное доверие, нашу уверенность, что любовь дающего совершенна, и принимая дар всем сердцем и во всей простоте сердца, мы приносим радость и тому, кто дал от всего сердца. Это верно и в наших человеческих взаимоотношениях: мы стремимся отплатить за дар, чтобы только избавиться от благодарности и как бы порабощения, когда получаем дар от кого-то, кто нас недостаточно любит, чтобы одарить нас от всего сердца, и кого мы сами любим недостаточно, чтобы принять от всего сердца.    Вот почему Евхаристия – величайшее благодарение Церкви и величайшее благодарение всей земли. Люди, которые верят любви Божией открытым сердцем и безо всякой мысли “расквитаться” за дар, а только радуясь той любви, которую дар выражает, получают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам является, и участие в Его жизни, в Его природе, Его вечности, Его Божественной любви. Только если мы способны принять дар с совершенной благодарностью и совершенной радостью, наше участие в Евхаристии будет подлинным; только тогда Евхаристия становится наивысшим выражением нашей благодарности.    Но благодарность трудна, потому что она от нас требует надежды, любящего сердца, способного радоваться дару, и совершенного доверия к дающему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не поработит. Вот почему изо дня в день мы должны врастать в эту способность любить и быть любимым, способность быть благодарным и радоваться; и только тогда Тайная Вечеря Господня станет совершенным даром Божиим и совершенным ответом на нее всей земли. Аминь.

azbyka.ru

Евхаристия - это... Что такое Евхаристия?

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освящённой и неосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освящённой, так и неосвящённой.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается Телу Христову”.

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши . Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.

dic.academic.ru

Что такое евхаристия? Что это за таинство?

Причащением, Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение», называют Таинство, во время которого человек не только символически, но на самом деле приходит к единению с Богом в той мере, в которой он приготовлен к этому единению.Евхаристия совершается во момент Литургии, в которой, по вере христиан, Господь находится с ними всецело — не только духом, но Телом своим, Кровью, воплощёнными в хлебе и вине. Евхаристическое Таинство — центральное в православном учении о Спасении.

К нему бывают допущены все участники Православной Церкви, прошедшие пост и покаяние. Младенцы при участии в Таинстве причащаются одной только Пречистой Кровью.

Первую Евхаристию совершил в Сионской горнице сам Иисус Христос, во время Тайной Вечери. Она и стала основой, корнем Литургии.

Подготовка к Евхаристии — пост

Когда человек желает причаститься, он должен предварительно очиститься постом. Пост имеет телесную и духовную части. В части телесной необходимо изменить и качество, и количество потребляемой физической пищи, не есть скоромного (продуктов от животных) от трёх дней до недели. Длительность поста вам подскажет священник, однако общее правило таково: чем реже вы причащаетесь, тем дольше длится ваш пост.В части телесной следует оградить себя от веселия, не посещать театров, кино, не смотреть увеселительных программ, а посвятить время чтению духовных, религиозных книг, осознанию и признанию своих грехов, обдумыванию будущей жизни.

Другие этапы подготовки

Перед Евхаристией, с 24.00 ночи, необходимо совершенно отказаться от приёмов пищи и питья, а также курения (для тех, кто курит). Очень хорошо, если перед Евхаристией вы побываете на вечерней храмовой службе, а дома прочтёте Правило ко Причащению: найти его можно в каждом православном сборнике молитв.

Перед Причащением нужно в обязательном порядке исповедоваться. Сделать это можно и вечером, на вечерней службе, и утром, непосредственно перед Литургией. Что важно? Важно найти в душе примирение со всеми, оградить и удержать себя и от осуждения, и от враждебных, непотребных мыслей, и от раздражения. Важно обрести мир.С этой целью и совершается пост физический: отказ от тяжёлой, жирной и мясной пищи, от плотского пищевого удовольствия помогает человеку сосредоточиться на внутреннем мире, менее реагировать на внешние раздражители, очищает не только тело, но и мысли.

К Причащению не допускают мужа и жену, имевших близкое общение в пост пред Евхаристией, и женщины, которые очищаются в этот момент.

Душевнобольные люди причащаются одинаково со всеми.

Как вести себя во время Евхаристии — Причащения?

Во время Евхаристии причастники подходят к Святой Чаше смиренно, повторяют молитвы, что произносит священнослужитель.

Перед приступлением к Чаше необходимо земно поклониться Господу и подобно кресту сложить на груди руки, разместив правую поверх левой.

Как только вы приняли Святые Тайны, съешьте их тотчас, а после поцелуйте нижний край Чаши как образ ребра Христова. Целовать руку священнослужителя не следует.

Затем отступите от Чаши, поклонитесь (не земно) и запейте Дары теплотой. За принятием Даров следуют благодарственные молитвы. Вдруг случится, что в церкви их не прочли или вы не смогли их дослушать, прочитать молитвы, положенные «по святом Причащении», обязательно нужно дома.

Как часто нужно совершать Евхаристию — Причащение?

Этот вопрос решается каждым христианином индивидуально, в совете со священником. Сложившаяся в современном церковном мире необязательная, неофициальная практика — причащаться один раз в месяц или две-три недели.Думать, что чем долее вы готовитесь, тем более достойны прикоснуться к Святым Дарам, — слишком самонадеянно и горделиво. Куда угоднее Господу, если вы придёте к Нему в осознании собственного несовершенства, греховности, считая себя недостойным Причащения.

www.mnogo-otvetov.ru

Вячеслав Пономарев Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви

Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви, Раздел 4

Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя (Исх. 12; 11), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последовательность совершения пасхальной вечери дается по изложению архимандрита Киприана (Керна)31. В ней порядок молитв, обрядов и яств описывается приблизительно так.

1. Употреблялась первая чаша, смешанная с водой. Глава семейства произносил молитву «киддуш» (евр. освящение). Читалось благодарение над вином и благодарение праздника. B Мишне32 были даны такие благодарения, как:

а) благословение над вином: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…»;

б) над хлебом: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли…»;

в) благословение праздника: «Благословен… избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…».

2. Омывались руки (омовение совершалось трижды и в разные моменты).

3. Глава семейства омокал горькие травы в солило33, в котором находился харосэт – приправа из миндаля, орехов, фиг и сладких плодов – и подавал их прочим членам семейства.

4. Он же разламывал один из опресноков34 (средний из трех), половину которого отлагал до конца вечери; эта половина называлась афигомон. Блюдо с опресноками поднималось со словами: «Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в земле египетской». После возвышения хлеба глава семьи клал обе руки на хлебы.

5. Наполнялась вторая чаша. Младший член семьи спрашивал, чем эта ночь отличается от других ночей.

6. Глава семьи произносил кагаду – рассказывал историю рабства и исхода из Египта.

7. Поднималась вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Затем чаша опускалась и вновь поднималась.

8. Пелась первая часть Галлела35 (псалмы со 112 (стих 1) по 113 (стих 8)).

9. Пили вторую чашу.

10. Омывали руки.

11. Совершали праздничное вкушение пищи: глава семьи подавал ее членам части опресноков, горькие травы, омоченные в харосэт, и пасхального агнца.

12. Разделялся остаток афигомона.

13. Пили третью чашу с послетрапезной молитвой.

14. Пели вторую часть Галлела (псалмы 115–118).

15. Наполняли четвертую чашу.

16. По желанию прибавлялась и пятая чаша с пением псалма 135.

Именно на Тайной Вечере, совершавшейся с соблюдением порядка еврейской пасхальной вечери, было установлено Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус, взяв Хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием (Мк. 14; 22–25).

Произошло это при наступлении праздника иудейской Пасхи в первый же день опресночный (Мф. 26; 17) в Сионской горнице, где Спаситель в присутствии своих учеников установил Святейшее Таинство. Но еще до этого события апостолы Христовы слышали из уст Учителя прикровенные свидетельства о Таинстве Его Тела и Крови: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6; 53–56).

Первоначально Евхаристия была совершена следующим образом.

1. Иисус Христос взял хлеб в Свои Пречистые руки, возвел очи горе (то есть вверх) и воздал Небесному Отцу хвалу и благодарение.

2. Господь разломил хлеб на части и дал его ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов»36.

3. Ученики, получив Хлеб от Господа, вкусили Его.

4. Спаситель взял Чашу с вином и, согласно апостольскому преданию, растворил его водой.

5. Воздав благодарение Своему Отцу, Христос сказал ученикам: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»37.

6. И пили из нее все (Мк. 14; 23).

Вопрос о том, как располагались на Тайной Вечери Учитель и ученики евангелистами не обсуждается. Но некоторые заключения об этом исходя из контекста сделать можно. Нужно только иметь в виду несколько фактов.

1. Схема, по которой расставлялись столы для вечери, представляла собой «триклинию» – три стола, стоящие в виде подковы.

2. Во времена Христа полагалось возлежать у стола (на особом ложе) на левом локте, чтобы иметь правую руку свободной; кроме того, евангельская притча (См.: Лк. 14; 7

11) свидетельствует, что евреями соблюдался обычай занимать места в известной последовательности.

3. Уйти до окончания вечери, никого не беспокоя, можно было только с определенных мест, так как на большинстве других мест ученики возлежали «в затылок друг другу».

4. Все евангелисты свидетельствуют о том, что Иуда свободно ушел, не дожидаясь окончания вечери, после того как Господь подал ему кусок хлеба, омоченный в солило.

Исходя из этих фактов, естественно предположить, что ближе всех ко Христу должны были быть самые любимые Его ученики и Иуда. Евангельские тексты не противоречат той версии, что наиболее близко к Спасителю возлежали трое: Иоанн, Петр и Иуда Предатель.

Архимандрит Киприан (Керн) пишет по этому поводу: «Наиболее для нас авторитетный и исторически верный Лагранж так и предполагает: Иоанн – одесную Господа, Петр скорее всего – одесную Иоанна, Иуда – поблизости от Господа, во главе другого ряда возлежащих учеников и так, чтобы он мог бы легко уйти, никого не беспокоя. Все предположения об остальных местах Лагранж считает просто праздными и тщетными».

Во времена апостольские Евхаристия оставалась вечерей, хотя ритуал пасхальной вечери для нее не совершался, а использовались более простые ее формы: субботняя или даже обычная. В такой форме совершение Евхаристии осуществлялось приблизительно до середины II века. Свидетельство об этом есть в письме Плиния к Траяну (между 111–113 гг.) о вифинских христианах.

После дня Пятидесятницы новоначальные христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2; 42).

История сохранила для нас изложение древнего ритуала Евхаристии, которое дано в 9-й и 10-й главах «Учения двенадцати апостолов» (Дидахе). В 14-й главе этого памятника I – начала II веков даются общие наставления о Евхаристии: «В Господень день, то есть в воскресенье, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, предварительно исповедав свои грехи, чтобы жертва ваша была чистой. Всякий имеющий недоразумение с братом да не сходится с вами до тех пор, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась ваша жертва. Ибо Господь сказал о ней: на всяком месте и во всякое время приносите Мне жертву чистую, ибо Я Царь велик, и Имя Мое хвально среди народов». Есть там и такое указание: «Никто да не вкушает, да не пьет от вашей Евхаристии, но лишь крещенные во Имя Господне, ибо об этом Господь сказал: не давайте святыни псам».

Как в древнееврейской Мишне были различные благодарения, так были они и в чине Евхаристии.

1. Над чашей: Благословляем Тебя, Отче наш, за святую Лозу Давида, отрока Твоего, Которую Ты явил нам чрез Своего Отрока Иисуса. Тебе слава во веки.

2. Над хлебом: Благословляем Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты явил нам чрез Своего Отрока Иисуса. Тебе слава во веки. Как этот хлеб был рассеян по холмам и был собран в одно, так да соберется Церковь Твоя от пределов земли во Твое Царство. Ибо Твоя слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

3. После совершения Евхаристии: Благословляем Тебя, Отче Святый, за Святое Твое Имя, Которое Ты вселил в наших сердцах, и также за ведение, веру и бессмертие, которые Ты явил нам чрез Своего Отрока. Тебе слава во веки. Ты, Господи, Вседержитель, сотворил все ради Имени Твоего, подал людям пищу и питие, нам же Ты, чрез Своего Отрока, даровал духовную пищу и питие, и вечную жизнь. За все благословляем Тебя, особенно же за то, что Ты Всемогущ. Тебе слава во веки. Помяни, Господи, Церковь Твою, чтобы избавить ее от всякого зла и усовершить ее в любви Твоей, собери ее освященную (Тобою) от четырех ветров во Твое Царство, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя сила и слава во веки. Да приидет благодать и прейдет этот мир. Осанна Богу Давида. Кто свят, тот да подходит, а кто нет, да кается. Маран афа (Господь наш грядет). Аминь. Пророкам позволяйте благодарить, сколько они хотят.

К 150–155 годам относится подробное описание чинопоследования Литургии, которое дано в Апологии святого мученика Иустина Философа (II в.). Дошедшие до нас тексты излагают чин Евхаристии в связи с Таинством Крещения и празднованием дня Господня (воскресенья). В воскресный день Литургия совершалась следующим образом: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам; при этом читаются памятные записки апостолов или писания пророков, сколько позволяет время. Потом, когда читающий престанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать слышанному доброму. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы.

Когда же окончим молитву, тогда приносятся хлеб, вино и вода и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может, а народ подтверждает, говоря: аминь. Затем следует раздаяние каждому и причащение Даров, над которыми совершено благодарение, а к не присутствовавшим они посылаются чрез диаконов. Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другим причинам, о находящихся в узах, о пришедших издалека чужестранцах, – вообще печется о всех находящихся в нужде.

В день же именно солнца творим собрание таким образом все вообще потому, что это первый день, в который Бог, изменив мрак и вещество, сотворил мир, а Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых, так как распяли Его накануне дня Кроноса; а после Кроносова дня, так как этот день – солнца, Он явился Своим апостолам и ученикам и научил их тому, что мы представили теперь на ваше усмотрение».

Таким образом, Евхаристическое собрание в воскресный день, по свидетельству святого Иустина, состояло

1) из чтения Священного Писания;

2) проповеди;

3) молитвы;

4) причащения Святых Христовых Таин.

На Евхаристии, в чинопоследование которой включалось Таинство Крещения, не было чтения Писания и проповеди.

Слово «Собрание» приблизительно с середины II века в течение нескольких столетий употреблялось как название Евхаристии. Так «Таинством собрания и приобщения» называет Евхаристию Дионисий Ареопагит в своей книге «О церковной иерархии» (конец V – начало VI веков). Впрочем, Евхаристию первых времен христианства именовали самыми различными терминами, как, например: Господня Вечеря, Преломление хлеба, Приношение, Призывание, Вечеря, Трапеза Господня, Литургия (греч. общее дело), Анафора (греч. возношение), Агапа (греч. любовь), Синаксис (греч. собрание) и т. д.

После Пятидесятницы количество присоединяемых к Церкви полностью совпадало с числом новых участников Евхаристического собрания. Состоять в Церкви означало участвовать в Евхаристии.

Остатки древней Вечери Господней были широко распространены в Александрийском церковном округе в IV-V веках. По свидетельству Сократа Схоластика (V в.) «Египтяне причащаются Святых Тайн не так, как обычно христиане: после того, как насытятся и поедят всякой пищи, причащаются вечером, когда совершается Приношение».

В других африканских Церквах Вечеря Господня с Таинством Евхаристии совершалась только в Великий Четверг. Евхаристия в этот день совершалась вечером, и причащались, уже поев. Ныне в Православной Церкви напоминанием древнехристианской Вечери Господней является чин возношения Панагии, когда раздается Богородичная просфора. Сейчас этот чин совершается только в монастырях.

По 50-у правилу Карфагенского собора Причащение должно быть только натощак. В Древней Церкви причащались отдельно Тела Христова, которое священник давал причащающемуся в руки, сложенные крестообразно, и Святой Крови, которую преподавали дьяконы из общей Чаши.

Такая практика существовала еще во времена Трулльского («Пято-Шестого») Собора 691 г. Когда стали причащать вместе и Телом, и Кровью Христовой – неизвестно. 23-е правило VI Вселенского Собора запрещает брать плату за Причастие.

По примеру, данному Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере, Причащение в древней Церкви совершалось после преломления евхаристийного хлеба. У греков преломление хлеба на четыре части следовало непосредственно за освящением Тела и Крови Христовой; в других Церквах это совершалось перед раздачей Святых Даров причащающимся.

В некоторых других местах на Востоке хлеб преломлялся дважды: на три части после освящения Даров; и каждая из этих трех – на небольшие части перед Причащением. Мозарабы38 делили хлеб на девять частей, каждая из которых символизировала одно из событий жизни Иисуса Христа.

Подходили к Причастию в строгом порядке: сначала епископ, за ним – пресвитеры, дьяконы, остальной клир, аскеты; затем женщины – диакониссы, девы и вдовы; затем дети и все остальные, присутствовавшие на Литургии.

В Апостольских постановлениях есть свидетельства того, что Дары раздавал сам епископ, но во времена Иустина Мученика (то есть во II веке) епископ уже лишь освящал Дары, а раздавали Их дьяконы.

В дальнейшем существовала практика раздачи Святого Хлеба епископами и священниками, а дьяконы подавали причастникам Чашу с Вином. Иногда дьяконы с разрешения епископа преподавали мирянам Святые Дары под контролем священнослужителей.

В разное время и в разных Поместных Церквах порядок Причащения клириков и мирян отличался некоторыми деталями.

1. В Испании и у греков в алтаре причащались только священники и дьяконы; прочие клирики приобщались на клиросе, а миряне – на амвоне.

2. В Галлии миряне и даже женщины причащались на клиросе.

3. Миряне причащались стоя или коленопреклоненно; пресвитеры – стоя, но сделав перед Причастием земной поклон.

4. Женщины принимали Тело Христово в особый белый плат, после чего уже полагали его себе в рот. Правилом Оксерского собора женщине было запрещено брать Тело Христово голой рукой.

5. Святую Кровь в первые века всасывали из Чаши с помощью особой, золотой или серебряной, трубки. Впрочем есть предположение, что Причащение Святой Кровью могло осуществляться непосредственно из подаваемой диаконом большой Чаши.

6. До IV века из-за гонений на христиан верные совершали Таинства в катакомбах и после Причастия уносили домой оставшиеся частицы Святого Хлеба, которыми сами причащались дома, когда имели в этом нужду (об этом свидетельствовали Иустин Мученик, Тертуллиан,

azbyka.ru

Лампада Евхаристия

Развитие Церкви и увеличение числа последователей Христианской Веры неразрывно было связано с введением общественного Богослужения. Такое Богослужение состояло из чтения Священного Писания1 – преимущественно Ветхого Завета, где указывались пророческие отрывки о Господе Иисусе Христе. Впоследствии, когда стали появляться евангельские труды самих апостолов, то к пророческим местам о Спасителе стали прибавляться, чтение Евангелия и Апостольских посланий. Также такие Богослужения сопровождались чтением молитв и пением церковных гимнов, но центральное место в таких Богослужениях занимали Таинства, установленные Христом Спасителем. К числу таких Таинств относится и Таинство Евхаристии. Евхаристия совершается на Богослужении, называемом – Литургией.Это Таинство может быть совершено только в Храме, во время литургии, или, в исключительных случаях (например, если Церковь сгорела и еще не отстроена) – и в частном доме, но обязательно на антиминсе.

В первые века истории Церкви, Евхаристия соединялась с “вечерями любви” (αχάπη), братское общение членов Церкви, духовное единение всех последователей Христа – являлось отличительным признаком таких встреч. Также и все другие Таинства и обряды начинались или завершались Евхаристией.2

Таинство Евхаристии, в переводе с греческого языка (ευχαριστια) означает “благодарственная жертва”, чаще всего Евхаристия называется Причащением. Вот какое определение этому Таинству дает Высокопреосвященный Митрополит Филарет (Дроздов): “Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни”.3

Таинство было установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками, в четверг вечером, накануне Крестных Его страданий.4 Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения. Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: “приимите, ядите: сие есть “Тело Мое, еже за вы ломимое”; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: “пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, еже за вы и за многия изливаемая в оставления грехов”; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: “сие творите в Мое воспоминание”.5

Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл Причащения Его Тела и Крови. Господь после первого чудесного насыщения 5000 человек пятью хлебами,8 задолго до Преображения и до Своего входа в Иерусалим, произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни – О Небесном Хлебе Жизни.7

Эту проповедь Спасителя можно разделить на две части: предварительную, в которой Он говорит больше о ветхозаветном прообразе Евхаристии, и само учение о Небесном Хлебе Жизни.8

Господь должен был показать слушающим, что манна была только прообразом истинного Небесного Хлеба. Манна была чудесной пищей, падавшей с неба, тогда как Евхаристия есть само истинное Тело Христово; манна падала только в известное время, а Евхаристия установлена на бесконечные времена, “всегда, ныне и присно и во веки веков”. Манна питала только тело, тогда как Небесный Хлеб питает всецело человека и проходит “во уды, во вся составы, во утробу, в сердце”.

Он сообщает человеку бессмертие, которое не в состоянии была дать манна. Истинный Хлеб Жизни, сошедший с неба, имеет силу питать всю вселенную и давать ей совершенную жизнь.

Св. Амвросий Миланский учит: “… Тобою (т.е. Хлебом Небесным) питаются преизобильно ангелы на небе”.9

Спаситель говорит: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем”.10 Каждый Христианин, причащаясь Тайн Господних, становится членом Его мистического Тела, т.е. Церкви, Евхаристия есть Тело Христово, и Церковь, по апостолу Павлу, также является Соборным “Телом Христовым”.11

Другими словами, природа Церкви евхаристична. Евхаристии нет вне Церкви, ибо нет тела вне Тела; и Церковь не может быть без Евхаристии. Поэтому нельзя быть членом Церкви, но не причащаться того, что есть Тело Христово, или Сама Церковь. В Евхаристии знак церковности.12

Для Христианского церковного сознания богослужение есть живая и жизненная философия Православия. Пользуясь словами св. Иринея Лионского, мы можем сказать: “Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение”.13

Необходимо также сказать о еще об одном прообразовательном символе Ветхого Завета, который дает прямое указание на И. Христа и на Его Пречистую Плоть и Кровь, а именно, на Мельхиседека, царя Салимского, который встретил Авраама после победы над коалицией Еламского царя.

Авраама встречали с торжеством. Мельхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мельхиседеке – его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мельхиседек значит царь правды: слово “салим”– значит мир. Мельхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мельхиседек был священником и царем, так и Христос есть Первосвященник и царь. Как о Мельхиседеке не указано ни начала, ни конца его жизни – он как бы во веки жив, – так и Христос есть Вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем И. Христа – Первосвященником во век по чину Мельхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам, под видом хлеба и вина, Тело и Кровь свою, т.е. Св. Причастие, так и Мельхиседек, прообразовавший собой Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Его.14

Таинство таинств, Евхаристия соединяет нас со всем миром, с прошлым и будущим, с Космосом и Вечностью, с самим Богом. “Чрез чувственное вкушение небесной пищи (Св. Даров) влагает в нас таинственный залог и надежду наследовать жизнь небесную”.15 Вот как говорит об этом Божественном Даре, Святой Праведный Иоанн Кронштадский: “Преподавая нам в пищу и питие Пречистое Тело и Животворящую Кровь, Господь безмерно возвеличивает нашу природу чрез единение и обожение и готовит нас к совершеннейшему единению с собою в невечернем дни Царствия Своего”.16

Верующие непосредственно причащаются Пречистых Тайн за Божественной Литургией.

Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются.

Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые:

1) “Проскомидией”, 2) Литургией “оглашенных” и 3) Литургией “Верных”.

К третьей части “Литургии Верных”, относится причащение Св. Даров. Хлеб и вино, после совершения священнослужителем евхаристического канона пресуществляются в Истинную Плоть и Кровь Христову, с произнесением слов молитвы: “Даде святым Своим учеником… рек (Иисус Христос): приимите, ядите, сие есть тело мое…” и совершаясь вполне в момент произнесения просительных слов той же молитвы: “Сотвори… хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей – честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим святым, аминь”.17

“И наступает верховнейшая минута всей литургии: пресуществление. После прочтения священнослужителем евхаристического канона”. На престоле – не образ, не вид, но самое Тело Господне, – то самое тело, которое страдало на земле, терпело заушенья, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку, и что сам Господь сказал: “Аз есьмь хлеб”.18

С каким трепетом и благоговением должен относится священнослужитель и верующий Христианин к Пречистой Плоти и Крови Спасителя показывает нам пример Ланчанского чуда: “Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан-Леганций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина.

… Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломленный Хлеб вдруг превратился во что-то другое – он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино – там была густая алая жидкость, удивительно похожая на … кровь.

Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую Литургию, он молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощение за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Плоть и Кровь, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов, они стали проводится на экспериментальном уровне.

По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших.

Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор”.19

О том какое великое значение имеет для нас Причащение Св. Тайн, мы можем увидеть на примере Праведного Иоанна Кронштадского, который говорит (о себе): “Христос – Источник нетления и воскресения, подал нам Пречистое Тело и Кровь Свою в противоядие греха, в противоядие растлению греховному.

Таинство Причащения установлено для обновления растлевшего от греха естества человеческого, – для того, чтобы верующим и кающимся даровать оправдание и примирение с Богом, оставление грехов, силу в борьбе против греховных страстей, оружие на диавола, бессмертие и обожение”.

Наглядное доказательство истины слов Спасителя: “Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Иоанна 6, 56). Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь св. Тайн, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный, свобода, дерзновение, радость о Дусе Святе; молитва о себе и о других, сопровождаемая чудными действиями внутри и вовне и в душах многих; исцеление от просфор и от всего, что я пью и ем, и даю другим приемлющим с верою; животворность благословения преподаваемого рукою моею: радость общения в молитве и беседах с людьми”.20

На этом примере мы увидели какие благодатные изменения происходят с верующими, которые “со страхом Божиим с благоговением причащаются Св. Тайн”. Но также Божественная благодать преображает и тех Христиан, которые находятся в Храме за Божественной Литургией, не причащаясь Плоти и Крови Спасителя: “И не одни только приступающие к сим, страшным тайнам бывают причастниками Божественной благодати, чрез ближайшее общение со Христом, но и на тех, которые благоговейно присутствуют в храме, изливается благодатная сила соборной молитвы, и даже на отсутствующих, если однако они находятся в союзе веры с Церковью, и отсутствуют по какой-либо законной вине, а не по лености или нерадению; ибо такова забота общей всех матери, Церкви, о верных чадах своих, которых осеняет она ежедневно щитом молитвы, и на земном жертвеннике предоставляет их небесному престолу, пред лице самого Агнца Божия, за нас закалающагося. Ближние и дальние, живые и мертвые, все объемлются ею, и тесный храм становится целым миром, расширяется за пределы видимого, принесением всемирной жертвы! О, какое невыразимое чувство любви соединяет здесь мир, видимый и невидимый, все семейство Христово, в котором Он, первородный между братьями, связует собою все члены в одно целое, как единая Глава духовного тела Церкви”.21

Духовные наши силы нуждаются в постоянном обновлении, так же, как мы обновляем и подкрепляем силы нашего тела пищей и питьем.

Такое духовное питание нашей души мы получаем в Таинстве Причащения. Причащаясь Тела и Крови Господней, мы принимаем в себя Самого Господа Иисуса Христа “во оставление грехов и в жизнь вечную”.

Лебедев Д.В., кандидат богословия, преподаватель Воскресной церковно-приходской школы Свято-Троицкого храма.

Ссылки и примечания.

1. Деяния. 17, 2; Колос. 4, 16.

2. Архимандрит Гавриил. Руководство по Литургике или наука о Православном Богослужении. Тверь, 1886 г. – С. 65.

3. Православный Церковный календарь, 1991 // Православный катихизис // – Москва, 1990. – С. 96.

4. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий (для семьи и школы), Джорданвиль: Тип. Иова Почаевского, 1987 г. – С. 640.

5. Евангелия от: Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24.

6. Евангелие от Ин. 6, 12.

7. Евангелие от Ин. 6, 24-66.

8. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Москва, 2001 г. – С. 11.

9. Цит. по “Евхаристия” Архимандрита Киприана (Керна). – С. 12.

10. Евангелие от Ин. 6, 56.

11. Ефес. 4, 15-16; Колос. 1, 24.

12. Архимандрит Киприан (Керн). Указ. соч. – С. 13.

13. Цит. по “Евхаристия” Архимандрита Киприана (Керна). – С. 10.

14. Бытие. 14.

15. Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, и литургии и о всех службах и утварях церковных. Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. В 4-х частях, ч. II. СПб., 1908 г. – С. 67.

16. Св. Праведный Иоанн Кронштадский. Христианская философия. СПб., 1902 г. – С. 146.

17. Литургия Иоанна Златоустого. Киев, 1896 г. – С. 65-67; Христианство. Энциклопедический словарь в 2 томах. – Т. 1. – С. 523.

18. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. М.: Худож. лит., 1990 г. – С. 49.

19. Ланчанское чудо // Харьковские епархиальные ведомости. – 2001 г. – январь, №1.

20. Св. Праведный Иоанн Кронштадский. Христианская философия. Спб., 1902 г. – С. 146, 151.

21. Муравьев А.Н. Письма о богослужении. В 2-х томах. Том 1. – М.: “Русский Духовный Центр”, 1993 г. – С. 29.

Список литературы.

1. Архиепископ Вениамин Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных.

2. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.

3. Архимандрит Гавриил. Руководство по Литургике или наука о Православном Богослужении.

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

5. Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии.

6. Литургия Иоанна Златоустого.

7. Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный Христианский катихизис.

8. Муравьев А.Н. Письма о богослужении.

9. Протоиерей Серафим (Слободской). Закон Божий (для семьи и школы).

10. Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Христианская философия.

11. Харьковские епархиальные ведомости.

12. Христианство. Энциклопедический словарь.

Похожие статьи:

lampada.in.ua

ЕВХАРИСТИЯ - это... Что такое ЕВХАРИСТИЯ?

  • Евхаристия — (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч …   Википедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia, от eu хорошо, и charis милость). Таинство св. причащения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕВХАРИСТИЯ [гр. eucharistia] у христиан: причащение, одно из семи таинств. См. САКРАМЕНТ …   Словарь иностранных слов русского языка

  • евхаристия — причащение, приобщение, благодарение, причастие, литургия Словарь русских синонимов. евхаристия сущ., кол во синонимов: 7 • благодарение (2) • …   Словарь синонимов

  • евхаристия —     ЕВХАРИСТИЯ, причастие, причащение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греческое eucharistia), 1) то же, что причащение. 2) Одно из названий Божественной литургии …   Современная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. eucharistia) то же, что причащение …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — (греч. evcharistia благодарение) главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в… …   Новейший философский словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, евхаристии, мн. нет, жен. (греч. eucharistia, букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕВХАРИСТИЯ — ЕВХАРИСТИЯ, и, жен. То же, что причащение. | прил. евхаристический, ая, ое. Евхаристическая молитва. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЕВХАРИСТИЯ — жен., греч., ·переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Евхаристия — название одного из главнейших таинств церкви,признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение егосоставляет главное христианское богослужение литургию. По учениюцерквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Святая Евхаристия – таинство таинств | Православие.фм

    Сегодня можно встретить людей, которые бьют себя в грудь и говорят: «Мы православные христиане!» Однако этих христиан редко увидишь в храме, и даже […]

    Сегодня можно встретить людей, которые бьют себя в грудь и говорят: «Мы православные христиане!» Однако этих христиан редко увидишь в храме, и даже когда они приходят на Божественную литургию, то они не причащаются. Таким образом, они не принимают участие в литургической жизни Церкви. Что это значит?

    Те, кто ведет духовную жизнь вне Церкви или только присутствует, а не участвует в Божественной литургии, не принимает Тела и Крови Христа, они забывают слова Спасителя: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51)[1]. Как следует понимать эти слова Иисуса Христа? Святой Кирилл Иерусалимский дает следующее толкование этого евангельского стиха: «Поскольку Животворящее Слово Божье стало плотью, Оно вдохнуло телу жизнь и полностью соединилось с ним неизреченным образом, сделал его животворящим, каким является и Само Оно (Слово) по Своей природе. Поэтому Тело Христа животворит тех, кто причастен к Нему. Являясь среди мертвых, оно прогоняет смерть и тление, потому что оно приносит Слово, которое полностью уничтожает тление» [2}. Я думаю, что это наилучшее толкование вышеупомянутого евангельского стиха.

    Некоторые святые отцы называют Святое Причастие таинством таинств [3], а не просто одним из семи таинств, установленных в Православной Церкви. Если бы Святая Евхаристия была только одним из семи таинств, в котором христиане могли бы и не участвовать, то она не была бы названа святыми отцами первых веков «таинством истинного и реального общения со Христом»[4].

    Люди, которые пренебрегают святым таинством Причастия, зачастую видят лишь материальную, видимую его сторону – «пресуществление материальных элементов хлеба и вина и  причастие ими отдельной личности, достойная и желающая их принять» [5]. Видя только материальную сторону этого Таинства таинств, в настоящее время почти не обращается внимание на внутреннюю, таинственную сторону Святой Евхаристии, которая таким образом, если можно так сказать, теряет свое духовное содержание.

    Кроме того, в настоящее время в богослужебной практике многих приходов Православной Церкви Крещение, Евхаристия и Миропомазание совершаются как три совершенно отдельных таинства, которые полностью независимы друг от друга и вообще не имеют никакой связи между собой. Это неверное понимание, не учитывающее того, что «в ранней традиции Крещение, Евхаристия и Миропомазание формировали единое литургическое чинопоследование. Каждое таинство восполняется следующим таинством и, таким образом, невозможно воспринимать их отдельно друг от друга. [6]

    В настоящее время в Болгарской Православной Церкви, как и в других поместных Церквях, наблюдается печальная картина церковной жизни. Речь идет о почти пустых храмах, в которых даже немногие присутствующие на Божественной литургии миряне после пригласительных слов священника: «Со страхом Божиим и верою приступите» — остаются только зрителями, а не участниками Евхаристии, то есть не принимают Святые Дары, не принимают Тело и Кровь Христовы.

    При такой ситуации в современной церковной жизни возникают следующие вопросы. Соответствует ли современная литургическая практика Святой Евхаристии апостольских времен? Каким образом  и как часто причащались христиане до IV века после Рождества Христова? Когда и «благодаря» кому произошла эта негативная перемена в литургической жизни Церкви? На эти важные вопросы попытаемся ответить в данной статье.

    Для того чтобы ответить на первый из вышеупомянутых вопросов, давайте заглянем в прошлое, в историю, посмотрим на последние часы земной жизни Иисуса Христа, а точнее, давайте обратим внимание на само установление таинства Святой Евхаристии.

    «На Тайной Вечери были только участники, а не просто присутствующие»

    Протопресвитер Николай Афанасьев в своей книге «Трапеза Господня» после описания иудейских трапез пишет: «После того как члены собрания или члены дома совершали «благодарение» хлеба, никто не мог присоединиться к трапезе. С этого момента трапезная была закрыта: в ней не было никого, кроме участников«. [7] В другом месте, описывая совершение Тайной Вечери, он отмечает: «Только приглашенные присутствовать на них (на трапезах – спр. авт.) и только они, если пришли до начала трапезы, могли участвовать в ней» [8]. Из этих и других примеров, приведённых в книге протопресвитера Николая Афанасьева, можно сделать вывод, что как на иудейских трапезах, так и на Тайной Вечери были только участники, но не присутствующие. Следуя этому примеру, святые апостолы, затем и первые христиане на Вечерях любви совершали Святую Евхаристию, в которой участвовали все крещенные, все члены Христовой Церкви. Это продолжалось почти три столетия.

    В IV веке в церковной жизни происходят изменения, затрагивающие  и  Святую Евхаристию. Протопресвитер Н. Афанасьев дает следующую оценку этого периода: «Некоторый упадок нравственного уровня христиан был связан с основами церковной жизни. Все это отразилось на Святой Евхаристии. Эльвирский собор счел необходимым сказать в специальном постановлении (21 правило) о христианах, добровольно уклоняющихся от участия в евхаристическом собрании. Он предписал отлучать от Церкви тех, кто в течение трех воскресных дней не приходит на евхаристические собрания» [9]. И «без каких-либо особых препятствий некоторые верные добровольно отказались от участия в евхаристическом собрании» [10].

    К сожалению, из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век все более и более ослабевала евхаристическая жизнь Церкви. Поэтому возникла необходимость появления 12-го правила Сердикийского собора, проведенного в середине IV века, 80-го правила Трулльского собора, а также 8-го и 9-го правила Апостольских правил, поощряющих регулярное Причащение.

    Все это приводит к печальной картине, что в почти пустых болгарских храмах во время воскресных и праздничных богослужений, на которых даже те немногие присутствующие (в большинстве случаев это пожилые люди) не только не принимают участие в Таинстве таинств, но и имеют искаженное понимание о Святой Евхаристии, например, что следует причащаться не более четырех раз в году. Также сегодня дошло до того, что в многих болгарских православных храмах по окончании Божественной литургии только священники употребляют Святые Дары или причащают  лишь немногих из присутствующих в церкви.

    В заключение хотим сказать, что необходимо возродить евхаристическую жизнь древней Христовой Церкви в современной Православной Церкви и подражать примеру святых апостолов и первых христиан, у которых «основной принцип церкви и (евхаристический – спр. авт.) жизни состоит в том, что все члены Церкви всегда вместе» [11].

    Нам необходимо вспомнить то, о чем говорит один старец: «Вне Церкви нет спасения». Эти слова святителя Киприана Карфагенского имеют евхаристическое значение. Вне Церкви нет спасения, потому что нет спасения вне евхаристического собрания. Любой другой путь – это путь индивидуализма, который чужд Церкви, но который под влиянием индивидуализма из эмпирической жизни вторгся в церковную жизнь [12].

    Поскольку Евхаристия раскрывает Христову истину как посещение и „обитель” (Ин.1:14) Бога в истории и творении, мы можем созерцать Его во славе Его истины и причаститься.

    Вот почему Церковь не знает другой реальности или опыта истины столь же совершенных, как Евхаристия [13]. И потому что участие в Церкви – это не просто участие в человеческой организации с ее определенным порядком и традицией, а участие в богочеловеческом организме Тела Христова. Поэтому участия во Христе без общения с Ним, в Его Теле, Церковь не знает [14].

    Использованная литература

    1. Шмеман, Ал., прот., “От вода и дух”, издана православным фондом “Покров Богородичен”, 1997.
    2. Майендорф, Й., отец, “Византийско богословие”.
    3. Афанасьев Н., протоиерей. „Трапеза Господня”,издательство«Праксис», г. Велико Тырново, 1999.
    4. Стоядинов, М., “За Църквата в еклесиологична перспектива”, журнал”Мирна”, № 17, 2002.
    5. Зизиуалас, Й, Пергамски митр., “Евхаристията като място на истината”, журнал “Мирна”, бр. 17. 2002.

    [1] Стоядинов, М., «За Църквата в еклесиологична перспектива», журнал «Мирна», № 17, 2002, с. 26.

    [2] Там же, с. 26.

    [3] Шмеман, Ал., прот., “От вода и дух”, издана православным фондом «Покров Богородичен», 1997, с. 127.

    [4] Майендорф, Й., отец, «Византийско богословие», с. 252

    [5] Шмеман, Ал., прот., «От вода и дух», издана православным фондом «Покров Богородичен», 1997 , с. 128.

    [6] Там же, с.127.

    [7] Афанасьев Н., протоиерей. «Трапеза Господня», издательство

    «Праксис», г. Велико Тырново, 1999, с. 117.

    [8] Там же, с. 118.

    [9] Там же, с. 121.

    [10] Там же, с. 121.

    [11] Там же, с. 138.

    [12] Там же, с. 131-132.

    [13] Зизиуалас, Й., Пергамски митр., «Евхаристията като място на истината», журнал «Мирна», бр. 17. 2002, с. 57.

    [14] Стоядинов, М., «За Църквата в еклесиологична перспектива», журнал «Мирна», № 17, 2002, с. 28.

    Автор: магистр богословия Виталий Чеботар

    Facebook

    Вконтакте

    Одноклассники

    LiveJournal

    Google+

    Похожие статьи

    pravoslavie.fm



    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"