Электронная тетрадь Араслановой Дианы. Этническое смешивание как способ мирного сотрудничества


Способы мирного сотрудничества — Мегаобучалка

Наименова- ние способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.
Этническое поглощение (ассимиля-ция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

3. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций:

Основные тенденции развития наций
 
     
Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция
процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах   процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
 
  самоизоляция в целом   формы     экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
  протекционизм в экономике               транснациональные корпорации (ТНК)
  национализм в различных формах в политике и культуре               международные культурные и народные центры
  религиозный фанатизм, экстремизм               взаимопроникновение религий, культур, ценностей
                 
                   
            Глобализация— это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми стираются постепенно традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
                       

 

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

 

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

3. Межнациональный (этносоциальный) конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы.

4. Причины межнациональных конфликтов.Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм— совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о ее превосходстве. Этноцентризм—уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

 

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов:

 

Причины Их сущность
социально-экономические неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
этнодемографи- ческие быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения
экстерритори- альные несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов
конфессиональные из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения
культурно-языковые недостаточное с точки зрения этнического меньшинства использование его языка и культуры в общественной жизни
экологические ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы
исторические прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.)
культурные от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа

5. Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:

      Типы межнациональных конфликтов      
                     
                     
государственно-правовой этнотерри- ториальный этнодемогра- фический социально-психологичес- кий
неудовлетво-ренность правовым положением нации, стремление к собственной государственности   определение территории нации, национально-территориальных границ   защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых»   изменение образа жизни, нарушение прав человека
             
      (напр., конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии)          
                 
конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация     опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения   переселенцы (беженцы) и местное население
      (напр., проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии)
(например, Абхазия в Грузии и др.)     (например, конфронтация между Конфедерацией нардов Кавказа и российскими властями)  
           
                 
                         

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор, как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

6. Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

А.     Виды национализма      
           
               
этнический   державно-государственный   бытовой
борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности   стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов   проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (греч. xenos — чужой и phobos — страх)
               

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.

Б. Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена — литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющих в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающую вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

В. Геноцид(от греч. genos — род и лат. caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

7. Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

· предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

· защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

· требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

· игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп, и обе группы претендуют на те же блага и территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

· уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

· искаженное восприятие информации друг о друге;

· выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

· формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

megaobuchalka.ru

Электронная тетрадь Бухариной Анастасии: Этнические общности. Межнациональные отношения

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

Этнические общности — это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий: - члены общности осознают свою принадлежность к ней; - предполагается общее происхождение членов общности; - члены общности обладают языковым и культурным единством; - имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Межнациональные отношения
1) Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности: — отношения между разными национальностями внутри одного государства; — отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:— Мирное сотрудничество.— Этнический конфликт.

2) Способы мирного сотрудничества: 

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов. 

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. 

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный). 

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. 

3) Межнациональный конфликт

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.Этноцентризм — это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Эти процессы могут привести к национализму. 

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.Шовинизм — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

4) Методы решения межнациональных конфликтов

— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики. — Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды. — Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации. — Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры. — Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

buharinanan.blogspot.com

Межнациональные отношения — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;— отношения между разными нациями-государствами.В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.

Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, достижение общечеловеческих ценностей.Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:— отказ от насилия и принуждения;— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.

В современном мире наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии наций: межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания. Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм.

Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлиянии и взаимообогащение национальных культур.

Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры).Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов.Межнациональный конфликт — это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых военных действий.Основные причины возникновения межнациональных конфликтов:— неравенство в уровне жизни и доступе к материальным и духовным благам;— несовпадение государствен­ных или административных границ с границами расселения народов;— быстрое изменение в соот­ношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста насе­ления;— принадлежность к разным религиям и конфессиям;— этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими;— прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды;— крайние формы национализма в официальной политике;— предрассудки и стереотипы обыденного сознания;— неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов.

Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма.

Различают несколько форм национализма.1. Этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и основой враждебности.2. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.3. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов.

Причиной межэтнического конфликта может стать расовая дискриминация.Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей. Расизм может проявляться в законодательстве, официальной государственной политике и бытовых формах дискриминации.

Крайние формы дискриминации и проявления государственного национализма — апартеид и геноцид.

Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

Геноцид (от лат. genos — «род» и caedere — «убивать») — совокупность преднамеренных систематических действий, направленных на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения. Пример геноцида в истории — холокост (преследование и массовое уничтожение еврейского населения в Германии во время Второй мировой войны).

В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов.

Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей.1. Этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания — современные народы Латинской Америки.2. Ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.3. Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа. Этот вариант мирного межэтнического взаимодействия возможен в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма, предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов.Самый многочисленный народ в России — русские: их численность составляет более 111 млн человек (около 78 % от всего населения). Второй по численности народ Российской Федерации — татары: их численность 5, 3 млн человек (или 3, 7 %) от общей численности населения). На третьем месте находятся украинцы: около 2 млн человек (что составляет приблизительно 1, 4 % от всего населения).

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Концепция национальной политики Российской Федерации

Государственная национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также «Концепцией национальной политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5.06.1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».В 1997 и 2000 годах Указами Президента РФ Концепция национальной политики Российской Федерации была уточнена новыми Указами. В последующие годы вышел еще ряд документов, определяющих деятельность государства в области национальной политики, межнациональных отношений и национальной безопасности России (см. Примечания).Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определена стратегия безопасности государства на ближайшие годы.Основные принципы государственной национальной политики в России:— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

megabook.ru

Тема 14. Межнациональные отношения — Мегаобучалка

Межнациональные отношения в силу их многоаспект- ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

— отношения между разными национальностями внутри одного государства;

— отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

— Мирное сотрудничество.

— Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкнове­ние).

(что точнее). Существуют три типа этноса. Для главное основание объединения людей в одну _ кровно-родственные связи и общее

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества
Наименование способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно сме­шиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межна­циональные браки. Таким путем сформиро­вались латиноамериканские народы: в одно це­лое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африкан­цев-рабов
Этническое поглощение (ассимиляция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Асс­ирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами раство­рялись в них. В насильственном сценарии бо­лее крупная нация запрещает другим исполь­зовать родной язык а публичной жизни, полу­чать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

 

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­дов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации, В подобных случаях несколько языков являются государствен­ными, например, в Бельгии — французский, датский и не­мецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальян­ский. Б результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной нацио­нальности добровольно овладевают привычками и традиция­ми другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адапта­ции (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает ов­ладение богатствами еще одной культуры без ущерба дли цен­ностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязан­ные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций

 

Межнациональная дифференциация

Межнациональная интеграция

 

Процесс разъединения, разделения, противостоя­ния различных наций, эт­носов и народов в самых разных планах

Процесс постепенного объ­единения различных этно­сов, народов и наций через сферы общественной жизни

 

• Самоизоляция в целом

• Протекционизм в экономике

• Национализм в различных фор­мах в политике и культуре

• Религиозный фа­натизм, экстре­мизм

• Экономические и поли­тические союзы (напри­мер, Европейский союз (ЕС))

• Транснациональные корпорации (ТНК)

• Международные культурные и народные центры

• Взаимопроникновение религий,культур, ценностей

 

Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стира­ются традиционные границы, и че­ловечество превращается в единую политическую систему

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этни­чески однородных государств. К таковым можно условно от­нести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общ­ность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот пока­затель колеблется от 75 до 89%, В 31 государстве (23,5%) на­циональное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 стра­нах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отноше­ний между национальными общностями, характеризующа­яся состоянием взаимных претензий, открытым противо­стоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения кон­тактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредото­чивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опа­сениями за судьбу группы, -— не только за потерю культурно­го своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борю­щихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего от­ветственны за созданий «образа врага», представлений о сов­местимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, кон­фессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенс­тво, законность, права человека, рынок, демократия, отделе­ние церкви от государства.

Осповпой причиной конфликтов, трспий, различного рода предубеждений между представителями разных националь­ностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм — совокупность неправильных пред­ставлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной куль­туры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписыва­ние ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую клас­сификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

— Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профес­сиях, социальных слоях, органах власти.

— Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культу­ры в общественной жизни.

— Этнодемографические — быстрое изменение соот­ношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста насе­ления,

— Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природ­ных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

— Экстерриториальные — несовпадение государствен­ных или административных границ с границами расселения народов.

— Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.),

— Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной ре­лигиозности населения.

— Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональныхконфликтов.

Государст­венно-право­вой

Неудовлетво­ренность пра­вовым положе­нием нации, стремление к собственной государствен­ности

Конфликт с властными структурами государства, в составе которо­го находится нация

(например, Аб­хазия и Юж­ная Осетия в Грузии и др.)

Этнотерри- ториальный

Определение территории нации, наци- онально-тер- риториаль- ных границ

(например, конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осе­тии)

Этнодемог- рафический

Защита прав «коренной националь­ности», огра­ничения для «пришлых»

Опасность растворения этноса в ре­зультате притока иноязычного населения

(например, конфронта­ция между Конфедера­цией нардов Кавказа и российски­ми властями)

Социально- психологи­ческий

Изменение образа жиз­ни, наруше­ние прав че­ловека

Переселен­цы (бежен­цы) и мест­ное населе­

ние

(например, проблемы месхетине­ких турок в Узбекиста­не, чечен­цев в Казах­стане, диск­риминация русскоязыч­ного населе­ния в стра­нах СНГ и Прибалтий­ских госу­дарствах)

 

Межэтнические конфликты не возникают на пустом мес­те. Как правило, для их появления необходимы определен­ный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерян­ности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла

жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этничес­кий фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реа­лизуется следующим образом. Когда появляется угроза су­ществованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социаль­ного восприятия ситуации происходит социальная идентифи­кация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг­ру ппов ого фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне- групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат, natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, мес­тничеству; недоверие к другим нациям, нередко перераста­ющее в межнациональную вражду.

Виды национализма

• Этнический — борьба народа за национальное освобож­дение, обретение собственной государственности,

• Державно-государственный — стремление наций вопло­тить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

• Бытовой — проявление национальных чувств, враждеб­ное отношение к инородцам, ксенофобия (pp. xenos — чужой и phobos — страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессив­ную форму — шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от име­ни Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И, и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и не­нависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеда­ний, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма яв­ляется геноцид.

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — пред­намеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиоз­ным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физичес­кое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происхо­дит на основе;

— предпочтения своих соплеменников «чужим», при­шлым. некоренным и усиления чувства национальной соли­дарности;

— защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этни­ческой группы;

— требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

— игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самооче­видностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулято­ром является этнический стереотип как разновидность соци­ального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отно­шений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвраща­ет социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этничес­кие цели и идеалы становятся ведущими социально-психоло­гическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку не­избежно начинает ьыражитьсм и противостоянии, в конфлик­те, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базо­вых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращива­ния, увеличения) конфликта объективно и неизменно начи­нают действовать следующие социально-психологические за­кономерности:

— уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрес­сивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

— искаженное восприятие информации друг о друге;

— выработка установки враждебности и подозритель­ности, закрепление образа «коварного врага» и его дегумани­зация, т. е. исключение из рода человеческого, что психоло­гически оправдывает любые зверства и жестокости по от­ношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

— формирование ориентации на победу в межнацио­нальном конфликте силовыми методами за счет пораже­ния или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых про­межуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

 

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться сво­их целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта инте­ресов или по крайней мере снижение его остроты, к чему мо­жет повести, например, появление в отношениях между сто­ронами новых стимулов: суровая экономическая необходи­мость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международ­ной или иностранной помощи — могут (правда, не всегда) пе­реключить интересы конфликтующих сторон в иную плос­кость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо че­рез хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территори­альные споры, стремление к суверенизации; борьба этничес­ких меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

— Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требую­щей безусловной реализации прав и свобод лиц любой нацио­нальности, уважения самобытности, их национального само­сознания, языка, обычаев, исключающей малейшее прояв­ление национального недоверия, вражды.

— Использование экономических рычагов для нормали­зации этнополитической ситуации.

— Создание в регионах со смешанным национальным со­ставом населения культурной инфраструктуры — националь­ные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в тради­циях национальной культуры.

— Организация эффективно действующих международ­ных комиссий, советов, других структур для мирного разре­шения национальных споров.

Образец задания

j Сб. | Назовите две тенденции в развитии современных меж­национальных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы приме­рами следующие тенденции в развитии современных межна­циональных отношений: Интеграция; экономическое, куль­турное и политическое сближение наций, разрушение нацио­нальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно- национальную самостоятельность, автономию (например, ко­рейское меньшинство в Японии),

megaobuchalka.ru

Электронная тетрадь Шутовой Арины: Этнические общности. Межнациональные отношения

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения

 

Наименование подхода (теории)
Естественно-биологический или расово-антропо-логический подход Признает неравенство  человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм
Социокультурный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этногенеза1 (происхождение, развитие этноса) Рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди

Виды этнических общностей• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.• Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

Формы межнациональных отношений следующие:

— Мирное сотрудничество.

— Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

rikkisent.blogspot.com

Электронная тетрадь Арины Федякиной: Этнические общности. Межнациональные отношения

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения

Наименование подхода (теории)
Естественно-биологический или расово-антропо-логический подход Признает неравенство  человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм
Социокультурный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этногенеза1 (происхождение, развитие этноса) Рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

•    Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

•     Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

•      Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.     Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.Формы межнациональных отношений следующие:  — Мирное сотрудничество.  — Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение).  Способы мирного сотрудничества довольно многообразны. 

Способы мирного сотрудничества:  1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов. 2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.  Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).  При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.  Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. 

arinafedyakina96.blogspot.com

Электронная тетрадь Араслановой Дианы : Этнические общности. Межнациональные отношения.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

Этнические общности — это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий: - члены общности осознают свою принадлежность к ней; - предполагается общее происхождение членов общности; - члены общности обладают языковым и культурным единством; - имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими. 

Межнациональные отношения
1) Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности: — отношения между разными национальностями внутри одного государства; — отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:— Мирное сотрудничество.— Этнический конфликт.

2) Способы мирного сотрудничества: 

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов. 

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. 

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный). 

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. 

3) Межнациональный конфликт

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.Этноцентризм — это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Эти процессы могут привести к национализму. 

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.Шовинизм — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

4) Методы решения межнациональных конфликтов

— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики. — Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды. — Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации. — Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры. — Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

araslanovadiana.blogspot.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"