ЭТИ НЕПОСЛУШНЫЕ СУФФИКСЫ: СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА. Есть ли суффикс ся


есть ли окончание ться или тся

когда оканчивается на "тЬся" - это неопределённая форма глагола, отвечает на вопрос "что делатЬ? " - здороваться, умываться, целоваться. когда глагол отвечает на вопрос "что делаеТ? ", ТО ПИШЕТСЯ "ТСЯ" БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА - здоровается, умывается, целуется.

слово может оканчиваться на инх но это не окончания

Вообще-то нет! Например, слово Нравиться (инфинитив) . Здесь суффикс инфинитива "ТЬ"(или окончание, по другим ученым) и постфикс "СЯ". А вот в форме третьего лица НРАВИТСЯ "ИТ" - это окончание, а "СЯ" - постфикс.. . Я дико извиняюсь, но это уже предел.. . Уж такого не знать русскому человеку просто стыдно...

ит- окончание, ся- суффикс ( постсуффикс) . Например- краситься- ит- окончание, ся- суффикс; просится- ит- окончание, ся- суффикс. Изменяемая часть слова- окончание.

ся-постфикс. касаться: в этом слове окончание ать, ся-постфикс ругается: окончание ет. ся-постфикс.

Слова оканчивающиеся на "ТЬСЯ" так пишутся. А произносятся, как ЦЦА (умывац-ца, купац-ца, ругац-ца) А в тастоящем времени пишется , (Умывается, купается, ругается) Произносится (Купае-ца, умывае-ца, ругае-ца) "Ся" в письме означает "Себя" (Купает себя) http:// kitobkhona. narod.ru/3/Russkiy_Yazik_3_156_313.pdf

touch.otvet.mail.ru

входит ли возвратный суффикс "ся"в основу слова?

Входит, вот только не в входят в основу не только окончания, а ещё и формообразующие морфемы, вроде суффикса -л- прошедшего времени

Да. Основа - все, что до окончания.

да, не входят только окончания

Суффикс "ся" используется в глаголах русской речи. Применение этого суффикса делает глагол возвратным. Но основа глагола всегда был и будет корень глагола. Например : Пробежать - корень беж, невозвратный Пробежаться - корень беж, возвратный глагол. То есть неизменная часть слова является его основой, а неизменная -это всегда только корень.

нет. например: ПРИБЛИЗИЛСЯ основа слова"ПРИБЛИЗИЛ"-"ПРИ" приставка, "БЛИЗ"корень, "ИЛ"суффикс. "СЯ" возвратная частица.

Входит. Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол [и]) , а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе) . В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь) , основа прерывается окончанием: захотел [о] сь.

Входят суффиксы -ся-, -сь-. Не входит -л-.

входит, а вот суффикс прошедшего времени -л- не входит

touch.otvet.mail.ru

Слова с суффиксом «ся» — примеры с разными окончаниями

Мы собрали для вас полный список слов руского языка с суффиксом «ся» , которые посетители нашего сервиса разбирали по составу. Всего таких слов — 10522.

  • аблактироваться
  • абонироваться
  • абордироваться
  • абортироваться
  • абсолютизироваться
  • абсорбироваться
  • абстрагироваться
  • авансироваться
  • автоматизироваться
  • авторизоваться
  • агглютинироваться
  • агломерироваться
  • агрегатироваться
  • адаптироваться
  • адвербиализироваться
  • адоптироваться
  • адресоваться
  • адсорбироваться
  • адъективироваться
  • азотироваться
  • акклиматизироваться
  • аккомодироваться
  • аккредитоваться
  • аккумулироваться
  • активизироваться
  • активироваться
  • актироваться
  • актуализироваться
  • актуализоваться
  • акцентироваться
  • акцентоваться
  • акцептоваться
  • алеться
  • алитироваться
  • алкоголизироваться
  • алкоголизоваться
  • амальгамироваться
  • американизироваться
  • амнистироваться
  • амортизироваться
  • ампутироваться
  • амуриться
  • анализироваться
  • анатомироваться
  • ангажироваться
  • англизироваться
  • анестезироваться
  • аннексироваться
  • аннотироваться
  • аннулироваться
  • анонсироваться
  • антиципироваться
  • апперципироваться
  • аппретироваться
  • апробироваться
  • апробороваться
  • аранжироваться
  • аргументироваться
  • арендоваться
  • арестовываться

© 2018 морфемный словарь — разбора слова по составу онлайн

sostavslova.ru

Урок русского языка на тему "Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)"

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Орг.момент.

У: Здравствуйте!

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

О: …

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова - аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

О: …

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

О: …

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

О: …

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

Глагол + -ся(-сь) Возвратные глаголы

 У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

О: (записывают)

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

О: (выполняют)

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

О: (выполняют)

У: Давайте проверим.

О: …

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни. Потянулся, улыбнулся и отправился гулять. Мы тоже с ним пойдем гулять. По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке. По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, до лужайки добежим. На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки. Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался - катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался - наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился - учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

О: …

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

(проверка)

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.

V. Подведение итога урока.

У: Какие глаголы называют возвратными?

У: У каких глаголов суффикс –сь?

У: У каких глаголов суффикс –ся?

У: Молодцы! Урок окончен, всем спасибо!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

какие суффиксы есть в русском языке

Вш, ем, л, ему, еме, ых, их, а, о и т. д их очень много!

Суффиксы делятся на словообразовательные и ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ. Формообразующие суффиксы--это суффиксы причастий (-ущ/,-ющ, ащ, /-ящ, -ем/-им, -вш, -ш-, -енн, -нн-, -т-) , суффиксы инфинитива ( гуля-ть, нес-ти, увле-чь) и прошедшей формы глагола (-л-), суффиксы деепричастий ( -а, -я, вши, -ши) , степеней сравнения прилагательных и наречий. (-е, -ее, -ейш-, -айш-)

А суффикс у есть?

Люди подскажите есть ли суффикс с

есть суффиксы а, сь, ть-это суффикс инфинитив, -чк, -чн, -нч, -кч, -щн, -нщ, -щр.

васрпололропо

Суффиксы делятся на словообразовательные и ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ. Формообразующие суффиксы--это суффиксы причастий (-ущ/,-ющ, ащ, /-ящ, -ем/-им, -вш, -ш-, -енн, -нн-, -т-) , суффиксы инфинитива ( гуля-ть, нес-ти, увле-чь) и прошедшей формы глагола (-л-), суффиксы деепричастий ( -а, -я, вши, -ши) , степеней сравнения прилагательных и наречий. (-е, -ее, -ейш-, -айш-)

есть ли в русском языке суффикс ми? мне срочно надо

Су́ффикс — морфема (часть слова), расположенная обычно после корня

Их очень много. Вот примерное кол-во: -а -енк -ёнк -их -ок -ушк -ыва -аж -ент -ёр -ичн -об -ущ -я -ак -етк -и -к -от -уч -яв -арь -еньк -ив -ник -очк -ур -яг -ач -ес -ик -н -онк -урк -ян -ат -ечк -ин -ниц -очн -ышк -як -ант -ек -инк -ность –оньк -чат -ящ -аст -еск -ист -ну -онок -чик -ят -е -ец -изн –л -ость -чиц -яшк -ев -ёж -изм - лив -ск -щик -ячк -ева -ёк -ишк –о -ств -ц -еват -ёнок –ищ -ов -тель -юшк -енн -ёныш -ир -ова -ул -ыш -ен -ён -иц -оват -ун -ышк И это еще не все.

Суффиксы делятся на словообразовательные и ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ. Формообразующие суффиксы--это суффиксы причастий (-ущ/,-ющ, ащ, /-ящ, -ем/-им, -вш, -ш-, -енн, -нн-, -т-) , суффиксы инфинитива ( гуля-ть, нес-ти, увле-чь) и прошедшей формы глагола (-л-), суффиксы деепричастий ( -а, -я, вши, -ши) , степеней сравнения прилагательных и наречий. (-е, -ее, -ейш-, -айш-)

touch.otvet.mail.ru

Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа

Крылова Мария НиколаевнаАзово-Черноморская государственная агроинженерная академиякандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Krylova Maria NikolaevnaAzov-Black Sea State Agroengineering AcademyPhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Библиографическая ссылка на статью:Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 23.09.2018).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без-дом-н-ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на-пис-а-нн-ая. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр-ее (добр-ей), тонь-ше, выш-е, добр-ейш-ий, тонч-айш-ий, глубоч-айше, покорн-ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег-ущ-ий, гон-им-ый, уста-вш-ий, обиж-енн-ый, обиде-в, разбира-я.

3. Суффикс прошедшего времени -л-, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л, нес (нулевой).

4.  Суффикс повелительного наклонения -и-, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и, нес-и-те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, -j- , -ят-, -овj-. Например: чуд-ес-а, мат-ер-и, плем-ен-а, брать-j-я, кот-ят-а, сын-овьj-я;

б) форма единственного числа: -ин-. Например: граждан-ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: -j-. Например: чита-j-ю, прочита-j-ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1.  Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись-j-я и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий.

2.  Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа. Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость, слад-ость, пошл-ость и под.

3.  Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян-ой → водян-ист-ый → водянист-ость. В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся, окончание -ая- и формообразовательный суффикс причастия -вш-, а затем выделим глагольный суффикс -ыва-.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой     и понятный закон грамотного анализа структуры слова» [1, с. 129].

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом□, семей□, лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса: 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер-Æ, нес-Æ; сравните: умер-л-а, несли; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось-Æ; сравните: нес-и. После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход-Æ ¬ переходить, синь-Æ ¬ синий, заик-Æ-а- ¬ заикаться, пят-Æ-ый ¬ пять, физик-Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом [3].

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» [1, с. 126].

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича-. Например: учи-тель, зл-ость, сопер-нича-ть. С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к- и -ок-: памят-к-а – памят-ок,

-ец- и -ц-: сыр-ец – сыр-ц-а,

-н- и -ен- в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н-а,

-ова- и -уj- в формах глагола: пир-ова-л, пир-уj-ю,

-j(а) и -ий : прыгунь-j-я – прыгун-ий.

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч-ик, сын-ок – сын-оч-ек, собачь-j-я, собач-ий.

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро-j-ю), -j- является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, -j- в суффиксах -ениj- -ниj- (повторение, желание). В этом случае не заметить -j- не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик-: стол-ик, дом-ик, столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а, бег-ущ-ий. Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух, мал-ютк-а. Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» [4, с. 152]. Например: попадь-j-я, почт-амт, стекл-ярус, патрон-таш, куст-арник, коз-ёл, пролетар-ий. При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о – стекл-ярус.

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух, жизнь, дар, пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» [4, с. 148].

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» [1, с. 124]. Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу-) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар, языко-вед, цвето-вод, лесо-воз, вино-дел, земле-коп, теле-граф, паро-образ-н-ый. Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» [2, с. 36]. Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват-, в слове Минский – корень Минск- и суффикс -ск- и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е, которые выделяются между частями сложных слов: земл-е-мер, пар-о-ход. Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й-ный, там → там-ош-ний, сегодня → сегодня-ш-ний, кино → кино-ш-ник, орел → орл-ов-ский, Сочи → соч-ин-ский. В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск-: Ростов → ростов-ск-ий, Тула → туль-ск-ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин-ский, и явление аппликации: Курск → курск-ий.

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

Библиографический список
  1. Исаева Н.А. Лингвометодический комментарий к анализу структуры слова на разных ступенях обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1. С. 123-133.
  2. Шанский Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
  3. Гаврилкина (Уткина) Т.Ю. Деривационный потенциал словообразовательных типов с нулевыми суффиксами (на материале имён существительных) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 40-44.
  4. Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»

human.snauka.ru

это суффикс или окончание? Где найти ответ?

Вопросом «Ть – это суффикс или окончание глагола?» уже не один десяток лет задаются и простые люди, и именитые филологи. Современный подход к изучению русского языка допускает существование двух точек зрения, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Ть — это суффикс или окончание?

Школьная грамматика долгое время рассматривала «ть» и «ти» как окончание или формальный показатель инфинитива. Этой же позиции по сей день придерживается большинство пособий, предназначенных для высших учебных заведений. Среди лингвистов мнение о том, что «ть» — это окончание разделяют Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С.

Защищая свою версию, ученые рассуждают следующим образом: инфинитив — это начальная форма глагола, значит, у нее можно выделить окончание. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, более того оно приводит к появлению противоречий. Связано это с тем, что инфинитив в современной лингвистике считается неизменяемым словом, и, соответственно, не может иметь окончания.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть – это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно формообразующий суффикс мы видим в инфинитиве.

А что насчет «чь»?

Не стоит забывать, что в русском языке есть примеры начальной формы глагола, которые заканчиваются на «чь». Как рассматривать такие случаи? Чем является «чь» в таких словах: окончанием или суффиксом?

На эти вопросы также можно дать несколько ответов:

  1. Является суффиксом.
  2. Представляет собой флексию.
  3. Входит в корень.

Две первые точки зрения являются устаревшими. «Чь» определяли как суффикс или окончание по аналогии с «ть» и «ти».

Современная лингвистика считает, что это сочетание входит в состав корня. Доказать, что это мнение правильное, можно изменив глагол: печь-печет. В формах, образованных от инфинитива, «чь» сохраняется, значит, это часть корня.

Каков же итог?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Ть — это суффикс или окончание?». Обе точки зрения, описанные выше, считаются состоятельными в современном русском языке. Каждая из них имеет своих сторонников. Однако в настоящее время школьная программа отдает предпочтение позиции, согласно которой «ть» — формообразующий суффикс. В высших учебных заведениях принято рассматривать обе теории.

fb.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"