От нас ушла великая балерина и "Великая молчунья Большого". Екатерина максимова причина смерти


Екатерину Максимову умершей обнаружила ее 94-летняя мать

Прославленную балерину Екатерину Максимову обнаружила мертвой утром во вторник ее 94-летняя мать, проживающая с ней в одной квартире, рассказали РИА Новости соседи артистки.

МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Прославленную балерину Екатерину Максимову обнаружила мертвой утром во вторник ее 94-летняя мать, проживающая с ней в одной квартире, рассказали РИА Новости соседи артистки.

По их словам, Максимова, которая скончалась на 71-м году жизни во вторник, еще вечером в понедельник чувствовала себя нормально и как обычно гуляла во дворе с собакой.

По предположениям соседей, смерть, скорее всего, наступила в результате сердечной недостаточности.

Около 12.00, по свидетельствам жильцов дома, приехала "скорая помощь", а около 15.00 тело балерины увезли в морг.

Также соседи рассказали, что в настоящее время в квартире балерины находится ее мать и близкие родственники, телефон отключен. Вечером должен прилететь из Неаполя супруг балерины Владимир Васильев, после чего и будет решаться вопрос о дате и месте захоронения.

Ранее пресс-атташе Большого театра Екатерина Новикова сообщила РИА Новости, что причина смерти пока не установлена.

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище, после чего поступила в труппу Большого театра и до 1988 года была ведущей солисткой. Ее постоянным партнером был муж - Владимир Васильев.

В репертуаре Максимовой были все самые знаменитые партии: Жизель ("Жизель" Адана), Китри ("Дон Кихот" Минкуса), Золушка ("Золушка" Прокофьева), Фригия ("Спартак" Хачатуряна), Девушка ("Икар" Слонимского), Одетта-Одиллия и Аврора ("Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского) и другие.

За границей она исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара ("Ромео и Юлия" на музыку Берлиоза), Ролана Пети ("Голубой ангел" на музыку Констана), Джона Кранко ("Онегин" на музыку Чайковского). Будучи постоянной партнершей своего мужа Владимира Васильева, она танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: "Икар", "Анюта", "Золушка".

Великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли пригласил Максимову и Васильева выступить в его фильме-опере "Травиата". А французский режиссер Доминик Делуш к 30-летию работы пары Максимовой и Васильева снял о них фильм "Катя и Володя", после чего весь мир так и стал называть этот дуэт.

С 1982 года Максимова преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (ныне РАТИ), который окончила в 1980-м по специальности педагог-балетмейстер. С 1996 года она является профессором.

С 1990 года, после окончания исполнительской деятельности, Максимова стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. С 1998 года была балетмейстером-репетитором Большого театра. В числе ее учениц - Светлана Лунькина и Анна Антоничева.

Одна из самых прославленных балерин России 1 февраля 2009 года широко отпраздновала 70-летний юбилей в атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Екатерина Максимова - народная артистка СССР (1973), лауреат премии Ленинского комсомола 1972 года, лауреат Государственной премии СССР 1981. Лауреат Международной премии "Академии Симба" (Италия, 1984), лауреат Государственной премии РСФСР 1984 года в области киноискусств. Была награждена орденом Ленина (1976), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (январь 1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV степеней (2008). Удостоена почетной награды Бразилии - ордена Рио Бранко (2004).

ria.ru

Екатерина Максимова – биография, фото, личная жизнь, балет, причина смерти

Екатерина Максимова: биография

Екатерина Максимова – легенда российского балета, прима Большого театра, блиставшая на его подмостках 30 лет. Артистка академического направления, наследница принципов императорского балета, она прославилась виртуозностью и воздушной грацией. Екатерину Максимову называли «Мадам Нет». Она обладала твердым характером, настойчивостью и уверенностью, но если вопрос касался творчества, балерина отвечала неизменным: «Нет, я не смогу». Но рядом оказывались те, кто верил в нее больше, чем она сама.

Детство и юность

Будущая звезда балета родилась в столице в 1939 году в семье московских интеллигентов. Ее дедушка Густав Шпет – русский психолог и философ, теоретик искусства, в чьих жилах смешалась австро-венгерская кровь от отца и польская от матери. Екатерина родилась через два года после смерти знаменитого деда. Бабушка – Наталья Константиновна – дочь московского предпринимателя Константина Гучкова. Мама – журналистка.

Балерина Екатерина Максимова

Маленькая Катя не мечтала ни о сцене, ни об искусстве. Подвижная и непослушная девочка хотела стать кондуктором или пожарным. Первой «распознала» в Кате балерину мама. Она отвела подвижную девочку к соседке – балерине Екатерине Гельцер. Но та не жаловала шумную тезку и отказалась смотреть. Тогда за дело взялась бабушка Кати. Женщина показала внучку балетному «светиле» Василию Тихомирову. Тот, посмотрев маленькую Максимову, вынес утешительный вердикт.

Екатерина Максимова в детстве

В хореографическое училище Екатерина поступила в 10 лет, преодолев конкурс в 80 человек. Через полгода девочка вышла на сцену. Первые эпизодические роли в спектаклях «Золушка» (птичка в свите феи Весны) и «Щелкунчик» (партии снежинки, куклы, Маши-девочки) продемонстрировали, что у Кати Максимовой большое будущее. Роль Маши в «Щелкунчике» принесла юной балерине первую награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета.

Екатерина Максимова в молодости

Училась москвичка в классе Елизаветы Гердт, став ее любимой ученицей. Но в «Масика», как называла Елизавета Павловна взбалмошную девочку, педагог не раз запускала предметами, находящимися в руках. В 1958 году Максимова окончила училище. Ее вес при росте 157 см составлял 47 кг, но вскоре, после зачисления в труппу Большого театра, Катя весила 40 килограммов. Педагогом-репетитором юной балерины стала Галина Уланова.

Балет

В балетной труппе БТ Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 год. Талантливой балерине сразу доверили сольные партии, тогда как ее ровесницы прошли этап кордебалета. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. Но доверив танцовщице современные партии, постановщики увидели, что Максимова – универсальна, и ее возможности безграничны.

Екатерина Максимова в молодости

В следующем году после поступления в БТ Максимова отправилась на гастроли в Америку и Канаду. Восхищенная публика назвала русскую танцовщицу «маленьким эльфом» за невероятную воздушность. В том же году балерине вручили золотую медаль на венском Всемирном фестивале молодежи. Последовали гастроли в Китай, затем в Данию, Норвегию и Финляндию.

Но новую ступень мастерства Екатерина Максимова поднялась, когда из Ленинграда в Москву пригласили молодого балетмейстера Юрия Григоровича. Он поставил балет «Каменный цветок», доверив Максимовой главную партию – Екатерины. Григорович требовал от танцовщиков и мастерства, и одушевленной актерской игры. Максимова с ролью справилась: в танце ее Екатерина трансформируется из лирической русской девушки в сильную женщину, которая борется за любовь.

Екатерина Максимова в балете «Каменный цветок»

В следующем году творческая биография Екатерины Максимовой обогатилась ролью в 11-ом вальсе «Шопенианы». В 1961-м артистка снялась в фильме для европейских и американских зрителей «СССР с открытым сердцем», где сыграла роль Жизели. Премьера состоялась в Париже. Партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» балерина получила «в наследство» от Улановой, ранее исполнявшей эту роль. Мария Екатерины Максимовой иная, не «улановская», но не менее яркая.

Творческий союз с Владимиром Васильевым – уверенным и талантливым артистом балета – сыграл большую роль в карьере Максимовой. Вместе они составили гармоничную пару, которая дополняла друг друга, не конкурируя в мастерстве.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев

В 1965 году танцовщица исполнила роль Китри в «Дон Кихоте». Премьера в БТ стала сенсацией года в культурной жизни столицы. Партия Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки «жете» сменялись мелкими шажками «па» и энергичными вращениями, как и задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зал замирал в восхищении и взрывался овациями.

Китри Максимовой отличалась от партий балетных звезд Майи Плисецкой и Суламифи Мессерер: в исполнении Екатерины героиня «Дон Кихота» – не темпераментная испанка, а бесшабашная русская. Московские поклонники балета не пропускали выступлений звезды, покупая билеты на несколько представлений сразу.

Екатерина Максимова в роли Китри

В 1968 году Юрий Григорович поставил на сцене БТ балет «Спартак», в котором партию Фригии доверил приме театра – Екатерине Максимовой. Драматическую партию балетмейстер создал специально для Максимовой. Сложнейший хореографический рисунок, акробатические элементы и поддержки танцовщица исполнила технично, наделив героиню характером, вдохнув душу.

Максимова и Васильев стали символами Большого театра 1970-80-х. Побывать в столице и не посмотреть балет с Екатериной Максимовой считалось моветоном. Казалось, триумфам не будет конца, но в середине 1970-х на репетиции «Ивана Грозного» балерина неудачно вышла из верхней поддержки и травмировала позвоночник.

Екатерина Максимова исполняет партию Жизель

Вскоре Екатерина Максимова возобновила выступления, хотя боль в спине не прекратилась. Звезда спешила, готовились съемки фильма «Спартак», где у нее была партия Фригии. Из-за поспешности балерина травмировала позвоночник снова. На этот раз последствия оказались трагичными: после месяцев неподвижности врачи называли чудом, если танцовщица встанет на ноги. Но спустя год Екатерина Максимова вышла на подмостки.

В марте 1976 года прима вышла на сцену БТ с сольной партией в «Жизели». Пережитые страдания наполнили образ героини Максимовой трагизмом и чувственностью. Прежняя «легкомысленность» Жизели сменилась мудростью и силой. В том же году балерина появилась на подмостках с партией Эолы в «Икаре» (дебют балетмейстера Владимира Васильева), затем в спектакле «Чаплиниада».

Екатерина Максимова в роли Анюты

Чтобы донести искусство балета до народа, популяризировать его – Максимова и Васильев прибегли к помощи телевидения. Роль Девочки в фильме-балете «Трапеция» принесла Екатерине Максимовой волну успеха. Затем последовали роли в фильмах «Галатея», «Моя прекрасная леди», «Старое танго» и «Гусарская баллада». В 1983 году зрители увидели звезду на экранах: российская балерина снялась в фильме «Травиата», поставленном Франко Дзеффирелли.

Последняя премьера Екатерины Максимовой на подмостках БТ состоялась в 1986-м. Балет «Анюта» поставил муж балерины. За месяц – крайне сжатый срок для подготовки спектакля – балетмейстер подготовил артистов. Премьера закончилась триумфом. Восхищенная мастерством Максимовой Раиса Горбачева передала звезде букет роз из своего сада.

Екатерина Максимова в последние годы

Но в 1988 году Юрий Григорович отправил 49-летнюю Екатерину Максимову на пенсию. Она, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и Нина Тимофеева покинули БТ. В приказе на увольнение значилось, что они не прошли по творческому конкурсу.

За 8 лет до увольнения артистка окончила театральный вуз, став дипломированным педагогом-балетмейстером. С 1982 года прима БТ преподавала хореографию в ГИТИСе. В 1990 году Максимову позвали репетитором в Кремлевский дворец съездов. В 1998-ом занявший место Григоровича Владимир Васильев позвал супругу в БТ, где она стала балетмейстером-репетитором.

Личная жизнь

Тандем Максимовой и Владимира Васильева в творчестве перерос в личный. Пара познакомилась в училище, но после прихода в БТ у каждого жизнь пошла своей дорогой. Забытые чувства вернулись в середине 1960-х и в июне 1966-го артисты поженились.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев

Детей у пары не было. Беременности Максимовой заканчивались выкидышами, балерина переносила потери трагично. Узнав о минимальных шансах родить здорового ребенка, Екатерина отказалась от материнства.

Дочерью Максимовой называли ученицу, японскую артистку балета Юкари Сайто. Екатерина Сергеевна стала ее крестной матерью, когда Юкари приняла православие. Детьми звезда считала всех своих учеников.

Смерть

Екатерина Максимова умерла на 71 году жизни в апреле 2009 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Умершую дочь обнаружила 94-летняя мама утром: звезда умерла во сне.

Могила Екатерины Максимовой

Похоронили знаменитость на Новодевичьем кладбище. Могила примы без намека на помпезность: небольшой неотесанный красный гранит с именем примы, датами рождения и кончины.

Партии

  • 1958 – «Жизель»
  • 1958 – «Лебединое озеро»
  • 1959 – «Каменный цветок»
  • 1960 – «Медный всадник»
  • 1960 – «Конек-горбунок»
  • 1961 – «Пламя Парижа»
  • 1962 – «Щелкунчик»
  • 1963 – «Спящая красавица»
  • 1964 – «Золушка»
  • 1965 – «Дон Кихот»
  • 1971 – «Икар»
  • 1979 – «Ромео и Юлия»
  • 1980 – «Гусарская баллада»
  • 1981 – «Повесть о Ромео и Джульетте»
  • 1989 – «Онегин»
  • 1991 – «Золушка»
  • 1994 – «Сотворение мира»

Фото

24smi.org

Биография Екатерины Максимовой - РИА Новости, 01.02.2014

1 февраля 2014 года исполняется 75 лет со дня рождения балерины Екатерины Максимовой.

Прима-балерина Большого театра, киноактриса и педагог, народная артистка СССР Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Ее отец работал инженером, мать – журналистом, редактором издательства.

В 1949 году Екатерина Максимова поступила в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии). Еще в училище балетмейстеры ставили номера специально для Максимовой. В восьмом классе она уже исполняла партию Маши в балете Петра Чайковского "Щелкунчик" в постановке Василия Вайнонена. С этой ролью в 1957 году девушка завоевала золотую медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета.

В 1958 году Максимова окончила Московское хореографическое училище, в 1980 году — Государственный институт (ныне Российский университет) театрального искусства (ГИТИС).

Екатерина Максимова в сцене из балета "Шопениана" на сцене Большого театра.

В 1958 году она была принята в балетную труппу Большого театра. В 1959 году танцевала главную партию Катерины в балете "Каменный цветок" на музыку Сергея Прокофьева и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где получила восторженные отклики прессы. Ее называли "чудесным маленьким эльфом" и "бэби Большого балета".

Максимова выступала в большинстве новых балетов, поставленных на сцене Большого театра в 1960-1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей. Многие балетные партии балерина готовила под руководством Галины Улановой.

В Большом театре Екатерина Максимова стала первой исполнительница партий Принцессы Флорины и Принцессы Авроры в "Спящей красавице" (1963, 1973) и Маши в "Щелкунчике" (1966) Петра Чайковского, Девушки и Эола в "Икаре" (1971, 1976) Сергея Слонимского, Анюты в одноименном балете (1986) на музыку Валерия Гаврилина.

Она также танцевала партии Водяницы в "Коньке-Горбунке" (1960) Родиона Щедрина, Коломбины в "Медном всаднике" Рейнгольда Глиэра, (1960), Жанны в "Пламени Парижа" (1961) и Марии в "Бахчисарайском фонтане" (1962) Бориса Асафьева, Музы в постановке "Паганини" на музыку Сергея Рахманинова (1962), Китри в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса (1965).

Максимова исполняла заглавные партии в балетах "Жизель" (1960), "Золушка" Сергея Прокофьева (1964) и "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева (1973), главные партии в "Лебедином озере" (1968) Петра Чайковского.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Екатерина Максимова в балете "Жизель". К 75-летию со дня рождения балерины

Екатерина Максимова – первая исполнительница в Большом театре партий Балерины в "Петрушке" Игоря Стравинского (1964), Нимфы в "Спартаке" Арама Хачатуряна (1962), Шуры Азаровой в "Гусарской балладе" Тихона Хренникова (1980).

Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось в день ее 60-летия, 1 февраля 1999 года, в мини-балете "Сады Вилландри" на музыку Франца Шуберта.

Екатерина Максимова также танцевала в спектаклях Московского классического балета (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Она была первой исполнительницей в России заглавной партии возобновленного старинного балета "Натали, или Швейцарская молочница" Альберта Гировеца (1980), исполняла роль Джульетты в "Повести о Ромео и Джульетте" (1981) на музыку Сергея Прокофьева, а также Евы в постановке "Сотворение мира" Андрея Петрова (1984).

В брюссельской труппе "Балет XX века" исполнила партию Юлии в "Ромео и Юлия" на музыку Гектора Берлиоза (1978), в Марсельском балете танцевала Розу в "Голубом ангеле" на музыку Мариюса Констана (1987), в Неаполитанском театре Сан-Карло – Продавщицу перчаток в "Парижском веселье" на музыку Жака Оффенбаха (1988) и Ромолу в "Нижинском" (1989), в Английском национальном балете – Татьяну в "Онегине" на музыку Петра Чайковского(1989), в Театре "Кремлевский балет" – Золушку в одноименном балете (1991).

Максимова и Тихонов в балете Адана «Жизель»

Она исполняла также номера и балеты в постановке известного хореографа Касьяна Голейзовского, который поставил специально для Максимовой три номера, британского балетмейстера Фридерика Аштона, немецкого балетмейстера Тома Шиллинга. Хореографическая композиция "Ангельский круг" Джеральда Арпино на музыку Густава Малера стала подарком балетмейстера к юбилею Екатерины Максимовой в 1994 году.

Большую популярность балерине принесли партии-роли в созданных специально для нее оригинальных телебалетах: Девочка ("Трапеция", 1970), Элиза Дулиттл ("Галатея", 1977), Петер ("Старое танго", 1979), Анюта ("Анюта", 1982), Примадонна ("Чаплиниана", 1987).

Екатерина Максимова сыграла главные роли в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта" (1980), "Фуэте" (1986), "Классная дама" (1994).

Она выступала с моноспектаклями "Песнь песней" (1990) и "Художник читает Библию" (1994).

Екатерина Максимова и Владимир Васильев на сцене Большого театра

Максимова вела активную преподавательскую деятельность. С 1982 года была преподавателем кафедры хореографии ГИТИС, с 1996 года – профессором. В 1990 году она стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца. С 1998 года была балетмейстером-репетитором Большого театра. Под руководством Екатерины Максимовой в Большом театре репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.

Она давала мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета. В 1992 году на Открытом конкурсе артистов балета России "Арабеск" в Перми вместе со своим мужем солистом балета Владимиром Васильевым учредила именную премию "Лучшему дуэту".

Автор книги воспоминаний "Мадам нет" (2003).

28 апреля 2009 года Екатерина Максимова скончалась в Москве на 71-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Творчество балерины было отмечено многочисленными наградами. Максимова – народная артистка СССР (1973), лауреат премии Ленинского комсомола (1972), лауреат Государственной премии СССР (1981), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1984) и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1991).

Она была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом Ленина (1976), орденами Дружбы народов (1981, 1994), а также орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV степени (2008). В 2004 году Максимова была удостоена бразильского ордена Риу-Бранку.

Среди ее наград – премия имени Анны Павловой (1969) и премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца (1972), премия Академии Симба (1984), театральная премия "Хрустальная Турандот" (1991), а также Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990).

Мужем Екатерины Максимовой и постоянным партнером был артист балета, балетмейстер, режиссер и педагог, народный артист СССР Владимир Васильев.

Знаменитый дуэт Максимова — Васильев запечатлен в телефильме "Дуэт" (1973) и французском видеофильме "Катя и Володя" (1989).

Артисты балета Екатерина Сергеевна Максимова и Владимир Викторович Васильев

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Скончалась выдающаяся балерина Екатерина Максимова

12:2328.04.2009

(обновлено: 12:25 28.04.2009)

46601

Выдающаяся балерина Екатерина Максимова скончалась во вторник на 71-м году жизни, сообщила РИА Новости пресс-аташе Большого театра Екатерина Новикова.

МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Выдающаяся балерина Екатерина Максимова скончалась во вторник на 71-м году жизни, сообщила РИА Новости пресс-аташе Большого театра Екатерина Новикова.

В. Васильев, Е. Максимова, И. Чурикова

"Сегодня ночью у себя дома скончалась выдающаяся балерина современности Екатерина Максимова", - сказала Новикова.

По ее словам, причина смерти пока не установлена. "Тело Максимовой находится пока дома", - уточнила она.

Супруг Максимовой и ее постоянный сценический партнер Владимир Васильев, как добавила собеседница агентства, находится в данный момент за границей.

Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт), поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года.

Дебютировала на сцене в партии Маши в балете Чайковского "Щелкунчик" в хореографии Вайнонена. С 1980 выступает в спектаклях ансамбля "Московский классический балет". С 1978 выступала в зарубежных труппах, снималась в кинофильмах-балетах ("Анюта", "Старое танго" и др.).

Екатерина Максимова

В репертуаре Народной артистки СССР Максимовой - все крупнейшие роли классических балетов: Жизель (одноименный балет Адана), Китри ("Дон Кихот" Минкуса), Одетта-Одилия ("Лебединое озеро" Чайковского), Аврора (его же "Спящая красавица"), Балерина ("Петрушка" Стравинского), а также спектаклей современного репертуара - Жанна ("Пламя Парижа" Асафьева), Золушка (одноименный балет Прокофьева), Джульетта (его же "Ромео и Джульетта"), Катерина (его же "Каменный цветок"), и многие другие.

Одна из самых прославленных балерин России 1 февраля широко отпраздновала 70-летний юбилей в атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. На сцене "родного" для Максимовой и ее партнера и супруга Владимира Васильева юбилейные торжества прошли в октябре прошлого года.

Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день ее 60-летия, в минибалете М. Кларк ("Сады Вилландри" на музыку Ф. Шуберта, 1999 года, подарок хореографа к юбилею Екатерины Максимовой).

 

Екатерина Максимова и Владимир Васильев

Максимова и Тихонов в балете Адана «Жизель»

ria.ru

Скончалась "Бэби Большого театра" Екатерина Максимова

Выдающаяся балерина Екатерина Максимова скончалась во вторник на 71-м году жизни. Ее внезапный уход ведущие деятели культуры назвали тяжелой утратой для хореографического искусства.

МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Выдающаяся балерина Екатерина Максимова скончалась во вторник на 71-м году жизни. Ее внезапный уход ведущие деятели культуры назвали тяжелой утратой для хореографического искусства. Многочисленные поклонники простятся с Максимовой 30 апреля в 10.00 утра в Атриуме Большого театра.

Балерину утром во вторник обнаружила мертвой ее 94-летняя мать Татьяна Максимова, проживающая с ней в одной квартире, рассказали РИА Новости соседи артистки.

По их словам, Максимова еще вечером в понедельник чувствовала себя нормально и как обычно гуляла во дворе с собакой. По предположениям соседей, смерть, скорее всего, наступила в результате сердечной недостаточности. Около 12.00, по свидетельствам жильцов дома, приехала "скорая помощь", а около 15.00 тело балерины увезли в морг.

По словам пресс-аташе Большого театра Екатерины Новиковой, на момент кончины Максимовой ее супруг и бессменный партнер Владимир Васильев находился в Италии. Он должен вернуться в Москву вечером во вторник, после чего будет решаться вопрос о дате и месте захоронения Максимовой. Новикова отметила, что причина смерти балерины пока не установлена.

"Бэби" Большого театра

Еще будучи ученицей, в 1957 году, Максимова выступила в спектакле Большого театра в партии Маши ("Щелкунчик" Чайковского). За свою исполнительскую деятельность (в 1958-1988 годах была ведущей солисткой ГАБТа) она исполнила лучшие партии балетного искусства, среди которых Жизель ("Жизель" Адана), Китри ("Дон Кихот" Минкуса), Золушка ("Золушка" Прокофьева), Фригия ("Спартак" Хачатуряна), Девушка ("Икар" Слонимского), Одетта-Одиллия и Аврора ("Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского) и другие.

Помимо своей плодотворной деятельности в Большом театре, Максимова танцевала на других сценах, в том числе Московского классического балета (ныне Государственный академический театр классического балета). Здесь она исполнила партии Натали ("Натали, или Швейцарская молочница", 1980), Джульетты ("Повесть о Ромео и Джульетте" в постановке Н. Касаткиной и В. Василева, 1981), Евы ("Сотворение мира" А. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василева, 1984).

Руководитель Государственного академического театра классического балета Наталья Касаткина рассказала РИА Новости, что Максимова была способна заворожить любого зрителя и освоить все жанры - от драмы до комедии. Также она отметила, что "все артисты ее просто обожали", а в Большом театре ее называли "Бэби".

Кроме того, Касаткина, которая является соседкой Максимовой по даче, рассказала, что балерина "удивительно чутко и бережно относилась к природе и к человечеству, которое ее потеряло". "Катя выращивала овощи, которые потом, как она говорила, она не могла есть, потому что для нее это были живые существа", - пояснила она.

Артист балета Николай Цискаридзе был поражен тем, что Максимова ушла из жизни так рано, когда была еще полна сил, была "в абсолютном здравии и активно принимала участие в репетиционном процессе".

Он рассказал, что во вторник в Большом театре началась аттестация, и Максимова как один из членов аттестационной комиссии должна была принимать в ней участие.

"Войдя сегодня в зал, я первым делом спросил, где Екатерина Сергеевна, и мне ответили, что она не пришла, взяла самоотвод, сказав, что нехорошо себя чувствует. И вдруг буквально через полтора часа приходит это известие", - рассказал танцовщик.

"Это чудовищно. Жутко рано. Она была еще полна сил. Не нам, наверное, обсуждать сроки жизни, но мне кажется, что это очень несправедливо", - добавил он, подчеркнув, что для него это потеря прежде всего человеческая.

Целая эпоха

Сразу после появления информации о кончине Максимовой свои соболезнования выразили первые лица страны. Президент РФ Дмитрий Медведев отметил в телеграмме родственникам артистки, что российское искусство потеряло "великую балерину, чей редчайший, многогранный талант по праву признан достоянием мировой культуры".

"Своей блистательной хореографией, удивительной грацией и красотой она буквально завораживала зрителей, поражала силой перевоплощения и филигранным исполнительским мастерством", - написал глава государства.

Председатель правительства РФ Владимир Путин в телеграмме родственникам отметил, что творчество Максимовой "стало целой эпохой в истории отечественного и мирового хореографического искусства".

"Светлая память о Екатерине Сергеевне Максимовой навсегда сохранится в сердцах близких, друзей, поклонников ее уникального таланта, многочисленных учеников", - уверен премьер.

Педагог. Наставник. Друг!

В 1980 году Максимова окончила ГИТИС (ныне РАТИ) по специальности педагог-балетмейстер. С 1982 года преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (с 1996 года стала профессором). После окончания исполнительской деятельности, в 1990 году, она стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов. А с 1998 года была балетмейстером-репетитором Большого театра. Среди ее учениц - Светлана Лунькина, Анна Антоничева, Марианна Рыжкина, Анастасия Волочкова.

Любимая ученица выдающейся балерины, солистка Большого театра Марианна Рыжкина предчувствовала кончину наставницы. По ее словам, в воскресение в театре был спектакль "Спартак", где она танцевала партию Фригии - это партия Максимовой, которую та передала своей ученице. Как вспоминает Рыжкина, весь вечер она не могла избавиться от непонятного "чувства пустоты".

Солистка Большого театра также отметила, что Максимова была великолепным педагогом и научила ее очень многому. "Екатерина Сергеевна - человек, который учила меня существовать в театре, выходить на сцену, как должен выходить настоящий артист - каждый раз, как в первый и последний раз. Именно так, как они танцевали с Владимиром Викторовичем (Васильевым - ред.)", - рассказала она.

В свою очередь, другая ученица Максимовой - Анастасия Волочкова считает уход из жизни любимого педагога своей личной утратой, потому что она была "одним из самых любимых и близких людей".

Волочкова добавила, что когда она только приехала в Москву, Максимова стала ей первой и главной поддержкой в чужом городе, где она никого не знала.

"Екатерина Сергеевна была моим первым педагогом в Большом театре, и, конечно, с ней связаны у меня самые добрые воспоминания, она всегда очень по-человечески относилась ко мне, передала мне свою хореографическую композицию, подготовила огромное количество ролей и партий, но прежде всего, она была для меня родным человеком и другом", - рассказала балерина РИА Новости.

Дух Большого театра

Многие деятели искусства уверены, что Максимова "будет всегда жить в сердцах людей". Так, художественный руководитель балета Большого театра Юрий Бурлака отметил, что "частица Екатерины Сергеевны всегда будет в стенах этого театра и перейдет в стены основного здания, потому как до сих пор живы все те спектакли, в которых она танцевала или которые специально были поставлены на нее".

"Грустно сознавать, что о ней теперь мы говорим "была", хотя для коллег, для руководства театра, для артистов Екатерина Сергеевна никогда не будет с этой приставкой, она всегда будет с нами", - сказал Бурлака журналистам во вторник на чрезвычайном брифинге, прошедшем в Атриуме Новой сцены Большого театра.

"Ее многочисленные ученицы будут помнить ее всегда - так же, как и русские люди. Все будут чтить и помнить выдающуюся русскую балерину Екатерину Сергеевну Максимову", - добавил он.

Также считает и известный танцовщик, художественный директор и ведущий танцор балетной труппы Немецкой Государственной Оперы в Берлине Владимир Малахов. Он отметил, что для учеников Екатерина Максимова всегда останется незабываемой.

"Для меня было большой честью сотрудничать с Екатериной Сергеевной, когда я приезжал на спектакль "Жизель" в Большом театре, где тогда со Светланой Лунькиной репетировала Максимова. Это были незабываемые, особые репетиции, с особой энергетикой, неповторимые", - сказал он РИА Новости.

"Максимова была настоящей и очень большой звездой. Это самые красивые ноги в мире. Второй такой не будет. Я никогда не забуду ее Галатею и Машу в "Щелкунчике". Вечная ей память", - добавил он.

Одной из частичек памяти станет и многочисленные телепостановки и фильмы, снятые с участием Максимовой или о ней. Так, великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли пригласил балерину и ее мужа Владимира Васильева выступить в его фильме-опере "Травиата". А французский режиссер Доминик Делуш к 30-летию работы знаменитого дуэта снял о них фильм "Катя и Володя", после чего весь мир так и стал называть этот дуэт.

Так называется сейчас и отдельный класс в балетной школе Илзе Лиепы. Она рассказала РИА Новости, что "бесконечно любила эту блистательную балерину и этот блистательный дуэт с Владимиром Васильевым с самого детства", хотя и не была "ни ее ученицей, ни ее близким другом".

Народная и не только

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище, после чего поступила в труппу Большого театра и до 1988 года была ведущей солисткой. Ее постоянным партнером был муж - Владимир Васильев.

В октябре 2008 года прошел фестиваль, посвященный 50-летию творческой деятельности легендарного балетного дуэта. Этот концерт стал своеобразным подведением итогов работы великой пары. На нем выступали солисты Парижской национальной оперы, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Денис Медведев, Наталья Осипова, Руслан Скворцов и другие.

Одна из самых прославленных балерин России 1 февраля 2009 года широко отпраздновала 70-летний юбилей в Атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Максимова - народная артистка СССР (1973), лауреат премии Ленинского комсомола 1972 года, лауреат Государственной премии СССР 1981 года за исполнение ролей в балетных спектаклях и телевизионных фильмах. Лауреат Международной премии "Академии Симба" (Италия, 1984), лауреат Государственной премии РСФСР 1984 года в области киноискусств - премии имени братьев Васильевых за телевизионный художественный фильм-балет "Анюта" производства киностудии "Ленфильм".

Была награждена орденом Ленина (1976), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (январь 1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV степеней (2008). Удостоена почетной награды Бразилии - ордена Рио Бранко (2004).

ria.ru

От нас ушла великая балерина и "Великая молчунья Большого"

В этом году ей исполнилось семьдесят. Никто и не думал, что это последний день рождения в ее жизни. Несмотря на постоянную боль, причиняемую ей старыми балетными травмами, выглядела она как королева! Однако сегодня Екатерины Сергеевны не стало. 28 апреля ее к 12 часам ждали на репетицию в театр "Кремлевский балет", но она не пришла. Известие о ее уходе стало шоком для коллег, а ее мужа Владимира Васильева застало заграницей, в Италии. В Большом театре нам сказали, что пока неофициальный диагноз - сердечная недостаточность.

…Ее назвали еще Великой молчуньей Большого театра. Она никогда не участвовала в интригах и склоках главной сцены страны. Была интеллигенткой, каких мало.

С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Вскоре в СССР практически не осталось людей, которые бы не знали имя этой балерины. Даже иностранцы научились выговаривать «Екатерина Максимова» практически без акцента!

Крест на ее карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета "Иван Грозный". Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у нее "выскочил" позвонок.

Под вопросом было ее нормальное передвижение. Но она, при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для нее Владимиром Викторовичем. 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого. В «Жизели». Первый ее выход был встречен овациями. Да какими! Музыки просто не было слышно. Зато потом публика следила за каждым ее движением затаив дыхание!

Поклонники по всему миру благодарили ее как умели. В Бразилии сделали из гвоздик огроменное сердце, после «Щелкунчик» под новый год вручали елочки, а в Сибири дарили ананас, потому как с цветами там было туго.

Екатерина Сергеевна рассказывала, что ей претило воспользоваться своей славой. Но однажды, когда они перегоняли с мужем микроавтобус из Европы, ее известность помогла! В Бресте они попали в огромную очередь на таможне. Так вот, одна из сотрудниц ее узнала. Оказалось, видела в ГАБТе «Пламя Парижа». Тут же притащила красивый букет и пропустила без очереди.

В другой раз на гастролях в Кировском театре ей понадобился массажист. Воспользоваться его услугами, она могла лишь поздно вечером. Если вы помните, по советским законам женщине в такое время нельзя было принимать в своем номере мужчину. Пришлось ей писать записку в обком партии с просьбой разрешить визиты массажиста. Под стеклом у консьержки лежала записка "Максимовой разрешается иметь в номере мужчину после 23 часов".

Талант Екатерины Сергеевны был многогранным. Поначалу ее считали «голубой», то есть лирической балериной. А она мечтала о искрометной роли Китри в «Дон Кихоте».

- Первое время я считалась чисто лирической балериной. "Жизель", Сильфида в "Шопениане", Мария в "Бахчисарайском фонтане", "Золушка", Муза в "Паганини" – рассказывала она, - Как меня отговаривали, как пугали: "Ты что, с ума сошла?! Нельзя так рисковать! Китри - совсем не твое амплуа!" Никто не верил, все считали, что "Дон Кихот" не мой балет. Даже Галина Сергеевна Уланова - она говорила: "Ну что ж, попробуй, конечно..." - а сама не верила. Но Китри получилась, и тогда было забавно слышать от людей, впервые увидевших меня именно в "Дон Кихоте", совсем другие речи: "Максимова - идеальная Китри! Не может быть, что она танцует еще и Жизель!"

Тут на балерину стали навешивать новый ярлык. В ней видели комедийную актрису. Но тут «эталон классической балерины», как ее называли, блеснула и в совершенно другой хореографии - в «Голубом ангеле» станцевала жестокую Розу, у Пети в «Ромео и Юлии» трагическую Юлию. Кстати, потом ее завалили письмами: «мы вас уважали, а вы показывает то, что можно себе позволить лишь в постели!» Впрочем, время все расставило на свои места и сейчас уже мало кто сомневается, что она была нет, навеки остается гениальной балериной двадцатого века!

Балерина Илзе Лиепа:

“Я “выпрямляла” себе ноги, глядя на Максимову”

Когда я была маленькой, отец однажды подбросил меня в санаторий «Дома актера», – вспоминает Илзе Лиепа. – Там я встретилась с Екатериной Сергеевной - она восстанавливалась после травмы в спортзале. Тогда я уже мечтала стать балериной, поэтому старалась повторить движения Максимовой. У нее были невероятно пластичные ноги с очень красивым подъемом. Я ловила глазами, как она ступней выписывает балетные па. А после дома засовывала в спинку кровати ноги, чтобы «выпрямить» ступни, как у Екатерины Сергеевны.

Удивительно, что Екатерина Сергеевна ушла из жизни в православный праздник Радоницу. Судьба балерины – это мученическая судьба: потерянное здоровье, искалеченные ноги, спины – все это было у Екатерины Максимовой. Я знала, что у Максимовой была настолько серьезная травма спины, что было непонятно сможет ли она танцевать дальше. Но она усилием воли вернулась к профессии. Чего только не делала, чтобы восстановиться, даже спала на досках…

Заслуженный артист России Андрис Лиепа: «У нее не было ни возраста ни веса»

- Екатерина Максимова - уникальная балерина, легкая, как девочка, у нее не было возраста. Мы были партнерами в балете «Золушка». Она была настолько невесомая, что можно было выполнить любую поддержку.

А разговаривали всего неделю назад. Договорились провести творческую встречу с учениками балетной школы «Лондон боди скул», которую создала Илзе. В школе есть зал, названный в честь Васильева и Максимовой «Володя и Катя». Именно в этом зале мы хотели устроить выставку Володиных картин. Эта идея их очень воодушевила. Екатерина Сергеевна была в такой замечательной форме, что если бы не проблемы со здоровьем, она бы и сегодня продолжала танцевать.

Художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров:

«В минувшее воскресенье Екатерина Максимова еще работала в театре»

В последние годы Екатерина Максимова работала старшим педагогом-репетитором в Театре «Кремлевский балет», куда она приходила каждый день, вплоть до минувшего воскресенья

- А началось наше сотрудничество с того, что Екатерина Сергеевна станцевала у нас премьеру «Золушки». Кстати, она ушла со сцены, как балерина, именно в нашем театре,- рассказал Андрей Петров, создатель театра «Кремлевский балет». – И до минувшего воскресенья работала старшим педагогом-репетитором. В воскресенье мы виделись на спектаклях «Ромео и Джульетта» и «Лебединое озеро», в которых танцевали ее ученицы - Александра Тимофеева и Наталья Балахничева. А потом было обсуждение спектаклей, как обычно у нас это проходит. Ничто не предвещало беды, Екатерина Сергеевна не жаловалась на здоровье. И вот сегодня утром пришла трагическая новость. Мы отменили репетиции, ученицы Екатерины Сергеевны не могут поверить в случившееся.

Директор театра «Кремлевский балет» Сурен Шаумян:

«Мы стали сиротами»

С Кремлевским балетом Екатерина Сергеевна сотрудничала с 1990 года

- Мы пригласили ее на должность педагога-репетитора и постарались создать ей самые комфортные условия и она это очень ценила. – рассказывает Сурен Сергеевич, - Екатерина Сергеевна была очень корректным человеком, опытнейшим и профессиональным педагогом. Девочки записывали ее замечания по партиям в тетрадки! Ходили за ней по пятам, чтобы показать, как они поработали, после ее замечаний. В последнее время ей было очень тяжело физически. Она много болела – давали знать о себе старые профессиональные травмы. Мы ждали ее на репетицию, и тут это страшное известие! Сейчас вся труппа собралась вместе, мы осиротели. Наши балерины плачут!

ВЕРСИЯ

Как рассказывают знакомые балерины, несколько лет назад во время конкурса артистов балета, который проходил в Перми, Екатерина Максимова плохо себя почувствовала. Врачи ей сделали укол, после этого ей стало еще хуже. Вроде бы занесли инфекцию, началось заражение, в результате возникли проблемы с ногами. Владимир Васильеву носил своею жену на руках.

«Екатерина Максимова - «маленькая великая женщина»

Совсем недавно, в феврале,а Екатерина Максимова отпраздновала свой юбилей, 70-летие. Накануне этого события она встретилась с обозревателем «Комсомольской правды» Ольгой Кучкиной. Публикуем фрагменты из этой беседы:

- Профессия балерины трагична. Ну, может, драматична. Врач лечит всю жизнь, швея шьет до самой старости, а у балерины в тридцать восемь лет – пенсия, все.

- В общем, да. Хотя я танцевала не до тридцати восьми, я танцевала очень долго. Правда, было довольно много травм, и были перерывы. Последняя «Жизель» была, когда мне исполнилось пятьдесят один. После этого я танцевала «Золушку», «Анюту», мы много ездили, путешествовали, танцевали с другими труппами. В какой-то момент ко мне подошел Андрей Петров и сказал, что хочет организовать балет «Кремлевский театр», не пойду ли я преподавать? Я сказала: давай. Мы собрали труппу, появились ученики. И я еще танцевала и уже преподавала. Но стала ловить себя на мысли, что у меня спектакль, а я пропускаю репетицию как педагог. Это стало меня напрягать.

- А последний день на сцене – после чего стакан водки, рыдания – этого не было?

- Нет, трагедии не было. Мне многие старшие коллеги говорили: танцуй, потом будешь жалеть, что мало танцевала, тебе будет сниться, что ты танцуешь. Нет. Когда я начала думать, что совмещать не получается, у меня не было даже мысли о том, что выбрать. Я ушла в своих учеников, в их проблемы, в их успехи, их неудачи.

- И это стало вашей жизнью. А кто любимый ученик?

- У меня любимых нет. Я их всех люблю. Они все очень разные, все интересные.

- Я смотрела по телевизору, какая-то девочка говорила о вас влюбленно…

- Наверное, Аня Никулина. Моя самая молодая балерина, очень хорошая девочка. Она в Большом. В «Кремлевском» у меня Жанна Бородицкая... да много…

- У вас нет своих детей – они вам как дети?

- По-видимому. Я очень хотела детей, но так сложилось.. не получилось просто. Несколько попыток, и последняя, может быть, самая трагичная, потому что как раз был период, когда у меня травма спины, и не было никакой гарантии, что я смогу вернуться на сцену, танцевать…

- Это когда у вас позвонок выскочил?

- Да, позвонок. Все врачи махали руками и говорили: с ума сошла, дай Бог, чтобы вообще ходила нормально, а не то, что танцевала. И я подумала: ну не буду я больше танцевать, буду мамой, будет ребенок, Бог с ними, с танцами. И когда, в середине, и это рухнуло, это было очень тяжело…

- Вы ведь не плакса?

- Вообще я не плакса. Но тогда плакала навзрыд.

- Катя, а одиночество вам знакомо? При всем том, что вы очень востребованы, рядом Володя, мама…

- Я совершенно спокойно переношу одиночество. Никогда не бывает так, что ах, мне скучно… По молодости бывало, потом – нет. Совершенно спокойно могу находиться сколько угодно одна. Мне всегда есть, чем себя занять. Хотя есть друзья, которых я очень люблю и ценю. К сожалению, их осталось не так много, многие ушли…

Читайте подробнее «Екатерина Максимова - «маленькая великая женщина»

МЕМУАРЫ

"Человек говорил: "Я с Максимовой!" Его пропускали, а меня - нет..."

В своих воспоминаниях "Мадам Нет" знаменитая балерина была очень откровенна

Воспоминания Екатерины Максимовой вышли пять лет назад в издательстве "АСТ-пресс": знаменитая балерина не очень любила общаться с журналистами, а тут сама откровенно рассказала о своей жизни.

Никогда ни звездой себя не ощущала, ни примой, ни сверхбалериной, никогда не считала, что мне все дано. Да, конечно, я народная артистка СССР, орденоносец, лауреат ряда престижных премий (среди которых, например, премия Парижской академии танца как лучшей балерине мира). Но для меня это вовсе не основание для того, чтобы увериться в своей исключительности.

В жизни мой "звездный" статус никак не проявляется: меня никто нигде не узнает, на разные вечера, презентации, встречи вечно кто-нибудь "за ручку" проводит. Бывали случаи, когда кто-то идет впереди, заявляет: "А я с Максимовой!" Его пропускают - меня нет.

Правда, однажды произошел совершенно анекдотичный случай, когда мое имя помогло продвинуться в очереди. Ехали мы тогда с Володей (Васильевым- Ред.) из Лондона в Париж - наш микроавтобус перегоняли. Из Парижа отправились в Москву и застряли на польско-советской границе. Стояли долго, в Бресте выстроилась дикая очередь, двое суток там проторчали, по полметра в час продвигались. Когда Володя уставал, "вырубался", за руль садилась я. А не дай Бог, заснешь - тут же кто-нибудь на твое место втиснется. Наконец подъезжаем - и, конечно, теперь начинаются какие-то бумаги, бесконечные кабинеты, подписи, разрешения. Ходим, мыкаемся, заглядываем во все двери. И вот в одном кабинете сидит какая-то дама, смотрит на меня и вдруг начинает ойкать:

- Ой! Неужели?! Вы Максимова?!

- Да...

- Ой, знаете, я вас видела в "Пламени Парижа"!

- Как вам это удалось?! Я ведь всего один раз в жизни этот балет станцевала!

- Ну как: я приезжала в Москву, ходила в Большой театр и видела вас на сцене! Мне так повезло, я такая счастливая!

Тут же откуда-то притащила букет: "Какие машины! Какая очередь!"…

Но обычно, когда начинаются разговоры: "А , вы такая звезда!" - я вспоминаю, как танцевала в Октябрьском зале в Ленинграде. Там, в маленькой комнатке, где еще и гладили, и шили, мне обустроили уголок для переодевания. И вот после выступления собрались в нашей комнатке гримерши, костюмерши, портнихи, окружили меня, и я услышала (как высшую степень восхищения, одобрения, признания): "Екатерина Сергеевна! Мы вас так любим! У вас такой успех - ну... как у Аллы Пугачевой!"... Или с Кобзоном произошла история в том же Ленинграде, когда я в начале восьмидесятых приехала туда на гастроли с ансамблем Московского Классического балета и жила в гостинице "Октябрьская". В здании гостиницы одно крыло предназначалось для "уважаемых людей", а другое - для всех остальных. Приходила я в свой номер (в крыле "для всех остальных"), забиралась на постель - в свитерах, в шерстяных носках, в валенках, закутавшись еще и в одеяла, потому чтот холод стоял жуткий, не топили совсем! И вот заглянул ко мне Иосиф Кобзон, подивился: "Ты что тут делаешь?!" А я, прямо как по анекдоту, ответила: "Ну живу я здесь..."

Он меня пригласил на свой концерт, посадил в ложу дирекции, посвятил мне одну из песен… А после того как Иосиф Давыдович уехал, ко мне пришла администратор гостиницы и с поклонами перевела в номер, где жил Кобзон: шикарный, с роялем, с живыми цветами в вазах, а главное - очень теплый, и я наконец могла больше не кутаться. Оказывается, это "уважаемый человек" Иосиф Кобзон распорядился: "Переведите ее в мой номер!"...

Максим ЧИЖИКОВ

Соседка балерины Екатерины Максимовой: «Наша Катенька не собиралась себя хоронить»

Прима Большого театра внезапно скончалась на 71-м году жизни

Маленькой великой женщины, как назвал ее муж и партнер Владимир Васильев, больше нет.

Очень хрупкая, но и очень сильная, перенесшая множество балетных травм, мужественная и стойкая, она была образцом нежной женственности.

И человеческой порядочности. Не тщеславилась, не лезла вперед, не суетилась. Только работала. И только жила. Всегда сохраняя достоинство и честь.

В ее смерть соседи балерины просто отказываются верить. Люди, выходящие из подъезда дома в центре Москвы, где Екатерина Максимова последние 20 лет жила вместе с мужем и мамой Татьяной Густавовной, услышав знакомую фамилию, машинально притормаживают.

- Про Максимову уже знаете? - шепотом говорит дама с собачкой.

Ответ у всех одинаковый - кивок, вздох.

Для миллионов зрителей она была великой балериной Екатериной Сергеевной Максимовой. Для соседки по дому Натальи - просто Катенькой.

- Вслед посмотришь - ну просто о-о-очень юная, тоненькая Катя Максимова идет со своим крохотным коричневым тойтерьером. Около месяца назад, правда, был неприятный случай. Катя припарковала машину, она сама водила до последнего, шла из гаража домой. И тут на нее кинулась огромная овчарка. Ударила лапами. Катя упала. Такой хрупкой была!

- А буквально вечером 27 апреля она, как обычно в своих джинсиках, пошла прогуляться метров триста в сторону аптеки на Арбате, - продолжает Наталья. - А утром мы узнали эту страшную новость. Нет, я видела ее глаза: Катя точно не собиралась себя хоронить!

Ничего подозрительного поздним вечером накануне трагедии не заметила и консьержка Светлана.

- Екатерина с мамой, кажется, на какой-то концерт отправились. А после, уже перед сном, Катя спустилась на первый этаж и по традиции улыбнулась: «Спокойной ночи!» Она всегда так делала. Нам, консьержкам, это было очень приятно. Утром я заступила на смену. И..., - еле сдерживает слезы женщина. - Понимаете, Владимир Викторович Васильев еще в пути из Италии. И я боюсь увидеть его глаза, когда он войдет в подъезд. У них была образцовая семья! Столпом которой Владимир называл свою тещу (Татьяне Густавовне 95 лет. - Ред.). А ей сегодня очень тяжело: мать пережила дочь. Хоть бы только она выдержала этот удар.

Прощание с Екатериной Максимовой пройдет 30 апреля в 10.00 в атриуме Большого театра.

Раиса МУРАШКИНА, Ольга КУЧКИНА

Смотрите также на KP.RU:

Фотогалерея "Великая Екатерина Максимова"

Поделиться видео </>

Екатерина Максимова - "маленькая великая женщина".

www.kp.ru

Испытания и большая любовь «Мадам Нет». История жизни Екатерины Максимовой | Персона | Культура

Для того, чтобы стать известным, часто одного таланта недостаточно, нужна уверенность в себе и настойчивость. Екатерина Максимова обладала этими качествами в жизни, но когда дело касалось танца, становилась абсолютно другим человеком. Любое предложение она первым делом встречала отказом: «Нет, я не смогу», — говорила артистка. Из-за этой черты характера фотограф Анри Лартиг даже прозвал ее в шутку «Мадам Нет». Балерине повезло, рядом с ней всегда были люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой. Именно они могли убедить танцовщицу в том, что она справится с поставленной задачей, и «Мадам Нет» всегда справлялась, часто выдавая даже больше, чем от нее ожидали. Кто помог Екатерине Максимовой стать звездой с мировым именем, рассказывает АиФ.ru.

Дисциплина? Нет, не слышала

Кем только не мечтала стать в детстве Екатерина Максимова: и пожарным, и дворником, и кондуктором. Но когда подружка по дому Аня Москвина поступила в хореографическое училище, глядя на нее, Максимова тоже захотела блистать на сцене.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у дочери, мама Кати решила показать ее соседке — некогда известной балерине Екатерине Гельцер. Однако Екатерина Васильевна не сильно жаловала активного и очень шумного ребенка, который вечно мешал ей отдыхать, и отказалась. Узнав об этом, бабушка Максимовой отвела внучку к другому артисту балета Василию Тихомирову. Мужчина осмотрел Катю и на радость родным подтвердил, что у нее действительно есть данные.

Когда будущая танцовщица пришла поступать в Московское хореографическое училище, конкурс на отборочных турах составлял 80 человек на место. Тем не менее, Екатерина смогла обойти конкуренток и была зачислена. Хотя экзаменаторов очень беспокоила разная длина ее первого и второго пальцев на ногах. Мария Кожухова была уверена, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но девочка встала. Правда, потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась — поэтому балерина часто танцевала, превозмогая не просто дискомфорт, а самую настоящую боль.

Дисциплина и послушание никогда не были коньком Екатерины. Своим взбалмошным поведением она умудрялась вывести из себя даже такого спокойного педагога, как Елизавета Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу то стул, то лейку, хотя на самом деле очень любила Катю, ласково называла ее Масик и всячески пыталась ненавязчиво воспитывать свою подопечную. Когда балерина начала курить, Герд тайком подкладывала вырезки из газет о вреде табака ей в сумочку или карманы одежды.

Последний год обучения стал для Максимовой самым тяжелым: предстояли экзамены не только по танцу, но и по общеобразовательным предметам. Балерина не смогла сдать историю. Когда шпаргалки у ее «сообщника» Владимира Васильева отобрали, девушка честно призналась, что ничего не знает и ушла. Из-за этого маленького недоразумения она чуть не лишила себя карьеры в Москве! Буквально на следующий день после инцидента ей поступило предложение работать в Новосибирске. На эмоциях Екатерина согласилась, ведь мысленно она уже попрощалась с Большим театром из-за несданного зачета. Благо от подписания контракта девушку отговорили сокурсники. Они же впоследствии договорились и о пересдаче. Когда все экзамены были позади, Максимову зачислили в труппу ГАБТ.

Близкие люди

Екатерине повезло, ее педагогом-репетитором стала сама Галина Уланова. После окончания карьеры она могла выбрать для работы любую именитую балерину, но почему-то остановила свой выбор именно на Кате. Галина Сергеевна не только помогла своей подопечной освоить множество ролей, педагог и ученица стали настоящими друзьями. Хотя позднее, когда в жизни Улановой появилась журналистка Татьяна Агафонова, их пути разошлись.

Практически после каждого выступления Максимовой Галина Сергеевна заходила к ней в гримерную и сначала чуть-чуть хвалила, а потом начинала долго перечислять те вещи, которые, как ей казалось, Катя могла исполнить намного лучше. С таким строгим и внимательным наставником «звездная болезнь» балерине явно не грозила.

Еще одним важным человеком в жизни девушки стал ее муж Владимир Васильев. Они познакомились еще при поступлении в хореографическое училище, в старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом, разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы, влюблялся. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства.

Галина Уланова, Екатерина Максимова и Владимир Васильев в зале Метрополитен-опера репетируют сцену из балета «Дон Кихот», 1963 г. Фото: РИА Новости/ С. Иванов

3 июня 1966 года пара расписалась, хотя в какой-то момент регистрация оказалась под угрозой срыва — невеста очень сильно опоздала в ЗАГС. Сначала балерина забыла паспорт, потом попала в жуткую пробку, которая образовалась из-за прощания с каким-то партийным лидером. После того, как Максимова и Васильев все же связали себя узами брака, оба помчались на репетицию, а уже через день полетели в Париж на премьеру фильма, в котором исполнили главные роли — «СССР с открытым сердцем». Французская пресса тогда пестрила заголовками: «известные артисты проводят в столице любви свой медовый месяц». И хотя для пары это была очередная добровольно-принудительная командировка, 5 дней в Париже все же стали их маленьким романтическим путешествием.

У этого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже — были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. Было у них и еще одно негласное правило: все споры о работе остаются в зале. Во время репетиций супруги могли разругаться в пух и прах, однако остыв и переодевшись, они как ни в чем не бывало шли вместе домой.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев, 1980 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Танцовщики долгое время мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Конечно, каждая такая потеря переносилась очень тяжело. Однако по признаниям самой балерины, когда она узнала от доктора о разных резусах крови с мужем и минимальных шансах родить здорового малыша, она внутренне успокоилась и отказалась от мысли родить.

Значительно позже Максимова все же стала «мамой» для одной из своих учениц — Юкари Сайто, с которой занималась во время визитов японской балерины в Москву. Когда Юкари решила принять православие, девушка попросила Екатерину Сергеевну стать ее крестной.

Испытание на прочность

В 1975 году в жизни артистки случилась настоящая трагедия. На репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, на ее пути появился доктор, который сумел понять суть проблемы и помог. Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.

Екатерина Максимова исполняет партию Жизель, 1960 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Возвращение в Большой театр состоялось 10 марта 1976 года. Все, кто пришел тогда на тот концерт, понимали, что станут свидетелями либо настоящего чуда, либо трагичного финала карьеры Максимовой. К счастью, все прошло хорошо. Когда закончилось первое отделение, люди в антракте плакали и поздравляли друг друга. А после спектакля все артисты кордебалета выстроились живым коридором и аплодисментами проводили Екатерину до самой гримерки.

Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым, можно сказать, баловал их главными партиями в своих легендарных постановках. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Готовиться приходилось в жестких условиях: в запасе был всего месяц, время каждой репетиции ограничили 45 минутами, для кордебалета выделили тех артистов, которых отказались брать в другие спектакли. К счастью, все это не повлияло на успех постановки. Раиса Горбачева после увиденного на сцене прислала балерине охапку роз из собственного сада. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году.

Расставание с Большим театром произошло с легкой руки Юрия Григоровича, который отправил на пенсию целую плеяду известных артистов, среди которых были не только Максимова и Васильев, но и Плисецкая, Тимофеева и другие. А формулировка была такая: «не прошедшие по творческому конкурсу». Хотя многие из них даже не присутствовали на этом самом конкурсе.

Екатерина Сергеевна как-то призналась, что в самом начале карьеры планировала оттанцевать 20 лет и уйти со сцены. Но всякий раз, когда она пыталась осуществить задуманное, появлялось очередное заманчивое предложение, и выход на покой откладывался на неопределенный срок. Одним из таких предложений стала работа в Театре балета Кремлевского Дворца съездов. В 1990 году танцовщик и балетмейстер Андрей Петров организовал эту труппу. Для постановки «Золушки» Сергея Прокофьева он пригласил Васильева, а в качестве репетитора — Максимову. Однако сделать эскизы и отшить костюмы для спектакля молодому театру было тогда практически не под силу, тем более страна переживала не самые легкие времена. Васильев попробовал решить проблему с эскизами и обратился за помощью к своему знакомому Жерару Пипару, который работал художником в Доме Нины Риччи. Тот загорелся идеей создать костюмы для «Золушки», однако поставил условие: в постановке должны принять участие Максимова и Васильев. Выполнение этого пункта гарантировало не только появление эскизов, но и полный пошив всех костюмов силами Дома Нины Риччи. Естественно, танцовщики и руководитель театра дали свое согласие. На премьере Васильев вышел на сцену в роли Мачехи, а Максимова исполнила партию Золушки. И все же основной работой Екатерины Сергеевны в «Кремлевском балете» стало репетиторство.

Екатерина Максимова в роли феи Весны в балете «Золушка», 1961 г. Фото: РИА Новости/ Борис Виленкин

Спустя несколько лет в жизни артистки произошло еще одно важное событие. Она вернулась в Большой. Это случилось после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина — Нина Ананиашвили, а во втором составе — выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина. На тот момент ей было всего 18 лет. Конечно, давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно. Она в любой момент могла, что называется, сойти с дистанции и подвести балетмейстеров-репетиторов. Чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной. Максимова согласилась, но первое время даже не числилась в театре, лишь позже ее возвращение в ГАБТ оформили официально.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене. После окончания карьеры ее часто спрашивали, не скучает ли она по тем временам, когда сама блистала на сцене. Екатерину Сергеевну подобные вопросы всегда удивляли. Как можно предаваться ностальгии, когда каждый день расписан по минутам? Выход на пенсию и «жизнь для себя» остались для нее несбыточной мечтой. 1 февраля 2009 года Екатерина Максимова отпраздновала свой 70-летний юбилей. А спустя почти два месяца артистки не стало. Балерина скоропостижно скончалась во сне 28 апреля.

www.aif.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"