«Зачем нужна поэзия» сочинение. Для чего поэзия нужна

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

«Зачем нужна поэзия» сочинение | Kratkoe.com

Сочинение: «Нужна ли поэзия в 21 веке?» Вы можете написать используя представленный вариант.

«Нужна ли поэзия современному человеку» сочинение

Поэзия … Такое, казалось бы, простое слово в современном мире. Но это целый двигатель, способный разжечь не одно ледяное сердце. И почему поэзия важна в жизни человека и вообще нужна ли поэзия в современном мире?

Мы перешли границу нового тысячелетия — времени мощных информационных ресурсов и технологического прогресса. Сегодня телевидение и Интернет вошли практически во все сферы жизни. И люди начали забывать о эстетических ценностях и духовном развитии. Уже не нужны книги, не нужны писатели. К сожалению, часто приходится слышать: зачем эти стихи?

Поэзия для меня — это важная часть жизни. Это не просто слово. Это то, что разжигает огонек в моей душе, заставляет смеяться, плакать, наслаждаться прекрасным. Вы только подумайте, сколько эстетических строк нам подарили непревзойденные поэты. Пушкин, Некрасов, Лермонтов — настоящие титаны, которые словом, будто делом, стучали в каждую дверь, в каждую душу. Именно их поэзия еще с детства учит меня любить Родину, свою семью, быть хорошим другом и сильной личностью. Каждое их слово звучит для меня сладкой песней.

Щемит сердце, когда понимаешь, что сейчас поэзия потеряла свою ценность. Что теперь это лишь материал учебников в школе. Учат стихи наизусть, и на утро забывают. И это неправильно. Потому что с ними забывается история, культура народа. Исчезает уверенность в завтрашнем дне.

Поэтому, помните, что именно в многокрасочности и могущества родного слова живет и процветает народ. Искусство вечно, его не уничтожить. Просто надо уметь ценить.

Свое сочинение про роль поэзии в жизни человека Вы можете оставить в комментариях, чтобы показать другим свою точку зрения.

kratkoe.com

Почему стоит читать поэзию | BroDude.ru

Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Когда кто-то упоминает стихи, воображение сразу рисует томные первокурсники с прыщами на лбу, отчаянно слагающие очередной шедевр. Или духовно богатые девы с томиками Мандельштама, которые любят пить свой дурацкий латте и рассуждать о «высоком» — причем обычно в таких примитивных категориях, что аж выворачивает и в голову приходит мысль, что уж лучше бы на кухне борщ варила. Поэзия для подростков, юнцов и женщин — этакая антитеза мужественности.

Так было не всегда. Стихи, как правило, пишут и читают мужчины — так было на протяжении веков, начиная с античной Греции: на всех этих Гомера, Архилоха, Гесиода, Пиндара и прочих была лишь одна Сафо — и та лесбиянка. Поэзия была и искусством, и развлечением.

В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчина. Сегодня мы учим стихи только в школах, потому что… да кто знает почему. Мы привыкли к мысли, что поэзия — это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции.

Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Поэзии больше нет места в нашем мире, и потому мы забываем о ней. Может, люди прошлого знали что-то, чего мы не знаем? Может, они читали поэзию не только потому, что у них не было телевизора? Может, поэзия — это не только ахи, вздохи, цветочки и радуги? Есть стихи о войне, о дружбе, о природе, философская лирика — всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах.

Зачем я должен это читать?

Так сложилось, что настоящее строится на основе прошлого. Традиции нашей повседневной жизни ведутся из прошлого, даже если мы этого не осознаем. Чтение поэзии, особенно старинной поэзии, может дать нам ключ к более верному пониманию мира. Современная культура не даром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт — повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые мы просто не сможем, если не будем обладать определенным культурным багажом. Готов поспорить, что ты не отсек много разных отсылок даже в популярных фильмах, потому что читал недостаточно стихов.

Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и знакомиться с традициями, которые были у наших предков. Например, чтение Пушкина может многое рассказать о дворянском быте XIX века.

Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет.

Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.

Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения или понимания аллюзий. Иосиф Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.

Читать поэзию тяжело и утомительно. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Чтение стихов требует накачанного мозга.

С чего начать

Ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можешь прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Сделай чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим». Поэзия — это искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно».

Поэты, которых стоит прочесть

Для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале я бы не советовал. Почему? Когда я перечислю имена, ты поймешь. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» — это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда.

Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо.

А теперь факультативный вариант: Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон.

Есть рекомендации? Милости просим в комменты.

brodude.ru

ЗАЧЕМ НУЖНА ПОЭЗИЯ

ЗАЧЕМ НУЖНА ПОЭЗИЯ

 

6 февраля на факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета состоялся круглый стол "Современная литература: проблемы, перспективы, тексты". Обсуждался широкий круг вопросов, связанных с изменением статуса писателя и функций литературы в постсоветском обществе, ломкой прежних моделей литературного поведения и формированием института культуртрегерства, осмыслением различных типов литературных практик, направлений, школ, конкретных текстов и т.п.

С докладами выступили Дмитрий Дзюмин, Михаил Клочковский, Алла Зиневич, Антон Чёрный.

Доклад Дмитрия Дзюмина назывался «Раздражение и действие – писатель как персонаж: регулярная практика инициации культурного мифа (о моделях литературного поведения конца ХХ – начала ХХI века)».

Михаил Клочковский сделал доклад о творчестве и поэзии Гюнтера Грасса.

Антон Чёрный выступил с докладом на тему «Писатель как особь».

Алла Зиневич сделала сообщение «Алхимия творчества».

 

Приведу наиболее интересные мысли из выступлений участников дискуссии.

 

Мы живём во время утраты литературоцентризма.

 

Литература в современном обществе нужна прежде всего самим литераторам.

 

Некоторые авторы переживают ситуацию персонального конца света.

 

Возникает ощущение израсходованности, испорченности слова, и собственно словесной материи, с которой работает автор.

 

Пишется много, а перехода количества в качество не происходит.

 

Кто всё погубил?

Экономические причины здесь не причём.

Тогда, может быть, виноват Интернет?

Нет, не информационные технологии являются решающими.

 

Произошла потеря читателя.

Читатель был утрачен задолго до того, как господа поэты заметили его отсутствие.

 

Может быть, виноваты графоманы? Сейчас страсть уже не к написанию, а к опубликованию своих произведений.

 

Поэзия продолжает существовать, хотя и читатель потерян, и денег не дают.

 

Существует только «внутреннее поэтическое пищеварение», из которого ничего не выходит.

 

Как только слово стало свободным, выявилась низкая культура языка.

 

Как только появились другие развлечения, кроме чтения книг, так отказались и от поэзии.

 

Налицо исчерпанность двух векторов развития литературы: авангардистского и консервативного.

Консерватизм превратился в псевдоконсерватизм и защищает сам себя.

Псевдоавангард не даёт интересных открытий.

 

Ведут бои лишь арьергардисты.

 

Нужна ли помощь литературе или не нужна? Нужны ли организаторы литературного процесса?

Да, нужны. Но важно, кто они.

 

Писатель должен и может быть регулятором общественных настроений.

 

Поэзия никому ничего не должна. Поэт или может, или не хочет.

 

Литература – это открытая динамическая система.

Литература это динамический энергетический процесс.

 

В человечестве происходит исчерпание ресурсов. Исчерпаны сценарии во всех сферах деятельности.

 

Энергия сотворения постепенно иссякает.

 

В будущем обязательно будет подъём.

Новый век рождается между 5-15 годами.

Сейчас идёт процесс накопления, энергетический прогиб перед очередным всплеском.

 

Я задал вопрос: Что такое поэт?

Получил ОТВЕТ: – Вопрос неожиданный. Точного определения не существует. Это тот, кто участвует не только в текущем процессе, но и в литературном процессе будущего.

 

Важно не то, кто как себя называет, а как назовут нас в будущем.

 

Если поэт берёт новую форму, он тем самым привносит и новое содержание.

 

Самое нужное в мире это культура, а в культуре литература.

 

Очень важно, как создаётся текст. Почему не анализируется импульс творческого процесса?

 

Мистика и миф – главный источник для литературы и поэзии.

 

Наш выход не в науке, а в магии как самом древнем способе познания.

 

В древности поэт и жрец были в одном лице!

 

Алхимия это преображение.

 

Календарь – неповторяющееся повторение!

 

Помимо рацио и безумия есть и высокая интуиция.

 

Поэт не рационален, а интуитивен. Он силён своим не сознанием, а подсознанием.

 

Поэт ловит время в свои сети.

 

В быте содержится бытие.

 

Зеркало это возвращение в сердце.

 

Русская литература роковым образом повлияла на русскую историю.

 

Познание бытия не цель поэзии. Цель поэзии сама поэзия.

 

Поэзия, применяемая в качестве инструмента познания мира, не претендует на объективность.

 

 

МОЁ МНЕНИЕ ТАКОВО:

Лично я не считаю себя поэтом. Поэт не тот, кто пишет стихи. Это тот, кто может уловить и поэтически выразить настроения, мысли и чувства рифмованным образом (иногда верлибром).

 

Я ничего не имею против графоманов. Пусть на вершину признания ползут все кто хочет. Важно лишь кто достигнет вершины.

 

Гармония это не результат, а процесс.

 

Если ты пишешь для себя – пиши в стол. Но если публикуешь для других, и хочешь, чтобы тебя поняли, то должен писать ясно, пусть даже и не для всех понятно.

 

Поэт говорит так, как слышит сердцем!

 

Лично я считаю, что поэзия существует не ради поэзии, а для выражения тех высших идей и смыслов, которые недоступны рациональному логическому познанию, которые идут к нам из иного мира и связывают наши миры.

Следует вспомнить, что первичные религиозные гимны существовали в форме поэтических гимнов.

 

Поэт должен в своём творчестве не столько воплощать уже известные идеи, сколько постигать новые идеи и смыслы.

 

Весь вопрос в масштабах идей и смыслов, постигаемых поэтом. Если они глубинны и жизнеспособны, то им не нужна государственная поддержка, они прорастут сами.

 

Только поэзии доступны некоторые идеи и смыслы, которые недоступны философии и науке.

И в этом огромная ответственность поэзии.

 

Поэзия не самоцель. Хотя она и самодостаточна.

 

Поэзия это не развлечение.

Стишки к юбилею и рифмоплётство от безделья это не поэзия.

Поэзия это способ познания, форма постижения Откровения!

 

Настоящие стихи это мыслеформы. Если удается первыми строками сформулировать вопрос, то потом лишь записываю ответ. Таков мой метод познания и общения с Господом.

 

Слова — это формы образов, и потому они не подыскиваются, а приходят вместе с образами, являясь лишь средством выражения.

 

Истинное творчество — это изложение, потому что не от себя.

 

Настоящие стихи не сочиняются, а записываются.

 

Когда сам хочу что-то сочинить, ничего не получается, когда же пытаюсь настроиться и почувствовать, то строфы рождаются сами собой. Причем иногда в такой законченной форме, что я просто поражаюсь. Отчего и почему это происходит, не понимаю. Для меня это такое же откровение, как и для других.

Но безусловно — творчество богодухновенно. Это процесс приема божественного откровения — Спасение, которое посылает Господь вдохновением. Но вдохновение дается лишь тому, кто его достоин, причем вовсе не для того, чтобы на этом зарабатывали деньги. Вдохновение — это награда за веру и помощь Господа тем, кто в ней нуждается.

 

Подлинное искусство бескорыстно, потому что от Бога!

 

Произведения искусства всегда самопожертвование. Ведь цель искусства помогать человеку чувствовать себя счастливым.

 

Стихи это изложение, а не сочинение. Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое, потому что слова это прежде всего настроение.

 

Стихи — это музыка слов, а роман — как симфония, — главное здесь не цель, а процесс сопереживания, когда если не почувствуешь, то ничего и не поймешь.

 

Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки.

 

Знаете ли вы, как строчку диктует чувство? Я ощущаю её как некое волнение, как музыку, которую пытаюсь выразить с помощью слов.

 

С помощью слов человек пытается передать не столько смысл, сколько своё ощущение, и потому интонация бывает важнее.

 

Слова непереводимы, потому что это попытка выразить чувство, образ, который существует неповторимо только в данной культуре, в языке данного народа. Чувства — они между слов.

 

Каждое стихотворение это космогония, — а потому неповторима и непереводима!

 

Стихи мои, при всей их возможной ценности, лишь средство огранки души.

 

Когда никто не ждет от нас шедевра, тогда лишь мы способны на шедевр. Для творчества свобода непременна, а неизвестность дарит мне маневр.

 

Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!

— Но ведь кому-то могут оказаться полезны твои стихи.

— Стихи забудут, рукопись сгорит.

— Быть может, вспомнят добрыми словами?

— Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрем сердцами!

 

Художник мир творит, он — демиург, он — бог,

Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.

И требует Господь, чтоб был поэт один,

И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.

И потому бежит поэт от лишних слов,

От пошлой суеты, семейных склок, забот,

От мыслей о еде, о сексе, шума — прочь!

Он должен быть один, его подруга — ночь.

Он тонкий инструмент божественных начал,

И требует Глагол, чтобы поэт молчал.

Художник — Музы раб, ревнует Дух его,

Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.

Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,

И должен помнить он про свой последний час.

Не выдумать того, что нет в Мире Идей,

И чтобы сотворить, любить нужно людей,

И верить в то, что Бог поэту говорит,

Ведь истинный поэт не от себя творит.

Как мало нужно чтоб творить художник мог:

Покоя для души, свободы от забот.

Но творчество всегда есть подвиг для души —

Преодолеть себя и воплотить мечты.

Художник видит то, что многим не дано,

В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,

Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,

И миру возвестить о том, что должно стать.

Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,

Он возвещает то, что хочется Судьбе.

Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,

Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.

Не смеет он просить, ведь он имеет дар,

Творит душою он, и тела нужд не раб.

Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,

И он творит мечты, что так нужны для нас.

Не нужен и комфорт — талант погубит он! —

Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.

Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,

Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,

Не вымолить стихов, не выпросить любви,

Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.

Не ценится поэт, пока средь нас живёт,

Но станет знаменит, как только он умрёт.

Укором служит он для тех, кто спит душой.

Он странник на Земле, он странный, он чужой.

Поэт — слуга Небес, орудие Творца,

Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.

Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,

И чтоб поэтом стать, ты их благодари.

Поэт — всегда борец, художник и герой.

И Бог им говорит. Он только Богу свой!

(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

 

Желающие прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (три с половиной часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/J03DM7

Чтобы прослушать в формате MP3, нужно конвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe

Плагин от Sony http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

 

P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Что убивает литературу», «Как окультурить культуру», Убийство читателя» и другие.

 

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

 

subscribe.ru

Зачем и кому нужна поэзия?

На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола

Для чего в самом деле пишутся стихи? Чего не хватает в поэзии современному среднестатистическому подростку, чтобы она стала любимой, желанной? Как преподносить её на уроках? На эти вопросы пытались найти ответы на круглом столе, организованном редакцией «Литературной газеты» и пресс-центром «Пламя» гимназии № 1579. В разговоре приняли участие учителя московских школ, поэты, студенты педагогических вузов.

Всеволод Троицкий, профессор, член Комиссии РАН по образованию:

– Язык наш неисчерпаемо богат! По-русски, можно сказать: девушка, дева, девица, девка, девонька, девочка, девчонка, девчушка, девчушечка, деваха, девчушенька и так далее. Каждое из этих синонимичных слов имеет свой оттенок, своё оценочное содержание. А на английском языке одно только слово – girl…

Но не будем прекраснодушны. Среди словесного многозвучья толпы сегодня нет-нет да и выскочит вдруг похабное, гнусное, смердящее слово-выродок, как ушат грязи, вылитой на поверхность белотканой скатерти. Увы, ныне значительная часть молодёжи (в том числе учащихся) не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне.

Людмила Козлова, учитель русского языка и литературы, школа № 2051:

– Когда сегодня слышу вопрос, нужна ли поэзия современным школьникам, то невольно думаю о том, что ещё лет 15–20 назад (в школе преподаю почти 40 лет) никому бы в голову не пришло об этом спрашивать. Когда же появилась поворотная точка?! «Кто виноват? Что делать?» Вопросы эти набили оскомину, но ответов нет, вернее простых нет. Пора принимать серьёзные меры в защиту литературного образования! Есть «Национальная программа поддержки и развития чтения в России», но вот я прихожу в школу и вижу, что воз и ныне там. Родители учащихся зачастую сами не интересуются чтением, не знают прозаические произведения даже в рамках школьной программы, что уж говорить о поэзии!

Маргарита Русскова, учитель русского языка и литературы, школа № 1534:

– Девятиклассники, надо признать, теперь с трудом выучивают наизусть и пять стихотворений Пушкина, а ведь в 90-е мы с них по 25 спрашивали. Теперь они, прагматичные и рациональные, всё чаще бунтуют.

Как пытаемся приучить их к поэзии? Вот, например, «Поэтическая лестница» (подсмотрено у коллег из гимназии № 1514). На большой перемене собирается «могучая кучка» – человек 10–15, в основном зрителей. Но человек пять решаются выйти наверх, на лестницу (встав, таким образом, над слушателями), что весьма метафорично, и успевают прочитать (прокричать?) стихи. Тема иногда задаётся (настроение, время года, памятная дата), чаще – нет. Можно читать классику, можно самостоятельно накопанное даже в Сети, можно – своё.

Расписывать стены альма-матер стихами – тоже большое удовольствие. Такой – однократно – счастливый момент выпал накануне ремонта в нашем кабинете. Раз всё равно закрасят, почему бы не порадовать себя не голыми грязноватыми стенами, а... стихами? Расписывали их строками Бродского и своими собственными.

Татьяна Васюченкова, учитель русского языка и литературы, школа № 1861 «Загорье»:

– Вызывают интерес задания, в которых, например, надо попробовать восстановить пропущенные эпитеты или рифмы. Поэзия Лермонтова характеризуется эпитетами «хладный», «немой», «таинственный», «чужой», «мрачный», «мятежный», а у Тютчева господствует эпитет «роковой». Такую работу по отбору эпитетов можно давать для индивидуального задания.

Провожу уроки, которые я называю «На поэтических перекрёстках», когда учащиеся сопоставляют стихи разных авторов или одного автора, но написанные в разные периоды жизни. Например, «Тройку» Н.А. Некрасова и «На железной дороге» А. Блока, «Мадонну» А.С. Пушкина и «Мадонну» А. Фета, «Весеннюю грозу» Ф.И. Тютчева и «Летнюю грозу» В. Брюсова, стихи о назначении поэта и поэзии Пушкина, Некрасова, Б. Пастернака. Так постигаются традиции русской поэзии и индивидуальность поэта, его стиль.

Татьяна Кизим, педагог-организатор, неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», школа № 1861 «Загорье»:

– Я проработала 7 лет в специальной школе для детей с девиантным поведением и не переставала удивляться тому, что эти дети не читали вообще ничего! У них слабо развита память, рассеянное внимание, образность мышления на уровне примитивной, они имеют неразвитую технику речи. Поняла, что им нужно читать вслух те стихи, которые будут вызывать эмоции. Методом проб и ошибок обнаружила, что они реагируют на поэзию военных лет, как губка впитывали стихи Ю. Друниной, К. Симонова, Р. Рождественского, А. Твардовского. Для них, этих брошенных детей, бродяжек, оказалась близкой полная драматизма, лишений и исканий жизнь лирических героев. Особенно они приняли балагура – весельчака Василия Тёркина. А потом мой воспитанник Саша В. на окружном конкурсе чтецов занял первое место со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста», а на вечере, посвящённом Пушкину, Сергей П., «необучаемый» по заключению психологической комиссии, с упоением читал «Буря мглою небо кроет…», и для него это было сродни подвигу.

Маргарита Денисова, учитель русского языка и литературы, школа № 1148 имени Достоевского:

– Молодые люди читают мне наизусть стихи (пусть и за оценку!) уже 30 лет, и я уверена, что поток поэзии никогда не иссякнет, ибо велика потребность высказаться, и высказаться не просто, а в изящной форме. И пока поэты будут протягивать людям на ладони своё обнажённое сердце, у этого мира есть шанс!

Владимир Лизинский, профессор, директор издательского дома «Педагогический поиск»:

– Недавно я объявил Всероссийский конкурс стихов о школе, об учителе, о друзьях. Сколько, вы думаете, стихов прислали? Всего-навсего 100 работ. Из них 99 мы попросту выбросили как графоманию. И только одно стихотворение оставили. Его написала 85-летняя старушка. В XIX веке знали наизусть по сто стихов, в XXI чаще всего – ни одного!

Дарья Афонина, учитель русского языка и литературы, школа № 1861:

– Сейчас на первом плане мнимые ценности: благосостояние, разнообразие удовольствий, комфорт, вкусная еда, а свои чувства молодёжь в основном старается скрыть. Иногда подростки даже стесняются говорить о поэзии. Но когда я завожу с ними беседу о литературе, они всё же постепенно втягиваются, даже могут процитировать поэта, чьи строки глубоко запали в душу.

Мария Семиткина, учитель русского языка и литературы, школа № 947:

– Я видела искренние слёзы на глазах своих учеников, когда они услышали стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга». Каждый понимал и проецировал на себя метафоричность фразы: «Ты не знаешь природы: ведь может быть тело дворняги, а сердце – чистейшей породы!» Они открыли для себя новый мир, делились впечатлениями, размышляли, волновались. Именно поэзия способна соприкоснуться с душой человека и от сердца к сердцу провести незримую нить. Самое прекрасное – уметь чувствовать чужие эмоции, сострадать, сопереживать. Именно этого не хватает нынешнему поколению.

Варвара Баграмянц, педагог-библиотекарь, школа № 2051:

– Ученики начальной школы в биб­лиотеке в первую очередь спрашивают стихи. У нас есть 15 наименований книг серии «Читаем сами». Но этого мало. Некоторым детям приходится предлагать поэтические сборники, предназначенные для старших школьников. Хочется, чтобы больше издавалось тоненьких иллюстрированных книжек, и они поступали в школьные библиотеки. Нужен удобный шрифт, цветные иллюстрации. Поверьте, маленькие читатели – очень благодарный народ.

Олег Куманов, редактор газеты «Пионерская правда»:

– Сейчас у детей 10–14 лет наблюдается некоторый спад интереса к стихотворчеству, характерному для этого возраста. Может быть, влияет то, что родители реже читают малышам, меньше стало литературных кружков. Чисто поэтические студии вообще редкость. Больше привлекает ребят сочинение заметок, рассказов. «Пионерская правда» старается представлять читателям наиболее успешные, интересные работы. Если говорить о темах, то чаще всего пишут о природе. Ориентир – школьный учебник, где много стихов о красоте русской природы, есть чему учиться. По детским стихам видно, кто что помнит, проскальзывают метафоры, сравнения…

Анастасия Толикова, ученица 9-го класса, гимназия № 1579:

– Я считаю, что поэзия помогает человеку увидеть свой внутренний мир и понять, чего он действительно хочет. Поэзия заставляет задуматься не только о собственных проблемах, но и обратить взор на несчастья других.

Поэзия делает нас людьми.

Подготовила Елена Сапрыкина

lgz.ru

Нужна ли поэзия современному человеку

 Автор статьи, фото: Наталия Смольникова*

    Среди новинок книжных издательств сегодня редко встретишь поэтические сборники. Стихи издают мало и неохотно, даже если их авторы – признанные классики. Средства массовой информации настаивают: поэзия не востребована современным обществом. Товароведы книжных магазинов разводят руками: “Стихи? У нас их мало берут. Это чтение для любителей”.

   Казалось бы, всё говорит о том, что общество отбрасывает поэзию как ненужный и практически устаревший жанр художественной литературы. Поэты – идейные вдохновители и кумиры молодёжи 60-х годов прошлого века – теперь уже далёкая и непонятная новым поколениям история.

Но удивительные факты! В рекламе то и дело проскальзывают стихотворные строчки. В Интернете множатся поэтические сайты, где любой, даже начинающий автор, может опубликовать свои стихи, и таких желающих находится немало. А взглянув на замечательный зимний пейзаж, весьма далёкий от поэзии человек “вдруг” восхищённо произносит знаменитое: “Мороз и солнце; день чудесный!”.

Чужда ли поэзия современному обществу? И что она может предложить каждому из нас? Я думаю, что ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.

Итак, начнём с социальных приоритетов. Ни для кого не секрет, что мы в живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Там, где навязывается культ материальных потребностей, предметов и вещей, поэзия превращается в несчастную Золушку, место которой где-то в уголке дома. Ведь стихи не съешь, не выпьешь, не наденешь на себя, они не помогут построить карьеру или заработать крупную сумму денег.

С этой точки зрения, поэзия бесполезна для общества. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Общество манит нас глянцевыми развлечениями, а чтение стихов предполагает уединение и внутреннюю душевную работу. Подлинная поэзия никогда не может стать развлечением. “На бегу” невозможно читать стихи  - это слишком серьёзное занятие.

 Может быть, поэзия предназначена лишь для какой-то узкой группы людей, чаще всего самих поэтов? Уверена, что это не так. Стихи напоминают мне изящные жемчужины, скрытые от людских глаз на дне океана. Но те, кому посчастливится увидеть жемчуг, не сомневаются в его ценности. Что же ценного в поэтических жемчужинах может найти самый обычный человек?

Прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановить “стремительный по жизненной дороге бег”. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учёба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлёстывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном – для чего мы всё это делаем.

Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются тратить время на такую “ерунду”, когда есть вещи “поважнее”?

Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: “Да!”.

Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.

Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис – это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем – и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.

Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.

Поэзия, вообще, очень автобиографический жанр литературы. О чём бы ни хотел сказать поэт, ему не спрятать своей личной позиции и своего личного опыта. В творчестве он раскрывает себя, порой предельно. И это мужество поэта быть открытым дорогого стоит.

В обществе нам предписывается играть социальные роли, быть сдержанными в выражении чувств и не слишком распространяться о прожитой жизни. Мы не рискуем быть слишком откровенными просто потому, что это может вызвать у окружающих непонимание, насмешки, злорадство, в лучшем случае – недоумение. А ведь опыт каждого из нас – со всеми переживаниями, мучительными размышлениями, внутренними конфликтами, неожиданными озарениями -, пожалуй, одно из самых главных наших богатств. И то, что мы узнали о жизни, промыслительно может оказаться важным для людей,  столкнувшихся с какой-то проблемой, стать тем самым недостающим ключом к её решению. Я полагаю, что в этом состоит одна из разгадок мощного влияния поэзии на человека.

Сила воздействия поэзии, несомненно, связана и с её художественной формой. Отличный от обыденного язык, особая организация речи (прежде всего за счёт рифмы), образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений – всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Борис Пастернак в своё время так определял поэзию:

 

“Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок”.

 

Мир поэзии таинственен. Самые мелкие события и самые обычные вещи в стихах приобретают иносказательное значение, вырывающее их из круга повседневности и устремляющее в вечность. А чувства и переживания, даже тягостные и мучительные, в поэтическом выражении обретают изящную и утончённую форму: 

 

“Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым”.

                                                (Сергей Есенин)

 

Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя.  В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.

Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На мой взгляд, этому может быть несколько причин.

Во-первых, поэзия остаётся “закрытой” для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, – это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.

Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. “Препарировали” стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников. 

Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь “для души” и чувствуешь стихи сердцем.

Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.  

Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.

Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.

Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.

Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: “А я не люблю стихи”. Как гласит пословица, “о вкусах не спорят”. Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.

__________________

* Смольникова Наталия Владимировна – психолог, автор книги стихов “Я принимаю жизнь” (М., 2012) 

s30954422333.mirtesen.ru

Зачем вообще стихи?

Вопрос, который вдруг стал актуальным во времена, когда выпускники гуманитарного факультета гадают — мужчина или женщина Эрих Мария Ремарк. Отвечает на него известный поэт и писатель Сергей Гандлевский

Думаю, что не сильно ошибусь, если предположу, что подавляющее большинство людей прекрасно обходится без поэзии. И это по-человечески не говорит о них ни хорошо, ни плохо: они просто не получают от стихов удовольствия.

Английский классик Уистан Оден высказался вполне определенно: «poetry makes nothing happen», что можно перевести как «поэзия ничем не оборачивается», или совсем вольно: «поэзия — сотрясение воздуха». И все же безделица поэзии для восприимчивого к ней человека иногда оборачивается эстетической радостью, даже потрясением.

Когда-то в древности стихами (впрочем, по нынешним понятиям довольно необычными) писались священные тексты — считается, что для удобства массового запоминания наизусть. Спустя столетия поэзия опростилась и постепенно стала пристрастием и баловством, вроде спорта, коллекционирования всякой всячины или любви к путешествиям. Баловством-то баловством, но с самыми серьезными вещами: с любовью, со смертью, со смыслом или бессмыслицей жизни и т.п.

Не только великий писатель, но и очень умный человек Лев Толстой считал, что сочинять стихи — все равно что танцевать за плугом. Он, вероятно, имел в виду, что думать на главные темы и так непросто, зачем же еще усложнять себе задачу, отвлекаясь на всякие выкрутасы — размер и рифму. Но чуткие к поэзии люди могли бы возразить, что Толстой, в общем и целом, прав, кроме тех случаев, когда он не прав.

Возьмем для примера такое философское суждение: объективный мир и человеческое мышление имеют принципиально разные начала, поэтому все попытки осмыслить устройство мироздания тщетны. Суждение как суждение — глубокое и горькое, его можно принять к сведению. Но вот как высказался на ту же тему Тютчев:

Природа — сфинкс. И тем она вернейСвоим искусом губит человека,Что, может статься, никакой от векаЗагадки нет и не было у ней.

Для чувствительного читателя эти четыре строки тотчас делают отвлеченное философское предположение личным переживанием, дают возможность испытать собственную и сиюминутную эмоцию от старинной выкладки ума. А знать какую-либо точку зрения на предмет и испытать по поводу того же предмета собственное чувство — качественно разные вещи.

Зачем мы посещаем памятные для себя места — двор детства или окрестности дачи, где жили когда-то? Мы разве не знаем заранее, что нас там больше нет, что нет в живых многих людей, с памятью о которых связаны эти пейзажи? Или для нас новость, что время безвозвратно проходит? Всё мы прекрасно знаем, но хотим пережить этот опыт вновь, понарошку воскресить прошлое, убедиться в собственной причастности к печали и радости жизни.

Что-то такое представляет собой и поэзия в сложившемся за последние два с половиной столетия понимании. Ее можно сравнить со снадобьем, под воздействием которого разыгрывается воображение, и человек на время оказывается под обаянием какого-либо авторского настроения или хода мысли, но при этом все-таки отдает себе отчет, чем вызван неожиданный прилив определенных мыслей и чувств. Нечто вроде полусна на заказ.

Вот этот-то, сродни наркотическому, эффект искусства, скорей всего, и раздражал моралиста Толстого. И он имел право на раздражение, поскольку, как мало кто, знал, с чем имеет дело.

Но здесь — перекресток. Если мир и человеческая жизнь в нем — урок с более или менее известным ответом, то поэзия, конечно же, помеха, потому что рассеивает внимание и отвлекает от «учебы». При таком раскладе поэзия может пригодиться лишь в качестве наглядного пособия или мнемонического подспорья.

Но если допустить, что мир возник и существует по мановению непостижимой — личной или безличной — творческой стихии, то искусству, включая и такое бесполезное, как поэтическое, нечего стесняться: соразмерность и равновесие его шедевров пребывают, как кажется, в согласии с загадочными законами и пропорциями мироустройства.

Хочется думать, что именно это имел в виду Пушкин, когда сказал: «Поэзия выше нравственности — или, по крайней мере, совсем иное дело».

Получается, что я так и не ответил на вынесенный в заголовок вопрос «Зачем нужны стихи?». Но это, в конце-то концов, даже утешительно: значит, поэзия — из ряда главных явлений человеческого бытия, смысл которых так и останется вечной головоломкой.

www.novayagazeta.ru

Нужна ли поэзия современным людям?

Имеет ли поэзия такое же значение для современного человека, как для людей прошлых эпох? Для чего сегодня профессиональные авторы и любители пишут красивые и эмоциональные стихи, вкладывая в них всю душу?

Казалось бы, в современном мире, с его скоростями и меркантильными отношениями, превалирующими между людьми, не осталось места сантиментам. В прошлом остались времена, когда поэты имели популярность не меньшую, чем сегодняшние поп-звезды. Времена благородных рыцарей и нежных принцесс канули в лету, со всеми своими условностями. Кому теперь нужен «высокий слог»?

С древности считалось, что слова, объединенные особым образом во фразу, могут иметь магическое значение. Таким образом вызывали духов, изгоняли болезни, разговаривали с богами. Ни один обрядовый праздник не обходился без торжественных стихов, положенных на ритуальную музыку. Позднее, поэзия стала одним из направлений искусства, а мастера пера почитались наравне с высокопоставленными лицами. В современном мире рифмованные строки тоже нашли свое практическое применение.

В современной культуре

В основе любой популярной ныне песни лежат стихи. Насколько они хороши – это другой вопрос, но основным требованиям к подобным произведениям они отвечают: есть ритм и рифма. Стиль и содержание зависят от исполняемого произведения. За последние несколько десятилетий появилось множество музыкальных течений, что повлекло за собой создание текстов с новой стилистикой.

Пользователи Интернета часто используют рифмованные строки, чтобы лучше передать свои эмоции, донести до читателей настроение. «Свежие» сатирические стишки и забавные четверостишия по-прежнему радуют людей, на тематических ресурсах для них отведены целые разделы.

На праздничных мероприятиях

Любое торжество сложно представить без тостов, которые часто облекают в стихотворную форму. Так выступающий выглядит оригинальней, а его речь приобретает особую красоту и запоминается гостям надолго. К таким моментам готовятся заранее, проводя не один вечер за сложением строк. Те, кто не имеет такого дара или не хотят тратить время, могут заказать стихи у профессионального автора. Такой подход гарантирует качество произведения.

Праздник будет намного интереснее, если сценарий к нему написан в рифму. Это существенно повышает качество мероприятия и настроение всех присутствующих. С такой же целью стихами сопровождают конкурсы и другие веселые развлечения, которые не позволяют гостям скучать.

Для подарка

Сегодня, когда в магазинах можно купить все что угодно, были бы деньги, презенты, сделанные своими руками или заказанные специально для конкретного человека, ценятся особо. Все дело в их уникальности, а не денежном воплощении. Дорого время, которое потратили на его создание, и внимание к тому, кому предназначается презент.

С этой точки зрения, стихи в подарок – идеальное решение. Обычно сюрприз зачитывают вслух, а потом преподносят написанным на красивой открытке, сделанной в стиле «хэнд-мейд». Можно опубликовать его в местной газете, доверить прочтение по радио профессиональным артистам. В любом случае, человеку такой презент придется по душе.

В бизнесе

Незаменимы стихи во время продвижения товара или услуги на рынке. В печатных изданиях, на плакатах, вывесках и листовках, по телевидению или радио мы ежедневно видим и слышим рекламные обращения в стихах. Это прием, усиливающий влияние слов на сознание человека. Так обычные фразы проникают в подсознание и надолго остаются в нем, готовые в удобный момент проявиться и повлиять на решение о покупке.

Меняется все вокруг, и только по-настоящему прекрасные поэтические творения остаются в веках. Кроме культурной значимости, они имеют прикладное значение, становясь полезными в разные моменты жизни.

stihi-na-zakaz.net



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"