Что такое Рождество Христово? Что такое Рождество для детей? Что такое рождество христово

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Рождество Христово: история праздника. Рождество Христово: картинки. История Рождества Христова

Христиане всего мира каждый год с нетерпением ожидают самый светлый праздник – Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где преклоняются пред именем Христа, празднуют этот поистине великий день. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. Предпраздничные хлопоты приходятся всем по душе. Этот день вносит в жизнь каждого человека новый луч света, любви и надежды. Но не стоит забывать, что прежде всего это божественный праздник, в который мы чтим имя Сына Божьего, принявшего смерть во имя спасения всего человечества. Без осознания этой мысли теряется смысл праздника. Празднуя этот день, каждому необходимо молиться, чтобы в нашей душе Его дух возродился, чтобы в нашем сердце нашлись ясли, сумеющие принять Его, а также драгоценные дары, готовые принадлежать Ему. Этот праздник олицетворяет всечеловеческую любовь и рождение веры в душе каждого христианина.

Рождество Христово: история праздника (Вифлеемская пещера)

Этот светлый праздник играет важную роль не только в жизни православных христиан и католиков, но и для самой церкви. По словам Святого Иоанна Златоуста II, Рождество Христово, празднование которого приходится на 25 декабря по юлианскому календарю, или же 7 января по григорианскому календарю, является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике имеют свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господне, а также Пятидесятница.

Из древних преданий мы знаем, что о явлении на землю Сына Господа было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали на протяжении нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово. История праздника уходит своими корнями в четвертый век до нашей эры. Так как же все начиналось? Появление Сына Господа случилось в зимнюю холодную ночь. Мария и Иосиф шли из Палестины в Иерусалим. Как свидетельствуют древние источники, римляне должны были записываться по месту своего жительства, а иудеи - по месту своего рождения. Мария и Давид, потомки царя Давида, родились в Вифлееме, расположенном на юго-западе от Иерусалима. Когда у Марии начались родовые схватки, они были возле пещеры, в которой было устроено стойло для скота. Иосиф пошел искать повитуху. Но когда вернулся, то увидел, что младенец уже появился, а пещера была наполнена светом необычайно силы, который они не могли вынести. И только через некоторое время свет погас. Мария родила Богочеловека в ужасных условиях, среди яслей и соломы.

Поклонение пастухов и дары волхвов

Первыми, до кого дошло известие о рождении Иисуса Христа, были пастухи, которые ночью дежурили у своего стада. К ним явился ангел и принес благую весть о рождении Сына Бога. Волхвам же было возвещено об этом радостном событии взошедшей над Вифлеемом яркою звездой. Звездословцы (волхвы) отправились искать то место, где родился младенец, и по свету звезды пришли к пещере. Они подошли к младенцу и стали на колени перед Спасителем человечества. Они принесли дары: двадцать восемь золотых пластин, ладан и смирну (благовония были скатаны в небольшие шарики, размером с оливку, и нанизаны на нить, - всего был семьдесят один шарик). Золото они преподнесли как царю, ладан - как Богу, а смирну - как человеку, которому предстоит вкусить смерть. Иудеи погребали своих мертвецов со смирной, чтобы тело оставалось нетленным.

Убийства младенцев

Царь Иудеи Ирод с большой боязнью ожидал рождение чудо-младенца, так как думал, что он будет претендовать на его престол. Он приказал волхвам вернуться в Иерусалим и выдать место, где находится Мария с ребенком. Но волхвы, получившие во сне откровения, в которых говорилось не возвращаться к деспотичному правителю, так и поступили. История Рождества Христова свидетельствует о том, что царь отдал приказ своим воинам окружить Вифлеем и убить всех младенцев. Воины врывались в дома, забирали новорожденных детей у матерей и убивали их. В тот день, по преданию, погибло более четырнадцати тысяч младенцев. Но Сына Божьего они так и не нашли. Марии и Иосифу было видение, в котором говорилось о том, что они немедленно должны покинуть Вифлеем и отправиться в Египет, что они и сделали в ту же ночь.

Дата и время рождения Иисуса Христа

Дата рождения Сына Господа долгое время оставалась спорным моментов в истории. Попытка установить этот момент по датам событий, которые сопутствовали рождению Иисуса, не приводили богословов к какой-то конкретной цифре. Первое упоминание о дате 25 декабря встречается в летописях Секста Юлия Африкана, датированное 221 годом. Почему дата Рождества Христова определена именно этим числом? Время и дата смерти Христа доподлинно известна из Евангелия, а он должен был находиться на земле полное число лет. Из этого можно было сделать вывод, что Иисус Христос был зачат 25 марта. Отсчитав от этого дня девять месяцев, сделали вывод, что дата Рождества Христова – 25 декабря.

Установление празднования

Так как первыми христианами были евреи, то они не отмечали Рождество Христово. Потому как этот день, по их мировоззрению, – «день начала скорби и страданий». Для них более важным был день Пасхи. Но после того как греки вошли в христианские общины, то на основе их обычаев стали праздновать и день рождения Иисуса Христа. Сначала древний христианский праздник Богоявление совмещал две даты: рождение и крещение Иисуса, но впоследствии они стали отмечаться отдельно каждое. С начала седьмого века стали отдельно отмечать Рождество Христово. История праздника вышла на новый уровень.

День, когда мы отмечаем Рождество (традиции)

Когда отмечают Рождество Христово в России? Несмотря на то что Русская Православная Церковь использует юлианский календарь, праздник Рождества Христова отмечают по григорианскому – 7 января. Эта дата входит в число двунадесятых праздников. Как празднуют Рождество Христово? Традиции празднования этого светлого дня уходят корнями в далекое прошлое. Ну, во-первых, празднику предшествует сорокадневный пост. Канун Рождества называется Сочельником. Название данный праздник получил из-за основного блюда - сочива, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это размоченная сухая пшеница. У нас это блюдо известно под названием кутья. В Сочельник пост особенно строгий, также в этот день правится вечернее богослужение. На Рождество Христово в России и других православных странах крестники несут своим крестным так называемую «вечерю», которая состоит из сочива. После того как на небе взойдет первая звезда, можно садиться к столу, на котором обязательно должно быть двенадцать постных блюд, по числу апостолов. Блюда обязательно должны быть постными, так как накануне праздника еще нельзя употреблять животную пищу. Перед праздничным ужином все присутствующие за столом читают молитву, восхваляющую Бога Иисуса Христа. Накануне Рождества люди украшают свой дом еловыми ветками. Именно ветви ели знаменуют собой вечную жизнь. Также в дом приносят дерево ели и украшают его яркими игрушками, которые символизируют плоды на райском дереве. В этот день принято дарить друг другу подарки.

Народные традиции

Считается, что в ночь накануне Рождества на Земле правят две силы – Добро и Зло. И та сила, к которой человек больше склоняется, и совершает над ним различные чудеса. По поверью, одна сила созывала праздновать людей на шабаш, а другая - за праздничный стол. В давние времена в этот день молодые люди собирались в группы, наряжались в веселые костюмы, сооружали на шесте Вифлеемскую звезду и с веселыми песнями-колядками ходили по домам, оповещая хозяев, что Христос родился. Также они желали хозяевам мира в доме, хорошего урожая и других благ, те же, в свою очередь, благодарили «коляду» и давали различные угощения. К сожалению, данная традиция сохранилась только в селах.

Святки

Праздники продолжаются до 19 января. Этот день называется День Крещения Господнего. С 7 января до 19 каждый день в церквях проходят праздничные литургии. Эти праздничные дни называются Святками. Это единственные дни, в которые церковью разрешены гадания. Завершались празднования божественной литургией, на которой совершалось Таинство Причастия.

Кто еще вместе с нами отмечает этот день 7 января?

Где еще 7 января отмечают Рождество Христово? История праздника насчитывает много веков. И помимо Православной Русской Церкви, отмечают Рождество 7 января Украинская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Белорусская Церкви. А также католические церкви восточного обряда, афонские монастыри. Остальные одиннадцать церквей православного обряда, так же как и католическая церковь, празднуют этот день 25 декабря.

Дары волхвов

По преданию, незадолго до своего Успения, Божья Матерь передала благословенные дары в Иерусалимскую Церковь. Там они передавались из поколения в поколение. Затем они попали в Византию. В 400-м году византийский царь Аркадий перенес их в новую столицу - Константинополь, дабы освятить город. И до завоевания города священные дары хранились в сокровищницах императоров. В 1433-м, после захвата города, турецкий султан Мухаммед II, разрешил забрать сокровища своей жене Маро (Марии), христианке по вероисповеданию, которые она после падения Византии отправила на Афон, в монастырь Павла. Дары волхвов по сей день хранятся в афонском монастыре, иногда их вывозят из монастыря. Золотыми слитками освещают воду и изгоняют бесов.

Как празднуют католики Рождество Христово: история праздника (кратко)

Традиции празднования этого светлого праздника у католиков во много схожи с нашими. На кануне Рождества люди украшают свои дома еловыми ветвями, строят небольшие вертепы. В сочельник строго соблюдают пост и едят только сочиво. На праздничный стол готовят постные блюда и рыбу, а также выставляют запеченного гуся или утку, но угощаются ими только на вторую трапезу – 25 декабря. Накануне Рождества все католики идут в церковь, даже те, кто это делает крайне редко. Перед тем как приступить к торжественной трапезе, все члены семьи молятся, а затем преломляют по кусочку пресный хлеб (облатку). За праздничным столом всегда есть одно свободное место. Любой, кто придет в этот вечер в дом, будет желанным гостем.

Праздник для детей

К празднованию этого события нужно приобщить и детей. Библейские истории интересны и дошколятам, и детям постарше. Расскажите им о том, какой это чудесный и светлый праздник – Рождество Христово. Картинки дополнят рассказ, ведь детям интереснее всего разглядывать чистые изображения младенца и Божьей Матери. Покажите им, и как правильно праздновать, и готовить блюда на вечер: пускай дети станут вашими помощниками. В школе или детском саду разыграйте вертеп, разучите песни. Главное – посадить это семя традиции, которое поможет ребенку сформировать ценности, в том числе и семейные, ведь Рождество – праздник семейный. И пускай в этот день свершаются самые светлые чудеса, ведь именно в этот день мы особенно остро чувствуем и переживаем встречу с Христом.

fb.ru

Что такое Рождество Христово? Что такое Рождество для детей?

Для миллиардов людей на планете Земля Рождество – значимый и светлый, поистине великий праздник. Он традиционно отмечается во всем христианском мире в честь рождения младенца Иисуса в городе Вифлееме. По новому стилю – 25 декабря (у католиков), по старому – 7 января (у православных), но суть одна: праздник, посвященный Христу, – вот что такое Рождество! Это возможность спасения всего человечества, которая пришла к нам с появлением на свет маленького Иисуса.

Значимость

Что такое Рождество Христово для католиков? Это наиболее почитаемый праздник. Католическая церковь считает его даже выше Пасхи, выдвигает на первый план физическое рождение Христа, которое дало возможность искупления всеобщих грехов. Для православных христиан праздник является вторым по своей значимости после Воскресения. На первом месте духовное рождение – воскресение и вознесение Учителя на небо.

Христианская история

Что такое Рождество Христово? Описание, происхождение праздника хорошо знакомы нам из Евангелия. Мария вместе с родителями жила в Назарете (Галилея). Она родилась, когда родители ее, Иоаким и Анна, были уже в летах, стала желанным и поздним ребенком. Когда Марии исполнилось 3 года, ее отвели в Храм Господень в Иерусалиме, где она и воспитывалась в благочестии. Когда пришла пора выходить замуж, ей подыскали богобоязненного и праведного мужа – плотника Иосифа. Мария и Иосиф обручились.

Явление Архангела

Однажды Мария отправляется к источнику за водой. Ей является ангел, который провозглашает будущее рождение младенца от Святого Духа. Будет тот младенец мужского пола, и ему суждено умереть за грехи человеческого рода, взяв на себя искупление и очищение. Дева изумляется, но принимает волю Божию. Вскоре ее положение уже не скрыть, а люди начинают осуждать Марию, так как она была еще только обручена. Даже Иосиф намеревается ее оставить. Но ангел, приснившийся ему ночью, повествует о непорочном зачатии от Святого Духа, и Иосиф покоряется. По велению Господа, он должен будет остаться при жене с младенцем. Праведник объявляет Марию своей женой.

В Вифлееме

Мария, будучи уже на сносях, вместе с мужем своим Иосифом отправляеется в Вифлеем. Найти убежище по прибытию в город им не удалось, но они видят пещеру за пределами и укрываются там. Мария чувствует, что настает время родов. Здесь, в пещере для пастухов, и появляется на свет младенец Иисус, а о факте рождения возвещает яркая Вифлеемская звезда. Свет ее озаряет всю землю, и далеко на востоке волхвы, халдейские мудрецы, понимают, что сбылись пророчества священных писаний: Царь Спаситель рожден!

Дары мудрецов

Чтобы увидеть Мессию, волхвы собираются в дальний путь. А пастухи, выпасающие скот на соседних пастбищах, первыми поклоняются Спасителю, слыша пение ангелов, которые возвещают о рождении. По прибытии в Иудею волхвы по ярко сияющей звезде находят пещеру, где укрывается Святое семейство. Приблизившись к Христу, они приносят дары: ладан и смирну, а также золото. А после удаляются прославлять Иисуса каждый в свои земли.

Избиение младенцев

Царь Ирод, который прослышал о рождении Царя мира в Вифлееме, приказывает своим подчиненным уничтожить всех младенцев мужского пола младше двух лет. Но Святое семейство убегает из города в Египет, чтобы уберечь Иисуса от расправы. Вот вкратце изложенная христианская история о том, что такое Рождество.

На Руси

Этот светлый праздник у нас начали отмечать еще в X веке, со времени распространения христианства на землях, подчинявшихся князю Владимиру, который, как считается, крестил Русь. Странным образом Рождество объединилось с языческим праздником в честь духов предков – Святками. Поэтому в русском контексте празднования присутствуют и святочные обряды. Чтобы понять, что такое Рождество в России, необходимо знать и эти, более древние, славянские традиции.

Сочельник

Так называют день, который предшествует Рождеству, последний день Великого поста (24 декабря – у католиков, 6 января – у православных). Слово «сочиво» буквально переводится как «растительное масло». Так называли и кашу, заправленную постным маслом, которую полагалось есть в этот день. С утра в Сочельник во всех помещениях наводили порядок, чистоту, скоблили пол и натирали можжевеловыми ветвями. Потом – жаркая баня для чистоты тела и души.

Коляда

С вечера собирались большими компаниями – петь коляду. Рядились в странные одежды, разукрашивали лица. На сани сажали Коляду, как правило, куклу, одетую в белую рубашку. Пели обрядовые песни.

Что такое Рождество для детей?

Дети изготавливали звезду и ходили по селу. Пели под окнами или заходили в дома. Это были песни, в основном прославляющие праздник. Также величали хозяев и за это получали от них подарки – денежки, выпечку, конфеты и сладости. Таким образом, с ранних лет детки знали, что такое Рождество Христово, и приучались к традициям и верованиям православия.

Обрядовые блюда

Существовала традиция (актуальная и в наше время) приготовления специальных блюд, сопутствующих великому празднику, исполняющих символическую роль. Кутья означала в сакральном смысле непрерывность бытия, преемственность поколений, плодовитость и благополучие. Взвар – напиток, приготовленный в честь рождения младенца Иисуса. Такое сочетание кутьи и взвара обычно подавалось на стол на Рождество Христово. Кутью варили, как правило, рано утром из злаковых зерен, затем томили в печи и заправляли медом, сливочным маслом. Взвар готовили из сухофруктов и ягод на воде. А еще такие блюда ставили под иконы на сено в честь Иисуса, родившегося в яслях. Также пекли различные фигурки животных – овец, коров, кур – в качестве праздничных символов, а затем раздавали их родственникам и знакомым.

Вифлеемская звезда

Что такое Рождество Христово и как происходил дальнейший процесс празднования? Вечером все ожидали выхода на небо Вифлеемской звезды, символизирующей рождение Спасителя. Только после этого события можно было приниматься за еду. При этом и стол, и лавки полагалось устилать сеном. Это символизировало пещеру, где когда-то родился Христос.

В сам Сочельник не полагалось работать. В этот вечер молодые девушки обычно гадали.

Святки

С Рождества и до Крещения (19 января) проходили дни, называемые Святками. В первый день рано утром проводилось «засевание» изб. Пастух, заходя в помещение, рассеивал горсть овса. Это символизировало благосостояние, здоровье и плодородие.

Для малышей Рождество – всегда сказка, не нужно об этом забывать. Если ребенок маленький, он может также с удовольствием поучаствовать в празднике. Купите ему раскраски, повествующие о том, что такое Рождество для детей. Помогите выучить стих или колядку, чтобы рассказать ее пришедшим гостям. Можно сделать своими руками рождественский вертеп, вырезав и раскрасив небольшие фигурки действующих лиц вместе с вашим малышом.

Если ребенок постарше, можно научить его петь рождественские колядки, и даже сходить вместе с детьми поколядовать к соседям. Безусловно, ребенок за это должен получать разнообразные поощрения – конфеты, мелкие деньги, сладости. А во многих странах принято дарить детям подарки на Рождество Христово. Давайте и мы будем поддерживать такую хорошую традицию!

fb.ru

Рождество Христово: история, приметы, традиции

История появления праздникаИз Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи. 

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну. 

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов», имеют глубокое символическое значение:золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи. 

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельникДень накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.

За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.Празднование РождестваВ Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами. 

Традиции праздникаС Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме. Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий. Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям. Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Приметы на Рождество Христово

Ясная погода на праздник Рождества сулила хороший урожай летом и осенью.

Если на Рождество была оттепель, то это к плохому урожаю.

Снежная метель на Рождество Христово было знаком к хорошему урожаю пшеницы и хороший знак для пчеловода.

Если на Рождество небо было звездное, то год будет урожайным на грибы и ягоды, а также ожидался в такой год большой приплод скота.

Ну а если праздник Рождества был теплым, то ждали холодной весны.

Если в этот день шел снег, да еще и хлопьями — это к хорошему урожаю хлеба.

А есть еще одна примета, которой доверяют и сейчас, то есть, как проведешь Рождество, таким и будет год. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Обязательно на столе должно было быть 12 постных блюд, тогда весь год в доме будет достаток, да и год будет щедрым.

Нельзя ни в коем случае ссориться в день Рождества Христова, так как весь год можно провести в разногласиях.

РЕЦЕПТЫ БЛЮД ДЛЯ СОЧЕЛЬНИКА

КАК ПРИГОТОВИТЬ КУТЬЮ

Перебранный и промытый рис залить водой и довести до кипенияСлить на сито, пролить холодной водой и снова варить до готовности в большом количестве водыСнова откинуть на сито, остудить и переложить в посудуВыбрать стакан ягод без сиропа из варенья, добавить немного кипяченой водыСмешать с рисом, верх загладить ложкой и слегка присыпать сахаромКАК ПРИГОТОВИТЬ СОЧИВО

СОЧИВО ИЗ РИСАПолтора стакана риса промыть, отварить в большом количестве воды до готовностиСлить на сито, остудитьОдин стакан орехов (миндаль, грецкие) размельчить и добавить 5 – 6 ложек меда, немного кипяченой теплой водыОдин стакан изюма промыть в нескольких водах, отваритьВсе смешать, если нужно добавить еще меда.СОЧИВО ИЗ РИСА С СУХОФРУКТАМИВ большом количестве воды отварить 1,5 стакана хорошо промытого риса, сцедить на сито, остудить100 г сухофруктов сварить в сахарном сиропе (1,5 ст. сахара на 2 л воды), сцедить, остудитьВ глубокой миске смешать рис с сухофруктами, добавить процеженного отвара (взвара)КАК ПРИГОТОВИТЬ КОЛЯДКИ

Это маленькие пирожки, которые готовили специально к этому дню, это очень древние изделия из пресного теста.Колядки готовились обязательно из восьми компонентов – ржаная мука, вода, простокваша, молоко, масло, сметана, соль и начинка.Тесто для них готовилось так – 2 стакана ржаной муки (или смесь ржаной и пшеничной муки) просеять, смешать со смесью воды, молока, простокваши, сметаны в любых соотношениях, 2 столовых ложки сливочного масла, соль.Замесить тесто, дать ему полежать 30 минут, раскатать колбасками, нарезать небольшими кусочками, слепить шарики и раскатать скалкой блинчики.Выложить на них начинку, свернуть и защипить края.Чтобы корочка после выпечки была мягкой, смазать маслом или смесью топленого масла со сметаной.Начинки для колядок делались из творога, пшенной каши, моркови, сушеных грибов, картофельного пюре.

Источники: 

http://linesa.ru/leisure_hobbies/feast/2276-rozhdestvo-istor...

http://wordyou.ru/196535-rozhdestvo-xristovo-istoriya-i-trad...

http://domovouyasha.ru/7-yanvarya-svyatoe-rozhdestvo-hristov...

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

davaipogovorim.mirtesen.ru

Рождество Христово. Краткая история / Православие.Ru

Рождество Христово
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

www.pravoslavie.ru

Что такое Рождество Христово?

Рождество Христово – это торжественный и очень красивый христианский праздник, который отмечают во всем мире вот уже почти 2 тысячи лет. Празднуют его как взрослые, так и дети, верующие и неверующие. Что же означает Рождество?

К сожалению, в наши дни истинный смысл этого праздника большинством людей забыт и Рождество для них – это наряженная елка, подарки и хорошее застолье в кругу семьи или друзей. Другими словами, этот церковный праздник превратился в обычный мирской.

Однако настоящая причина празднования – это рождение Иисуса Христа, личности, которая считается центральной у христиан всего мира. Если следовать христианским вероучениям, то Иисус появился на свет в от Девы Марии, еврейской девушки из Назарета, и Святого Духа (произошло непорочное зачатие) . Когда Мария была обручена со своим будущим мужем Иосифом, к ней явился архангел Гавриил и рассказал ей, что она станет матерью Мессии, который послан на землю, чтобы все людские грехи искупить. Гавриил явился и Иосифу и повелел ему жениться на Марии, несмотря на ее беременность, а рожденного сына наречь Иисусом.

Незадолго до родов, Мария и Иосиф отправляются в Вифлеем, поскольку в стране по приказу императора Августа проводилась перепись и римская администрация повелела всем представителям рода Давидова отправиться в родной город. Так как все гостиницы в Вифлееме были переполнены, они размещаются в пещере, где содержался домашний скот, там же и рождается младенец. Вместо колыбели Мария кладет его в ясли, кормушку для животных.

Рожденному Иисусу приходят поклониться пастухи, пасшие свои стада неподалеку, которым ангел поведал о рождении Спасителя, а позже и волхвы, которые давно знали о том, что такое рождество Спасителя должно произойти в Вифлееме. Их возвестила об этом яркая звезда.

Вскоре после рождения Иисуса все святое семейство отправляется в Египет, чтобы уберечь новорожденного от царя Ирода, по приказу которого уничтожали всех младенцев, и возвращается только после смерти последнего. Достигнув 30-летнего возраста, Иисус начинает проповедовать.

Обычай наряжать ель христиане переняли у германских народов, у них она олицетворяла жизнь и плодородие. С популяризацией христианства украшение ели получает новую символику: теперь она обозначает райское дерево с плодами.

Празднуют Рождество 25 декабря в Римско-католической и практически всех протестантских церквях, т. е. там, где используется григорианский (современный) календарь. Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и несколько других церквей отмечают это событие 7 января, поскольку эта дата соответствует 25 декабрю по календарю юлианскому, которым пользуются эти церкви.

Самые первые христиане не праздновали Рождество Христово. Во-первых, они были евреями, а согласно вероучению иудеев, рождение человека – это ничто иное, как начало пути скорбей и болей. А во-вторых, в Священном Писании не встречается ни одного предписания о том, что Рождество следует отмечать. Кроме того, дата празднования рождества ни коим образом не связана с реальной датой рождения Мессии, поскольку ее не представляется возможным установить.

Почему же была выбрана именно эта дата? Оказывается, этот день был выбран не случайно: на 25 декабря приходится день зимнего солнцестояния, широко отмечаемый у древних народов еще с эпохи неолита, на что указывают многочисленные археологические памятники. В римской империи во времена раннего христианства 25 декабря отмечали рождение Непобедимого Солнца, причем праздник был настолько популярен, что люди продолжали широко его отмечать даже после того, как они становились христианами. В итоге отцы Христианской церкви, т. е. наиболее выдающиеся церковные деятели, постановили праздновать в этот день Рождество Христово и в 354 г. вышел указ римского епископа Либерия о праздновании этой даты. Вот так вот языческий фестиваль был превращен в один из основных христианских праздников.

Это решение было одобрено и принято далеко не всеми христианами, многие церкви поначалу отказывались отмечать Рождество, ссылаясь на то, что это не библейский праздник и корни у него языческие.

Почти во всех странах мира Рождество считается государственным праздником, либо же объявлен выходной в этот день (в России с 1991 г. ) , что вызывает недовольство как у представителей других вероисповеданий, так и у атеистов.

Неоднократно были предприняты попытки установить точный год рождения Иисуса, однако они не увенчались успехом. Скорее всего, он был рожден где-то между 12 и7 годами до н. э. В пользу первой даты говорит прохождение одной из первых комет Галлея, которая может быть описана в Библии, как Вифлеемская звезда (небесное явление, благодаря которому волхвы поняли, что Спаситель родился и пришли преклониться ему) , а в пользу второй – перепись населения, единственно проводившаяся в указанный период. Более позднее рождение маловероятно, поскольку согласно Евангелие, Иисус был рожден во времена правления Ирода Великого, а он умер в 4 году до н. э.

В Православной церкви, как и в Римско-католической, хорошо знают, что такое Рождество Христово, которое считается важнейшим праздником после Пасхи. Предшествует ему подготовительный период, который у православных называется Рождественским или Филиповым постом, а на Западе – Адвентом (меньший по продолжительности и не предписывает пощения) . Перед Рождеством проводят 5 дней предпразднества и 6 дней попразднества. Канун праздника называется Сочельником и заканчивается, как только на небе появится первая звезда.

В католических странах в канун Рождества верующие исполняют рождественские гимны, песни, прославляющие Христа и желающие счастья и добра всем людям. Русский аналог носит название колядок, люди, участвующие в обряде, наряжаются в костюмы, одевают маски и ходят по домам, распевая праздничные песни, колядки, за что в награду получают различные угощения. Православная церковь не однократно осуждала этот обычай как языческий, тем не менее, в некоторых странах, например, в Украине, люди до сих пор колядуют. В ночь же на 25 декабря во всех церквях проводятся торжественные Богослужения.

Праздник Рождества ждут в каждом доме, в каждой семье, к нему заранее готовятся, покупая подарки своим близким и наряжая елку. Однако не стоит забывать, что прежде всего, Рождество – это священный, божественный день.

www.pozdr.ru

Рождество Христово - это... Что такое Рождество Христово?

Рождество Христово (в Русской православной церкви Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа; греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Праздник Рождества Христова

История появления праздника

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.[2] Вероятно, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря[3]

Даты празднования в различных церквях

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

В Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

События Рождества Христова

Канонические тексты

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава):

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе[4]. В это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2).[5][6] Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16).

Апокрифические источники

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.[7]

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Происхождение даты

Определение даты рождения Иисуса Христа

См. также статью Историчность Иисуса Христа

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э.[8]. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.[9]

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 г. до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, в 1 г. до н. э.[10]). А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк.2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»[11]. Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Палестине бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.[12]

Установление даты празднования Рождества

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.

Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.

Зимнее солнцестояние

День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся археологические памятники, такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур, в том числе у славян (Коляда). С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йоль), поклонники культа Митры, и др. В Римской империи времён раннего христианства также существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово[13].Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae)[14].К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта. Впрочем, такая связь прослеживается далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря[15].

Рождество в христианском богослужении

Рождество в богослужении Православной церкви

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).[16]

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Рождество в богослужении Римско-католической церкви

В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

С периодом Адвента связано несколько традиций, таких как рождественский венок, рождественский календарь и другие.

24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.

С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с 5-го века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник[17]). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Государства, в которых Рождество Христово — выходной день

Страны, в которых Рождество является государственным праздником, имеют серый цвет, оставшиеся 39 стран помечены коричневым

Один выходной день

К рождественским праздникам — пальмы и растения. Москва, 1906

Два выходных дня

  • Казахстан — 6 января, 7 января
  • Белоруссия — 25 декабря, 7 января
  • Великобритания — 25 декабря, 26 декабря[19]
  • Венгрия — 25 декабря, 26 декабря
  • Германия — 25 декабря, 26 декабря
  • Греция — 25 декабря, 26 декабря
  • Ирландия — 25 декабря, 26 декабря
  • Испания — 25 декабря, 26 декабря
  • Италия — 25 декабря, 26 декабря
  • Люксембург — 25 декабря, 26 декабря
  • Нидерланды — 25 декабря, 26 декабря
  • Норвегия —25 декабря, 26 декабря
  • Польша —25 декабря, 26 декабря
  • Финляндия — 25 декабря, 26 декабря
  • Хорватия — 25 декабря, 26 декабря
  • Швеция — 25 декабря, 26 декабря

Три выходных дня

  • Болгария — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[20]
  • Дания — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Латвия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[21]
  • Литва — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[22]
  • Словакия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Чехия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Эстония — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря

Рождество в светской культуре

Художественная литература

Фильмы

Рождественские блюда народов мира

Празднование Рождества нехристианами

Среди нехристиан в многих культурах Рождество связывается прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. Обычай дарить на Рождество подарки всячески поощряется продавцами, что привело к коммерциализации Рождества. В период перед Рождеством выручка специализированных магазинов может составить половину и более выручки за остальной год.

В большинстве стран мира Рождество является государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Это подвергается критике со стороны некоторых представителей других вероисповеданий и атеистов как нарушение права на свободу совести и отделения религии от государства. При этом следует отметить, что в странах, где Рождество не является общенациональным праздником, в качестве государственных праздников, как правило, установлены праздники других религий (Марокко) или жители лишены права на свободу вероисповедания и установлен государственный атеизм по коммунистическому образцу (Китай).

Несмотря на христианское происхождение Рождества, в современном мире многими людьми Рождество воспринимается прежде всего как светский, лишенный религиозного смысла праздник.

Попытки запретить праздновать Рождество

Несмотря на то, что Рождество считается христианским праздником, некоторые протестантские конфессии его отвергли. Например, в 1659 году пуритане (кальвинисты) Новой Англии приняли решение запретить Рождество, то есть запрещать в этот день отпрашиваться с работы, петь и устраивать совместные трапезы. Пастор-конгрегационалист Коттон Матер считал празднование Рождества аморальным и греховным[23].

В США общественный деятель и атеист по убеждениям Ричард Столлман предложил отмечать 25 декабря день рождения Исаака Ньютона как символ торжества человеческой науки.

Свидетели Иеговы, в свою очередь, считают, что Христос родился в начале октября, поскольку это время, когда на пастбища выводят пастись овец и пастухи держат ночную стражу в полях, указывая на то, что декабрь и январь слишком холодные для этого месяцы. Вифлеемскую звезду же они называют звездой дьявола, поскольку, по мнению свидетелей Иеговы, в Библии осуждаются занятия астрологией и эта звезда привела волхвов к Ироду, который попытался убить Иисуса.

В СССР и РФ

В Советском Союзе, где были отменены выходные в религиозные праздники, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года, который до сих пор остаётся более популярным праздником на территории стран СНГ, чем Рождество.

Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём.[18] Уже 7 января 1991 года было не рабочим. Однако, в некоторых республиках РСФСР, например Татарской АССР, это постановление было проигнорировано и день был признан рабочим[24].

По федеральным каналам российского телевидения в ночь на Рождество транслируется торжественное богослужение (после восстановления храма — из храма Христа Спасителя).

Жалобы в КС РФ

В 1999 году атеист М. В. Агбунов просил проверить конституционность постановления о признании 7 января нерабочим днём. В принятии к рассмотрению жалобы Конституционным судом было отказано по причине, что «указанные нормативные предписания относятся к законодательству о праздничных нерабочих днях <…> и не содержат положений, свидетельствующих о нарушении конституционных прав и свобод, перечисленных заявителем. (статьи 14, 19 (часть 2), 28 и 29 (часть 2) Конституции России)».[25]

В 2008 году неоязычником Ю. Салимгареевым также была подана жалоба в Конституционный суд Российской Федерации. По мнению заявителя, тот факт, что православное Рождество официально считается выходным днём, противоречит Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Жалоба по существу не рассмотрена, была отклонена с пояснением, что работать или отдыхать 7 января — решает законодатель.[26]

См. также

Примечания

  1. ↑ часть церквей для литургических целей используют юлианский календарь, в XX-XXI веках 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому
  2. ↑ История праздника Рождества Христова
  3. ↑ Католический мир празднует Рождество
  4. ↑ Перепись была начата эдиктом императора Августа в 746 году от основания Рима (7 год до н. э. согласно ab urbe condita)
  5. ↑ Публий Квириний стал правителем Сирии в 759 году от основания Рима (6 год н. э. согласно ab urbe condita)
  6. ↑ Перепись в Иудее при Квиринии упоминает Иосиф Флавий (Иудейские древности. XVIII, 1)
  7. ↑ Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
  8. ↑ Руслан Хазарзар. Сын Человеческий; Когда и где родился Иисус.
  9. ↑ Christmas, Encyclopædia Britannica  (англ.).
  10. ↑ W. E. FILMER. THE CHRONOLOGY OF THE REIGN OF HEROD THE GREAT//J Theol Studies, 1966; XVII: 283—298.
  11. ↑ Robert J. Myers. Celebrations; The Complete Book of American Holidays. — Doubleday, 1972. — ISBN 0-385-07677-0. — ISBN 978-0-385-07677-7
  12. ↑ Толковая Библия Лопухина, Лк.2:8-12
  13. ↑ Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов. М., 1990. С. 393.
  14. ↑ Andrew McGowan, «How December 25 Became Christmas», Get Biblical archaeological Review (автор — Warden and President of Trinity College at the University of Melbourne, Australia)
  15. ↑ Благовещение — статья в Православной энциклопедии
  16. ↑ Пасха не входит в число двунадесятых праздников. Если Благовещение выпадает на седмичные дни Великого поста, то великое повечерие читается в силу соединения покаянного богослужения поста и торжественного богослужения праздника.
  17. ↑ См. «Общие нормы для литургического года и календаря», пп. 7, 37, 38.
  18. ↑ 1 2 Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1990 N 2981-I «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём»
  19. ↑ Как День подарков
  20. ↑ См. трудовой кодекс Болгарии «Кодекс труда» — http://www.mlsp.government.bg/bg/law/law/KT.doc  (болг.)
  21. ↑ См. закон Латвийской Республики «О праздничных и памятных днях» — http://www.likumi.lv/doc.php?id=72608  (латыш.)
  22. ↑ В канун Рождества Литва будет отдыхать
  23. ↑ Рождество
  24. ↑ Газета «Известия» от 5 января 1991 года
  25. ↑ Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1999 г. N 56-О
  26. ↑ Четвертый канал — news

Ссылки

dic.academic.ru

История Рождества. Рождество Христово: история праздника :: SYL.ru

Значение праздника было навсегда предопределено по масштабам после того, как всемирное летоисчисление разделили на «до рождества», и «после». Сын Божий своим приходом не только обозначил зарождение новой религии, но и сформировал мировоззрение тысяч и даже миллионов людей. Мы не задумываемся, но мораль, нормы приличия, понятия о добре и зле - все это открыл миру Иисус Христос. Не удивительно, что все верующие отмечают праздник с большим размахом. Но как все начиналось?

Как была установлена дата

Начиная со второго века нашей эры и до четвертого все христиане отмечали Богоявление шестого января. Тогда же они упоминали и день, когда появился Иисус.

Найти сведения о сдвоенном праздновании можно в первоисточниках, оставленных Климентом Александрийским. Автор разделял ту точку зрения, что сын Бога появился на свет двадцатого мая.

По его мнению, зимняя пора выбрана специально. Вера в единого Бога больше не желала мириться с языческими пережитками, достаточно сильными в Империи Рима. После принятия христианства они продолжали отмечать свои праздники.

До того как праздник Рождество Христово был перенесен на двадцать пятое декабря, римляне организовывали свои гуляния в честь Непобедимого Солнца. Это было самое главное торжество. Культ языческого божества стал дополнением к христианскому, и началась история Рождества. И первая запись в «Календаре Филокала» за триста тридцать шестой год нашей эры.

Отличия в церквях

С давних пор история Рождества берет свое начало 25 декабря по григорианскому календарю Римской католической церковью.

В то же время Русский храм, а также Афон, Грузия, Иерусалим и Сербия отмечают в это время, но только по старому юлианскому летоисчислению. Если учитывать пересчет дней, получается, что Рождество Христово седьмого января.

Но есть и другие варианты дат. Кипр, Константинополь, территория Эллады, Румыния, Болгария и Александрийская церковь празднуют пока что двадцать пятого декабря. Они придерживаются ново-юлианского календаря. До 2800 года так и будет продолжаться, пока даты не перестанут совпадать.

В Армении в один день отмечают Крещение и Рождество Христово. Праздник во многих древних царствах отмечался именно шестого января. Таким образом два торжества соединялись в одно.

Дата рождения сына Бога

По сей день продолжаются споры ученых о том, когда началась история Рождества. Дату двадцать пятое декабря установила Римская церковь, а утвердил ее Вселенский собор. Начиная с четвертого века, появляются первые воспоминания о Рождестве.

Историки не могут доподлинно установить существование такого человека, как Иисус Христос. И тем не менее, если он существовал, то даты его жизни очень расплывчаты. Скорее всего, он был рожден в период между седьмым и пятым годом до нашей эры.

Впервые 25 декабря записал в своем календаре писатель и древний историк Секст Юлий Африкан в двести двадцать первый год рождества Христова.

Дата была подтверждена уже в нашей эре Дионисием Малым, служившим архивариусом при Папе. Он принял во внимание ранние хроники триста пятьдесят четвертого года и решил, что Иисус родился в то время, когда Римской империей управлял Цезарь. Дионисий причислил его правление к первому году новой эры.

Некоторые исследователи, используя Новый Завет как источник, утверждают, что Вифлеемской звездой, осиявшей небо, была комета Галлея. Она проносилась над Землей в двенадцатом году до новой эры.

Вполне возможно, что он родился в седьмом году нашей эры, когда и проводилась указанная перепись всего населения Израиля.

Даты после 4 года до нового времени выглядят маловероятными. И в посланиях евангелистов, и в апокрифах упоминается то, что Иисус жил в период правления Ирода. А тот умер только в четвертом году до Рождества Христова.

Позднее время не подходит и потому, что есть приблизительное время казни. Если брать нашу эру, то получается, что его убили в совсем юном возрасте.

В послании от Луки говорится, что во время рождения сына Господа на поле спали пастухи. Это указывает на пору года: раннюю осень или же лето. Но в Палестине и в феврале могли пасти животных, если год был теплым.

История Рождества

День появления Иисуса Христа на свет описывается в нескольких источниках, канонических и апокрифических.

В Евангелии от Матфея идет речь о том, почему Мария и ее муж Иосиф пошли в Вифлеем, хоть они жили в Назарете. Они спешили на перепись населения, при которой представители одной национальности должны были находиться вместе со своими.

Иосиф, который женился на прелестной Марии, узнав о беременности до свадьбы, собирался аннулировать брак. Но к нему пришел ангел. Он рассказал, что этот сын – благословение Бога, и что Иосиф должен его воспитать как своего.

Когда начались схватки, в гостинице для них не было места, и паре пришлось располагаться в хлеву, где лежала солома для животных.

Первые, кто увидел новорожденного, были пастухи. Им указал дорогу ангел, в виде звезды, что засияла над Вифлеемом. То же небесное светило привело в хлев и трех волхвов. Они щедро одарили его, как царя: миррой, ладаном и золотом.

Злой царь Ирод, предупрежденный о рождении нового лидера, поубивал всех малышей в городе, которым еще не исполнилось два года.

Но Иисус уцелел, поскольку ангел, который следил за ним, подсказал Иосифу бежать в Египет. Там они и жили до смерти злого тирана.

  • Апокрифические тексты добавляют некоторые фрагменты, и история Рождества Христова становится более точной. В них описывается, что Мария и Иосиф провели ту знаменательную ночь в пещере, куда приходил скот, чтобы защититься от непогоды. Пока супруг ходил за повитухой Соломией, женщина успела родить Христа сама, без помощи. Тексты указывают на то, что процесс был очень легким.

Соломия только подтвердила тот факт, что Мария ранее была невинной. В текстах сказано, что Иисус родился, и солнце ослепило пришедших. Когда сияние прекратилось, ребенок подошел к матери и лег у ее груди.

История возникновения Рождества

Церковь долгое время не могла определить, когда следует отмечать столь существенный и масштабный религиозный праздник.

Поскольку первыми христианами стали евреи, для которых рождение считается началом боли и несчастий, то таким было и Рождество Христово. Праздник никак не отмечался.

Среди церковных дат более важной была Пасха, момент воскресения.

Но когда к христианству присоединились греки, то они привнесли с собой традицию праздновать рождение сына Бога.

Первоначально торжество называлось Богоявлением. В него входили и появление Иисуса на свет, и его крещение. Со временем церковь разделила события на два.

Первое упоминание о рождении Спасителя было сделано в триста пятьдесят четвертом году в римском источнике «Хронограф». Запись в нем наталкивает на мысль, что Рождество появилось как праздник уже после великого собора в Никее.

Другие исследователи считают, что ранние христиане отмечали праздник еще до церковного раскола, то есть даже в третьем веке. Тогда же и появилась, по их мнению, точная дата.

Рождество: история праздника в России

Этот праздник долгое время преследовался, истреблялся, его переносили, но все равно он сохранил свое изначальное сакральное значение. Еще в допетровские времена праздновали этот день, и рассказы об Иисусе передавались от старшего поколения к младшему.

Дореволюционный праздник

При царе Петре Первом в обиход пришла традиция устанавливать и наряжать в домах рождественское дерево – елку. Она символизировала, как и лавр, и омела, бессмертие, долгую жизнь в процветании.

Двадцать пятого декабря проходило богослужение в честь дня рождения Иисуса. В каждом российском храме начиналось празднование. Все любили и чтили Рождество. История праздника повествует о том, что молодые люди красиво наряжались, брали в руки звезду на палке, как символ той, что указала дорогу волхвам к младенцу. Они носили ее от дома к дому, рассказывая, что Иисус родился. Детей наряжали ангелами, в честь того, который рассказал пастухам о случившемся чуде. Некоторые играли в животных, которые, согласно православной традиции, также находились в хлеву, где Мария дала жизнь ребенку. Торжественная процессия пела рождественские гимны и колядки, прославляя мать и дитя.

Об этих красивых традициях в дореволюционной Российской империи сохранились в воспоминания писателя Ивана Шмелева. Находясь в Париже, в эмиграции, он с тоской отзывался о былых временах.

В империи настолько любили этот день, что сначала появилась одна церковь Рождества Христова, а потом количество увеличивалось с каждым годом. Такие святыни появлялись во всех больших городах.

Нужно заметить, что самый известный тематический храм расположился в столице России. Он называется в честь Рождества - Христа Спасителя. У него своя длинная и удивительная история. Прошли годы. Церковь Рождества Христова до сих пор стоит там, где и прежде.

В 1812 году, когда армия Александра Первого разбила французов, двадцать пятого декабря вышел императорский указ о постройке нового храма. В нем говорилось о том, что именно Бог помог спасти страну от неминуемой гибели. В честь этого Александр велел построить храм, который простоит долгие века.

Запрет Рождества

Но пришли времена, когда религия стала под запретом. С 1917 года о Рождестве говорить было запрещено. Церкви падали одна за другой. Их грабили. Мародеры сдирали позолоту с нефов. В религиозные праздники принято было работать, чтобы доказать свою преданность партии.

Звезда стала пятиконечной. Даже елку на светлое Рождество Христово сначала преследовали, как символ веры. А в 1933 году появился Указ о том, что эту традицию можно вернуть. Только елка стала новогодней.

Будет неправильным утверждать, что после запрета на рождественские праздники их не отмечали. Люди тайно вносили в дом еловые ветки, виделись со священнослужителями, совершали обряды, крестили детей. Они исполняли рождественские гимны у себя дома. Даже в политических тюрьмах или в ссылках, где держали многих священников, традиции были достаточно сильны.

Празднование запрещенного события могло закончиться не только увольнением с работы, но и годами репрессий, лишением воли, расстрелом.

Люди тайком проникали и в полуразрушенные храмы, чтобы послушать службу в Рождество Христово православное.

Новое время в истории Рождества

В 1991 году, уже после распада Советского Союза, празднование дня появления Христа на свет разрешили официально.

Сила привычки, воспитания людей, которым долгое время запрещали отмечать религиозные события, была настолько велика, что праздник и теперь у многих ассоциируется с второстепенным. Он уступает по популярности Новому году.

С момента становления Российской Федерации возрождаются традиции рождественских колядок, использования определенных символов на празднике.

Особенности Рождества

В это древнее священное действо заложено очень много смысла. В нем множество символов, которые трактует церковь. Каждый из них дополняет целую картину.

Самые распространенные символы Рождества:

  • Свет – это то, что первым появилось в момент родов. Путь, который посланец Бога прошел, чтобы спуститься вниз, к греховным людям, был озарен.

  • Звезда - согласно Новому Завету во время Рождения Иисуса над Вифлеемом появился знак. Он был в виде яркой звезды на небе. Только истинно верующие смогли правильно его понять.

  • Перепись людей. При Августе, который на то время руководил Римской империей, был проведен пересчет всех граждан. Сделал он это для того, чтобы ввести упорядоченную систему обложения налогами. Те, кто проживал в других городах на время переписи, должны были вернуться и отметиться. Так и поступили Иосиф с Марией.

  • Зима. Спорный вопрос, родился ли Христос зимой. Однако для церкви эта пора года стала символом темноты, которую осветил сын Бога. Он также появился в тот момент, когда зима начала убывать.

  • Пастухи. Весь город спал в то время, когда на свет пришел спаситель. Никто этого не заметил, кроме обычных бедных пастухов, стерегших отару в Рождество Христово. Ангел сошел к ним с неба, чтобы сообщить благую весть. Пастухи олицетворяют собой чистые души, не развращенные богатством или тщеславием. Они больше всего общались с животными.

  • Вифлеем - город, который у многих верующих ассоциируется с духовной слепотой. Все люди в нем были так одержимы собственными проблемами, что они даже не заметили того, как к ним пришло Рождество Христово в Вифлееме. А потом не сумели распознать Спасителя.

  • Волхвы. Первыми перед Иисусом появились с дарами своими мудрецы, философы. Они не были царями, не владели большими богатствами. Волхвы – это те верующие, которые постоянно искали мудрость в священных писаниях. Они познали истину. Долгая дорога к самопознанию, вере, увенчалась благословением.

  • Дары. Иисус получил на свое Рождение ладан, золото и мирру. Драгоценный металл был символом власти, ладан - знаком божественности, а мирра означала будущее Христа, его самопожертвование за род людской и смерть с дальнейшим воскрешением.

  • Мир. С рождением сына Божьего на Земле воцарилось спокойствие на целый год. После люди сами начали портить идиллию и воевать.

  • Пещера. Когда в гостинице закрыли двери перед Марией и Иосифом, они нашли себе новое убежище. Пара пришла в дом, где жил скот. Согласно церковным верованиям, души животных абсолютно невинные. Они согревали дыханием младенца Иисуса. Животные отказались от собственной еды, чтобы из сена смогла получиться импровизированная детская кровать.

  • Ночь. Это время суток до сих пор ассоциируется с закатом веры. В этот момент и появился Спаситель, словно давая надежду всем людям на будущее.

  • Ожидание. Человечество страдало за собственные грехи. После изгнания Адама и Евы люди не могли надеяться на то, что Бог будет благосклонен к ним. Но Господь сжалился над своими созданиями и послал им в искупление их грехов собственного сына. Иисус принял на себя все страдания. Согласно библейскому канону, он искупил первородный грех Адама.

www.syl.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"