Натюрморт для детей: дары осени. Что такое натюрморт для детей


Детям об искусстве - натюрморт

Рассмотрим картину голландского художника Питера Класа "Завтрак".

Почему картина так называется? Не похоже на обычный завтрак.

Картина написана голландским художником Питером Класом в середине XVII века. Конечно, завтрак в Голландии в XVII веке отличался от того, к которому привыкли мы.

На картине не настоящий завтрак. Это – натюрморт, и «завтрак» – его условное название.

В Голландии существовали разные виды натюрморта: цветочный, кухонный, учёный. Натюрморты с таким набором предметов и написанные в такой манере, как этот, обычно называют «монохромные завтраки». Монохромные – значит одноцветные, то есть написанные оттенками одного цвета. В своем «Завтраке» Клас использует коричневато-золотистую гамму.

А что такое натюрморт?

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов. Но не любое изображение неодушевлённых предметов можно назвать натюрмортом.

Натюрморт – такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно. Например, картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле, не будет называться натюрмортом, а изображение цветов в вазе – настоящий натюрморт.

Тут всё так близко и крупно изображено, даже хочется потрогать.

Да, нам всё хорошо видно, как будто мы стоим прямо у стола. Большой стол, накрытый льняной скатертью, занимает почти всю картину. Он – основа для натюрморта, как земля для пейзажа. Все предметы расставлены и разложены очень тщательно, сразу видно, что это не случайно. Цветок, виноградная кисть и ягода рядом с ней, стакан с вином, солонка с горкой соли, селёдка, хлеб и лимон на оловянных тарелках, фарфоровая миска с оливками, несколько орехов на скатерти, нож. Скатерть сдвинута так, что видно деревянный стол. Как у артистов на сцене, здесь у каждого предмета своя роль и своё место.

Кажется, что лимон сейчас упадет…

Точно, тарелка стоит на самом краю, полуочищенная шкурка лимона свисает, и миска с оливками еле-еле удерживается на столе. А некоторые вещи, наоборот, кажутся очень прочными: сам грубый деревянный стол, стакан с вином, солонка. Если мы посмотрим на другие голландские натюрморты того времени, мы увидим, что и в них есть этот баланс между устойчивостью и нестабильностью, прочностью и хрупкостью.

А почему лимон очищен не до конца?

Изображен миг: можно подумать, что человек, который собирался завтракать, отошёл на минутку, оставив лимон недочищенным, а еду нетронутой. Все вещи замерли на своих местах в непрочном равновесии.

Такие натюрморты имели аллегорический смысл: с помощью предметов художники говорили о том, как устроена жизнь. Всё, что кажется прочным, – хрупко и неустойчиво. Это размышление предлагается нам не прямо, не в лоб, а как намёк, который можно заметить и иметь в виду, а можно пропустить – и только любоваться красотой вещей, игрой бликов и теней на разных поверхностях, оттенками цвета в натюрморте.

rastimdetey.ru

Знакомство детей с натюрмортом

Чугунова Л.Е Переверзева В.А. Зимина М.П. Губанова И.Э. Чугунова Л.Е МБДОУ №26 «Солнышко» Белгородская область, г.Старый Оскол.

Натюрморт – один из самых популярных жанров изобразительного искусства. С момента своего появления на протяжении последних пяти веков истории искусства он был основной гордостью применения таланта для тысяч художников. Это идеальный жанр для тех, кто только учится рисовать, поэтому многие начинающие художники оттачивают мастерство именно в натюрморте.

Ознакомление детей с жанром натюрморта помогает развивать их воображение, эстетические чувства, художественные способности. В начале мы предлагаем ребенку рассмотреть картинку, обращаем его внимание на расположение предметов, их цвет, форму, красоту сочетаний. Спрашиваем ребенка: « А как ты думаешь, о чем художнику хотелось рассказать в своей картинке?». Он сам может придумать название картины, это помогает развивать фантазию.

Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учим их не только узнавать в натюрморте знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине-натюрморте художник передает сои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.

Дети рисуют натюрморты карандашами, фломастерами, красками, пастелью, восковыми мелками и т.д. Для изображения вазы или кувшина иногда используют силуэты, вырезанные из цветной бумаги, газеты, журнала. В этой вазе ребенок рисует красками букет цветов, рядом располагает фрукты и овощи. Такие натюрморты особенно интересны ребенку тем, что в них сочетается техника коллажа и живописи. Перед тем, как рисовать натюрморт, на прогулке мы предлагаем ребенку оглядеться вокруг и выбрать те предметы или растения, из которых можно его составить; спрашиваем у него почему он выбрал именно эти предметы (они нравятся по цвету, форме, очертанию, величине).

Предлагаем ребенку такое же задание дома после прогулки. В комнате он внимательно рассматривает предметы и выбирает некоторые из них для рисования. Чтобы заинтересовать ребенка, стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт.

Ставим в кувшин или в вазу цветы и предлагаем ребенку их рассмотреть, полюбоваться красотой лепестков и листьев. Хорошо, если есть репродукция натюрморта П. Кончаловского «Сирень». Рассматривая её обращаем внимание на тяжелые гроздья, которые хранят запах весеннего дождя. Поговорим о сочетании цветов на каждой ветки сирени. Ребенок должен увидить переходы сиреневого, фиолетового, розового, синего оттенков, которые создают неповторимый колорит душистой сирени. В процессе рассматривания картины дети находят наиболее характерные предметы: «сирень душистая», «картина пахнет, хочется потрогать ее рукой», «сирень чудесная, нежная», «хорошо быть художником, рисовать картины и всем их дарить».

Ознакомление детей с натюрмортом помогает развитию эстетических чувств, обратной речи, о чем говорит появлении ярких ассоциаций, метафор, сравнений. В зависимости от времени года содержание натюрморта меняется, и дети находят новые сюжеты для своих картин.

Осень: «Дары осени» - рисование или аппликация овощей, фруктов, грибов с натуры. «ветки с осенними листьями», «Ветка рябины в вазе», «Корзина с грибами», «Букеты цветов в вазе». Натюрморты рисуем красками, составляем аппликации, соединяем разные приемы изображения (вырезание из бумаги, ткани, рисование кистью, поролоном, пальцем, ватой и т.д.)

Зима: «Елочные украшения», «Ветка елки с игрушками», «Ветка сосны с шишками». Зимние натюрморты вызывают радость у детей потому, что они связаны с новогодними праздниками, подарками Деда Мороза и Снегурочки.

Весна: «Нежные подснежники», «Ветка мимозы», «Комнатные растения», «Рыбки в аквариуме», «Первые весенние цветы – тюльпаны, нарциссы, одуванчики».

Лето» «Летние цветы – ромашки, колокольчики», «Лесные ягоды – земляника, малина, черника», «Грибы – подосиновик, боровик, лисичка, опенок, подберезовик».

Каждое время года дает содержание для рисования натюрмортов. Наблюдение в природе обогащает впечатления и знаний детей, помогают передать эту красоту в рисунках, аппликациях, лепке, конструировании. Вместе с детьми посещаем музеи или выставки, чтобы они увидели натюрморты художников в оригинальном исполнении. Можно так же рассматривать репродукции картин-натюрмортов Ф.Толстого, И.Хруцкого, П. Кончаловского, М. Сарьяна, И. Машкова. В картинах этих художников передана красота предметов быта и плодов земли, настроение человека и его восторженное отношение к окружающему предметному миру.

Эмоционально насыщенные натюрморты вызывают у ребенка эстетические чувства, желание создавать красивые, красочные композиции.

journalpro.ru

Что такое натюрморт??? | Уроки Творчества

Думаю, многие знают определение — «изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве». Некоторые даже представляют ряд фруктов, цветов и крынок на столе, украшенных драпировками.

Но не многие задумываются, в чем прелесть этого жанра изобразительного искусства. Ну есть, он и есть. Читала даже возмущенные комментарии, мол в художественных школах все помешаны на горшках, рисуют их без конца и края, мол зачем это все?

Действительно зачем, так много художников обращаются к этому жанру?

На мой взгляд, натюрморт — это рассказ без слов. О чем?

О разном: о красоте природы, о настроении, о времени и даже о человеке, о его характере, возрасте, интересах, душевном состоянии и т.д. .

Даже не представляете сколько много могут рассказать о вас предметы на вашем письменном столе, они как немые свидетели, они продолжение Вас самих.

Художник же, составляя предметы для натюрморта, подбирает слова к песне.Ну а уж слышать ее или нет решать Вам.

Попробуйте составить натюрморт о чем-нибудь, хоть о красоте осени. Рисовать не нужно, просто сфотографируйте.

 

urokitvorchectva.ru

МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Рисуем натюрморт

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, — Знай, что это натюрморт. (Александр Кушнер «Песня о картинах»)

Легенда об Апеллесе:— Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес.Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются склевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта не сохранилась. А рассказ о ней превратился в легенду.Посмотрите например,  как реалистично,  с мастерстовм Апеллеса, нарисована паприка  цветными карандашами:

Натюрморты  творивших в России художников для обсуждения с детьми:  натюрморты И.Ф. Хруцкого,  цветы  И. Левитана,  "русский сезаннизм"А. Осмеркина,  И.Грабарь  «Хризантемы», К.Петров-Водкин «Бокал и лимон», «Яблоки на красном», Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», П. Кончаловский «Сирень» (1939), И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910), фруктовые натюрморты  М. Сарьяна, «Синие сливы», В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997), «Осенний букет»   Здесь   можно посмотреть богатую галерею натюрмортов со всего мира.Удивительные натюрморты. Казалось бы, ну чем можно удивить, изображая обычные предметы? Как показать обычное необычно?Любен Божен "Натюрморт с шахматной доской". 1630 (?) написан в жанре "учёный натюрморт". Этот загадочный натюрморт возможно- аллегория пяти чувств. Попробуйте вместе с детьми найти эти аллегории.( Зрение символизирует зеркало, слух — лютня и нотная тетрадь, вкус — хлеб и вино, обоняние — цветы, осязание — игральные карты, кошель и шахматы)  Портретный натюрморт Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», 1590 год и другие необычные натюрморты. Наверняка вы захотите увидеть натюрморт под названием "Простокваша"!) Изысканно-неожиданные натюрморты Эрика Верта с цветами в опрокинутых вазах на умопомрачительных фонах. Признайтесь, опрокидывать вазочки вы не додумались бы!)  С появлением моды фотографировать еду появились и целые галереи оригинальных фото натюрмортов из еды. Фото натюрморты - отдельное искусство, чрезвычайно радующее взгляд. И это тоже интересно сделать с детьми!)

Как рассказывать детям о натюрмортах «Натюрморт» - слово французское, буквально оно означает «мертвая природа». Темой для натюрмортов  могут стать самые разные вещи, окружающие человека: цветы, посуда, книги. Все, что в жизни нас окружает - все это может быть героем натюрморта.  Интересно, что англоязычные дети скорее всего  услышат другой, благозвучный  термин- «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life) это название  стало употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах.  Тема "Застывшая жизнь", а тем более "Мёртвая природа" может показаться скучной, но это не так. Кроме всего прочего, художника не заботит, что "натура" в виде, например, вазы с фруктами может устать или поменять положение. Это может показаться странным, но художник сосредоточен прежде всего на геометрических фигурах, которые видит  перед собой.   Все художники используют в своих работах цвет, линии, фигуры- это элементы искусства. Художник, рисующий натюрморт концентрируется на форме предметов- шарах, конусах, цилиндрах и др. Очень важно художнику показать цвет и текстуру. Цвет и тени делают фигуры объёмными. Свет подчёркивает тени. А текстура позволяет  представить, каковы предметы на ощупь, раз уж мы не можем их потрогать. Разумеется, и среди художников, рисующих натюрморты встречаются экспериментаторы, обходящиеся без чего-либо из выше перечисленного. Но мы с  детьми  будем обсуждать именно эти  элементы искусства:  формы, свет и текстуру.  Мне нравится простота и ясность обсуждения картин  в блоге  художницы Jeanette Nyberg  - craftwhack.com и я с удовольствием  вольно перескажу её рассказ о натюрмортах. Выберем четыре картины и предложим сначала отметить ту, что притягивает взгляд. Наверняка это будет  светлая картина с черепом...

  Эта картина нарисована более 400 лет назад. В те времена художники рисовали только картины для  церквей. И только некоторые, подобно  испанцу Хуану Санчесу Котану, начали рисовать то, что им интересно.Вопросы для детей: Какие предметы вы узнаёте на картине? Где  изображены предметы?( Возможно, это окно или ниша в стене) Замечаете ли вы невидимую диагональ- линию через всю картину, образованную предметами? (Проведите мысленно линию от яблока в верхнем левом углу до лапок утки в правом нижнем углу) Темы для обсуждения:  Геометрические формы: отметьте формы предметов - конусы( утки), округлые формы( яблоко, капуста, дыня). Свет: какой свет рисует художник? Яркий свет подчёркивает глубокие тени . На картине очень тёмный фон. Текстура: какие текструры показывает художник- шелковистость оперения уток, комканность капусты, гладкость яблока, потёртость дыни. Эта картина написана французской художницей Луизой Муайон через 30 лет после натюрморта Котана.  В те времена женщины не допускались в художественные школы. её учил рисовать отец-художник. Она стала знаменитой и ей покровительствовал сам  король Англии.Вопросы для детей: Что общее для  этих двух картин и что изменилось?( На обеих картинах изображены яркие предметы на очень тёмном фоне. У Муайон вместо дичи фрукты в корзине и овощи на столе.) Какие фрукты и овощи вы можете назвать? Как вы думаете, долго ли рисовала свой натюрморт художница? Почему?(  Луиза Муайон стремилась нарисовать фрукты реалистично- как настоящие, поэтому очень много внимания уделяла мелочам). Темы для обсуждения Формы Свет Текстура. ( Персики выглядят по- настоящему бархатистыми.) Примерно через 200 лет после двух первых картин Анри Матисс рисует "Яблоки".Вопросы для детей Что общее с двумя картинами выше и что новое?( Тёмный фон и рисование фруктов- общее.  Выбор цвета необычный: яблоки оранжевые. Фигуры плоские. Поражает и простота композиции: ничего особенного- просто блюдо и яблоки.) Бывает ли на самом деле- в природе чёрный контур у яблок, как на картине? Как вы думаете, зачем художник обвёл яблоки и блюдо чёрной линией? (  Художник не рисовал яблоки," как настоящие"- это скорее символические образы яблок и он подчеркнул это.)Для справки    На занятиях, посвящённых творчеству Матисса, мы уже обсуждали фовизм - особое  направление в искусстве. Картины, написанные с полным пренебрежением ко всем существовавшим правилам — композиции, цвета, перспективы, — возмутили даже привычных к новым веяниям парижан. Критики сравнивали их с «горшком краски, брошенным в лицо общественности», а художников прозвали les fauves («дикие»), откуда впоследствии возник термин «фовизм».   «Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства» ( источник) Картина "Яблоки" написана в годы  первой мировой войны- на грани жизни и смерти тем более необходимо отбросить всё лишнее. Джорджия О’Киф америакнская художница, путешествуя по пустыням Нью Мехико, нарисовала "Череп коровы и коленкоровые розы"Вопросы для детей Что необычно в этом натюрморте?( Художница объединила выбеленные солнцем пустыни кости с белыми розами) Сколько цветов использует художница?( Только оттенки белого и серого цветов) Как вы думаете, почему она нарисовала цветы рядом с костями?( Возможно художница хотела украсить кости, а может быть видела цветы  рядом с костями в пустыне. Как думаете вы?)Темы для обсуждения Формы Цвет Текстура ( Резко очерченный треугольной формы череп, дополненный округлыми розами. Яркий свет. Грубая сухая текстура кости. Нежность цветов.)Для справки   Картина «Череп коровы и коленкоровые розы» поражает ощущением полнейшего спокойствия и умиротворения. Даже украшенный «похоронными» искусственными цветами, череп имеет мало общего со смертью в ее привычном понимании. Сама О’Киф говорила о своих картинах с костями так: «Для меня они прекрасны, как ничто. Для меня они, как ни странно, гораздо более живые, чем животные, которые ходят вокруг. Эти кости, кажется, врезаны глубоко в центр чего-то остро живого посреди пустыни, несмотря на то, что она безбрежна, пуста и неприкосновенна»(источник)                                                                                                                               Рисуем натюрморты:Посмотрите вдохновляющее  видеоЗдесь можно заглянуть  блог современного художника, рисующего натюрморты Таким привлекательным может быть приглашение к рисованию: Рисуем натюрморт в стиле пуантилизма: Потренируемся укладывать "фрукты" в "вазу": Мастер классы и занятия  от наших иностранных коллег:в стиле Сезана гуашь яблоки в стиле Сезана рисование груш  коллаж с грушами аппликация с интересной демонстрацией тенейТак выглдят яблоки в стиле Матиса Цветы в стиле Ван Гога и подготовка руки к письму:
Saved frommrspecter.com
Мимозы (карандаши и темперные краски)- замечательные весенние, прозрачные работы:

bernudarzniece.blogspot.com

Натюрморт для детей

 Натюрморт для детей: дары осени. Нетрадиционная техника рисования с элементами аппликации для детей старшего дошкольного возраста.

Как нарисовать натюрморт с детьми дошкольного возраста:

Шаг 1. Дети самостоятельно выбирают способы работы над натюрмортом » Дары осени». Разнообразие вариантов, выбранных детьми, представлено на фотографиях получившихся детских работ в этой статье.

Шаг 2. Зарисовка натюрморта или рисование фруктов и вазы отдельно с помощью карандаша.

Шаг 3. Затем раскрасить фрукты любым художественным материалом( карандашом, фломастером или красками).

Шаг 4. Вырезаем наш натюрморт: вырезаем ножницами фрукты и вазу. Затем наклеиваем на цветной лист бумаги или картон. Стараемся красиво создать композицию в натюрморте.

Шаг 5. Можно красиво оформить рамки для натюрморта. В рамка может повторять элементы нашего натюрморта.Любым художественным материалом удобным для ребёнка ( карандашом, фломастером или красками)

Автор мастер-класса: Этот  натюрморт для детей с сочетанием техник рисования и аппликации придумала и прислала нам на осеннюю мастерскую Лебедева Елена Николаевна из Москвы,  педагог дополнительного образования из ГБОУ Школа №324 » Жар-птица» ДП детский сад №215 (ПДО и ПО ИЗО студии «Солнечные зайчики»).

В статье представлены творческие работы детей старшей группы — воспитанников Елены Николаевны Лебедевой. Это Марусик Дмитрий, Родионова Маргарита,  Антонова Анна, Голованов Матвей, Тимофеева Арина, Сёмина Александра, Елисеева Наталья.

 

Еще мастер-класс по рисованию  с детьми натюрморта Вы найдете в статье «Рисование ладошками: рисуем осенний натюрморт». 

Еще идеи для детского творчества Вы найдете в рубриках «Родной тропинки»:

— Осенние поделки для детей, 

— Рисование с детьми, 

— Аппликация с детьми.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Что такое натюрморт?

Что такое натюрморт?

Натюрморт (от фр. nature morte — «мертвая природа») — жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданной композиции.

Рассмотрим немного подробнее, что такое натюрморт, на какие виды его можно разделить.

Нидерландский натюрморт XVII века

В нидерландском натюрморте этой эпохи по большей части запечатлевали размеренную, словно застывшую жизнь.

В это время в Голландии натюрморт как жанр развивался достаточно интенсивно, чему способствовали различные факторы. В это время был высок уровень научного развития в математике, физике, естествознании, общественных науках. Мореплаватели привозили из-за границы много новых предметов, возникли новые технологии изготовления различных вещей, на витринах было расставлено множество различных красивых товаров.

Можно выделить два вида популярных натюрмортов в это время — цветочный и ученый.

Цветочный натюрморт

С 40-х гг. XVII века натюрморт стал развиваться как самостоятельный жанр. Популярность его легко объяснима: в то время традиционным считалось иметь роскошные сады, активно заниматься разведением цветов.

Представители: Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давид де Хем.

Ученый натюрморт

Считается интеллектуальным типом натюрморта. Чтобы понять такой натюрморт, человеку необходимо разбираться в Библ

elhow.ru

Конспект интегрированного занятия "Натюрморт" - Детский сад Аленушка

 

Цель:

Вызвать у детей активный интерес к произведениям живописи и эмоциональный отклик на художественные произведения; учить анализировать и давать оценки полотнам художников; мотивировать желание самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью.

Задачи:

  • продолжать знакомить с жанром живописи – натюрморт;
  • продолжать учить детей рисовать с натуры различные фрукты;
  • совершенствовать навыки работы акварелью;
  • учить подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путем смешивания красок;
  • развивать чувство композиции;
  • развивать чувство эстетического восприятия;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
  • обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами; 
  • развивать самостоятельность и художественно-творческие способности в продуктивной деятельности.

Материал:

Репродукции картин И. Репина «Яблоки», А. Летунова «Овощи»,

П. Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И. Петрова-Водкина «Яблоки и лимон», И. Ф. Хруцкого «Цветы и фрукты».

Бумага для акварели, акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей.

Посылочная коробка, муляжи фруктов, вазы разной формы.

Запись мелодии «Сентиментальный вальс».

Предварительная работа.

Рассматривание репродукций натюрмортов, объяснение значения слова «натюрморт», знакомство с дидактической игрой «Натюрморт» и законами составления композиции для натюрморта.

Организационный момент.

Педагог:Ребята, нам прислали посылку! Но самое интересное, что группа указана наша, а вот «кому» здесь указано: художникам. Вы помните, кто такие художники? (Ответы детей). Как вы думаете, что в ней может быть? (Предположения детей). Давайте, не будем больше гадать, а скорее ее раскроем.

(Открывают коробку и рассматривают муляжи фруктов и вазы)

Основная часть.

Педагог:

Что же нам со всем этим делать, и причем здесь художники? (Предположения детей). Конечно, эти все предметы можно нарисовать! Давайте внимательно рассмотрим каждый предмет.

Игра «Какой, какая».                                                                                    

Воспитатель: яблоко какое? (круглое, сочное, желтое), апельсин какой? (круглый, оранжевый, вкусный), слива какая? (темная, продолговатая, спелая), груша – какая? (вытянутая, двухцветная, ароматная), ваза какая? (керамическая, длинная, плоская, светлая). 

Педагог:

Друзья, но если мы с вами будем все эти предметы на отдельных листах рисовать, у нас времени не хватит до вечера работу закончить. Как же быть? (Предположения детей). Конечно, можно нарисовать сразу все! Как называется вид живописи, в котором изображено несколько неживых предметов? (Ответы детей).Правильно, натюрморт.

Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай что это натюрморт.

Сейчас мы все эти предметы сложим вместе и нарисуем!

(Воспитатель расставляет вазы и фрукты и предлагает детям оценить, правильность композиции. Предлагает детям переложить предметы)

Педагог:

Друзья, давайте обратимся за помощью к великим художникам. Мы отправимся в художественную галерею, рассмотрим некоторые натюрморты и поймем, как надо разложить предметы, чтобы натюрморт был красивым.

Презентация «Натюрморты». 
Педагог:

Перед нами картина Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и фрукты». Что же мы здесь видим? (вазу с цветами…) Да, первое, на что обращаешь внимание – это огромный, пышный букет. Где изображен букет? (в центре картины). Что и где еще находится на этой картине? (справа в корзине - виноград и рядом на столе кисть винограда и лимон). В центре перед букетом стоит стакан с водой, разрезанный персик. Обратите внимание, как много разных плодов нарисовал художник! Какие цвета он использовал для рисования цветов? (георгины – белый и розовый; гвоздики – красный; розы – светло-розовый). А какие цвета художник не использовал для рисования фруктов? (желтый, светло-зеленый, оранжевый). Вся картина написана в холодных зеленовато-желтых тонах. Как можно назвать картину? Художник использовал много красок! Поэтому картина и звучит так нарядно и красиво, и празднично!

Динамическая пауза. Игра «Маляр»

(Дети берут цветные карточки и встают в круг, в центре ребенок – Маляр)

Мы позвали маляра:

Не покрашена стена,

Дверь, окно и потолок

Он докрасить нам помог.

Маляр:

Чтоб закончить все дела,

Краска мне, друзья, нужна …

(называет не основной цвет; розовый, оранжевый, фиолетовый и проч.)

Дети собираются группами так, чтобы набор их цветов давал нужный маляру цвет.

Педагог:

Ребята, мы с вами снова возвращаемся в картинную галерею. И сейчас рассмотрим натюрморты других знакомых художников.

Дети рассматривают натюрморты подгруппами и проводят их анализ. Педагог задает вопросы:

Что больше привлекло в картине?

Какие цвета использовал художник?

Что нравится и что не нравится в картине?

 Психогимнастика Чистяковой «Цветок».

Под музыку дети выполняют движения по указанию воспитателя. «На лесной полянке проснулось семечко цветка, и появился из него росток, прошел сквозь землю и увидел вокруг...  Солнце яркое. Оно обогрело росток. Тучку серую, она полила дождиком   росток. Росток тянулся к небу, распускал листочки, и вот появился у него нежный бутон. В один прекрасный момент бутон раскрылся и превратился в цветок. Увидел цветок яркое солнце, сочную траву и море цветных лепестков своих соседей – других цветов. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей. Теперь он вместе с другими цвел и радовал жужжащих и звенящих насекомых»

Педагог:

Друзья, нас многому научили у великие художники. Теперь мы сами сможем составить композицию для нашего натюрморта.

Дети работают по 4 человека, договариваются между собой, какие предметы и вазы будут присутствовать в их композиции. После составления натюрмортов дети рассказывают о своей позиции. (Какие использовали предметы, где они находятся – слева, справа; дают название своему натюрморту).

Педагог:

Какие удивительные натюрморты вы составили! Теперь можно эту красоту запечатлеть в своих рисунках. Давайте пройдем в нашу художественную мастерскую. Все ссели правильно: спина прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правая рука держит карандаш, левая - придерживаем лист бумаги. Можно приступать к работе. (Показ изображения воспитателя сопровождается рассказом и работой детей) Не забывайте, что ориентиром натюрморта является разделяющая линия. Она поможет вам правильно распределить предметы на листе.

Звучи спокойная музыка, дети рисуют педагог помогает наводящими вопросами или советами, отвечает на возникающие у детей вопросы.

Педагог:

Если кто-то закончил работу, ее можно выставлять в галерею. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт) От ваших рисунков стало вокруг так светло, весело, празднично. Посмотрите, какие сочные фрукты лежат в вазах, словно настоящие. Выберите натюрморт, который вам нравиться больше других. Чем он вас поразил? (Спросить 2-4 детей.) Сегодня вы все постарались, работы великолепны! А, если у кого-то не все получилось, не огорчайтесь, мы после занятия исправит ошибки, и, непременно, получится хорошая работа.

Ребята, что вы сегодня составляли из предметов? (Композицию). Как называется вид живописи, которым вы занимались сегодня? (Натюрморт) Что вам больше всего понравилось на занятии? Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.

Литература.
  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000.-300 с
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. - М. : Педагогика, 1990.- 326 с.
  3. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
  4. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект)/В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
  5. Трофимова, М.В.Изобразительное искусство/М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
  6. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
  7. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: 1974. – 452 с.

alenushka57.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"