Содержание понятия “муниципальное управление”. Что такое муниципальное управление

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Муниципальное управление - это... Что такое Муниципальное управление?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Нормативные акты:

dic.academic.ru

Содержание понятия “муниципальное управление”

В раскрытии понятия “муниципальное управление” важное значение принадлежит толкованию обеих его составных частей – “муниципальное” и “управление”.

Появление термина “муниципалитет” относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. Слово “муниципалитет” происходит от латинского “municipium”. “Munus” по латыни означает тяжесть, тягота, бремя, а “capio” – беру, принимаю. В России этот термин применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления.

Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Что касается термина “управление” то с точки зрения кибернетики – науки об управлении:

  • управление – это функция муниципального образования (как организованной системы), обеспечивающая достижение стоящих перед ним задач сохранения структуры и деятельности как самоуправляющейся территориальной целостности;

  • управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются субъект (органы местного самоуправления) и объект (само муниципальное образование), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

  • управление служит интересам взаимодействия элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое (муниципальное образование), с общими для всех элементов целями и задачами;

  • управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

  • управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации  муниципальное образование  ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Таковы характерные черты управления. Они полностью приемлемы для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения, в нашем случае территориальное – муниципальное образование.

Муниципальный = местный

Управление – целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие

Муниципальное управление

Местное целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на муниципальное образование

Рис. 1. Содержание понятия “муниципальное управление”

Следовательно, управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие населения на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах местного самоуправления), так и через специально созданные структуры – органы муниципального управления (рис.1.).

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Из перечисленных характеристик следует, что муниципальное управление – это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы (рис.2.).

Органы муниципального управления

(местного самоуправления)

Муниципальное управление

Муниципальная собственность

Объекты муниципального хозяйства

Местный

бюджет

Сферы муниципального образования

Рис. 2. Объекты муниципального управления

Муниципальное управление

Муниципальная служба

Муниципальная собственность

Муниципальное право

Рис. 3. База муниципального управления

В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности (рис.3.).

Вот как трактуют термин “муниципальное управление” некоторые авторы.

“Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства”.3

“Муниципальное управление, как было отмечено выше, представляет собой составной элемент общей системы управления в государстве, для которого законодательно (в рамках Конституции) определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность и т.д. Однако в рамках, определенных законодательством, муниципальное управление реализуется самостоятельно. Другими словами, муниципальное управление входит в общую децентрализованную систему управления государством. Для муниципального управления, так же как и для местного самоуправления, в “чистом виде” характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. Если так понимать самоуправление, то оно равнозначно понятию “муниципальное управление”. Если под местным самоуправлением понимать то, что было сказано выше, в этом случае будет иметь место местное самоуправление в “чистом виде”. Следует отметить, что при устранении в муниципальном управлении возможности самостоятельного целеполагания, выбора органов власти и управления и т.д. такое муниципальное управление преобразуется в элемент государственного управления в рамках конкретной территории”.4

К сожалению, в хорошем справочнике “Государственное и муниципальное управление” вторая часть его наименования, напрочь отсутствует в перечисленных понятиях и терминах и совершенно непонятно, какое содержание вкладывают авторы в термин “муниципальное управление”. Читателям открывается широкий простор для собственных фантазий, предположений и выводов по этому поводу.

studfiles.net

Муниципальное управление и его особенности

Муниципальное управление – это административная и экономическая деятельность местных органов власти, направленная на поддержание и развитие социальной и промышленной инфраструктуры города или другого поселения, а также управление учреждениями, которые находятся в собственности городской/поселковой общины. Такая деятельность осуществляется в рамках муниципальных границ согласно принятому и утвержденному депутатским корпусом Генеральному плану развития территории.

Муниципальное управление напрямую не является формой политического администрирования. Однако согласно действующей российской конституции, местные власти включены в единую систему государственной власти. Поэтому принимаемые муниципальными образованиями экономические, социальные и административные решения исполняются в рамках правовых норм, установленных федеральными органами власти.

Система государственного и муниципального управления отличается как по функциональным, так и по правовым критериям. Для государственного управления в большей мере характерна миссия общего контроля соблюдения федерального законодательства на конкретной территории. В то же время муниципальное управление занято экономическим развитием поселения. В частности, речь идет о поддержке и модернизации транспортной инфраструктуры, социальной сферы (медицина, образование, местные социальные программы), сборе и перераспределении местных налогов. Особое место в этом списке занимают региональные программы развития, которые обычно направлены на технологическую специализацию экономики муниципального образования.

Иначе говоря, муниципальное управление – это целый комплекс экономических, социальных и правовых воздействий на местную общину, ориентированных на повышение ее экономического благосостояния. Местные администрации вправе самостоятельно определять цели и задачи развития территории, не противоречащие федеральному законодательству.

В общей сложности муниципальное управление располагает такими функциональными возможностями, как:

- принятие местного бюджета и администрирование региональных налогов;

- выстраивание удобной, автономной по отношению к федеральной власти модели экономического развития, в частности, право создавать административно-бюрократические структуры по управлению муниципальной собственностью;

- привлечение населения к решению наиболее важных вопросов, в частности, путем проведения местных референдумов.

Кроме того, в функции муниципалитета входит и управление муниципальной собственностью. Наиболее проблемными вопросами являются поддержка и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и физического состояния жилого фонда. Дело в том, что большинство предприятий, отвечающих за развитие ЖКХ, либо приватизированы, либо проданы частным владельцам. Однако коммунальные сети по-прежнему находятся в муниципальной собственности, а потому возникает проблема совмещения интересов местной общины, администрации поселения и собственников энергокомпаний.

Аналогичная ситуация и в отношении транспортной инфраструктуры. Получается, что дороги и развязки в основном государственные или муниципальные, тогда как транспорт – частный. Соответственно, возникает вопрос о том, как управлять собственностью, которая принадлежит административно, но не в экономическом отношении. И это при том, что региональные экономические программы и администрирование местных налогов - основа муниципального управления.

fb.ru

Содержание понятия “муниципальное управление”

В раскрытии понятия “муниципальное управление” важное значение принадлежит толкованию обеих его составных частей – “муниципальное” и “управление”.

Появление термина “муниципалитет” относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. Слово “муниципалитет” происходит от латинского “municipium”. “Munus” по латыни означает тяжесть, тягота, бремя, а “capio” – беру, принимаю. В России этот термин применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления.

Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Что касается термина “управление” то с точки зрения кибернетики – науки об управлении:

  • управление – это функция муниципального образования (как организованной системы), обеспечивающая достижение стоящих перед ним задач сохранения структуры и деятельности как самоуправляющейся территориальной целостности;

  • управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются субъект (органы местного самоуправления) и объект (само муниципальное образование), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

  • управление служит интересам взаимодействия элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое (муниципальное образование), с общими для всех элементов целями и задачами;

  • управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

  • управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации  муниципальное образование  ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Таковы характерные черты управления. Они полностью приемлемы для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения, в нашем случае территориальное – муниципальное образование.

Муниципальный = местный

Управление – целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие

Муниципальное управление

Местное целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на муниципальное образование

Рис. 1. Содержание понятия “муниципальное управление”

Следовательно, управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие населения на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах местного самоуправления), так и через специально созданные структуры – органы муниципального управления (рис.1.).

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Из перечисленных характеристик следует, что муниципальное управление – это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы (рис.2.).

Органы муниципального управления

(местного самоуправления)

Муниципальное управление

Муниципальная собственность

Объекты муниципального хозяйства

Местный

бюджет

Сферы муниципального образования

Рис. 2. Объекты муниципального управления

Муниципальное управление

Муниципальная служба

Муниципальная собственность

Муниципальное право

Рис. 3. База муниципального управления

В целом можно утверждать, что муниципальное управление – это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности (рис.3.).

Вот как трактуют термин “муниципальное управление” некоторые авторы.

“Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства”.3

“Муниципальное управление, как было отмечено выше, представляет собой составной элемент общей системы управления в государстве, для которого законодательно (в рамках Конституции) определяются сферы деятельности, полномочия и ответственность и т.д. Однако в рамках, определенных законодательством, муниципальное управление реализуется самостоятельно. Другими словами, муниципальное управление входит в общую децентрализованную систему управления государством. Для муниципального управления, так же как и для местного самоуправления, в “чистом виде” характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. Если так понимать самоуправление, то оно равнозначно понятию “муниципальное управление”. Если под местным самоуправлением понимать то, что было сказано выше, в этом случае будет иметь место местное самоуправление в “чистом виде”. Следует отметить, что при устранении в муниципальном управлении возможности самостоятельного целеполагания, выбора органов власти и управления и т.д. такое муниципальное управление преобразуется в элемент государственного управления в рамках конкретной территории”.4

К сожалению, в хорошем справочнике “Государственное и муниципальное управление” вторая часть его наименования, напрочь отсутствует в перечисленных понятиях и терминах и совершенно непонятно, какое содержание вкладывают авторы в термин “муниципальное управление”. Читателям открывается широкий простор для собственных фантазий, предположений и выводов по этому поводу.

studfiles.net

Муниципальное управление. Муниципальное право :: SYL.ru

Муниципальное право регламентируется в РФ Конституцией. Согласно Основному закону, власть на местах реализуется гражданами в разных организационных формах. Муниципальное право распространяется на конкретные административно-территориальные единицы. Оно регулирует процесс решения вопросов местного характера.

Система муниципального управления

Она предполагает наличие следующих форм:

  1. Непосредственная демократия.
  2. ТОС.
  3. Выборные и прочие органы муниципального управления.

Непосредственная демократия представляет собой прямое выражение воли народа. ТОС - территориальное общественное самоуправление. Местные институты власти составляют отдельную организационную форму. Рассмотрим ее.

Муниципальные учреждения

Они осуществляют основную ежедневную работу в пределах административно-территориальной единицы. Муниципальные учреждения наделяются соответствующими полномочиями согласно устава МО. Их деятельность осуществляется в разных направлениях. Система муниципального управления включает в себя такие институты, как:

  1. Представительные структуры.
  2. Глава МО.
  3. Исполнительные структуры.

К последним, в частности, относится комитет по управлению муниципальным имуществом. Исполнительные институты формируют, утверждают и реализуют принятый бюджет, обеспечивают охрану порядка, устанавливают сборы и налоги, решают прочие вопросы, затрагивающие жизнь населения МО.

Важный момент

ГК РФ устанавливает, что в управление муниципального района входят юридические лица. Они действуют самостоятельно от своего имени. Приобретение, реализация личных неимущественных и имущественных обязанностей и прав от имени МО возлагаются на соответствующие территориальные структуры власти (комитет по управлению муниципальным имуществом, администрацию и пр.). Для граждан такие возможности и обязательства не предусматриваются ни ГК, ни Конституцией.

Специфика

Из приведенных выше сведений следует, что муниципальное управление представляет собой деятельность выборных и иных властных структур на местах. Она предполагает распоряжение собственностью МО, объектами хозяйства, формирование и исполнение бюджета, обеспечение жизнедеятельности граждан, решение иных вопросов, в числе которых организация собственной работы.

Значение института

Роль и положение МУ определяется рядом характеристик:

  1. Муниципальное управление - конкретный тип деятельности по реализации власти на местах, имеющий компетенциальную и функциональную специфику.
  2. МУ - прерогатива исключительно уполномоченных структур.
  3. Муниципальное управление преимущественно выражается в исполнительной деятельности. Она осуществляется в ходе непосредственного повседневного руководства политической, социальной, духовной и экономической сферами МО.
  4. МУ - это подзаконная деятельность, которую регламентирует муниципальное право.

Отличительные черты понятия

Так как муниципальное управление осуществляется исключительно соответствующими структурами, которые наделены необходимыми для этого полномочиями, это понятие следует отличать от термина "местное самоуправление". Последнее гораздо шире. В него включаются все формы осуществления самоуправления на местах, в том числе и муниципальное управление.

Важность взаимосвязей

Системное представление существующих элементов муниципального управления и их взаимодействия обладает принципиальным методологическим и теоретическим значением. При этом исследуются само понятие института, типы административных проявлений и порядок их включения в структуру, степень соотношения и реальной взаимосвязи. В первую очередь, рассматривается взаимодействие субъекта управления с регулируемой системой. Первый не может существовать в отсутствии соответствующих объектов, поскольку теряется сам смысл их деятельности вообще. Только в комплексе элементы могут формировать структуру муниципального управления. Она, в свою очередь, обязательно охватывает:

  1. Организацию и деятельность субъектов администрирования.
  2. Структуру взаимодействий регулирующей системы и управляемого объекта - муниципального образования.
  3. Элементы администрируемого института и их отдельные компоненты. Они формируют непосредственно структуру регулируемой подсистемы и воспринимают воздействия или участвуют в их образовании.

Закономерности

В теории муниципального управления выявляются объективные принципы функционирования и совершенствования системы. Эти необходимые и существенные устойчивые связи обуславливают качество, характер, результативность влияния на развитие МО. Функционирование и совершенствование осуществляется по закономерностям, методам и принципам формирования управленческих отношений, выполнения регулирующей деятельности. Оно предполагает определенные пути реализации административных функций, кадрового, информационного обеспечения и так далее.

Субъекты

В качестве них выступают только муниципальные органы управления. Субъекты отличаются сложной организационной структурой. Они представляют собой комплекс организационно-оформленных групп, между которыми существуют соответствующие связи и устанавливаются управленческие отношения. Представительный институт выступает в качестве ведущей структуры. Он называется думой, советом, муниципальным собранием, комитетом и так далее. Глава МО руководит деятельностью по реализации местной власти в пределах административно-территориальной единицы. Исполнительный орган наделен оперативно-распорядительными функциями. Он выполняет предписания законов и решения представительной структуры.

Объект

В качестве него выступает непосредственно муниципальное образование. Оно представлено в качестве сложной социально-экономической системы, которая состоит из нескольких тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов:

  1. Географической среды.
  2. Населения.
  3. Жизнеобеспечивающей системы, предназначенной для обслуживания функционирования, сохранения и развития МО.
  4. Градообразующей базы.

Население формируется из местного сообщества. В качестве его члена выступает гражданин страны, проживающий в пределах данной территории. Географическая среда включает в себя землю и прочие природные ресурсы. Они выступают как основа деятельности и жизни населения, которое постоянно находится на соответствующей территории. В градообразующую базу преимущественно входят крупные промышленные предприятия, расположенные в пределах МО. Жизнеобеспечивающая система формирует муниципальное хозяйство. Это комплекс предприятий, организаций и учреждений, которые призваны удовлетворить социально-бытовые нужды населения муниципального образования. В состав этого комплекса входят:

Муниципальное образование и формирующие его общности в рамках теории управления рассматриваются в целом в качестве сложных самоуправляющих систем. В основе их функционирования положено многообразие интересов. Система управления оценивается как определенные способы коллективной деятельности людей, которые реализуют административные функции в целях обеспечения саморазвития, самоорганизации МО.

Заключение

В понятии "муниципальное управление" особое значение имеет толкование составных частей. Термин "муниципалитет" появился в республиканскую эпоху древнеримской истории. Этим понятием именовались особые города. Они пользовались правами самоуправления. По ФЗ, термины применяются в отношении местных властных структур, организаций, предприятий, собственности и прочих объектов, чье целевое назначение касается осуществления функций администрирования на местах.

www.syl.ru

Государственное и муниципальное управление - Что за профессия?

Эта профессия для неравнодушных, искренне переживающих о нуждах общества. Если ваша цель – незаметно, но уверенно создавать новую страну и общество, служить на благо людей и государства, то смело выбирайте эту профессию. Специальность подразумевает стабильную, хорошо оплачиваемую, интересную работу.

Что такое «Государственное и муниципальное управление»?

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном — контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

В России

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.

Что за профессия по специальности «Государственное и муниципальное управление»?

Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Какие предметы необходимо сдавать для обучения?

В зависимости от ВУЗа, надо будет сдавать следующие экзамены:

  • математика;
  • русский язык;
  • история, обществознание, информатика и ИКТ – каждый ВУЗ определяет экзамен по собственному приоритету;
  • иностранные языки – по усмотрению ВУЗа.

Можно поступать на очную (дневную) и на заочную, или смешанную форму обучения.

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Кем и где можно работать?

Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Зарплата по этой специальности

Стартовая зарплата второй категории – 14 -20 тысяч, ведущий специалист – 25 – 30 тысяч, главный специалист – 35 тысяч, начальники отделов – от 40 тысяч. Оклады варьируются в зависимости от региона.

Википедия о профессии

Почитать статьи об этой профессии можно в Википедии. Интересные материалы на сайте Российской академии и в регламенте муниципальных управлений и ведомств. Многие федеральные ВУЗы также представлены в рубрикаторе Википедии.

Отзывы о профессии

Коррупцию в стране пока победить не удалось. Поэтому ориентироваться на хорошо оплачиваемую должность сразу без знакомств и связей проблематично. Придется потрудиться простым клерком года два три за зарплату в 15 – 18 тысяч, но гарантированную и с социальным пакетом.

Специализация менеджер (организатор) предоставляет отличные перспективы трудоустройства во многих коммерческих и торговых структурах.

Самые — Высокодоходные профессии во всем мире

Новые — Профессии будущего

Самые — Востребованные профессии

ladyeve.ru

Муниципальное управление — WiKi

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, так же, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утверждённому Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляются и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Ещё одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба — только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Нормативные акты:

ru-wiki.org



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"