Конспект урока 3 класс "Грамматическая основа предложения". Что такое грамматическая основа предложения в русском языке 3 класс


А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5

  • Главная
  • А9. Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

Эта пара отлично танцует.

Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: 

Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

 

 

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Главный член:

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)

    Животные зевают, как и люди.

    Он что-то кричит.

    Больной выздоравливает.

    Присутствующие недоумевают.

    Один зевнёт, и все начинают зевать.

  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

  3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

    Он прыгает от радости.

    Звонок – он прыгать от радости.

    Пёс цап меня за палец!

    Я жду-жду, а он не идёт.

    Я жду не дождусь его прихода.

    А он возьми да и прийди в этот самый момент.

    Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

    Она только и делает, что ждёт от него звонка.

  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

    Я начала готовить утром.

     

    Я не умею готовить, но хочу научиться.

     

     

     

     

    Я была готова к двум.

     

    Понять – значит простить.

  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

    Она балерина. Она была балериной. 

     

    Он оказался вруном.

    Она стала балериной. 

    Она работала дворником.

     

    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах

    Она была (будет) балериной.

     

    Она умна. (краткая форма)

    Она умная. (полная форма)

    Она умнее всех. (степень сравнения)

Грамматическая основа в односоставном назывном предложении

Главный член:

Подлежащее

И.п. существительного

Ночь. Тишина.

Какой мороз!

 

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.

Иду по улице, смотрю по сторонам.

 

Иди сюда!

 

Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл.2) гл. в повелит. накл.3) гл. в форме условн. накл.

Звонят!

 

Пусть звонят.

Если бы мне сказали, я бы запомнила.

 

Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч.2) гл. в форме 3 л. мн.ч.

Слышишь звонок и бежишь открывать.

Так сейчас одеваются.

 

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

Смеркается. Меня тошнит.

Смеркалось.

* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

 

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    Я буду ждать тебя.

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Грамматическая основа предложения :: SYL.ru

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно - подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения – Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман. Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман. А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что - сказуемое. Итак, оба они - главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик – это гриб (существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член – односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния. Загремел гром. Мы идём в кино. А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк. Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

www.syl.ru

что такое грамматическая основа предложения 3 класс



В разделе Школы на вопрос что такое граматическая основа предложения я в 3 классе заданный автором Европеоидный лучший ответ это Грамматическая основа предложения характеризуется главными членами предложения: подлежащим и сказуемымГлавные члены предложения1) Подлежащее-главный член предложения, обозначающий предмет речи, то, о чём или о ком говориться в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что? В роли подлежащего употребляется имя существительное, местоимение, сочетание слов или любая другая часть речи в значении имени существительного, а также синтаксически несвободные словосочетания и собственные наименования.А также подлежащее может выражаться фразеологизмоми неопределённой формой глагола (инфинитив) Пример: Солнце своего света никому не жалеет (здесь подлежащее-выражено существительным в именительном падеже) . Умный говорит за себя своими делами (здесь подлежащее выражено прилагательным и так далее) 2) Сказуемое - главный член предложения, характеризующий подлежащее. Сказуемое обозначает действие, признак или состояние предмета реччи и отвечает на вопросы что делает предмет? т каков предмет? что такое предмет? что происходит с предметом?Пример: Выхожу (выхожу-сказуемое, выраженное глаголом 1 -го лица) один Я на дорогуНарод Наш очень талантлив (сказуемое-талантлив-выражено прилагательным) Сказуемое делится на:1) Простое глагольное сказуемое-которое выражает и грамматическое и лексическое значение, и выражается спрягаемой формой глагола2) Составное глагольное сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемое, и неопределённой формы глагола, выражающей его лексическое значение. Пример: Мы начали трясти берёзу (начали трясти-составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола-начали и неопределённой формы глагола -трясти) 3) И из составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и других) выражающей его лексическое значение Пример: Вода у берегов была чистая (была чистая-составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки была и именной части-чистая)Наиболее употребительным в составном именном сказуемом является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение времени и наклонения: Всегда был, есть и буду человекопоклонником

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое граматическая основа предложения я в 3 классе

Ответ от Похристосоваться[новичек]Грамматическая основа предложения — основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

Ответ от Просчитать[гуру]ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - основная часть предложения, состаящая из главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них. Например: Завтра Я ПРИДУ со школы рано. - Я-подлежащее, ПРИДУ - сказуемое.

Ответ от Оля Бородина[новичек]Подлежащее (сущ.) и сказуемое (прил.).

Ответ от ВАСЯ МУСАТОВ[новичек]Подлежащее (сущ.) и сказуемое (гл.).

Ответ от Ёветлана[новичек]что такое основа

Ответ от Валерий Чикалов[новичек]п

Ответ от Алёнка[новичек]основа это подлежащие и сказуемое ...

Ответ от Ирина Мазалова[новичек]Грамматическая Основа-это сказуемое и подлежащие или 1 из этого

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Практикум по русскому языку: что такое грамматическая основа

Предложение – основная единица вербального средства общения, главный предмет изучения синтаксиса. Ключевым смысловым и грамматическим центром предложения принято считать его предикативную основу.

Грамматическая основа предложения и её типы

Первичное понятие того, что такое грамматическая основа, даётся ученикам ещё в начальной школе. Более подробно и глубоко предикативные единицы изучаются при прохождении тем «Синтаксис простого предложения» и «Синтаксис сложного предложения». Именно тогда учащиеся узнают и учатся различать одно- и двусоставные предложения, полное и неполное предикативное ядро, разбираются в средствах выражения подлежащего и сказуемого.

Чтобы определить, что такое грамматическая основа каждого отдельно взятого предложения, нужно вычленить в нём главные члены и указать их средства выражения. При этом следует помнить, что в односоставном предложении грамматическая основа представлена только одним главным членом – подлежащим или сказуемым. А в двусоставном присутствуют оба.

  • Односоставное предложение.

Односоставные предложения делятся на назывные и глагольные. Подлежащее, выраженное именем существительным или другой частью речи в значении имени существительного, – вот что такое грамматическая основа назывного предложения (Вот и осень за окном; Тень от листьев на моей занавеске).

Предложения глагольного типа содержат в своей основе только сказуемые. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре (некоторые исследователи выделяют три) типа: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные. В каждом из них роль сказуемого выполняют глаголы в форме определённого лица и числа. В предложениях последнего типа роль сказуемого выполняют слова категории состояния (В дверь звонили снова и снова, не переставая; На улице морозило не на шутку).

Несколько сложнее усвоить, что такое грамматическая основа неполного предложения. Важно научиться видеть пропущенное подлежащее или сказуемое и восстанавливать его из контекста. Основная путаница происходит с неразличением односоставных и неполных предложений. Например, в предложении «Повсюду – лужи и лужи, растаял недавний снег» первая часть представляет собой неполное. Из контекста мы можем легко восстановить пропущенное сказуемое – блестят. Таким образом, в данном предложении грамматическая основа  -это подлежащее "лужи", выраженное именем существительным, и пропущенное, но восстановленное сказуемое "блестят", выраженное глаголом во множественном числе, настоящем времени, третьем лице, изъявительном наклонении.

  • Двусоставное предложение

В двусоставном предложении подлежащее выражается любой самостоятельной частью речи в значении существительного или словосочетанием, в том числе и неделимым, т.е. фразеологическим оборотом. В качестве самостоятельной части чаще всего выступают, кроме существительного, местоимение, прилагательное и причастие, а также имя числительное:

Животные могут страдать и плакать, как люди;

Она громко вопила и размахивала руками;

Душевая наполнилась паром;

Приехавшие ночью разместились по своим местам;

Как это глупо – палить из пушек по воробьям!

Также в роли подлежащего довольно часто выступает глагол в разных формах: Зевать в лицо собеседнику считается признаком дурного тона.

Сказуемое в двусоставном предложении тоже имеет разные формы выражения, начиная от стандартных глагольных и заканчивая именными частями речи и словосочетаниями. Важно развить у учеников так называемую синтаксическую зоркость, чтобы они могли без особых затруднений находить и определять границы и тип грамматической основы.

Грамматическая основа в словообразовании

Понятие грамматической основы присуще не только синтаксису, но и словообразованию. В словообразовании грамматическая основа слова – это часть слова без окончания. В неё входит, прежде всего, корень, а затем и другие составляющие – приставки, суффиксы, постфиксы.

Главная часть грамматической основы слова – корень. Он содержит в себе лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слова как самостоятельной лексико-грамматической единицы не бывает.

Таким образом, термин "грамматическая основа" в языкознании многозначен и реализуется на нескольких лингвистических уровнях.

fb.ru

Конспект урока 3 класс "Грамматическая основа предложения"

Открытый урокпо русскому языку в 3-м классе

по теме: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее выраженное разными частями речи. Закрепление».

Провела учитель первой категории МОБУ СОШ №21 г. Таганрог Ростовской области Мелихова Раиса Анатольевна.

Дидактическое обоснование

Русский язык 3 класс (2 часть), авторы учебника Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. УМК Образовательная система «Планета знаний»

Тема урока: « Подлежащее и сказуемое.Закрепление»

Дата проведения: 21.01.2014

Дидактическая цель: закрепить знания понятий « подлежащее» и « сказуемое»; научить находить их в предложениях; обобщить знания о том, что подлежащее может быть выражено разными частями речи.

Тип урока: «Закрепление знаний»

Задачи урока:

- сформулировать понятия « подлежащее» и « сказуемое»;

- научиться находить в предложениях подлежащее и сказуемое;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- воспитывать коммуникативную культуру.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Средства обучения: ПК, проектор, карточки, рабочие тетради.

Формирование УУД:

Регулятивные:целеполагание; планирование, прогнозирование; : контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы,моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Ход урок

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успехов.

Слайд.(Читает ученик).

"Здравствуй,великий,Здравствуй,могучий, Здравствуй,любимый,Русский язык!

-Продолжим постигать тайны русского языка.

II. Работа над ошибками

  1. Игра «Безграмотное письмо». Задание: ученик зелёным мелом исправляет ошибки в тексте.

На доске текст:Красифзимнийнарят леса. На лапах елей лижыт снек. На ветках бирёс снежный пух. Весь вснигустаитдуп. Харашопоработалвлесумарос!

Класс работает с текстом на карточках.

Объяснение орфограмм.

Слайд.

Поэтическая минутка.

Зиму воспевали многие писатели и поэты. Собирая богатства народного языка, они рисовали чудесные картины родной природы. Послушайте, как писал о зиме великий русский поэт А.С. Пушкин.

"Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит".

А кто из вас любит это время года и за что?

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

III. Минутка чистописания.

  1. Учитель.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали в зимний лес.

-Сегодня в чистописании мы пропишем букву соответствующую первому звуку в слове лес.

Запишите правильно соединения букв:

Лллл ля ли ла леел ял ил ал ол ел

лес лесок лесник лесная

(Помним о посадке, соблюдаем наклон)

-Что объединяет эти слова?

-Какое слово лишнее? Почему?

-Разберите его по составу.

IV.Блиц-опрос.

На каждом уроке мы узнаем что –то новое.

-Что изучали на предыдущих уроках? (Главные члены предложения.)

-Как называются главные члены предложения?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

-С какой новой частью речи познакомились? (Местоимением.)

-Что такое местоимение? Как они изменяются?

-Назовите местоимения 1 лица. 2 лица. 3 лица.

-Почему эта часть речи называется местоимением?

-Вместо какой части речи употребляются местоимения?

-Какой частью речи может быть выражено подлежащее? (существительным, местоимением, прилагательным).

- Чем ещё может быть выражено подлежащее? (словосочетанием).

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке сегодня?

(Тренировкой в нахождении главных членов предложения. Работать по теме: «Местоимение»).

V. Коллективная работа.

1.-Вставить вместо точек подходящее по смыслу местоимение.

(текст на экране).

В воскресенье ... пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

(Учащиеся выбирают карточку – местоимение к каждому предложению.) Устно.

2.-Списать 4 первых предложения.

3.-Выделить графически основу предложений.

4.-Определите,какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд.

VI.Физминутка

Здравствуй, зимний русский лес,

Полный сказок и чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья шумят.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Не страшен ветвям снегопад!

В стороны руки, плавно помашем –

Это снежинки летят.

Вот так они тихо на ветки садятся…

А нас ждет работа опять.

VII. Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь. С.9, №5.

VIII.Работа в группах.

-Получите конверт со словами - карточками.

- Составьте предложение. Запишите его в тетрадь.

- Выделите основу предложения, определите, какой частью речи выражено подлежащее.

I группа Стоял зимний солнечный денёк.

II группа Таня с Димой принесли зёрна в птичью кормушку.

III группа Голодные воробьи и синички прилетели сразу.

IV группа Они быстро набросились на еду.

Vгруппа Пернатые радовались вкусному обеду.

VI группа Они долго сидели на ветках и щебетали.

- Проверка.

- Прочитаем ещё раз все предложения. Что получилось? (Текст)

-Какова главная мысль текста? (Забота о птицах.)

- Как вы заботитесь о птицах зимой? (Рассказы детей)

-Молодцы! Я рада, что вы заботитесь о наших меньших братьях.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Какова была цель нашего урока?

-Достигли мы её?

-Поскольку все задания были связаны с зимой, оценим свои знания снежинками.

- Если вы справились со всеми заданиями, поднимите белую снежинку.

- Если над этой темой вам надо ещё поработать,поднимите голубую снежинку.

-Если затруднялись при выполнении заданий, то – синюю.

Оценки за урок.

IX. Домашнее задание.

Составить рассказ из 4-5 предложений о зимних забавах детей. Выделить графически основу предложения, указать, какой частью речи выражено подлежащее.

Спасибо за урок.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение. Грамматическая основа предложения"

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Обобщение. Грамматическая основа предложения. 3 класс

Результаты урока: Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Метапредметные: регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), род (мужской, женский, средний) роль в предложении.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся об главных членах предложения Умение находить грамматическую основу предложения.

Задачи: Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.

Ход урока.

Дети получают карточки с частями речи (сущ, гл, прил).

- Что вы можете сказать об этих частях речи (говорят правила).

Разбейтесь на группы. За этот стол сядут ребята, у которых часть речи сущ., за этот – гл, за этот – прил, а за этот – нар. (дети садятся по группам).

Ребята, на адрес моей электронной почты пришло письмо из сказочной страны, от наших героев Буратино и Незнайка.

«Здравствуйте, ребята! Мы с Буратино пришли в лесную школу Мальвины. Но она была очень расстроена. К нам должна была придти на урок Грамматическая основа. Но она не добралась до школы Мальвины. Её по пути в лесную школу забрал к себе в кукольный театр Карабас Барабас. А без неё мы не сможем написать контрольную работу. Помогите! Отыскать и спасти Грамматическую основу.

Чтобы мы всё-таки смогли их найти, он оставил нам карту и проводника Артемона.

Искренне ваши Буратино и Незнайка.»

(карты раздаю каждой группе.)

- А у нас с вами есть такая проблема? (Да. И нам предстоит так же написать контрольную работу.

- Значит, какую цель мы поставим на уроке? (подготовиться к контрольной работе)

А что для этого надо вспомнить? (обобщить знания по теме главные члены предложения)

- Какова тема урока? (Грамматическая основа предложения)

- Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

- В пути нас ждут испытания!

- Как вы думаете? Справимся мы.

- На пути нам встретилось первое препятствие, река.

1. Река

- Чтобы перейти через реку, нам нужно построить мост.

- Перед вами лежат карточка с ответами и вопросами, вы должны найти соответствие и соединить стрелочками.

1 Что такое предложение?

2 Какие бывают предложения по цели высказывания?

3.Назовите главные члены предложения?

4 Что такое подлежащее?

5 Какой частью речи в предложении

бывает подлежащее?

6 Что такое сказуемое?

7 Какой частью речи

1 Повествовательные,

вопросительные, побудительные

2 Это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

3 Это главный член предложения, О ком или о чём говорится в предложении.

4 Подлежащее и сказуемое

5 Глаголом

6 Существительное, местоимение

в предложении

бывает сказуемое? 7 Это главный член предложения, который связан с

подлежащим и называет

то, что совершает предмет, состояние, его чувства.

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении.

Вот и вы правильно ответили и выполнили это задание и построили мост.

Теперь мы перешли речку и оказались в лесу (слайд картина леса).

2. Лес

- В этом лесу есть хозяин – Мухомор - Мухоморович.

Чтобы мы могли пройти через лес и не заблудиться в нем, он предлагает

нам свою помощь. Но только в том случае, если мы выполним его задание.

Перед вами текст. Определите границы предложений, расставить знаки препинания. Найти подлежащее и сказуемое.

Перед тем как мы с вами начнете делать это задание, мы должны с вами вспомнить алгоритм нахождения главных членов предложения.

Алгоритм нахождения главных членов предложения. (клеят на листе):

1.О ком или о чём говорится в предложении?

кто? что?

подлежащее

существительное

2.Что говорится о подлежащем?

что делает?

сказуемое

глагол

Тайны.

Лес открывает людям свои тайны на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цветах летают мохнатые пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок

Тайны.

Лес открывает людям свои тайны. На опушке леса растёт красавица липа. Она (кто?) стоит вся в цветах. Летают мохнатые пчёлы. Они весело жужжат. Добрая липа дарит им сладкий сок.

Мухомор -Мухоморович проводил нас через лес, и мы оказались перед

замком. (на доске картинка замка).

3. Замок (слайд замка)

Чтобы войти в замок, нужно выполнить следующее задание.

1-4 группе.

- Из данных слов составьте предложения, запишите их рядом.

-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните

1.на яркое небе солнце светит (разрезать) из цветной бумаги

2.расцвели лесу ландыши в душистые

3.лопнули на почки деревьях

4. в лесу дождь зашумел золотой

5. весна в лес пришла

- Определите, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

1. На небе светит яркое солнце.

2. В лесу расцвели душистые ландыши.

3.На деревьях лопнули почки.

4. В лесу зашумел золотой дождь.

5. Пришла весна в лес.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они

составляют грамматическую основу предложения.

- Мы вошли в замок.

Но ребята этот замок не простой в этом замке спрятан кукольный театр Карабаса Барабаса. И нам с вами надо найти его.

И так ребята еще одно задание.

Задание. Вставь главные члены предложения.

1. Ярко светит весеннее ………….(солнце)

Ветер в наш лес песню …………(донёс)

Песню пролаял охотничий ………(пёс)

Дружно проквакали песню………..(лягушки)

Слова для справок: Опушка, солнце, алеет, донёс, лягушка, пёс, туча.

Молодцы!

И чтобы нам открыть дверь кукольного театра и спасти Грамматическую основу нам необходимо выполнить еще одно задание.

- Я читаю вам предложения а вы должны выписать все сущ и глаг.

Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березах. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях.

- Как вы думаете Карабас Барабас вернет нам Грамматическую основу?

- После всех ваших стараний он отдаёт нам Грамматическую основу.

Молодцы!

Итог.

- Теперь мы надолго с ней подружимся и будем при разборе предложений правильно определять.

Какую мы ставили цель? (Обобщить знания по теме главные члены предложения)

Поднимите руки, кому наш урок помог в достижении цели?

Рефлексия.

А теперь ребята у вас на столе лежат ключики.

Если вам сегодня на уроке

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК - Мне было легко на уроке.

СЕРЕБРЯННЫЙ КЛЮЧИК - Мне было трудно сегодня на уроке.

Крепят ключики на замок.

doc4web.ru

Грамматическая основа предложения - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Урок 18. Грамматическая основа предложения

Цели: закреплять изученное о предложении; уточнить понятие о грамматической (предикативной) основе предложения; показать взаимосвязь подлежащего и сказуемого; дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: знание признаков предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать односоставные предложения от двусоставных, находить грамматическую основу предложений, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 72 — чтение и анализ сочинений.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 45).)

2. Слово учителя

Нам встретилось новое для вас словосочетание — предикативная основа. Предикативный — отнесённый к действительности, который сообщает что-либо. То, что сообщается, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем. Предикативность — ключевой признак предложения. Она проявляется в наклонении: сообщается о реально осуществляемом в определённом времени (изъявительное), о требуемом (повелительное), о желаемом, возможном (условное).

В предложении, которое мы только что рассматривали (Ветер поднимается), сообщается о факте действительности, происходящем в настоящее время. Всё остальное (второстепенные члены) — лишь уточнение, которое не может существовать без главного — грамматической основы, формирующей предложение.

Сравним слово вечер и предложение Вечер... Предикативность предложения Вечер... с помощью интонации передаёт факт действительности, а кроме того, определённое настроение. Слово же вечер лишь потенциально обладает способностью передать этот факт, слово в данном случае нейтрально. Мы понимаем, что в предложении Вечер... речь идёт о настоящем времени (глагол быть в настоящем времени не употребляется, зато он есть во многих других европейских языках). Мы можем употребить прошедшее или будущее время (Был вечер... Будет вечер...), и тогда глагол- сказуемое проявляется.

По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?

Признаки выделения грамматической основы следующие.

1) В грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении.

2) Один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения.

3) Вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого- либо наклонения образует с самостоятельным словом один член предложения.

Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое (могу помочь).

Что делать, если в предложении отсутствует и глагол?

Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени (Летом и ночью будет светло. Летом и ночью было светло). В этом примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить её, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет).

3. Работа по учебнику

1. Упр. 73 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.

2. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 46).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 74 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, разбор слова по составу.

Комментарии

Односоставное только одно предложение — последнее.

2. Упр. 75 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3. Упр. 76 — чтение текста, пересказ по заданию.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 46, 47).

— Составьте с этими словами предложения.

V. Подведение итогов урока

— Чем предложение отличается от словосочетания и слова?

— Как определить главные члены предложения?

— По какому признаку различаются односоставные и двусоставные предложения?

Домашнее задание

1. § 13.

2. Упр. 76.

compendium.su



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"