"Составление синквейна по биологии". Биология синквейн примеры


Синквейн на уроках биологии

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Алфёрова Е.В., учитель биологии

МБОУ «СОШ №70» г. Хабаровска

   Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, посредством нерифмованного стихотворения,

     Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

   Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

   Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитологияизучающая, клеточноеисследует, устанавливает, диагностируетраздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смертиклеточная биология

Анатомиядревнейшая, научнаярассматривает, изучает, исследуетнаука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целомгруппа научных отраслей

Жизньживая, протекающаяразмножаться, развиваться, существоватьспособ бытия сущностейнаследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфологиянаучная, комплекснаяизучает, исследуетформу и строение животных и растительных организмовкомплекс научных отраслей

Организмживой, действующийсостоит, обладает, отличаетсятело с органамиотдельная особь

Цветоквидоизменённый, укороченныйпривлекает опыляется развиваетсяорган семенного размножения цветковыхспороносный побег

Цитоплазмаводянистая, изменяющаясядвижется, растет, воспроизводитсявнутренняя среда живой или умершей клеткисодержимое

МутацияСлучайная, стойкая.Изменяет, проявляется, наследуется.Не было бы счастья, да несчастье помогло!Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Регенерация

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

 Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

 Митоз Четырёхстадийный, самый распространённый, Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает, Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения, Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Гук

  1. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная,  разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.  

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?Вирусная, химерная, Кодировать, синтезировать, обусловливатьОдна хорошо, а две надежнее!Хромосома

Синквейн 6.

?Многофакторный, хромосомныйНарушать, изменять, обусловливатьБеда не приходит одна.Заболевание

Синквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционныйПоражать, изменять, губитьВот она загадка века – гибель мира человека!Белок

Синквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

 

     Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

     Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

  А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

multiurok.ru

Статья "Синквейн на уроках биологии"

Ховалыг А. В., учитель биологии

МБОУ СОШ №1 г. Шагонара Республики Тыва

        Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

       Синквейн — это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. [1]

       Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение состоящее из пяти строк.

       Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

        Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.[2]

        Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

         Как работать с синквейнами.

а) Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

  1. Атмосфера.
  2. Огромная, холодная .
  3. Движется, защищает, меняется.
  4. Воздушная одежда Земли.
  5. Простанство.

 

  1. Лист.
  2. Простой, сложный.
  3. Поглощает, выделяет, испаряет.
  4. Осуществляет самый важный процесс на Земле.
  5. Фотосинтез.

б) Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

  1. Модификация

  1. Адаптивная, обратимая

  2. Варьировать, приспосабливаться, формировать

  3. Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

  4. Эволюция

Рассказ. Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

в) Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

  1. Клетка

  2. Эукариотическая, прокариотическая

  3. Делится, размножается, обновляется

  4. Клетка – элементарная частица живой материи

  5. Жизнь

Измененный синквейн.

  1. Клетка

  2. Эукариотическая, прокариотическая

  3. Делиться, специализироваться, обновляться

  4. Элементарная частица жизни

  5. Гук

г) Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна. Синквейн можно использовать как загадку, зачитывая все строчки, кроме первой, а ученики отгадывают, о ком или о чём идет речь. Хорошо использовать при определении темы урока учащимися (ФГОС).

  1. --------------(капиляр)
  2. тонкий, однослойный
  3. двигает, проталкивает, диффузия
  4. Обеспечивает обмен веществ
  5. сосуд

 

  1. ----------------(Ч. Дарвин)
  2. любознательный, пытливый
  3. изучал, исследовал, практиковал
  4. Путешествовал на корабле «Бигль»
  5. Гений

 

  1. ------------------(цветок)
  2. видоизмененный, укороченный
  3. привлекает, опыляется, развивается
  4. Орган семенного размножения цветковых
  5. Спороносный побег 

Формы работы с синквейнами.

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.

  • Самостоятельно на практическом занятии.

  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме

  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Примеры синквейнов

  1. Атмосфера.
  2. Плотная, воздушная.

  3. Согревает, превращает, прогнозирует.

  4. Состоит из смези газов.

  5. Оболочка.

 

  1. Фотосинтез.
  2. Необходимый, глобальный.

  3. Поглощает, накапливает, питает.

  4. Образование глюкозы в хлоропластах листьев на свету.

  5. Процесс

 

  1. Фотосинтез.
  2. Активный, полезный.
  3. Поглощает, образует, выделяет.
  4. Глобальный процесс, когда в листьях на свету из углекислого газа и воды образуются глюкоза и выделяется кислород.
  5. Жизнь.

 

  1. Листопад
  2. Яркий, разноцветный.
  3. Опадает, защищает, помогает.
  4. Очень красивое и нужное явление природы.
  5. Осень.

 

  1. Листопад
  2. Важный, полезный.
  3. Защищает, помогает, приспосабливает.
  4. Биологическое явление.
  5. Защита.

       В заключение хочется подчеркнуть, что синквейн — эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию критического мышления у учащихся.

Литература

  1. Козлова О. Г. Синквейн. Что это такое? - Биология в школе. - 2000. - №5. - С. 37
  2. Золотарева И.Г. Синквейны на уроках биологии. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/09/16/sinkveyny-na-urokakh-biologii

multiurok.ru

Синквейны на уроках биологии

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.Золотарева И.Г., учитель биологии

МБОУ «ООШ №3» г. МариинскаОдним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

  Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитологияизучающая, клеточноеисследует, устанавливает, диагностируетраздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смертиклеточная биологияАнатомиядревнейшая, научнаярассматривает, изучает, исследуетнаука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целомгруппа научных отраслейЖизньживая, протекающаяразмножаться, развиваться, существоватьспособ бытия сущностейнаследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путёмМорфологиянаучная, комплекснаяизучает, исследуетформу и строение животных и растительных организмовкомплекс научных отраслейОрганизмживой, действующийсостоит, обладает, отличаетсятело с органамиотдельная особьЦветоквидоизменённый, укороченныйпривлекает опыляется развиваетсяорган семенного размножения цветковыхспороносный побегЦитоплазмаводянистая, изменяющаясядвижется, растет, воспроизводитсявнутренняя среда живой или умершей клеткисодержимое

МутацияСлучайная, стойкая.Изменяет, проявляется, наследуется.Не было бы счастья, да несчастье помогло!Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

Регенерация

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

ТубулинБелки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова! Митоз Четырёхстадийный, самый распространённый, Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает, Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения, Деление.Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

ЖизньИзмененный синквейн.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

  1. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная, разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

ОтборСинквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепьСинквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

ТканьСинквейн 4.

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

ЭкосистемаСинквейн 5.

?Вирусная, химерная, Кодировать, синтезировать, обусловливатьОдна хорошо, а две надежнее!Хромосома

Синквейн 6.

?Многофакторный, хромосомныйНарушать, изменять, обусловливатьБеда не приходит одна.ЗаболеваниеСинквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционныйПоражать, изменять, губитьВот она загадка века – гибель мира человека!БелокСинквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

ФенотипСинквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

ОрганизмСинквейн 10.

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

 

Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

bio.na5bal.ru

Синквейны на уроках биологии

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Золотарева И.Г., учитель биологии

МБОУ «ООШ №3» г. Мариинска

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

  Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитологияизучающая, клеточноеисследует, устанавливает, диагностируетраздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смертиклеточная биология

Анатомиядревнейшая, научнаярассматривает, изучает, исследуетнаука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целомгруппа научных отраслей

Жизньживая, протекающаяразмножаться, развиваться, существоватьспособ бытия сущностейнаследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфологиянаучная, комплекснаяизучает, исследуетформу и строение животных и растительных организмовкомплекс научных отраслей

Организмживой, действующийсостоит, обладает, отличаетсятело с органамиотдельная особь

Цветоквидоизменённый, укороченныйпривлекает опыляется развиваетсяорган семенного размножения цветковыхспороносный побег

Цитоплазмаводянистая, изменяющаясядвижется, растет, воспроизводитсявнутренняя среда живой или умершей клеткисодержимое

МутацияСлучайная, стойкая.Изменяет, проявляется, наследуется.Не было бы счастья, да несчастье помогло!Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

Регенерация

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

 Митоз Четырёхстадийный, самый распространённый, Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает, Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения, Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная, разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?Вирусная, химерная, Кодировать, синтезировать, обусловливатьОдна хорошо, а две надежнее!Хромосома

Синквейн 6.

?Многофакторный, хромосомныйНарушать, изменять, обусловливатьБеда не приходит одна.Заболевание

Синквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционныйПоражать, изменять, губитьВот она загадка века – гибель мира человека!Белок

Синквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

 

Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Главная > Конспекты > по группам > Синквейны на уроках биологии

aret.ru

"Составление синквейна по биологии".

«Составление синквейна по биологии ».

     Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

   Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитологияизучающая, клеточноеисследует, устанавливает, диагностируетраздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смертиклеточная биология

Анатомиядревнейшая, научнаярассматривает, изучает, исследуетнаука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целомгруппа научных отраслей

Жизньживая, протекающаяразмножаться, развиваться, существоватьспособ бытия сущностейнаследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфологиянаучная, комплекснаяизучает, исследуетформу и строение животных и растительных организмовкомплекс научных отраслей

infourok.ru

Синквейны 1Организм

Синквейны

1Организм

Организм

Сложный,организованный

Работает,обеспечивает,сохраняет

Совокупность органов как единая работоспособная система

Тело2ЖИЗНЬ

Жизнь

Живая,протекаюшая

Размножаться,развиваться,существовать

Способ бытия сущностей

Наследственная болезнь со смертельным исходом,передаваемая половым путём3цитология

изучающая, клеточное

исследует, устанавливает, диагностирует

раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти

клеточная биология4Анатомия

древнейшая, научная

расматривает, изучает, исследует

наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом

группа научных отраслей

5 Синквейн на тему биологияБиология

Актуальная, интересная

Развивается, учит, описывает

Изучает все аспекты жизни

Наука

6 Синквейн на тему головной мозгМозг

Главный, чувствительный

Контролирует, расщепляет, организовывает

Самый мало изученный орган

Центр

7 Синквейн на тему клеткаКлетка

Структурная, функциональная

Дышит, питается, воспроизводит

Основной элемент живой материи

Жизнь

8 Синквейн на тему растенияРастения

Живые, зеленые

Растут, обеспечивают, украшают

Есть легкие нашей планеты

Автотрофы

9 Синквейн на тему генетикаГенетика

Интересная, прогрессивная

Развивается, открывает, выявляет

Изучает наследственность и изменчивость

Наука

10 Синквейн на тему белкиБелки

Структурные, ценнейшие

Защищают, строят, переносят

Обеспечивают саморегуляцию процессов организма

Кирпичики

11 Синквейн на тему живые организмыОрганизмы

Авторегулирующиеся, дискретные

Растут, развиваются, самовоспроизводятся

Системы, построенные из биополимеров

Тела

12 Синквейн на тему кожаКожа

Эластичная, обновляющаяся

Дышит, выводит, покрывает

Важнейший орган защиты организма

Оболочка

13 Синквейн на тему экологияЭкология

Разносторонняя, развитая

Разрабатывает, охраняет, формулирует

Находит способы рационального использования природных ресурсов

Отрасль

14 Синквейн на тему корень растенияКорень

Стержневой, мочковой

Всасывает, проводит, удерживает

Важнейший орган, обеспечивающий жизнь растения

Орган15.ЖИВАЯ МАТЕРИЯ-

потаённая, непознанная.

Рождается, растёт, развивается.

В короткое определение не вмещается.

ЖИЗНЬ! 16. ЖИВОЕ!

Белковое, клеточное.

Раздражается,питается, дышит,

Планета давно признаки жизни слышит.

Эволюция! 17. Жизнь-

сложная, многогранная.

Самообновляется, возрождается.

Единым кодом закрывается.

ДНК! 18 Живое существо -

открытое, системное.

Двигается, дышит, питается.

Дарвинистами живой материей называется.

Материализм!

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

100-bal.ru

Синквейны на уроках биологии

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Алфёрова Е.В., учитель биологии

МБОУ «СОШ №70» г. Хабаровска

   Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, посредством нерифмованного стихотворения,

     Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

   Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

   Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитологияизучающая, клеточноеисследует, устанавливает, диагностируетраздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смертиклеточная биология

Анатомиядревнейшая, научнаярассматривает, изучает, исследуетнаука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целомгруппа научных отраслей

Жизньживая, протекающаяразмножаться, развиваться, существоватьспособ бытия сущностейнаследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфологиянаучная, комплекснаяизучает, исследуетформу и строение животных и растительных организмовкомплекс научных отраслей

Организмживой, действующийсостоит, обладает, отличаетсятело с органамиотдельная особь

Цветоквидоизменённый, укороченныйпривлекает опыляется развиваетсяорган семенного размножения цветковыхспороносный побег

Цитоплазмаводянистая, изменяющаясядвижется, растет, воспроизводитсявнутренняя среда живой или умершей клеткисодержимое

МутацияСлучайная, стойкая.Изменяет, проявляется, наследуется.Не было бы счастья, да несчастье помогло!Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Регенерация

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

 Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

 Митоз Четырёхстадийный, самый распространённый, Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает, Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения, Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Гук

  1. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная,  разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.  

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?Вирусная, химерная, Кодировать, синтезировать, обусловливатьОдна хорошо, а две надежнее!Хромосома

Синквейн 6.

?Многофакторный, хромосомныйНарушать, изменять, обусловливатьБеда не приходит одна.Заболевание

Синквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционныйПоражать, изменять, губитьВот она загадка века – гибель мира человека!Белок

Синквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

 

     Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

     Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

  А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

infourok.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"