Конспект урока на тему "Как питаются растения". Биология чем питаются растения


Как питаются растения?

Ни для кого не секрет, что жизнедеятельность и развитие любого живого организма не может происходить без питания. Питание дает возможность организмам расти, видоизменяться, размножаться, а также обусловливает многие другие процессы в течение жизни. Как питаются животные, рыбы, люди - знает каждый. А как питаются растения? Ведь у них нет ни рта, ни зубов, ни пищеварительной системы. Многие столетия ученые изучали этот интереснейший процесс. В результате было выявлено, что растения используют для получения питательных веществ два способа - корневое и воздушное питание.

Корневое питание

Корневая система у разных растений различается по своей мощности - чтобы это увидеть, достаточно сравнить корни, например, моркови и картофеля. Однако для всех едино правило, что наибольшей способностью к всасыванию минеральных веществ из почвы обладают молодые корешки. С течением времени они немного грубеют и теряют эту способность. Поэтому корневая система имеет не только один корень, а стремится к появлению новых корешков и выглядит кустисто.

Корни поглощают питательные вещества, находящиеся в почве, не напрямую, а с помощью воды. Из устьиц на листьях растений испаряется влага и образуется давление снизу вверх, которое стремится заполнить пустоты после испарившейся жидкости. Минеральные вещества растворяются в воде и всасываются под действием этого давления через корневую систему в растение. Сначала они заполняют межклеточное пространство, а затем проникают и внутрь клеток растений.

Зная о таком способе питания, мы понимаем важность своевременного полива наших растений, особенно в период засухи. Ведь испарения в такой период увеличиваются и растениям необходимо "пополнить запасы" веществ, а без полива и воды они не смогут этого сделать.

Воздушное питание

Фотосинтез - процесс питания растений, при котором происходит переработка неорганической энергии в органическую. В зеленых частях растений присутствует вещество хлорофилл. Растения питаются поглощением из воздуха углекислого газа. Углекислый газ попадает в клетки, содержащие хлорофилл, и там под действием солнечных лучей перерабатывается в органические вещества и воду. При этом происходит еще один немаловажный процесс - выделение растениями кислорода в окружающую среду. Этим умело пользуются экологи, создавая зеленые насаждения в местах с загрязненным воздухом.

Исходя из знаний о таком типе питания растений, мы понимаем важность попадания на них солнечного света. Не зря, например, принято ставить домашние цветы на подоконники.

Узнайте больше интересных фактов о жизнедеятельности растений из статьи Как живут растения.

elhow.ru

Чем питаются растения? Виды растений и способы их питания :: SYL.ru

Чем питаются растения? Дело в том, что для нормального роста и развития этих организмов необходимы особые условия. Какие именно? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Что такое питание

Осуществление процесса обмена веществ является признаком всех живых организмов. Его составной частью и является питание. Его суть заключается в поступлении веществ к тканям и органам, их преобразовании и усвоении. Чем питаются растения? Подобно другим существам, им необходима энергия, заключенная в связях сложных химических соединений. Особенностью большинства растений является то, что все необходимые элементы они получают из воздуха и почвы. Для человека знания о значении питания для растений имеет огромное значение, поскольку позволяют значительно увеличить урожайность.

Способы питания организмов

По типу питания организмы можно объединить в две группы. Это авто- и гетеротрофы. Представители первых самостоятельно синтезируют органические вещества. К ним относятся растения и некоторые виды бактерий. Для создания органики автотрофы используют разные виды энергии. В зависимости от этого различают фото- и хемотрофы. Растения и сине-зеленые водоросли в ходе биосинтеза используют энергию солнечного излучения. Некоторые виды бактерий в ходе питания окисляют различные минеральные соединения. Они относятся к группе хемотрофов.

Животные, грибы и часть бактерий питаются уже готовыми органическими соединениями, поглощая их разными способами. Такие организмы называют гетеротрофами.

В природе существуют необычные виды растений. И способ их питания может изменяться в зависимости от условий окружающей среды. Это миксотрофы. Они способны к фотосинтезу, а при необходимости могут поглощать и готовую органику. Их примерами являются росянка и эвгленовые водоросли.

Минеральное питание растений

Каждый огородник знает, что урожайность во многом определяется количеством влаги и плодородием почвы. Действительно, для роста растениям необходимы растворы минеральных солей, которые они поглощают при помощи корня. По элементам проводящей ткани они передвигаются по стеблю к листьям. Такой ток веществ называется восходящим. Это и есть почвенное питание растений.

Какие элементы являются самыми важными? Прежде всего это магний, кальций, фосфор, железо и сера. Это макроэлементы, которые необходимы растениям в больших количествах. Каждый из них незаменим. Не меньшее значение для развития корня и побега имеют микроэлементы. К ним относятся кобальт, медь, бор, цинк и молибден. В агротехнических целях эти компоненты вносятся в почву в качестве удобрений.

Особое значение для роста побега имеет азот. Если вы увидели, что листья и стебли растений на вашем участке начали желтеть и вянуть - это явный признак нехватки этого элемента. Достаточное количество азота содержит воздух. Он составляет практически 78% в этой газовой смеси. Но растения не способны усваивать атмосферный азот. Природными помощниками в этом вопросе являются нитрифицирующие бактерии. Они преобразуют атмосферный азот в растворимые соли. Их и поглощают растения из почвы вместе с водой. Человек вносит азот в виде различных удобрений - калийной селитры, карбамидов, сульфатов аммония. Добавлять в почву их необходимо весной, когда начинается формирование побега.

Эффективность минерального питания растений зависит от содержания в почве воды. Дело в том, что растения могут поглощать все необходимые им вещества только в растворенном виде. Поэтому в засушливой местности многие растения не выживают. Но чрезмерное увлажнение также не приносит пользы. Корни начинают загнивать и постепенно отмирают.

Важным компонентом почвы является воздух. Хорошая аэрация также является необходимым условием развития корня, а значит, и других частей растения. Рыхлению почвы способствует не только человек, но и ее обитатели. Дождевые черви и насекомые проделывают в ней многочисленные ходы. При этом они обогащают почву кислородом и перемещают органические вещества с ее поверхности вглубь.

Воздушное питание растений

Дыхание и фотосинтез являются противоположными процессами. Они являются жизненно необходимыми и в растении протекают одновременно. В чем суть воздушного питания растений? В листья поступает углекислый газ, который вступает в сложную многоступенчатую реакцию с другими неорганическими веществами. В результате образуется глюкоза, которую растения используют в качестве источника энергии. Этот процесс называется фотосинтезом.

Почвенное и воздушное питание растений тесно взаимосвязаны. Органика, которая образуется в листьях, поступает к подземным частям. И наоборот, водные растворы минеральных компонентов передвигаются из корня к побегу.

Что такое фотосинтез

Питание растений биология рассматривает в планетарном масштабе. В ходе фотосинтеза образуется не только моносахарид глюкоза, но и кислород. Этот газ необходим для дыхания не только животным, грибам и бактериям, но и самим растениям.

Процесс фотосинтеза происходит в два этапа: световой и темновой. Солнечная энергия поглощается зеленым пигментом хлорофиллом. В результате этого первоначально происходит фотолиз воды: под действием солнечного света она разлагается на кислород и водород. Далее осуществляется процесс восстановления углекислого газа. Для этого солнечный свет уже не нужен.

Необходимые условия

Чем питаются растения в ходе фотосинтеза? Этот процесс происходит в особых структурах клеток растений, которые называются пластидами хлоропластами. Они имеют зеленый цвет, обусловленный наличием красящих веществ - пигментов. Пластиды этого вида содержат хлорофилл.

Для протекания фотосинтеза необходимы вода и углекислый газ. Начинается химическая реакция только при наличии солнечного света. Углекислый газ проникает в растение через устьица листьев, а воду всасывают корни из почвы.

Насекомоядные

На примере этой группы организмов можно рассмотреть необычные способы питания растений. Этих представителей называют насекомоядными, или хищными. В природе их насчитывается более 600 тысяч видов.

Они имеют ловчие аппараты, с помощью которых охотятся на насекомых. При этом данные растения способны и к автотрофному питанию. Способность поглощать готовую органику делает их менее зависимыми от азота, содержащегося в почве.

Большинство хищных растений являются многолетними травами, иногда встречаются небольшие кустарники. Их типичными примерами являются росянка и пузырчатка. Самое крупное растение-хищник растет на территории Австралии. Это гигантский библис. Жертвами этого кустарника являются насекомые, ящерицы и даже лягушки.

Для охоты у них есть целый ряд приспособлений. Листья видоизменены в специальные ловчие органы. Они имеют железы, которые выделяют пищеварительные ферменты.

Паразитические виды

Для этих растений минеральное питание утратило свое значение. Они неспособны к фотосинтезу или осуществляют его частично. Паразитические виды питаются соками других растений. К примеру, заразиха получает вещества подсолнечника или тыквы.

Известным паразитом является повилика. Ее корень развивается лишь во время прорастания семени. Потом он засыхает, а стебель обвивает растение-хозяина. Повилика крепится к нему с помощью присосок, или гаусторий. Через них происходит всасывание всех (как минеральных, так и органических) веществ. Растения-паразиты приводят к массовой гибели многих культурных растений.

Систематики насчитывают более 4 тысяч видов паразитов. Среди них - представители семейств раффлезиевых. Это растение известно гигантскими размерами своего цветка, достигающего метра в диаметре. Само растение полностью погружено в побег и корень хозяина. Снаружи можно увидеть только цветки.

Еще одним примером паразитов является омела, которая относится к семейству санталовых. Она поселяется на тополях. Стоит сказать, что омела не утрачивает способности к фотосинтезу, однако водные растворы минералов получает с помощью гаусторий.

Полупаразиты

Как и омела, эта группа организмов обеспечивает себя органическими веществами в ходе фотосинтеза. А вот почвенное питание растений затруднено. Дело в том, что у полупаразитов плохо развиты подземные органы. Процесс затрудняется также отсутствием или недостаточным количеством корневых волосков. Для поглощения воды полупаразиты имеют видоизмененные органы. Это корневые присоски. Примерами растений с таким типом питания являются иван-да-марья и погремки.

Вместо послесловия

Итак, в нашей статье мы разобрали, чем питаются растения. Большинство из них являются автотрофами. Это значит, что они осуществляют процесс фотосинтеза. В его ходе в хлоропластах из воды и углекислого газа образуется моносахарид глюкоза и кислород. Происходит это при наличии солнечного света. Среди растений встречаются и виды с гетеротрофным питанием. Они имеют ловчие аппараты, с помощью которых охотятся на мелких животных. Переваривание их происходит при помощи ферментов, которые выделяются специальными железами. Еще одной группой растений являются паразиты. Они частично или полностью утрачивают способность к фотосинтезу и питаются водными растворами других растений.

www.syl.ru

Питание растений

Питание высших растенийПо типу питания все высшие растения являются автотрофами, то есть они способны синтезировать органические вещества (вещества, находящиеся в растительных организмах, продукты их выделения и ассимиляции) из неорганических (состоят, главным образом, из углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора). В организм растения неорганические вещества попадают двумя путями:

• «воздушное питание» (иначе фотосинтез) – попадает углекислый газ

• «корневое питание» - попадают азот, сера, фосфор, железо, калий, кальций, натрий, микроэлементы (молибден) и вода

«Воздушное питание» представляет собой поглощение листьями растений углекислого газа из окружающей среды. В листьях он претерпевает ряд химических изменений в результате чего образуются необходимые растению органические вещества (аминокислоты, белки). В качестве побочного продукта образуется кислород.

«Корневое питание» представляет собой поглощение воды и минеральных веществ корнем непосредственно из почвы. Поглощение возможно за счет осмотического давления, то есть за счет разницы давлений между давлением внутри растения и давлением окружающей среды. С последним растение взаимодействует в процессе испарения воды, раскрывая многочисленные устьица на площади листа.

Минеральные вещества, попадают в тело растения в виде положительно (катионы) или отрицательно заряженных (анионы) ионов (атомов, реже молекул с выраженным зарядом) неорганических веществ. В дальнейшем они переводятся в готовые органические вещества (аминокислоты, белки). Часть органических веществ может синтезировать сам корень.

Непосредственно на корне за впитывание минеральных веществ отвечают молодые растущие корешки и множество корневых волосков. Количество корневых волосков  может достигать 200-500 штук на 1 квадратный миллиметр, что увеличивает площадь соприкосновение корня с почвой в несколько раз. Срок жизни каждого корешка и волоска не превышает 2-5 дней. Вследствие этого корни у растения растут непрерывно в течение всей жизни. За один день общий прирост корней может составлять 5-10 миллиметров.

Во время роста корня часто наблюдается такое интересное явление как хемотропизм. Его смысл состоит в том, что корневая система растет наиболее быстрее в том направлении, где больше всего питательных веществ. Но возможен и отрицательный хемотропизм, то есть корневая система растет в сторону о т неблагоприятных условий. В качестве последних может выступать реакция почвенной среды, температура, степень обеспеченности водой, кислородом и минеральными веществами.

Избыток или, чаще всего, недостаток многих неорганических веществ отрицательно сказывается на облике растения. Растение хиреет, плохо или вообще не плодоносит, часто погибает. Чтобы этого избежать сельскохозяйственные растения подкармливают удобрениями.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Растения, как они питаются, как дышат и что дают нашему миру.

РастенияРастения – это особое царство живого мира. Как и все живые существа, они состоят из клеток. Основное их отличие от всех других живых существ заключается в том, что их клетки обладают не только оболочкой, но и стенками из прочного и эластичного вещества – целлюлозы. Благодаря этому веществу ткани растений очень прочные и эластичные. Растения, как и грибы, не способны активно двигаться. Однако они способны очень медленно изменять свое положение, например, поворачивая листья к солнцу.

Что растения дают миру?

Растения нередко называют легкими нашей планеты. Дело в том, что именно растения снабжают нашу атмосферу кислородом. Они образуют его из углекислого газа и воды, под действием солнечного света. На это способны лишь зеленые растения, ведь для того, чтобы уловить солнечный свет, необходимо особое вещество – хлорофилл, который содержится в клетках растений и придает им зеленую окраску.

Как питаются растения?

Зачем же растениям нужно поглощать углекислый газ и выделять кислород? Дело в том, что всем организмам, чтобы поддерживать жизнь, нужна энергия. Энергию они получают из питательных веществ. Питательные вещества – это органические вещества. Мы получаем их с пищей. А растения способны самостоятельно создавать из неорганических веществ – углекислого газа и воды – органические – углеводы. Процесс этого чудесного превращения называют фотосинтезом. 

Дышат ли растения?

Корни растений забирают из почвы азот, необходимый для создания белка. Создавать органические вещества из неорганических способны лишь зеленые растения и некоторые бактерии. За эту способность эти организмы называют продуцентами. Благодаря им количество органических веществ и кислорода на нашей планете не истощается, и жизнь на Земле не исчезает.

Кстати, не стоит думать, что растения не дышат. Они так же, как и все другие живые организмы, забирают из атмосферы кислород и выделяют углекислый газ. Ведь им необходимо расщеплять органические вещества, чтобы получать энергию. Однако потребляют они кислорода в несколько раз меньше, чем выделяют.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Способ питания растений

В целом, организмы в живой природе делятся на две основные категории в зависимости от их типа питания. Это автотрофы, которыми являются растения, и гетеротрофы, которыми являются животные, грибы и т.д. Помимо этого есть также организмы, которые включают в себя характеристики обоих перечисленных методов.

Автотрофность - способ питания растений

Растения питаются исключительно за счет неживых химических веществ. Они способны фильтровать из почвы необходимые для их роста минералы и прочие неорганические вещества. А недостаток углерода растения восполняют за счет фотосинтеза, поглощая из атмосферы углекислый газ. 

Именно это и является основным отличием растений от других царств, поскольку остальные эукариоты к фотосинтезу не способны. Например, грибы и животные устроены так, что могут питаться только уже существующими органическими соединениями.

Растения-исключения

Однако, как и в большинстве случаев в биологии, в царстве растений находятся исключения. Это относится к некоторым наземным травянистым растениям, которые можно встретить на болотистых почвах, где не хватает питательных веществ. Для продолжения существования за долгое время эволюции они приспособились к поимке и перевариванию мелких животных и насекомых. Такие растения называют насекомоядными или хищными. Среди них выделяются:

  • Венерина мухоловка.
  • Библис гигантский.
  • Росянка.

В целом, науке известно около 600 видов насекомоядных растений. Они произрастают на всех континентах, кроме Антарктики. Также археологами найдено несколько десятков видов вымерших хищных растений.

Помимо этого, существуют также водоросли, в основном, одноклеточные, которые способны и к фотосинтезу, и к питанию органическими веществами (например, другими водорослями или бактериями). Среди них, к примеру, водоросль эвглена, которая живет в водоеме с прозрачной водой и при этом является автотрофом. Если же света ей недостаточно, то она начинает пожирать других водорослей. Черты автотрофности есть и у некоторых бактерий (например, цианобактерий).

 

vashurok.ru

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Питание растений — это процесс поглощения и усвоения ими питательных веществ, необходимых для построения тканей и органов и осуществления всех жизненных функций. Питание — составная часть обмена веществ у растений.

Большинство высших растений в отличие от других организмов, например животных, строят свое тело из простых соединений — углекислого газа, воды, минеральных солей. Все необходимые элементы питания они получают из воздуха и почвы. Из воздуха через листья растения усваивают углекислый газ, который с помощью солнечной энергии преобразуют в органическое вещество своего тела. Так осуществляется фотосинтез, который называют воздушным питанием растений.

Из почвы через корни в растения поступают вода и ионы минеральных солей, т. е. происходит минеральное питание. Низшие растения: грибы, водоросли, лишайники — усваивают питательные элементы всей поверхностью тела.

Для питания растениям необходимы углерод, кислород, водород, азот, фосфор, калий, кальций, сера, магний, железо и микроэлементы, которые нужны им в небольшом количестве. Это медь, марганец, молибден, бор, цинк, кобальт и другие элементы. В составе растительных организмов обнаружены почти все химические элементы, существующие на нашей планете. Если растение не получает хотя бы один нужный элемент питания, то его основные жизненные функции резко нарушаются. Избыток других элементов не заменяет недостающих веществ. Это происходит потому, что питательные вещества выполняют в растительных тканях различные функции.

Потребности растений в элементах питания неодинаковы. Одни растения, например корнеплоды, нуждаются в повышенных дозах калия, другие — капуста, огурец — требуют много азота. У некоторых растений обнаружена потребность в натрии (сахарная свекла), кобальте (горох, соя и другие бобовые).

Как же происходит усвоение питательных веществ и их дальнейшее превращение в тело растительного организма? В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, поступающей из почвы через корни, в листьях образуются первичные органические продукты — ассимиляты (сахароза и др.). Из клеток листа они поступают в ситовидные трубки флоэмы (ткани, проводящей питательные вещества от листьев к корням) и перемещаются вниз по стеблю, распространяясь затем по его тканям.

Корни растений всасывают из почвенного раствора ионы минеральных элементов, которые проникают внутрь корневых клеток. Затем минеральные вещества вместе с водой поступают в сосуды ксилемы (ткани, по которой питательные вещества движутся от корней к листьям) и по ним передвигаются в листья.

Одни элементы (калий, натрий) подаются в наземные органы в неизменном состоянии, другие — в виде органических соединений. В листьях минеральные элементы взаимодействуют с ассимилятами. Здесь образуются разнообразные органические и органо-минеральные соединения. Из них растения и строят свои ткани и органы.

Минеральное и воздушное питание растений — два звена одного физиологического процесса. Только при достаточном минеральном питании фотосинтез протекает интенсивно, и растения хорошо растут и развиваются.

Земледелец может управлять питанием растений, внося в почву минеральные и органические удобрения в нужных дозах и в оптимальные сроки, поливая растения. В защищенном грунте можно регулировать и воздушное питание, если повысить концентрацию углекислого газа в воздухе и использовать дополнительное освещение.

Очень важно уметь определять потребности сельскохозяйственных культур в том или ином элементе минерального питания, т. е. проводить диагностику питания растений.

При недостатке азота, фосфора, калия или другого элемента изменяются размер и окраска листьев, строение органов. Например, если растению не хватает азота, листья его становятся бледно-зелеными, мелкими, стебли — тонкими, у многих культур (плодовых, хлопчатника) опадают завязи.

Если недостает фосфора, то листья томата темно-зеленые с голубоватым оттенком, кукурузы — фиолетовые, капусты — красноватые. Молодые листья мелкие, по краям нижних листьев появляются участки отмершей ткани бурого или черного цвета. Развитие растений замедляется, особенно фазы цветения и созревания.

При калийном голодании листья желтеют, буреют, затем отмирают ткани по их краям, а позднее между жилками. Цвет листьев более темный с голубоватым или бронзовым оттенком. У растений укорочены междоузлия, они вянут и полегают.

Создание наилучших условий для питания растений — наиболее эффективное средство управления урожаем сельскохозяйственных культур. Это основная задача земледельца.

enciklopediya-tehniki.ru

Конспект урока на тему "Как питаются растения"

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

- Посмотрите, ребята, солнышко светит! Хороший денек!

Посмотрите друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.

А сегодня он будет посвящен одному из свойств живых организмов.

-Вспомните, какие же свойства живых организмов вам известны? (Ответы детей).

-О каких свойствах мы уже с вами говорили? (Ответы детей).

- Откуда мы с вами берем силы, энергию, чтобы учиться, бегать, выполнять какую-нибудь работу? (Ответы детей).

- Человек к какой группе организмов относится? (Ответы детей). Т.е. он находит себе энергию, как и другие животные, питаясь. Животные питаются, передвигаясь, у них есть для этого конечности. А как же питаются растения? Вы это можете объяснить сразу? (Ответы детей).

- Как вы думаете, какая проблема сегодня стоит перед нами? (Ответы детей).

- Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

- Какую цель мы должны достигнуть в конце урока? (Ответы детей).

Слушают, принимают участие в диалоге.

Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге

с учителем.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные:

оценивают знаниевые границы.

Какие свойства живых организмов известны?

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Беседа

Работа по учебнику.

Беседа.

Работа в рабочей тетради.

(Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, на которых изображены этапы опыта Я. ван Гельмонта).

- Многие ученые не так давно тоже ставили перед собой такой вопрос: откуда растение само получает питательные вещества. Около 300 лет назад уже известный вам ученый ван Гельмонт, заинтересовавшись этим вопросом, решил поставить опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попадала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержит никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынул из земли и взвесил. Ее масса за эти годы увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась только на 50 г!

Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества? Я. ван Гельмонт на этот вопрос не смог ответить. А мы с вами попытаемся. Для этого мы с вами внимательно оценим наблюдения за растениями, которые проводили ученые в разных странах. Они описанные в учебнике на с. 50-51.

- О чем рассказывает нам наблюдение 1? (Ответы детей).

- О чем рассказывает нам наблюдение 2? (Ответы детей).

- Какой вывод можно сделать, при каких условиях растение становиться опять зеленым? (Ответы детей).

- На свету в листьях образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл. Запишите выводы в рабочую тетрадь.

- О чем рассказывает нам наблюдение 3? (Ответы детей).

- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

- О чем рассказывает нам наблюдение 4? (Ответы детей).

Запишите выводы в рабочую тетрадь.

Слушают, делают записи в рабочей тетради.

Познавательная: отвечают на вопросы, делают предположения, выполняют записи.

Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивная: контролируют записи в тетради.

Индивидуальная.

Групповая работа и индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

в устной и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников (беседы учителя, презентации, рабочей тетради).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают значимость своих знаний.

Устные ответы, работа в рабочей тетради

Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

В качестве физминутки используется игра "Испорченный телефон". Игры такого вида используются при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в точной передаче определения по цепочке от одного учащегося к другому. Учитель тихо, на ушко проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, он поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, после того как получил информацию, встаёт и вслух озвучивает её, или записывает на листочке и отдаёт учителю. Выигравшим считается тот ряд, в котором наиболее точно озвучили определение. Сегодня это может быть фраза: На свету в листьях растений образуется зеленое вещество - хлорофилл.

Выполняют физические упражнения: встают, поворачиваются, наклоняются.

Фронтальная.

Познавательные: извлекают необходимую информацию при работе с учебником, слушая учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг другаРегулятивные: оценивают работу.

Закрепление

Беседа.

Поедая растение, животное получает готовые органические вещества, созданные растением. Человек, используя в пищу клубни картофеля, зерна пшеницы, капусту, яблоки и др. дары растений, также получает готовые органические вещества.

-А растения откуда берут органические вещества? Какие условия им нужны, чтобы образовать органические вещества? (Ответы детей).

- Составьте схему из имеющихся у вас картинок. Проверьте правильность составленной схемы друг у друга и со слайдом презентации.

Слушают, работают со схемами, оценивают выполнение работы.

Работа в парах.

III. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

Рефлексия. (Слайд презентации)

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).

- Достигли мы ее? (Ответы детей). О каком свойстве живого организма мы с вами вели разговор на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Закончить предложение…

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…
  • Самым трудным для меня было… 
  • Меня больше всего удивило….

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Фронтальная

Познавательные: ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные осознание своих эмоций.

Регулятивные: оценивают степень достижения цели.

Устные ответы

Просмотр содержимого документа «Конспект урока на тему "Как питаются растения"»

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

- Посмотрите, ребята, солнышко светит! Хороший денек!

Посмотрите друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.

А сегодня он будет посвящен одному из свойств живых организмов.

-Вспомните, какие же свойства живых организмов вам известны? (Ответы детей).

-О каких свойствах мы уже с вами говорили? (Ответы детей).

- Откуда мы с вами берем силы, энергию, чтобы учиться, бегать, выполнять какую-нибудь работу? (Ответы детей).

- Человек к какой группе организмов относится? (Ответы детей). Т.е. он находит себе энергию, как и другие животные, питаясь. Животные питаются, передвигаясь, у них есть для этого конечности. А как же питаются растения? Вы это можете объяснить сразу? (Ответы детей).

- Как вы думаете, какая проблема сегодня стоит перед нами? (Ответы детей).

- Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

- Какую цель мы должны достигнуть в конце урока? (Ответы детей).

Слушают, принимают участие в диалоге.

Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге

с учителем.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные:

оценивают знаниевые границы.

Какие свойства живых организмов известны?

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Беседа

Работа по учебнику.

Беседа.

Работа в рабочей тетради.

(Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, на которых изображены этапы опыта Я. ван Гельмонта).

- Многие ученые не так давно тоже ставили перед собой такой вопрос: откуда растение само получает питательные вещества. Около 300 лет назад уже известный вам ученый ван Гельмонт, заинтересовавшись этим вопросом, решил поставить опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попадала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержит никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынул из земли и взвесил. Ее масса за эти годы увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась только на 50 г!

Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества? Я. ван Гельмонт на этот вопрос не смог ответить. А мы с вами попытаемся. Для этого мы с вами внимательно оценим наблюдения за растениями, которые проводили ученые в разных странах. Они описанные в учебнике на с. 50-51.

- О чем рассказывает нам наблюдение 1? (Ответы детей).

- О чем рассказывает нам наблюдение 2? (Ответы детей).

- Какой вывод можно сделать, при каких условиях растение становиться опять зеленым? (Ответы детей).

- На свету в листьях образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл. Запишите выводы в рабочую тетрадь.

- О чем рассказывает нам наблюдение 3? (Ответы детей).

- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

- О чем рассказывает нам наблюдение 4? (Ответы детей).

Запишите выводы в рабочую тетрадь.

Слушают, делают записи в рабочей тетради.

Познавательная: отвечают на вопросы, делают предположения, выполняют записи.

Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивная: контролируют записи в тетради.

Индивидуальная.

Групповая работа и индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

в устной и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников (беседы учителя, презентации, рабочей тетради).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают значимость своих знаний.

Устные ответы, работа в рабочей тетради

Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

В качестве физминутки используется игра "Испорченный телефон". Игры такого вида используются при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в точной передаче определения по цепочке от одного учащегося к другому. Учитель тихо, на ушко проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, он поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, после того как получил информацию, встаёт и вслух озвучивает её, или записывает на листочке и отдаёт учителю. Выигравшим считается тот ряд, в котором наиболее точно озвучили определение. Сегодня это может быть фраза: На свету в листьях растений образуется зеленое вещество - хлорофилл.

Выполняют физические упражнения: встают, поворачиваются, наклоняются.

Фронтальная.

Познавательные: извлекают необходимую информацию при работе с учебником, слушая учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг другаРегулятивные: оценивают работу.

Закрепление

Беседа.

Поедая растение, животное получает готовые органические вещества, созданные растением. Человек, используя в пищу клубни картофеля, зерна пшеницы, капусту, яблоки и др. дары растений, также получает готовые органические вещества.

-А растения откуда берут органические вещества? Какие условия им нужны, чтобы образовать органические вещества? (Ответы детей).

- Составьте схему из имеющихся у вас картинок. Проверьте правильность составленной схемы друг у друга и со слайдом презентации.

Слушают, работают со схемами, оценивают выполнение работы.

Работа в парах.

III. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

Рефлексия. (Слайд презентации)

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).

- Достигли мы ее? (Ответы детей). О каком свойстве живого организма мы с вами вели разговор на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Закончить предложение…

Сегодня на уроке:

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Фронтальная

Познавательные: ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные осознание своих эмоций.

Регулятивные: оценивают степень достижения цели.

Устные ответы

kopilkaurokov.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"