Знакомство с правилами пдд


Внеклассное занятие «Правило дорожного движения. Знакомство с дорожными знаками»

Правила дорожного движения. Знакомство с дорожными знаками.

Цели: повышение коммуникативного потенциала учащихся социально-средовая реабилитация, формирование познавательных предпосылок УУД безопасного поведения на улице в соответствии с инструкцией, регламентированной Правилами дорожного движения.

продолжить знакомство учащихся с правилами дорожного движения;

учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки;

формировать навыки поведения на улице;

расширить знания учащихся по безопасности движения;

воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц;

развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность, общий кругозор.

Задачи: познакомить детей с главными правилами поведения пешехода, закрепить знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение организовывать совместную деятельность со сверстниками; формирование умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.Значимостьзанятия: социально-средовая, социокультурная, познавательная. Форма мероприятия: групповое занятие.    

Формируемые УУД

Метапредметные:

Познавательные УУД: учатся правилам безопасного поведения на дороге, повторяют сигналы светофора, знакомятся с некоторыми дорожными знаками; учатся строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД: учатся задавать вопросы, строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение, учитывать мнение других.

Регулятивные УУД: овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия; учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное работайте дружно, и тогда у нас всё (1) получится. Не зря говорят: «Дружба- в делах помощница!»

– А теперь ответьте мне друзья - готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья,

Мы - хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

II. Сообщение темы и цели занятия

- Начать классный час мне хотелось бы со стихотворения Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек», которое расскажут нам ребята.

(2)Входит зайка чуть живой, Где скакал?

-На мостовой.

Не послушал Зайка папу,

Оторвали Зайке лапу!

На мостовой автомобили

Лисёнка чуть не задавили.

На мостовую нипочём

Не надо бегать за мячом!

Кот катался без заботы,

Не глядел на красный свет,

Налетел на Бегемота,

Поломал велосипед.

Курица на улице

Едва не пропала,

Потому, что курица

Ходит где попало.

Прицепившись к задней шине,

Мышка едет на машине.

– Мышка слезь! Скорее слезь!

Хвост тебе отдавят здесь.

Мчится Хрюшка за трамваем,

Хвостик весело задрав.

– На ходу не разрешаем,

Заплатить придётся штраф!

Говорит кондуктор Мишка:

– Отцепитесь вы, Мартышки!

Не висите на подножке,

Берегите ножки!

– Ребята ответьте на вопрос: почему такая беда приключилась со зверятами? (они не знали ПДД)

(3)Правила движения звери не знали.

Мышки-глупышки хвосты потеряли,

Хрюшки – без шляпы,

Зайка без лапы.

Плачут звериные мамы и папы.

– Ребята, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать, движению транспорта, необходимо изучать и знать правила дорожного движения.

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить, что вспомним? (Правила дорожного движения)

(4)

III. Правила дорожного движения.

- Ребята, а зачем необходимо знать правила дорожного движения?

-Ребята, а есть разница между тем, что правила ДД необходимо только знать и знать и соблюдать?

-Прежде чем вспомнить ПДД, которые мы с вами должны соблюдать, я предлагаю посмотреть небольшой мультфильм «Правила безопасности детей на дороге»

 

- О каких правилах дорожного движения говорилось в мультфильме? (дети отвечают, а учитель прикрепляет эти правила на доску)

1. Правила перехода через дорогу

- переходить дорогу можно только по пешеходному переходу

-внимательно смотреть на сигналы светофора

- при переходе через дорогу сначала посмотри налево, а затем, дойдя до середины дороги, посмотри направо

- внимательно слушай: автомобили со специальными звуковыми сигналами пропускай

2. Нельзя играть на проезжей части и на тротуаре. Играть можно только в специально отведенных местах (скверах. Парках и детских площадках)

IV. Физкультминутка «Флеш моб ПДД»

V. Дорожные знаки. (5)

- Ребята, а что помогает пешеходам и водителям соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными и вежливыми по отношению друг к другу? (дорожные знаки)

- Некоторые дорожные знаки, которые должны знать и водители и пешеходы, мы назовем, отгадав загадки прослушав небольшие стихотворения.

1. Всё водителю расскажет,Скорость верную укажет.У дороги, как маяк,Добрый друг - ...(Дорожный знак)

(6) 2. В дороге всем ребятамМы светим с давних порМы три родные братаНаш домик … (Светофор)

- Главный помощник пешеходов и водителей 

(7) 3. На дорожном знаке томЧеловек идет пешком.Полосатые дорожкиПостелили нам под ножки.Чтобы мы забот не зналиИ по ним вперед шагали.(Знак «Пешеходный переход»)

- Как еще называют пешеходный переход? Почему?

(8) 4. Под этим знаком, как ни странно,Все ждут чего-то постоянно.Кто-то сидя, кто-то стоя…Что за место здесь такое?(Место остановки автобуса)

(9) 5. Грозно мчат автомобили, Как железная река! Чтоб тебя не раздавили, Словно хрупкого жучка, – Под дорогой, словно грот, Есть…(Подземный переход)

(10) 6. Как зовутся те дорожки,По которым ходят ножки.Различать учись их точно,Не лети как на пожар.Пешеходные дорожки –Это только …?(Тротуар)

(11) 7. Чудо- конь -велосипед, можно ехать или нет?

Странный этот синий знак, не понять его никак.

(Велосипедная дорожка)

(12) 8. В белом треугольнике с окаемкой красной

Человечкам-школьникам очень безопасно.

Этот знак дорожный знают все на свете:

Будьте осторожны, на дорогах ….. (дети)

Обратная связь Вопросы для закрепления:1) Как можно назвать человека, идущего по улице?2) Как называется часть улицы, по которой движется транспорт?3) Какая часть улицы, предназначенная для пешеходов?4) В каких местах разрешается переходить проезжую часть?5) Почему нельзя ходить по проезжей части?6) Почему опасно играть рядом с дорогой? 

VI. Рефлексия.

 (13) -Ребята, я предлагаю вам оценить нашу работу на этом занятие.

Если вам понравилось данное занятие и эти знания вам пригодятся, то вы закрасите зеленый сигнал светофора.Если вам не понравилось занятие и нигде не пригодится материал сегодняшний, то закрасьте красный кружок.

А если у вас еще остались какие-то сомнения закрасьте желтый глазок светофора.

-Прикрепите свои светофорчики на доску.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Занятие по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения. Знакомство с дорожными знаками"

Правила дорожного движения. Знакомство с дорожными знаками.

Цели: повышение коммуникативного потенциала учащихся социально-средовая реабилитация, формирование познавательных предпосылок УУД безопасного поведения на улице в соответствии с инструкцией, регламентированной Правилами дорожного движения.

  • продолжить знакомство учащихся с правилами дорожного движения;

  • учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки;

  • формировать навыки поведения на улице;

  • расширить знания учащихся по безопасности движения;

  • воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц;

  • развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность, общий кругозор.

Задачи: познакомить детей с главными правилами поведения пешехода, закрепить знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение организовывать совместную деятельность со сверстниками; формирование умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.Значимостьзанятия: социально-средовая, социокультурная, познавательная. Форма мероприятия: групповое занятие.    

Формируемые УУД

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: учатся правилам безопасного поведения на дороге, повторяют сигналы светофора, знакомятся с некоторыми дорожными знаками; учатся строить сообщения в устной форме.

  • Коммуникативные УУД: учатся задавать вопросы, строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение, учитывать мнение других.

  • Регулятивные УУД: овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия; учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное работайте дружно, и тогда у нас всё (1) получится. Не зря говорят: «Дружба- в делах помощница!»

– А теперь ответьте мне друзья - готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья,

Мы - хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

II. Сообщение темы и цели занятия

- Начать классный час мне хотелось бы со стихотворения Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек», которое расскажут нам ребята.

(2)Входит зайка чуть живой, Где скакал?

-На мостовой.

Не послушал Зайка папу,

Оторвали Зайке лапу!

На мостовой автомобили

Лисёнка чуть не задавили.

На мостовую нипочём

Не надо бегать за мячом!

Кот катался без заботы,

Не глядел на красный свет,

Налетел на Бегемота,

Поломал велосипед.

Курица на улице

Едва не пропала,

Потому, что курица

Ходит где попало.

Прицепившись к задней шине,

Мышка едет на машине.

– Мышка слезь! Скорее слезь!

Хвост тебе отдавят здесь.

Мчится Хрюшка за трамваем,

Хвостик весело задрав.

– На ходу не разрешаем,

Заплатить придётся штраф!

Говорит кондуктор Мишка:

– Отцепитесь вы, Мартышки!

Не висите на подножке,

Берегите ножки!

– Ребята ответьте на вопрос: почему такая беда приключилась со зверятами? (они не знали ПДД)

infourok.ru

Оглавление ГЛАВА 1. КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1. Общие положения. Знакомство с правилами дорожного движения 2. Обязанности участников

Транскрипт

1 Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования ДТП Суняев Л.В. Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования ДТП. - Система ГАРАНТ, Практически каждый день мы видим на улицах нашего города дорожно-транспортные происшествия. Случаются они из-за банального незнания правил дорожного движения, а порой отчасти и из-за невнимательности водителей и иных участников движения или случайного стечения обстоятельств. В настоящей книге автор дает комментарий к правилам дорожного движения, действующим в нашей стране и на наших российских дорогах, а также предлагает советы, как правильно нужно вести себя при ДТП, правильно осматривать повреждения, нанесенные вашей и чужой машине, правильно и должным образом составлять протоколы осмотра места происшествия и другие документы и многое др. Особо следует отметить, что в данном издании рассматривается административная ответственность водителя, установленная главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 24 июля 2007 был принят Федеральный закон N 210-ФЗ, внесший изменения в КоАП РФ, которым ужесточилось наказание за административные правонарушения в области дорожного движения, а именно существенно повышены размеры штрафов, увеличен максимальный срок лишения специальных прав, новшеством является возможность привлечения к административной ответственности по упрощенной процедуре в случае их фиксации специальными техническими средствами с функциями видеозаписи, фото- и киносъемки, введено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и многие другие изменения. Также данным законом был исключен ряд норм, касающихся порядка проведения государственного технического осмотра, запрета повторного технического осмотра, а также уточнен порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях и процедура исполнения отдельных видов наказаний. Некоторые нормы указанного закона вступили в силу с 10 августа 2007 г., некоторые нормы будут введены с 1 января 2008 г. и 1 июля 2008 г. В настоящем комментарии читатель найдет какие именно нормы были вновь введены или изменены, и когда те или иные положения главы 12 начинают действовать. Комментарий предназначен для широкого круга читателей. Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 1

2 Оглавление ГЛАВА 1. КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1. Общие положения. Знакомство с правилами дорожного движения 2. Обязанности участников дорожного движения 2.1. Обязанности водителей 2.2. Обязанности пешеходов 2.3. Обязанности пассажиров 3. Сигналы светофора и регулировщика 4. Непосредственная езда на автомобиле 4.1. Применение специальных сигналов 4.2. Маневрирование. Скорость движения. Обгон 4.3. Остановка и стоянка 4.4. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков 4.5. Движение через железнодорожные пути и иные зоны 4.6. Приоритет транспортных средств 4.7. Буксировка. Перевозка грузов и пассажиров 4.8. Учебная езда *(140) 5. Аварийная ситуация 6. Дорожные знаки по ГОСТУ Р и ГОСТУ Р Предупреждающие знаки 6.2. Знаки приоритета 6.3. Запрещающие знаки 6.4. Предписывающие знаки 6.5. Указательные и информационные знаки. Знаки сервиса 6.6. Новые дорожные знаки 7. Дорожная разметка *(158) 7.1. Горизонтальная 7.2. Вертикальная ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 1. Самозащита 1.1. Действия при ДТП 1.2. Необходимое документирование 2. Оценка транспортного средства 2.1. Осмотр повреждений. Их оценка 2.2. Составление протокола. Схема ДТП 2.3. Экспертиза ДТП 2.4. Заключение эксперта 3. Ответственность водителя 3.1. Административная ответственность 3.2. Уголовная ответственность 3.3. Контроль трезвости 3.4. Изъятие автомобиля 3.5. Изъятие водительского удостоверения 3.6. Снятие номерных знаков 3.7. Задержание водителя 4. Возмещение убытков ПРИМЕЧАНИЯ Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 2

3 Человек, вооруженный знаниями, непобедим. Знания и хладнокровие - ваше главное оружие. Глава 1. Комментарий к правилам дорожного движения 1. Общие положения. Знакомство с правилами дорожного движения 1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им *(1). В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон - о безопасности дорожного движения) единый порядок дорожного движения на всей территории России устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ. Основными принципами безопасности дорожного движения в нашей стране являются: 1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, то есть главным всегда будет выступать жизнь и здоровье человека, а не какое-то имущество, вещи и т.п.; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. В данном пункте говорится именно о том, что в первую очередь в отношениях дорожного движения необходимо рассматривать ответственность и полномочия государства, какого-то органа и т.д., а уже потом подходить к ответственности гражданина. Ведь человек мог чего-то не знать и не сделать, а должностное лицо, уполномоченное ему объяснить о каком-то аспекте в обеспечении безопасности дорожного движения, этого не сделало; 3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, как мы уже сказали выше, являются Правила дорожного движения РФ. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщика. Правила устанавливают единый порядок дорожного движения, определяют сферу их правового регулирования, которая ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может распространяться на другие виды движения (например, железнодорожное, водное и т.п.). Под дорожным движением в Законе о безопасности дорожного движения понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом под дорогой данный закон и Правила понимают обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Для перевозки отдельных видов опасных грузов разрабатываются соответствующие правила или инструкции, в которых, исходя из особенностей транспортировки этих грузов, устанавливаются дополнительные требования безопасности. При этом они не должны вступать в противоречие с нормами ПДД. К примеру, среди таких документов выделяют различные правила технической эксплуатации, инструкции и иные нормативные акты. Если же возникают противоречия между Правилами и ведомственным нормативным актом, должно выполняется предписание Правил ПДД. Потому что всякое отступление от Правил, расхождение с их положениями может нарушить установленный порядок движения и создать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участники движения будут действовать в соответствии с Правилами и обоснованно рассчитывать на взаимное соблюдение их любым иным лицом. Требование, которое содержится в данном пункте Правил адресовано, прежде всего, руководителям государственных органов, а также и организаций, которым предоставлено право утверждать соответствующие инструкции и иные положения В Правилах используются следующие основные понятия и термины: Уяснение смысла и содержания отдельных понятий и терминов, используемых в ПДД, необходимо для единообразного понимания содержащихся в этом документе требований. Конвенция о дорожном движении 1968 г. объединяет в себе 28 терминов, большая часть которых включена в текст Правил. В тексте Правил содержится более 40 терминов и понятий. Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 3

4 "Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 *(2) и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными переездами или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками *(3). Следует отметить, что на автомагистралях применяются специальные ограждающие сетки, исключающие появление на дороге диких или домашних животных. На таких дорогах разрешено движение с повышенной скоростью (например, со скоростью до 110 км/ч) и установлен особый порядок движения. Все требования Правил, касающиеся порядка движения по автомагистралям, за исключением повышенного до 110 км/ч скоростного режима, распространяются также и на дороги, обозначенные знаком 5.3 "Дорога для автомобилей". Ширина и количество полос движения, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, продольные уклоны, видимость и т.п. (это относится к инженерно-техническим характеристикам автомагистралей), определяются действующими нормами. "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Отличительным признаком велосипеда является отсутствие двигателя. В части, касающейся требований к порядку движения, велосипед и мопед равнозначны. Согласно требованиям велосипед при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должен иметь соответствующее светотехническое оборудование. "Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Понятие "водитель" означает лицо, осуществляющее функцию управления любым транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед. При этом лицо считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами вообще, транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует. Правила дорожного движения также относят к водителям погонщиков вьючных, верховых животных или погонщиков (пастухов) стада. Характерно, что в статье 1 Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. от 25 ноября 2006 г.) (далее - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) определение понятия "водитель" не совпадает с определением водителя, которое приводится в ПДД. Так, в упомянутом Законе дается следующее определение понятия "водитель" - это "лицо, управляющее транспортным средством". При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо. Получается, что понятию "водитель" дается разная трактовка? Да, это так. Но и в пункте 1.1 Правил дорожного движения сказано, что "Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им". Однако Закон обладает более высокой юридической силой, нежели нормативный акт, утвержденный постановлением Правительства РФ. Но учитывая повышенную ответственность обучающего вождению, Правила эту категорию участников движения приравнивают к водителям *(4). Необходимо отдельно рассмотреть термин "водитель" применительно к заключительному этапу процесса обучения - сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами в ГИБДД. Необходимые требования к оборудованию экзаменационного транспортного средства содержатся в пункте 28 "Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N Они идентичны требованиям Основных положений (п. 5) в отношении дополнительного оборудования учебного транспортного средства: наличие дублирующих педалей привода тормоза и сцепления, зеркала заднего вида для обучающего вождению (экзаменатора), опознавательного знака "Учебное транспортное средство". Поэтому при проведении практического экзамена на получение права на управление транспортными средствами обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения ложится на лицо, находящееся на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством. В соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, утвержденной ГУ ГИБДД МВД России 9 августа 2001 г., на этом месте может находиться как сотрудник ГИБДД (экзаменатор), так и владелец транспортного средства. Следовательно, именно на данное лицо будет распространяться понятие "водитель". В то же время дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных. Например, управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 4

5 верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет. Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на два года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств - специального регистрационного знака. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 2) перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками; 3) перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; 5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. "Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге. Это понятие встречается в ряде пунктов Правил (п.п. 7.2, 12.6, 15.5 и др.), и при этой остановке в местах, где остановка (преднамеренное прекращение движения) запрещена, следует включить на транспортном средстве аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (п. 7.2 ПДД). Далее в соответствии с пунктом 12.6 ПДД необходимо принять все меры для отвода транспортного средства из этого места. Не следует путать понятие "вынужденная остановка" с так называемым служебным (технологическим) прекращением движения при запрещающем сигнале светофора, указании регулировщика, выполнении требований дорожных знаков 2.4 "Уступите дорогу" и 2.5 "Движение без остановки запрещено", предоставлении преимущества в движении, а также в пробках и заторах. "Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. В Правилах дорожного движения понятия "главная" и "второстепенная" дорога используются для определения приоритета при движении через перекрестки и не имеют отношения к технической классификации дорог. Поэтому при проезде перекрестков водители должны руководствоваться именно этими понятиями. Признаком главной дороги по отношению к пересекаемой (примыкающей) на нерегулируемом перекрестке служит, прежде всего, наличие перед перекрестком знаков или в начале дороги знаков 2.1 или 5.1 (знак 2.1 в населенных пунктах должен повторяться перед перекрестками). Согласно пункту 16.3 Правил знак 5.3 "Дорога для автомобилей" распространяет требования раздела 16 Правил на такие дороги. Однако наличие знака 5.3 не делает обозначенную таким образом дорогу главной по отношению к пересекаемой. Покрытие - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов; покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части. Основными видами покрытий являются: цементобетонные, асфальтобетонные, покрытия из щебня, гравия, а также песка и грунтов, обработанных вяжущими материалами или улучшенных специальными добавками и др. Дорога без покрытия - это лесная и полевая дорога. При отсутствии указанных выше знаков перекресток, образованный дорогами только с твердым или только с грунтовым покрытием, считается перекрестком равнозначных дорог. "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 5

6 Автомобильные дороги (внегородские), городские улицы и дороги проектируют и строят в соответствии с различными нормами. Как правило, в Российской Федерации при проектировании автомобильных дорог руководствуются нормами СНиП , а при проектировании уличнодорожной сети в городах и других населенных пунктах - СНиП Эти нормы содержат параметры, характеризующие улицы и дороги как инженерные сооружения. В Правилах дорожного движения законодатель вводит обобщенный термин "дорога", который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения. Понятием "дорога" охватываются не только специально построенные, но также приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки. Тротуары и обочины также являются элементами дороги. Поэтому пункты 9.9, 12.1 и 12.2 регулируют порядок движения и стоянки на них. "Рисунок 1. Основные элементы дороги: а - вне населенных пунктов (А - полоса отвода; Б - земляное полотно; В - проезжая часть; Г - обочина; Д - кювет; Е - обрез)" "Рисунок 2. Основные элементы дороги: б - в населенных пунктах (А - общая ширина дороги; Б - проезжая часть; В - полоса движения; Г - трамвайный путь; Д - разделительная полоса; Е - тротуар)" "Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Определение данного понятия тождественно определению, приведенному в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения. Ранее вместо термина "дорожное движение" использовалось понятие "движение по улицам городов, населенных пунктов и дорогам". В определении понятия "дорожное движение" делается акцент именно на те правоотношения, которые возникают в процессе перемещения людей и грузов, водителей, транспортных средств и окружающую среду. Основными нормативными актами в данной сфере для участников дорожного движения являются Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также ряд законодательных и подзаконных актов, государственных стандартов, ведомственных документов и т.д. "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 6

7 минимум трех условий: 1) транспортное средство должно двигаться; 2) событие должно быть связано с этим транспортным средством; 3) последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Следовательно, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП нанесение травмы водителю во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле. С учетом комментария к термину "дорога" к ДТП не относятся события, возникшие в процессе движения вне дорог. В Российской Федерации действует государственная система учета ДТП, осуществляемая ГИБДД в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 508 "О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения". Учет общего количества ДТП ведется органами внутренних дел (ГИБДД МВД России), учет пострадавших (раненых и погибших) при дорожно-транспортных происшествиях - медицинскими учреждениями и органами внутренних дел. В Государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или ранены люди. Организация работы по государственному учету количества ДТП и пострадавших в них граждан осуществляется в соответствии с Правилами учета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожнотранспортных происшествий". К числу погибших при ДТП относятся граждане, не только скончавшиеся на месте ДТП, но и умершие в результате полученных травм в течение семи суток с момента ДТП. К раненым относят пострадавших при ДТП, которые были госпитализированы на срок не менее суток или которым было назначено амбулаторное лечение. На каждое ДТП, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется специальная карточка учета дорожно-транспортного происшествия *(5), в которой отражаются сведения о месте совершения и виде ДТП, дорожных условиях, транспортных средствах, совершивших ДТП, его участниках и др. Все ДТП подразделяются на девять видов. Столкновение - это когда движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (столб, дерево, ограждение и т. д.). Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное. Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и т.п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием. Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.п.) и др. "Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. С учетом понятия "дорога" железнодорожный переезд - это место, специально оборудованное для безопасного пересечения транспортными средствами железнодорожного полотна. Пересечения с трамвайными путями не относятся к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 7

8 дороги. Порядок движения через железнодорожные переезды изложен далее. "Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками). Термин "маршрутное транспортное средство" условно объединяет перечисленные виды транспортных средств общего пользования для удобства применения в тексте Правил дорожного движения и не включает маршрутные такси. Необходимость выделения этих транспортных средств в отдельную группу объясняется тем, что в целом ряде случаев Правила дорожного движения устанавливают для них определенный порядок движения (см. дорожные знаки , и , 3.19 и 3.27, а также разделы 6, 8-10, 12-14, 18 и др.). Водители маршрутных транспортных средств помимо Правил должны руководствоваться также и иными нормативными актами (инструкциями, правилами и т.п.), регламентирующими их действия с учетом специфики условий перевозки пассажиров. "Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Здесь следует понимать все транспортные средства, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств. Мопеды выделены из определения "механические транспортные средства" потому, что к их водителям Правила дорожного движения предъявляют иные, чем к водителям механических транспортных средств, требования (см., например, комментарии к разделам 2 и 24 Правил). На право управления механическими транспортными средствами необходим соответствующий документ (водительское удостоверение, удостоверение тракториста - машиниста и т.д.). По действующему законодательству водители механических транспортных средств несут повышенную ответственность по сравнению с другими участниками дорожного движения за допущенные нарушения Правил. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка, а также специальный знак государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности. Цифры и буквы регистрационных знаков должны быть повторены на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов и автобусов. "Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Согласно определению, главной отличительной чертой мопеда является его относительно небольшие максимальная скорость (не более 50 км/час) и рабочий объем двигателя (не более 50 куб. см). По Правилам дорожного движения мопед приравнен к велосипеду, а водители мопедов несут ответственность наравне с водителями велосипедов и гужевых повозок. "Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. К данному виду механических транспортных средств Правила дорожного движения относят также и мотороллеры. К мотоциклам приравниваются и мотоколяски с передним управляемым колесом, мотоциклетным рулем и грузовой платформой (кузовом), предназначенной для перевозки небольших грузов. Боковым прицепом (коляской) к мотоциклу называется транспортное средство без собственного двигателя, предназначенное для перевозки людей и груза (или только груза). Требования к четырехколесным механическим транспортным средствам, предназначенным для эксплуатации на дорогах общей сети, устанавливает ГОСТ Р "Квадрициклы. Общие технические требования", введенный в действие с 1 июля 2002 г. Данные транспортные средства относятся к категории мототранспортных средств и для них характерно применение значительного количества систем, узлов и агрегатов, используемых в производстве мотоциклов. Общие характеристики квадрициклов: максимальная конструктивная скорость не менее 25 км/ч, максимальная мощность двигателя не более 15 квт, снаряженная масса не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств. "Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками Существует ряд требований, которые действуют только в населенных пунктах, например о порядке расположения транспортного средства на проезжей части (раздел 9), о скорости движения (раздел 10), об остановке и стоянке (раздел 12), о пользовании внешними световыми приборами и Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 8

9 звуковыми сигналами (раздел 19) и т.п. Если перед началом застроенной территории установлен знак 5.24 (с голубым фоном), то это означает, что на данной дороге, проходящей через населенный пункт, не действуют требования Правил, относящиеся к населенным пунктам. Однако при съезде с этой дороги исключение перестает действовать, и водитель на других дорогах в этом населенном пункте должен соблюдать предписания, касающиеся порядка движения в населенных пунктах. "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки. В данном случае в ПДД подразумевается лишь ухудшение видимости, обусловленное временным состоянием окружающей среды, а не рельефом местности, по которой пролегает дорога, ее параметрами, наличием растительности или сооружений, ограничивающих видимость. Ухудшение видимости по метеорологическим условиям особенно опасно, так как в большинстве случаев не представляется возможным с помощью дорожных знаков предупредить об этом водителей. Практически дальность видимости, о которой упоминают Правила, может быть определена по расстоянию различимости пешехода в темной одежде на фоне дороги. Расстояние 300 метров принято с учетом возможности остановки сближающихся на дороге встречных автомобилей при максимально разрешенной скорости 90км/ч и коэффициенте сцепления шин с дорогой 0,30-0,35, что характерно для чистого увлажненного покрытия *(6). Сумерки охватывают непродолжительный период времени после захода солнца и до его восхода. Для средней полосы России продолжительность сумерек колеблется от 30 до 60 минут в зависимости от времени года и состояния атмосферы. В условиях недостаточной видимости действия водителя дополнительно регулируются пунктами 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил дорожного движения. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. Противотуманные фары могут использоваться: 1) в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар; 2) в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар; 3) вместо ближнего света фар в предусмотренных случаях. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп - сигналам. "Обгон" - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Главным критерием обгона является выезд из занимаемой полосы движения и последующее за этим опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств. Обгон может осуществляться как по полосе встречного движения (на двухполосных дорогах), так и по средней полосе (на трехполосных дорогах), используемой для движения в обоих направлениях, а также в пределах "своей" половины проезжей части (на дорогах, имеющих две и более полос движения в каждом направлении). Обгон разрешается только с левой стороны. Однако иногда обгон допускается и справа, если транспортное средство подало сигнал поворота налево и приступило к выполнению маневра. "Опасный груз" - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. На транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, должен иметься спереди и сзади опознавательный знак "Опасный груз", а само транспортное средство обязательно должно быть оснащено проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета. "Организованная перевозка группы детей" - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Под указанное понятие не подпадает обычная перевозка детей в легковом автомобиле, например, вместе с родителями или другими лицами, и поездки детей в маршрутных транспортных средствах (автобусах, троллейбусах и трамваях). Организованная перевозка группы детей подразумевает ее осуществление в соответствии со специальными правилами только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом - фургоном, оборудованных опознавательным знаком "Перевозка детей", и при сопровождении взрослого. "Организованная транспортная колонна" - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов. Отличительными признаками организованной транспортной колонны являются наличие не Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 9

10 менее трех механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом, и сопровождающего колонну специального транспортного средства. Таким образом, при отсутствии какого-либо из признаков группа транспортных средств на самом деле не считается организованной транспортной колонной. "Организованная пешая колонна" - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении. Когда необходимо определенному количеству людей пройти какой-либо отрезок дороги, то они должны быть организованы в колонну с обеспечением необходимых мер безопасности, которые изложены в пункте 4.2 Правил. Нормы этого пункта ПДД предусматривают ограничение по ширине колонны, а также специальное обозначение колонны. Предполагается, что лица, сопровождающие колонну, должны знать Правила и меры предосторожности при движении колонны людей по дороге. При движении пеших колонн водители должны проявлять повышенное внимание и осторожность. "Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Термин "преднамеренное" включен для того, чтобы выделить следующее: речь идет о случае, когда остановка предпринимается по желанию водителя, а не о вынужденной остановке или остановке по сигналам светофора или регулировщика. Преднамеренная остановка (совершаемая по желанию водителя) запрещена в местах, отмеченных знаком 3.27 "Остановка запрещена" или разметкой 1.4, а также в случаях, специально установленных Правилами дорожного движения. "Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Все основные обязанности пассажиров изложены в разделе 5 Правил. К пассажирам относятся и грузчики, следующие в грузовом автомобиле за получением груза либо сопровождающие его. Однако для таких "специфических" пассажиров пункт 22.5 ПДД делает исключение, разрешая их перевозку в грузовом автомобиле, хотя и не оборудованном для перевозки людей, но имеющем при этом места для сидения, которые должны быть расположены ниже бортов. "Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. Как правило, на перекрестках совершается до 30% дорожно-транспортных происшествий. Поэтому четкое определение этого понятия имеет особое значение для безопасности дорожного движения и точного выполнения всех предписаний ПДД, касающихся маневрирования (раздел 8), обгона (раздел 11), остановки и стоянки (раздел 12), проезда перекрестков. Пересечение дорог на разных уровнях перекрестком не считается, не считаются перекрестками и выезды с прилегающих территорий. На рисунках 3, 4, 5 показаны границы перекрестков различной конфигурации. "Рисунок 3. Границы перекрестка: четырехстороннего" "Рисунок 4. Границы перекрестка: Т-образного" Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 10

11 "Рисунок 5. Границы перекрестка: У-образного" "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Лица, упомянутые в этом определении, обязаны выполнять все требования раздела 4, а также других пунктов ПДД, где указаны предписания, касающиеся пешеходов. Водители в данном случае должны рассматривать таких лиц именно в качестве пешеходов. Не являются пешеходами лица, выполняющие какую-либо работу на дороге. Они могут находиться на проезжей части в тех местах, где запрещено появление пешеходов. К таким лицам можно отнести водителей, устраняющих неисправность транспортного средства, дорожных рабочих, наносящий разметку или устраняющий какой-либо дефект покрытия и т.д. Но со стороны этих лиц должны быть приняты соответствующие меры безопасности: включить аварийную световую сигнализацию и (или) установить знак аварийной остановки, выставить переносные предупреждающие знаки и ограждения и т.п. Одно и то же лицо не может быть одновременно и пешеходом, и водителем. Если, например, человек передвигается на мотоцикле, то по определению Правил - это водитель. Когда же водитель прекращает движение на мотоцикле и ведет его по дороге, то он приравнивается к пешеходу. "Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками , и (или) разметкой и *(7) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками и В соответствии с ГОСТом "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения" знак устанавливают слева от проезжей части, знак справа. При отсутствии на переходе разметки и знаки и должны быть установлены так, чтобы знак относительно приближающихся к переходу транспортных средств находился на ближней границе перехода, а знак на дальней. Ширина неразмеченного перехода, заключенного между створами установки знаков и , должна быть не менее четырех метров. Правила поведения пешеходов при переходе проезжей части дорог приведены в разделе 4 Правил дорожного движения, соответствующие требования к водителям - в разделе 14 Правил. "Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Полосы дорогах, где есть интенсивное движение, должны быть выделены с помощью дорожной разметки, выполняемой специальной краской или пластическим материалом. Ширина этих полос дорог устанавливается согласно СНиП в зависимости от категории дороги и может варьироваться в пределах от 3,0 до 3,75 метров, а в населенных пунктах по СНиП в пределах от 2,75 до 4,0 метров. Другими словами, полоса движения предназначена для автомобилей, движущихся в один ряд (друг за другом). Мотоциклы могут уместиться на одной полосе - правила этого не запрещают, главное, чтобы они не мешали друг другу. Если разметка распределила машины по полосам, то все очень просто. Если же разметки нет, то водители сами должны определить количество полос для движения в соответствии с указаниями п. 9.1 ПДД, соответственно с учетом габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. "Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Правила дорожного движения исключают ситуацию, когда оба взаимодействующих участника движения, пути движения которых пересекаются, имели бы преимущество по отношению друг к другу либо оба обязаны уступать дорогу один другому. Преимущество, как правило, может определяться дорожными знаками, например знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.7, 5.1, специальными звуковыми и световыми сигналами транспортных средств (раздел 3 Правил), сигналами светофора и регулировщика (раздел 6 Правил), взаимным расположением транспортных средств на проезжей части (разделы 8, 11, 13) и т.д. В Правилах описаны все случаи, когда кто-либо из участников движения имеет приоритет. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 11

12 велосипедистам, путь движения которых он пересекает. При въезде на дорогу с прилегающих территорий даже при отсутствии знаков 2.4 "Уступите дорогу" или 2.5 "Движение без остановки запрещено" водитель должен уступить дорогу движущимся по ней транспортным средствам, а также пешеходам. В случае съезда с дороги как вправо, так и влево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые движутся в попутном направлении по расположенным рядом тротуарам, обочинам и велодорожкам. Логика данного требования базируется на том, что пешеходы и велосипедисты не меняют первоначального направления движения, а продолжают движение прямо. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Это общее правило является логическим развитием частных положений, изложенных в предыдущих пунктах Правил дорожного движения о предоставлении преимущества тем участникам движения, которые не меняют направление своего первоначального движения по отношению к совершающим какой-либо маневр. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся по соседним полосам, вступает в силу так называемое "правило правой руки". Оно отдает приоритет в подобной ситуации водителю, транспортное средство которого расположено справа. Такое положение связано с тем, что при принятом в Российской Федерации левостороннем расположении водителя в кабине автомобиля обзорность справа значительно хуже, чем слева. Водители могут не одновременно включить сигналы поворота, а транспортные средства не обязательно должны находиться рядом на проезжей части. Здесь основную роль играет требование уступить дорогу, то есть не создавать помех движению. И это является обязанностью водителя транспортного средства, расположенного слева. Если даже он раньше включил сигнал правого поворота, а его автомобиль опережает автомобиль, расположенный справа от него, он не имеет права перестраиваться, если этот маневр вынудит второго водителя прибегнуть к торможению или изменить положение на проезжей части *(8). "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и тому подобное). Главным определяющим фактором "прилегающей территории" является непосредственная близость к дороге и ее функциональное назначение. Наиболее характерные примеры "прилегающих территорий" перечислены в самом определении термина. Все водители, выезжающие на дорогу с прилегающих территорий, обязаны уступать дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, независимо от наличия или отсутствия знаков 2.4 или 2.5 (см. п. 8.3 Правил). "Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы - роспуски. Этот термин охватывает прицепы (буксируются с помощью дышла), прицепы - роспуски для транспортировки длинномерных грузов (труб, бревен) и полуприцепы (буксируются с помощью седельного устройства, установленного на автомобиле-тягаче). Механическое транспортное средство с прицепом (прицепами) любого типа является автопоездом или составом транспортных средств, где в качестве тягача выступает механическое транспортное средство. Прицеп характерен тем, что он крепится к транспортному средству - тягачу сзади путем применения жестких связующих шарнирных элементов. Боковые прицепы (коляски) к мотоциклам Правила дорожного движения не относят к категории "прицепов". При использовании прицепов во всех случаях следует учитывать, что фактическая масса прицепа с грузом не должна превышать соответствующего параметра, установленного предприятием - изготовителем автомобиля - тягача в качестве максимально допустимого. "Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Проезжая часть является главным элементом дороги, без которого дорога не может рассматриваться как таковая. В отдельных населенных пунктах в пределах дороги располагается трамвайный путь. В таком случае он является границей проезжей части, несмотря на то, что Правила в определенных случаях разрешают или даже предписывают движение других транспортных средств по трамвайным путям (п. 8.5 и 9.6 ПДД). "Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. *(9) Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 12

13 Разделительные полосы разделяют проезжие части как противоположного (встречного), так и попутного направлений. Как правило, эти полосы окаймлены возвышающимся на сантиметров бордюрным камнем. В то же время на современных внегородских автомагистралях разделительные полосы чаще всего устраивают без бордюра (для улучшения стока воды с проезжей части). Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для поворота или разворота транспортных средств, выполняющих работу по содержанию дороги. В таких местах проезд других транспортных средств запрещен. "Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Разрешенная максимальная масса складывается из массы снаряженного транспортного средства и массы максимально допустимой полезной нагрузки, определяемой предприятием - изготовителем транспортного средства и включающей в себя массу груза, массы (вес) водителя и пассажиров. Значение разрешенной максимальной массы для конкретной модели транспортного средства указывается в паспорте транспортного средства, а также в свидетельстве о его регистрации. Как правило, под массой снаряженного транспортного средства понимают массу самого транспортного средства ("собственная масса") с полной заправкой топливно-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, комплектом инструмента, запасных частей и принадлежностей, предусмотренных инструкцией (руководством) по эксплуатации транспортного средства и Основными положениями. Например, для автомобиля ВАЗ-2105 масса снаряженного транспортного средства составляет 995 килограмм, масса водителя и четырех пассажиров килограмм, допустимая масса груза в багажнике - 50 килограмм. Таким образом, разрешенная максимальная масса автомобиля ВАЗ-2105 составляет 1395 килограмм *(10). В отдельных положениях ПДД дается также понятие "фактическая масса", под которой понимается масса транспортного средства (состава транспортных средств), включая массу водителя, перевозимых пассажиров и груза, в конкретный момент времени. "Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. Данный термин охватывает круг лиц, которые в пределах предоставленных им полномочий имеют право с помощью сигналов, установленных разделом 6 Правил, предписывать участникам движения определенный порядок движения на дорогах. Первыми в перечне этих лиц названы сотрудники милиции, которым это право предоставлено Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) (п. 9 ст. 10, п.п. 22 и 23 ст. 11) и Положением о ГИБДД МВД РФ (п. 11 "д"), утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". Закон РФ "О милиции" и Правила дорожного движения не уточняют, сотрудник какой именно милицейской службы правомочен быть регулировщиком, и это законодатель делает не случайно. Наряду с сотрудниками ГИБДД, зачастую для регулирования движения во время проведения различных массовых мероприятий появляется необходимость привлекать и других сотрудников милиции (например, участковых уполномоченных инспекторов, сотрудников патрульно-постовой службы, уголовного розыска). Сотрудник милиции, выступающий в качестве регулировщика, должен быть в установленной для этой службы форменной одежде. Функцию регулирования движения транспортных средств и пешеходов выполняют также должностные лица военной автомобильной инспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб при проведении ремонтных работ на дороге, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах. Обязательными атрибутами регулировщика, подтверждающими его право на выполнение данной функции, должны быть соответствующее удостоверение и экипировка (форменная одежда или отличительный знак - нарукавная повязка, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок, а в некоторых случаях и свисток). "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. В определении подчеркивается, что прекращение движения преднамеренное, то есть не связанное, например, с длительным пребыванием в неподвижном состоянии в пробке на дороге. В Интернет справочник «Охрана труда и пожарная безопасность» 13

docplayer.ru

Официальный сайт - Знакомство с ПДД!

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

На дороге нет чужих детей!

Когда нужно начинать объяснять ребёнку, как правильно вести себя на дороге? С рождения, а может с первого класса?Некоторые родители, конечно, не все, вообще не объясняют детям как нужно себя вести на дороге, а просто говорят, чтобы ребёнок был внимателен. Возможно, они надеяться на то, что этим правилам малыша научат в детском саду, или в школе, а возможно, считают, что эти знания передаются буквально «с молоком матери». Это не так. То, что в школах и садах должны вестись и конечно, ведутся беседы на эту тему – безусловно. Но кто даст гарантию, что ребёнок присутствовал на занятиях, а не, например, болел, или просто, расшалившись, не пропустил все мимо ушей. И от кого, кроме как родителей, он сможет узнать и усвоить эти несколько главных правил, которые, возможно не один раз спасут ему жизнь.

Итак, что же нужно знать ребёнку, чтобы чувствовать себя на дороге более уверенно.

Конечно первое, что нужно сделать родителям – это самим взять за правило и соблюдать правила безопасности на дороге при любых обстоятельствах, даже если ребёнок вас не видит. Помните – кроме того, что вы рискуете своей жизнью, в это время вас может видеть чужой малыш, и повторить ваши действия.

Малыши очень любознательны, им все интересно, поэтому взрослые, не должны ни на секунду терять бдительность, если находятся возле проезжей части вместе с маленьким ребёнком. Также опасны, стоянки, парковки и т.д. Водитель может просто не заметить малыша, а отвлекшиеся на минутку родители не успеть вовремя, чтобы предотвратить трагедию, даже если машина будет ехать очень медленно. Кроме того, маленький ребёнок (до 3 - 4 лет) ещё плохо понимает разницу между стоящей и движущейся машиной, а из уличного шума он не в состоянии выделить шум мотора приближающегося (возможно задним ходом авто. ) Поэтому, кроме постоянных спокойных объяснений и личного примера, детей дошкольного возраста нельзя оставлять возле дороги без присмотра взрослых.

 

 

 

Опасности, которые могут подстерегать ребёнка:

Стоящая машина! Стоящая машина очень опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность. Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают неглядя. На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться — и только тогда переходить улицу.

 

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности! В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

 

7 главных правил безопасности на дороге!

Правило первое. Выберите безопасное место для перехода. Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь. Помехи обзору (стоящие машины, кусты, поворот дороги, стоящие люди и др.) - причина более 60% несчастных случаев с детьми и более 40% - со взрослыми пешеходами.Правило второе. Перед переходом улицы нужно обязательно остановиться. Необходимо приучить детей, идущих или бегущих по тротуару, которые обычно перебегают дорогу не останавливаясь - остановиться, прежде чем ступить на проезжую часть и внимательно посмотреть по сторонам. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра - так, чтобы видеть приближение машин.Правило третье. Осмотритесь и прислушайтесь. Из каждых десяти пострадавших на дороге детей девять вовремя не заметили опасность. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Объясните ребенку, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на сером асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки.К тому же в России водители часто пренебрегают правилом, предписывающим включать ближний свет фар в сумерки и во время дождя. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна. Учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Это дополнительная информация о приближающихся машинах. К тому же тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.Правило четвёртое. Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта ситуация - «ловушка», причина 8% дорожно-транспортных происшествий с детьми. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в еще одну «ловушку» (6% общего числа пострадавших на дороге детей).

Правило пятое. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.Правило шестое. Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.

Правило седьмое. Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители. Попробуйте составить план маршрута, по которому поведете ребенка в школу. Отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите эти места с вашим школьником, чтобы он привык быть здесь осмотрительнее и осторожнее.

Задача родителей – выделять время и терпеливо объяснять ребёнку все эти правила, а не просто заставить их вызубрить. Толку от зубрежки не будет никакого – думаю, каждый взрослый это прекрасно понимает. А вот когда ребёнок сможет не только выучить, но и осознать все вышесказанное – думаю, спокойней будет не только ребёнку, но и родителям.

zvonochek26-bel.ucoz.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"