Велосипедист на тротуаре пдд

.

Велосипед, тротуар и газон

Современные условия движения на дорогах и улицах городов настолько интенсивные, а скорости такие высокие, что огромное значение имеет взаимодействие транспортных средств, в частности автомобилей и велосипедов. Как известно, чтобы ездить на велосипеде, обучение вождению не проходят, тем не менее, велосипедисту нужно знать и понимать все правила дорожного движения.

Безопасность для велосипедиста

Инструкторы по вождению подсказали нам, что велосипед считается транспортным средством, поэтому его часто можно увидеть непосредственно в потоке машин. Велосипедист занимает очень малую часть дороги, если сравнивать с авто, но это не обеспечивает ему достаточной безопасности.

Если вы хоть раз ездили на двухколесном «коне», то знаете, что это не так-то просто. На нем очень трудно держать прямолинейное направление, особенно при замедлении движения, ведь для удержания равновесия требуются повороты рулем вправо и влево. Как говорят специалисты, для этого необходимо пространство шириной как минимум полметра. Несмотря на сравнительно небольшую скорость, велосипедист может быстро перемещаться по дороге, а это бывает полной неожиданностью для автомобилистов.

Даже тренированный и опытный велосипедист никогда не чувствует себя в безопасности ни на городской дороге, ни на загородном шоссе.

Положение усугубляется еще одним фактором: велосипедист при столкновении или падении ничем не защищен от удара. Ну а для пешеходов велосипед — это довольно известная опасность.

Что говорит статистика?

По данным ГИБДД, велосипедист подвергается риску попасть в ДТП на дороге в пять раз больше, чем водитель машины.

Анализируя несчастные случаи, которые произошли с участием велосипедистов, специалисты пришли к интересному выводу, что большинство ДТП происходит из-за явного пренебрежения «водителями» велосипедов основными правилами ПДД:

  • требованиями к маневрированию на трассе,
  • правом преимущественного движения и поворота другого транспорта,
  • своевременной подачей различных предупреждающих сигналов,
  • требованиями дорожной разметки и знаков,
  • требованиями сигналов светофора.

Именно поэтому велосипедисты должны четко знать абсолютно все ПДД, что часто не выполняется. Именно ПДД является единым нормативным документом для всех участников дорожного движения: для водителей авто, пешеходов и, конечно же, велосипедистов.

Где можно ездить на велосипеде?

Как было сказано выше, велосипед — это транспортное средство, что дает ему право ездить по проезжей части, однако здесь есть некоторые ограничения. Велосипедисту разрешено двигаться лишь по правой полосе (но не полосе для общественного транспорта), по велосипедным дорожкам или же по обочине. По тротуару, как гласят правила, нельзя, но ведь это тоже часть дороги, поэтому большинство велосипедистов предпочитают ездить именно по ним.

Возникает еще один вопрос: где найти велосипедные дорожки. Ни для кого не секрет, что таковых в городах нашей необъятной родины практически нет.

Остаются газоны, которые столь часто пользуются автолюбители в качестве парковок, что в принципе неправильно. Но с определением газона вообще все сложно и понять, где есть газон, а где его нет — не реально.

Велосипедист-пешеход

У велосипедиста есть уникальное свойство: он может быстро менять свое состояние из водителя в пешехода, чем с удовольствием пользуется большинство.

На правах пешехода велосипедист может передвигаться по дорожкам парка или по тротуарам, по подземным и надземным пешеходным переходам. Двигаться по тротуарам относительно безопасно, и для этого требуется минимальное знание ПДД. Если возраст велосипедиста менее 14 лет, то так называемый пешеходный способ езды считается единственно возможным и наиболее безопасным.

Опасности на тротуаре

Основной проблемой при пешеходном способе езды является необходимость постоянно прыгать на бордюры и обратно, например, перед въездом во двор или перед каждым перекрестком. Если подобные прыжки приходится делать через каждые сто метров, то такой стиль быстро утомляет.

А вот главная опасность при движении по тротуарам исходит, как это ни странно, от пешеходов, которые часто ведут себя просто непредсказуемо, к примеру, нетрезвые люди, дети, пешеходы преклонного возраста. Более того, на дороге могут оказаться такие предметы, как бутылка, игрушка, кукольная коляска и т.д.

Автомобиль, который заезжает во двор или выезжает из него, также представляет серьезную опасность. Согласно ПДД, автомобилисты в этом случае обязаны пропустить велосипед, но на практике это правило соблюдают далеко не все. Иногда водитель не замечает велосипедиста из-за дерева или припаркованной машины. Поэтому при въезде во двор рекомендуется всегда снижать скорость, дабы не попасть под колеса автомобиля.

И еще одна опасность — резко и неожиданно открывшаяся дверь недвигающегося авто. Как правило, у водителей постепенно вырабатывается правило: перед тем, как открыть дверь, убедиться, что сзади никто не приближается, то есть просто посмотреть назад. А вот у пассажиров такого инстинкта в большинстве случаев нет. В этом случае правило для велосипедистов будет следующим: приближаясь к припаркованной машине, лучше объехать ее на некотором расстоянии.

И еще раз про тротуары…

Если велосипедист находится на тротуаре, то это нарушение ПДД, ведь велосипед приравнивается к автомобилю. Но где же ездить несовершеннолетним на велосипеде, если на дороге не очень безопасно?

Как правило, сотрудники ДПС не обращают внимания на «водителей» велосипедов, едущих по тротуару, так как в большинстве случаев это единственное безопасное место. Однако помните, что преимущество при движении по тротуару всегда остается за пешеходом.

Видеоматериал о правилах для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта onairs.ru

spokoino.ru

МБОУ "Новотырышкинская СОШ"

УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается с 14 лет.

Такое правило введено не случайно. Дети младшего возраста, выезжая на улицу, подвергают свою жизнь опасности не только потому, что не знают Правила дорожного движения, но и потому, что они - дети. Попав в поток транспорта или проезжая перекресток, они могут растеряться, потерять управление и попасть под колеса идущей рядом машины.

Имеет ли право велосипедист ехать по тротуару?

Согласно ПДД РФ, велосипеды должны двигаться только по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии - по дороге. По правилам ездить по тротуарам велосипедистам нельзя. Но по дорогам можно ездить только велосипедистам от 14 лет. Поэтому дети меньше 14 лет могут ездить и по тротуару. Кроме того, новичкам, которые только недавно сели за руль велосипеда, тоже лучше сначала ездить по тротуарам в целях своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения. Ведь если они будут падать на проезжей части, то тем самым будут создавать угрозу создания аварийной ситуации. Тем, кто едет по тротуару, нужно помнить, что преимущество на тротуаре принадлежит пешеходу. То есть велосипедист должен пропускать пешеходов, уступать им, не подрезать, не пугать, не гонять.

Какое положение должен занимать велосипедист на дороге?

По Правилам дорожного движения, велосипедисты должны двигаться по дороге, соблюдая крайнее правое положение. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. В советские времена велосипедистам выделяли один метр от обочины. Позже сменили это положение на крайнюю правую полосу. И буквально два года назад ввели такое термин - крайнее правое положение. Но это не значит, что велосипедист может ехать в крайнем правом положении по 2-й или 3-ей полосе. Такое возможно только в том случае, если на крайней правой припаркованы машины или произошла авария. Выезд на большее расстояние разрешается только лишь для объезда препятствий (дорожные работы, неподвижные транспортные средства), обгона медленно движущихся транспортных средств (дорожный каток, гужевая повозка и т.д.) и в разрешающих случаях для поворота налево или разворота. Перед совершением маневра необходимо удостовериться, что дорога безопасна, подать заблаговременно предупредительный сигнал и только после этого можно совершить маневр.

Как правильно пересекать дорогу?

Переходить дорогу нужно только спешившись, а ни в коем случае не на велосипеде. То есть подъехал к переходу, сошел с велосипеда, перешел дорогу и поехал дальше.

По какой стороне нужно передвигаться при поломке вне населенных пунктов?

Велосипедисты, в отличие от пешеходов, при поломке или травме вне населенных пунктов должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Что запрещено велосипедисту?

Не разрешается ездить на велосипеде:

•        без звонка, с ненадежными тормозами и рулевым управлением, а в темное время суток, кроме того, без зажженного фонаря (фары) белого цвета спереди и красного фонаря (или светоотражателя) сзади;

•        не держась за руль руками, вперегонки, цепляясь за движущиеся транспортные средства или за другого велосипедиста;

•        в непосредственной близости к идущему впереди транспортному средству;

•        по улицам и дорогам, обучая и обучаясь езде на велосипеде. Запрещается перевозить на велосипеде:

предметы, которые могут помешать управлению им, или выступающие более чем на полметра по длине и ширине за габариты велосипеда; пассажиров на раме или багажнике. Для перевозки ребенка велосипед должен быть оборудован дополнительным сиденьем и подножками. Также запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Последний пункт необходимо соблюдать ради собственной безопасности. Через рельсы опасно переезжать из-за того, что колесо уходит под острым углом. Можно потерять равновесие. Даже если успеть выставить ногу, все равно есть возможность создания аварийной ситуации. А поворачивать налево или разворачиваться на дороге, на которой больше одной полосы, опасно потому что у велосипедистов нет зеркала заднего вида. Известно, что чем левее ряд, тем больше на нем скорость. И для некоторых водителей велосипедист на третьей полосе является большим сюрпризом.

Какие сигналы должен знать велосипедист?

Велосипедист должен знать и уметь подавать следующие сигналы: поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая;

•        поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

Велосипедист должен, как и водитель, показывать, когда он трогается с места или собирается остановиться. То есть, отъезжая, он должен поднять левую руку, а собираясь съезжать на обочину, поднимать правую руку.

Должен ли велосипедист надевать защитную экипировку?

Защитная экипировка правилами дорожного движения не прописана. Тем не менее велосипедисту желательно надевать шлем. Он, конечно, не поможет при серьезной аварии, но при небольшой аварии позволит избежать повреждений.

Как правильно производить обгон на велосипеде?

Обгон или объезд других транспортных средств должен производиться только слева. И как можно дальше от обгоняемого ТС.

novotyr.edu22.info

Сезонное. О велосипедистах на тротуарах, велодорожках и ПДД.

Настала весна, а с ней на тротуарах нашего города появилось множество... велосипедистов. Уже понятно, что в этом году их станет еще больше, чем в прошлом. Даже сейчас передвигаться пешим горожанам по тротуарам становится опасно, а ведь на велы пока вскочили лишь немногие владельцы BMXов и те велосипедисты, у кого велик стоит прям в комнате и его не надо вытаскивать из сарая/гаража, везти из соседнего города/поселка и т. д.

Очень хочется положить этому беспределу конец и сделать это именно в этом году. Почему? Да потому что под выборы очень легко протащить идею с велодорожками и безопасностью маленьких детей и мамаш с колясками (они страдают от лихачей на двух колесах в первую очередь). Да просто надоела эта ситуация. Я вот все понять не могу, почему я, хрупкая барышня, с совсем не большим опытом вождения велосипеда, на своем абсолютно любительском Сronus-e езжу по обочине дороги, а мощные товарищи на профессиональных GT гоняют параллельно мне по тротуару, распугивая прогуливающихся по ним горожан. Чем мы с ними отличаемся - цветом глаз, полом, весом, маркой велосипеда?

Поэтому, во-первых, мы призываем всех ответственных велосипедистов прочитать ПДД или вспомнить, что в них написано и начать в этом сезоне ездить по правилам. Если нужна поддержка, сообщите нам, мы поможем.

Во-вторых, мы очень просим городские власти и ГИБДД организовать информационную кампанию или хотя бы какой-нибудь месячник по пропаганде грамотного вождения велосипеда. Дело ведь не только в том, что по тротуарам ездят. И по пешеходным переходам многие велосипедисты не по правилам перемещаются, и в наушниках катаются (это вот реально в нашем городе равносильно самоубийству), и детей родители перевозят порой очень странным образом... Есть с кем и над чем поработать.

В-третьих, призываем не оставаться в стороне СМИ: у вас треть редакций, наверно, передвигается на великах, а уж читатели ваши и подавно через одного велосипедисты. Ясно, что всем удобно ездить по тротуарам, но послушайте, давайте немножко включим сознательность и подумаем о будущем: велосипед - это здорово и весело, для Владимира он один из самых перспективных видов транспорта, поэтому чем раньше мы начнем напоминать властям о необходимости создания сети велодорожек, тем лучше. Кстати, у нас есть гипотеза, что турист на велосипеде оставляет в регионе больше денег, чем турист без велосипеда: он дольше едет, больше видит, много ест и обязательно будет здесь ночевать. Можно попробовать проверить...

Напомним, что наша позиция по организации велодорожек сводится к тому, что их появление в нашем городе - это не предмет для дискуссии. У нас около 8 000 велосипедистов, у нас достаточно широкие полосы движения на городских дорогах, у нас очень компактный город, где удобно передвигаться на велике, так что все возможности у нас есть. Наверно, надо просто написать для наших друзей "наверху" план, чтобы они могли посчитать сколько денег будет стоить нанести новую разметку и расставить знаки, а потом претворить это в жизнь...

И о самом главном - о ПДД (вдруг кому-то лень искать пункты про велосипед, напомним еще разок).

Статья 1 Правил дорожного движения гласит, в частности, чтоа) "велосипед" - это транспортное средство,б) "велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом,в) "велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

г) "водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Таким образом: велосипедист=водитель.

Статья 24 ПДД достаточно ясно говорит, кто и в каких случаях может ездить на велосипеде по тротуарам:"П. 24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.П. 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:• по правому краю проезжей части - в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах;• по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;• по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом".

Повторим еще разок для всех велосипедистов-тротуарщиков старше 14 лет без малых детей на заднем сиденье.1. Велосипед - это транспортное средство, и на нем надо передвигаться вместе с другими транспортными средствами, а не с пешеходами. Парень за рулем Merida Matts 40-D по сути такой же водитель, как и тот, кто сидит за рулем Renault Fluence. Хотя последнему, возможно, так и не кажется.2. Если у вас есть возможность ехать по правому краю проезжей части или обочине дороги и вам больше 14-ти лет, вы не должны ехать по тротуару, тем самым вы нарушаете ПДД и подвергаете опасности жизни и здоровье пешеходов.3. Переходя дорогу по пешеходному переходу велосипедист должен слезть с велосипеда, тем самым превратившись в пешехода и перейти дорогу пешком, катя велосипед рядом с собой. Самый опасный и глупый маневр велосипедиста - переезжать переход на велосипеде. В случае если вас собьют, именно вы будете считаться нарушителем. Перемещение по пешеходному переходу на велосипеде равносильно ситуации, когда водитель автомобиля решил переехать на встречку по пешеходному переходу.

Катайтесь на здоровье и, как говорит Сергей Сахаров, обязательно надевайте шлем!

vladimir-city.blogspot.ru

Почему велосипедисту не место на тротуаре?

 

Беларусь, пожалуй, единственная страна, где правила дорожного движения запрещают велосипедистам ехать по проезжей части дороги. Вернее разрешают, но при условии, что рядом нет велосипедной или пешеходной дорожки, тротуара или обочины или же по ним невозможно ехать.

фото: konstanta.kiev.ua

 

Но так было не всегда. ПДД СССР разрешали велосипедистам с 14 лет ездить по проезжей части - не далее одного метра от ее края.  

Почему мы вспомнили СССР?

Во-первых, потому, что за основу ПДД всех бывших союзных республик были взяты правила из СССР. И только в Беларуси впоследствии изменили положения, касающиеся движения велосипедистов. 

Во-вторых, инфраструктура дорожного движения проектировалась под те правила, где движение велосипедистов планировалось по проезжей части дороги. И сейчас, кстати, несмотря на изменения в ПДД, кардинально ничего не поменялось. Этот вывод можно сделать из того, что при проектировании новых улиц не предусматриваются отдельные велодорожки, на которых исключается возможность конфликта велосипедист-пешеход: имеются в виду не те прогулочно-тренировочные трассы, которые сделаны, а нормальные велоартерии, которые бы пронизывали весь город параллельно дорогам для автомобилей и тротуарам для пешеходов. И когда вопрос по велодорожкам встал ребром, их решили устраивать на тротуарах. 

фото: roadplanet.ru

Почему нельзя, чтобы велосипедисты двигались по тротуару?

Велосипедист – это водитель, а пешеход – это пешеход. Неважно, что водитель велосипеда не может двигаться со скоростью автомобиля. Главное здесь в том, что у водителя транспортного средства и человека, идущего пешком, разные цели.

Для водителя важна скорость приближения объектов, которые он видит, - это основной критерий выбора скорости, и во время движения водитель смотрит вперед, и чем дальше, тем лучше.

Пеший же может смотреть не вперед, а под ноги, ориентируясь в направлении своего движения по линии тротуара, линии домов, заборов и прочих объектов, которые он видит боковым зрением. Периодически пешеход, конечно, пересматривает в направлении своего движения, но по большей части - под ноги. И еще один "минус" пешехода: у него нет зеркал заднего вида. Все, что приближается к пешеходу с любой стороны со скоростью, большей, чем его спокойный шаг, может в него врезаться. Это потому, что пешеход, глядя себе под ноги, может быстро изменить направление своего движения или остановиться, он не успевает оценить опасность своих действий для тех, кто быстрее него. Но про них он не думает, так как воспринимает окружающий мир с той скоростью, с которой двигается сам. 

фото: milkybikes.ru

Вот такие - и это не все - аргументы "против" обустройства велодорожек на тротуаре. Есть и другие. Например, пешеходу нужно пересекать тротуарную велодорожку поперек, когда ему нужно идти от края дороги или подходить к ней. 

Почему лучше велодорожки делать на проезжей части?

Для транспортного средства важно его бесперебойное движение. Мы знаем, что при движении по тротуару велосипедисту нужно спешиваться перед каждым пешеходным переходом - то есть его езда превращается в постоянные спрыгивания-запрыгивания. Это неудобно, и теряется смысл использования велосипеда именно как транспортного средства.

auto.tut.by

Можно ли ездить на велосипеде по тротуару? -

Многие велосипедисты, особенно новички, стараются не выезжать на автодороги и трассы – страшновато. Но катаясь по тротуару, они нарушают ПДД и являются источником опасности для пешеходов. Можно ли выжить байкеру в реалиях большого города, и при этом умудриться избежать конфликтов с законом? Если подойти к вопросу с умом – можно.

О несовершенствах законодательства по отношению к любителям активного отдыха я уже писал в одной из предыдущих статей. Увы, водители двухколёсного лёгкого транспорта обижены не меньше, чем владельцы квадроциклов. В правилах дорожного движения для велосипедистов прямым текстом сказано: передвигаться следует по предназначенным для этого велосипедным дорожкам, а где их нет – по  крайней правой полосе проезжей части или по обочине. По тротуару формально нельзя.

А теперь на минуточку вернёмся из этого канцелярского рая в бренную реальность. Наличие велосипедных дорожек – это скорее исключение, чем правило. Их нет практически нигде. Летать по проезжей части объективно опасно как минимум потому, что вдоль обочин нередко стоят автомобили: объезжаем их – попадаем на середину дороги, где рискуем быть сбитыми каким-нибудь лихачом. По обочинам ездить затруднительно: там либо нет асфальта, либо он настолько раздолбан, что после покатушек по нему велосипеду потребуется ремонт.

С другой стороны, при любом ДТП с участием велосипедиста на тротуаре всегда виноват велосипедист. Всегда. Не повезёт налететь на пешехода – штрафом можете и не отделаться, придётся отвечать перед законом как за нанесение телесных увечий. Помимо людей, на пешеходных дорожках имеются и другие препятствия: собаки, столбики, бордюры, торговые лотки… Для новичков и это источник опасности, однако выезжать на трассу, если вы плохо владеете велосипедом, категорически не советую. Катайтесь по парковым дорожкам – но выбирайте пустынные места. Где нет малышни и женщин с колясками. А перед каждым прохожим притормаживайте, пропускайте. И лишь когда почувствуете уверенность в своих силах, начинайте приучать себя к автодорогам.

Очень ценный совет: первые выезды на проезжую часть совершайте вместе с друзьями-велосипедистами. В колонне ездить безопаснее, с какой стороны ни посмотри. От колонн автомобилисты сами стремятся держаться подальше. Ещё, полагаю, стоит напомнить: по всё тем же пресловутым правилам дорожного движения, ваш коняга должен быть оснащён исправными тормозами, фонариком, сигнальным звонком, светоотражателями, зеркалом заднего вида. Купите все необходимые  аксессуары для велосипеда, не пожалейте денег: это не формальность – они действительно нужны.

Но вернёмся к нашей главной теме. Можно ли ездить на велосипеде по тротуару? За езду как таковую не штрафуют, но будьте предельно аккуратны. Не развивайте скорость больше 20 км/ч, и любыми средствами избегайте задевать людей. Лучше уж самому слететь с обочины в придорожные кусты, чем наехать на пешехода. Особенно если это ребёнок. Перед «зеброй» слезайте с велосипеда и переходите пешком, ведя байк за руль. Также поступайте в многолюдных местах. Ваше транспортное средство не должно быть источником опасности для прохожих – тогда проблем с законом можете не опасаться.

protectionlife.ru

Правила дорожного движения для велосипедистов

Здравствуйте уважаемые велотуристы! Начиная с этой статьи мы подробно начнем рассматривать технику безопасности для велотуристов, а именно, начнем раскрывать рубрику «Правила велотуризма». Начать я хочу именно с этой темы, потому что в любом случае велопоход или просто поездка на велосипеде начинается и заканчивается в 95% случаев по автомобильной дороге или в городе, а велосипедист является полноправным участником дорожного движения.

Очевидно, что основным сводом законов и правил, регламентирующих движение велосипедистов по автомобильным дорогам является Постановление правительства РФ «О Правилах Дорожного движения» от 23.10.1993 года №1090. В простонародии ПДД с различными поправками в каждом году. Вот на них и будем опираться.

Начнем с определения, которое предоставляют нам Правила.

Пункт 1.2 ПДД: Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Далее хотелось бы обратить внимание на формулировку определения «пешеход».

Пункт 1.2 ПДД: Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Думаю, вы обратили внимание на фразу «ведущие велосипед». В некоторых ситуациях очень полезно трансформироваться из велосипедиста в пешехода, просто ведущего велосипед. Потом мы разберем это подробнее.

Пойдем дальше. На первый взгляд может показаться, что в ПДД велосипедистам не посвящены практически никакие раздела, кроме 24 – «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных». Но если быть повнимательнее, то видно, что в ПДД разделы посвящены таким категориям как механическое ТС, ТС и водитель. Так как велосипед по определению ПДД не является механическим ТС, то все пункты правил, относящиеся к транспортным средствам и водителям применимы и к велосипедистам. Конечно, разбирать все пункты Правил нет смысла. Это получается, что больше половины (!) правил придется просто перепечатать. Постараемся рассмотреть наиболее важные и актуальные из них. Я постараюсь разбить их по категориям для удобства, а не просто перепечатывать все правила.

Что касается технических требований, предъявляемых к велосипеду.

Пункт 2.3.1 ПДД: Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, …  .

Рассмотрим, где же ПДД разрешают ездить на велосипеде?

Пункт 9.5 ПДД: Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Пункт 9.9 ПДД: Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил).

Пункт 24.2 ПДД: Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

Обращаю внимание, что велосипеды могут двигаться по обочине. Однако по тротуарам движение велосипедов запрещено. Если вы хотите двигаться по тротуару, то вам необходимо слезть с велосипеда и приравнять себя к пешеходу. Я конечно не призываю вас нарушать ПДД, но в городе иногда гораздо безопаснее ездить по тротуару, чем по проезжей части. Но не стоит там гонять и показывать свои навыки маневрирования, так как пешеходы всегда по разному относятся к велосипедистам и их действия могут быть различными. Но уж если вы едите по тротуару, то нужно помнить, что вы там являетесь источником повышенной опасности и можете причинить вред не только своему здоровью, но и пешеходам. В такой ситуации вы будете бесспорно виноваты.

Теперь рассмотрим сигналы поворота, которые велосипедист обязан подавать при маневрировании на дороге как участник движения.

 

Поворот налево

Пункт 8.1 ПДД: Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым

Поворот направо

углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

 

Пункт 8.2 ПДД:Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения

Сигнал остановки

(подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом

сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

 

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Сейчас не часто встретишь велосипедистов, подающих сигналы поворота при маневрировании. Хотя такие есть. И нужно стремиться к тому, чтобы их число росло. Здесь не нужно стесняться и пренебрегать этими требованиями, так как это нужно не только для вашей безопасности, но и для безопасности дорожного движения в целом.

 

Что касается пропуска пешеходов.

Пункт 14.1 ПДД: Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Здесь, думаю, все понятно. Но все-таки, опираясь на личный опыт, хотелось бы добавить, что велосипедист, двигаясь по пешеходному переходу на велосипеде, НЕ является пешеходом! Возьмите это на заметку для собственной безопасности.

Правила пользования световыми приборами на велосипедах.

Пункт 19.1 ПДД: В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии).

Пункт 19.5 ПДД: В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Сейчас, когда приборы освещения для велосипедов стали широко распространены и доступны, их использованию нет никаких преград. Вам не нужно ничего конструировать самим как раньше. Например, светодиодные фонари для велосипеда недорогие, качественные и экономичные обеспечат вам безопасность днем и ночью.

Возраст для управления велосипедом.

Пункт 24.1 ПДД: Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.

Здесь хотелось бы обратить внимание, что этот пункт Правил оговаривает движение велосипедистов по дорогам (к которым относятся тротуары и обочины). Для бездорожья никаких ограничений нет.

Перейдем к рассмотрению «самого сладкого». Что же запрещено велосипедистам.

Пункт 2.7 ПДД: Водителю запрещается:

- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

- пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;

- употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Кроме того:

Пункт 24.3 ПДД: Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Здесь бы хотелось обратить внимание на следующие моменты. Первое, это то, что касается поворота налево. Исходя из данного пункта, поворот налево велосипедисту в городе будет запрещен практически везде (да и сделать это крайне сложно при хорошем потоке машин). Но есть выход из этой ситуации. Можно спешиться и в миг стать пешеходом. Это позволит пересечь перекресток по пешеходным переходам в любом направлении.

Второе, это то, что в последнем пункте сказано только про шлем для водителей мопедов. Я рекомендую и водителям велосипедов приобрести специальный велошлем. Это значительно обезопасит вас в случае падения.

И третье, это алкогольное опьянение. Об этом пойдет речь и в других статьях, но здесь бы хотелось отметить, что велосипедисты часто пренебрегают этим требованием, не считая себя опасным участником движения. Хотелось бы отдельно напомнить, что штрафы за это деяние сейчас значительно увеличились.

В заключении хотелось бы поговорить о дорожных знаках, связанных с велосипедами. Кроме основных знаков, которыми руководствуется велосипедист, есть еще и такие, на которых изображен велосипед. Что же это за знаки?

1.24 Пересечение с велосипедной дорожкой. Этот знак в основном для водителей автомобилей и нас он не особо касается. Здесь хотелось бы отметить, что на таком перекрестке преимуществом пользуется водитель механического транспортного средства. Так что будьте внимательны.

 

 

3.9 Движение на велосипедах запрещено. Думаю здесь все понятно. Этот знак запрещает движение за ним на велосипедах. Хотя такого знака я еще ни разу не видел.

 

 

4.4 Велосипедная дорожка. Этот знак применяется для обозначения отдельной дорожки (или места) для движения немеханических транспортных средств (велосипедов, мопедов и скутеров). Водителю механического транспортного средства запрещается использовать велосипедную дорожку для движения, остановки или стоянки, а пешеходы могут пользоваться этим участком дороги, нопри отсутствии тротуара или пешеходной дорожки, но не создавая помехи движению велосипедов. При повороте на перекрестке налево или направо водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, движущимся по этой дорожке.

8.4.7 Табличка «Велосипед». Этот знак размещается совместно с другими знакам дорожного движения. И, естественно, знак, с которым он размещен является обязательным требованием для велосипедистов.

Вот в принципе и всё, на что хотелось бы обратить внимание. Еще раз напомню, что это основные особенности ПДД для велосипедистов. Никто не отменял для них действие ПДД в целом. Поэтому любому велосипедисту необходимо хотя бы ознакомиться с ними.

Что касается штрафов, то это мы рассмотрим в отдельной статье.

Удачи на дорогах!

на Ваш сайт.

i-veloturism.ru

Пять правил выживания пешеходов на тротуарах: советы велосипедиста

Белорусские Правила дорожного движения запрещают велосипедистам ехать по проезжей части и не запрещают пешеходам ходить по велодорожкам. И там, и там соседство взрывоопасное. А поскольку велосипедов на улицах городов становится всё больше, «взрывы» случаются всё чаще. Так вот, раз уж мы с вами, дорогие пешеходы, соседи — давайте усвоим несколько простых правил совместного «проживания».

1. Хватит пыриться в телефоны

Вышли на улицу — смотрим по сторонам. Наслаждаемся красотами Минска (Бреста, Гродно, Могилёва и т.д.). Ловим улыбки прохожих: белорусы на улицах почти не улыбаются, идут глубоко погружённые в вопросы бытия. Поэтому чтобы насладиться чьей-то улыбкой, вам придётся изрядно повертеть головой. А если будете идти и смотреть в смартфон — останетесь даже без этой скромной дозы позитива. Да ещё и под велосипед рано или поздно попадёте, это я вам обещаю.

Будет это так: вы вдруг поднимете глаза от телефона и увидите перед собой колесо. И от неожиданности шарахнетесь именно в ту сторону, с которой велосипедист придумал объезжать вас.

Особо одарённые велосипедисты умеют одной рукой рулить, а второй набирать смс-ку. Жесть, конечно. Так можно не только наехать на кого-нибудь, но и в открытый люк попасть. А уже на полпути к земле поняв, что случилось, не получится сгруппироваться, чтобы уберечь голову. Но пешеходов, которые даже на ходу не прекращают «сидеть» в соцсетях, в тысячу раз больше

2. Эти жирные белые полосы на тротуарах — не просто так

На эту тему:Гуру велосипедов. Где и на чем кататься в Минске

Разметка? На тротуарах? Пфффф. Единственный вид разметки, который признают минские пешеходы — зебра. Я начал смотреть на что-то ещё только после того, как пошёл на курсы вождения. А ведь эти жирные белые линии нарисованы посередине тротуаров не для красоты. Одна половина дорожки предназначена для велосипедистов. Вторая — для пешеходов.

Такой разметки много в «спальниках». Проблемы с ней две. Во-первых, непонятно, с какой стороны ходить, а с какой — ездить. Иконки велосипеда и человечка, которые должны были бы вносить ясность, то стёрлись от времени, а то их просто нет. Краски не хватило. По моему опыту, полоса для велосипедиста обычно дальняя от проезжей части. Во всяком случае, так в моей родной Малиновке.

Вторая проблема — на разметку всем плевать. Поэтому третий совет:

3. Пора думать на пару шагов вперёд и о чужих людях, которые рядом

На эту тему:Последние фото американского велосипедиста, сбитого в России пьяным водителем

Это Беларусь, детка, здесь все ходят как хотят. Если рядом идут два-три человека — обязательно займут всё место. Если встретятся две мамы с колясками — загородят весь проезд. Собака протянет поводок через весь тротуар — никто и не подумает подойти к ней. Думать о том, что дорожка может понадобиться кому-то ещё, почему-то не принято.

А зря. Если бы мы побольше заботились о других (да-да, идти, не загораживая весь тротуар, это простая и понятная забота), мы бы все жили чуть лучше. Участие, вежливость — это персональные взносы каждого человека в благополучие общества. Но мы почему-то привыкли принимать в расчёт только себя и свои проблемы. А весь славный советский коллективизм порастеряли в 1990-е. Такой подход позволяет, например, без угрызений совести запарковаться на два места и пойти по делам.

Чем это грозит вам? Элементарно тем, что нарвётесь на велосипедиста, который относится к себе точно так же. Вместо того, чтобы объезжать вас по траве, он останется на краю тротуара и заденет вас рулём. Это не больно, но вы почувствуете. А предъявить ему не сможете ровным счётом ничего. Оно вам надо?

4. Фликеры. Те самые

У фликеров особая роль. В 2000-е нам их агрессивно навязывали. Не знаю, первый ли это такой предмет в нашей новейшей истории, который связан с государственной обязаловкой, или пожарные извещатели были раньше. Но во мне, бывшем тогда студентом, фликеры до сих пор вызывают отторжение.

При этом сложно не признать их пользу. В темноте фликеры реально сделают вас заметнее, и говорить тут больше, пожалуй, не о чем.

5. Спокойнее

На эту тему:Молодые ребята открыли прокат ретро-велосипедов в Минске

Учитесь не дёргаться, когда мимо пролетает велосипед. Даже если он проезжает между вами и вашим маленьким ребёнком, который убежал на другую сторону дорожки. Велосипедист — не враг ни себе, ни вам. Он всё время оценивает обстановку перед собой: смотрит, как вы двигаетесь, и решает, как вас лучше объехать. А детей любой вменяемый велосипедист объезжает как можно дальше.

Проблемы начинаются, когда пешеходы резко меняют направление или скорость движения. Например, вдруг решают догнать троллейбус. Или идут как угодно, но не по прямой. Или ненамеренно «захлопывают калитку», в которую задумал прощемиться велосипедист. Тогда приходится тормозить и выкручивать руль. И тут увлечённые собой (см. пункт 3) пешеходы замечают велосипед. Поверьте, в подавляющем большинстве случаев лучшее, что можно сделать в этой ситуации — продолжить идти туда, куда вы шли.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

mikhail-gurinovich.new.kyky.org


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"