Урок пдд на велосипеде


Урок по ПДД Требования к движению велосипед. — SCHKOLER.RU

 

План-конспект урока по ОБЖ

Урок по ПДД Тема урока: Дополнительные требования к движению велосипедистов.

 

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с правилами пользования велосипедами. Сформировать у учащихся чувство личной ответственности за свою безопасность при движении на велосипеде.

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

С какого возраста разрешается выезжать на проезжую часть?

В разделе 24 Правил содержатся лишь дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок и прогону животных. Это означает, что основные требования изложены в других разделах Правил (например, в разделах 1, 2 и т. д.). Как известно, термином «водитель» охватываются лица, управляющие велосипедом, гужевой повозкой (санями), К водителям приравниваются и погонщики скота. Поэтому, например, любой пункт Правил, в котором нет оговорки, что речь идет о водителе какого-либо конкретного транспортного средства, касается без исключения всех участников движения, которые охватываются термином «водитель».

Управлять велосипедом без подвесного двигателя, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а двух- или трехколесным транспортным средством с рабочим объемом двигателя не более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью не более 40 км/ч – лицам не моложе 16 лет.

Требования, изложенные в данном пункте Правил, как и во всех других случаях, когда это прямо оговорено, вступают в действие только при движении по дорогам (см. термин «дорога»). На другие места (например, закрытые дворы, поля, поляны и т. п.), где может происходить движение велосипедистов, гужевых повозок и прогон животных, требование этого пункта Правил не распространяется.

Требования безопасности.

Велосипед без подвесного двигателя, а также другое двух- или трехколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя менее 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/ч должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. При движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости эти транспортные средства должны быть оборудованы спереди фонарем (фарой) с белым светом, сзади – фонарем с красным светом или красным световозвращателем.

Наличие исправных тормозов и звукового сигнала всегда обязательно, независимо от места и условий движения велосипеда без подвесного двигателя или двух- или трехколесного транспортного средства с рабочим объемом двигателя менее 50 см3. Правила не вводят каких-либо норм, которым должны отвечать тормоза. Их конструкция и состояние могут определяться инструкцией завода-изготовителя.

Наличие спереди фонаря (фары) с белым светом, а сзади фонаря с красным светом или красного световозвращателя обязательно только при движении по дорогам в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости. Если же рассматриваемые транспортные средства не оборудованы этими приспособлениями, их движение по дороге в условиях недостаточной видимости должно быть исключено. В таких случаях водитель должен сойти с транспортных средств и продолжать движение пешком по правому краю проезжей части.

С 1 июля 2008 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 84, которое внесло изменения и дополнения в действующие Правила дорожного движения. Они касаются п. 24.3 ПДД, где включено требование, запрещающее водителям мопедов двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.

В пункте 1.2 ПДД дается измененное определение терминов дорога и мопед:

««Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками».

Гужевая повозка на пневматических шинах должна быть оборудована стояночным тормозом. При движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на гужевой повозке (санях) должны быть установлены спереди фонарь белого цвета, сзади – красный фонарь или красный световозвращатель. Допускается установка только одного фонаря с белым светом спереди и красным сзади с левой стороны повозки (саней).

Предписание в отношении оборудования стояночным тормозом касается только гужевых повозок на пневматических шинах. Необходимость же установки фонарей с белым и красным светом и красных световозвращателей в условиях недостаточной видимости распространяется на все повозки (сани).

Движение по проезжей части на велосипедах, гужевых повозках (санях), верховых животных разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для обгона, объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Разрешается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Выполнение норм, содержащихся в данном пункте, является одним из основных условий безопасного движения. Обгон, объезд и поворот налево или разворот лица, следующие на велосипеде, гужевой повозке (санях) или на верховых животных, должны производить в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих разделах Правил. Так, перед перестроением, поворотом или разворотом должны быть поданы сигналы в соответствии с требованиями Правил.

Под разрешенными случаями для поворота налево или разворота имеются в виду все случаи, за исключением тех, которые прямо запрещены Правилами.

При движении по обочине должны быть обеспечены условия для беспрепятственного движения пешеходов.

Водителю велосипеда запрещается:

– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

– перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

– двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Тротуары и пешеходные дорожки предназначены для движения только пешеходов. Таким образом, при наличии предписывающего знака 4.5. «Дорожка для пешеходов» движение велосипедистов запрещено. В этих случаях велосипедист может двигаться пешком и вести велосипед руками.

Велосипед является транспортным средством строго индивидуального пользования. Нигде – ни на раме, ни на багажнике – перевозить на велосипеде пассажиров нельзя. Исключение составляет лишь ребенок, которого можно перевозить при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем с подножками. Такое сиденье может быть расположено как на раме, так и над задним колесом велосипеда.

Груз или предметы, которые выступают более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда, представляют серьезную угрозу безопасности движения, прежде всего для самих велосипедистов, а также для окружающих пешеходов. При этом не имеет значения, какой это по характеру и внешнему виду груз: чемодан, рейка, удочка и т. п.

Дорожный знак 4.6 «Велосипедная дорожка» указывает дорожку, предназначенную исключительно для велосипедистов. Поэтому при наличии таких дорожек движение велосипедистов по проезжей части, предназначенной для других транспортных средств, запрещено.

Водитель велосипеда может произвести, не слезая с велосипеда, поворот налево или разворот лишь при условии, что на дороге, по которой он следует, отсутствует трамвайное движение, и что дорога эта имеет одну полосу для движения в данном направлении. Число полос и наличие трамвайных путей на дороге, куда производится поворот, значения не имеет. Причина введения этого запрещения аналогична случаю буксировки двухколесным мотоциклом.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедисты должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Под нерегулируемым пересечением в данном случае понимается любое пересечение велосипедной дорожки с проезжей частью дороги (в том числе их обозначение разметкой 1.15).

Водителям гужевой повозки (саней), погонщикам вьючных, верховых животных, скота запрещается:

– оставлять на дороге животных без надзора;

– перегонять скот через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости;

– вести скот по дорогам с усовершенствованным покрытием.

Надзор за животными, находящимися на дороге или поблизости от нее, должен исключать возможность появления животных на пути следования транспортных средств.

Местами, отведенными для перегона скота, могут служить железнодорожные переезды или специальные скотопрогоны. При прогоне скота через железнодорожные переезды должны соблюдаться требования пункта Правил. Если перегон скота осуществляется вне переездов, то должны быть оборудованы специальные места для перегона скота через железнодорожные пути. Перегонять скот вне железнодорожных переездов и специально оборудованных мест запрещено.

В темное время и в условиях ограниченной видимости перегон скота через железнодорожные пути и дороги запрещен повсеместно.

Запрещение использовать для перегона скота дороги с усовершенствованными покрытиями объясняется тем, что на этих дорогах наблюдается наиболее оживленное движение транспортных средств на больших скоростях. Кроме того, скот может повредить дорожное покрытие и загрязнить его.

Ведя велосипед рядом

Случается и так, что нужно сойти с велосипеда и вести его рядом: велосипедист как бы становится пешеходом. И все же то, что ему приходится вести транспортное средство, вносит свои особенности движения на проезжей части. Эти особенности выделены в Правилах, и о них необходимо знать.

Первое такое отличие состоит в том, что если пешеходам вменяется в обязанность двигаться по тротуару, обочинам, пешеходным дорожкам и разрешается по проезжей части лишь при их отсутствии, то ведущим велосипед, в том числе мопед, мотоцикл, разрешается идти в один ряд по краю проезжей части. Данное исключение сделано потому, что прерванное движение обычно кратковременно и связано либо с технической неполадкой транспортного средства, либо с преодолением какого-либо сложного участка дороги, да и перевозить, например, тяжелый мотоцикл через высокий бортовой камень на тротуар просто трудно, да и пешеходам это будет серьезной помехой.

Другое отличие в поведении пешеходов и велосипедистов, ведущих свои машины, возможно на загородных дорогах. Если, как напоминают Правила, «вне населенных пунктов пешеходы при движении по обочине или краю проезжей части должны идти навстречу движению транспортных средств», то лица, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл, «при движении по проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств». Это требование – логичное продолжение первого правила, «Любишь кататься…» так как вести транспортное средство по проезжей части навстречу движению было бы еще более опасно.

Говоря о тех требованиях, которые предъявляются Правилами к велосипедистам-пешеходам, можно дать и ряд советов по правилам безопасного ведения по дороге велосипеда.

Ведя велосипед по краю проезжей части, нужно находиться справа от него. В случае наезда автомобиля пусть лучше пострадает велосипед, но не человек.

Переходя проезжую часть при ограниченном обзоре дороги, старайтесь велосипед не выставлять далеко вперед. Для проезжающего мимо водителя он будет мало заметен, и может произойти наезд.

При переходе широкой дороги необходимо выбирать такой интервал между проходящими транспортными средствами, чтобы не останавливаться с велосипедом на середине дороги. Это опасно: велосипед будет занимать часть близлежащих полос движения.

III. Итог урока

Закрепление темы урока.

1. Какие правила должны соблюдать водители велосипедов и мопедов?

2. Как должны вести себя велосипедисты нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой?

4. по каким элементам дороги разрешено двигаться водителю велосипеда и мопеда?

5. Какие требования предъявляются Правилами к велосипедистам-пешеходам?

schkoler.ru

Правила для велосипедистов

Все вы прекрасно знаете, что такое велосипед, да и, наверное, каждый из вас умеет ездить на велосипеде. Только вот с правилами дорожного движения для велосипедистов, знаком далеко не каждый.

Слово «велосипед» дословно переводится на русский язык как «быстроног» (от латинских слов «вЕлокс», что означает «быстрый» и «пес» (не пёс), что означает «нога»). Современные велосипеды вполне оправдывают такое название.

Велогонщики могут развивать скорость, сопоставимую со скоростями, характерными для автомобилей.

С основными частями велосипеда, вы знакомы. Это колёса, которые состоят из обода, покрышки и спиц, амортизаторы, задние и передние тормоза, задний переключатель, каретка, цепь, ну и, конечно, рама, седло и руль. При выходе из строя или поломке одной из этих частей не стоит эксплуатировать велосипед, предварительно не отремонтировав его.

По назначению велосипеды делятся на дорожные и спортивные, ну а в каждой из этих групп велосипеды уже классифицируются по техническим характеристикам. Конечно, наиболее широко используются дорожные велосипеды. Дело в том, что они безотказно работают в самых разных климатических условиях и на любых дорогах.

Существуют мужские, женские и подростковые дорожные велосипеды. Обратим внимание на подростковый велосипед: помните, что он предназначен только для одного велосипедиста в возрасте до пятнадцати лет. Максимум еще можно перевозить на этом велосипеде груз, не превышающий 15 килограммов.

Как и любое транспортное средство, велосипед нуждается в уходе. В первую очередь, это проверка натяжения цепи и спиц, а также проверка правильности центровки колёс, и, конечно, проверка давления в шинах. Также следует регулярно смазывать велосипед и цепь. В зонах умеренного климата велосипед достаточно смазывать один раз за сезон, а вот цепь рекомендуется смазывать два раза за сезон. В зонах с жарким климатом велосипед следует смазывать от двух до четырех раз в сезон, а цепь – от четырёх до восьми раз в сезон. Для смазки подойдет обычное машинное масло.

Теперь давайте поговорим непосредственно о правилах дорожного движения для велосипедистов. Сразу отметим, что лицам, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, вообще нельзя ездить по дорогам и улицам (можно только во дворе). Одним из основных правил дорожного движения (не только для велосипедиста, но и для любого водителя) является то, что он обязан подавать сигналы, предупреждающие о том или ином манёвре.

Отъезжая от обочины, водитель, в первую очередь, включает указатель левого поворота, и только после того, как он убедится, что опасности нет, выезжает на проезжую часть. В дальнейшем, если водитель собирается сворачивать, менять ряд или обгонять другие машины, он должен включить поворотный указатель с той стороны, куда он собирается направить свою машину.

Конечно, данные сигналы четко обозначены в правилах дорожного движения (сокращенно ПДД). Например, у всех троллейбусов, автобусов, трамваев, автомобилей и мотоциклов впереди, сзади, справа и слева есть указатели поворотов.

Когда водителю нужно повернуть налево, он включает левый указатель поворота. Тогда сзади, спереди и слева начинают мигать соответствующие лампочки, и остальные водители, таким образом, узнают о его намерении сделать поворот налево. Аналогично, если водитель хочет повернуть направо, он включает правый указатель поворота. Если при этом ещё и загораются стоп-сигналы (свидетельствующие о торможении), то это может означать, что водитель собирается прижаться к обочине и остановиться.

Двигаясь по улице, велосипедист должен внимательно следить за сигналами, которые подают водители других транспортных средств. В отличие от остальных видов транспорта, у велосипедиста нет указателей поворотов, поэтому, он сигнализирует руками (эти сигналы тоже установлены правилами дорожного движения). Чтобы обозначить перестроение в левую полосу или поворот налево, нужно вытянуть в сторону левую руку или же правую руку, согнутую в локте, вверх.

Аналогично, чтобы обозначить перестроение в правую полосу или поворот направо, нужно вытянуть правую руку в сторону или же, левую руку, согнутую в локте, вверх. Перед тем, как затормозить, нужно вытянуть руку вверх.

Рассмотрим несколько примеров. При выезде со двора, велосипедист должен пропустить другие транспортные средства и пешеходов и только потом выезжать. Еще раз обратите внимание, что не только перед поворотом, но и перед тем, как перестраиваться из одной полосы в другую, необходимо подать соответствующий сигнал. Перед поворотом направо следует заранее перестроиться в правую крайнюю полосу. При движении велосипедиста по крайней правой полосе, ему может помешать некое препятствие (например, припаркованный у обочины автомобиль). В этом случае, велосипедисту придется выехать на другую полосу, но так, чтоб это не создавало помех движущемуся по этой полосе транспорту.

Вообще, обгонять все транспортные средства разрешается только с левой стороны. Существует два исключения: во-первых, это правило не распространяется на трамваи (по понятным причинам), а во-вторых, в случае, если водитель транспортного средства, которое вы собираетесь обогнать, подал сигнал поворота налево и начал поворачивать. В этом случае, его нужно обгонять справа. И, конечно, нельзя устраивать никакие гонки на дороге, а именно – нельзя препятствовать обгону (например, повышением скорости или блокированием пути движения обгоняющего автомобиля).

Велосипедисту выдвигаются дополнительные требования, о которых тоже необходимо знать. Во-первых, отметим, что велосипедистам следует двигаться только по крайней правой полосе и в один ряд. Можно ехать и по обочине, если только это не мешает пешеходам. Наверное, некоторые из вас любят ездить на велосипеде, не держась руками за руль.

Так вот, делать этого ни в коем случае нельзя на проезжей части. Также, правилами дорожного движения велосипедисту запрещено перевозить пассажиров (исключение составляют дети до семи лет и то на специальном сиденье и со специальными подножками). Кроме того, запрещается перевозить груз, выступающий более чем на полметра по ширине или длине за габариты велосипеда. И, конечно, нельзя перевозить груз, который будет мешать управлять велосипедом. Если есть велосипедная дорожка, то следует использовать именно её, а не ехать по дороге для автомобилей. И, наконец, запрещается поворачивать налево и, тем более, разворачиваться на дороге с не однополосным движением, а также на дорогах с трамвайным движением.

Если вам нужно развернуться или попасть на другую сторону дороги, то следует доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и пересечь дорогу по пешеходному переходу, ведя велосипед за руль. Таким образом, вы обезопасите себя и не станете причиной возникновения аварийной ситуации на дороге.

Старайтесь избегать оживленных дорог, мостов или туннелей – эти места всегда являются зоной повышенной опасности, кроме того, автомобили, чаще всего двигаются в таких зонах с более высокими скоростями, чем обычно.

Следуя правилам дорожного движения, оставляя транспорт (в том числе и велосипед), вы обязаны принять все меры предосторожности. Велосипед необходимо ставить на откидную подножку или прислонить его к чему-то (например, к стене, забору, дереву и так далее).

Что касается водителей автомобилей, то у них должен быть специальный знак аварийной остановки, который представляет собой треугольник с красными светоотражающими полосами. Иногда, по техническим причинам, водитель вынужден остановить машину в неположенном месте – тогда-то и следует воспользоваться знаком аварийной остановки. Кроме того, такой знак нужно поставить, если водитель вынужден остановить автомобиль в зоне ограниченной видимости (например, сразу за пригорком или после крутого поворота). Если на улице уже темно, то вместо знака выставляют мигающий красный фонарь. Поэтому, если вы увидели такой фонарь или знак аварийной остановки, то знайте, что на 25-30 метров дальше стоит неисправный автомобиль или же произошло дорожно-транспортное происшествие. И в том, и в другом случае, вам необходимо принять дополнительные меры предосторожности и быть еще внимательнее, чем обычно.

Итоги урока:

·                    Велосипедист, находясь на проезжей части, тоже обязан подавать сигналы, обозначающие его манёвры.

·                    Чтобы обозначить поворот налево и перестроится в левую полосу, нужно вытянуть левую руку или вытянуть правую руку, согнутую в локте, вверх.

·                    Точно также, при повороте направо или перестроении в правую полосу, следует вытянуть правую руку или левую руку, согнутую в локте, вверх.

·                    Для обозначения своего намерения затормозить, следует вытянуть руку вверх. Кроме этого, существуют дополнительные требования к велосипедисту, которые запрещают ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров (за исключением детей до семи лет), а также перевозить груз, выступающий более, чем на полметра за габариты велосипеда и поворачивать налево или разворачиваться на дороге с не однополосным или с трамвайным движением.

·                    И помните, что велосипедистам младше четырнадцати лет вообще запрещается выезжать на проезжую часть.

videouroki.net

Конспект занятия «Правила для велосипедистов».

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Город: Магнитогорск

МОУ «С(К)ОШИ № 3»

Учитель: Пирозерская Людмила Михайловна

Тема учебного занятия: «Правила для велосипедистов»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цели:

Образовательная: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного движения велосипедистов на дорогах и улицах, повторение строения велосипеда и правил ухода за велосипедом, расширение знаний по ПДД, формирование навыков поведения на улице;

Развивающая: расширять знания учащихся по безопасности движения, вырабатывать навыки наблюдательности;

Воспитывающая: воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах», слуховые аппараты, экран, компьютер, презентация «Правила для велосипедистов»

Дидактические материалы к учебному занятию: дорожные знаки, индивидуальные карточки с заданиями, плакаты, диск с материалами и слайдами по Правилам дорожного движения, сюжетные рисунки ситуаций к рассказу учителя, Правила дорожного движения

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей занятия.

2 мин.

Создание рабочей атмосферы, привлечение внимания учащихся

Требований к учащимся с началом занятия

Настроиться на работу на занятии

Рассказ

Творческое задание

фронтальная

учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

звуковой ролик №1 «Транспортное средство велосипед»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Наденьте наушники.

- Как ты меня слышишь?

- Спроси у …, как она слышит?

- Отгадайте загадку.

Вместо ног – два колеса

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

- Правильно! Многие из вас, ребята, катаются на велосипеде. Но все ли вы правильно им пользуетесь?

- Сегодня на занятии мы вспомним то, что вы знаете о велосипедах, и поговорим о правилах для велосипедистов.

- Я слышу Вас хорошо (плохо).

- … сказала, что слышит хорошо.

- Это велосипед. (Я думаю, что это велосипед).

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

10 мин

Актуализировать знания детей о велосипеде, заинтересовать в получении знаний о велосипедах и велосипедистах

Знать строение велосипеда, правила ухода за велосипедом

Уметь описать строение велосипеда, сформулировать правила ухода за велосипедом

компьютер-ная демон-страция,

беседа

Индивидуальная

фронтальная

Учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

Урок « Правила для велосипедистов »(ролики № 1«Транспортное средство велосипед»)

Презентация «Правила для велосипедистов» слайд № 1-4

II. Актуализация необходимых знаний.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(ролик №1)

- Скажите, из чего состоит велосипед?

- Неисправный велосипед может стать опасным для его владельца. Велосипедист должен содержать свое транспортное средство в порядке для того, чтобы оно не подвело его на дороге.

- Давайте вместе составим основные правила ухода за велосипедом.

- Спереди на вашем велосипеде должен быть установлен светоотражатель красного цвета. Спереди – можете установить светоотражатель или фару белого или жёлтого цвета. С боков – оранжевые отражатели.

- Колеса, педали, руль, сиденье, рама, шестерёнки, цепь, тормоза, багажник, шины, звонок, фонарь, …

(Слайды № 1-3)

1. После прогулки очищайте все части велосипеда от грязи.

2. Смазывайте трущиеся металлические части велосипеда машинным маслом.

3. Следите, чтобы цепь не провисала (в этом случае ее необходимо подтянуть), иначе она может соскочить во время движения.

4. Следите за правильностью и надежностью крепления руля и сиденья.

5. Следите, чтобы металлические полоски, прикрывающие сверху колеса, не задевали шины.

6. Особенно следите за исправностью тормозов. Выезд на проезжую часть с неисправными тормозами строго запрещен.

7.Спущенные шины необходимо подкачивать с помощью насоса.

(Слайд № 4)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III. Объяснение

20 мин

Познакомить с правилами и обязанностями велосипедистов, дорожными знаками для велосипедистов, правилами пересечения улицы на велосипеде.

Знать названия и обозначения дорожных знаков, законодательные основы правил для велосипедистов, правила перехода улицы.

Уметь соотнести дорожный знак и его обозначение, описать знак

Объяснение,

компьютер-ная демон-страция, беседа

фронтальная

Учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

Урок « Правила для велосипедистов »(ролики № 2 дорожка велосипедная, №3 «Велосипедная дорожка», №4 «Движение на велосипедах запрещено»

№5 «Пересечение с велосипедной дорожкой»

№6 разметка

Презентация «Правила для велосипедистов» слайд № 5-10

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Безопасность движения требует, чтобы каждый велосипедист знал и соблюдал Правила уличного движения.

Тот, кто нарушает Правила движения, подвергает опасности себя и окружающих, мешает движению транспорта и пешеходов.

Правила для велосипедистов:

1 правило: Ездить на велосипеде по улицам города разрешается ребятам с 14 лет.

- Пока нет 14 лет кататься можно на стадионах, во дворах, в парках, в поле, по велосипедной дорожке (Слайд № 5, 6)

2 правило: Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность велосипеда (тормозов, звонка), наличие переднего фонаря и отражателя

3 правило Нельзя двигаться не держась за руль и не держа ноги на педалях (Слайд № 7)

4 правило: Нельзя перевозить пассажиров. (Слайд № 8 )

5 правило: Нельзя буксировать другие велосипеды. (Слайд № 9)

6 правило: Нельзя перевозить грузы, которые выступают более 0,5 метра. (Слайд № 10)

- У велосипедистов есть обязанности. Они записаны в ПДД (глава 20, №Движение на велосипедах и мопедах»)

1) Движение на велосипеде по улицам разрешается по велосипедной дорожке, в один ряд (цепочкой). (ролик №2)

2) Если нет велосипедной дорожки, разрешается ездить по тротуарам, обочине, пешеходной дорожке (не мешать пешеходам).

- Велосипедисты, которые нарушают ПДД, подвергаются предупреждению или штрафу.

- Скажите, что может помочь велосипедистам на улицах?

- Специально для велосипедистов существуют два дорожных знака.

- Знак "Велосипедная дорожка" (ролик № 3) обозначает дорогу, предназначенную для движения велосипедистов. На такой дорожке не бывает машин, но могут двигаться пешеходы и мопеды.

- Опишите знак.

- Знак "Движение на велосипедах запрещено" (ролик № 4) означает, что эта дорога не предназначена для движения велосипедистов.

- Опишите знак.

- Место пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью обозначается предупреждающим дорожным знаком «Пересечение с велосипедной дорожкой» (ролик № 5) ( он устанавливается для водителей автомашин) и дополнительно может быть обозначено двумя белыми прерывистыми линиями по краям велосипедной дорожки, нанесенными на проезжую часть. (ролик № 6)

- Если вам необходимо перейти на другую сторону, следует остановиться и сойти с велосипеда. (ролик № 7)

- А до 14 лет кататься нельзя?

- Дорожные знаки, светофоры, …

- Это синий круг с белым велосипедом.

- Это белый круг с красной каймой и велосипедом.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Закрепление.

5 мин

Проверить уровень усвоенных знаний

Знать названия и обозначения дорожных знаков

Уметь соотнести дорожный знак и его обозначение

Проверка знаний и умений, практическая работа

Групповое творческое задание

Деятельность учителя

Деятельность учителя

- Чтобы проверить, как вы запомнили знаки для велосипедистов, поиграем в игру «Собери знак».

(Командам раздаются разрезанные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено»,

«Пересечение с велосипедной дорожкой»)

Учащиеся разбиваются на две команды. Им предлагается за максимально короткое время собрать разрезанные на части дорожные знаки.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Итог занятия.

Задание на дом.

Знания

Умения

8 мин.

Проверка приобретенных знаний, умений

Знание правил дорожного движения для велосипедистов

Выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых

Работа с тестом

индивидуальная

Учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

Урок « Правила для велосипедистов »(тест-ролик №8)

Деятельность учителя

Деятельность учителя

- Подведем итог занятия. Что нового вы узнали?

- Проверим, как вы запомнили материал. Решим тест. (ролик № 8)

1. С какого возраста можно ездить на велосипеде?

  • 12 лет

  • 14 лет

  • 16 лет

2. Каким образом велосипедист может возить пассажира?

3. Как следует пересекать дорогу, катаясь на велосипеде?

  • Как можно быстрее крутя педали

  • По пешеходному переходу, ведя велосипед за руль.

  • Доехав до перекрестка

4. Зачем на велосипеде нужен звонок?

  • Велосипед – это транспортное средство и должен иметь звуковой сигнал для предупреждения окружающих об опасности

  • Чтобы пугать прохожих

  • Чтобы защищаться от собак

5. Что нужно проверить перед поездкой на велосипеде?

  • Ни облезла ли краска с металлических частей

  • Как работают руль и тормоза, накачаны ли шины

  • Хорошая ли на улице погода

- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке. Каждый из вас получит памятку. Запомните правила для велосипедистов и раздайте своим друзьям.

Памятка велосипедиста

Запомни простые правила для того, чтобы избежать опасности:

  • главный навык для езды на велосипеде – это научиться держать равновесие;

  • сев за руль велосипеда ты считаешься водителем и должен соблюдать все правила дорожного движения;

  • дети до 14 лет не могут ездить на велосипеде по дороге и даже по обочинам дорог;

  • кататься на велосипеде можно только в безопасных местах, вдали от дорожного движения, в парках на специальных велосипедных дорожках, пешеходных и жилых зонах;

Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:

  • проверить техническое состояние велосипеда,

  • проверить руль – легко ли он вращается,

  • проверить шины – хорошо ли они накачаны,

  • в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед перед неожиданным препятствием,

  • работает ли звуковой сигнал велосипеда, чтобы ты мог вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.

Изучайте и строго выполняйте Правила дорожного движения!

- Дорожные знаки, правила для велосипедистов, как нужно ухаживать за велосипедом.

- 14 лет

- Велосипедисту нельзя возить пассажиров

- По пешеходному переходу, ведя велосипед за руль.

- Велосипед – это транспортное средство и должен иметь звуковой сигнал для предупреждения окружающих об опасности

- Как работают руль и тормоза, накачаны ли шины

infourok.ru

Обязанности велосипедиста, правила езды на велосипеде. Повторение для пешеходов и пассажиров

Обязанности велосипедиста, правила езды на велосипеде. Повторение для пешеходов и пассажиров

Цели урока:

  • Воспитание дисциплинированного пешехода, водителя-велосипедиста;

  • Воспитание творческой активности;

  • Развитие умения решать поставленные задачи.

Задачи урока:

  • Донести полезные знания до юных граждан,

  • Выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения;

  • Изучить правила юного велосипедиста.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Проектор,

  • Раздаточный материал : (Карточки с номерами 1, 2, 3 (по количеству учащихся), карточки “Да”, “Нет” (один набор на парту), карточки с тестовой работой для каждого учащегося.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Новый материал.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение учителем темы урока и постановка целей. Для этого предлагается первоначально разгадать загадки.

Загадки.

1. Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нем!Только лучше правь рулем. (Велосипед)

2. Два колесика подряд, Их ногами вертят,А поверх торчкомСам хозяин крючком. (Велосипед)

3. Держусь я только на ходу, А если стану, упаду. (Велосипед)

Правильно, тема сегодняшнего нашего занятия Правила юного велосипедиста. На нем мы узнаем, какие бывают велосипеды, повторим Правила дорожного движения для велосипедистов на дороге.

2. Актуализация знаний.

У дорог и улиц есть строгие законы, своя азбука – это Правила дорожного движения, которые должны соблюдать водители и пешеходы. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортному происшествию. А для того чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним правила дорожного движения.

Предлагаю вам вспомнить Правила дорожного движения для пешеходов. Я буду читать вопросы, а вы поднимать карточку с номером правильного ответа.

1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

1) Мостовая;2) Тротуар;3) Велосипедная дорожка.

2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

1) По правой стороне обочины;2) По правому краю дороги;3) По левой обочине, навстречу движению транспорта.

3. Как пешеход должен ходить по тротуару?

1) Придерживаясь правой стороны; 2) Придерживаясь левой стороны; 3) Придерживаясь середины.

4. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как вам правильно перейти через дорогу, если нет островка посередине?

1) Сзади автобуса;2) Впереди автобуса;3) Только после отправления автобуса.

5. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

1) Сигналам светофора;2) Сигналам регулировщика;3) Это зависит от ситуации.

Так должны вести себя пешеходы. Молодцы!

3. Новый материал.

Викторина “Верите ли вы, что…”[2]

Зачитываю вопросы, начинающиеся со слов “Верите ли вы, что…”. Вы парами как сидите , посовещавшись 15 секунд, по сигналу поднимаете карточки с ответом “Да” или “Нет”.

  1. Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)

  2. Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками)? (Да)

  3. Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)

  4. Велосипедист должен двигаться в темное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)

  5. Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

У нас сегодня будет возможность убедиться в правильности ваших ответов.

Немного истории.

Выступление заранее подготовленного ученика.

  1. Первым изобретателем велосипеда был Леонардо да Винчи.

  2. Как средство передвижения велосипед пользуется большой популярностью в Китае.

  3. Первые велосипедные дорожки появились во Франции.

  4. Самый длинный велосипед имеет длину 22 метра.

  5. Двухэтажный велосипед был построен в Англии.

  6. На Кубе во время карнавала был продемонстрирован велосипед – гигант длиной 4,5 метра и высотой 2,38 метра.

  7. Первые дорожные знаки были черно-белыми.

Беседа с использованием презентации. Для беседы использовались материалы [1]

Типы велосипедов. (Слайд 2, 3)

Прежде чем выбирать велосипед определитесь, где вы собираетесь на нем кататься. Существует несколько типов велосипедов: дорожный, шоссейный (спортивный), горный, велосипед для триала.

  1. Дорожный – лучший выбор для ежедневных поездок. Их конструкция довольно проста.

  2. Шоссейный (спортивный) – предназначен только для дорог с хорошим покрытием. Такой велосипед обладает очень хорошей скоростью, на нем можно разогнаться на 10 км/ч.

  3. Горный – главное назначение езда по пересеченной местности.

  4. Триал – это преодоление препятствий и выполнение различных трюков на велосипеде. Он заметно отличается от других. Небольшая рама, отсутствие седла, широкий гнутый руль, большие педали.

Помощник юного велосипедиста.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

1. Где безопаснее?

Сев за руль велосипеда, вы становитесь водителем. Всегда будьте крайне внимательны, осторожны, и если есть возможность ехать в более безопасном месте – выберите его.

  • За городом и вдоль дороги есть обочина, съезжайте на неё и двигайтесь по обочине.

  • В некоторых городах для велосипедистов обозначены велосипедные дорожки. Они выделены полосой на асфальте и обозначены знаком “Велосипедная дорожка”.

2. Запрещается: (слайд 5)

  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками

  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

  • Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорога с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы при движении в данном направлении.

  • Буксировка велосипедов.

  • Обгонять друг друга;

  • Разговаривать во время движения;

  • Ехать близко друг к другу;

  • Колонны при движении должны быть разделены на группы по 10 человек. Расстояние между ними должно составлять 80 – 100 метров.

3. Повороты: (слайд 6)

  • Поворот направо – вытяните правую руку в сторону или согнутую в локте левую руку. Водитель автомобиля может использовать сигналы световыми указателями поворота так и рукой. Запомните их. Во время движения обращайте внимание на направления, движущегося рядом с вами транспорта.

  • Поворот налево – Во дворе или в зоне знака “Жилая зона” перед поворотом налево нужно вытянуть в сторону прямую левую руку или согнутую в локте правую.

  • Торможение – перед тем как сбросить скорость, если вы хотите остановиться или затормозить, нужно подать соответствующий сигнал – поднять вверх левую или правую руку.

Алгоритм поворота:

  1. Перед поворотом приблизьтесь как можно правее к краю проезжей части.

  2. Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота.

  3. Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра.

  4. Всегда останавливайтесь перед “зеброй”, чтобы пропустить пешеходов.

  5. Если вам необходимо повернуть налево, нужно доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти по нему дорогу, соблюдая Правила безопасности для пешеходов.

4. Выезжаем на проезжую часть.

Выезжая со двора как правило видимость нарушена (нет полного обзора окружающей местности). Поэтому водителю необходимо притормозить, чтобы убедиться в безопасности движения. Следом за тротуаром – проезжая часть. Еще раз притормозите, посмотрите по сторонам и убедитесь, что дорога свободна и можно безопасно выехать.

Помните, что вы всегда можете сойти с велосипеда с стать пешеходом.

Ездить по тротуарам разрешается только в том случае, если вы не создаете помех пешеходам.

5. Объезд

Мы уже знаем что, обгон запрещен. Как же поступить, если на пути оказалось препятствие.

– Самым безопасным в этом случае будет – сойти с велосипеда, перейти на тротуар и обойти препятствие пешком. Если вы едете за городом, то можете объехать препятствие по обочине.

6. На пути остановка. (Слайд 7)

Велосипедист, как и водитель автомобиля, должен уважать пешеходов и пропускать их.

7. Уступи дорогу. (Слайд 8)

Проблесковые маячки устанавливаются на крышу автомобиля и сигнализируют о том, что у их пассажиров особая задача.

В этом случае другие водители, заметив такой автомобиль, должны уступить ему дорогу.

8. Переезд железнодорожных путей. (Слайды 9, 10)

Пересекать железнодорожное полотно разрешается только в специальных местах. Перед переездом следует сойти с велосипеда, и перейти через пути пешком, катя велосипед рядом.

Перед переездами устанавливаются дорожные знаки, светофор, шлагбаум, может находиться дежурный по переезду.

Проезд через железнодорожное полотно запрещает красный сигнал светофора. Одновременно с сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал.

Если вы оказались перед нерегулируемым переездом, сойдите с велосипеда, посмотрите по сторонам и, убедившись, что поезд не идет, не останавливаясь, переходите пути.

9. Сигналы регулировщика. (Слайд 11)

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

  • Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;

  • Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;

  • Если регулировщик вытянул руку вперед, то все, кто находится слева от него, могут двигаться в любом направлении. Те же, кто стоят со стороны груди, могут ехать только направо.

  • Вытянутая вверх рука показывает, что все участники дорожного движения должны остановиться.

4. Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала предлагается выполнение теста (слайд 12 с отмеченными правильными ответами).

Тест.

  1. В каком возрасте разрешается велосипедисту выезжать на дорогу?

    1. С 12 лет

    2. С 16 лет

    3. С 14 лет

  1. Где разрешается кататься велосипедисту, не достигшему возраста, разрешающего выезжать на дорогу?

    1. На велосипедной дорожке.

    2. По обочине

    3. Во дворе и на специальных детских площадках.

  1. Как велосипедист должен сообщать другим участникам дорожного движения о намерении совершить поворот направо?

    1. Голосом.

    2. Вытянуть правую руку и помахать ею.

    3. Вытянуть правую руку или согнуть в локте левую руку.

  1. Разрешается ли велосипедисту перевозить пассажиров на багажнике или раме?

    1. Да

    2. Нет

    3. Только ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье.

  1. Можно ли велосипедистам ехать параллельно друг с другом?

    1. Можно, если дорога с одной полосой движения.

    2. Нельзя ни в каких ситуациях.

    3. Можно.

5. Подведение итогов урока

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

На уроке мы с вами познакомились с правилами дорожного движения для велосипедистов. Подробно они изложены в Правилах дорожного движения Российской Федерации параграфы 1, 2, 3, 6,8, 13, 15, 17, 24.

6. Домашнее задание.

Творческая работа. Подготовить рисунки на тему: “Дорога и мы”

Список литературы

  1. Помощник юного велосипедиста/Пособие для начинающих велосипедистов с Правилами дорожного движения. – ООО “ГринАртВидео”, 64с.

  2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками/ Авт.сост. М.С.Коган.– 4-е изд., – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 256 с.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока "Велосипедист – участник дорожного движения" 5 класс

велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не

опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки.

Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была

тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.

Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним

серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты

могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не

вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.

Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато

изобретение получилось на славу.

К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих,

почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью

оправдывают это название.

• Какие бывают велосипеды. (Слайды 3–4)

Велосипедов существует много, и они очень разные:

– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не

очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;

– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;

– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;

– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с

собой, легко сложив его пополам;

– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;

тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;

– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;

– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом

колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;

– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по

рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для

развлечения туристов.

• Рекорды на велосипедах. (Слайды 5–6)

Ученые посчитали, что на велосипеде можно ехать в четыре раза быстрее ходьбы. И на нем

расходуется в четыре раза меньше сил, чем, если идти или пробежать. Если человек может

пройти пятьдесят километров, пока сильно не устанет, то проехать он может целых двести

километров!

Несколько спортсменов-туристов проехали на велосипеде по всему миру, совершив

кругосветное путешествие.

Самый быстрый рекорд скорости на велосипеде показал в 2001 году гонщик Сем. На велосипеде

особой конструкции, который назывался “Варна Дьябло” (Варна – это город, году его сделали, а

Дьябло – это значит, что он быстрый), он разгонялся на ровном шоссе без горок до скорости 126

километров в час! Это был настоящий и честный рекорд.

А шестью годами ранее, в 1995 году, голландец Фред Ромпельберг установил рекорд в 268

километров в час. Но это был не совсем честный рекорд, потому, что велосипедист разгонялся,

привязанный за трос к скоростному автомобилю.

• Правила для велосипедистов. (Слайд 7)

Учитель: для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для

езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на

любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы.

Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам

дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного

движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так

как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля

кузовом или кабиной.

uchitelya.com

Конспект открытого занятия для объединения "ЮИДД" "Правила движения велосипедистов"

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Конспект занятия

для кружкового объединения

«юные инспектора дорожного движения»

По теме:

« Правила движения для велосипедистов»

Разработал: педагог дополнительного образования

Белугина В.А.

Усть-Катав, 2016г.

Подготовительный блок.

  1. Организационный этап:

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада нашей встрече. Впереди нас ждет работа. Чтобы у вас сегодня всё получалось и в минуту затруднения было, где почерпнуть новых сил, я дарю вам источник энергии и тепла – лучистое солнышко. Оно улыбается Вам не смотря на пасмурную погоду и напоминает, что с улыбкой любая работа спорится. Мы его прикрепим к нам на доску.

Основной блок.

  1. Подготовительный этап:

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация.

- А сейчас, ребята, я попрошу вас назвать ассоциацию, которая возникла у вас с таким словом ВЕЛОСИПЕД (крепим на доску картинку велосипед)

Ответы детей: (звучат слова руль, педаль, дорога, звонок, …)

- Молодцы, ребята.

- Трек 1 (авария)

- Включаем презентацию (слайд 1 авария велосипед)

- Как вы думаете, почему случилась эта трагедия?

(Ответы детей)

-О чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Мы поговорим с вами о Правилах дорожного движения для велосипедистов.

Слайд 2 (тема занятия)

- Чему мы сегодня должны научиться?

(Ответы детей)

(Слайд 3)

- Задачи нашего занятия это:

- Изучить самые важные для велосипедистов дорожные знаки;

- Изучить предупредительные сигналы велосипедистов.

Так же, в течении занятия мы будем заполнять вот такие карточки – памятки велосипедистов. Они лежат у вас на столах.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий:

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность.

- Многие из вас с детства уже управляют велосипедом. Как хорошо вы знаете правила движения велосипедиста? У вас на столах лежат «мерки знаний» вот такие (показываю на примере своей) и цветные карандаши . - - Возьмите мерку, видите она поделена на несколько отсеков, каждый из которых подписан, вам нужно раскрасить красным карандашом только тот отсек который по вашему мнению наиболее соответствует вашим знаниям в области правил движения велосипедистов (отсеки «хорошо», «отлично», «не уверен что знаю все», «не знаком с правилами для велосипедистов»)

- Какие правила для велосипедистов вы знаете? (Ответы детей)

Работаем в парах. Задание: я раздаю вам такие листочки с правилами для велосипедистов, (что велосипедистам разрешается, а что запрещается) а вы на ваш взгляд отмечаете, какие из них знаете или полагаете, должен выполнять велосипедист.

Проверка задания.

Обучающиеся по очереди озвучивают выбранные ими правила (можно по номерам) не повторяясь (кто выбрал то же правило?) Обсуждение. Проверка правильности по слайдам.

Теперь давайте сверим, выбранные вами правила, с теми, что есть на самом деле, и по ходу нашего обсуждения, мы будем вклеивать в нашу памятку (показала памятку) эти правила.

(Слайд 4,5,6,7,8)

(Вклеили картинки запрещается-2шт, разрешается-1шт)

- С правилами мы разобрались. Теперь, я раздам вам каждому комплект дорожных знаков – отложите отдельно те знаки, которые вы считаете очень важны велосипедисту (обучающиеся раскладывают знаки)

- Давайте проверим, что у вас получилось (спрашиваю одного – двух детей, сверяем с остальными).

(Слайд 9-14)

- Знаков много, в нашу памятку мы внесем наиболее часто встречающиеся на дорогах нашего города, и, пожалуй, самые- самые важные.

(«Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен», «Движение запрещено»).

(Приклеиваем по ходу презентации некоторые знаки)

Разминка (перемена)

- Мы отдохнули, развеялись на переменке. Знаки мы усвоили? Правила? Тогда идем дальше .

- Велосипедист, предполагающий осуществить поворот или остановиться, должен подавать определенные сигналы.

- Кто знает какие сигналы должен подавать велосипедист? (ответы детей)

- Как велосипедист их может подать? Может быть закричит? (ответы детей)

(Слайд 15-17)

Разъяснение подачи сигналов велосипедиста

Велосипедист, предполагающий осуществить поворот или остановиться, должен подавать определенные сигналы:

  • сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука,

  • сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука,

( или согнутая в

локте вверх левая рука)

поднятой вверх рукой.

Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и может быть прекращена непосредственно перед выполнением маневра.

Приклеиваем к памятке сигналы.

  1. Первичная проверка понимания изученного:

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснениями соответствующих правил.

- Предлагаю вам, разбиться на команды (разобьемся согласно жеребьевке). Итак, сейчас на слайде будет изображена ситуация, вам необходимо командой – посовещаться, и найти выход, решение данной ситуации. На составление решения вам дается 3 минуты. Готовы?

(Слайд 18, 19,20 «дорожная ситуация»)

  1. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение:

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые

- Поработает индивидуально, я вам раздаю вот такие карточки , ваша задача внимательно изучить свою карточку, и расставить недостающие знаки или убрать лишние.

- 2 варианта карточек.

- Все справились? Давайте проверим.

(Карточки раздала, сделали проверку по знаниям)

Слайд 21(1 вариант)

Слайд 22 (2 вариант)

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостного представления знаний по теме. Использование бесед и практических знаний.

( Выключаем проектор)

- Мы ранее делились на команды, у нас 2 команды

- Поиграем в игру «Велосипедист»

Каждой команде будет дан вопрос, на который он должен быстро ответить, если команда затрудняется дать ответ – то вопрос переходит команде соперника. Задача всех команд, дать как можно больше правильных ответов, за правильный ответ вам дается кусочек пазла, который необходимо собрать. Побеждает та команда, которая быстрее соберет пазл.

(2 пазла разрезанных на 8частей «велосипедист»)

Вопрос:

  1. С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? 

  (С 14 лет)

 

  1. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде?                      

          (Тормоза)

  1. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжой части?

           (1м)

  1. Игрокам показывается знак «Велосипедная дорожка», они должны назвать знак и объяснить, что он означает.

 

  1. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).

 

  1. Какой знак запрещает движение велосипеда?

 

  1. Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)

 

  1. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

 

  1. Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)

 

  1. Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)

 

  1. Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже  на велосипеде).

  1. Как велосипедист должен предупреждать о намерении повернуть налево? ( Вытянутой левой рукой или согнутой в локте правой)

  1. Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль? Нет, движение запрещено

  1. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (один)

  2. Устройство для движения велосипедистов? (велосипед)

  3. Должен ли велосипедист пропускать пешеходов на пешеходном переходе? (да) (потому что на дороге он водитель ТС)

 

Подвели итог, победила команда……

  1. Контрольный этап:

Самоконтроль и коррекция знаний. Использование тестовых заданий. Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов.

- Каждому из вас я сейчас дам билет с контрольными заданиями, по пройденной нами сегодня теме. Работа у нас индивидуальная. На время выполнения вам дается 7 минут.

(Проверка теста по ключу)

Подведение итогов и рефлексия:

- Открываю (Слайд 3, задачи урока)

- Как вы считаете, мы выполнили задачи нашего занятия? (ответы детей)

- Справились с поставленными задачами. Взгляните на наши памятки, мы завершили, теперь самые важные правила для велосипедистов могут быть всегда с вами, ее можно положить в дневник или блокнот и если подзабыли правила – тут же ею воспользоваться.

- Ребята, помните мы в начале занятия заполняли такую «мерку знаний»? (демонстрирую ее). Предлагаю вам заполнить ее, так же выбрать нужный сектор судя по свои знаниям, мы же обогатили имеющиеся знания о правилах для велосипедистов сегодня? Только теперь возьмите зеленый карандаш и закрасьте нужный отсек. Посмотрите на ваши мерки в начале занятия и в конце – что у нас получилось?. Замечательно, вы рады что теперь движение на велосипеде, точнее движение по правилам на велосипеде не составит вам труда? (ответы детей)

- Замечательно.

- Наше занятие подошло к концу, впереди майские праздники и я желаю вам хорошего и главное безопасного отдыха. Всего доброго, ребята.

infourok.ru

План-конспект занятия (5, 6 класс) на тему: План-конспект: Безопасность Дорожного Движения: я - велосипедист | скачать бесплатно

План-конспект   занятия  на  тему

"Безопасность Дорожного Движения: я - велосипедист"

( 5-6 класс,  12-13 лет)

Пояснительная записка:

        Одно из самых популярных среди детей в России средств передвижения  - это велосипед. Родители зачастую учат детей кататься на велосипеде с самого детства, однако нельзя забывать, что велосипед - это полноценное транспортное средство, управление которым требует  знания Правил Дорожного Движения.

Кроме знания ПДД, детям необходимо уметь управлять велосипедом, в  том числе и с помощью одной руки (т.к. по ПДД велосипедистам необходимо обозначать с помощью руки дальнейшее направление движения), а также делать осмотр своего Транспортного Средства с целью выявления неполадок.

Согласно действующим Правилам Дорожного Движения, ребенок с 14 лет имеет право передвигаться по правому краю проезжей части и по обочине, что требует особых навыков и концентрации. Именно поэтому дополнительная подготовка детей и проверка уже существующих знаний  в возрасте 12-13 лет достаточно актуальна.

Движение на велосипедах становится безопасным только если ребенок имеет необходимые навыки управления, знает и соблюдает правила ПДД.

Цель: расширение знаний обучающихся о правилах выбора велосипеда, осмотра его перед выездом; закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике; привитие навыка безопасной езды на учебной площадке.

Задачи:

Образовательные: научить ездить на учебной площадке  с преодолением препятствий. Применение полученных навыков  в реальных дорожных условиях.

Развивающие: расширить знания учащихся о предупредительных сигналах велосипедистов.

Воспитательные: воспитывать потребность у детей безопасного поведения на дороге, соблюдения Правил дорожного движения.

Оборудование: дорожный велосипед с диаметром колес 20 дюймов, экипировка для велосипедиста, наглядный материал (распечатанные рисунки, сигналы светофора)

План занятия:

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Сообщение темы и цели занятия.

2. Основной этап:

2.1. Оснащение велосипеда. Подгонка велосипеда. Беседа о к  безопасной езде на велосипеде.

2.2. Защита велосипедиста

2.3. Отрабатываем сигналы велосипедиста при повороте направо, налево, при торможении или остановке. 

3. Итоговый этап:

3.1. Тестирование

Ход занятия.

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Приветствие учащихся, проверка присутствующих.

1.2. Сообщение темы и цели занятия. «Безопасное управление велосипедом»

2. Основной этап:

2. Устройство велосипеда

2.1. Велосипед является первым в жизни транспортным средством. И многие продолжают дружить с ним на протяжении всей жизни. Но, покупая велосипед, важно чтобы он был подобран по росту. Большой,»на вырост», не удобен – ноги с трудом достают до педалей, на слишком маленьком приходится высоко поднимать сиденье и руль, сутулиться при езде.

Тормоза

Главное, перед поездкой знать где в вашем велосипеде находятся тормоза. Тормоза могут находиться спереди на руле. Или может быть педальный тормоз велосипеда ( на детские и подростковые обязательно ставится ножной) он приводится в действие при помощи вращения педалей в обратную сторону, т.е. назад. Находится такой тормоз только на заднем колесе. В нашем случае приведен пример педального тормоза (показ волонтера) . 

 Перед  каждой  поездкой,  особенно  на  большие  расстояния,  необходимо  проверить:  - крепление  руля (легко ли он вращается):     - состояние  тормозов;  - исправность  звонка  и  фонарей;  - натяжение  цепи;  - состояние   колёс (хорошо ли они накачены, надежно ли крепятся к раме)

Регулировка седла

В первую очередь нужно отрегулировать высоту, угол наклона и удаленность седла под ваш рост. Сядьте на седло и проследите, чтобы нога свободно доставала пяткой до педали в самом нижнем положении (Н). Если нога не будет распрямляться полностью, то это приведет к усталости, так как мышцы ног не будут работать в оптимальном режиме. А если седло стоит слишком высоко, то нога не достанет до педали и будет затруднена посадка на велосипед. (РИС.1)

3. Какой должна быть защита велосипедиста?

3.1. Шлем – это главный элемент защиты при езде на велосипеде, т.к. при падении или ДТП самыми опасными оказываются травмы головы. Велосипедные перчатки используют для защиты рук: при падении на твердое покрытие дороги, на асфальт, ладони и тыльная сторона кисти останутся неповрежденными. Помимо защиты, перчатки обеспечивают цепкий контакт с ручками и предотвращают проскальзывания руля, когда ладони потеют, а также в дождь — опять же безопасность. Наколенники- Эти «панцири» надеваются на колени и защищают в случае падения с велосипеда. Налокотники- нужны для защиты локтей. Они также бывают не только для локтей, но и для предплечья. «Пассивная защита» Это всевозможные свето-сигнальные и светоотражающие элементы: габаритные фонари,  светоотражающие полоски на раму велосипеда, спицы колес, браслеты, а так же светоотражающие вставки на одежде и обуви велосипедиста, катафоты  (КРАСНЫЙ под седло- белый под руль, оранжевые на спицы колес).  Они очень хорошо видны в темное время суток при попадании на них света от  фар. (НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ) 

Велосипедист и его транспортное средство должны быть хорошо заметны издалека: без световых элементов и фонарей велосипедист будет выглядеть лишь тенью на колёсах, что особенно опасно при движении по проезжей части. 

4.  Управление  велосипедом.    

Велосипед - это транспортное средство, но  немеханическое;  велосипедист - водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения.

До 14 лет дети могут ездить на велосипедах только внутри дворов, на специальных площадках, по велодорожкам; Запрещено кататься по дорогам и даже обочинам дорог.

Изменение  направления  движения на велосипеде осуществляется при обгоне  или  объезде  какого-либо  препятствия,  а  также  при поворотах  и  разворотах, при  проезде  через  перекрёстки.  Для того, чтобы водители или пешеходы поняли, что собирается сделать  велосипедист существуют  специальные знаки, которые подаются рукой. Поэтому  очень важно научиться управлять велосипедом одной рукой.  (РИС2)

* Поворот  направо  или перестроение в  правую  сторону: вытянутая правая рука  либо вытянутая и согнутая в локте левая.  При  повороте  направо  велосипедист  должен  занять  крайнее  правое  положение  на  дороге.   (показывает волонтер повернувшись спиной в детям)                                                                                                                        

* Поворот налево или перестроение в левую сторону очень сложен даже для взрослого. Поэтому если хотите повернуть на лево, то нужно но сойти с велосипеда и перейти по пешеходному переходу. При этом велосипед надо катить рядом с собой.

!!!Однако лучше не пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), т. к. водители  других  транспортных  средств могут и не понять  этот  сигнал  велосипедиста, а вы можете запутаться!!!

 *  Остановка: поднятая вверх рука (любая).  Велосипедисту  нужно  грамотно  пользоваться    этими  сигналами,  чтобы  не  создавать  помех  на  дороге.      

Повторим Алгоритм поворота (показывает волонтер- помощник повернувшись спиной в детям) :

  1. Перед поворотом приблизьтесь как можно правее к краю проезжей части.
  2. Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота. (правой рукой в сторону)
  3. Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра.
  4. Всегда останавливайтесь перед “зеброй”, чтобы пропустить пешеходов.
  5. Если вам необходимо повернуть налево, нужно доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти по нему дорогу, соблюдая Правила безопасности для пешеходов.

Объезд

Обгон  запрещен. Как же поступить, если на пути оказалось препятствие ?

– Самым безопасным в этом случае будет – сойти с велосипеда, перейти на тротуар и обойти препятствие пешком. Если вы едете за городом, то можете объехать препятствие по обочине.

Как ехать по дороге?

Только после достижения 14 лет. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее.  Никогда не двигайтесь за машиной, двигайтесь сбоку.  Машина может резко остановиться и вы в неё врежетесь.

При  выезде  на  улицу  со  двора  велосипедист  обязан  пропустить транспортные  средства  и  пешеходов  и  только  после  этого  отправляться  в  путь.                                                                          

 При  развороте  на  дороге  надо  сойти  с  велосипеда   и,  убедившись  в  безопасности,   перейти     дорогу,  ведя  велосипед  за  руль.  Лучше  всего  это  сделать  по  пешеходному  переходу. Переходя по пешеходному переходу надо всегда сходить с велосипеда) (РИС.3)

* На дороге  часто есть светофоры, давайте повторим сигналы светофора. (НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ – разноцветные кружки)

* Регулируемый  перекрёсток (когда есть светофор,  или есть регулировщик)   велосипедист  проезжает,  действуя  по  сигналам  светофора  или  регулировщика.   Если вы не уверены в своих действиях, сойдите на тротуар до полосы торможения, пересеките перекресток по пешеходному переходу  и  продолжите движение по проезжей части   (РИС. 4 посередине).

* На  нерегулируемом   перекрёстке  -это тот где нет каких либо знаков, где нет ни знака главной дороги, ни уступи дорогу, а так же где нет светофоров  велосипедист  обязан  уступить  дорогу            транспортным  средствам,   приближающимся  справа.  

5. Знаки для велосипедиста

Выходя на улицу, мы становимся, кем – пешеходами. Те, кто сидит за рулём автомашин – водители, кто едет на велосипеде – велосипедисты. Чтобы не было происшествий– круг с красной каймой, в центре которого изображен велосипед, - запрещает движение на велосипеде (РИС.5  запрещен) Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.

Дорожный знак круглой формы, где на синем поле изображен белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки. Тут вы можете спокойно ехать по своей полосе. (рис 5.)

Есть и вот такой итересный знак, велосипед в треугольнике он обозначает  пересечение велосипедной дорожки с дорогой для машин.  Все велосипедисты должны уступать дорогу машинам. (рис.7)

  1. Итоговый этап (тестирование- поднять руку и ответить):
  • С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дороге? – с 14 лет
  • Как должен быть оборудован велосипед для езды в вечернее время?  - кАтАфоты , светоотражатели
  • Какой должна быть защита велосипедиста? –шлем, перчатки, наколенники
  • Как должен поступить водитель если увидел вот этот знак ( движ запрещено РИС.5)? – Сойти с велосипеда с вести руками
  • Какой сигнал нужно показать, если собрались остановиться?   - рука вверх
  • Вы едите на велосипеде и перед вами пешеходный переход. Ваши действия? – сойти с велосипеда. Вести руками
  • Где у нашего велосипеда находятся тормоза и как их применить?   - ножной. Назад

nsportal.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"