Термины пдд для детей

.

Классный час "Юные помощники ГАИ"

Классный час

«Юные помощники ГАИ»

Подготовила и провелаклассный руководитель 7а класса Умаева Лариса Абдулвахидовна

Классный час: « Основные понятия и термины в правилах дорожного движения. Правила для пешеходов и пассажиров».

Цели и задачи:

- закрепить знания основных понятий и терминов в правилах дорожного движения;

- формирование у обущающихся четкое знание того , что правила дорожного движения – это закон для всех участников движения;

- воспитывать чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.

Подготовка: плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями, приз – большая медаль.

Подготовить викторину по правилам дорожного движения.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя: Добрый день ! Я рада встречи с вами снова. Наш классный час будут посвящен правилам дорожного движения. С каждым днем на наших дорогах появляются все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными . Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Давайте, чтобы было интересней на этом занятии мы разделимся на две команды и проведем конкурс на самых смекалистых.( Класс по жребию делится на две команды и придумывают названия своим командам).

Первый тур – «Термины и определения по ПДД»

1.Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

(Участник дорожного движения )

2.Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравниваются обучающий вождению.

(Водитель)

3.Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

.

(Пешеход)

4.Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

(Дорога)

5.Участок проезжей части, обозначенный знаками 5. 16.1, 5.16.2 или разметкой1.14.1- 1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.

(Пешеходный переход)

6.Элемент дороги – предназначенный для движения пешеходов, примыкает к проезжей части или отделен от него газоном.

(Тротуар )

7.Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

(Транспортное средство)

8.Сотрудник полиции, имеющий соответствующее удостоверение и экипировку.

(Регулировщик)

9.Территория , непосредственно прилегающая к дороге и предназначенная для сквозного движения транспортных средств.

(Прилегающая территория)

10.Застроенная территория, въезды и выезды обозначены знаками 5..22 и 5.25.

(Населенный пункт )

11.Дорога обозначенная знаками 2.1, 2.3.1. – 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой или с твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге, либо дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

(Главная дорога )

12.Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортых средств. Улица включает в себя дорогу вместе с прилегающими к ней газонами и домами, являющимися элементами улицы.

(Проезжая часть )

Учитель : Молодцы!

Второй тур - «Песни о дорогах»

Пропеть песни , где есть слава связанные с дорогой.

Учитель: Молодцы! Очень весело и с задором спели песни о дорогах. Количество жетонов показывают кто пока впереди.

Третий тур – Блиц-опрос (за каждый правильный ответ дается жетон)

-Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).-Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).-Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).

-Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

-Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).

-Кто должен знать дорожные знаки?-Место ожидания автобуса. (Остановка).-Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).-Номер телефона скорой помощи. (03).-Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).-Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).-Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).-Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).-Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).-Его боятся нарушители правил. (Инспектор).-Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход

- Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

-Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

-Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

-Пешеходный переход по-другому. (Зебра).-В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?-Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?-Каков порядок посадки в автобус и выход из него? (автобус обходят сзади)

-Как надо правильно переходить улицу, дорогу?-Можно ли перебегать через улицу, дорогу?-Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?-Сколько сигналов у пешеходного светофора?-В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?-Безбилетный пассажир?-Дорога для трамвая?-Дом для автомобиля?

-Трехглазый постовой. (Светофор).

-Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

-Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).

- В него попадает зазевавшийс водитель.( Кювет)

-Что обязательно должны делать люди, сидящие в автомобиле? (Пристегиваться ремнями безопасности.)

Четвертый тур –«Перевернутые слова»

Перед вами слова, в которых буквы перепутаны местами. Попробуйте восстановить их в нормальном порядке (записаны на обратных сторонах доски).

Например, АНИШ_

ШИАМНА –

РЕВОСТОФ –

ХОРЕДЕП –

НИПСКЕРТО –

Пятый тур – «Разгадай фразы»

Отгадайте, какие фразы кроются под цифрами:

А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ж-7, И-8, Й-9, Л-10, Н-11, О-12, П-13, Р-14, С-15, Т-16, У-17, Ш-18, Ь-19, Ю-20, Я-21.

16, 8,18,6 6,5,6,18,19 – 5,1,10,19,18,6 2,17,5,6,18,19.

(Тише едешь – дальше будешь).

15,12,2,10,20,5,1,9,16,6 13,14,1,3,8,10,1 5,12,14,12,7,11,12,4,12 5,3,8,7,6,11,8,21!

(Соблюдайте правила дорожного движения!).

Подводятся итоги конкурсов. Победившая команда становится лучшими знатоками правил дорожного движения и награждается одной большой медалью - « Лучшие знатоки правил дорожного движения»

Вывод: сегодня мы с вами вспомнили очень многое по правилам дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге.

infourok.ru

ПДД | Социальная сеть работников образования

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

     Каждый день мы сталкиваемся с различными дорожными ситуациями, которые могут быть опасными как для детей, так и взрослых. Правила дорожного движения едины для всех. Написаны они языком взрослых, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей - доступно объяснить ПДД ребенку.

      Важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. Правильное их использование поможет ребенку лучше понять основные положения и пункты Правил.

К сожалению, на практике и взрослые, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД. Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. На сегодняшний день не существует такого понятия как «островок безопасности». Часто путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Следствием употребления несуществующих понятий является искажение в понимании требований ПДД.

     Недопустимо в беседах с детьми и подростками о Правилах дорожного движения использовать так называемый «детский» язык, состоящий из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения, мешают ребенку осознать реальную опасность на дороге. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителя и родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого с взрослым.

     Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх.

При обучении детей и подростков ПДД взрослые до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

 

1.                          Учат: Обходи трамвай спереди, автобус - сзади.

    Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1964 году!

      Необходимо учить!

    Дойди до ближайшего пешеходного перехода, при его отсутствии в зоне видимости можно переходить проезжую часть дороги на перекрестках по линии тротуаров или обочин с соблюдением правил безопасного перехода. Если пешеходного перехода или перекрестка в зоне видимости нет, переходить проезжую часть дороги можно на прямолинейных участках дороги, где она хорошо просматривается в обе стороны.

 

     2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а, дойдя до середины - посмотри направо.

    Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.

    Необходимо учить!

Прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, посмотреть в обе стороны, и только убедившись в безопасности можно переходить дорогу, постоянно контролируя оба направления движения транспорта.

 

    3. Учат: Красный - стоп, желтый - приготовься, зеленый - иди.

    Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части на зеленый сигнал светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.

     Необходимо учить!

     Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый - не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый - разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

 

     4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

     В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

    Необходимо учить!

    Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

 

     5. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

     Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

    Необходимо учить!

    Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин. И необходимо постоянно следить за ситуацией во дворе. Машина может выезжать с парковки или из гаража, двигаться задним ходом.

    Взрослые часто излишне много времени уделяют дорожным знакам неактуальным для юных участников дорожного движения. Вовлекая детей в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей.         Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но, прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

Довольно часто неправильно объясняется значение дорожного знака «Дети». Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.

 

 

nsportal.ru

Основные понятия и термины ПДД - ОБЖ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия. Тема нашего занятия: «Основные понятия и термины ПДД». Сегодня мы должны с вами познакомиться с основными понятиями и терминами ПДД. Это нам нужно для того, чтобы научиться себя правильно вести на улицах и дорогах города и села. А начнём мы наше занятие с викторины.

А знаете ли вы? 1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка). 2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед). 3. Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем). 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед). 5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету). 6. На чем летал Алладин? (Ковер-самолет). 7. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки). 8. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

Мы с вами вспомнили сказочные виды транспорта. А для каких видов транспорта, прозвучавших в викторине, необходимо знание дорожных знаков и правил дорожного движения?

Ответ детей: велосипед, санки. - А только ли велосипедистам нужны дорожные знаки? Ответ детей: дорожные знаки нужны водителям, пешеходам. - На доске перед вами дорожные знаки под номерами. Викторина. Кто догадается, выбирает нужный знак.

1. Всем знакомые полоски Знают дети, знают взрослый, На ту сторону ведет - (пеш. переход)

2. Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно, Знают люди все на свете: в этом месте ходят…… (дети)

3. На машинах здесь, друзья, Ехать никому нельзя, Можно ехать, знайте, – Дети, только на …… (велосипеде)

- Молодцы! Справились! 2. Объяснение основных понятий и терминов ПДД (Презентация)

- Ребята вы, обратили внимание, что велосипеды разные по форме, предназначению. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. - Кто из вас может ездить на велосипеде? - В какое время суток можно ездить на велосипедах?

Ответ детей: утром, днём, вечером.

- А в какое время суток не рекомендуется ездить? - Ответ детей: ночью.

- Знаете ли вы, как объяснить "Тёмное время суток"? Это промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. (Показ картинок) В тёмное время суток не только опасно ездить на велосипедах, но находиться на дороге не безопасно. Попробуйте отгадать. - Не живая, а идет, Неподвижна - а ведет.

Ответ: Дорога

- Что означает термин "дорога"? Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движе­ния транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. ( показ слайдов дорога)

Всем она давно знакома – Ждет послушно возле дома, Только выйдешь из ворот – Куда хочешь поведет.

Ответ: Дорога

Вас куда ведёт дорога? - Ответ детей: домой! В школы, в гости, на занятия кружка, гулять с друзьями. - А где дом, где учитесь, где живёте? - Ответ детей: с. Дмитровский Погост - Совершенно верно. По-другому можно сказать - населённый пункт.

Термин "населённый пункт" - это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками "Начало населенного пункта" и "Конец населенного пункта".

Так как мы живём в населённом пункте, нам всегда приходится переходить улицу, поиграем в игру: "Перейди улицу" (Ведущего можно выбрать из членов объединения)

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй - красной бумагой, а на оборотной стороне - тоже желтой. Все игроки де­лятся на две команды. Проводятся параллельные линии, 1 одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица». Игроки становятся за одной чертой.

Условия игры: Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым - остаются на месте. Ведущий чередует цвета.

Если он взмахнул кружком один раз - надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два - два шага. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает команда, игрок которой первым перейдет "Улицу". У вас хорошо получилось перейти улицу, так же хорошо вы займёте своё рабочее место. Проверим изученную тему, насколько вы были внимательны. Конечно, вы всё это знали и раньше, но теперь вы знаете правильное объяснение терминов и потому легко можете выполнить задание на проверку знаний:

"Основные понятия и термины ПДД"

Работа по карточкам каждого участника. (Правильное подчеркни.)

Значение термина "велосипед": 1.Двухколесное транспортное средство без мотора для взрос­лых и детей. 2.Двух- или трехколесное транспортное средство для детей и взрослых. 3.Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имею­щее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Что означает термин "дорога"? 1. Полоса земли, отведенная для движения транспортных средств и пешеходов. 2. Полоса земли, имеющая дорожное покрытие. 3. Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движе­ния транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Что означает термин "темное время суток"? 1.1. Вечернее и ночное время. 2.2. Время с 21.00 до 7.00. 3.3. Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Значение термина "населенный пункт": 1. Жилые здания и хозяйственные постройки, объединенные одной территорией. 2. Застроенная территория, через которую проходит автомагистраль. 3. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с ко- торой обозначены знаками «Начало населенного пункта» и "Конец населенного пункта". ( Передаём карточки )

Физкультминутка - ИГРА на ВНИМАНИЕ "Светофор"

Зеленый свет - топают ногами, Желтый свет - хлопают в ладоши, Красный свет - молчат.

Проверим правила перехода улиц и дорог.

Блиц-опрос о правилах движениях пешеходов

- Как пешеходы должны ходить по улице? Ответ. Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.

- Какой стороны тротуара должны придерживаться пеше­- ходы? Ответ. Пешеходы должны придерживаться правой сто­роны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.

- Можно ли переходить улицу наискосок? Ответ: Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.

- Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? Ответ. Игры на проезжей части улицы мешают движе­нию транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут по­пасть под колеса машин.

- Можно ли переходить улицу на желтый свет светофора? Ответ. Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Вни­мание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для пе­рехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.

- Как надо переходить улицу, если нет светофора? Ответ: Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход,

Бывает, дети нарушают ПДД, предлагаю вам объяснить, кто нарушил правила безопасности. Разбор проблемных ситуаций. (работа по картинкам на доске) 1. Кто нарушает правила безо­пасности поведения на улице? 1. Велосипедист и футболисты. Велосипедист, футболисты и мальчик, который бежит. Все дети.

2. Кто нарушает прави­ла безопасного пове­дения на дороге? Мальчик. Девочка. Мальчик и девочка.

2.1.Ситуация Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить?

2.2.Ситуация Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить?

2.3.Ситуация Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл. – Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?

3. Проверка домашнего задания: «Презентация нового дорожного знака». - На последнем занятии вы получили творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждый уч-ся называет и показывает дорожный знак, объясняет его значение, к какой группе относится, место его установки.)

Примеры новых дорожных знаков: 1. Подведение итогов занятия. - Наше занятие подошло к концу. - Сегодня мы изучили основные понятия и термины ПДД (дорога, темное время суток, велосипед). - Был блиц-опрос о правилах движениях пешеходов. - Был разбор проблемной ситуации. - отгадывали загадки; - поиграли в игру "Перейди улицу"; - Была ИГРА на ВНИМАНИЕ "Светофор": - придумали свои дорожные знаки. Спасибо за работу.

zvonoknaurok.ru

Занятие по правилам дорожного движения основные понятия и термины пдд

Занятие по правилам дорожного движения основные понятия и термины ПДД

Цель: основные понятия и термины ПДД привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;Задачи: научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города и села;

познакомить с мерами профилактики дорожно-транспортного травматизма;

проанализировать типичные ошибки в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах города и села.

Участники мероприятия: дети в возрасте 10-11 лет.

Оборудование: карточки,

Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Продолжительность занятия 40 минут.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
Тема нашего занятия «Основные понятия и термины ПДД.»

Сегодня мы должны с вами познакомиться с основными понятиями и терминами ПДД. Это нам нужно для того, чтобы научиться себя правильно вести на улицах и дорогах города и села.

А начнём мы наше занятие с викторины.

А знаете ли вы?

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка).

2.     Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

3.     Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем).

4.     Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).

5.     Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету).

6.     На чем летал Алладин? (Ковер-самолет).

7.     На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).

8.     Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа).

Мы с вами вспомнили сказочные виды транспорта. А для каких видов транспорта, прозвучавших в викторине необходимо знание дорожных знаков и правил дорожного движения?

Ответ детей: велосипед, санки.

- А только ли дорожные знаки нужны для велосипеда?

Ответ детей: дорожные знаки нужны водителям, пешеходам.

- Перед вами дорожные знаки.

Кто догадается, выбирает нужный знак.

Всем знакомые полоски

Знают дети, знают взрослый,

На ту сторону ведет -

(пеш. переход)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро не возможно,

Знают люди все на свете:

в этом месте ходят……

(дети)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте –

Дети, только на ……

(велосипеде)

- Молодцы! Показали верно.

2. Объяснение основных понятий и терминов ПДД

(Показ презентации велосипедов)

- Ребята вы, обратили внимание, что велосипеды разные по форме, предназначению. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

- Кто из вас может ездить на велосипеде?

- В какое время суток можно ездить на велосипедах?

Ответ детей: утром, днём, вечером.

- А в какое время суток не рекомендуется ездить?

- Ответ детей: ночью.

- Знаете ли вы как объяснить « Тёмное время суток»?

Это промежуток времени от конца вечерних сумерек до началаутренних сумерек. ( показ картинок)

В тёмное время суток не только опасно ездить на велосипедах, но находиться на дороге не безопасно. Попробуйте отгадать.

- Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.

Ответ: Дорога

- Что означает термин «дорога»? Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движе­ния транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

( показ слайдов дорога)

Всем она давно знакома –

Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот –

Куда хочешь поведет.

Ответ: Дорога

Вас куда ведёт дорога?

- Ответ детей: домой? В школы, в гост, на занятия кружка, гулять с друзьями.

- А где дом, где учитесь, где живёте?

- Ответ детей: с. Дмитровский Погост

- Совершенно верно. По другому можно сказать населённый пункт.

(Показ слайдов населённого пункта)

Термин « населённый пункт» это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками «Начало населенного пункта» и«Конец населенного пункта».

Так как мы живём в населённом пункте , нам всегда приходиться переходить улицу, поиграем в игру «Перейди улицу»

(Ведущего можно выбрать из членов объединения)

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй - красной бумагой, а на оборотной стороне - тоже желтой. Все игроки де­лятся на две команды. Проводятся параллельные линии, 1 одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица». Игроки становятся за одной чертой.

Условия игры:

Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым - остаются на месте. Ведущий чередует цвета.

Если он взмахнул кружком один раз - надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два - два шага.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает команда, игрок которой первым перейдет «Улицу».

У вас хорошо получилось перейти улицу, так же хорошо вы займёте своё рабочее место.

Проверим изученную тему, насколько вы были внимательны.

Конечно, вы всё это знали и раньше, но теперь вы знаете правильное объяснение терминов и потому легко можете выполнить задание на проверку знаний:

основные понятия и термины ПДД.

Работа по карточкам. (Правильное подчеркни.)

Значение термина «велосипед»:

  1. Двухколесное транспортное средство без мотора для взрос­лых и детей.
  2. Двух- или трехколесное транспортное средство для детей и взрослых.
  3. Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имею­щее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Что означает термин «дорога»?

  1. Полоса земли, отведенная для движения транспортных средств и пешеходов.
  2. Полоса земли, имеющая дорожное покрытие.
  3. Полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движе­ния транспортных средств, включающая в себя проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Что означает термин «темное время суток»?

  1. 1. Вечернее и ночное время.
  2. 2. Время с 21.00 до 7.00.
  3. 3. Промежуток времени от конца вечерних сумерек до началаутренних сумерек.

Значение термина «населенный пункт»:

1. Жилые здания и хозяйственные постройки, объединенныеодной территорией.

2. Застроенная территория, через которую проходит автомагистраль.

3. Застроенная территория, въезды на которую и выезды с ко-торой обозначены знаками «Начало населенного пункта» и«Конец населенного пункта».

( Передаём карточки )

ИГРА на ВНИМАНИЕ «Светофор»

Зеленый свет - топают ногами

Желтый свет - хлопают в ладоши

Красный свет - молчат.

Правила перехода улиц и дорог.

Блиц-опрос о правилах движениях пешеходов

- Как пешеходы должны ходить по улице?

Ответ. Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.

- Какой стороны тротуара должны придерживаться пеше­ходы?

Ответ. Пешеходы должны придерживаться правой сто­роны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.

- Можно ли переходить улицу наискосок?

Ответ. Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.

- Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы?

Ответ. Игры на проезжей части улицы мешают движе­нию транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут по­пасть под колеса машин.

- Можно ли переходить улицу на желтый свет светофора?

Ответ. Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Вни­мание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для пе­рехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.

- Как надо переходить улицу, если нет светофора?Ответ. Прежде чем начать переход улицы, надо сначала

посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход,

Бывает дети нарушают ПДД предлагаю вам объяснить кто нарушил правила безопасности. ^

(работа по картинке)

Кто нарушает правила безо­пасности поведения на улице?

1. Велосипедист и футболисты.

  1. Велосипедист, футболисты и мальчик, который бежит.
  2. Все дети.

Кто нарушает прави­ла безопасного пове­дения на дороге?

  1. Мальчик.
  2. Девочка.
  3. Мальчик и девочка.

1.Ситуация

Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить?

2.Ситуация

Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить?

3.Ситуация

Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл.

– Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?

3. Проверка домашнего задания: «Презентация нового дорожного знака».

- На последнем занятии вы получили творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Каждый уч-ся называет и показывает дорожный знак, объясняет его значение, к какой группе относится, место его установки.)

Примеры новых дорожных знаков:

  1. ^
- Наше занятие подошло к концу.

- Сегодня мы изучили основные понятия и термины ПДД (дорога, темное время суток, велосипед)

- Был блиц-опрос о правилах движениях пешеходов

- Был разбор проблемной ситуации.

- отгадывали загадки

- поиграли в игру «Перейди улицу»

- Была ИГРА на ВНИМАНИЕ «Светофор»

- придумали свои дорожные знаки. Спасибо за работу.

Источники материала:

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина,
  2. газета «Добрая дорога детства», О.Л.Фастова. – 2-е изд.испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с. 3. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”. http://gibdd.yar.ru/
  3. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал ) для начальной школы. Составители Маркин Н.И., Денисов М.Н. под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.ЭНАС-КЛАСС, изд-во НЦ ЭНАС,2006г.
  4. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006 г.
  5. Ковалев Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на/Д. Феникс, 2006 г.
  6. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие по ПДД для учащихся начальной школы. СПб. Изд-во МиМ, 1997 г.

fs.nashaucheba.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"