Слишком маленькая скорость пдд


Неужто любое ограничение скорости слишком мало? / Geektimes

Когда лейтенант Гэри Мегг из полиции штата Мичиган открывает собрание, он иногда спрашивает: «Кто из вас по пути сюда превысил скорость?»

Вы можете решить, что лейтенант Мегг особенно рьяно относится к своей работе. Он тот, кто пройдёт полквартала, только чтобы перейти улицу в положенном месте. Идеальный гражданин, до отвращения подчиняющийся букве закона. Но суть вопроса Мегга вовсе не в этом.

«Все мы превышаем скорость, но между авариями, свидетелями которых мы становимся, обычно проходят месяцы, – рассказывает нам лейтенант Мегг на собрании по поводу ограничений скорости. – Из этого я делаю вывод, что большинство из нас – адекватные, безопасные и разумные водители. У превышения скорости и безопасности дорожного движения очень слабая корреляция». За последние 12 лет Мегг поднял ограничение скорости почти на 400 участках шоссе Мичигана. Каждый раз он или его сотрудники слышат жалобы от местных жителей, считающих, что водители и так уже ездят слишком быстро. Но, как объясняют Мегг с коллегами, они работают не над уменьшением дорожных заторов, не под давлением реальности, в которой все всё равно ездят слишком быстро, и даже не над балансом между безопасностью и желанием водителей побыстрее доехать до места назначения. Наоборот, Мегг утверждает, что поднятие ограничений скорости делает дороги безопаснее.

Азбука дорожного хозяйства

Ежегодно специалисты по дорожному движению пересматривают ограничения скорости на тысячах участках дорог и шоссе. В большинстве случаев этим занимается член министерства транспорта США, часто совместно с сотрудником полиции штата – как это происходит в Мичигане. В каждом случае у инспекторов есть чёткий подход: они хотят установить такое ограничение скорости, которое не превышало бы порядка 85% водителей.

Этот "признанный на государственном уровне метод" установки ограничения скорости на отметке в 85% — практически азбука управления дорожным движением. Незнакомых с ним людей он озадачивает. А разве не нужно, чтобы все водители не превышали скоростное ограничение? А если скорость водителя определяется ограничением, как можно основывать решение о смене ограничения на основе скорости движения по дорогам?

Суть в том, что ограничение скорости – это просто число на знаке, и оно очень слабо влияет на то, как люди водят машину. «С годами я провёл очень много исследований по следам поднятий или снижений ограничения скорости, – говорит Мегг. – Почти всегда 85%-я скорость не меняется, а если и меняется – то на 2-3 мили в час».

Самые честные водители, вероятно, признаются в том, что следует из вышеуказанного: если ограничение скорости поменять с 65 до 55 миль в час [со 105 до 89 км/ч], большинство водителей не будут ездить на 10 миль/ч медленнее. Но и обратное верно – если инспектора увеличат ограничение скорости на 10 миль/ч, скорость потока не возрастёт на 10 миль/ч. Она останется примерно той же. Годы наблюдения за движением показали специалистам, что пока не видно полицейской машины, водители едут с той скоростью, с которой они хотят.

К счастью, при выборе скорости у людей работает некая логика, кроме простой жажды скорости. Водители выбирают скорость не на основе законов или знаков, но на основе погоды, количества перекрёстков, присутствия пешеходов и изгибов дороги, и всей остальной относящейся к делу информации. Как говорит Мегг, «никто из моих знакомых, садясь в машину, не хочет разбиться».

Так если водителям наплевать на ограничения скорости, зачем вообще пытаться установить «правильное» ограничение?

Одна из причин: малая часть водителей на самом деле следуют ограничениям. «Порядка 10% водителей на самом деле опознают знак ограничения и следуют ему», – говорит Мегг. Поскольку это самая медленная часть водителей, на 85% они не влияют. Но они влияют на среднюю скорость – изменяя её на 2-3 мили/ч при изменении ограничения, как утверждает Мегг – и, что более важно, на разброс скоростей движения.

А это важно, поскольку, как отмечается в отчёте минтранспорта США, «потенциал возникновения ДТП оказывается наивысшим в случае передвижения со скоростью, сильно уступающей или превышающей скорость большей части участников дорожного движения». Если все машины поставят круиз-контроль на одну и ту же скорость, вероятность ДТП окажется низкой. Но когда некоторые едут со скоростью 55 миль/ч, а другие – 85 миль/ч, вероятность столкновения резко возрастает. Поэтому для безопасности дорог очень важно заставлять медленных водителей ехать по правой полосе. Обычно мы обвиняем в ДТП лихачей – и оправдано – но машина, двигающаяся в левой полосе со скоростью меньшей, чем максимально разрешённая, почти так же опасна.

Специалисты по дорожному движению уверены, что правило 85% — идеальное ограничение скорости, поскольку оно влечёт наименьшее разнообразие скоростей передвижения, и, следовательно, делает дороги безопаснее. Если ограничение скорости правильно выставлено на 85%, малая часть водителей, специально соблюдающая скоростной режим, уже не едет гораздо медленнее средней скорости потока. Выбор скорости по правилу 85% — это заключение на основе данных, сделанное на основе регулярных подтверждающих исследований дорожного движения.

Но большинство скоростных ограничений устанавливаются ниже 85%-ной скорости. Впервые этот вопрос подняла национальная ассоциация автомобилистов, сделавшая своей целью поднять ограничения до 85%-ной отметки.

Один из членов ассоциации отправил нас к отчёту минтранспорта от 1992 года, «Результаты увеличения и уменьшения скоростных ограничений», в котором, кроме уже описанных аргументов, было отмечено, что большая часть организаций, отвечающих за шоссе, устанавливают скоростные ограничения меньше значения, диктуемого правилом 85%, что приводит к тому, что более 50% автомобилистов «технически превышают скоростное ограничение». Мегг считает, что в Мичигане процент соблюдающих ограничение водителей находится ниже отметки в 50%.

Кажется абсурдным, что более половины водителей постоянно нарушают скоростные ограничения. Настолько же удивительно, что политика установления ограничений не соответствует основным правилам управления дорожным движениям. Так почему же таким людям, как лейтенант Мегг, приходится тратить время на попытки поднять ограничения скорости?

Как Саудовская Аравия заставила всех нас ездить со скоростью в 55 миль/ч

Когда я так медленно еду Мне очень сложно рулить И мне со второй на третью Не удаётся переключить Раньше я долетал за пару часов Теперь на это нужен весь день У меня ушло 16 часов На то, чтоб доползти до L.A.

Sammy Hagar / “I Can’t Drive 55”

В 1973 году египетские военные пересекли Суэцкий канал с внезапной атакой на Израиль. Так началась "война Судного дня" (она же Четвёртая арабо-израильская война), и так появились скоростные ограничения в США. Когда США начали поставки оружия Израилю, Организация арабских стран-экспортёров нефти объявило эмбарго против США и нескольких других стран. Вкупе с другими ограничениями поставок это привело к тому, что стоимость бензина в США выросла в четыре раза, бензина стало не хватать, и на заправках начали скапливаться очереди.

Чтобы уменьшить потребление бензина, президент Никсон выпустил указ, ограничивающий скоростной режим на американских шоссе 55-ю милями в час [≈ 90 км/ч], и Конгресс утвердил его в следующем году. За ограничения скорости официально отвечают сами штаты, но национальные лидеры с переменным успехом убедили их подчиниться закону, привязав его исполнение к финансированию. Поскольку езда на высоких скоростях не такая эффективная, считается, что это ограничение помогло сэкономить 167 000 баррелей нефти в день, или порядка 1% потребления нефти в США.

И хотя в 1970-х последствия нефтяного кризиса улеглись, новое федеральное ограничение скорости осталось. Но вместо того, чтобы настаивать на ограничении в рамках экономии бензина, члены Конгресса поддерживали это ограничение, поскольку верили, что оно помогает повысить безопасность дорог. Это было продемонстрировано в спорах по поводу закона 1987 года, позволявшего определённым штатам повысить ограничение скорости до 65 миль/ч. В The New York Times писали о том, что «критики поспешили предупредить всех, что на шоссе резко вырастет смертность». Председатель комитета по общественным работам и транспорту, противник этого закона, назвал его «безответственным и угрожающим жизни».

Конгресс аннулировал федеральное ограничение скорости в 1995 году. Множество штатов поспешило увеличить пределы скорости ещё до того, как успело расставить новые дорожные знаки, но многие оставили скоростные ограничения на низком уровне. 20 лет существования с ограничением скорости в 55 миль в час создали нижнюю планку, тянущую вниз современные скоростные ограничения.

Почему скоростные ограничения такие низкие

Если внимательно ознакомиться с материалами сайта минтранспорта, можно найти очень технократическое объяснение принципа 85%. Но в стране ограничения обычно находятся ниже этой отметки, поскольку на пути следования этому принципу есть много препятствий. К примеру, департамент транспорта штата Флорида отвергает правило 85%, и законодательная власть штата устанавливает ограничения отдельно для каждого типа дороги. В конкретной местности чиновники могут поддаться давлению со стороны родителей и других групп, заботящихся о безопасности, и понизить разрешённую скорость.

Правило 85% постоянно проигрывает нашему интуитивному мнению, что чем дорога быстрее, тем она опаснее – и поэтому разрешённую скорость нужно понижать. С этим заблуждением, говорит Мегг, он часто сталкивается в своей работе. Когда он предлагает увеличить максимальную разрешённую скорость, первой реакцией обычно бывает: «О божечки, этого нельзя делать, люди и так уже ездят слишком быстро». Люди считают, что повышение скоростного ограничения на 10 миль в час заставит всех ехать быстрее на 10 миль в час, но в реальности изменение ограничений почти не влияет на скорость трафика.

То же непонимание заставляет связанные со здравоохранением организации агитировать за снижение разрешённой скорости, и это тоже влияет на законодателей. К примеру, ВОЗ агитирует за уменьшение разрешённой скорости для предотвращения несчастных случаев на дорогах и цитирует исследования, показывающие, что ДТП и смертельные исходы увеличиваются с увеличением скорости движения. «С чисто физической точки зрения, – говорит Мегг, – если спросить, хотите ли вы врезаться в опору моста на скорости 10 миль в час или 40 миль в час, спорить с этим трудно. Но ратуя за увеличение ограничения скорости, я не призываю ездить быстрее – и это понять сложнее всего».

Если бы кто-нибудь мог взмахнуть волшебной палочкой и заставить всех американцев ездить не быстрее 60 миль в час, дороги были бы безопаснее. Но поскольку правоохранительные органы не могут заставить более половины американцев не нарушать ограничение скорости, установка знака с меньшей максимальной скоростью не делает дороги безопаснее. К счастью, шоссе в США сейчас безопаснее, чем когда-либо, и количество смертей рекордно низкое. Дорога может быть опасной, но мнение, согласно которому дороги становятся всё опаснее, неверно.

Множество приверженцев уменьшения разрешённых скоростей не согласятся с действиями таких людей, как лейтенант Мегг. Так же, как Мегг может указать на результаты, полученные с сотен и тысяч дорог, ставших более безопасными, или не утративших безопасность от увеличения максимально допустимой скорости, так и другие исследователи делают противоположный вывод о связи увеличения скорости и количества несчастных случаев.

Ни в одном из исследований не упоминается принцип 85%, и Мегг удивлён выводами, сделанными исследователями. И поскольку на дебаты по поводу скоростных ограничений часто привлекаются эксперты, высказывающие противоположные точки зрения по поводу результатов увеличения максимальной скорости, создаётся ощущение, что политика в отношении ПДД была бы более последовательной, если бы общества, занятые здравоохранением, и специалисты по дорожному движению чаще работали бы совместно.

Другая причина, по которой максимальная разрешённая скорость остаётся низкой, озвучивается Джоном Боумэном, директором по связям в национальной ассоциации автолюбителей. Он утверждает, что города и полицейские департаменты используют штрафы за превышение в качестве средства заработка. Боумэн говорит, что если искусственно занижать скоростные ограничения, легче раздавать штрафы и генерировать доход.

Выражая озабоченность по поводу таких «скоростных ловушек», в 1990-х в Миссури издали указ, ограничивающий максимальный доход города, получаемый с дорожных штрафов. В 2010-м аудиторы обнаружили, что от 75% до 83% бюджета города Рэндольф в Миссури было наполнено благодаря штрафам за превышение. В этом крохотном городке с населением в 50 человек, расположенном рядом с несколькими казино, работает двое полицейских на полную ставку и восемь на полставки, что делает его ярким примером скоростной ловушки.

Сложно сказать, насколько привычной является практикуемая в Рэндольфе тактика, и также сложно привязать её к осознанному стремлению занижать скоростные ограничения. Каждый город принимает решения самостоятельно, поэтому сложно сказать, как часто штрафы за превышение используются в целях наполнения бюджета. А полицейским департаментам очень просто защищать свои попытки поощрения сотрудников к увеличению количества выписываемых штрафов, аргументируя это стремлением к увеличению безопасности дорог. Именно так оправдывался LAPD в прошлом году, после превышения квоты на выписанные штрафы за превышение скорости.

В нашем разговоре Мегг утверждал, что верит в серьёзность проблемы скоростных ловушек, и в то, что такие ловушки не помогают поддерживать общественный порядок. В статье в Detroit News, где рассказывалось о многих городах, игнорирующих законы штата и не пересматривающих ограничения скорости на принадлежащих им участках дороги, Мегг сказал, что верит, что эти города действуют так специально, чтобы не повышать максимальную скорость. Это позволяет им и дальше получать доход от «искусственно заниженных» ограничений.

Притормозим

Учитывая неизбежность превышений скорости, приятно сознавать, что шоссе можно сделать безопаснее при помощи таких доступных мер, как установка реалистичных скоростных ограничений; нет смысла пытаться заставить всех ездить на 10-20 миль в час медленнее. Но такой вариант на первый взгляд противоречит нашим целям. Достаточно ли низкими будут такие ограничения, чтобы устроить велосипедистов, играющих детей и сделать города более доступными для пешеходов?

«Не хочу обманывать людей», – говорит Мегг. Может быть, родители будут чувствовать себя лучше, если на их улице скорость будет ограничена 25-ю, а не 35-ю милями в час, но этот знак не заставит людей ездить медленнее. Мегг предпочитает такие ограничения, которые позволяют людям законно ездить на безопасной скорости и реалистично отражают реальную скорость движения. Он говорит, что у людей не должно быть ложного чувства безопасности на дорогах.

Если народ и политики хотят уменьшить скорость на дорогах для улучшения безопасности, или сделать города более удобными для пешеходов, то Мегг говорит, что «с инженерной точки зрения можно сделать много всего другого». Города могут уменьшать количество полос, изменить ситуацию с парковкой, создать более широкие велодорожки, и т.п. Это будет дороже, но, в отличие от смены цифр на знаках, и эффективнее.

Поднятие ограничений скорости до скорости потока может выглядеть, как сдача позиций перед быстрым и опасным вождением. Но это позволит добиться противоположного результата. Если правы такие, как Мегг, то следование правилу 85% сделает дороги безопаснее, и заставит серьёзнее воспринимать скоростные ограничения.

В отчёте 1992 года минтранспорта предупредило: «Произвольно выбранные, нереалистичные и неоднородные скоростные ограничения привели к тому, что в обществе пренебрежение ограничениями скорости стало допустимым». Мегг работал на таких дорогах, где почти никто не подчинялся скоростным ограничениям, и часто получатели штрафов жаловались на то, что превышают скорость не больше, чем все остальные. Мегг говорит, что с увеличением максимальной скорости полицейские смогут сфокусироваться на действительно важных вещах: пьяных водителях, не пристёгивающихся людей, проезжающих на красный свет, и, что важнее всего, небольшом количестве водителей, едущих с неприемлемой скоростью.

Кажется контринтуитивным, но именно такая формула должна импонировать американцам: поднимите ограничения скоростей, чтобы сделать дороги безопаснее.

geektimes.ru

Про скорость движения. | Про Вождение.

Мы недооцениваем скорость.

Наверное, это связано с самой природой человека – существа не слишком скоростного от рождения. Нет, в сравнении с какой-нибудь черепахой, мы выглядим достойно, но куда нам тягаться с гепардом, с его 120 км/ч? Или со стрижем – 160 км/ч? Эти товарищи могли бы многое рассказать нам о настоящей скорости движения! Мы же довольствуемся жалкими 4-6 км/ч при ходьбе и 15-25 км/ч при беге (спринтеры-рекордсмены могут 37 км/ч на «стометровке»). Как говорится – чем богаты…

Мои ученики очень не любят запрещающий знак «ограничение максимальной скорости 20 км/ч». При въезде в зону действия такого дорожного знака их лица начинают излучать уныние, перерастающее, местами, в страдание.

20 км/ч – это очень очень очень медленно!

Попробуйте, двигаясь пешком, по дороге на работу «войти» в фонарный столб. Будет больно? А это всего лишь пять километров в час. Что же будет на двадцати?! В жилых зонах и на дворовых территориях транспортные средства ограничены максимальной скоростью в 20 км/ч. Многие не соблюдают, но основная масса водителей именно с такой скоростью передвигается по дворам, зная, что пешеход – существо опасное и непредсказуемое. Вспомните свои ощущения - гуляя по дворам, вы хоть чуть-чуть опасаетесь мимо проезжающих автомобилей? Честно скажу - я нет. Не страшно. Между тем, скорость 20 км/ч – это в четыре раза быстрее чем я хожу, и больнее «фонарного столба» как минимум во столько же.

Бампер автомобиля «приезжает» как раз под колени пешехода.

Задача на скорость.

Могу привести другой пример, давайте решим задачку.

Дано: Вы ночью двигаетесь вне населенного пункта на своем автомобиле по неосвещенному участку дороги. Не нарушаете, поэтому ваша скорость составляет идеологически выдержанные 90 км/ч. Едете с ближним светом фар, так как постоянно на дороге присутствуют встречные транспортные средства, а слепить их не хочется. Впереди на дорогу выходит старенькая бабушка, бредущая на покос. Погода хорошая, асфальт сухой и технически исправен ваш автомобиль.

Вопрос: Сколько метров бабушка проедет вместе с вами?

Ближний свет фар хорошо светит метров на тридцать и еще метров на двадцать дает отблеск. Будем счетать что наша зона видимости примерно равна пятидесяти метрам.

Время реакции водителя - величина не постоянная. На нее влияет куча факторов, таких как: психотип человека, усталость, опыт, элемент неожиданности, алкоголь и т.д. Среднее время реакции водителя принято считать равным 1 секунде.

 

90 км/ч делим на 3.6 и получаем скорость 25 м/с. Это примерно равно расстоянию между фонарными столбами вдоль дороги. Представьте, ваше тело перемещается от одного столба до другого всего за одну секунду!

Увидели мы бабушку на дороге, сообразили что едем в нее, нажали на педаль тормоза. В этот момент автомобиль проехал расстояние в двадцать пять метров - половину нашей зоны видимости!

Далее срабатывают тормозные механизмы и автомобиль начинает замедляться. Расстояние, пройденное с момента начала торможения до полной остановки, называется тормозным путем. На величину тормозного пути так же влияет множество факторов. Состояние дорожного покрытия, температура, рисунок протектора колеса, юз и т.д. В идеальных условиях тормозной путь со скорости 90 км/ч составляет примерно 45 метров. 

А дальше начинается простая математика... 

Ясно, что задача очень примитивная и не учитывает множество деталей, но... Двигаясь ночью, даже с разрешенной скоростью 90 км/ч (скорее всего ниже скорости основного потока), мы не можем рассчитывать на абсолютную безопасность! Подумайте об этом.

На скорости 60 км/ч картина будет разительно отличаться.

P.S. При написании данной статьи ни одна бабушка не пострадала.

P.P.S. Попробуйте калькулятор тормозного пути  - в нем можно поиграться с типами дорожного покрытия и скоростью движения. Очень познавательно, особенно если выбрать тип покрытия - лед.

provozhd.ru

Движение на повороте

Большое число ДТП на поворотах происходит из-за недооценки их опасности и выбора слишком большой скорости движения.

Нередко причиной большой скорости на повороте является позднее обнаружение водителями поворота. Поэтому старайтесь смотреть как можно дальше вперед, чтобы заранее обнаружить приближение поворота и подготовиться к нему.

Приближаясь к повороту дороги не забывайте:

снизить скорость движения исходя из крутизны поворота, состояния проезжей части и условий видимости. Если имеется знак, ограничивающий скорость на повороте, следуйте его указаниям. При оценке скорости своего движения лучше не полагаться на свои способности (у большинства водителей они недостаточно хорошо развиты), а почаще смотреть на спидометр;

снижать скорость движения необходимо до въезда на поворот. Торможение на повороте может привести к заносу автомобиля.

При прохождении поворота старайтесь двигаться по центру выбранной полосы движения, не выезжая за ее пределы. Двигаясь на повороте выдерживайте постоянную скорость, это уменьшает вероятность заноса. При движении по кривой старайтесь не пользоваться педалью газа и тормоза. Основное внимание уделяйте контролю за траекторией движения своего автомобиля так, чтобы колеса автомобиля не выезжали за пределы проезжей части и на встречную полосу движения.

Если видимость кривой ограничена растениями или другими объектами, выбирайте такую скорость движения, которая позволит остановить автомобиль в пределах расстояния видимости.

Тест 19. На повороте1. Когда вы подъезжаете к повороту дороги:а) наблюдайте за наличием дорожного знака, показывающего ограничение скорости для данного участка дороги;б) перемещайтесь к внешней стороне полосы движения для того, чтобы облегчить прохождение поворота дороги;в) подайте звуковой сигнал для предупреждения водителей встречных транспортных средств;г) после выезда на поворот нажмите на педаль тормоза,2. Если перед поворотом дороги нет знака ограничения скорости:а) продолжайте движение на прежней скорости;б) немного увеличьте скорость движения;в) снизьте скорость движения до 40-50 км/ч;г) оцените крутизну поворота и соответственно ей измените скорость движения.3. При проезде поворота дороги:а) слегка притормаживайте;б) держитесь как можно левее;в) смотрите прямо вперед по ходу вашего движения;г) включите сигнал поворота.4. При проезде поворота дороги ваш автомобиль будет стремиться:а) сдвинуться к наружной стороне поворота дороги;б) сдвинуться к внутренней стороне поворота дороги;в) оставаться в центре полосы движения;г) увеличить скорость движения.5. Выехав на поворот дороги следует:а) двигаться с небольшим ускорением; б) изменить скорость движения переключением передач;в) притормозить;г) постепенно замедлить скорость движения.6. Если, находясь на повороте дороги, вы поняли, что движетесь со слишком большой скоростью:а) слегка нажмите на тормоз;б) резко нажмите на тормоз;в) перестаньте нажимать на педаль газа;г) перейдите на пониженную передачу.7. Если из – за объектов, ограничивающих обзор, вы не можете видеть обстановку за поворотом дороги:а) снижайте скорость движения значительно больше, чем при движении по такому же повороту, но имеющему неограниченную видимость;б) продолжайте двигаться на той же скорости, с какой обычно проходите поворот такой крутизны;в) увеличьте скорость для того, чтобы скорее проехать этот опасный участок дороги;г) снижайте скорость до 10 – 15 км/ч.8. По мере приближения к концу поворота:а) продолжайте слегка снижать скорость до тех пор, пока не проедете поворот;б) продолжайте двигаться на той же скорости, на какой проходили поворот;в) начинайте увеличивать скорость для того, чтобы набрать скорость, с которой вы будете двигаться по следующему за поворотом прямому участку дороги;г) сократите дистанцию до лидирующего автомобиля.Правильные ответы

1 – а; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – в; 7 – а; 8 – в.

Безопасность дорожного движения

1pdd.ru

Нарушение ПДД: почему водители превышают скорость?

В прошлой статье я написал о первопричинах правонарушений и теперь перехожу к анализу типовых нарушений ПДД. Самый горячо обсуждаемый, часто наказуемый и в то же время бестолковый вид нарушения – превышение скорости. Почему бестолковый? Потому что наши власти пытаются бороться с ветряными мельницами. Вот цитата из все той же статьи «Москвичи стали хуже ездить на 70%»  на autonews.ru: «…а с разрешенной скоростью в 60-80 км/ч ездит меньшинство». Давайте задумаемся, а почему так? Потому что все водители – дебилы? Или потому что все они бескультурные и беспринципные? Или может причина кроется в чем-то другом?

ГОСТ – за большинство

Обратимся к ГОСТу Р 52289-2004 «ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ».

В нем приводятся различные расстояния видимости дороги, которые можно считать безопасными при той или иной скорости. А расчетной скоростью для данной дороги считается скорость, которую не превышает 85% водителей. Логично? Очень даже. Ведь естественная скорость движения автомобилей определяется самой дорогой. Хотя, непонятно, почему организаторы дорожного движения никак не руководствуются этим фактом при установке скоростных ограничений на реальных дорогах. Ведь именно так было бы удобнее всем!

Это как с реками. В одной реке вода течет со скоростью 2 м/с, в другой 5 м/с, в третьей – еще как-то… Разные реки, разные «дорожные условия» для воды, и вода там течет по-разному, в зависимости от ширины и извилистости русла. Так же и водители, попадая на свободную и хорошо просматриваемую дорогу, выбирают скорость в зависимости от ширины и кривизны дороги. Если машин не настолько много, что они образуют пробку, то складывается какая-то скорость потока, характерная для данной дороги.

Например, на Бульварном кольце в г. Москве «рабочая» скорость потока около 50 км/ч, на Кутузовском проспекте около 100 км/ч, на МКАД – 120 км/ч. И это правильно, в том смысле, что именно такие скорости естественны для перечисленных дорог. Даже если мы всем водителям заклеим спидометры и снимем знаки ограничения скорости, все равно скорости останутся такими же. Потому что они ЕСТЕСТВЕННЫ.

Правильно то, что естественно

Я хочу сказать, что каждая дорога имеет свою естественную скорость в зависимости от ширины, кривизны и расстояния видимости, и именно с этой скоростью едет большинство водителей в случае идеальных погодных и дорожных условий. Большинство, а не все – 85%, как и сказано в ГОСТе.

Вернемся к понятию юзабилити, которое я подробно разобрал в прошлой статье. Чтобы программа, сайт были понятны и удобны в использовании, нужно сделать их, ориентируясь на особенности и пожелания пользователя. Тогда пользователь будет доволен и будет совершать минимум ошибок (нарушений) при использовании. Аналогично, чтобы водители не совершали нарушений – в данном случае, превышений скорости, нужно сделать ограничения скорости в соответствии с естественной скоростью для данной дороги. То есть если на МКАД в свободных условиях большинство водителей едет 120 км/ч, нужно сделать там ограничение 120 км/ч, на Третьем кольце – 100 км/ч, и так далее.

Причина превышений скорости – скоростные дороги

Отсюда понятна основная причина превышения скорости большинством водителей на большинстве дорог. Она в том, что скоростные ограничения не соответствуют естественной скорости на дорогах и сильно занижены. Давайте посмотрим правде в глаза и примем простую, но железобетонную истину: водители выбирают скорость не по дорожным знакам, не по величине штрафов, а по тому, какая скорость в данный момент естественна и безопасна – по крайней мере, с точки зрения водителя, пусть он и не всегда бывает прав в этой оценке. То есть скорость движения потока сложно ограничить законодательно, проще всего с ней смириться и ее узаконить. И тогда число нарушителей значительно снизится, а уровень безопасности дорожного движения останется на том же уровне.

Водители ориентируются не по знакам

Мне часто возражают, что если повысить скоростные ограничения, то водители станут ездить еще быстрее, а дорожное движение станет еще опаснее. Типа, сейчас на Третьем кольце ограничение скорости 80 км/ч, а ездят реально 100 км/ч, то есть превышают на 20 км/ч. А если поднять ограничения до 100 км/ч, то поток поедет уже 120 км/ч. А если поднять ограничение на МКАД до 120 км/ч, то поток поедет 140 км/ч. На мой взгляд, в этом главный корень заблуждения организаторов дорожного движения. Водители едут по Третьему кольцу 100 км/ч не потому, что это 20-километровое превышение, а потому что на Третьем кольце естественная скорость составляет именно 100 км/ч. Аналогичным образом дело обстоит на всех дорогах.

Не верите? Давайте вспомним, долгое время на Третьем кольце было ограничение скорости 60 км/ч. Но водители ездили, как и следовало ожидать, 100 км/ч. Соответственно, превышали на 40 км/ч. Потом законодатели подняли ограничение до 80 км/ч. Что, разве поток стал ездить 140 км/ч? Отнюдь. Ничего не изменилось, все как ездили 100 км/ч, так и продолжили. Хотя… Изменилось! Уменьшилось число нарушителей и размер превышений скорости снизился с 40 до 20 км/ч. А если б сразу сделали ограничение 100 км/ч, вообще б нарушителей почти не осталось. Конечно, были бы единицы лихачей, которые гоняли бы километров по 150 в час, но как раз таких-то и нужно ловить и штрафовать!

Германия – пример адекватных скоростных ограничений

Еще пример – Германия. Мы все любим европейцев приводить в пример, якобы там культурные водители, пешеходов пропускают и скорость не превышают. Давайте подумаем, почему там скорость не превышают. Еду я, например, по внешней стороне Третьего кольца от Волгоградского до Рязанского проспекта, там крутой поворот и стоит ограничение скорости 50 км/ч. Я прохожу в этом месте 90 км/ч и прекрасно себя чувствую. Или съезжаю с внутренней части Третьего кольца на Ленинский проспект, на развязке стоит знак 30 км/ч. Я еду там 60 и доволен!

На что мне часто возражают, типа, по себе не суди, ты крут, у тебя уровень вождения на порядок выше, чем у большинства водителей… Возражение неуместно, поскольку, во-первых, я сравниваю себя не с другими водителями, а с тем, что от меня хотят организаторы дорожного движения. А во-вторых, возвращаясь к Германии, еду я там по горной дороге, вижу знак 50 км/ч и подъезжаю к повороту именно на этой скорости. И понимаю, что даже 55 км/ч там ехать уже страшно. Еду дальше, вижу знак 70 км/ч, проезжаю 70 и понимаю, что быстрее ехать страшно. Чувствуете разницу?

В Германии ограничения скорости реальны, они соответствуют естественным скоростям их дорог. Потому и нарушителей там по минимуму. А у нас ограничения какие-то сказочные, не из этой жизни. Видимо, хорошо сохранились со старых добрых времен, когда дорог шире 2 полос в одну сторону не было, а Жигули были самой роскошной и быстрой машиной… Господа депутаты, очнитесь! Мало того, что третье тысячелетие пришло, так уже второй десяток стукнул!

Нет ограничений, но нет и злоупотреблений

Еще пример – немецкие автобаны. Как известно, там в левом ряду нет ограничений скорости вообще. Идет твоя машина 250 км/ч по паспорту – не вопрос, езжай, если тебе так нравится. Теперь вопрос на засыпку: как вы думаете, много ли немцев злоупотребляет этим? Единицы. Причем я ни разу не видел этого, рассказывали. 95% водителей Германии едут свои 120-130 км/ч, несмотря на возможность безнаказанно и комфортно ехать сколь угодно быстро по лучшим в мире дорогам на лучших в мире машинах. Причина, я уверен, вам ясна: дело не в ограничении скорости или его отсутствии, а в существовании естественной скорости для дороги, с которой ездили, ездят и будут ездить большинство водителей.

Водителей провоцируют скоростные дороги

Так что основная причина систематического превышения скорости водителями на российских дорогах не в бескультурье или низком мастерстве водителей, не в малом количестве видеокамер на дорогах и не в низких штрафах. Причина нарушений заключается в несоответствии скоростных ограничений дорожным условиям и естественным скоростям движения на дорогах. В том что дороги провоцируют водителя на более быструю езду, чем требуется организаторами дорожного движения.

Это как с хорошими комфортными автомобилями: в них скорость почти не чувствуется, и хочется ехать быстрее, чем на обычной машине. В отчете о тест-драйве Peugeot 508 я как раз писал, что в нем едешь 90 км/ч, а кажется, что 60. Тем самым, Пыж провоцирует водителя на превышение скорости, что не есть хорошо ни с точки зрения штрафов, ни с точки зрения безопасности дорожного движения. Нет соответствия! В случае с машинами нет соответствия ощущения скорости водителем реальной скорости. А в случае с дорогами нет соответствия скоростных ограничений реальной скорости, под которую построена конкретная дорога. Скажу кратко: водители выбирают скорость правильно, просто ограничения скорости у нас неправильные :) Либо, если все же отталкиваться от скоростных ограничений, у нас неправильные дороги, поскольку построены не под эти ограничения.

Как замотивировать водителей соблюдать скорость?

Как я писал выше, люди хотят, чтобы соблюдение правил было для них либо удобным, либо выгодным, либо все вместе. Дергая за эти рычаги, водителей можно заставить плясать под дудку законодателей и ездить именно с теми скоростями, с которыми считают нужными наши власти. Варианта два: первый – сделать дороги хуже, второй – обеспечить «зеленые волны» при движении с теми скоростями, которые требуются от водителей.

Сделать быструю езду неудобной

Что значит сделать дороги хуже? Это значит, сделать движение с большими скоростями неудобным. Значит, снизить естественную скорость на них до 60 км/ч. Сделать их уже и/или более извилистыми. Но дороги уже построены, назад не вернешь, осталось наделать ям, либо наложить везде лежачих полицейских. А тогда, кстати, быстрая езда станет еще и невыгодной. Понятно, что «какой русский не любит быстрой езды», но своя машина дороже, и водители станут ездить медленнее… То есть вы понимаете всю абсурдность этой идеи? :) Выходит, наши власти сами виноваты, что водители гоняют – не надо было строить скоростные дороги. Хотите, чтобы в городе водители ездили 60 км/ч? Так стройте дороги под 60 км/ч!!! А если понастроили современные, прямые и широкие дороги – Кутузовский проспект, проспект Маршала Жукова, Каширское шоссе, Ярославское шоссе, Ленинградское шоссе – то смиритесь с тем, что там водители едут 100 км/ч и выше!!!

И только не надо возражать примером европейцев. Да, европейцы в городе едут по правилам – не более 50 км/ч. Но не потому (не только потому), что такое ограничение, а потому что там дорожки сделаны под 50 км/ч, и ехать быстрее просто неразумно. Сам пробовал – не получается, как-то изнутри не идет, газ не нажимается больше, чем нужно. В европейских городах скорость 50 км/ч естественна. Там, где ограничение 50 км/ч, нет Кутузовских проспектов, Ленинградских шоссе и Третьих колец… А если и встречается, то это уже считается магистралью в черте города, и там стоят ограничения скорости, иногда даже до 120 км/ч.

Сделать медленную езду выгодной

Вариант второй: чтобы заставить водителей соблюдать заданный скоростной режим, допустим, 60 км/ч, нужно обеспечить «зеленую волну» при движении на этой скорости. Но сделать так, чтобы это было официально донесено до всех водителей, и чтобы схема работала, как часы. Иначе все коту под хвост… Это единственный разумный способ, к которому даже слово «заставить» не очень-то подходит. Потому что «заставить» — значит, насильно, из-под палки, под страхом штрафов и лишения прав. А в основе идеи зеленой волны лежит интерес водителей: какой русский, даже который очень и очень любит быструю езду, откажется от равномерного беспрепятственного движения через все светофоры? Уверен, если дать людям выбор: 100 км/ч и по минуте стоять на каждом светофоре или 60 км/ч с гарантией проезда всех светофоров без остановки и торможения, большинство выберет второй вариант.

А чтобы реализовать такие зеленые волны, нужно внедрять автоматику для управления дорожным движением. Понятно, что если машин чрезмерно много, никакая автоматика не спасет, и будет пробка. Но в пробке-то как раз проблема превышения скорости решается сама собой :) А если дорога свободна, то мы получим зеленую волну и можем задавать нужный нам режим движения потока. Во многих городах мира уже реализована система: над дорогой висит электронное табло, на котором высвечивается скорость, с которой водитель должен ехать, чтобы проехать ближайший перекресток на зеленый свет без торможения. Вот и все дела! А тупо пугать людей штрафами – пустая трата времени и денег…

В следующей статье —  о том, почему в Москве не любят пропускать пешеходов.

Продолжение следует…

kaminsky.su



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"