Шрифты для знаков пдд

.

Шрифт для дорожных указателей: sazikov

Недавно я показал дорожные знаки и указатели Германии 1930-40-х годов. Сегодня речь пойдет о разработанном во ВНИИТЭ в 1971 году шрифте для дорожных указателей. Расскажут нам об этой разработке сотрудники ВНИИТЭ - автор латинского начертания шрифта В.Долженков, уже известный нам по проекту системы навигации советских железнодорожных вокзалов, и Р.Бубушян, художник армянского филиала ВНИИТЭ.

Проект нового стандартного шрифта. Русский алфавит.

В 1971 году утвержден новый стандарт «Знаки дорожные» (ГОСТ 10807-71), в котором использована художественно-конструкторская разработка ВНИИТЭ — шрифт для дорожных указателей. Создано три варианта шрифта для русского, латинского (автор В.Долженков) и армянского (автор Ю. Фидонян) алфавитов.Новый шрифт разработан с учетом требований, которые диктуются особенностями восприятия дорожных указателей и технологией их изготовления. Главное требование заключается в том, чтобы шрифт обеспечивал нормальную читаемость текста при современных скоростях движения автотранспорта.Вместе с тем новый шрифт должен отвечать ряду технологических, экономических и эстетических требований. Для этого, во-первых, необходимо было задать такие формы букв и цифр, которые можно воспроизводить при существующей технологии изготовления автодорожных указателей, то есть с учетом особенностей поштучной разметки и наклейки текста. Во-вторых, предстояло найти такие пропорции знаков, которые позволили бы увеличить плотность шрифта (без ущерба для его читаемости и технологичности воспроизведения). Это, в свою очередь, дало бы возможность повысить емкость дорожных указателей, не увеличивая размеров табло. И, наконец, нужно было создать пластически целостную шрифтовую гарнитуру, так как от начертания шрифта во многом зависят его читаемость и технологичность воспроизведения. Выбор исходных параметров письменных знаков — одно наиважнейших звеньев всей проектной и исследовательской работы. При изучении существующих шрифтов выявился значительный разброс оптимальных показателей: пропорции знаков — от 3:8 до 1:1 и толщины обводки от 1/5 до 1/13 (по отношению к высоте). Анализ этих данных позволил наметить некоторые общие принципы определения оптимальных параметров знаков.1. Чтобы обеспечить равные психофизиологические возможности восприятия одинаковых по высоте письменных знаков и одинаковых условиях освещения» необходимо, чтобы толщина штрихов при обратном контрасте (белое на черном) была меньше, чем при прямом контрасте (черное на белом).2. Внутрибуквенный просвет должен быть оптически не меньше толщины основного штриха. Одна из причин плохой читаемости существующего стандартного шрифта (ГОСТ 10807—64) как раз заключается в слишком зауженных внутрибуквенных просветах. При обратном контрасте происходит световая иррадиация, которая как бы «съедает» внутрибуквенное пространство. В результате уже на расстоянии 10—15 метров буква (цифра) превращается в сплошное светлое пятно. 3. Чем толще штрих, тем шире должен быть про6 свет в тем больше будет ширина буквы. При сильном контрасте соотношение между штрихом и просветом можно изменить, уменьшив более интенсивный по яркости элемент.

Проект нового стандартного шрифта. Латинский алфавит.

Те же самые закономерности существуют и в отношении межбуквенных просветов. Экспериментально установлено, что чрезмерная зауженность интервала между буквами снижает эффективность восприятия текста.Так был сделан вывод о том, построение хорошо читаемого и экономичного шрифта с зауженными пропорциями зависит от толщины штриха и внутрибуквенного просвета. Было создано два эскизных варианта такого шрифта.

Проект нового стандартного шрифта. Армянский алфавит.

Для экспериментальной проверки и уточнения оптимальных параметров нового шрифта в лаборатории эргономики Армянского филиала ВНИИТЭ были проведены специальные исследования по сравнительной читаемости шести прописных и четырех строчных вариантов шрифта. Работа проводилась по тахистоскопической методике. Тест-объекты имели обратный контраст. Особенно показательны результаты проверки читаемости четырех прописных шрифтов армянского алфавита: 1) узкий гротеск Мнацаканяна, 2) стандартный автодорожный шрифт, 3) нормальный гротеск Мнацаканяна, 4) эскизный вариант нового шрифта. По отношению к высоте (9 мм) эти шрифты характеризуются определенными пропорциями, толщиной основных штрихов и шириной внутрибуквенных просветов:

Исследования показали, что читаемость лучше в двух последних случаях. Объясняется это прежде всего величиной внутрибуквенных просветов: чем уже внутрибуквенный просвет, тем труднее различение. Однако важна не только абсолютная ширина просвета, но и его отношение к толщине штриха. Существующая критическая константа отношения находится, по-видимому, в пределах полутора-двухкратного превышения величин просвета по сравнению с толщиной штриха (для обратного контраста). Из сравнения третьего (нормальный гротеск Мнацаканяна) и четвертого (нового) вариантов шрифтов можно заключить, что пропорции букв сами по себе еще не определяют эффективность читаемости, а влияют на нее посредством внутреннего отношения «штрих–просвет». В эксперименте со строчными буквами надо было установить, как изменяется читаемость письменных знаков в зависимости от уменьшения (или увеличения) толщины штрихов и пропорций знаков при сохранении внутрибуквенных просветов близко к границе оптического равенства со штрихом. В качестве образца брался новый вариант, с которым сравнивались два шрифта, удовлетворяющие условиям поставленной задачи.Сравнивались основные характеристики этих шрифтов:

Результаты показали, что заданные различия в пропорциях письменных знаков и в толщине штрихов не имеют существенного значения, поскольку все различающиеся и тождественные элементы имеют параметры, не выходящие за пределы оптимальной зоны видимости. Эксперименты подтвердили правильность исходных предпосылок и помогли уточнить ряд конкретных параметров нового шрифта. Так, уменьшением толщины штрихов и сужением просветов между ними был изменен рисунок строчных букв. Уменьшение толщины штриха при сохранении двухкратного внутрибуквенного просвета позволило сузить и прописной шрифт.Дополнительный эксперимент помог отработать формы наиболее «неудобных» для восприятия букв: слабо различающихся (с нечетким контуром) или слишком сложных по конфигурации. Оказалось, что восприятие знаков во многом зависит от очертания его внешнего контура: чем контур индивидуальнее, тем лучше различается и опознается письменный знак. Знаки с однообразными контурами имеют невысокую информативность. Именно в этом (наряду с чрезмерной зауженностью внутренних просветов) главная причина плохой читаемости существующего стандартного шрифта.Работа над «неудобными» знаками показала также, что нельзя строить буквы в одинаковых по пропорциям прямоугольниках, ибо возникающие ври этом сужения внутрибуквенных просветов, перепады пустых и перегруженных пятен в строке редко ухудшают читаемость особенно сложных много-элементных букв.При проектировании нового шрифта были введены необходимые поправки и конфигурацию знаков, которые должны восприниматься как однородные, равнонасыщенные и в то же время индивидуализированные элементы целого (алфавита, текста). Так, в русском алфавите сознательно введены остроугольные формы в буквах Д, К, Л, У и использованы различные пропорции: 1:2 и 13:14 — для заглавных, 2:3 и 6:5 — для строчных букв.Новый шрифт построен по довольно жесткой модульной схеме. Модульный принцип построения диктуется необходимостью использования шрифта разных размеров, а также кустарными способами воспроизведения письменных знаков, ручной разметкой и наклейкой текста. Площадь, в которую вписывается знак, делится на квадратные клетки, а все элементы знака, межбуквенные в межстрочные расстояния берутся кратными стороне квадрата (модулю). Дробные доли модуля представляют Собой последовательный арифметический ряд: 1/2, 1/4,1/8.Пропорции цифр — 1:2. При высоте 14 модулей цифры по ширине равны строчным буквам. Радиусы от 1 до 3 1/2 модуля. Чтобы овальные и прямолинейные элементы знаков сочетались друг с другом, овалы делаются не сплошными циркульными кривыми, а с перемычками (1 модуль — для внешнего контура, 1/2 модуля — для внутреннего).

Просветы между буквами типа П, Ш равняются, четырем модулям, в сочетаниях типа ОЗ, КН трем модулям, ПА, ПТ — двум, ГУ, АУ— одному модулю. Сочетания типа ГА, ДТ строятся без пробелов, Для принципиально правильного грубого расчета вполне достаточно первых четырех вариантов пробелов. Однако при более точной разметке необходим дифференцированный подход, учитывающий разницу закрытых и открытых овальных знаков (ОС — РЬ) и т. д. В частности, в промежуточных комбинациях типа СН, СЗ следует пользоваться дробными делениями 3 ½, 2 1/3 и т.п. с таким же расчетом, чтобы любой межбуквенный интервал в сочетаниях типа НИ, ПШ оптически был равен четырем модулям, интервалы же между строками должны быть не менее высоты строчных букв. В приведенном примере межстрочный интервал взят из расчета (H+h):2, где Н — высота прописных, а h — высота строчных знаков.

Основные параметры буки Н и О старого (слева) и нового (справа)автодорожных шрифтов.

Читаемость нового шрифта проверялась в естественных условиях лабораторией эргономики Армянского филиала ВНИИТЭ. Размеры щитов и букв брались с учетом перспективных вариантов для нового ГОСТа. Размеры щита 200х270 см. Высота заглавных букв — 28 см, высота строчных букв — 28 см. Стандартный цвет — белое на синем. Максимальное расстояние видимости (считываемости) при скоростях 60 и 90 км/час оказалось равным 135 — 157 м. Это примерно в три раза лучше считываемости существующего стандартного шрифта. Таким образом, эксперимент также подтвердил правильности направления поиска — сужения теоретически идеального шрифта за счет уменьшения толщина штрихов и ширины внутрибуквенного пространство при обязательном соблюдении (при обратном контрасте) полутора-двухкратного внутрибуквенного и межбуквенного проствета. Изменение этого отношения как за счет сокращения просвета, так и за счет увеличении толщины штриха резко ухудшает читаемость шрифта.

Способы построения знаков овальных форм в новом шрифте.

Нормальный диапазон толщины штрихов в автодорожных шрифтах — 1/5 — 1/8 часть высоты букв (при обратном контрасте — 1/6 — 1/8). Средние пропорции букв 3:5 —4:5 (при тонких штрихах — 1:2). Дальнейшее уменьшение толщины штриха и пропорций букв нецелесообразно, поскольку существенно ограничивает индивидуальные выразительные возможности знаков и ухудшает их читаемость. 11. По имеющимся научным данным, 4 секунды считаются нормальным отрывком времени, в течение которого водитель может прочитать текст указателя и принять решение о выполнении соответствующего маневра. При скорости 90 км/час за 4 секунды машина проедет 100 м. Следовательно, 100 метров — минимальная дистанция, с которой должен восприниматься дорожный указатель при данной скорости движения. В наших экспериментах указатель хорошо прочитывался с расстояния 150 — 160 м. Дистанция оказывается достаточной, даже если в расчете на неблагоприятные погодные условия прибавить 50-метровый «запас надежности».

Образец текста на трех языках. Примеры расчета межбуквенных интервалов.

Таким образом, выполненные нашим шрифтом надписи высотой 20 — 28 см вполне приемлемы для дорог во скоростью движение транспорта до 90 км/час. Естественно, для дорог, на которых транспорт движется с другими скоростями, требуются указатели с другими размерами надписей. Такая поправка на скорости в ГОСТе предусмотрена.

По страницам журнала "Техническая эстетика", 1971 год.

sazikov.livejournal.com

Шрифт для дорожных указателей - история в фотографиях

Недавно я показал дорожные знаки и указатели Германии 1930-40-х годов. Сегодня речь пойдет о разработанном во ВНИИТЭ в 1971 году шрифте для дорожных указателей. Расскажут нам об этой разработке сотрудники ВНИИТЭ - автор латинского начертания шрифта В. Долженков, уже известный нам по проекту системы навигации советских железнодорожных вокзалов, и Р. Бубушян, художник армянского филиала ВНИИТЭ.

Проект нового стандартного шрифта. Русский алфавит.

В 1971 году утвержден новый стандарт «Знаки дорожные» (ГОСТ 10807-71), в котором использована художественно-конструкторская разработка ВНИИТЭ — шрифт для дорожных указателей. Создано три варианта шрифта для русского, латинского (автор В. Долженков) и армянского (автор Ю. Фидонян) алфавитов.Новый шрифт разработан с учетом требований, которые диктуются особенностями восприятия дорожных указателей и технологией их изготовления. Главное требование заключается в том, чтобы шрифт обеспечивал нормальную читаемость текста при современных скоростях движения автотранспорта.Вместе с тем новый шрифт должен отвечать ряду технологических, экономических и эстетических требований. Для этого, во-первых, необходимо было задать такие формы букв и цифр, которые можно воспроизводить при существующей технологии изготовления автодорожных указателей, то есть с учетом особенностей поштучной разметки и наклейки текста. Во-вторых, предстояло найти такие пропорции знаков, которые позволили бы увеличить плотность шрифта (без ущерба для его читаемости и технологичности воспроизведения). Это, в свою очередь, дало бы возможность повысить емкость дорожных указателей, не увеличивая размеров табло. И, наконец, нужно было создать пластически целостную шрифтовую гарнитуру, так как от начертания шрифта во многом зависят его читаемость и технологичность воспроизведения. Выбор исходных параметров письменных знаков — одно наиважнейших звеньев всей проектной и исследовательской работы. При изучении существующих шрифтов выявился значительный разброс оптимальных показателей: пропорции знаков — от 3:8 до 1:1 и толщины обводки от 1/5 до 1/13 (по отношению к высоте). Анализ этих данных позволил наметить некоторые общие принципы определения оптимальных параметров знаков.1. Чтобы обеспечить равные психофизиологические возможности восприятия одинаковых по высоте письменных знаков и одинаковых условиях освещения» необходимо, чтобы толщина штрихов при обратном контрасте (белое на черном) была меньше, чем при прямом контрасте (черное на белом).2. Внутрибуквенный просвет должен быть оптически не меньше толщины основного штриха. Одна из причин плохой читаемости существующего стандартного шрифта (ГОСТ 10807—64) как раз заключается в слишком зауженных внутрибуквенных просветах. При обратном контрасте происходит световая иррадиация, которая как бы «съедает» внутрибуквенное пространство. В результате уже на расстоянии 10—15 метров буква (цифра) превращается в сплошное светлое пятно. 3. Чем толще штрих, тем шире должен быть про6 свет в тем больше будет ширина буквы. При сильном контрасте соотношение между штрихом и просветом можно изменить, уменьшив более интенсивный по яркости элемент.

Проект нового стандартного шрифта. Латинский алфавит.

Те же самые закономерности существуют и в отношении межбуквенных просветов. Экспериментально установлено, что чрезмерная зауженность интервала между буквами снижает эффективность восприятия текста.Так был сделан вывод о том, построение хорошо читаемого и экономичного шрифта с зауженными пропорциями зависит от толщины штриха и внутрибуквенного просвета. Было создано два эскизных варианта такого шрифта.

Проект нового стандартного шрифта. Армянский алфавит.

Для экспериментальной проверки и уточнения оптимальных параметров нового шрифта в лаборатории эргономики Армянского филиала ВНИИТЭ были проведены специальные исследования по сравнительной читаемости шести прописных и четырех строчных вариантов шрифта. Работа проводилась по тахистоскопической методике. Тест-объекты имели обратный контраст. Особенно показательны результаты проверки читаемости четырех прописных шрифтов армянского алфавита: 1) узкий гротеск Мнацаканяна, 2) стандартный автодорожный шрифт, 3) нормальный гротеск Мнацаканяна, 4) эскизный вариант нового шрифта. По отношению к высоте (9 мм) эти шрифты характеризуются определенными пропорциями, толщиной основных штрихов и шириной внутрибуквенных просветов:

Исследования показали, что читаемость лучше в двух последних случаях. Объясняется это прежде всего величиной внутрибуквенных просветов: чем уже внутрибуквенный просвет, тем труднее различение. Однако важна не только абсолютная ширина просвета, но и его отношение к толщине штриха. Существующая критическая константа отношения находится, по-видимому, в пределах полутора-двухкратного превышения величин просвета по сравнению с толщиной штриха (для обратного контраста). Из сравнения третьего (нормальный гротеск Мнацаканяна) и четвертого (нового) вариантов шрифтов можно заключить, что пропорции букв сами по себе еще не определяют эффективность читаемости, а влияют на нее посредством внутреннего отношения «штрих–просвет». В эксперименте со строчными буквами надо было установить, как изменяется читаемость письменных знаков в зависимости от уменьшения (или увеличения) толщины штрихов и пропорций знаков при сохранении внутрибуквенных просветов близко к границе оптического равенства со штрихом. В качестве образца брался новый вариант, с которым сравнивались два шрифта, удовлетворяющие условиям поставленной задачи.Сравнивались основные характеристики этих шрифтов:

Результаты показали, что заданные различия в пропорциях письменных знаков и в толщине штрихов не имеют существенного значения, поскольку все различающиеся и тождественные элементы имеют параметры, не выходящие за пределы оптимальной зоны видимости. Эксперименты подтвердили правильность исходных предпосылок и помогли уточнить ряд конкретных параметров нового шрифта. Так, уменьшением толщины штрихов и сужением просветов между ними был изменен рисунок строчных букв. Уменьшение толщины штриха при сохранении двухкратного внутрибуквенного просвета позволило сузить и прописной шрифт.Дополнительный эксперимент помог отработать формы наиболее «неудобных» для восприятия букв: слабо различающихся (с нечетким контуром) или слишком сложных по конфигурации. Оказалось, что восприятие знаков во многом зависит от очертания его внешнего контура: чем контур индивидуальнее, тем лучше различается и опознается письменный знак. Знаки с однообразными контурами имеют невысокую информативность. Именно в этом (наряду с чрезмерной зауженностью внутренних просветов) главная причина плохой читаемости существующего стандартного шрифта.Работа над «неудобными» знаками показала также, что нельзя строить буквы в одинаковых по пропорциям прямоугольниках, ибо возникающие ври этом сужения внутрибуквенных просветов, перепады пустых и перегруженных пятен в строке редко ухудшают читаемость особенно сложных много-элементных букв.При проектировании нового шрифта были введены необходимые поправки и конфигурацию знаков, которые должны восприниматься как однородные, равнонасыщенные и в то же время индивидуализированные элементы целого (алфавита, текста). Так, в русском алфавите сознательно введены остроугольные формы в буквах Д, К, Л, У и использованы различные пропорции: 1:2 и 13:14 — для заглавных, 2:3 и 6:5 — для строчных букв.Новый шрифт построен по довольно жесткой модульной схеме. Модульный принцип построения диктуется необходимостью использования шрифта разных размеров, а также кустарными способами воспроизведения письменных знаков, ручной разметкой и наклейкой текста. Площадь, в которую вписывается знак, делится на квадратные клетки, а все элементы знака, межбуквенные в межстрочные расстояния берутся кратными стороне квадрата (модулю). Дробные доли модуля представляют Собой последовательный арифметический ряд: 1/2, 1/4,1/8.Пропорции цифр — 1:2. При высоте 14 модулей цифры по ширине равны строчным буквам. Радиусы от 1 до 3 1/2 модуля. Чтобы овальные и прямолинейные элементы знаков сочетались друг с другом, овалы делаются не сплошными циркульными кривыми, а с перемычками (1 модуль — для внешнего контура, 1/2 модуля — для внутреннего).

Просветы между буквами типа П, Ш равняются, четырем модулям, в сочетаниях типа ОЗ, КН трем модулям, ПА, ПТ — двум, ГУ, АУ— одному модулю. Сочетания типа ГА, ДТ строятся без пробелов, Для принципиально правильного грубого расчета вполне достаточно первых четырех вариантов пробелов. Однако при более точной разметке необходим дифференцированный подход, учитывающий разницу закрытых и открытых овальных знаков (ОС — РЬ) и т. д. В частности, в промежуточных комбинациях типа СН, СЗ следует пользоваться дробными делениями 3 ½, 2 1/3 и т.п. с таким же расчетом, чтобы любой межбуквенный интервал в сочетаниях типа НИ, ПШ оптически был равен четырем модулям, интервалы же между строками должны быть не менее высоты строчных букв. В приведенном примере межстрочный интервал взят из расчета (H+h):2, где Н — высота прописных, а h — высота строчных знаков.

Основные параметры буки Н и О старого (слева) и нового (справа)автодорожных шрифтов.

Читаемость нового шрифта проверялась в естественных условиях лабораторией эргономики Армянского филиала ВНИИТЭ. Размеры щитов и букв брались с учетом перспективных вариантов для нового ГОСТа. Размеры щита 200х270 см. Высота заглавных букв — 28 см, высота строчных букв — 28 см. Стандартный цвет — белое на синем. Максимальное расстояние видимости (считываемости) при скоростях 60 и 90 км/час оказалось равным 135 — 157 м. Это примерно в три раза лучше считываемости существующего стандартного шрифта. Таким образом, эксперимент также подтвердил правильности направления поиска — сужения теоретически идеального шрифта за счет уменьшения толщина штрихов и ширины внутрибуквенного пространство при обязательном соблюдении (при обратном контрасте) полутора-двухкратного внутрибуквенного и межбуквенного проствета. Изменение этого отношения как за счет сокращения просвета, так и за счет увеличении толщины штриха резко ухудшает читаемость шрифта.

Способы построения знаков овальных форм в новом шрифте.

Нормальный диапазон толщины штрихов в автодорожных шрифтах — 1/5 — 1/8 часть высоты букв (при обратном контрасте — 1/6 — 1/8). Средние пропорции букв 3:5 —4:5 (при тонких штрихах — 1:2). Дальнейшее уменьшение толщины штриха и пропорций букв нецелесообразно, поскольку существенно ограничивает индивидуальные выразительные возможности знаков и ухудшает их читаемость. 11. По имеющимся научным данным, 4 секунды считаются нормальным отрывком времени, в течение которого водитель может прочитать текст указателя и принять решение о выполнении соответствующего маневра. При скорости 90 км/час за 4 секунды машина проедет 100 м. Следовательно, 100 метров — минимальная дистанция, с которой должен восприниматься дорожный указатель при данной скорости движения. В наших экспериментах указатель хорошо прочитывался с расстояния 150 — 160 м. Дистанция оказывается достаточной, даже если в расчете на неблагоприятные погодные условия прибавить 50-метровый «запас надежности».

Образец текста на трех языках. Примеры расчета межбуквенных интервалов.

Таким образом, выполненные нашим шрифтом надписи высотой 20 — 28 см вполне приемлемы для дорог во скоростью движение транспорта до 90 км/час. Естественно, для дорог, на которых транспорт движется с другими скоростями, требуются указатели с другими размерами надписей. Такая поправка на скорости в ГОСТе предусмотрена.

По страницам журнала "Техническая эстетика", 1971 год.

foto-history.livejournal.com

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. Приложение В. Шрифт на масштабной сетке

ГОСТ Р 52290–2004

Технические средства организации дорожного движения Знаки дорожные Общие технические требования

Приложение В (обязательное) Шрифт на масштабной сетке

 

Содержание

 

 1.  Область применения                                                 

 2.  Нормативные ссылки                                                 

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. * Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-34 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-67

 3.  Группы, изображения, наименования, размеры                         

 4.  Знаки индивидуального проектирования 5.23.1,  5.24.1,  5.25,  5.26,

     6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12, 6.14.1, 6.14.2, 6.17                    

 5.  Технические требования                                             

 6.  Требования к световозвращающей пленке для знаков                   

 7.  Методы физических и электротехнических испытаний                   

 8.  Методы фото- и колориметрических испытаний                         

 9.  Транспортирование и хранение                                       

 10. Гарантии изготовителя                                               

 Приложение А. Изображения, номера и наименования знаков                

 Приложение Б. Изображения знаков на масштабной сетке                   

 Приложение В. Шрифт на масштабной сетке                                

 Приложение Г. Надписи на знаках индивидуального проектирования         

 Приложение Д. Параметры,  используемые  на  знаках,  и  размеры  знаков

               по типоразмерам                                          

 Приложение Е. Компоновочные эскизы знаков 6.9.1 для пересечений в одном

               и разных уровнях                                         

 

Приложение В (обязательное)

Шрифт на масштабной сетке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. Приложение В. Шрифт на масштабной сетке

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

zakonrus.ru

ГОСТ Р 52290-2004 Дорожные знаки, ГОСТ Р 52290-2004 скачать, Скачать бестплатно ГОСТ Р 52290-2004

 

Утвержден

Приказом Федерального

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 15 декабря 2004 г. N 121-ст

 

Дата введения -

1 января 2006 года. Статус - Действующий на 01.08.2011г

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ

 

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

TRAFFIC CONTROL DEVICES. TRAFFIC SIGNS.

GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS

 

ГОСТ Р 52290-2004

 

(в ред. Изменения N 1,

утв. Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 475-ст)

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

 

Сведения о стандарте

 

1. Разработан Государственным предприятием "РОСДОРНИИ" Росавтодора (ГП "РОСДОРНИИ") совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства Российской Федерации по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 121-ст.

4. Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.), с учетом поправок (1995 г.).

5. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков (далее - знаков), предназначенных для установки на улицах и дорогах (далее - дорогах) с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.

Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.332-78. Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения

ГОСТ 9.401-91. Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.403-80. Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 515-77. Бумага упаковочная, битумированная и дегтевая. Технические условия

ГОСТ 2930-62. Приборы измерительные. Шрифты и знаки

ГОСТ 5959-80. Ящики из листовых древесных материалов неразборные для грузов массой до 200 кг. Общие технические условия

ГОСТ 7721-89. Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 8273-75. Бумага оберточная. Технические условия

ГОСТ 10434-82. Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования

ГОСТ 12082-82. Обрешетки дощатые для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 14192-96. Маркировка грузов

ГОСТ 15140-78. Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17557-88. Колодки клеммные светотехнические. Общие технические требования

ГОСТ 21903-76. Материалы лакокрасочные. Методы определения условной светостойкости

ГОСТ 27037-86. Материалы лакокрасочные. Метод определения устойчивости к воздействию переменных температур

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Группы, изображения, наименования, размеры

 

3.1. Стандарт устанавливает следующие группы знаков:

1 - предупреждающие;

2 - приоритета;

3 - запрещающие;

4 - предписывающие;

5 - особых предписаний;

6 - информационные;

7 - сервиса;

8 - дополнительной информации (таблички).

Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 475-ст, в приложение А были внесены изменения.

3.2. Номера знаков, их наименования и изображения приведены в таблицах А.1 - А.8 приложения А (не приводится).

Для знаков индивидуального проектирования 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12, 6.14.1, 6.14.2, 6.17 в приложении А приведены примеры их изображений.

Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 475-ст, в приложение Б были внесены изменения.

Изображения знаков на масштабной сетке приведены в приложении Б (не приводится).

3.3. Номера знаков состоят из чисел, разделенных точками. Первое число означает номер группы, второе - номер знака в группе, третье и четвертое (при наличии) - номер разновидности.

3.4. Надписи на знаках (буквы, цифры, знаки препинания) следует выполнять шрифтом, приведенным в приложении В (не приводится). Размеры литерных площадок приведены в таблицах Г.1 - Г.3 Приложения Г.

При электронной верстке изображений знаков допускается применять шрифт Arial Cyr Bold.

3.5. Цифровые значения параметров, наносимые на знаках, следует принимать в соответствии с таблицей Д.1 Приложения Д.

3.6. На знаках 3.17.1 и 3.17.2 надписи "ТАМОЖНЯ" и "ОПАСНОСТЬ" следует выполнять на русском и английском языках.

3.7. На знаках 4.1.2 - 4.1.6 допускается изображение стрелок с конфигурацией, соответствующей требуемым направлениям движения на конкретном пересечении.

На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1 - 6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 - изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения. Для знака 6.9.1 компоновочные решения для пересечений приведены в приложении Е (не приводится).

На знаках 6.5 изображение полосы для аварийной остановки должно соответствовать реальному ее положению относительно дороги.

На знаках 6.14.2, 6.15.2, 6.15.3, 6.18.2, 6.18.3, 8.1.3, 8.1.4 изображение стрелки допускается выполнять под углом 45° к горизонтали, если острый угол между осями дорог в прямом и пересекающем (примыкающем) направлениях составляет менее 60°.

3.8. На знаках 5.15.1 и 5.15.7 следует указывать направления движения не более чем для трех полос.

3.9. На знаках 5.15.1 - 5.15.4, 5.15.7, 5.15.8 допускается наносить изображения других знаков, информирующих об особенностях или режимах движения.

Количество стрелок на знаке 5.15.7 должно соответствовать числу полос на проезжей части дороги, а на знаках 5.15.8 - числу полос для движения в данном направлении.

3.10. В нижней части знаков 5.16 - 5.18 допускается наносить дополнительную информацию о наименовании остановки, номере маршрута, режиме работы, протяженности посадочной площадки и т.д. При этом допускается смещать на 50 мм вверх белую квадратную вставку с символом.

3.11. В нижней части знаков сервиса допускается указывать расстояние до объектов сервиса, расположенных по ходу движения или в стороне от дороги, и время их работы, по аналогии со знаками 8.1.1, 8.1.3, 8.1.4, 8.5.1 - 8.5.7, а также другую информацию (адрес, номер телефона и т.п.).

В нижней части знаков 5.27 - 5.32 допускается указывать время действия, способ постановки транспортного средства на стоянку, ее продолжительность и т.п., а на знаках 5.33, 5.34 - время действия по аналогии с соответствующими знаками дополнительной информации.

3.12. Знаки изготовляют четырех типоразмеров: I - малого, II - нормального, III - большого, IV - очень большого.

3.13. Размеры знаков по типоразмерам должны соответствовать требованиям таблиц Д.2 - Д.8 Приложения Д.

3.14. На знаках 1.1 - 2.4, 2.6, 3.2 - 3.33, 4.8.1 - 4.8.3, 5.23.2, 5.24.2, 6.13, 6.15.1 - 6.16, 6.18.1 - 6.21.2 ширина наружной каймы должна быть 10 мм, на знаках 2.5, 2.7, 3.1, 4.1.1 - 4.7, 5.1 - 5.22, 5.27 - 5.34, 6.1 - 6.8.3, 7.1 - 7.20 - 20 мм.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 475-ст)

Ширина каймы на знаках 8.1.1 - 8.21.2 должна быть 10 мм.

Внутренний радиус закругления красной каймы на знаках 1.1, 1.2, 1.5 - 1.33, 2.3.1 - 2.4 должен составлять 10 мм.

На знаках 1.1 - 1.3.2, 1.5 - 1.32, 2.3.1 - 2.4, 2.6, 3.2 - 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 - 3.30, 3.32, 3.33 допускается не наносить наружную кайму при соответствующем увеличении ширины внутренней каймы.

3.15. Отклонения линейных размеров каймы, символов, букв и цифр изображений знаков всех типоразмеров не должны превышать +/- 1 мм. Отклонения линейных размеров поля знаков всех типоразмеров не должны превышать +/- 1 мм, а знаков индивидуального проектирования - +/- 5 мм.

 

4. Знаки индивидуального проектирования

5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12,

6.14.1, 6.14.2, 6.17

 

4.1. На знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12, 6.14.1, 6.14.2 для каждого из направлений движения указывают не более трех названий населенных пунктов, других объектов или номеров маршрута.

В качестве объектов, указываемых на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12, могут быть: населенные пункты, административные образования (районы, округа и т.п.), ландшафтно-географические объекты (реки, озера, горы и т.п.), элементы дорожной сети (другие дороги, площади, путепроводы, мосты и т.п.), придорожные объекты (вокзалы, грузовые причалы, производственные и торговые предприятия), объекты сервиса (мотели, кемпинги, гостиницы, станции технического обслуживания и т.п.), объекты туризма и спорта (музеи, исторические памятники, памятники архитектуры, дворцы спорта, стадионы, бассейны, ипподромы, гребные каналы, автомобильно-спортивные трассы и т.п.).

4.2. Фон знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 должен быть зеленого цвета на знаках, предназначенных для установки на автомагистралях, синего цвета - на других дорогах вне населенных пунктов, белого цвета - для установки в населенных пунктах.

На знаках с зеленым фоном, предназначенных для установки на автомагистралях, надпись, содержащая названия населенных пунктов или объектов, движение к которым осуществляется не по автомагистрали, выполняют на вставке с синим фоном. На знаках, предназначенных для установки на участке автомагистрали в пределах населенного пункта, надпись, содержащую название объектов этого населенного пункта, выполняют на вставке с белым фоном.

На знаках с синим фоном, предназначенных для установки на других дорогах, надпись, содержащую названия населенных пунктов или других объектов, движение к которым осуществляется по автомагистрали, выполняют на вставке с зеленым фоном.

При указании объектов, находящихся в граничащем с дорогой населенном пункте, надпись выполняют на вставке с белым фоном.

На знаках с белым фоном, предназначенных для установки в населенных пунктах, надпись, содержащую названия других населенных пунктов или объектов, движение к которым должно осуществляться по автомагистрали или другой дороге, выполняют соответственно на вставке с зеленым или синим фоном.

Вставки следует выполнять без каймы, за исключением синих или зеленых вставок на зеленом или синем фоне соответственно.

4.3. Знаки 6.10.1, 6.10.2 (части или вставки) должны иметь: зеленый фон, если движение к указанным на них населенным пунктам или объектам осуществляется по автомагистрали; синий фон, если движение осуществляется по другим дорогам; белый фон, если указанные объекты расположены в населенном пункте.

При указании нескольких направлений движения их следует размещать в последовательности (сверху - вниз): прямо, налево, направо.

При указании одного направления на знаках 6.10.1, 6.10.2 названия объектов, выполненные на фоне разного цвета, следует размещать в последовательности (сверху - вниз): зеленый, синий, белый.

4.4. Знаки 5.25, 5.26, 6.11 - 6.14.2, предназначенные для установки на автомагистралях, следует выполнять на зеленом фоне, а для установки на других дорогах - на синем фоне. Предназначенные для установки в населенных пунктах знаки 6.11, 6.12 должны иметь белый фон, знак 6.13 - синий, знак 6.14.1 и части знака 6.14.2 - синий для маршрутов, проходящих через населенный пункт или выходящих из него, и белый - для маршрутов в пределах населенного пункта.

Знаки 6.14.1, 6.14.2 с индексом "Е" во всех случаях выполняют на зеленом фоне.

4.5. При указании на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12 названий нескольких пунктов маршрута или объектов, соответствующих одному направлению движения и расположенных на поле одного цвета, первым сверху указывают пункт, ближайший к месту установки знака.

    4.6. Компоновочные размеры изображений знаков  и  надписей  на

них определяют высотой h  прописной буквы, которую  в  зависимости

                        п

от места установки знака (в соответствии с ГОСТ Р 52289)  выбирают

из ряда: 75, 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500 мм.

Примеры компоновки знаков индивидуального проектирования приведены на рисунках Г.3 - Г.5 (здесь и далее рисунки не приводятся) Приложения Г.

При размещении нескольких знаков 6.9.2 в одном створе над проезжей частью размеры щитов для знаков рекомендуется выполнять одинаковыми по высоте.

4.7. Имена собственные в названиях объектов следует выполнять прописными буквами, а служебные (поясняющие) слова при них - строчными (например, площадь МИРА, музей А.С. ПУШКИНА, аэропорт ВНУКОВО). При самостоятельном употреблении служебные слова следует выполнять прописными буквами (например, МУЗЕЙ, АЭРОПОРТ).

    4.8. Высоту h  прописной буквы на знаках 5.23.1, 5.24.1, 5.25,

                 п

5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 - 6.12 определяют в соответствии с ГОСТ

Р 52289.

Предпочтительно использовать больший шрифт, принятый для данной дороги, при этом надписи, относящиеся к второстепенным пунктам маршрута, допускается выполнять меньшим шрифтом.

    Высоту h  прописной буквы принимают: на знаках 6.14.1,  6.14.2

            п

- 150 мм, на знаках 6.17, предназначенных для установки на дорогах

вне населенных пунктов и при указании на них названий объектов,  -

200 мм, в населенных пунктах - 100 мм.

    4.9.  Надписи   следует   составлять   из  отдельных  литерных

площадок. Ширину литерных площадок букв и  цифр  для  надписей  на

зеленом  и  синем  фоне  необходимо  выбирать  в  соответствии   с

таблицами Г.1 и Г.2 Приложения Г в зависимости от размера h .

                                                           п

    Для надписей на белом и желтом фоне ширину  литерных  площадок

следует уменьшать на 0,05 h  с каждой стороны.

                           п

Для надписи, содержащей более 10 элементов (за элемент принимают букву, цифру, стрелку, символ, изображение какого-либо знака), допускается применять:

- ближайший меньший размер шрифта;

- двустрочное исполнение (на одном или двух языках, и относящееся к одному пункту маршрута) или перенос слов;

- сокращение часто употребляемых служебных слов в именах собственных;

    - на зеленом и синем фоне - уменьшение  литерных  площадок  на

0,05 h  с каждой стороны.

      п

    4.10. Ширину  каймы  на  знаках  принимают   равной  0,12  h ,

                                                                п

внутренний радиус закругления каймы - 0,3 h .

                                           п

    Ширину наружной каймы на знаках 6.9.1 - 6.10.2 с белым  фоном,

а также на знаках  5.23.1,  5.24.1,  6.17,  при  указании  на  них

названия объекта, принимают равной 0,06 h .

                                         п

    На знаках 6.10.1, 6.10.2 ширину  линии,  разделяющей  надписи,

относящиеся к разным направлениям движения, принимают  равной  0,1

h . Поле знака одного фона  с  надписями,  относящимися  к  одному

 п

направлению, линиями не разделяют.

Ширину каймы на знаках 6.14.1, 6.14.2 принимают равной 18 мм, внутренний радиус закругления каймы - 45 мм.

    4.11. Расстояние по горизонтали  и  вертикали  между  словами,

числами, стрелками, цветными вставками, каймой знака или  вставки,

линией,  которая   разделяет   надписи,   относящиеся   к   разным

направлениям движения, символами, изображениями каких-либо  знаков

следует принимать  не  менее 0,3 h .  Предпочтительное  расстояние

                                  п

между строками разных надписей, относящихся к  одному  направлению

движения, составляет от 0,4 до 0,8 h , а для  двустрочной  надписи

                                    п

одного наименования - 0,4 h .

                           п

    Допускается уменьшать расстояние  между  оголовком  стрелки  и

другими элементами изображения до 0,2 h .

                                       п

    Для знака 6.9.1 расстояние  между  надписями,  относящимися  к

разным    направлениям   движения,  должно  быть  не  менее  2 h .

                                                                п

Допускается  уменьшение  этого  расстояния  до  h ,  если  границы

                                                 п

надписей, расположенных одна над другой, не совпадают.

Если на знаке применяют шрифт двух размеров, то для расчета размеров каймы знака и элементов изображения, относящихся к главным объектам, а также расстояния между ними и надписями, относящимися к второстепенным объектам, применяют шрифт большего размера.

Размеры элементов изображения, относящихся к второстепенным объектам, определяют в этом случае по шрифту меньшего размера.

    4.12. Размер вставок на знаках 6.9.1,  6.9.2,  6.10.1,  6.10.2

определяют в соответствии с требованиями 4.6 - 4.9,  4.11.  Ширину

каймы   вставок   принимают   равной   0,1 h ,  внутренний  радиус

                                            п

закругления каймы вставок - 0,3 h .

                                 п

    4.13. Высоту букв и цифр на знаке 6.14.1, изображение которого

используют  на  других  знаках  или  вставках, принимают равной h

                                                                 п

основных надписей  на  этих  знаках.  При  этом  принимают  ширину

обрамляющей каймы - 0,1 h , внутренний радиус закругления  каймы -

                         п

0,15 h , внешний вертикальный размер знака - 1,5 h .

      п                                           п

    При  нанесении   на   поля   знаков  6.9.1,  6.9.2  нескольких

изображений   знака  6.14.1  их  вертикальный  размер  допускается

уменьшать до h  при уменьшении высоты букв и  цифр  до  ближайшего

              п

меньшего значения h  основной надписи.

                   п

    Изображение знака 6.14.1 на знаках 6.9.1, 6.9.2 располагают  у

оголовка соответствующей стрелки на расстоянии от  него  не  менее

0,3 h , а на знаках 6.10.1 и 6.10.2 - слева от названия объекта.

     п

4.14. Символы автомагистрали или аэропорта на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 следует располагать слева от названия населенного пункта или объекта. На знаках 6.9.1, 6.9.2 при наличии изображения знака 6.14.1, относящегося к данному населенному пункту или объекту, символы относительно названия населенного пункта или объекта следует располагать в стороне, противоположной изображению знака 6.14.1.

    Высоту символа автомагистрали или аэропорта  принимают  равной

(1,0 - 1,5) h  - для однострочной надписи и (2,0 - 2,5) h   -  для

             п                                           п

двустрочной  надписи  названия  одного  населенного   пункта   или

объекта.  Изображения  символов  должны  соответствовать  символам

знаков 1.30, 5.1.

    4.15. На знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2  для  обозначения

объектов допускается наносить пиктограммы, размещая  их  в  месте,

предназначенном   для   символа   автомагистрали,   аэропорта  или

изображения знака  6.14.1.  Высоту  пиктограммы  принимают  равной

(1,0 - 1,5) h  для однострочной надписи  и  (2,0 - 2,5) h   -  для

             п                                           п

двустрочной  надписи  названия  одного  населенного   пункта   или

объекта.

На знаках 6.10.1, 6.10.2, 6.11, 6.12, относящихся к объектам туризма и спорта, допускается наносить пиктограммы, размещая их слева от названия объекта.

На знаках 6.9.1 допускается нанесение условных обозначений искусственных сооружений (мостов, путепроводов и тоннелей).

4.16. Стрелки на знаках следует выполнять в соответствии с рисунком Г.1 Приложения Г.

    На знаках 6.9.2, 6.10.1 длину стрелок L принимают  равной  2,3

h . Стрелки  располагают  на  одинаковом  расстоянии  относительно

 п

верхней и нижней каймы (вставки или линии,  разделяющей  надписи).

При вертикальном расположении стрелки  допускается  уменьшение  ее

длины за счет стержня до 2 h .

                            п

На знаках 6.9.1, 6.17 длину стрелок L выбирают из компоновочных соображений, ширину стрелок для второстепенных направлений допускается уменьшать на 30% по отношению к стрелке основного направления.

На знаках 6.9.2 при указании названий нескольких пунктов маршрута допускается увеличение размера стрелки при сохранении пропорций, заданных рисунком Г.1 Приложения Г.

На знаках 6.9.2, 6.10.1 стрелки располагают с учетом размещения знаков относительно дороги и реального направления движения к указанным на знаках объектам.

На знаках 6.9.2 допускается наносить количество стрелок, соответствующее числу полос движения в данном направлении, при этом стрелки располагают по возможности над каждой полосой (ближе к ее оси).

Оголовок знака 6.10.2 следует выполнять в соответствии с рисунком Г.2 Приложения Г.

    4.17. На знаках 6.9.1 в нижней  части,  у  основания  стрелки,

следует указывать расстояние от места их установки до пересечения.

Высота  цифр,   указывающих   расстояния,  должна  соответствовать

ближайшему принятому для  знака  в  целом  меньшему  значению  h ,

                                                                п

выбранному из ряда, приведенного в 4.6.

Числа на знаках 6.10.1, 6.10.2 (на его отдельных частях) и 6.12, указывающие расстояние от места установки знака до названного пункта, должны размещаться справа от надписи, при этом цифры, выражающие одинаковые разряды чисел, следует располагать друг под другом.

    4.18. На знаках 6.9.1, 6.17 допускается  наносить  изображения

других знаков, информирующих участников движения  об  особенностях

маршрута или  режима  движения.  При  этом  наибольший  габаритный

размер изображений составляет (3 - 5) h .

                                       п

    4.19. Ширину красной полосы на знаках 5.24.1,  5.26  принимают

равной 0,4 h .

            п

    Расстояние по горизонтали между  началом  и  концом  полосы  и

вертикальной каймой принимают равным (1,0 - 2,0) h .

                                                  п

4.20. Допускается сокращать на знаках русские и английские слова в соответствии с таблицей Г.4 Приложения Г.

На знаках, предназначенных для установки на дорогах, по которым проходят маршруты иностранных автотуристов, надписи, выполненные на русском языке и содержащие названия населенных пунктов, указанных на картах-схемах, предназначенных для иностранных автотуристов, а также объектов туризма и спорта, дублируют на английском языке.

Транслитерацию букв русского алфавита буквами латинского алфавита в именах собственных проводят в соответствии с таблицей Г.5 Приложения Г.

Названия населенных пунктов (объектов) стран, где применяют латинский алфавит, допускается писать так, как принято в этих странах.

 

5. Технические требования

 

5.1. Знаки следует изготовлять в климатических исполнениях У и ХЛ, категории размещения 1 по ГОСТ 15150 в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

5.2. Требования к конструкции

5.2.1. Знаки изготовляют с использованием световозвращающих материалов, с внутренним освещением, с внешним освещением. Элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом.

Допускается изготовлять знаки со световой индикацией с обозначениями надписей и символов в матричной форме. При этом допускается заменять надписи и символы черного цвета на … Продолжение »

avtogid4you.narod.ru

Правила оформления и установки дорожных знаков.

xn--80aanufhx.name

Эта статья посвящена исключительно правилам производства и установки знаков. Мы занимаемся изготовлением дорожных знаков и указателей, о чем можно прочитать перейдя по ссылке.

Как и в любой отрасли, в изготовлении знаков индивидуально проектирования также есть свой свод правил и указания на их устройство на дороге. Дорожные знаки моделей 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26 чаще всего проектируются с указанием конкретных направлений перемещения клиентов в определенную точку местности. В свою очередь на знаках вида 6.9.1, 6.9.2 и 6.10.1, а также в образцах 6.10.2, 6.12, 6.14.1, 6.14.2 можно указывать не более 3-ех названий определенного населенного пункта, других рекламных объектов или номера маршрута.

В качестве особых объектов, которые могут быть выделены знаками типа 6.9.1, 6.9.2 и 6.10.1-6.12 выступают населенные пункты, небольшие административные образования (районы и области), всевозможные ландшафтные и географические объекты (река, озеро, гора и т.п.), а также элементы дорожных сетей (развилки, площади для стоянки, путепроводы, мосты и т.д.).

Кроме того, на знаках образца 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12, 6.14.1, 6.14.2 можно обозначать объекты, непосредственно связанные с дорогой (вокзал, грузовой причал, производственное или торговое предприятие), крупные объекты, которые предоставляют услуги сервиса (мотель, кемпинг, гостиница, станции ТО и т.д.) и известные объекты туризма или спортивные сооружения (музеи, исторические памятники, стадионы, ипподромы, бассейны). Все эти правила действуют с 2006 года и введены в виде редакционной поправки от 01.04.2006, ИУС N 4.

Наши специалисты перед производством дорожных знаков всегда вначале анализируют каждой свой шаг с этим сводом правил. Так что изготовление дорожных знаков в Нижнем Новгороде от нашего агентства не потребует каких-либо дополнительных исправлений и поможет избежать длительной проверки для установки в назначенном месте.

Что касается фона знаков, то для образцов 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 предусмотрено сразу несколько цветов. Зеленый цвет фона говорит о принадлежности данного типа знаков к автомагистралям, синий цвет знаков характерен для других дорог вне населенных пунктов, белый цвет можно увидеть на знаках в населенных пунктах. Кроме того, при указании объекта, находящегося в граничащем месте между магистральной дорогой и населенным пунктом, надпись выполняется на специальной вставке с белым фоном. Все вставки выполняются без каймы, и это правило строго выполняется в процессе изготовления знаков работниками агентства "Реклама.name".

Если вы хотите указать на индивидуально спроектированном дорожном знаке сразу несколько направлений движения, то их по правилам нужно будет разместить в определенной последовательности (сверху - вниз). Если на знаке указывается только одно направление, то в образцах 6.10.1, 6.10.2 все названия объектов, которые выполняются на фоне разных цветов, следует размещать в следующей последовательности: сначала идут названия на зеленом фоне, потом на синем, и в конце на белом.

Знаки типа 5.25, 5.26, 6.11-6.14.2, целью которых является передача информации на крупных автомагистралях, наши специалисты всегда выполняют только в зеленых тонах, а для знака, предназначенные для установки на других близлежащих дорогах - на синем фоне. Если на знаках образца 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12 указываются названия нескольких и продолжительность нескольких маршрутов, которые соответствуют одному направлению движения человека и расположены на фоне одного цвета, то первой надписью сверху на знаке будет указываться пункт, находящийся ближе к месту установки данной таблички.

В дальнейшем хотелось бы рассказать о тех нормах и правилах, которым придерживаются наши специалисты, изготавливающие и проектирующие знаки для жителей Нижнего Новгорода.

Нормирование размеров и шрифта в дорожных знаках агентства "Реклама.name".

Как и в любой другой продукции, предназначенной для установки на дорожном полотне, в размерах дорожных знаков существуют свои Госты и нормативы, по которым и происходит изготовление дорожных знаков в Нижнем Новгороде. Компоновочный размер изображения знака или надписи на этом знаке определяется высотой прописной буквы, которая в зависимости от конкретного места установки данного сооружения выбирается из следующего ряда размером: 75 мм, 100 мм, 150 мм, 200 мм, 250 мм, 300 мм, 400 мм и 500 мм.

Пример пробной компоновки знаков под индивидуальное проектирование, вы можете увидеть на приведенных ниже рисунках. Если заказчику необходимо разместить сразу нескольких знаков образца 6.9.2 в одном из створов сразу над проезжей частью, то размер каждого щита мы выполняем таким же по высоте. Если в знаке присутствуют имена собственные, то данные объекты будут выполняться прописными буквами, а разнообразные служебные (или так называемые поясняющие) слова при них установлено писать строчными буквами.

Хочется отметить тот факт, что именно благодаря постоянной деятельности нашего рекламного агентства, качество дорожных знаков в Нижнем Новгороде всегда остается на высоком уровне, а высота названий и букв на знаках образца 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12 всегда соответствует ГОСТУ Р 52289. При проектировании знака для предлагаемого клиентом названия объекта или участка местности мы всегда используем большие шрифты, которые будут лучше восприниматься водителями и смогут быть ясно видимыми даже в плохую погоду.

Стоит также сказать о том, что с этого года принята конкретная высота прописной буквы в объектах на знаках:

1) Образцы знаков 6.14.1, 6.14.2 имеют высоту прописной буквы 150 мм

2) Знаки типа 6.17, которые предназначаются для установки на дорогах вне какого-либо населенного пункта, имеют названия объектов с высотой 200 мм

3) Знаки других образцов, расположенные в населенных пунктах, имеют подписи участка местности высотой 100 мм.

Все надписи для дорожных знаков, разрабатывающиеся в нашем рекламном агентстве, предварительно проверяются на подлинность и составляются из отдельно стоящих литерных площадок. Ширину каждой литерной площадки буквы или цифры для надписи выбирается в соответствии с выбранным фоном знака, размером прописных букв и самого размера знака.

Нередко в наше агентство приходят заказы дорожных знаков, в которые необходимо вписать надпись, состоящую из 10 и более элементов. В таких случаях мы либо дополнительно сокращаем саму надпись на знаке, либо уменьшаем размер шрифта, что разрешается своде правил и по Госту, либо устанавливаем 2-ухстрочное исполнение.

В зависимости от количества слов, наличия обводки и каймы, а также выбранного шрифта знаков наши специалисты при конечном этапе проектирования дорожного знака выбирают определенное расстояние до надписи по горизонтали и вертикали. Также, тщательно вымеривается количество пропусков между словами, отдельно стоящими числами, всевозможными стрелками и цветными вставками. Главной задачей этого процесса является цель избежать перекосов фразы, ухода каких-либо букв вниз или вверх, а также правильная вставка каймы и линии, разделяющей надписи.

Вставки, дополнительные символы и конечные изображения знаков.

При выборе размеров вставок для знаков образца 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 определяются ширина и высота их расположения в соответствии с требованиями, указанными в пункте “Нормирование размеров и шрифта”. Ширина каймы для вставки чаще всего принимается равной 0,1 H, а значение внутреннего радиуса закругления каймы вставки - 0,3Н.

Высота букв и цифр на знаках 6.14.1 принимается равной высоте основной надписи на этом типе знаков. При этом принимаются все те же значения ширины обрамляющей каймы и внутреннего радиуса закругления каймы, что и были описаны предложением ранее. Если необходимо на знаке указать сразу несколько вставок, то шрифт уменьшается только до пределов его видимости на расстоянии 100 метров.

Если дорожный знак имеет четкое изображение или символ, то на знаках 6.14.1, 6.9.1 и 6.9.2 их нужно располагать непосредственно у оголовка соответствующей символу стрелки на примерном расстоянии от конца изображения в 30-40 мм. Все символы дорожных знаков, касающиеся изображения автомагистрали, аэропорта и других крупных общественных мест на знаках образца 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 располагаются слева от названий населенного пункта или города. Высоту символов и изображений автомагистрали и аэропорта чаще всего мы принимаем равной (1,0-1,5) высоты таблички. Кроме того, в соответствии с нормами на знаки образца 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2 для наилучшего обозначения недвижимых объектов и участков местности допускается наносить пиктограмму, размещаю ее в месте, предназначенном для обозначения символа автомагистрали или аэропорта. Высота такой пиктограммы будет равна все тем же значениям (1,0-1,5) высоты таблички.

Если в знаки типа 6.10.1, 6.10.2, 6.11, 6.12, которые относятся к объекту туризма или спорта, необходимо нанести пиктограмму, то размещать ее следует слева от названия самого объекта. Причем, на знаке модели 6.9.1 даже допускается нанесение специальных условных обозначений, характеризующих искусственные сооружения (мосты, путепроводы и тоннели).

Выбор указателя направления и размеры стрелок на дорожных знаках.

Стрелка на дорожных знаках выполняется в соответствии с конкретными требованиями Госта, по которым длина стрелки на любом типе знака не может быть больше 2,3 Н . Все стрелки на знаках располагаются в одинаковых местах таблички относительно ее нижней и верхней каймы. Если необходимо вертикальное расположение стрелки, то допускается небольшое уменьшение ее длины до значения 2 Н.

На знаках образца 6.9.1, 6.17 длина стрелок выбирается из компоновочных соображений проектировщиков, а ширина стрелок для второстепенного направления может уменьшаться не более чем на 30% по отношению к ширине стрелки, указывающей на основное направление движения. На знаках модели 6.9.2 при указании определенного названия пункта маршрута допускается увеличение размеров стрелок при сохранении пропорций 1:2 с другими прилегающими стрелками знака.

Дорожные знаки типа 6.9.2, 6.10.1 имеют стрелки более толстые, чем на других знаках, причем располагаются они с учетом размещения всех остальных элементов таблички по конечным сторонам, указывающим конкретное направление и повороты на самой дороге.

На знаке 6.9.2 по госту можно наносить то количество стрелок, которое соответствует числу полос движения в этой местности и в указанном направлении. При этом все стрелки располагаются по возможности ровно над каждой из полос (ближе к ее оси). Если рассмотреть знаки образца 6.9.1, то в его нижней части основания стрелки указываются точные значения расстояния от места установки данного дорожного знака до его пересечения с дорогой.

Числа в знаках образца 6.10.1, 6.10.2 и 6.12, целью которых является указание расстояния от места установки указанного дорожного знака до лежащего в названии пункта, размещаются справа от буквенной надписи объекта. Кроме того, те цифры, которые выражают одинаковые разряды чисел, чаще всего располагаются близко друг за другом. Таким образом, удается сэкономить место на дорожном знаке и увеличить масштаб надписи.

Также, специалисты нашего рекламного агентства получали заказы на проектировку и изготовление знаков образца 6.9.1 и 6.17, которые должны были указывать на расстояние до других дорожных знаков или таблиц. Такие знаки выполнялись по специальным рекомендациям, которые описывают наибольший габаритный размер надписи, самой таблички и все расстояния между элементами знака. Чаще всего подобные типы знаков можно встретить в местах, где рельеф местности достаточно сложении необходимо проинформировать участников дорожного движения об изменениях в маршруте или режиме движения.

В связи с участившимся использованием в надписях английских слов, допускается сокращать все возможные знаки английского слова в соответствии с нормами и правилами, предусмотренными дорожным кодексом. На знаки, которые предназначены для установки в местах путешествия иностранных автотуристов, устанавливают надписи, выполненные не только на русском, но и на английском языке. Таким образом, прямо на дорожном знаке осуществляется дубляж всех названии населенных пунктов, которые могут быть указаны на карте-схеме иностранного туриста.

Узнав так много об изготовлении дорожных знаков в нижнем Новгороде, вы можете быть на 100% уверены в качестве и высоком профессионализме работников нашего агентства. Мы всегда готовы подобрать, спроектировать и изготовить для вас любую модель дорожного знака.

Приложение а. изображения, номера и наименование знаков национальный стандарт РФ- технические средства организации дорожного движения- знаки дорожные- общие технические требования- гост р 52290-2004 (утв- приказом ростехрегулирования от 15-12-2004 121-ст) (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

+7 812 627 17 35

+7 499 350 44 79

8 (800) 333-45-16 доб. 100

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ- ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ- ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ- ОБЩИЕ... Актуально в 2018 году

Таблица А.1

Предупреждающие знаки

Таблица А.2

Знаки приоритета

Таблица А.3

Запрещающие знаки

Таблица А.4

Предписывающие знаки

Таблица А.5

Знаки особых предписаний

Таблица А.6

Информационные знаки

Таблица А.7

Знаки сервиса

Таблица А.8

Знаки дополнительной информации (таблички)

Приложение Б(обязательное)

www.zakonprost.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"