Профилактика нарушений пдд несовершеннолетними

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Профилактическая работа с подростками. Профилактика правонарушений :: BusinessMan.ru

В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.

Социальные риски

Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.

Ответственность

Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:

  1. Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
  2. Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
  3. Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
  4. Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.

Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций

Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.

Классификация поведения

Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:

  1. Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
  2. Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
  3. Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
  4. Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
  5. Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.

Признаки отклонений

Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:

1. Уклонение от обучения в результате:

  • неуспеваемости по большей части дисциплин;
  • отставания по уровню интеллектуального развития;
  • отсутствия познавательного интереса;
  • ориентации на иные виды деятельности.

2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:

  • отказе от выполнения поручений;
  • пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
  • демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.

3. Отрицательные поступки:

  • тягу к азартным играм;
  • курение и распитие спиртного;
  • употребление наркотиков и психотропных препаратов;
  • нездоровые поступки сексуального характера.

4. Негативную оценку действительности.

5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:

  • грубости;
  • драчливости;
  • прогулах;
  • вымогательстве;
  • избиении младших, слабых;
  • жестоком отношении к животным;
  • немотивированных поступках;
  • недисциплинированности на занятиях.

При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.

Предпосылки

Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:

  1. Неблагоприятные условия воспитания. Родители являются самым действенным образцом для ребенка. Если они систематически находятся в пьяном виде, проявляют жестокость, скандалят, то дети преимущественно следуют их примеру.
  2. Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Модно одетый, ухоженный, накормленный ребенок внутренне может быть очень одинок. Он становится психологически безнадзорным потому, что до его переживаний, интересов, настроения никому нет дела. Такие дети обычно тянутся к сверстникам и взрослым вне семьи. В определенной степени это общение компенсирует его недостаток от родителей. Но если оно приобретает нездоровые черты, то начинает негативно отражаться на моральном состоянии ребенка.
  3. Излишнюю опеку. Некоторые родители, переживая, что их дети наделают ошибок, все стремятся решать за них, не давая им возможность самим выбирать и жить по внутреннему убеждению. В результате развивается инфантильность, личная несостоятельность, несамостоятельность ребенка.
  4. Чрезмерное удовлетворение всех запросов. В семье, где ребенку ни в чем не отказывают, избавляют от бытовых обязанностей, исполняют любые капризы, может вырасти не просто лентяй, а потребитель. Такие дети будут стремиться к новым удовольствиям и благам. При неразвитости привычки к самоограничению в разумных пределах они нередко идут на преступления. При этом деяния совершаются из исключительно потребительских мотивов.
  5. Авторитарность родителей и чрезмерную требовательность. Излишняя суровость взрослых, использование разнообразных запретов и ограничений, наказаний, оскорбляющих и унижающих детей, стремление подчинить их собственной воле, навязывание готовых решений и своего мнения, приказной тон, категоричность суждений, применение репрессивных и принудительных мер, в том числе и физических, негативно влияют на атмосферу в семье. В таких случаях дети зачастую идут на преступления.

Варианты решения проблем

Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:

  1. Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
  2. Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
  3. Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
  4. Воспитание навыков правовой культуры.

Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.

Основные задачи

Организация профилактической работы необходима для:

  1. Оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития.
  2. Пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия.
  3. Влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании.

Ключевые направления

Проведение профилактических работ ориентировано на:

  1. Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
  2. Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:

I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.

II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.

III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

  • Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.

При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.

Конкретные меры

Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.

Структура деятельности

Профилактика правонарушений включает в себя:

  1. Выполнение комплексной медицинской, психологической, педагогической диагностики для определения предпосылок возникновения сложностей при обучении, общении и пр.
  2. Выбор оптимального образовательного метода для каждого ребенка и мер психокоррекционного влияния на личность.
  3. Оказание индивидуальной помощи.
  4. Консультативную поддержку родителей, лиц, их заменяющих.
  5. Практическую и методическую помощь специалистам, осуществляющим реабилитационно-коррекционную деятельность.

Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:

  1. Диагностический.
  2. Психокоррекционный.
  3. Оздоровительный.
  4. Консультационный.
  5. Научно-методический.
  6. Общественно-аналитический.
  7. Просветительский.
  8. Учебно-воспитательный.
  9. Общественно-правовой.

На последние два направления необходимо сделать особый упор.

Учебно-воспитательный аспект

Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.

Общественно-правовой аспект

Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.

Диагностика

Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:

  1. Изучение степени воспитанности и уровня развития.
  2. Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
  3. Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
  4. Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
  5. Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
  6. Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
  7. Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
  8. Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
  9. Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
  10. Мониторинг состояния здоровья детей.
  11. Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
  12. Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).

Коррекция

Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:

  1. Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков.
  2. Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия.
  3. Регулярное ведение дневника наблюдений за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе.
  4. Занятия классного руководителя, педагога-психолога, администрации учебного заведения с детьми, требующими коррекции.
  5. Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга.
  6. Вовлечение обучающихся в общественную деятельность.
  7. Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны преподавателя, классного руководителя, социального педагога, психолога, директора образовательного учреждения действий детей в урочное и внеурочное время.
  8. Привлечение к чтению художественных произведений.
  9. Проведение тренингов по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями.

Взаимодействие с родителями

Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:

  1. Исследование положения ребенка дома.
  2. Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
  3. Посещение семей.
  4. Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
  5. Привлечение специалистов для консультаций родителей.
  6. Проведение тематических собраний, творческих встреч.

Заключение

Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.

Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.

businessman.ru

О ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Татарстан от 12 февраля 2014 года №01-14

Заслушав и обсудив информацию Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и Казанского ЛУ МВД России на транспорте, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отмечает следующее.

В 2013 году в Республике Татарстан было зарегистрировано 603 дорожно-транспортных происшествия (далее - ДТП) с участием детей, в которых 26 детей погибли и 635 получили травмы различной степени тяжести.

Количество ДТП с участием детей увеличилось на 30 происшествий (+5,2%), количество пострадавших - на 24 ребенка (+3,9%). Погибли 26 детей (на 2 больше АППГ), из них 7 пешеходов, 16 пассажиров, один мотоциклист и 2 велосипедиста.

ДТП, в которых погибли дети, зарегистрированы в 16 районах республики. Наибольшее количество погибших (по 3 ребенка) зарегистрировано в Альметьевском, Высокогорском и Менделеевском муниципальных районах.

В 2013 году увеличилось количество ДТП с участием детей-пассажиров до 259 (АППГ - 227), в них 16 детей погибли (АППГ - 17) и 292 ранены (АППГ - 264).

Зарегистрировано 86 ДТП с участием детей-пассажиров, находящихся в салоне автомобиля без детских удерживающих устройств и ремней безопасности, в которых погибли 14 детей. 9 из них перевозились без детских удерживающих устройств в Спасском, Менделеевском, Алькеевском, Чистопольском, Альметьевском, Тукаевском, Арском, Заинском, Елабужском муниципальных районах; 5 - без ремней безопасности - в Алексеевском, Тукаевском, Электротехническом, Высокогорском (2).

В 2013 году в республике было выявлено более 18 тысяч нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД), допущенных детьми.

Количество ДТП, в которых усматривается нарушение ПДД со стороны несовершеннолетних участников дорожного движения, по сравнению с 2012 годом выросло со 143 до 187. Самый большой рост ДТП по вине детей произошел в Нижнекамском районе - в 4 раза. Также данный показатель увеличился в городах Казани и Набережные Челны.

По вине детей-пешеходов произошло 109 ДТП, в них погибли 5 детей (в Альметьевском, Заинском и Нижнекамском районах). Следует отметить, что в этих районах также зафиксирован рост количества ДТП с участием детей-пешеходов.

В 2013 году зарегистрировано 33 ДТП по вине детей-велосипедистов. В них погиб один ребенок (Менделеевский район). Рост данного вида ДТП отмечается в Нижнекамском и Альметьевском районах республики.

С участием несовершеннолетних водителей мототранспорта зарегистрировано 24 ДТП, в которых один ребенок погиб (Кукморский район). В 2,5 раза увеличилось количество ДТП с участием детей-водителей мототранспорта в г. Казани.

В прошлом году допущено 4 случая управления автотранспортными средствами несовершеннолетними, не имеющими водительского удостоверения (г. г. Казань, Чистополь, Наб. Челны, Алексеевский район), в результате которых погибли 4 человека.

В 2013 году по ст. 5.35 КоАП РФ было оштрафовано более 700 родителей, что на 38% превышает аналогичный показатель 2012 года.

Продолжает иметь место получение травм несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта. В 2013 году Казанским ЛУ МВД России на транспорте зарегистрировано 3 факта травмирования несовершеннолетних, один факт со смертельным исходом.

За переход железнодорожных путей в неустановленных местах на Казанском участке инспекторами отдела по делам несовершеннолетних Казанского ЛУ МВД России на транспорте в 2013 году составлено 52 протокола в отношении несовершеннолетних (АППГ - 27). За правонарушения на объектах транспорта несовершеннолетних, не достигших возраста административной ответственности, составлено по ст. 5.35 ч. 1 КоАП 155 протоколов (АППГ - 142). За безнадзорное нахождение детей в ночное время на объектах транспорта составлено 16 административных протоколов по ст. 3.11 КоАП РТ (АППГ - 4).

Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением ГИБДД по Республике Татарстан проводят планомерную работу по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

В 2013 году в ГБУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности" прошли обучение современным методикам преподавания правил безопасного поведения на дорогах 98 учителей начальных классов и 102 на базе НЦБЖД, ФГБОУ ВПО НИСПТР (Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов), ПМЦ ПК и ППРО (Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет") - 152 воспитателя дошкольных образовательных организаций и 177 учителей начальных классов.

В республике созданы и действуют 1410 отрядов юных инспекторов движения, в которых участвуют 13423 школьника.

Учитывая вышеизложенное, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Информацию Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и Казанского ЛУ МВД России на транспорте принять к сведению.

2. Рекомендовать Министерству внутренних дел по Республике Татарстан и Казанскому ЛУ МВД России на транспорте изучать и анализировать причины и условия возникновения травмоопасных ситуаций на дорогах вблизи образовательных организаций и местах основных маршрутов движения учащихся. По результатам вносить в муниципальные органы самоуправления предложения по устранению данных причин и повышению безопасности дорожного движения.

3. Рекомендовать Министерству внутренних дел по Республике Татарстан:

3.1. По всем фактам дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних подразделениям ГИБДД МВД по РТ проводить проверки, о результатах которых сообщать в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства и образовательные организации.

3.2. Принять меры к более активной реализации участковыми уполномоченными полиции полномочий по привлечению к ответственности водителей, не выполняющих требования п. п. 2.1.2, 22.9 Правил дорожного движения РФ при перевозке детей-пассажиров (не пристегнутых с помощью ремней безопасности или детских удерживающих устройств), согласно ст. 12.6 и ст. 12.23 КоАП РФ.

3.3. Привлекать к работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма учреждения культуры.

4. Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:

4.1. Продолжить развитие сети отрядов юных инспекторов движения, детско-юношеских автошкол, детских спортивно-технических объединений и организаций дополнительного образования, участвующих в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Срок: постоянно

4.2. Привлекать к проведению мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма молодежные организации, волонтеров и студентов высших учебных заведений.

Срок: постоянно

5. Министерству образования и науки Республики Татарстан:

5.1. Включить в программы повышения квалификации педагогов раздел безопасности жизнедеятельности.

Срок: постоянно

5.2. Рассмотреть вопрос о включении в программу школьного обучения по ОБЖ двух академических часов по теме: "Соблюдение правил безопасности н/летними на объектах железнодорожного транспорта" с привлечением инспекторского состава ОДН Казанского ЛУ МВД России на транспорте и инженеров по безопасности транспортных организаций.

Срок: до 31 марта 2014 года

5.3. Организовать до конца 2013 - 2014 учебного года совместно с сотрудниками подразделений ГИБДД изучение целевого использования автоклассов, оборудованных в образовательных учреждениях, при поддержке УГИБДД МВД по РТ.

Срок: до 25 мая 2014 года

5.4. Совместно с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан организовать конкурс на лучшую форму организации работы с родителями учащихся и воспитанников образовательных организаций по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Срок: до 1 сентября 2014 года

Об итогах конкурса проинформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав до 25 декабря 2014 года.

5.5. Рекомендовать муниципальным органам образования:

5.5.1. Организовать в образовательных организациях проведение педагогических советов с рассмотрением вопросов о состоянии работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Срок: до 31 марта 2014 года

5.5.2. Провести родительские собрания, на которых особое внимание уделить вопросам обеспечения безопасного поведения детей на дорогах, включая беседы с родителями-водителями о необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля, недопущении фактов управления автомототранспортом, запрещении детям езды на велосипедах по проезжей части дорог до достижения ими возраста 14 лет, разъяснению требований законодательства по содержанию и воспитанию детей и возможные административные и уголовно-правовые последствия в случае неисполнения родительских обязанностей.

Срок: до 31 марта 2014 года

5.5.3. Обязать образовательные организации проводить педагогические расследования по каждому факту дорожно-транспортного происшествия с участием воспитанников и учащихся образовательных организаций с выяснением причин и условий, способствовавших данному происшествию. О результатах с указанием мероприятий, проведенных с несовершеннолетними и их родителями, сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего.

Срок: постоянно

6. Рекомендовать руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан:

6.1. Провести обследования и проверки средств организации дорожного движения, дорог и территорий, прилегающих к образовательным организациям, в том числе по информации органов ГИБДД и органов полиции на транспорте, с целью выявления наиболее опасных участков и принятия мер по улучшению условий дорожного движения.

6.2. Запланировать оборудование специальных полос движения для велосипедистов и пешеходов, особенно на опасных участках движения.

6.3. Развивать картинговое движение и сеть детских юношеских автошкол (ДЮАШ) как эффективные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

6.4. Инициировать информационную кампанию, направленную на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, гибели детей в дорожно-транспортных происшествиях с использованием ресурсов муниципальных СМИ и образовательных организаций.

7. Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии):

7.1. Не реже 1 раза в полугодие рассматривать на заседаниях комиссии состояние профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в муниципальном образовании.

Срок: постоянно

7.2. По каждому факту детского дорожно-транспортного травматизма совместно с муниципальными органами управления образованием проводить изучение причин и условий, повлекших получение травм несовершеннолетними, с последующим принятием мер по профилактике и предотвращению аналогичных случаев.

Срок: постоянно

7.3. Запланировать проведение совместных мероприятий комиссии и сотрудников ОДН Казанского ЛУ МВД России на транспорте с привлечением представителей железнодорожных организаций.

Срок: до 28 февраля 2014 года

7.4. Материалы, поступившие из линейных органов полиции на транспорте, рассматривать с приглашением их представителей.

Срок: постоянно

7.5. Изучить совместно с районными органами ГИБДД и муниципальными органами образования и рассмотреть на заседаниях комиссии деятельность отрядов ЮИД и меры по их развитию.

Срок: до 1 июня 2014 года

8. О проделанной работе проинформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленные сроки. Информацию о мерах по реализации мероприятий, имеющих постоянный срок действия, предоставить до 25 декабря 2014 года.

Председатель комиссииЮ.З.КАМАЛТЫНОВ

Ответственный секретарь комиссииИ.Х.ГАРИФУЛЛИНА

docs.cntd.ru

ПАМЯТКА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УПРАВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ - 31 Мая 2016

rozsosh.ucoz.ru

Подростки садятся за руль транспортного средства, и при этом лишь немногие обладают знаниями правил дорожного движения, хотя пункт 1.3 ПДД РФ гласит, что «участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил...». 

Что относят к транспортным средствам?«Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. «Механическое транспортное средство» – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Приводимое в движение двигателем, транспортное средство способно развивать большую кинетическую энергию, поэтому законодательство относит их к источнику повышенной опасности, а к лицам, управляющим ими, предъявляет повышенные требования по сравнению с другими участниками дорожного движения. «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. Так что квадроциклы (мотовездеходы) — это тоже транспортные средства Они более опасны, чем просто мотоцикл потому, что у него все 4 колеса — ведущие, а значит и мощность более высокая. При наезде на пешехода могут быть причинены очень серьезные травмы.

Основные пункты правил дорожного движения, которые не соблюдаются несовершеннолетними на дорогах: 1) п. 2.1.1. «иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: - водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории; - регистрационные документы; - документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством; - страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. 2) п.2.1.2. «при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого шлема»; 3) п. 2.7 «Водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)...»; 4) п. 10.1 «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения...» 5) п. 24.1 «право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мопедами, мокиками - лицам, достигшим 16-летнего возраста», легковыми автомобилями (категория «В») - лицам, достигшим 18-летнего возраста.

Многие родители достаточно беспечно относятся к нарушениям ПДД детьми, а порой и сами провоцируют нарушение ПДД, покупая детям транспортные средства повышенной опасности до достижения возраста, с которого законодательством разрешено управление тем или иным транспортным средством. Тем самым они подвергают их здоровье и жизнь опасности, нарушая ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ («Родители обязаны заботиться о здоровье своих детей…»). В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления, сотрудник полиции вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры, предусмотренные ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод. 

При доставлении несовершеннолетнего в органы внутренних необходимо. - установить данные подростка, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания; - выяснить обстоятельства совершения правонарушения; - оформить материалы, необходимые для привлечения к административной ответственности (в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет в области дорожного движения могут быть направлены на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав). 

Несовершеннолетние могут содержаться в отделах внутренних дел не более трех часов. Об административном задержании несовершеннолетнего без учета его просьб в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители. Такой подход к задержанному несовершеннолетнему тесным образом связан с требованиями ст. 55, 56 Семейного кодекса РФ. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями, удостоверяются документами, предусмотренными законом (ч.ч. 2 и 3 ст. 25.3 КоАП РФ)..

В случаях обнаружения сотрудником ГИБДД признаков правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних материал направляется в подразделение по делам несовершеннолетних. Субъектом данного правонарушения могут быть родители, т. е. лица, официально записанные отцом или матерью ребенка, а также иные лица, которых закон приравнивает к ним в части обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Согласно п.1 ст.18 Конвенции ООН о правах ребенка ответственность за воспитание и развитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. 

«Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей». Все эти обязанности закреплены в ст. 64 и 65 Семейного кодекса РФ. В случае причинения тяжкого вреда здоровью при управлении транспортным средством у лиц, старше 16 лет наступает и уголовная ответственность, предусмотренная статьями 264 и 268 Уголовного кодекса РФ. Кроме этого, потерпевшие могут в гражданском порядке обратиться в суд по возмещению вреда здоровью.

Статья по теме: Организация и содержание работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних детей. | скачать бесплатно

ОРГАНИЗАЦИЯ  И  СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  ПО ПРОФИЛЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ.

Грудачева Ольга Викторовна учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОСШ№ 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

      Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями младших школьников.

Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей (в основном не имеющих личного автомобиля) не знают Правила дорожного движения.

Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися 2 б класса необходимо обеспечить и работу с родителями.

Занятия с родителями можно проводить в форме: лекции, тематические беседы, индивидуальная работа с родителями детей группы риска.

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед каникулами и срезу после них.   1  сентября дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях с родителями даются следующие установки:

  • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, жилой зоне, идут по тротуару,
  • при переходе дорог крепко держать ребенка за руку и разъяснять им правила поведения на улицах и дорогах.

На лекциях по профилактике дорожно-транспортного травматизма необходимо

использовать аналитический материал территориального управления ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися школ поселка и района, разбирая с родителями их причины. Такие лекции нужны и для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

Необходимо настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждать их в необходимости оказывать помощь своим детям дома, в самостоятельной работе с учебной книгой-тетрадью.

Давать советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физиологического развития.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ПРОФИЛЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Тема

Форма занятий

Методы

обучения

1.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Родительское собрание

Лекция

Дебаты

2.

Типичные ошибки в поведении младших школьников на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

3.

Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному и правопослушному поведению на улице, дороге, в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

Круглый стол

4.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения младших школьников на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

(психолог медработник)

5.

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улице, дороге, в транспорте.

Родительское собрание

Лекция

(инспектор ГИБДД)

Тема № 1.  Лекция (Дебаты)

Профилактика  детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель лекции:   сформировать у родителей представление о практическом значении профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с целью сохранения жизни и здоровья детей; раскрыть перечень профилактических мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Наглядные пособия:  статистические таблицы с показателями ДТП с участием детей.

Краткое содержание лекции.

Введение.

Раскрыть актуальность и практическую значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Обосновать цели этой работы - сохранения жизни и здоровья детей.

Основная часть.

Первый вопрос.

Привести статистические таблицы с показателями ДТП с участием детей за прошедший год, полугодие из территориального управления ГИБДД.

Показать таблицы возрастного распределения числа погибших и пострадавших детей. Сообщить количество от общего числа всех пострадавших в ДТП детей были пешеходами и какое -  пассажирами транспортных средств.

Обратить внимание на то, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер. Основная часть ДТП регистрируется в период с мая – июня по сентябрь. То есть, во время каникул, когда дети остаются без присмотра. Напомнить родителям, что они должны знать, где их дети находятся, где проводят время. Акцентировать внимание родителей на личную ответственность за безопасность своих детей.

Обратить внимание родителей на то, что общее число ДТП с участием детей приходится на последние дни недели – с пятницы по воскресенье. Подчеркнуть, что даже в выходные дни,  КОГДА РОДИТЕЛИ ДОМА, ДЕТИ ВСЕ РАВНО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ САМИ СЕБЕ.  Основная часть ДТП происходит в период с 17 до 19 часов.

Самая высокая смертность в ДТП отмечается на неосвещенных участках дорог. Тяжелыми последствиями отличаются ДТП, совершаемые в условиях тумана и дождя.  Вместе с тем более 75 % ДТП происходит в ясную погоду.

Второй  вопрос.

Познакомить родителей с основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма. По официальной статистики, это следующие нарушения Правил дорожного движения:

  • переход проезжей части дороги  вне пешеходного перехода;
  • переход дороги  в неположенном месте;
  • неподчинение сигналам регулирования;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • ходьба вдоль проезжей части по направлению движения транспорта;
  • игра на проезжей части.

Причина самых тяжких ДТП – ходьба детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспорта. Ходьба по краю проезжей части дороги в один ряд допускается при отсутствии пешеходной дорожки, тротуара, обочины, но не вдоль, а только на встречу транспорту, чтобы водители могли видеть пешехода, а пешеход – вовремя заметить опасность.

Дать родителям установку, что без сопровождения взрослых дети не должны выходить на проезжую часть дороги с интенсивным движением транспорта. Появление ребенка в сложной дорожной ситуации – предпосылка к ДТП. Чрезмерная самостоятельность младшего школьника способствует ДТП, а это всегда следствие родительского недосмотра и халатного отношения к опасностям на улицах и дорогах.

В силу своего возраста младшие школьники не всегда осознают опасность, не знают, что движущаяся машина не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи нее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т.д.

На конкретных примерах по материалам территориального управления ГИБДД привести факты ДТП и раскрыть их причины.

Выяснить у родителей, кто из них сопровождает детей в школу, есть ли опасные места по пути в школу и какой наиболее безопасный маршрут они выбрали для своего ребенка.

Попросить родителей изучить самим и совместно с ребенком учебную книжку-тетрадь, акцентируя внимание ребенка на опасных местах.

Призывать родителей постоянно сотрудничать со школой, чтобы совместными усилиями  устранять причины и условия, способствующие ДТП.

Третий  вопрос.

Одна из форм профилактики ДТП – воспитание и обучение детей в дошкольный учреждениях, школах, и других учебных заведениях. Убеждать родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Познакомить родителей с с комплексом профилактических мероприятий проводимых в школе (классе) инспекторами подразделения ГИБДД.

Заключение.

Подвести итоги лекции, сделать следующие выводы.

Попадание ребенка в ДТП – всегда трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, сильное психологическое потрясение может остаться на всю жизнь. Поэтому родители должны уметь прогнозировать вероятность несчастных случаев и аварий и уметь предотвращать их.

Тема  2.  Беседа.

Типичные ошибки в поведении младших школьников на улицах и дорогах.

Цель беседы: раскрыть родителям типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах и дать педагогические рекомендации по их предупреждению, формированию и развитию у младших школьников умений и навыков безопасного поведения.

Краткое содержание беседы.

Беседа об индивидуальных особенностях детей в опасных ситуациях. Какую реакцию вызывают опасные ситуации у ваших детей.

Типичные ошибки в поведении детей:

  • выход на проезжую часть дороги из-за стоящих на обочине машин, кустов, деревьев, препятствий и сооружений.
  • переход улицы наискосок, а не под прямым углом к проезжей части.
  • желание как можно быстрее перебежать дорогу, не глядя по сторонам.
  • игры на дороге.
  • катание по дорогам  и улицам  на роликовых коньках, велосипедах, самокатах, санках.

Необходимо научить первоклассников различать левую и правую стороны дороги, сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже.  Это развивает способность ориентироваться в дорожных условиях.

Необходимо учить детей занимать правильное положение на дороге:

«Встань так, чтобы перед тобой был пешеходный переход, а напротив – светофор».

На прогулках с ребенком надо понаблюдать, как водитель заводит машину, обратить внимание на то, что машина движется вперед,  назад, разворачивается. Заострить внимание ребенка на то, что когда водитель заводит машину, он может не заметить близко стоящего около автомобиля ребенка и наехать на него. Постоянно напоминать ребенку,  что пешеходы идут по правой стороне тротуара. Наблюдать за движением автомобилей: быстро, медленно едет машина. Обращать внимание, что за большими грузовыми машинами не видно маленьких автомобилей.  Добиваться, чтобы ребенок сам рассказывал что видит, находя причинно-следственные связи и зависимости. Самостоятельно сделать вывод, что правильно и что неправильно делают пешеходы, идущие рядом с вами. Задавать вопрос: «А. как надо поступать?»  

На улицах и дорогах необходимо обращать внимание детей на освещение,  погодные условия, состояние дороги. Зимой из-за скользкой дороги проходить близко к проезжей части становиться опаснее.

Поведение ребенка на улице включает четыре этапа:

  • восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать),
  • предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности.
  • выработка наиболее безопасного решения.
  • реализация конкретных действий.

Предвидение ситуаций – это умение быстро выбрать правильный вариант поведения на дороге. Этому должны научить родители, отрабатывая с детьми сенсорные (зрение, слух), мыслительные и двигательные навыки.

Необходимо с раннего детства развивать у ребенка глазомер и чувства времени при оценке скорости движения машины. Увидев, например, автобус вдалеке, предложить ему сосчитать на какой счет (1, 2, 3, 4…) тот доедет до определенного места. Потом «засечь» автомобиль и снова посчитать. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорости движения у разных машин отличаются Это надо знать при переходе улиц и дорог.

Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь ориентироваться. У него должна сформироваться привычка,  всегда соблюдать Правила дорожного движения.

Акцентировать внимание родителей на типичных ошибках поведения детей в дорожной среде. Обсудить с родителями, есть ли около вашего дома опасные места, обсуждали ли они это со своими детьми. Какой безопасный путь к школе выбрали родители со своими детьми.

Родители для своих детей – безупречный авторитет, поэтому родители в первую очередь сами должны соблюдать Правила дорожного движения, и требовать это от ребенка. Дети подражают своим родителям, поэтому они и повторяют такие же действия. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия их детей. Безопасному поведению надо обучать не только в школе, но и дома.

Провести дополнительно индивидуальную работу с родителями, дети которых входят в группу риска как наиболее импульсивные, подвижные или, напротив, заторможенные.

Обязательно обсуждать с ребенком домашнее задание по предмету «Дорожная безопасность». Рассмотреть и обсудить иллюстрации и сюжетные картинки в учебной книжке-тетради. Выслушивать мнение детей и добиваться понимание и осознание ими опасных ситуаций.

nsportal.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"