Проблемная ситуация по пдд

.

Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций

11.03.2017

 Семинар для педагогов ДОУ по теме

 «Формирование знаний  у детей дошкольного возраста  о правилах дорожного  движения методом проблемных ситуаций»

Автор: Кузьмина Наталия Германовна,

старший воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72»

города Чебоксары

Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи «Формирование знаний  у детей дошкольного возраста  о правилах дорожного  движения методом проблемных ситуаций».Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на очень важную  для всех тему: как обеспечить  безопасность  детей  на улицах города.  Мы попробуем совместно обсудить  эту проблему , обменяться мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработать пути совместного их решения. Я вам желаю сегодня не просто сидеть и наблюдать, а продуктивно и творчески поработать.

А для начала давайте проведем небольшой блиц-опрос. Я вам буду задавать вопросы, а вы очень быстро  отвечать.

1.Что очень любят совершать водители-лихачи?(обгон)

2. Как называются самые строгие дорожные знаки? (запрещающие)

3. Что случается с теми, кто не соблюдает  правила дорожного движения? (дорожно-транспортное происшествие)

4.Что является самым опасным местом на дороге для пешеходов?(перекресток)

5.Кого боятся нарушители правил дорожного  движения? (инспектора)

6.Что такое ДПС(дорожно-патрульная служба)

7.Человек, едущий в транспорте, но не за рулем(пассажир)

Актуальность проблемы.

Все мы живем в современном обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, особенно сейчас, когда на улицах городов увеличивается  количество машин, а это в свою очередь несет определенную опасность для жизни людей. Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране  предпринимается  ряд действенных мер в области обеспечения безопасности  дорожного движения   каждый  год  под колесами машин продолжают гибнуть люди. Каждой десятой жертвой  в них становится ребенок. Причин тому много, но как бы они ни были разнообразны, 85-99% из них происходит по вине пешехода или водителя-это беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила  безопасности и пренебрежительное отношение. Но самое опасное, когда такие нарушения происходят на глазах у детей. В целях снижения

снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий  к 2020 г. на  25%  по сравнению с 2010 г.   в России действует Федеральная программа   «Повышение     безопасности      дорожного движения в 2013-2020 годах»,  утв. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012    №1995-р. (Слайд 2)

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно  большей агрессивности  автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Дошкольники- особая категория  пешеходов и пассажиров. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослых замедленны. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы  воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит одна секунда. Ребенку  для этого потребуется  3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная что делать. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов   и пассажиров звучит на недоступной для них дорожной лексике, требует от детей  абстрактного мышления, затрудняет процесс  обучения и воспитания. Ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. У них плохо распределяется внимание, поведение непредсказуемо, они практически  ежедневно  «ставят на себя эксперимент», вследствие чего попадают в зону опасности. Вот почему с самого раннего  возраста  детей необходимо не только учить безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного  движения, но и формировать устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, положительное отношение  к решению этой задачи. В этом должны принимать участие  и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Задача  взрослых- развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе  автомобильный мир. Важно сделать это до того, как ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, на сегодняшний день, преобладающих во взрослой среде.  «Правил дорожных  на свете не мало, и научить детей бы нам не мешало….». А,  как известно, чтобы учить чему- то другого, нужно сначала  научиться самому.

Говоря об актуальности данной темы, хотела бы вам предложить просмотр   небольшого видеоролика, который был бы как нельзя кстати.

Наше мероприятие  мы посвящаем повышению уровня  знаний  по правилам дорожного движения, а также ознакомлению с методами и приемами формирования навыков безопасного  поведения на улице.

С целью решения столь актуальной проблемы педагогические коллективы  дошкольных   организаций находятся в постоянном поиске эффективных методов  формирования у воспитанников основ безопасного поведения на улицах города.

Вопрос: назовите пожалуйста, какие формы работы вы используете по данному направлению?(беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, дидактические игры…..(Слайд  №3) Безусловный приоритет  имеют методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность дошкольников, погружение  их в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия .Педагоги должны помнить , что в процессе обучения детей правилам  дорожного движения нельзя ограничиваться  лишь словесными объяснениями. Значительное место  должно быть отведено практическим формам обучения(наблюдение, экскурсии, целевые прогулки)

ФГОС обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной организации, открывающих возможности для формирования инициативности и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими их возрасту  видов деятельности. Важно создавать условия  для одновременного возникновения  нескольких видов деятельности, которые   позволят  обеспечить  ребенку ситуацию выбора. Для этого необходимо новые подходы к проектированию образовательной деятельности, уход от жестко регламентированных  занятий, не учитывающих быстро изменяющуюся  образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей. В рамках  данного направления по формированию правил дорожного движения  у детей  событийная организация образовательной деятельности расширяет возможности для детской практики, экспериментирования, проведения наблюдений, экскурсий и т.д. Например, основным акцентом событийной  организации  может стать  известный персонаж- милиционер дядя Степа. (СЛАЙД   №4).Именно вокруг него может разворачиваться   вся деятельность: чтение одноименного произведения, виртуальная экскурсия к памятнику, экспериментирование и выполнение детьми практических заданий в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, сюжетно-ролевые игры, выставка «Ретро-светофор» и многое другое. Решение проблемных ситуаций, вопросы на сообразительность, экспериментирование со свето-отражающими элементами, истории про старинные светофоры-все это будет стимулировать познавательный интерес дошкольников. Материал  по овладению основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира должен быть представлен не в поучительной «школьной» манере, а с учетом особенностей дошкольного возраста. Как известно, именно то, что  ребенок делает с удовольствием, запоминается надолго.

Я вам предлагаю рассмотреть технологическую карту  образовательной деятельности    «Памятник  Дядя- степа светофор»(СЛАЙД № 5,6.7)

Образец одного из заданий технологической карты: Сравните форму  сотрудников дорожно-патрульной службы (СЛАЙД №8)

Проблемные ситуации:

Наибольшим развивающим эффектом  и основой  любой формы работы  с детьми обладают  проблемные ситуации, требующие от детей  проявления различных личностных качеств(активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и др..). Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемные ситуации  могут стать  частью  занятия, наблюдения, проекта, экскурсии. В качестве  одного из главных компонентов  проблемной ситуации  выделяют неизвестное, раскрываемое  в проблемной ситуации, т.е то новое знание, которое  ребенок должен  усвоить, разрешая противоречие. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Боязнь допустить ошибку   сковывает  инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, ребенок  не будет сам решать поставленную проблему- он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие  проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Проблемная ситуация заставляет ребенка удивиться. Она заставляет ребенка увидеть проблему и она порождает мотивацию решений. Введение проблемных ситуаций позволяет выстраивать работу с детьми от их интересов, от их вопроса и  от их любознательности. И это тоже такое послание ребенку о том,  что он ценен, что взрослый- это не какая-то авторитарная  давящая сила. О каких основных требованиях необходимо помнить педагогам, создавая проблемные ситуации.

Основные требования к проблемным ситуациям(слайд №9)

1. Решение проблемной ситуации  должно быть ориентировано  на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка.

2. Проблемная ситуация должна создавать  достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной. 

3. В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие.

4. Проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности.

Сейчас   предлагаю обсудить несколько вариантов проблемных ситуаций.

1.Как вы думаете, почему запрещающий сигнал светофора именно красного цвета? Где еще применяется красный свет как предупреждение об опасности?

2.Что ты будешь делать, если нет пешеходного перехода?

3.Что ты будешь делать, если мяч покатился на проезжую часть дороги?

Макетирование:

Обучение безопасному поведению на дорогах требует постоянного включения  дошкольников  в игровую самостоятельную  деятельность. Более высокой ступенью сюжетно-ролевых игр являются игры с макетами (Михайленко Н.Я.), они востребованы старшими дошкольниками. (СЛАЙД  №10 ) Например, организация в группе уголков по ПДД  предоставляют возможность сосредоточить внимание воспитанников на макете, изображающем дорогу, пешеходный переход, тротуар и т.д. Макет- это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества,  где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). В играх с макетами дети одновременно  выступают в роли и режиссера и декоратора и актера, широко используя  в играх с макетами предметы-заместители, природный и подсобный материалы, игрушки собственного изготовления. Для игры   дошкольникам можно предложить  незавершенный продукт-макет, требующий заполнения. Игровое пространство подобного макета даст детям возможность упражняться  в придумывании ситуаций, что положительно сказывается на развитии воображения и образного мышления.

Макет как центральный элемент, организующий предметную среду  для игры детей  с мелкими игрушками должен отвечать  определенным требованиям. Макет-это фиксированная конструкция, поэтому должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент  быть доступен дошкольникам для игры.

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. Независимо от вида макетов- напольный, настольный, подиумный,  настенный- он  должен быть удобным в обращении. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами  макеты должны быть  доступны дошкольникам  для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего  в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать  нужные элементы в соответствии  с замыслом игры.

 Воображаемые  миниатюрные улицы, дороги, перекрестки, площади с дорожными знаками на макете  служат повышению мотивации изучения правил дорожного движения детей,  разнообразный предметный материал позволит моделировать дорожные ситуации прямо на макете, это ребят очень увлекает и помогает усвоить материал в игровой форме. Организация и проведение игр с макетами требует от педагогов  большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного  алгоритма. Игра с макетом должна начинаться  уже в процессе его создания. Наполняют и дополняют макет предметным материалом  сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания предметов. Периодически  по мере угасания  интереса  детей к ним педагог должен заменять персонажи   и предметы новыми.

Примеры проблемно-игровых   ситуаций:  «Дорожные знаки поменялись местами»,«Как маме безопасно пройти в аптеку (магазин, парикмахерскую и т.д), «Из чего состоит дорога»,  «Что было бы, если….»

Перфокарты

Еще одним из эффективных путей, развивающих детское познание, является использование  перфокарт. Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. А если перфокарту заламинировать, то она будет служить долгие годы.

(показ образца- предложить выполнить несколько заданий).

 Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог,  каков возраст детей,  уровень их развития.

Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Дети с большим увлечением работают с перфокартами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Опыт применения данной методики показал, что тестовые задания  позволяют воспитателю систематически, а не эпизодически, выявлять знания дошкольников, более продуктивно использовать время, осуществлять индивидуальный подход к детям.

Мнемотаблицы

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. (СЛАЙД   №11) Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация . Еще К. Д. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку и он заговорит».

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

2.Осуществление, так называемого перекодирования информации.

3.После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания.

Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек . (СЛАЙД №12)В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой,  дети легко усваивают мнемотаблицы. (СЛАЙД №13,14)

Творческое задание- попробуем запомнить стихи  с помощью мнемотаблицы

(СЛАЙД №15,16)

Три цвета есть у светофора-

Они понятны для шофера-

Красный цвет – проезда нет-  

Желтый цвет – будь готов к пути-                                                 

А зеленый свет кати-

Следующий метод –это моделирование морфологической дорожки (Слайд №17)

 «Знай знаки дорожного движения»

За основу моделирования берется реальный объект – дорожный знак, который гуляет по морфологической дорожке. Он попадет из окошка в окошко и получает определенные в их свойства. Давайте рассмотрим морфологические дорожки. (Слайд  №17,18)

Работа с родителями.

Организуя столь важную  работу по профилактике  детского дорожно-ранспортного  травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. (СЛАЙД  19).Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить  тому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей  с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И, наоборот малыша  трудно заметить, если на нем блеклая одежда Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо  одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда обычно уже имеют нашивки-отражатели.  Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

На информационных стендах для родителей  следует  размещать рекомендации по обучению  правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком    по дороге домой. Педагоги   и родители должны выработать единую  педагогическую позицию в решении данной  проблемы. Единство  требований педагогов и родителей к детям- это условие нашего успеха и безопасности наших детей. Я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, который  вы могли бы использовать на своих родительских собраниях.

Просмотр видеоролика

 

Список использованной литературы

2. Беляевская Г.Д, Мартынова Е.А. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет.

-Волгоград: Учитель, 2013.-170с.

3. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено!  Познавательные игры  с дошколятами и школьниками.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.-256с.

1. Старцева О.Ю.Школа дорожных наук.- Москва: ТЦ Сфера,2009.-64с.

4. Хабибуллина  Е.Я. Дорожная азбука в детском саду.- СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-64с.

5. Скоролупова  О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения».-Москва: Издательство  Скрипторий2003», 2005.-80с.

6. Калкаманова М.В. Дорожная азбука в группах детского сада // Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения.-2012.-№4.-с 30-40.

pedagogass.ru

Ознакомление дошкольников 4–5 лет с правилами дорожного движения в процессе проблемного обучения

– Ребята, у меня для вас есть интересная загадка. Хотите ее отгадать?

Не летает, не жужжит. Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль)

– Давайте посмотрим фильм. Может он поможет отгадать загадку. (Просмотр фильма. Повторное чтение загадки.)

– Кто скажет отгадку?

– Давайте полюбуемся новорожденным автомобилем. Автомобильчик какой? (Красный, веселый, блестящий, новорожденный).

– Этот новорожденный автомобильчик вышел с конвейера завода, где его собирали заботливые руки ваших пап и мам. Он попал в сложную ситуацию. Автомобильчик очень маленький, у него нет опыта, он хочет, но не может начать движение по улице города. Хотите помочь автомобильчику решить его проблему – научиться двигаться по улицам города?

– Давайте подумаем, как мы будем решать проблему: по одному или вместе?

– Что нужно помнить, решая проблему?

– Запускаем насчет ракету решения проблемы (кинезеологические упражнения “цепочка”)

– Давайте уточним, где оказался автомобильчик? (На улице)

– А что такое улица?

– Улица – это дорога, проходящая мимо домов.

– Может автомобильчик не знает названия улиц нашего города и это его пугает? Какие вы названия улиц знаете? (Автостроителей, Дзержинского …)

– Для чего нужно знать названия улиц? (Чтоб не потеряться, письма доходили,..)

– Зная названия улиц, мы поможем автомобильчику решить его проблему? (Нет.)

– Давайте разберемся, какие бывают улицы? (Широкие, узкие, светлые, шумные, тихие, зеленые, длинные, короткие …)

– Все это очень важно, но это поможет решить проблему автомобиля?

– Давайте уточним, почему автомобиль не может найти движение. Он не знает где и как нужно ездить на улице.

(Обратить внимание детей на макет города)

– Это похоже на улицу города?

– Почему здесь неразбериха? И люди, и машины мешают друг другу.

– Так бывает, когда нет порядка. Давайте уточним, что такое улица? Из чего она состоит.

– Разве здесь дорога выделена?

– Так, как же сделать нам дорогу безопасной и для машин, и для пешеходов?

– Машины теперь могут проезжать по улицам города не мешая людям. Такая дорога называется проезжая часть. Если дорога для машин – проезжая часть, то как называется дорога для пешеходов? (Тротуар.)

– Проверить наши знания нам поможет компьютер. (Слайд с тротуаром и проезжей частью.)

– Как узнать где пешеходный переход и где можно, не мешая автомобилям, перейти дорогу?

– Что помогает не нарушать движение на дороге и не потеряться в пути. (Слайд со знаками.)

– А кто из вас знает, кто самый главный на улице города. Конечно это светофор. Он регулирует движение автомобилей и пешеходов.

КРАСНЫЙ цвет – дороги нет

ЖЕЛТЫЙ цвет – приготовиться

ЗЕЛЕНЫЙ цвет – поехали или переходи дорогу

Предложить детям расставить светофоры рядом с пешеходным переходом.

– Решили мы проблему автомобиля? Может он ехать по дороге?

– Давайте попробуем. Если пешеходы идут по (тротуару), то машины едут по (проезжей части) дороги.

– Счастливого пути тебе, автомобильчик. Удачи на дороге!

– Так какое мы сделали открытие?

– Как сделать так, чтоб о нашем открытии узнали мамы и папы. (Предложить детям на ватмане нарисовать улицу, дорогу для автомобиля и пешеходов).

– Машины приклейте на проезжей части, а пешеходов на тротуарах.

Раскрыть книгу открытий и поместить туда открытие для родителей в наш центр.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Образовательная деятельность по Правилам дорожного движения

Тема:

Программное содержание:

Образовательные задачи: в ходе занятия познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, обеспечить усвоение правил для пешеходов и пассажиров на остановках общественного транспорта. Формировать знания этического и безопасного поведения при пользовании общественным транспортом, изучить обязанности пассажиров транспорта.

Развивающие задачи: развитие поискового мышления, умения анализировать дорожные ситуации, прогнозировать результат тех или иных действий пешеходов и пассажиров.

Воспитательные задачи: подвести к пониманию необходимости соблюдения правил для пешеходов и пассажиров, воспитывать культуру поведения, уважение к старшему поколению.

Методические приемы: вопросы причинно-следственного характера, проблемная ситуация, художественное слово (С. Михалков «Шагая осторожно»; Р. Фархади «У любого перекрестка»; В. Семернина «Запрещается, разрешается»), мозговой штурм, сюрпризный момент,

Словарная работа: «пешеход», «пассажир», «тротуар», «пешеходная дорожка», «остановка общественного транспорта».

Оборудование:

- демонстрационный материал: компьютер, интерактивная доска, карта-схема пути, карточки с сюжетными картинами, изображающими проблемные дорожные ситуации, дорожные знаки, напольная схема дорожного пешехода.

- раздаточный материал: фишки, карандаши цветные и простые, фломастеры, краски, кисти, восковые мелки, альбомные листы бумаги, салфетки, губки, трафареты, баночки с водой.

Предварительная работа: наблюдение за работой светофора, экскурсии к пешеходному переходу, по улицам города, знакомство с дорожными знаками, разучивание отдельными детьми стихотворений, загадок, чтение художественной литературы.

Организационный момент:

Дети в группе стоят полукругом, воспитатель ведет беседу.

Ход занятия:

Воспитатель: «Превращаются соседи - утром, выйдя из ворот,

В пассажиров – те, кто едет, в пешеходов – кто идёт.

Ребята, скоро вы станете первоклассниками, будете ездить в городском транспорте и ходить по улицам нашего красивого города уже самостоятельно, без мамы и папы. На улицах города вас могут подстерегать различные опасности. Подумайте, какие же опасности могут встретиться на вашем пути?»

Слайд №1. Вниманию детей предлагается слайд «Улицы города»

Дети: «На улицах по шоссе ездят машины. Их очень много».

Воспитатель: «Да, на улицах нашего города много машин, людей. Все куда-то торопятся, спешат. Как вы думаете, что помогает поддерживать порядок на улице?»

Дети: «Помогают поддерживать порядок правила дорожного движения».

Воспитатель: «Чтобы избежать неприятностей и уберечь себя от опасностей,

Прежде всего, надо знать, как правильно поступать:

На дорогах регулируют пешеходов и водителей движения

Правила дорожного движения»

Воспитатель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать и получать фишки за правильные ответы. Назовите участников дорожного движения».

Дети: «Пешеходы, пассажиры, водители».

Воспитатель: «Есть ли у них место на дороге? Покажите.

Дети: «Машины ездят по мостовой, пассажиры – в транспорте, пешеходы – по переходному переходу».

Воспитатель: « Давайте вспомним, какие правила для пешеходов вы знаете, но прежде ответьте, кто такие пешеходы?»

Дети: «Пешеходы – это люди, идущие по улице».

Воспитатель: «А что такое улица? Из каких частей она состоит?»

Дети: « Улица – это проезжая часть или мостовая, тротуар и дома».

Воспитатель: «По какой части улице должны ходить пешеходы».

Дети: «Пешеходы должны ходить по тротуару»

Воспитатель: А теперь вспомним, какие правила для пешеходов вы знаете?»

Дети: «Улицу нужно переходить по пешеходному переходу на зелёный свет светофора».

Слайд №2 Регулируемый перекрёсток со светофором (Ответы детей).

Слайд №3 Пешеходный переход со знаком (Ответы детей).

Воспитатель: «А если нет пешеходного перехода, как тогда можно перейти улицу?».

Ребёнок читает стихотворение: «Пешеход, пешеход! Помни ты про переход.

Подземный, наземный, похожий на зебру.

Знай, что только переход от машин тебя спасёт.

Слайд №4 «Ребёнок переходит наискосок»

Воспитатель: «Какая ошибка допущена ребёнком при переходе улицы» (ответы детей)

Ребёнок читает стихотворение:

«Через улицу, дружок, не беги наискосок,

А без риска и хлопот там иди, где переход.

Слайд №5 « Улица без светофора и пешеходного перехода (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы, действительно, нужно переходить улицу на зелёный свет и по пешеходному переходу, но и в этом случае вас могут подстерегать опасности. Давайте рассмотрим, какие опасности вас могут подстерегать.

Слайд №6 Пешеход идёт по пешеходному переходу, но не видит специального транспорта (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран и скажите, какая беда может приключиться с мальчиком, если он будет не внимателен?

Дети: Мальчик не видит скорую помощь и может попасть под машину.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы этого не случилось.

Дети: Нужно быть очень внимательным.

Воспитатель: Итак, ребята, повторим ещё раз правила пешехода.

Дети повторяют правила пешехода.

А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,

Все правила движения должны вы твёрдо знать.

Игра «Внимательный пешеход».

У воспитателя в руках «светофор» - два картонных кружочка. Первый с одной стороны зеленый, а с другой желтый, второй – красный и желтый. На зеленый цвет – дети маршируют на месте, желтый – хлопают в ладоши, красный – замирают.

Тот, кто перепутал сигналы, рассказывает любое правило дорожного движения.

Воспитатель: Для того чтобы в городе добраться до места назначения, все мы пользуемся городским транспортом. А какой вы общественный транспорт знаете?

Дети: Автобус, троллейбус, трамвай, метро.

Воспитатель: Как найти на улице остановку общественного транспорта? (ответы детей)

Игра « Игра, найди нужные знаки и назови их».

Воспитатель: Правильно, это знаки особых предписаний «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая. А сейчас, чтобы познакомиться с правилами поведения в транспорте, мы должны стать пассажирами. Для того, чтобы посадка в общественный транспорт была безопасной для вас и других пассажиров, нужно соблюдать правила. Попробуем их определить. Сегодня мы будем пассажирами автобуса. Но прежде чем ими стать, мы с вами посмотрим мультфильм. (Просмотр мультфильма ««Смешарики» Азбука безопасности - В Автобусе».)

Игра-тренинг: дети по желанию берут на себя роли кондуктора и водителя автобуса.

Воспитатель: Прежде чем войти в автобус скажите, через какие двери производится посадка, через какие высадка (ответы детей).

Воспитатель: Прошу занять места в автобусе. Водитель и кондуктор выполняйте свои обязанности, а мы с ребятами сейчас попробуем определить правила пассажиров.

Показ слайдов о правилах поведения пассажиров в транспорте. Игра «Разрешается, запрещается» с объяснением проблемных ситуаций. Слайды №7,8

Воспитатель: Вы правильно отвечали на вопросы, в результате ваших ответов мы составили правила пассажиров.

Помните, чтобы избежать опасность необходимо:

1. Ожидайте транспорта на остановке, не выходите на проезжую часть.

2. Отвлекать водителя запрещено.

3. Высовываться из окна опасно - встречный транспорт может задеть.

4. Не вставай ногами на сиденье - автобус может резко затормозить, и вы упадёте.

Чтобы не упасть, необходимо держаться за поручни.

5. В салоне надо вести себя спокойно, не кричать, не мешать проходу пассажиров к дверям и в середину салона.

6. Если свободных мест мало, надо быть вежливым, уступать место пожилым и пассажирам с маленькими детьми.

7. Сорить в транспорте запрещено.

Воспитатель: А сейчас наш путь завершён, мы выходим из автобуса и становимся пешеходами. Ну и тут нам нужно быть очень внимательными.

Слайд № 9,10 Проблемная ситуация при переходе улицы после высадки из транспорта.

Воспитатель: «Выйдя на нужной остановке, не торопитесь перебегать через дорогу, посмотрите, не мешает ли вашему проходу другой встречный транспорт. Лучше подождать, пока транспорт, на котором приехали, отъедет, и вы сможете осмотреться».

Воспитатель: Чтобы прочными были знания, вам, друзья, предлагаю задания.

Продолжите формулировку правил:

1.Если мне нужно перейти на другую сторону дороги, я сделаю это по…(пешеходному переходу)

2.Если свободных мест в автобусе мало, нужно уступать место … (пожилым, пассажирам с маленькими детьми).

3. В салоне общественного транспорта надо вести себя…. (спокойно, не мешать пассажирам).

Итог занятия:

Ребята, вам понравилось быть пешеходами и пассажирами? Сейчас мы посчитаем, кто набрал наибольшее количество фишек. Вы сегодня узнали много нового о правилах поведения в транспорте и повторили правила поведения на улицах. Это очень важные правила. Твёрдо их запоминайте и почаще повторяйте. А сейчас я предлагаю вам нарисовать те правила, с которыми мы сегодня познакомились.

infourok.ru

Статья по теме: Картотека проблемных ситуаций | скачать бесплатно

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Автор: Баландина Наталия Николаевна

 

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: «Грибы» 

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

 

Тема: «Транспорт»Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

 

 

Тема: « Свойства металлов»Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

 

 

Тема: «Объём»Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Выше, ниже»Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

 Тема: «Почва»Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

Тема: « Часы»Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 

 

Тема: «Свойства воздуха»Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

 

Тема: « Свойства копировальной бумаги»Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

 Тема: «Свойства магнита»Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

 

Тема: «Дружба красок»Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. 

 

nsportal.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"