Принципы обучения дошкольников пдд

.

Дедушкина Т.А. Принципы работы по обучению детей ПДД в детском саду - Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 - Каталог файлов

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ  ПО ОБУЧЕНИЮ  ДЕТЕЙ  ПДД В ДЕТСКОМ САДУ

 «Самое дорогое у человека – это жизнь», – справедливо утверждал писатель Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания  о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Наш детский сад работает над темой «Воспитание и обучение  детей  дошкольного возраста безопасному  поведению  на дорогах» уже не первый год, с этой целью у нас разработана уже целая развивающая система.

Главная цель нашей работы – не только обучить детей правилам дорожного движения, но и учить их применять свои знания в реальной жизни.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений.

Часто слышишь: «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма, а в чем проблема?»

Вот красноречивый пример

Трехлетний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет.

Знает, но что же он видит в реальности?! Мама вместе с ним бежит на красный!

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма уже  в дошкольных учреждениях.

Сколько бы люди ни придумывали путей выхода из этой ситуации (разгружали потоки транспорта на дорогах городов, строили кольцевые и объездные дороги, вводили новые правила дорожного движения, новые знаки и переходы), пока мы не научим ребенка всем этим осознанно пользоваться, самого о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, данная проблема останется нерешенной.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и педагоги ДОУ, и родители, и школа, и все воспитательные учреждения.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно. Все это затрудняет их процесс обучения и воспитания.

Учитывая эти особенности, мы строим свою работу следующим образом.

Учитываем  три  аспекта взаимодействия  ребенка с транс­портной обстановкой  города:

– ребенок – пешеход;

– ребенок – пассажир городского транспорта;

– ребенок – водитель детских транспортных средств (велоси­пед, самокат, санки и др.).

В процессе обучения дошкольников правилам дорожного  движения мы  реализовываем следующие принципы образовательного процесса:

– Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка  опирается на уже освоенное в предыдущем;

– Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной  жизненной позиции;

– Принцип психологической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;

– Принцип дифференцированного подхода – решает задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

–Принцип возрастной  адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнениями, соответствующими возрастным особенностям детей;

– Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

– Принцип интегрированности – тесно вошел в работу  с дошкольниками Учитывая новые Федеральные требования, предъявляемые сегодня к ДОУ.  В работе с детьми используются различные методы, осуществляется интеграция различных образовательных областей во всех видах детской деятельности.

– Принцип адаптивности –  приемы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения через проектный метод; применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

– Принцип прочности – заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Таким образом, усилиями сплоченного коллектива  успешно решается жизненно важная для всех нас проблема.  В настоящий момент наши воспитатели могут грамотно, уверенно  действовать в заданном направлении, не останавливаясь на достигнутом.

Ну, а самым строгим экзаменатором, как известно, является сама жизнь.И пока мы неустанно будем делать все, чтобы свой каждодневный экзамен по безопасности движения маленький пешеход сдавал только на «отлично». А это полностью зависит от нас с вами – взрослых.

tfd.ucoz.com

Консультация по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Принцип развивающего обучения по правилам дорожного движения | скачать бесплатно

Принцип развивающего обучения по правилам дорожного движения

С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий, все чаще жертвами становятся дети.

Знание детей ПДД будут эффективными, лишь в том случае если теория будет тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей ПДД является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрою, дети усваивают основные требования правил ДД, осознают кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

Обучения ПДД проводятся и на занятиях по разным видам деятельности (рисование, конструирование, развитие речи, театрализованная деятельность, музыкальные и физкультурные занятия).

Большое значение в организации игр имеет, создание предметно-развивающей среды. С этой целью изготавливается макет улиц, где обозначены перекрестки, указатели для пешеходов, макеты домов, магазинов. Это место, в котором дети не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют знания правил поведения культурного пешехода и водителя, дорожных знаков, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

Основным методом работы, считаю, создание богатой развивающей среды, стимулирующей детскую активность, предоставление ребенку большого количества времени для свободного исследования интересующих его объектов, развитие у ребенка координации, внимания, наблюдательных реакций.

Для этих целей в группе оборудован центр по обучению ПДД, где мы  с детьми проводим занятия, используя макет улицы, дидактические игры. Здесь же находятся плакаты по дорожной тематике. Проводятся интегрированные занятия по познавательному развитию и изодеятельности. Прогулки к дороге, знакомство с дорожными знаками. Организуются игры, совершенствующие правила поведения пассажиров.

Эффективным обучением дошкольников безопасному поведению на дорогах будет, если педагог организует ее через проблемное обучение, самостоятельную работу для детей, диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность. Главным в этой работе должно быть пробуждение интереса ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Чем разнообразнее будут формы работы с детьми и интереснее методы, тем лучше будут у детей знания по безопасному поведению на дорогах. Очень хорошо для повышения познавательной активности в процессе работы по ПДД использовать театрализованные постановки. Театральная деятельность может использоваться через настольный, кукольный, теневой театры. Дети могут не только показать свои знания, но и передать настроение героев, выразить свое личное отношение к ситуации, которая разыгрывалась в сценарии. Развивать познавательные интересы можно через различную деятельность, главное, чтобы дети не оставались равнодушными. Когда для ребенка информация интересна, она запоминается и усваивается лучше. Очень хорошо, если педагог на занятиях использует игровой материал, напольные и настольные макеты, чтобы дети самостоятельно могли моделировать различные ситуации на дорогах. От того, насколько ребенок усвоит ПДД и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный вопрос. Воспитать дисциплинированных пешеходов, уберечь их от аварии, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о ПДД через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. От воспитателя требуется не только обучение правилам ДД, но умение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку правило безопасного поведения в любых дорожных ситуациях. Перед детьми необходимо постоянно ставить новые задачи, требующие самостоятельности действий и активности мыслей, умение применять знания на практике. Подключая детей к обыгрыванию ПДД в различных играх, воспитатель готовит их к жизни, практическому переносу знаний о ПДД в повседневную жизнь. Среди многих интересных методов взаимодействия выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информации ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде: педагоги-дети-родители. Именно благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. И дети и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, в результате улучшается психологическая обстановка в семье. В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т.д. например, предлагается коллективно построить городской транспорт. Перед занятием расставляется на столах здания, деревья, раскладываются пешеходные дорожки, дорожные знаки. Необходимо построить любой вид транспорта и расположить его в соответствии с дорожным знаком. Можно предложить сделать пароход методом оригами, из спичечных коробок.

В сюжетно-ролевых играх, например, «Знаки на дорогах» - по ходу всей игры регулировщик следит за порядком, делает замечания, меняет знаки и следит за выполнением ПДД. «Водители, пешеходы, автомобили» - дети распределяют роли между собой. Игра разворачивается из таких сюжетов, произошла авария, ребенок перебежал дорогу, и т.д. С детьми обсуждается поведение героев, их поступки, закрепляются правила ДД. Рассуждаем, отвечаем на вопросы, например: - «Почему ты думаешь нельзя перебегать дорогу? Что будет если это делать и т.п.»

Закрепить ПДД через дидактические игры, например: - «Кто отличный пешеход?». Цель — закрепить знания о ПДД, задаются вопросы, предлагаются задания, как поощрение — фишки («Найди нужные знаки», «Знаки на дорогах», «Мы — пассажиры» - закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него). Также для изучения и закрепления ПДД используется театрализованные этюды, например: водитель, нарушил ПДД, пассажир проехал свою остановку, и т.д. Играя свои роли, дети учатся реагировать на экстремальные ситуации и использовать свои знания на практике.

Совместно с детьми можно провести опытно-эксперементальную деятельность: «Что будет если лобовое стекло забрызгано водой или грязью?». Детям демонстрируется стекло, которое впоследствии обрызгивается водой. Задают вопрос «Что произошло? Видно ли водителю?». Берется два автомобиля: бумажный и железный. Вопрос: что будет, если произойдет удар. Эксперимент провоцирует мыслительную деятельность, заставляет думать наперед, делать предположения, выводы.

В процессе подготовки детей по обучению грамоте, можно предложить придумать слово на загаданную букву по тематике о ПДД. Кто больше знает слов, например на тему, транспорт. Составить предложение, используя слова: регулировщик, пост ДПС, нарушитель и т.д.

Проектная деятельность на пример темы «Регулировщик»:

  • Социализация - наблюдение за регулировщиком, расшифровка его действий. Предложить повторить за ним. Спросить, зачем нужен регулировщик и зачем он нужен. Самостоятельная работа- «Школа регулировщиков», «Автошкола», «Юный регулировщик», словесные игры.
  • Безопасность — беседа на тему: «Опасна ли работа регулировщика?» Дать понять, что это опасная работа, но очень важная. Они иногда рискуют жизнью, чтобы спасти чужую. Они помогают автомобилям, пешеходам, если нет светофора.
  • Труд — изготовление жезла, дорожных знаков, машины из спичечных коробков.
  • Познание – ознакомление с профессией регулировщик, запрещающие, указательные, сервис информирующие знаки.
  • ЭПМ – учит различать право, лево, считать, знать разные виды транспорта, или сколько запрещающих дорожных знаков всего и т.п.
  • Коммуникация — составление рассказа на тему: «Я будущий регулировщик». Поведение на дороге по схеме, пиктограмме, о дорожных знаках по плану воспитателя.
  • Чтение художественной литературы. С.Михалков - «Дядя Степа» , «Про одного мальчика». О.Бедаев «Азбука безопасности движения»
  • Художественное творчество – аппликации: виды транспорта; ИЗО — «Регулировщик на перекрестке».
  • Конструирование — коллективная композиция.

nsportal.ru

Консультация:«О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т.д.

Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К другим факторам можно отнести:

  1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень самоконцентрации воли и внимательности, способность

координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

  1. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах.
  2. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач, можно выделить и объективные. К ним относятся: значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его

отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п. Следовательно, основными целями изучения правил дорожного

движения и поведения на улице являются:

— Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредствам повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

— Развития психо-физиологических качеств ребенка;

— Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

— Формирование координации движения;

— Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

— Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

— Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

— Формирование мотивационно-повиденческой культуры ребенка, как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми

необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что на проезжей части может появиться машина или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники обучаются читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность».

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

интерактивный опрос;

коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

akdov-d.tuvasadik.ru

О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Консультация для родителей

на тему «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»

            Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т.д.

Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К другим факторам можно отнести:

 1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень самоконцентрации воли и внимательности, способность

координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

         2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах.

        3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач, можно выделить и объективные. К ним относятся: значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его

отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п. Следовательно, основными целями изучения правил дорожного

движения и поведения на улице являются:

- Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредствам повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- Развития психо-физиологических качеств ребенка;

- Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

         Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:

- Формирование координации движения;

- Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

- Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

- Формирование мотивационно-повиденческой культуры ребенка, как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

           Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми

необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

          Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что на проезжей части может появиться машина или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

         Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

        Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

         Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

        Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

        Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

        Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники обучаются читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

        Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

         Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

       В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

       Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

       Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

       Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

     Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

    Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

       Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

       При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

         Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

интерактивный опрос;

коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

          Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

          При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

          Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.

             Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

           Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

samzan.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"