Польша пдд скоростной режим


Скоростной режим в Польше: tasic

Перед поездкой за рулем в Польшу пытался понять с какой скоростью можно ехать по Польше. Что-то читал. Быстрый проезд перед плакатом на границе добавил к понятому очень мало информации. Однако покатался по Польше. На выезде пришлось постоять -- было время порассматривать знак со скоростными режимами. Могу что-то написать, может кому пригодится.Итак- в населенных пунктах отмеченных знаком "силует города на белом фоне" 50 км/ч (с часу ночи до 5 утра 60 км/ч)- "однополоска" за населенным пунктом 90 км/ч- дорога с разделителем между встречными полосами (так я понял этот рисунок) за городом, или "однополоска" обозначенная знаком дорога для автомобилей 100 км/ч- дорога с разделителем между встречными полосами, обозначенная знаком дорога для автомобилей 120 км/ч- дорога, обозначенная знаком автомагистраль 140км/ч

Это, так сказать "официальная сводка". Из моих личных впечатлений. Я ездил в Польшу 8 лет назад и в этом году. Поляки стали ездить менее дисциплинировано и по стилю езды приблизились к Украине. Не знаю, есть ли у них в ПДД "запас" в 20 км/ч на нарушения, но они ездят несколько быстрее, чем разрешено. Я, пытаясь соблюдать скоростной режим, явно выбивался из общего потока и может иногда даже мешал ехать другим. При езде по обычным дорогам в Польше время от времени встречаются ограничения перед пешеходными переходами, где после знака ограничения скорости еще висит знак (синий прямоугольник), на котором написано что-то типа "photo fiksacja" (с написанием могу наврать -- "фотофиксация") и нарисована камера. Вот там все поляки "как зайчики" соблюдают скоростной режим. Обычно эти камеры видны, и понятно, где они фиксируют твою скорость. Хотя несколько раз видел этот знак "фотофиксация", под которым была табличка 2 км или 3 км. На них поляки так дисциплинированно не реагировали, прибора, который бы на этом протяжении фиксировал нарушения я не видел, но на всякий случай не нарушал. :) Едучи обратно в Украину уже несколько расслабился и просто старался идти вместе с потоком, чтобы хотя бы не мешать ехать другим. При этом встречаются некоторые водители, которые "летят в даль не взирая на знаки" -- они не входят в мое понятие "идти с потоком".

Еще отдельная тема -- платные дороги. Попав уже достаточно давно, по незнанию, на неприятный разговор с чешской полицией из-за отсутствия "виньетки" не хотел повторять эти разборки с полцицией польской, поэтому старался выяснить, как платить за проезд. 8 лет назад местами стояли шлагбаумы, где брали денежку за проезд. Проехав некоторое расстояние по весьма приличной дороге и не найдя никаких признаков шлагбаумов мы с Таней напали на какой-то заправке на продавщицу с вопросами про платные дороги. Мы польский понимали, но сформулировать было тяжело. В конце-концов на английском мы смогли донести до заправщицы, вопрос "как платить за платные дороги". Она наморщила лоб и сказала, что слышала, что где-то на севере есть платные дороги. Мы расслабились и поехали дальше. Нужно сказать, что платную дорогу мы таки обнаружили. Переходим от присказки к конкретике. Судя по написанному в интернетах, платными в Польше (для легковых автомобилей) являются дороги с индексом "A". Их в стране аж 4 A1-A4. По двум я ехал. От Варшавы до Гданьска удобно ехать по A2, потом съехать на A1. Наверное со временем они все станут платные. От Варшавы по A2 до съезда на A1 дорога бесплатная. Т.е. места, где будут шлагбаумы и киоски есть, но самих шлагбаумов и киосков нету. Денег не берут. Большая часть A1 тоже бесплатная по той же причине. Однако последние километров 200 (а может 100 -- не могу сказать, что внимательно следил) перед Гданьском A1 действительно платная. Подъезжая к шлагбауму нажимаешь кнопку, тебе выезжает квиточек. Предъявляешь его на выезде с трассы -- тебе говорят, сколько ты должен заплатить. Даже не говорят -- цифры загораются на табло рядом с водительским стеклом. Но рассчитываешься с живым человеком в окошечке. Если квиточка у тебя почему-либо нету (с неба ты на эту трассу упал), то с тебя снимут максимум, который могут снять за проезд по этой дороге. Я похоже и так заплатил максимум, который там можно было заплатить, потому как я проехал от начальных шлагбаумов до конечных (есть еще съезды-заезды по дороге, хотя и не очень много) -- с меня взяли 30 польских злотых (порядка 120 гривен).

Еще пару заметок для водителей, ездящих по Польше. Едешь по этой скоростной трассе, видишь знак, что через 5-2-0,5 км "паркинг", "туалет", "заправка" и/или что-нибудь еще. Но эти знаки перечеркнуты одной или двумя розовыми ленточками. Значит этого не будет -- оно только строится. На этих скоростных дорогах оказалось очень немного заправок (по крайней мере по сравнению с Украиной). Рекомендую не откладывать заправку на следующую заправку, и не доводить бак до пустого состояния. Кстати, заправляются в Польше не так, как у нас. Подъезжаешь к колонке, вставляешь пистолет в бак, наливаешь, сколько тебе нужно, после чего идешь на кассу расплачиваться за налитый бензин.

Километровых столбиков, как в Украине, в Польше нету. Такие же по виду, но белым на красном фоне обозначены номера дорог. С информационными указателями не всегда все хорошо, хотя я свободно читаю по Польски, по указателям иногда можно заблудиться. Например я так проспал нужный въезд в Варшаву, в результате чего объехал четвертушку Варшавы по объездной, заехал не с того въезда, с которого рассчитывал и потом еще некоторое время искал место жительства.

Между городами дороги отличные. Даже на однополосках с ограничением скорости 90 км/ч отличное покрытие и есть разметка. В городах в большинстве случаев дороги тоже вполне приличные, но случаются и похуже, чем междугородные.

P.S. А так это пост большой радости, т.к. умер винч, и я думал, что практически все фото из Польши ушли вместе с ним. Я сумел вытащить фотографии, так что теперь буду потихоньку выкладывать Польшу.

tasic.livejournal.com

Мои автопутешествия - Скоростной режим на дорогах Европы

 

Практически во всех европейских странах действуют одинаковые ограничения скорости: в населенном пункте можно ехать не более 50 км/ч, по загородним  дорогам – 80-90 км/ч. Максимально допустимая скорость движения по автомагистралям в Европе ограничена 130 км/ч.

Но есть и некоторые особенности. Так, например, во Франции максимально допустимый скоростной режим зависит от погодных условий: в дождь или снег по автомагистрали можно двигаться со скоростью  не более 110 км/ч. В Польше ограничение скоростного режима связано со временем суток: днем по городу разрешено ехать со скоростью не более 50 км/ч, а ночью – не более 60 км/ч. В Эстонии на ограничение скоростного режима влияет время года: зимой на автомагистралям страны можно ехать не более 90 км/ч, а летом – до 130 км/ч.

Следует учесть, что в странах Европы применяется следующая погрешность при измерении скорости при помощи радара: при скорости до 100 км/ч — 3 км/ч, при скорости свыше 100 км/ч — 3%. То есть, при разрешённой скорости 50 км/час превышение будет зафиксировано тогда, когда радар покажет скорость не менее 54 км/час. А при разрешённой скорости 130 км/час — не менее 135 км/час.

 

Австрия

 

В Австрии разрешено ездить со скоростью 50 км/ч в населенных пунктах, 100 км/ч за пределами города. На автобанах запрещается ездить менее  60 км/ч. Максимально разрешенная скорость на автомагистралях - 130 км/ч.

 

Штраф за превышение скорости до 20 км/ч выше допустимой составляет 50 евро. За превышение скорости на 50 км/ч и более дорожная полиция Австрии оштрафует до 2180 евро.

 

 

 

 

 

 

 

Бельгия

 

В населенных пунктах Бельгии разрешено ездить со скоростью 50 км/ч. За городом максимальный предел скорости – 90 км/ч. На автобанах разрешается разогнаться до 120 км/ч, при этом надо учитывать что минимально разрешённая скорость на автобане составляет 70 км/ч.

 

За езду со скоростью до 10 км/ч выше допустимой штраф составляет 50 евро. Свыше 10 км/ч – 50 евро плюс 10 евро за каждый дополнительный километр в населенном пункте или 5 евро за пределами города. Например, если в городе превысить допустимую скорость  на 17 км/ч, то штраф составит 120 евро.  А вот езда со скоростью свыше 20 км/ч в городе и свыше 30 км/ч за его пределами будет стоить автовладельцу водительского удостоверения.

 

 

 

 

 

 

Болгария

 

В Болгарии, как и в остальных странах Европы, в населенном пункте установлено ограничение скорости в 50 км/ч. За городом можно двигаться со скоростью 90 км/ч, на автомобильной дороге — 120 км/ч и на автомагистрали — 140 км/ч. Правда разрешенная скорость в 140 км/ч установлена на отдельных новых участках.  Минимально разрешенная скорость на автомагистрали — 50 км/ч.

 

Штрафы за нарушение скоростного режима колеблются от 20 левов за превышение на 10 км/ч, до 200 левов за превышение свыше 51 км/ч.

 

Болгарские полицейские имеют право взимать штраф непосредственно на месте нарушения. Согласно действующим правилам, автомобилист может отказаться от немедленной оплаты штрафа и позднее оплатить квитанцию в любом отделении банка.

 

 

 

 

Германия

 

Германия – одна из немногих стран, где отсутствует ограничение скорости на автомагистралях. В пределах города запрещено ездить быстрее, чем 50 км/ч, вне населенного пункта – 100 км/ч. На немецком автобане рекомендуется ехать в пределах 60-130 км/ч.  А вот в жилых зонах некоторых городов передвигаться можно со скоростью до 30 км/ч. 

 

Судя по размерам штрафов, связанным со скоростным режимом,  Германия – самая лояльная страна. В случае превышения скорости на 10 км/ч штраф составляет всего 10-15 евро, если превысить на 20 км/ч, сумма вырастет до 30-35 евро. А вот превышение скорости свыше 70 км/ч обойдется автовладельцу от 600 до 680 евро.

 

 

 

Дания

 

В Дании имеют место следующие стандартные ограничения скорости: на территории населенного пункта 50 км/ч, на загородных дорогах 80 км/ч, на автомобильных дорогах 80 км/ч и на автобане 130 км/ч. Во время движения водителям следует обращать внимание на дорожные знаки, на некоторых участках трасс ограничение скорости может отличаться от стандартного.

 

Оплачивать штраф необходимо непосредственно на месте нарушения. В противном случае полиция имеет право задержать автомобиль и удерживать его до тех пор, пока дело не будет рассмотрено в суде.

 

 

 

 

 

 

Нидерланды

 

На голландских автодорогах запрещено ездить быстрее 120 км/ч. В населенных пунктах действует ограничение 50 км/ч. Вне города автомобилист имеет право разогнаться до 80 км/ч. На автомобильной дороге - 100 км/ч. На автомагистралях  страны можно передвигаться со скоростью 120 км/ч. При том что минимально разрешенная скорость на автобанах — 60 км/ч.

 

За превышение скорости в Голландии придется поплатиться 400 евро. Владелец авто не может быть оштрафован в случае превышения скорости до 3 км/ч. Эта цифра считается допустимой погрешностью. Данное правило не распространяется на автобаны, где 131 км/ч  будет стоить 11-19 евро. С каждым дополнительным километром сумма штрафа растет. Так, при превышении скорости на 36-40 км/ч на автомагистрали штраф составит от 351 до 390 евро. При превышении скорости свыше 50 км/ч следует автоматическое лишение водительских прав.

 

 

 

 

Испания

 

Стандартное ограничение скорости автомобилей в обычном испанском городе – 50 км/ч. За чертой населенного пункта разрешено ездить 90 км/ч. На автомобильной дороге и автомагистрали действует ограничение 100 км/ч и 120 км/ч соответственно. Минимальная разрешенная скорость на автобане 60 км/ч.

 

Испания, наверное, единственная страна в Европе, где можно получить скидку на штраф. В случае если штраф будет оплачен непосредственно на месте, то даётся 50-процентная скидка. Штрафы за превышение скорости варьируются от 100 до 600 евро. Штраф за превышение скорости до 20 км/ч составляет 100 евро. До 50 км/ч – 300 евро за пределами города,  500 евро в населенном пункте. Максимальный штраф можно получить за езду свыше 70 км/ч – 600 евро.

 

 

 

 

 

Италия

 

Действующий в Италии скоростной режим предусматривает движение в населенных пунктах со скоростью не более чем 50 км/ч, а вне населенных пунктов — от 90 до 110 км/ч. Максимальная разрешенная скорость на скоростных автострадах —130 км/ч. 

Но если водительский стаж составляет менее 3 лет, то на автостраде вместо разрешенных 130 км/час можно ехать со скоростью 100 км/ч, а на других скоростных дорогах вместо 110 км/час разрешенная скорость для автолюбителей составляет 90 км/ч.

 

Штраф за превышение до 10 км/ч от 39  до 155 евро; за превышение от  10 до 40 км/ч, штраф от  155 до 624 евро; за превышение от  40 до 60 км/ч, штраф от 500 до 2.000 евро. Превышение на 60 км/ч предусматривает лишение прав.

Дорожное законодательство Италии разрешает полицейским принимать штрафы за нарушение Правил дорожного движения на месте. 

 

 

 

 

Польша

 

В Польше в пределах населенного пункта запрещено ездить со скоростью превышающую  50 км/ч, а в ночное время - 60 км/ч. Во дворах жилых домов действует ограничение – 20 км/ч. За пределами населенных пунктов скорость можно развить до 90 км/ч. 100-120 км/ч – на скоростных дорогах с двусторонним движением. 140 км/ч –на автобанах. Минимально разрешенная скорость на автомагистралях – 40 км/ч.

 

Превышение скорости до 10 км/ч  на польских дорогах наказывается штрафом до 50 злотых (12 евро). Превышение скорости на 50 км/ч и более обойдется водителю в 400-500 злотых (100-120 евро).

 

 

 

 

Португалия

 

Максимально допустимая скорость в Португалии ­– 50 км/ч (в населенном пункте) и 90 км/ч (вне населенного пункта), 100 км/ч (на автомобильной дороге).  На автобанах разрешено ездить  со скоростью в пределах 50 –120 км/ч. В стране действует запрет на скоростную езду для молодых водителей, чей водительский стаж не превышает одного года. Их скорость на дорогах страны не должна превышать 90 км/ч.

 

В Португалии штрафы за превышение скорости очень высокие – до 2500 евро. Превышение скорости до 20 км/ч будет стоить 60-300 евро. А вот за превышение свыше 80 км/ч можно влететь на 1500-2500 евро.

 

 

 

 

 

 

Словакия

 

В населенных пунктах Словакии установлено ограничение в 50 км/ч.  За городом можно разогнаться до 90 км/ч. А вот на автомобильных дорогах и автомагистралях действует одинаковое ограничение в 130 км/ч. Минимально разрешенная скорость на автомагистрали — 80 км/ч, в районе населенных пунктов — 65 км/ч.

 

Штраф за превышение максимально разрешенной скорости на 10 км/ч составит 60 евро, за превышенные на 20 км/ч нарушитель заплатит 100 евро, а за 70 км/ч – уже 650 евро.

 

 

 

 

 

 

Чехия

 

В населенных пунктах Чехии можно ехать со скоростью до 50 км/ч.  За городом можно двигаться со скоростью до 90 км/ч. На автомобильных дорогах и автомагистралях действует одинаковое ограничение в 130 км/ч. На городских автомагистралях разрешено движение со скоростью 80 км/ч.

 

Штраф за скоростное превышение до 20 км/час — до 1 000 крон (40 евро), при повторном нарушении лишают права управления на срок от 1 до 6 месяцев. Штраф за скоростное превышение от 20 км/час и выше — до 5 000 крон (200 евро), при повторном нарушении лишают права на срок от 1 до 6 месяцев. Штраф за скоростное превышение 40 км/час и выше — до 10 000 крон (400 евро), при повторном нарушении лишают права на срок от 6 месяцев до года.

 

 

 

 

 

 

Франция

 

Во Франции максимальное возможное ограничение скорости составляет 130 км/ч на автобанах. В городах ограничение скорости – 50 км/ч. Вне населенного пункта  допустимая скорость – 90 км/ч, на автомобильной дороге – 110 км/ч.

 

Превышение скорости в пределах 20 км/ч грозит штрафом от 68 до 135 евро. Если дело дойдет до суда, то сумма штрафа увеличивается в разы (до 450 и 750 евро соответственно). Превышение скорости на 50 км в час будет стоить 1500 евро.

 

 

 

 

 

 

 

Швейцария

 

В Швейцарии скорость в населенном пункте составляет 50 км/ч, вне населенного пункта – 80 км/ч; на автомобильной дороге – 100 км/ч; на автобане – 120 км/ч. На скоростных автомагистралях действует минимальное ограничение скорости – 80 км/ч.

 

В стране с 2013 года действует самое строгое наказание за превышение скорости. Швейцарские власти установили дифференциальный уровень штрафов в зависимости от превышенной скорости и месячного заработка  нарушителя. Превышение скорости на 5 км/ч обойдется в 40 швейцарских франков (33 евро), на 20 км/ч – 450 швейцарских франков (369 евро). Штраф за нарушение скоростного режима от 25 км/ч равняется 10-кратному размеру заработной платы за 1 день (daily income). За превышение скорости на 70 км/ч и выше автовладелец может попрощаться с автомобилем на несколько лет. Ему грозит тюремное заключение на срок от 1 года до 4 лет.

 

my-travel-info.ru

Польские специалисты: технически невозможно отправить белорусу "письмо счастья" за превышение скорости

    В Польше водители носятся как угорелые. Иногда кажется, что даже камеры скорости их не пугают. Но ведь желтые ящики стоят чуть ли не на каждом углу! А два года назад там установили ультрамодную систему, которая знает, с какой скоростью ехал автомобиль между двумя датчиками. В Центре автоматического контроля дорожного движения Польши корреспонденту Onliner.by рассказали об изменении менталитета водителей, а также о том, куда направляются штрафные деньги и чем грозит вспышка польского радара белорусу.

    Четыре-пять лет назад система автоматического контроля скорости в Польше была разрозненной: часть ее контролировала полиция, часть — муниципалитеты. Контроль носил неэффективный и бессистемный характер. Это напоминало игру в кошки-мышки. Несколько лет назад правительство соседней страны решило изменить правила и организовало структуру для курирования всех камер скорости. Оператором стал Центр автоматического контроля дорожного движения. «Это государственное учреждение, перед которым не стоит задача зарабатывать деньги», — подчеркивают специалисты центра.

Варшава, офис Центра автоматического контроля дорожного движения Польши

    Схема, по которой работают в Польше, очень похожа на белорусскую, но некоторые принципиальные отличия есть. Технически все как у нас: камера фиксирует нарушение, отправляет данные на сервер, затем происходит распознавание номера, после чего посылается запрос в базу о принадлежности машины.

    Важный нюанс: в соседней стране ответственность несет не собственник транспортного средства, а водитель. Но как узнать, кто находился за рулем? Поляки действуют просто. Напрямую спрашивают у владельца автомобиля, отправляя ему запрос. Около 80% граждан законопослушны и присылают ответ по существу — нарушители оплачивают штрафы. Но ведь есть еще 20%…

     - Что будет, если человек проигнорирует письмо? - спрашиваем.

    - Спустя 180 дней после того, как было заведено административное дело, в случае отсутствия ответа, материалы направляются в суд, - объясняет директор Центра автоматического контроля дорожного движения Марцин Флигер.

    - Но ведь это колоссальная нагрузка на судебную систему. Необходимость упрашивать владельца автомобиля явиться на заседание, доставлять его и так далее…

    - На самом деле нет. Обычно подобные заседания проходят по упрощенной схеме, даже без участия собственника машины. Штраф может достигать 5 тысяч злотых (около $1300), но таких случаев мало. Обычно сумма существенно меньше.

Марцин Флигер

    Информация о «рекордсменах» принципиально не предается огласке. Специалисты считают неправильным рекламировать злостных нарушителей. Вспоминают, впрочем, об одном «чемпионе», который в течение года попался камерам 60 раз. Данные о таких водителях также направляют в суд для принятия решения о лишении прав.

    Что будет, если камера скорости зафиксирует нарушение со стороны иностранца? Этот вопрос решен наполовину. Если автомобиль зарегистрирован в Евросоюзе, то никакой проблемы нет. Француз или бельгиец, превысивший скорость в Польше, получит «письмо счастья» на домашний адрес. Принцип работы такой же, как с поляками, — никаких особенностей.

    - А вот со странами Восточной Европы большие сложности, - признает руководитель центра. - Автомобили с белорусскими, украинскими, российскими номерами часто следуют транзитом через Польшу. Напрасно вы думаете, что они редко превышают скорость. По нашим данным, это более чем несколько процентов от общего числа нарушений! Но все случаи незавершенные. Мы видим номера, однако для нас это ничего не значащий набор букв и цифр. Присылать информацию на границу? Теоретически это сделать возможно. Но потребуется взаимодействие с МИДом и погранслужбой, придется передавать целый пакет документов, что усложняет задачу и не свойственно нашей структуре, которая работает мобильно. Вижу один путь решения проблемы - обмениваться информацией, например, с Беларусью.

    Камеры скорости размещают только в аварийно опасных местах и по рекомендации экспертов из Кракова и Гданьска, где находятся мощные исследовательские учреждения в области безопасности дорожного движения. Именно снижение числа аварий ставится во главу угла.

    - В обществе была большая дискуссия об установке камер скорости, - рассказывает директор Центра автоматического контроля дорожного движения. - Чего греха таить, водители не любят их. Но сейчас отношение меняется. Мы объясняем, что наша задача не собрать побольше штрафов, а снизить число аварий. Если в 2012-м благодаря камерам ежедневно фиксировали 60 превышений скорости, то в 2013-м - 30, а в 2015-м - всего 20. И мы считаем это хорошим результатом! Это означает, что люди приняли такой аргумент, как наличие камеры скорости, и стали вести себя более благоразумно на опасных участках дороги. Но нам еще есть куда стремиться…

    Сейчас на польских дорогах установлено более 400 стационарных датчиков, измеряющих скорость (для сравнения: в Беларуси — 255), еще 20 видеодетекторов фиксируют проезд на красный сигнал светофора.

    Так же, как в Беларуси, есть мобильные наряды, которые работают на дорогах в разных регионах (где нет стационарных камер). Но если у нас просто устанавливают треногу с камерой на обочине, то в Польше контроль ведется прямо из специальной — внимание! — движущейся машины. В остальном принцип тот же — «письма счастья» по адресу владельца автомобиля с последующим разбирательством. Хотя у сотрудников центра есть полномочия останавливать машины на дороге, но делают они это лишь в крайних случаях. «Не наша задача дублировать функции полиции», — говорит Марцин Флигер.

    А в 2014-м в Польше стали использовать камеры нового типа — теперь на определенном участке дороги устанавливают два датчика. Они измеряют, с какой скоростью автомобиль двигался не только непосредственно в зоне действия камеры, но и между «сигнальными флажками». Разделять видеодетекторы могут и километр, и два. Подобные системы активно используют в Великобритании, но в Беларуси они пока не узаконены: требуется вносить изменения в указ о камерах скорости.

    - Интересная реакция произошла с другой стороны, - поделились наблюдениями специалисты. - Одни выступают против камер скорости, а другие, наоборот, просят установить датчики возле их домов. И действительно, считаем, что 400 камер скорости - это слишком мало для Польши.

    По словам сотрудников центра, системы видеодетектирования в дорожном движении страны будут применяться еще активнее. Их планируется использовать для фиксации разговоров по телефону за рулем, проезда на красный сигнал светофора, разворота в неположенном месте и так далее. Справедливости ради заметим, что в Минске тоже уже несколько лет тестируются аналогичные видеодетекторы.

    - Технологии сегодня не проблема. Можно использовать британские, голландские, чешские девайсы, - считает Марцин Флигер. - Проблема в процедуре их легализации. Франция в этом смысле хороший пример. Там законодательство гибко и оперативно подстраивается под актуальные технологии и их практически сразу можно применять. Тогда получим быстрый эффект.Впрочем, серьезный результат от использования видеодетекторов в Польше уже есть. В июле 2011-го, когда центр только начал работу, количество погибших в ДТП на польских дорогах составляло более 4 тысяч случаев в год. Потом ситуацию удалось стабилизировать, и число смертельных случаев стало постепенно снижаться. В 2015-м оно составляло чуть менее 3 тысяч в год. К 2020-му планируется снизить цифру до 2 тысяч, то есть спасти еще 1 тысячу жизней.

    Сотрудники центра считают это достижение своей заслугой. Скептикам они показывают таблицу, не требующую особых комментариев: количество аварий, число погибших и пострадавших до установки камер скорости и после.

    Еще одна хорошая иллюстрация. В свое время в Польше определили три наиболее гиблых места. В июле - августе 2013-го там появились желтые ящики. Теперь в соответствующих графах круглые нули, хотя были десятки аварий, пострадавших и погибших.

    Во время интервью, специалисты больше говорили про статистику аварийности и устойчивое изменение поведения водителей, чем об особенностях камер скорости и новых девайсах. Видно, что акцент делается не на штрафах и даже не на модных устройствах, а на влиянии на дорожную ситуацию.

    Принципиальный вопрос касается предупреждений о камерах скорости. В Беларуси это желтые знаки, но, как правило, серые камеры. В Германии никаких табличек нет - только закамуфлированные столбики, которые в определенный момент «стреляют» вспышкой. Во Франции места установки датчиков сначала обозначали, потом перестали, но пару лет назад вернулись к старой практике. В Польше предупреждают с помощью синих знаков, а сами камеры покрашены в ярко-желтый цвет.

    - Это не только предупреждение о вспышке, но и обозначение аварийно опасного места, - убеждены сотрудники центра.

    Размер штрафа за превышение скорости в Польше:

    Превышение от 11 до 20 км/ч влечет штраф в 50—100 злотых ($13—26) и 2 штрафных балла;     от 21 до 30 км/ч — 100—200 злотых ($26—52) и 4 балла;     от 31 до 40 км/ч — 200—300 злотых ($52—78) и 6 баллов;     от 41 до 50 км/ч — 300—400 злотых ($78—104) и 8 баллов;     свыше 50 км/ч — 400—500 злотых ($104—130) и 10 баллов (при достижении 24 баллов забирают права и отправляют на пересдачу).

    - Куда поступают штрафные деньги?

    - В государственный бюджет. Оттуда бóльшая часть направляется на строительство и модернизацию дорог, в том числе установку ограждений, возведение развязок, повышение безопасности на пешеходных переходах и так далее.

    Слова специалистов звучали убедительно, и система, не сомневаемся, сейчас настроена правильно. Почему же нет ощущения спокойного потока? Вокруг все едут явно с превышением, только изредка притормаживая у камер скорости. Это ощущение сохраняется у белорусов после поездки по польским дорогам.

    - Почему же поляки постоянно превышают скоростной режим?

    - Превышение - это всегда проблема, - ответили специалисты центра. - Изменение долгосрочного поведения водителей является длительным и непростым процессом. Установка камер скорости - только первый шаг. В перспективе - развитие системы видеодетектирования нарушения. Но наша главная задача - убедить соблюдать ПДД не только из-за страха наказания.

autogrodno.by

Особенности ПДД Польши, или чего не знают беларусы: камеры фиксации скорости, ДТП, ремни безопасности, сезонные шины и др

    По данным полиции, каждый день в Польше в ДТП попадают три беларуса и далеко не все знают, как правильно себя вести. А у каждого десятого нарушителя с синим паспортом нет необходимой суммы на штраф.

    Не знают наши граждане и как себя вести с представителями власти. Пререкаешься с человеком в форме? В изолятор! Нет денег на оплату штрафа? В суд! Попал по своей глупости в аварию и не хочешь признавать вину? Будь готов отвечать за создание препятствия!

    Журналисты auto.onliner.by встретились с генеральным консулом Беларуси в Белостоке и представителями дорожной полиции, чтобы обсудить автоприключения беларусов в соседней стране.

    Полномочия мундиров: останавливать и штрафовать

    В прошлом году, по данным наших дипломатов, было зафиксировано 7,8 млн пересечений беларуско-польской границы гражданами РБ. Многие ехали на машинах. Но не все автомобилисты знают про одну особенность польского законодательства. Проверку документов у водителя могут произвести не только полицейские, но и пограничники, таможенники, сотрудники транспортной инспекции и даже лесничие. В общем, все, у кого есть мундир. Аналогичные полномочия представителей силовых ведомств также прописаны в ПДД Беларуси, но на практике у нас с таким редко сталкиваешься. А вот в Польше...

    — Полицейский всегда будет одет в форменное обмундирование, — обращает внимание начальник отдела дорожного движения городской комендатуры полиции Белостока Павел Мацеюк. — При этом автомобиль может быть гражданским. Водителю при остановке запрещается выходить из салона, а руки он должен держать на руле. Это общие положения, о которых знает каждый польский водитель.

Павел Мацеюк

    Не только полицейский, но и, например, польский таможенник может привлечь водителя к ответственности, если, скажем, не пристегнут пассажир с заднего сиденья. А пограничник вправе осуществлять регулировку движения. Пожарный же, например, имеет возможность оштрафовать за «лысые» покрышки. При чем тут спасатели к шинам, спрашиваете? Ну хотя бы при том, что покрышка при трении может загореться. Такие случаи не раз фиксировались не только в Польше и Беларуси.

    Прямо во время нашего интервью раздался звонок. Генерального консула Беларуси в Белостоке Александра Берабеню пригласили в суд. Оказалось, что нашему водителю автобуса грозит огромный штраф — до 21 тыс. злотых ($6,5 тыс.). Причина — на одном из колес ниже допустимого уровня стерся протектор. Безопасности перевозки пассажиров в Польше уделяется огромное внимание.

Александр Берабеня

    — Есть один нюанс, — говорит Александр Берабеня. — Наши водители начинают по беларуской привычке препираться с человеком в форменном обмундировании: «А на каком основании меня остановили? Да кто вы такие?» Но здесь не столь лояльны, как в Беларуси. Разговаривают представители силовых ведомств, как правило, недолго и доставляют в полицию. А после в консульство поступает звонок нашего водителя: «Помогите!»

    Пассивное оказание сопротивления

    — А у меня нет денег! — заявляет беларуский водитель, рассчитывая, что все в этом случае обойдется предупреждением. Это обычно используется как некий аргумент в споре с представителями дорожной полиции.

    — Но наш водитель не принимает во внимание, что тем самым признается в нарушении закона об иностранцах, по которому обязан иметь по 370 злотых наличными на каждый день пребывания, — напоминает генеральный консул Беларуси в Белостоке. — Запомните, любые препинания и разговоры ведут только к ухудшению положения автолюбителя. Это даже может трактоваться как пассивное оказание сопротивления. А при отсутствии необходимых средств водителя доставляют в изолятор, и это не некая крайняя мера, а обычная практика. В суде сумма штрафа вырастает, прибавьте сюда также судебные издержки. Поскольку до оплаты штрафа паспорт не возвращается, деньги по почте, соответственно, беларус получить не может. В гостиницу без документов тоже не заселяют. Вот такая безрадостная картина.

    В консульстве говорят, что такие случаи не единичные. Дипломаты стараются помочь. Например, заселяют в отель под свои гарантии, но заслуженный штраф, разумеется, придется выплачивать нарушителю.

    — Кстати, а если деньги есть, но хранятся на карточке? — задали мы вопрос в полиции Белостока.    — В таком случае идем навстречу и довозим нарушителя до банкомата, чтобы он мог снять деньги и погасить штраф, — рассказали там.

    Уже ездить надо!

    — На данный момент 79% польских дорог не соответствуют стандартам ЕС, — приводит такую статистику генеральный консул Беларуси в Белостоке. — Проезжая часть тут более узкая, чем в Беларуси, а обочины иногда вообще нет. Как оказывается, наши водители к этому не готовы. При повороте налево стараются захватить встречной полосы и часто не рассчитывают пространство для маневра. В результате когда уходят от столкновения со встречным автомобилем, не справляются с управлением… В лучшем случае обходится поврежденным боковым зеркалом, в худшем — лобовыми столкновениями. На печально известном 90-градусном повороте на дороге Белосток — Ломжа в этом году в ДТП попали 27 автомобилей. Часть опрокинулась, часть съехала в кювет.

    Основная доля происшествий с погибшими и пострадавшими (в Польше также отдельно ведут статистику учетных аварий) регистрируется на двухполосных дорогах, подтверждают в дорожной полиции Белостока. Три основные причины — такие же, как в Беларуси: превышение скорости, нарушение правил обгона и правил проезда перекрестка.

    Сон не в руку

    Несколько «сонных» аварий с участием беларусов было зарегистрировано в Подляском воеводстве за последнее время. После беготни по торговым центрам наши усталые соотечественники садятся за руль и направляются к границе, но не всегда рассчитывают силы. Одно из наиболее резонансных ДТП произошло в прошлом году. Беларус за рулем фуры выехал на встречную полосу и врезался в грузовик. Тогда погибли трое поляков. По информации Павла Мацеюка, виновник аварии мог заснуть за рулем, в данный момент дело находится в суде.

    В этом году в Подляском воеводстве было зарегистрировано четыре учетных ДТП с участием беларусов: двое наших соотечественников погибли, а шесть пострадали.

    «Пьяная» виза аннулируется

    — Сам с 1971 года езжу за рулем. Но чего никогда не пойму, так это употребления алкоголя водителями и последующего управления автомобилем, — признается Александр Берабеня. — В последнее время таких случаев с беларусами зафиксировано на 20% больше. По польским законам пьяных водителей сразу отправляют в вытрезвитель. Одновременно документы высылают в суд. А машину доставляют на штрафстоянку. Затем водитель оказывается в суде для участия в так называемом ускоренном процессе. В итоге, как правило, он получает штраф и запрет на управление транспортными средствами на территории Польши. Нарушают ли беларусы такие запреты? Да. Был один парень, который в итоге 21 день провел в изоляторе за это нарушение. И это хорошо еще, что в машине был пассажир с водительскими правами!

    В полиции Белостока заметили, что уже управление автомобилем при 0,2 промилле считается административным правонарушением, а за состояние в 0,5 промилле может наступить уголовная ответственность (лишение свободы до двух лет).

    В случае вины в ДТП лучше подписать европротокол и убрать машину

    Всего в Польше в прошлом году произошло более 900 мелких аварий с участием беларусов. В случае ДТП без пострадавших рекомендуется оформлять европротокол без вызова полиции. В каком-то смысле это даже выгодно: если виновник не признает за собой нарушения, настоит на привлечении правоохранительных органов и не уберет машину с проезжей части, то его действия могут быть расценены как создание препятствия. Можно договориться с другим участником и обойтись распиской. Если же прибывшая полиция посчитает, что виновник заблокировал движение, то он может быть оштрафован за создание препятствия на 500 злотых. Не согласен? Тогда в суд.

    Про техосмотр, ближний свет, автокресла и покрышки

    Многих водителей интересует, какие документы могут потребовать полицейские в Польше.

    — Обычно просим предъявить водительское удостоверение, техпаспорт и страховку (зеленую карту), — заверил нас Павел Мацеюк. — Сертификат о прохождении техосмотра не требуем.

    В то же время, по свидетельствам некоторых беларусов, как-то на границе у водителей требовали предъявить отметку о прохождении ТО. Там также могут обратить внимание на работу световых приборов, состояние колес и т. д.

    — Весь год при передвижении по территории Польши у автомобиля должен быть включен ближний свет фар, — напоминает о некоторых особенностях ПДД Павел Мацеюк. — Автокресла обязательны для детей до 12 лет или ростом ниже 150 см. А вот использование зимних шин в холодное время года носит рекомендательный характер. Зато у нас нельзя ездить на шипованных покрышках.

    Камеры фиксации нарушений

    Камер фотофиксации нарушений ПДД в Польше установлено много. Но как это касается беларусов?

    — Все просто. Номер транспортного средства зафиксирован. Информация отправляется на границу, где водителю предложат оплатить штраф, — рассказывает Александр Берабеня. — Что если успел пересечь границу до получения «письма счастья»? В Беларусь, конечно, уведомления не высылают, но при повторном посещении Польши водителю опять-таки предложат оплатить штраф. К сведению: информация хранится в базе в течение 10 лет. Хочется также попросить наших граждан не совершать бессмысленных действий. Например, не надо доказывать, мол, это не я или я не нарушал. Как правило, польская сторона оперативно предоставляет фото- и видеодоказательство нарушения. Нужно вести себя спокойно и не забывать про соблюдение других пунктов ПДД. Как-то был случай. Водитель двигался по улице, где скорость ограничена 40 км/ч. Он ехал не быстро, но заметил вспышку. Автомобилист решил проверить: объехал квартал, вернулся на улицу, двигался уже 30 км/ч и его снова сфотографировали. Тогда он проделал трюк снова и снова. А потом получил пять «писем счастья» за непристегнутый ремень.

    В полиции нам подтвердили, что с помощью камер может фиксироваться не только превышение скорости, но также использование ремней безопасности и разговоры по мобильнику за рулем. Правда, система автоматического фиксирования находится в ведении транспортной инспекции. А полиция работает только с мобильными радарами. «Кстати, пристегиваться в Европе нужно обязательно не только потому, что могут выставить штраф. Два месяца назад по пути в Бобровники в аварию попали беларусы — семейная пара. Их машину развернуло, вынесло на встречную полосу, где произошло столкновение. Так как оба были пристегнуты, то практически не пострадали», — приводит такой пример Александр Берабеня.

    Дети в машине

    В этом году несколько беларусов были оштрафованы за то, что оставили маленьких детей в жару запертыми в салоне автомобиля. Обычно такие случаи фиксировались вблизи крупных торговых центров. На место вызывались сотрудники полиции.

    — Был случай в Гданьске, когда в салоне машины погибли двое малышей, граждане Польши. Они задохнулись от жары, — прокомментировали в беларуском консульстве в Белостоке. — Поэтому внимание сейчас к этой проблеме очень высокое. Даже случайные прохожие, увидев такую ситуацию, могут разбить стекло, чтобы достать детей. Если же у автовладельца возникнут претензии, например за разбитое стекло, то дело будет рассматриваться в суде. И уверяем, решение будет не в его пользу.

    Грабежи на стоянках

    В течение года приходили тревожные сообщения: «Очередной автолюбитель ограблен близ Белостока», «В Подляском воеводстве задержана банда, охотившаяся на беларусов» и т. д.

    — На самом деле грабят не только беларусов, но и граждан других стран, — обращают внимание дипломаты. — Но действительно, были задержаны две группировки, от действий которых пострадали наши соотечественники. В одном случае задержали троих граждан Польши, в другом — двоих беларусов. Но есть характерный момент: пострадавшие оставляли автомобили в неприметных местах или ночевали в машине где-нибудь в лесу. То есть косвенно сами провоцировали преступников. Достаточно соблюдать элементарные меры безопасности, чтобы поездка в Польшу запомнилась исключительно с положительной стороны.

    Запчасти, шины и диски в Польше (Белосток) в каталоге АвтоГродно.

    Читайте также:

    Поляки крайне недовольны выплатами нашего обязательного страхования. Случай, как польский Mercedes CLK побили в Гродно.    Жителя Польши оштрафовали за тонировку задних стекол. Гость Беларуси не может понять, как такая тонировка влияет на безопасность ДД?    Сотрудник ГАИ пояснил, почему составил протокол за тонировку на водителя из Польши и почему мимо проехали затонированные автомобили

autogrodno.by

«У нас есть проблемы с белорусами». О принципах работы системы камер скорости в Польше

В Польше водители носятся как угорелые. Иногда кажется, что даже камеры скорости их не пугают. Но ведь желтые ящики стоят чуть ли не на каждом углу! А два года назад там установили ультрамодную систему, которая знает, с какой скоростью ехал автомобиль между двумя датчиками. В Центре автоматического контроля дорожного движения Польши, куда корреспонденты Onliner.by заехали во время командировки, мы говорили об изменении менталитета водителей, а также о том, куда направляются штрафные деньги и чем грозит вспышка польского радара белорусу.

Четыре-пять лет назад система автоматического контроля скорости в Польше была разрозненной: часть ее контролировала полиция, часть — муниципалитеты. Контроль носил неэффективный и бессистемный характер. Это напоминало игру в кошки-мышки. Несколько лет назад правительство соседней страны решило изменить правила и организовало структуру для курирования всех камер скорости. Оператором стал Центр автоматического контроля дорожного движения. «Это государственное учреждение, перед которым не стоит задача зарабатывать деньги», — подчеркивают специалисты центра.

Схема, по которой работают в Польше, очень похожа на белорусскую, но некоторые принципиальные отличия есть. Технически все как у нас: камера фиксирует нарушение, отправляет данные на сервер, затем происходит распознавание номера, после чего посылается запрос в базу о принадлежности машины.

Важный нюанс: в соседней стране ответственность несет не собственник транспортного средства, а водитель. Но как узнать, кто находился за рулем? Поляки действуют просто. Напрямую спрашивают у владельца автомобиля, отправляя ему запрос. Около 80% граждан законопослушны и присылают ответ по существу — нарушители оплачивают штрафы. Но ведь есть еще 20%…

— Что будет, если человек проигнорирует письмо? — спрашиваем.

— Спустя 180 дней после того, как было заведено административное дело, в случае отсутствия ответа, материалы направляются в суд, — объясняет директор Центра автоматического контроля дорожного движения Марцин Флигер.

— Но ведь это колоссальная нагрузка на судебную систему. Необходимость упрашивать владельца автомобиля явиться на заседание, доставлять его и так далее…

— На самом деле нет. Обычно подобные заседания проходят по упрощенной схеме, даже без участия собственника машины. Штраф может достигать 5 тысяч злотых (около $1300), но таких случаев мало. Обычно сумма существенно меньше.

Информация о «рекордсменах» принципиально не предается огласке. Специалисты считают неправильным рекламировать злостных нарушителей. Вспоминают, впрочем, об одном «чемпионе», который в течение года попался камерам 60 раз. Данные о таких водителях также направляют в суд для принятия решения о лишении прав.

Что будет, если камера скорости зафиксирует нарушение со стороны иностранца? Этот вопрос решен наполовину. Если автомобиль зарегистрирован в Евросоюзе, то никакой проблемы нет. Француз или бельгиец, превысивший скорость в Польше, получит «письмо счастья» на домашний адрес. Принцип работы такой же, как с поляками, — никаких особенностей.

— А вот со странами Восточной Европы большие сложности, — признает руководитель центра. — Автомобили с белорусскими, украинскими, российскими номерами часто следуют транзитом через Польшу. Напрасно вы думаете, что они редко превышают скорость. По нашим данным, это более чем несколько процентов от общего числа нарушений! Но все случаи незавершенные. Мы видим номера, однако для нас это ничего не значащий набор букв и цифр. Присылать информацию на границу? Теоретически это сделать возможно. Но потребуется взаимодействие с МИДом и погранслужбой, придется передавать целый пакет документов, что усложняет задачу и не свойственно нашей структуре, которая работает мобильно. Вижу один путь решения проблемы — обмениваться информацией, например, с Беларусью.

Камеры скорости размещают только в аварийно опасных местах и по рекомендации экспертов из Кракова и Гданьска, где находятся мощные исследовательские учреждения в области безопасности дорожного движения. Именно снижение числа аварий ставится во главу угла.

— В обществе была большая дискуссия об установке камер скорости, — рассказывает директор Центра автоматического контроля дорожного движения. — Чего греха таить, водители не любят их. Но сейчас отношение меняется. Мы объясняем, что наша задача не собрать побольше штрафов, а снизить число аварий. Если в 2012-м благодаря камерам ежедневно фиксировали 60 превышений скорости, то в 2013-м — 30, а в 2015-м — всего 20. И мы считаем это хорошим результатом! Это означает, что люди приняли такой аргумент, как наличие камеры скорости, и стали вести себя более благоразумно на опасных участках дороги. Но нам еще есть куда стремиться…

Сейчас на польских дорогах установлено более 400 стационарных датчиков, измеряющих скорость (для сравнения: в Беларуси — 255), еще 20 видеодетекторов фиксируют проезд на красный сигнал светофора.

Так же, как в Беларуси, есть мобильные наряды, которые работают на дорогах в разных регионах (где нет стационарных камер). Но если у нас просто устанавливают треногу с камерой на обочине, то в Польше контроль ведется прямо из специальной — внимание! — движущейся машины. В остальном принцип тот же — «письма счастья» по адресу владельца автомобиля с последующим разбирательством. Хотя у сотрудников центра есть полномочия останавливать машины на дороге, но делают они это лишь в крайних случаях. «Не наша задача дублировать функции полиции», — говорит Марцин Флигер.

А в 2014-м в Польше стали использовать камеры нового типа — теперь на определенном участке дороги устанавливают два датчика. Они измеряют, с какой скоростью автомобиль двигался не только непосредственно в зоне действия камеры, но и между «сигнальными флажками». Разделять видеодетекторы могут и километр, и два. Подобные системы активно используют в Великобритании, но в Беларуси они пока не узаконены: требуется вносить изменения в указ о камерах скорости.

— Интересная реакция произошла с другой стороны, — поделились наблюдениями специалисты. — Одни выступают против камер скорости, а другие, наоборот, просят установить датчики возле их домов. И действительно, считаем, что 400 камер скорости — это слишком мало для Польши.

По словам сотрудников центра, системы видеодетектирования в дорожном движении страны будут применяться еще активнее. Их планируется использовать для фиксации разговоров по телефону за рулем, проезда на красный сигнал светофора, разворота в неположенном месте и так далее. Справедливости ради заметим, что в Минске тоже уже несколько лет тестируются аналогичные видеодетекторы.

— Технологии сегодня не проблема. Можно использовать британские, голландские, чешские девайсы, — считает Марцин Флигер. — Проблема в процедуре их легализации. Франция в этом смысле хороший пример. Там законодательство гибко и оперативно подстраивается под актуальные технологии и их практически сразу можно применять. Тогда получим быстрый эффект.

Впрочем, серьезный результат от использования видеодетекторов в Польше уже есть. В июле 2011-го, когда центр только начал работу, количество погибших в ДТП на польских дорогах составляло более 4 тысяч случаев в год. Потом ситуацию удалось стабилизировать, и число смертельных случаев стало постепенно снижаться. В 2015-м оно составляло чуть менее 3 тысяч в год. К 2020-му планируется снизить цифру до 2 тысяч, то есть спасти еще 1 тысячу жизней.

Сотрудники центра считают это достижение своей заслугой. Скептикам они показывают таблицу, не требующую особых комментариев: количество аварий, число погибших и пострадавших до установки камер скорости и после.

Еще одна хорошая иллюстрация. В свое время в Польше определили три наиболее гиблых места. В июле — августе 2013-го там появились желтые ящики. Теперь в соответствующих графах круглые нули, хотя были десятки аварий, пострадавших и погибших.

Во время интервью со специалистами мы больше говорили про статистику аварийности и устойчивое изменение поведения водителей, чем об особенностях камер скорости и новых девайсах. Видно, что акцент делается не на штрафах и даже не на модных устройствах, а на влиянии на дорожную ситуацию.

Принципиальный вопрос касается предупреждений о камерах скорости. В Беларуси это желтые знаки, но, как правило, серые камеры. В Германии никаких табличек нет — только закамуфлированные столбики, которые в определенный момент «стреляют» вспышкой. Во Франции места установки датчиков сначала обозначали, потом перестали, но пару лет назад вернулись к старой практике. В Польше предупреждают с помощью синих знаков, а сами камеры покрашены в ярко-желтый цвет.

— Это не только предупреждение о вспышке, но и обозначение аварийно опасного места, — убеждены сотрудники центра.

Все же скажем пару слов о наказании за нарушение скоростного режима в Польше. Превышение от 11 до 20 км/ч влечет штраф в 50—100 злотых ($13—26) и 2 штрафных балла; от 21 до 30 км/ч — 100—200 злотых ($26—52) и 4 балла; от 31 до 40 км/ч — 200—300 злотых ($52—78) и 6 баллов; от 41 до 50 км/ч — 300—400 злотых ($78—104) и 8 баллов; свыше 50 км/ч — 400—500 злотых ($104—130) и 10 баллов (при достижении 24 баллов забирают права и отправляют на пересдачу).

— Куда поступают штрафные деньги? — задали мы проверочный вопрос.

— В государственный бюджет. Оттуда бóльшая часть направляется на строительство и модернизацию дорог, в том числе установку ограждений, возведение развязок, повышение безопасности на пешеходных переходах и так далее.

Слова специалистов звучали убедительно, и система, не сомневаемся, сейчас настроена правильно. Почему же нет ощущения спокойного потока? Вокруг все едут явно с превышением, только изредка притормаживая у камер скорости. Это наше ощущение после поездки по польским дорогам.

— Почему же поляки постоянно превышают скоростной режим? Во время нашей командировки мы старались двигаться строго по знакам, но нас все время опережали, — мы не могли не задать этот волнующий нас вопрос.

— Превышение — это всегда проблема, — ответили специалисты центра. — Изменение долгосрочного поведения водителей является длительным и непростым процессом. Установка камер скорости — только первый шаг. В перспективе — развитие системы видеодетектирования нарушения. Но наша главная задача — убедить соблюдать ПДД не только из-за страха наказания.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by

auto.onliner.by

Особенности правил дорожного движения (ПДД) и ситуаций на дорогах в Польше

Оригинал: Особенности правил дорожного движения (ПДД) и ситуаций на дорогах в Польше

В этом посте я хочу описать основные отличия между польскими и украинскими ПДД. Хочу обратить внимание, что украинские правила я знаю по состоянию на 2009 год. Вполне вероятно, что некоторые отличия - уже и не отличия :)

Скоростной режим

В Польше со скоростным режимом всё сложно :). Сейчас я сам полезу в правила, потому что не могу правильно запомнить всех ограничений, потому что они зависят не только от типа дороги, но также от времени суток и количества полос :).В городе - днем 50, ночью 60.За городом - с одной полосой 90, с двумя полосами 100На экспресовой (наша "дорога для автомобилей") - с одной полосой 100, с двумя полосами 120На автостраде - 140

Признаться, таких мудреных ограничений я не встречал ни в одной другой стране. К примеру, в Германии всё просто - 50/100/130 (город/трасса/автострада)

UPD: Еще одно важное отличие - в Польше не существует понятия  "допустимого" (не облагаемого штрафом) превышения, как в Украине +10 или +20. Наложить на вас штраф могут и при превышении на 1 км/ч. Другое дело, что с превышением до 10км/ч вас вряд-ли будут останавливать.

Светофоры

Такой дуристики с комбинациями секций/стрелок с основным светом, как в Украине, нет. Если для разных полос/потоков машин существует своя фаза, то для каждой полосы/потока стоит свой полноценный светофор с соответствующими стрелочками.

Обратите внимание на фото справа (увеличить по клику). На самой левой полосе на лампочке светофоре нарисованная стрелочка, что означает, что водитель, едущий на зеленый сигнал этого светофора налево, имеет перед всеми приоритет. Если бы этой стрелочки не было (как на остальных светофорах), то водитель, в случае поворота (а здесь на самой левой полосе, в соответствии со знаком, только налево и можно) был бы обязан пропустить встречные авто и пешеходов, переходящих на зеленый свет. Собственно, поворачивающие на этом перекрестке направо, должны пропустить пешеходов.

Дополнительная секция для поворота направо работает точно так, как в Украине табличка с зеленой стрелочкой - можешь ехать,  если уступишь всем остальным участникам движения.

ЭкипировкаВ обязательный список, помимо знака аварийной остановки, аптечки и огнетушителя, входит светоотражающий жилет. Огнетушитель не обязательно должен быть в салоне. А вот светоотражающий жилет, кстати, в некоторых странах ЕС таки должен находится именно в салоне (не в Польше).

Пару лет назад на выезде из какого-то супермаркета в сильный снегопад застряла машина, заблокировав выезд. Полиция на месте помогла машину вытолкать, но выписала водителю штраф за то, что он выехал неподготовленным к существующим метеоусловиям (не было лопаты).

Знак начала/конца населенного пункта.

Если в Украине границы населенного пункта определяются белым фоном на табличке с названием этого пункта, то в Польше – это специальных знак, показанный на картинке справа. (Окончание нас. пункта – тот же знак, но перечеркнутый).

Ближний свет (или дневные ходовые огни)

Должны быть включены 24 часа в сутки на всех авто, участвующих в движении. Лично я считаю эту практику крайне полезной и реально увеличивающей безопасность. Особенно хорошо это ощущается при выезде на перекрестках с ограниченным обзором, оборудованных зеркалами.

В Польше принято подавать знаки водителям, которые забыли включить ближний свет. Делается это либо морганием дальним (если вы в авто), либо просто машете водителю и показываете пальцем на фары. За это принято благодарить, ведь лучше, чтобы на выключенный свет обратил ваше внимание посторонний человек, а не полиция :).

Общение с полицией

На всякий случай еще раз напомню, что полицейским ни в коем случае не предлагаем взяток!

В случае остановки вашего авто полицейским - нельзя выходить из авто, пока он вас не попросит. Насколько мне известно, в противном случае, по инструкции он должен вас уложить лицом в капот/асфальт.

Лица, которые не проживают в Польше, штраф должны заплатить на месте наличными полицейскому.

ПешеходыЕсли в Украине водитель обязан уступить дорогу пешеходу, который только намеревается перейти дорогу по зебре, то в Польше - это не так. Водитель обязан пропустить только пешехода, который уже находится на зебре. В свою очередь, пешеход обязан убедиться, что он может безопасно перейти дорогу. Пешехода даже могут оштрафовать, если на пешеходном переходе он выскочит под едущий автомобиль.ВелосипедыБуквально в этом году в силу вступили довольно серьезные изменения, касающиеся велосипедистов. Если в предыдущих изменениях им серьезно добавили прав на проезжей части, практически уравняв в правах с автомобилями (т.е. могут ездить по любым полосам, совершать повороты и развороты и т.д.), то с последними изменениями велосипедистов урезали в правах на тротуарах.

Фактически, в населенных пунктах велосипедист теперь может ездить только по велодорожкам и проезжей части. Дело в том, что в правило, которое касается права велосипедиста ехать по пешеходной дорожке, добавили всего пару слов: "...если на проходящей рядом дороге ограничение максимальной скорости выше 50 км/ч".

РазноеЗапрещено на авто въезжать в лес, за исключением случаев, когда в лесу организована специальная парковка, или у вас есть специальное разрешение.

У полицейских нет полосатых жезлов :). Вместо этого, обычно, используют красный кружок на палочке, но могут обходится и без него.

Не существует системы знаков регулировщика (или о ней никто не знает). Регулировщики на перекрестках появляются только в особых ситуациях (аварии), и просто подают водителям любые понятные знаки.

Вместо послесловияВ остальном, серьезных отличий я не припомню. Стоит понимать, что правила всё-таки унифицируются - не зря ведь права международного образца (в т.ч. украинские) позволяют водить авто в Европе.

Если что-то еще вспомню, буду добавлять в пост.

Вопросы приветствуются. Лайки и +1 – тоже :).

mr-torn.livejournal.com


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"