Педагогическая технология по пдд


Материал (старшая группа) на тему: Доклад к районному семинару "Современные образовательные технологии в дошкольных организациях" на тему "Обучение детей старшего возраста правилам дорожного движения" | скачать бесплатно

Доклад к районному семинару

 «Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных организациях»

на тему:

«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

     Воспитатель МБДОУ

 детский сад «Снежинка»

Борисенко Татьяна Николаевна

п. Игрим

2014

         Актуальность и практическая значимость обучения  детей правилам дорожного движения и в целом в профилактике детского дорожно - транспортного травматизма подчёркиваются высокими статистическими показателями.

          К сожалению, у нас в посёлке ещё недостаточно оборудованных детских площадок, где дети могут проводить время, находясь в сравнительной безопасности. Поэтому часто дворы являются местом игр ребят, а они практически все проездные. Недостаток светофоров также ощущается, ведь поток транспортных средств на дорогах стал более интенсивным.

         Попадая в обстановку большого города, ребёнок теряется от обилия неизвестных дорожных знаков, разнообразия светофоров. Его внимание рассеивается, ребёнок теряет бдительность, даже пугается.

Поэтому, уже в детском саду необходимо изучать правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах не только в малых населённых пунктах, но ориентируясь на современные мегаполисы.

         Поэтому мной был  разработан  проект «Школа кота Леопольда»,  который  разработан с учётом условий именно нашего посёлка и с перспективой на город.    

         Реализация содержания проекта проходит через кружковую деятельность с детьми старшего возраста.

       Проект   «Школа кота Леопольда»  состоит из трёх блоков:

  • Ребёнок – пешеход;
  • Ребёнок – пассажир транспорта;
  • Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипед, ролики, самокат).

         

        Блок  «Ребёнок - пешеход» включает в себя темы: «Транспорт», «Дорожные знаки», «Улица, дорога, проезжая часть»,  «Движение транспорта и пешехода»,   «Оказание первой помощи».  В этом блоке у детей расширяем представления об истории появления первых транспортных средств, упражняем в классификации автомобильного транспорта.  Через целевые прогулки и  экскурсии по улицам посёлка ребята знакомятся с дорожными знаками, отмечают их разнообразие. Совершают переход дороги в установленных местах, отмечают значение сигналов светофора как для пешеходов, так и для водителей.

      Частыми гостями в нашем детском саду являются сотрудники  ГИБДД,  которые знакомят детей с профессией инспектора дорожной  патрульной службы (ДПС),  объясняют причины, по которым дети попадают в дорожно - транспортные происшествия (ДТП). Совместно проводим мероприятия: аттракционы соревновательного характера, викторины, театрализованные постановки с использованием кукол, привлечением героев.        

      Медицинская сестра рассказывает о  различных видах травм, в игровой форме учит оказывать первую медицинскую помощь.

         Блок  «Ребёнок – пассажир» включает темы: «В легковом автомобиле», «В общественном транспорте»,  в которых дети закрепляют знания о правилах поведения  в транспортных средствах, знают о значении ремней безопасности, детских автомобильных кресел. Учатся правилам перехода через дорогу после выхода из общественного транспорта.  Регулярные поездки в бассейн, в выставочный зал, в спорткомплекс, а также в личных автомобилях родителей помогают детям закреплять знания на практике.

      Блок  «Ребёнок – водитель»  включает следующие темы: «Ребёнок – велосипедист, ребёнок на самокате», «Ребёнок на роликах».  На игровой  площадке  детского сада оформлен перекрёсток с дорожной разметкой,  пешеходными  переходами, где дети применяют свои знания ПДД, проигрывают их. При этом  применяют соответствующую экипировку для безопасности жизни и здоровья.

       Для достижения высокого уровня обучения детей правилам дорожного движения используются такие методы обучения, как показ презентаций, мультфильмов, чтение художественной литературы, создание детьми схем маршрута, составление рассказов из личных наблюдений,   изготовление плакатов и буклетов по профилактике детского дорожного транспортного травматизма.

        Результат ведения кружковой работы по этой теме показывает, что наши выпускники, став полноправными участниками дорожного движения, могут свободно выбирать маршрут от дома до школы, до дома друга, на секции и кружки в различные образовательные учреждения.

nsportal.ru

МБУ детский сад № 200

СЕМИНАР «Использование современных образовательных технологий, направленных на ознакомление дошкольников с дорожной грамотой»

 

 Подготовила:воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Н.В.

 

Дети больше других подвергаются опасности на дорогах. У ребенка небольшой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве.

В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, и учится важнейшим правилам поведения на дороге. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Остается актуальным поиск эффективных современных технологий по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

В век информационных технологий, важно ввести новые формы работы с дошкольниками (ИКТ, проектная деятельность, ТРИЗ). 

Информационно-коммуникационные технологии  позволяют  сделать подачу дидактического материала, направленного на обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице максимально удобной и наглядной, что стимулирует  интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в воспитательно-образовательном процессе.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения позволяет сделать совместную деятельность с детьми  нетрадиционной, яркой, насыщенной,    приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.        

Они включают в себя:

занимательные вопросы. Например: «Найди трех пешеходов, которые опасно ведут себя на улице»;анимационные картинки;  проблемные ситуации, в которых дети помогают   героям, попавшим  в трудную ситуацию и нуждающимся в помощи. Например: «Помоги Колобку перейти через проезжую часть».

Темы   презентаций  охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения:- виды транспортных средств, их классификация. Например: Игра «Четвертый лишний»;- группы дорожных знаков;- причины ДТП;- участники дорожного движения;- сведения о дороге и ее главных составных частях. 

Метод проектов как педагогическая технология – один из новых видов деятельности, который используется при обучении дошкольников правилам дорожного движения. Это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах. 

Новым, считаются занятия по ПДД с применением тризовских методов и приёмов, на которых основными средствами работы с детьми являются  педагогический поиск. Например: давая, детям задание о работе светофора, начинаем с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем  светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? и др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такие занятия проводятся как поисковые.

Для развития системного мышления дошкольников используются интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

ТРИЗ помогает сделать знакомство с правилами дорожного движения и знаками интересным, необычным, творческим. Что развивает в детях ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разные проблемы, принимать нестандартные решения.

Тризовская технология  в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания ПДД творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. 

Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.

Участники по жетонам зелёного и красного цвета делятся на две команды. 

Задание 1 «Эмблема и название» (каждой команде выдаётся белый лист, фломастеры).

Каждая команда придумывает себе название и создаёт свою эмблему, отражающую тематику мероприятия. По выполнению задания проходит презентация эмблемы команды и представление.

Задание 2  «Составь дорожный знак»

 Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Придумайте дорожный знак (можно сказочный или к сказке, к сказочной ситуации) и представьте его.

Задание 3 «Мозговой штурм»

Каждому педагогу нужно подготовить в течении 1 минуты и записать на листочке вопрос по ПДД к определенному педагогу из другой команды. (например: Как правильно ходить по тротуару? (Нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам).

Задание 4  «Пешеход»

Выложить макет пешеходного перехода, правильно расставить светофор и дорожные знаки. Объяснить как правильно перейти дорогу.

Задание 5 «Умники и умницы»

команды отвечают поочередно на вопросы:

  1. Как называют людей идущих по улице? (пешеходы).
  2. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар).
  3. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
  4. В каком месте нужно переходить дорогу? (на пешеходных переходах).
  5. С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми).
  6. Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).
  7. Почему нельзя играть на дороге? (что бы не сбили машины).
  8. Про кого или что говорят - главный командир на дороге? (светофор).
  9. Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).
  10. Где ожидают пассажиры автобус? (остановка).
  11.  С какой стороны нужно обходить автобус? (сзади).
  12. Дом для автомобилей? (гараж).
  13.  Место посадки и высадки пассажиров? (остановка).
  14. Какой знак говорит, что скоро можно покушать? (знак сервиса - пункт питания).

Задание 6

А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.

Практические ситуации

1.Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.

- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.- Да что там учитывать! – настаивал я.- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!

Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги? (Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т.д.)) 

2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов!!! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»

Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход? (Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т.п.) 

Подведение итогов

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации, современные технологии. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.

  • < Назад
  • Вперёд >

chgard200.tgl.net.ru

Статья по окружающему миру по теме: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | скачать бесплатно

Кудрявцева Людмила Ивановна

Воспитатель МДОУ ЦРР  детский сад № 45 «Мечта», город Серпухов Московская область, lyudmila.kudryavceva.1971@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация: Представляю вашему вниманию статью, в которой я делюсь опытом своей работы об использовании компьютерных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования. Применение компьютерной техники, позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, а так же предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров  в непосредственно образовательной деятельности  в детских садах. Первоначально, в нашем ДОУ использовался  компьютер для создания презентаций в системе Роwer Point для работы с детьми при ознакомления с окружающим миром, далее появилась необходимость в применении ИКТ  в работе  коллегами и родителями.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самой непосредственно образовательной деятельности, так и всего режима в целом.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования в работе с детьми  связан, прежде всего, с целью и содержанием этой работы. Например, наиболее эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем « сухой» традиционный подход, где использовались иллюстрации. Ведь с помощью компьютерных технологий: графики и звука светофор «оживает», он может сигналить, мигая разными огоньками, улыбаться и  разговаривать.

В непосредственно образовательной деятельности со своими малышами  я использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, а также  они помогают формировать психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

На мой взгляд, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным,  т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу, и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками.

Для большей эффективности каждая презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

 • виды транспортных средств, их классификация

• группы дорожных знаков

• причины ДТП

• участники дорожного движения

• сведения о дороге и ее главных составных частях

• светофор, история его развития

• назначение дорожных знаков и указателей, их группы

• виды транспорта

• дидактические игры, ребусы

 Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, возможно в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким–либо причинам не посещают дошкольные учреждения.

 На мой взгляд, использование ИКТ- это не только будущее, это уже настоящее.

Список литературы:

  1. Горбатенко. О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Изд.2-е. доп.  

            Волгоград: Учитель 2012.

  1. Извекова Н. А, Медведева А.Ф. «Правила дорожного движения для детей

           дошкольного возраста», под редакцией  Е.А.Романовой, А.Б.      

           Малюшкина. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

  1. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с

            правилами дорожного движения». Библиотека Программы «От рождения

            до школы», Издательство «Мозаика-Синтез», М., 2011.

nsportal.ru

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме: Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий | скачать бесплатно

                                                                                                             Конспект занятия разработан

                                                                                                       воспитателем  ГБДОУ №55

                                                                                        Фрунзенского района

                                                                                    Санкт-Петербурга

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА»

(младший дошкольный возраст)

Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающая технология

                                         

Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города.

Образовательные задачи: Закрепить представления о сигналах светофора. Продолжать знакомство детей с группами дорожных знаков, сообщаемых участникам дорожного движения о местах пешеходных переходов и об остановках общественного транспорта: «знаки особых предписаний» («пешеходный переход», «место остановки автобуса (или) троллейбуса», «место остановки трамвая») Активизировать словарь по теме.

Развивающая задача: Развивать память, речь, зрительное восприятие.

Воспитательная задача: Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

Материал к занятию: Дорожные знаки, макет светофора, иллюстрации, вымышленный герой – «Торопыжка», магнитофон, аудиозапись «Дорожный знак», пазлы картинки из 6 частей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Беседа с детьми.

Воспитатель беседует с детьми о том, в каком городе мы живём? (Как называется? Кто основатель?)

2.Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет города и задаёт вопросы для уточнения знаний:

-Что мы видим?

-Какие здесь дома?(высокие, низкие, большие и маленькие)

Воспитатель: В нашем городе много улиц, а чтобы людям и машинам было удобнее ходить и ездить, были построены дороги. Ой…ребята посмотрите. Кто это? (ответы детей)

Воспитатель:

Перед вами Торопыжка

Сорванец и шалунишка

Он весёлый, озорной,

Непоседливый, смешной.

Всем хорош, но вот беда-

Он торопится всегда!

Ребята, наш Торопыжка похоже совсем не знает ПДД. Он думает, что люди и машины двигаются по одной и той же  дороге. И поэтому он очень часто попадает в беду. Давайте ему в этом поможем и научим Торопыжку  дружить со светофором и со знаками.

Воспитатель обращается  к детям:

-Вася, как ты думаешь, машины и люди действительно двигаются по одной и той же дороге или для людей есть специальные дорожки?(ответы ребёнка)

-Лера, как ты думаешь, зачем людям ходить по специальным пешеходным дорожкам? (ответы ребёнка)

Воспитатель: Конечно, люди не должны ходить там , где ездят машины. Это очень опасно.

И для безопасного движения людей были сделаны специальные дорожки, которые называются «Тротуарами»

«Тротуар для пешехода

Здесь машинам нету хода!

Там где движутся машины

Люди не должны ходить,

Потому что очень просто

Под машину угодить»

Воспитатель ещё раз закрепляет с  детьми: «Где должны ходить пешеходы?» (спец.дорожке, по которая называется «Тротуар»)

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображена улица, проезжая часть, пешеходный переход.

Воспитатель: «Ой, ребята…посмотрите.

Вот на улицу вприпрыжку,

Выбегает Торопыжка.

По асфальту шуршат шины,

Едут разные машины.

Как пройти через дорогу

Торопыжке в магазин?

Очень, очень, очень много

На пути его машин»

Ребята, а вы знаете, как перейти дорогу? Ведь переходить с 1ой стороны улицы на другую непросто и даже очень опасно. Как вы думаете, кто нам в этом сможет помочь? (ответы детей…если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает им загадку:

«Чтоб тебе помочь, путь пройти опасный.

Горим и день и ночь-зелёный, жёлтый, красный»-(светофор)

Воспитатель: «А кто из вас, знает, что такое светофор?» (ответы детей…)

-Правильно - это такое устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах. В нём зажигаются цветные огоньки-красный,жёлтый,зелёный.

-Что это?

Дети: Светофор (макет светофора)

Воспитатель предлагает посмотреть, как в круглых окошечках вспыхивают огоньки. Подчёркивает, что зажигаются они не   все сразу, а по очереди.

«Чтобы возле светофора, ты дорогу перешёл.

Все цвета у светофора, нужно помнить хорошо!»

-Давайте, расскажем Торопыжке, что означают цветные сигналы светофора.

«Загорелся красный свет-

Пешеходам хода (дети) «НЕТ!

Жёлтый, значит (дети) ПОДОЖДИ

А зелёный свет(дети) ИДИ!»

(воспитатель  задаёт вопросы детям для уточнения знаний:

-На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

- На какой сигнал светофора нельзя переходить улицу? Почему?

      Но одного светофора не достаточно, чтобы перейти дорогу.

      -Как вы думаете, что ещё нужно найти Торопыжке, чтобы безопасно перейти проезжую часть?

(ответы детей..если дети затрудняются воспитатель им подсказывает)

-Правильно! Надо найти знак «Пешеходный переход»

(воспитатель просит одного из детей найти на столе этот знак среди др.знаков  и показать детям. Обязательно похвалите малыша за выполнение этого задания)

-Правильно! Молодец, Лена!

Этот знак называется «Пешеходный переход»

«Вот обычный переход, по нему идёт народ.

Здесь специальная разметка, «Зеброю» зовётся метко!

Белые полоски тут, через улицу ведут!

Знак «Пешеходный переход», где на «Зебре» пешеход.

Ты на улице найди и под ним переходи!»

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень помогли Торопыжке освоить ПДД. И научили его, как правильно, а главное безопасно надо переходить дорогу. Теперь давайте  поиграем.

3.Игра «Собери светофор» 

(цель: развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет, форму предмета: закреплять понимание значения сигналов светофора; составлять целое из частей)

nsportal.ru

«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»

скачать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» с. Б. Хомутец

Добровского муниципального района Липецкой области

Конспект мастер-класса по ПДД

для районного семинара воспитателей ДОУ

тема:

«Игровые технологии  в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»

Разработала:

Е.А. Плешкова, заведующий

Апрель, 2013 г.

Игровые технологии  в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.

Слайд 1

«Без игры  нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский) Введение. Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. 

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

Значение  игры невозможно исчерпать и оценить.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра  и есть та деятельность,  в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.

Значительное место в обучении дошкольников уделяется  игровым технологиям,  позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения.

Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры,  как личности, так и общества в целом.

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения.  Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Исходя  из психологических особенностей дошкольников,  для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала в игровой и воспитательно-образовательной деятельности вводятся различные кукольные персонажи из знакомых детям сказок (Зайчик, Лисичка, Медвежонок, Колобок и др.). Герои сказок вместе с детьми обучаются безопасности дорожного движения, так как они в своей сказочной кукольной стране не знают Правила дорожного движения.

Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений. 

Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

В  течение курса предусмотрены следующие формы проведения занятий.

Слайд 2

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПДД

Сюжетно-ролевая игра, Игротека, Игры-драматизации

Ситуативная игра, Театрализованные игры

Интегрированные

занятия,

Проектная деятель-ность,

Рисование, Лепка, Конструирование,

Аппликация,

Моделирование

Чтение художественной литературы, Беседы, Заучивание

Просмотр обучающих фильмов, презентаций, иллюстраций

Тематические занятия, Экскурсии Применение различных игровых технологий способствует развитию   познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать   внимательность, быстроту реакции на слово или  сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Под игровыми технологиями мы понимаем  игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Слайд 3

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПДД

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога ДОУ.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

  • с элементами физических упражнений и подвижные игры;
  • ролевые и ситуативные игры;
  • театрализованные и игры-драматизации;
  • дидактические;
  • с использованием макетов;
  • интеллектуально-познавательные.
Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать её таким образом, чтобы она включала разнообразные движения, а со среднего дошкольного возраста носила соревновательный характер. 

Для закрепления пройденного материала с младшими дошкольниками, например, тема «Светофор», можно провести подвижную игру с использованием макета светофора (т.е. трёх цветов): на красный свет – присесть, на жёлтый – прыжки на месте, на зелёный – бег по кругу. Для закрепления материала по теме «Дорожные знаки» со старшими дошкольниками, можно предложить соревновательные игры с использованием физических упражнений, где команды, участвуя в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняя в конечном результате различные задания, называют дорожные знаки. С детьми подготовительного возраста можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Дорожный баскетбол», «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто больше назовёт дорожных знаков» и другие.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения взаимосвязано с изучением таких тем как «Транспорт» и «Профессии».

Во время непосредственно-образовательной деятельности с детьми проводятся физкультминутки, даются задания с выполнением физических упражнений как тематические, так и на тему ПДД.

Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.

Слайд 4

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных  отношений и свободная  импровизация, не подчинённая жёстким правилам,  неизменяемым условиям. Тем не менее,  произвольно  разыгрывая различные ситуации,  дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным  признаком  ролевой  игры является наличие сюжета и ролей.

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить как на территории детского сада, так и в групповом помещении с использованием макетов, кавролинографии, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители» и др.). Слайд 5

В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие.

Слайд 6

 Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков.  Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Здесь следует повторить девиз моего выступления: «Без игры  нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский). Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др.

Игры с макетами.  С этим макетом дети работают в течение года: закрепляют знания сигналов светофора, расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают.  Выполняют разные задания:  помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

Слайд 7

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения и др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство товарищества.

Слайд 8

Подвижные игры, физические упражнения и развлечения являются прекрасным методом обучения детей ПДД и развития физических способностей дошкольников. Эта группа игр наиболее близка детям. Они создают у них устойчивое радостное настроение, доставляют удовольствие и укрепляют здоровье.

Слайд 8

«Без игры  нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПДД

Практическая часть.

На сегодняшнем мастер - классе я хочу предложить, уважаемые коллеги, нам всем поиграть… Да-да, именно – поиграть. Для этого мы будем использовать различные игровые технологии, чтобы на примере более подробно изучить их использование в обучении детей правилам дорожного движения.

  1. Выбирается жюри. Членами жюри могут быть представители районного методкабинета, воспитатели с большим опытом работы и др. Выигравшей и проигравшей командам за каждый конкурс жюри выдаёт жетоны (картонные кружочки красным и зелёным цветом с надписью: «Ещё подумай!» и «Молодцы!»). Воспитатель представляет членов жюри.
  2. Ведущий воспитатель предлагает разделится на две команды.
Проводится игра на знакомство.

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Воспитатель: «Я предлагаю поприветствовать своих коллег по команде и улыбнуться друг другу, как я сейчас улыбаюсь Вам. Молодцы. Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться

и запомнить имена друг друга. Раз наша встреча будет проходить в игровой форме, то предлагаю отказаться на это время от отчеств и представиться друг другу только по имени. Все остальные члены группы (и ведущий и жюри тоже)  в течение всей игры будут обращаться к вам только по этому имени. Начнём с меня и по очереди по кругу. Я – Светлана. А Вы?»

  1. Задание 1 «Эмблема и название». Слайд 9
(Каждой команде выдаётся белый лист, фломастеры)

Задание: каждая команда придумывает себе название и создаёт свою эмблему, отражающую тематику мероприятия. По выполнении задания проходит презентация эмблемы команды.

  1. Задание 2 «Разминка». Слайд 10
(Командам выдаётся белый лист, ручки, фломастеры)

Ведущий: Каждой команде нужно закончить предложение, которое Вы видите на экране. Как бы Вы объяснили это предложение детям дошкольникам? На это даётся 10 секунд, ответы не должны повторяться.

«Правила  дорожного движения надо изучать и соблюдать для того, чтобы…»

(примерные ответы: «управлять автомобилем», «быть здоровым», «много знать», «быть умным пешеходом» и т.д.)

  1. Задание 3 - вопросник "Как избежать опасности на улицах" 
(По два вопроса каждой команде. На обдумывание ответа даётся 15 секунд. ) Слайд 11 1. Вопрос:  Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе?  Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.  2. Вопрос:  Почему опасно переходить улицу бегом?  Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.  3. Вопрос:  Слайд 12 Почему опасно переходить улицу наискосок?  Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.  4. Вопрос:  Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему?  В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.  6. Задание 4 «Правильно - неправильно» по сюжетным картинкам. Слайд 13

(Командам выдаются картинки с правильным дорожным сюжетом и неправильным , белый лист, ручки)

Ведущий: Внимательно посмотрите на данные картинки и объясните нам данные сюжеты.

1 команда:

2 команда:

  1. Задание 5 - Лото «Узнай Дорожный знак»
(Командам выдаются карточки-лото с отмеченными дорожными знаками и мешочек с карточками-значками дорожных знаков.)

Задание: Игроки по очереди достают из мешочка дорожный знак. Если знак назван правильно, то он устанавливается на карточку. Если не правильно, то остаётся на столе. Выигрывает команда, быстрее всех заполнившая правильно свою карточку.

Командам нужно распределить дорожные знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки приоритета.

  1. Задание 6 «Музыкальное»
Ведущий: А сейчас я предлагаю нашим командам вспомнить и спеть песню, в которой есть название какого-нибудь транспорта или что-то, связанное с дорожным движением.

9. Задание 7 «Вопросы по безопасности дорожного движения»

Внимательно слушайте вопросы, поднимайте руку и отвечайте. За каждый ответ вы получаете жетончик для Вашей команды.

  • Место для посадки и высадки пассажиров.
  • Безбилетный пассажир.
  • Человек, пользующийся транспортом.
  • Продавец билетов в транспорте.
  • Подземный вид городского транспорта.
  • Место работы водителя.
  • Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров.
  • Устройство в машине для наблюдения за движением транспорта сбоку и сзади.
  • Общее название для автобуса, трамвая, троллейбуса, электропоезда.
  • Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда  пассажиров.
10. Подведение итогов. Жюри. Награждение команд. скачать

nenuda.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"