Пдд в гигиене это

.

Ответы на экзаменационные вопросы по гигиене для лечебного факультета в конце вопросы Педиатрического

Во многих билетах имеются ссылки на источники, где ответ на вопрос изложен более подробно, чем в документе, и может содержать недостающую информацию. Прочтение этих источников не является обязательным, но рекомендуется для более полного понимания вопроса.

1. Гигиена – отрасль профилактической медицины. Предмет, цель, задачи и методы гигиены.

Учебники/Румянцев, с.6-12

Учебники/Матвеева, с.4-6

Гигиена- наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепления здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека.

Гигиена - искусство или знание сохранить здоровье, сохранить от вреда.

Цель:

1) укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и активное долголетие человека

2)разработка нормативов и стандартов

Гигиенические нормативы - минимальная или предельная величина количественного показателя,характеризующая физические, химические, биологические и социальные факторыокружающей среды, ограничивает и определяет условия, признанные гигиеническими нормативамидопустимыми для жизнедеятельности организма.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – для хим. Факторов.

ПДК -максимально допустимая концентрация, при которой веществоне оказывает прямого или опосредованноговлияния на здоровье человека (при воздействии на организм в течение всей жизни)

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – для физ. Факторов.

Предельно допустимые дозы (ПДД) – для излучения.

Задачи гигиены:

  • Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания.Эколого-гигиеническая охрана атмосферного воздуха, водоемов, почвы. Обеспечивает защиту населения от техногенных нагрузок, природных геохимических аномалий, аварий и катастроф.

  • Эколого-гигиеническая охрана воды, воздуха и почвы.

  • Здоровый образ жизни. Формирование приоритета здоровья.

  • Мониторинг здоровья населения.

а) динамическое слежение за медико-демографическими показателями (численность населения, рождаемость, смертность, заболеваемость и т.д.)

б)первичная диспансеризация населения – периодические медицинские осмотры отдельных групп населения, группы риска (беременные, дети и подростки, работники тяжелых и вредных профессий, ветераны и инвалиды)

Методы гигиены:

  • Гигиеническое наблюдение (санитарное описание - используется при изучении условий жизни: жилищных, производственных, бытовых; санитарное обследование-изучение влияния условий жизни на здоровье населения в отдельных районах)

  • Гигиенический эксперимент (естественный илабораторный)

  • Физические методы(исследование температуры, влажности, скорости движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Широко применяют в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест)

  • Химические методы(изучение химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, ядохимикатов, синтетических веществ, токсических веществ, определяют наличие примесей)

  • Биологические методы

  • Статистические методы( основываются на официальных документах, содержащих информацию о состоянии здоровья. Учитывают заболеваемость, демографические показатели, физическое развитие детей и подростков, уровни инвалидности)

  • Анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения

2. Основные этапы развития гигиенической науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие гигиены (М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, Г.В. Хлопин и др.). Дифференциация гигиены.

Учебники/Матвеева, с.6-8

Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. В Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индииначинается пропаганда приоритета здоровых условий и образа жизни, питания, физической культуры, предупреждения болезней. (например, Гиппократ считал болезнь следствием множества погрешностей, которые накапливаются день ото дня и потом сваливаются на голову неразумного)

Термин гигиена:hygienos(греч.) – здоровье, приносящий здоровье; ещё одно толкование – в древнегреческой мифологии Гигиея – богиня здоровья, дочь Асклепия – бога врачебного искусства.

Период средневековьяхарактеризуется глубоким застоем. Этот период – эпоха эпидемий чумы, тифа, холеры, проказы.

В эпоху возрождения с развитием естествознания внимание ученых было привлечено к отдельным вопросам гигиены, в частности к профессиональной гигиене в связи с развитием кустарного производства и мануфактур.

В период развития капитализмапроисходит рост научных и технических знаний. Медицина сосредоточилась на борьбе с эпидемиями - противоэпидемическое направление гигиены.С развитием производства– рост профессиональных заболеваний, загрязнение окружающей среды. В этот период благодаря работам Пастера, Коха, Петтенкофера, Флюге профилактическая медицина опирается на научные основы.

История гигиены как самостоятельной научной дисциплиныначинается

в 60-70 годы 19 века, когда в Западной Европе и в России появляются первые кафедры гигиены при университетах.

В 1865г. Немецкий ученый Макс Петтенкофервозглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Явился основоположникомэкспериментальной гигиены, обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.

  • Доброславин(1842-1889) - профессор кафедры гигиены военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, благодаря ему началосьсистематическое преподавание гигиенына медицинских факультетах в России. Первый санитарный врач. В 1889 году во время борьбы со вспышкой брюшного тифа заразился и умер.

  • Эрисман (1842-1915), в 1882 году - возглавил кафедру гигиеныМосковского университета, «Влияние табака и алкоголя на зрительный анализатор», «Влияние учебной деятельности на зрительной анализатор», проводил активную гигиено-профилактическую работу, искал причины высокого распространения близорукости. Доказал влияние социального неравенства, классовых различий на здоровье детей, населения. С его именем связан расцвет земской профилактической медицины. В Москве создал гигиеническую лабораторию, в последствие научно-исследовательский институт.

  • Григорий Витальевич Хлопин(1863-1929) продолжил традиции своего учителя Доброславина в вопросах совершенствования экспериментального направления в гигиене, работал в лаборатории Эрисмана, руководил кафедрами гигиены в Юрьевском университете, Одесском, Ленинградском. Подготовил в 3 томах «Основы гигиены», «сокращенный курс общей гигиены», « Методы санитарных исследований»

Дифференциация гигиены

В 20-е годы 20 столетия гигиеническая наука и практика развивается, происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин:

  • Социальная гигиена и организация здравоохранения,

  • Коммунальная гигиена,

  • Гигиена труда,

  • Гигиена питания,

  • Гигиена детей и подростков,

  • Военная гигиена

  • Радиационная гигиена

studfiles.net

02

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обозначение и соответствующее цветовое обозначение. Эту маркировку наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула.

Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей ­ в знаменателе дроби, например: 3/130­ - 145. Дополнительная цветовая мapкировка наносится в виде кpyгa диаметром 15...20 мм на боковые поверхности стола и стула.

Влияние на здоровье

Несоответствие мебели росту детей, несоответствие между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и утомле­нию различных мышечных групп. Возникает мышечная асимметрия, которая является одной из причин нарушений осанки раз­личного вида. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Она способствует развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

При низком столе и высоком стуле ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол. Это приводит к сдавливанию opганов грудной клетки и брюшной по­лости. Правое плечо опускается, что способствует появлению левостороннего сколиоза. При высоком столе и низком стуле правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напряжены. Это способствует образованию правостороннего сколиоза.

Правильная посадка

Правильной считается такая посадка учащегося, при которой он сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь и книга нaxoдятся на расстоянии 25... 35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула

или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.

При правильной посадке opганы грудной клетки и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено.

Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту и размерам тела ребенка. Высота сиденья должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5...2 см на высоту каблука. Необходимо, чтобы рельеф сиденья соответствовал форме бедра и ягодиц, а само сиденье имело небольшой наклон назад. Глубина сиденья составляет ­2/3... 3/4 длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры, посадка становит­ся менее устойчивой и более утомительной. При большей глубине край сиденья сдавливает сосудисто­-нервный пучок в подколен­ной ямке.

Правильная посадка обеспечивается рациональным устройством стола и соотношением между столом и сиденьем. Наклонное по­ложение крышки стола облегчает аккомодационную работу глаз при письме и чтении.

Расстановка мебели

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования. Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола. Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

studfiles.net

Лекция I гиг фарм

Лекция I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ 1.1. Гигиена как наука, ее цель и задачи. 1.2. Факторы, влияющие на здоровье человека. 1.3. Методы исследования, используемые в гигиене. 1.4. Гигиена физической культуры и спорта. 1.5. Критерии оценки здоровья человека.

1.1. Гигиена как наука, ее цель и задачи В современном понимании гигиена – это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья людей, а также предотвращения отрицательного влияния на здоровье людей окружающей среды и социальных условий. Слово гигиена происходит от греческого ≪hygienos≫ – ≪содействующий здоровью≫, ≪приносящий здоровье≫ и тесно связано с латинским словом ≪sanitas≫ - ≪здоровье≫. Санитария – это проведение практических мероприятий по осуществлению требований гигиены в целях охраны и укрепления здоровья людей (практическая деятельность, при помощи которой можно сохранить и укрепить здоровье

Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний Для этого гигиеническая наука ставит перед собой и решает ряд задач: 1. Изучить влияние факторов внешней среды и социальных условий на здоровье человека. 2. Выявить закономерности их влияния на организм человека. 3. Разработать и научно обосновать гигиенические нормативы, правила и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих факторов и устранению (или ограничению до безопасных уровней) неблагоприятно действующих. 5 4. Внедрить в практику разработанные гигиенические рекомендации, правила и нормативы, контроль их эффективность и совершенствование (санитария). 5. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития научно-технического прогресса, состояния экономики, культурного уровня населения. Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами окружающей среды. Объектом изучения гигиены являются практически здоровые люди, их индивидуальное, коллективное и общественное здоровье, находящееся в постоянной взаимосвязи с факторами окружающей среды. По определению всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье – это полноценная адаптация организма к требованиям окружающей среды. В ≪Валеологии≫ здоровье – это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания. Гигиена является комплексной наукой и включает в себя следующий ряд разделов: Гигиена труда – это раздел гигиены о влияние трудовой деятельности и производственной среды на работающих. Гигиена детей и подростков – изучает воздействие факторов окружающей среды и социальных условий на подрастающее поколение. Гигиена питания – рассматривает вопросы, касающиеся влияния питания на здоровье человека. Коммунальная гигиена – изучает влияние на организм человека факторов окружающей среды в населенных местах. Личная гигиена – рассматривает вопросы сохранения и укрепления здоровья конкретного человека. Гигиена физического воспитания и спорта – изучает влияние различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, на здоровье занимающихся. Военная гигиена – изучает пути и способы сохранения здоровья, повышения работоспособности и боеспособности военнослужащих. Радиационная гигиена – посвящена изучению влияния ионизирующего излучения на здоровье человека. Практически нет ни одной сферы деятельности человека в труде и отдыхе, которые не подлежали бы гигиеническому регламентированию. 6 Конечным итогом гигиенической науки является нормирование, т.е. дозирование факторов, влияющих на здоровье людей (СНиП, СанПиН).

Гигиенические нормы носят ограничительный или оптимизирующий характер. К ограничительным относятся – ПДК, ПДУ, ПДД (напр.: допустимые кол-ва вредных веществ в воде, почве, воздухе). К оптимизирующим – ОБУВ, ОДУ (напр.: ориентировочно безопасный уровень воздействия или оптимальные дозы физической нагрузки, пищевого рациона).

1.2. Факторы, влияющие на здоровье человека Гигиена рассматривает вопросы улучшения здоровья за счет изучения влияния следующих факторов: 1. Физические – солнечное излучение, температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрация, излучение, погода, климат. 2. Химические – химические элементы и соединения, входящие в состав воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы. 7 3. Биологические – микроорганизмы (вирусы, бактерии), токсины, биопрепараты, гельминты, растения, грибы. 4. Психогенные (психофизиологические) – слово, речь, звуки, музыка, письмо, т.е. факторы, которые оказывают влияние через вторую сигнальную систему (информационные): стрессовые ситуации, эмоциональные воздействия, умственные перегрузки. 5. Социальные – условия труда и быта, отдыха, экономики, культуры, образа жизни, воспитания, обучения, питания. При формировании уровня здоровья учитывают: Показатели, влияющие на здоровье Степень влияния, % I Социальные факторы и образ жизни (табакокурение, употребление алкоголя, гиподинамия, материально- бытовые условия, семейное положение, условия труда, характер питания, уровень культуры, уровень развития экономики и др.) 49 – 53 II Генетические и биологические факторы (наследственность) 18 – 22 III Окружающая среда (природно-климатические факторы, качество объектов окружающей среды) 17 – 20 IV Состояние здравоохранения (своевременность и качество медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий)

1.3. Методы исследования, используемые в гигиене В зависимости от решаемых задач по изучению влияния на организм различных факторов в гигиенической науке используют следующие методы исследования: 8 Инструментально-лабораторные (экспериментальные) 1. Физические 2. Химические 3. Биологические А также: 4. Санитарного обследования и описания 5. Статистические методы Физические – используя физические приборы (спектрограф, люминограф, дозиметр, барометр, телеметрическая аппаратура) позволяют определять многие важные параметры окружающей среды. Химические – определяют химическими методами (очень высокая чувствительность) основной состав и примеси (СО, СO2, SO2, токсические вещества). Биологические – определяют микро- и макроорганизмы животного и растительного происхождения. Санитарного обследования и описания – изучение и подробное описание санитарно-гигиенического состояния изучаемого объекта, составление санитарной карты помещения. Санитарно-статистические методы – анализ и оценка официальных учетных документов и отчетов (сбор, отработка, анализ, выводы и предложения: подсчет заболеваемости, демографические показатели (рождаемость, смертность)). На основании изучения влияния факторов внешней среды разрабатываются гигиенические нормативы

Профилактика

1). Первичная (радикальная, носит санитарно- гигиенический характер) – устранение или

минимизация факторов риска здоровью.

2). Вторичная (паллиативная, носит медико-гигиенический характер) – диспансеризация населения, профилактические медицинские осмотры и внедрение корректирующих или защитных средств

(ЛПП, СИЗ и пр.)

3). Третичная (реабилитация, носит медицинский характер) – комплекс мероприятий для предупреждения осложнений заболевания, повышение качества жизни больных.

Воздушная среда – это газообразная оболочка, окружающая земной

шар, состоящая из смеси газов.

Ее подразделяют на:

1. Свободную атмосферу (атмосферный воздух).

2. Атмосферу помещения (промышленные, жилые и общественные

здания).

11

Необходимо считаться с санитарным состоянием внешней среды, т.к.

неблагоприятные изменения в ней могут нанести существенный вред

здоровью.

Воздух которым человек дышит должен быть:

– прозрачным, без посторонних запахов;

– иметь постоянный химический состав;

– не содержать токсических веществ, пыли, радионуклидов, патогенных

микроорганизмов и др. загрязнителей.

Погода климат Погода и климат - природные факторы, под воздействием которых произошло формирование человека. Они постоянно и разнообразно влияют на жизнь отдельного человека и всего человечества, определяют физическое и психическое состояние организма, потребность в жилье и одежде, пище, топливе, средствах передвижения и т. п. Погода - это состояние атмосферы в определенный отрезок времени (в данную минуту, день, месяц, сезон), характеризующееся совокупностью метеорологических величин (температура, влажность, давление, скорость ветра и т. д.) и явлений (туман, гололед, метель, буря, смерч и т. д.).Здоровый человек, благодаря хорошим адаптационным возможностям, быстро приспосабливается даже к значительным колебаниям погоды. Изменения погоды оказывают на здоровый организм тренирующее воздействие. Это метеостабильные, или "метеотолерантные", метеорезистентные люди. Люди, страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, особенно чувствительны к перемене погоды. Их называют метеолабильными, а возникающие патологические состояния в связи с изменением погодных условий - метеореакциями. Метеореакция (метеотропная реакция) - это остро очерченный индивидуальный симптомокомплекс, зависящий от вида и стадии заболевания, пола, возраста, типа высшей нервной деятельности,особенностей труда и быта. Существуют наиболее типичные комбинации погодных факторов, неблагоприятно действующих на организм. В летнее время, например, это высокая температура воздуха, высокая относительная влажность и низкое атмосферное давление. Повышенная влажность при низком барометрическом давлении у больных сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями усиливает кислородную недостаточность, которую и без того они испытывают, затрудняет потоотделение, что способствует перегреванию организма. В такую погоду у больных наблюдается учащение сердечных сокращений, ускорение тока крови, учащение дыхания. К похолоданию чувствительны люди, у которых имеются заболевания суставов и позвоночника, что связано с раздражением нервных окончаний, расположенных в тканях суставов, нарушением трофики суставов, приводит к отеку синовиальных оболочек, к возникновению болей. 5.2. ТИПЫ ПОГОДЫ, ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ\Различают три клинических типа погоды:1) клинически оптимальный;2) клинически раздражающий;3) клинически острый.Клинически оптимальный тип погоды благоприятно действует на организм человека, вызывает бодрое настроение, оказываетщадящее действие и характеризуется умеренными колебаниями в течение суток температуры (не более 2 °С) и давления (не более 4 мбар) при небольшой подвижности воздуха (не более 3 м/с).К клинически раздражающим типам относят комплекс погод с нарушением оптимального хода одного или нескольких метеорологических элементов. Это солнечная и пасмурная, сухая и влажная (относительная влажность не выше 90 %) погода, когда скорость ветра менее или равна 9 м/с, изменчивость температур не более 4 °С, а перепад давления - не более 8 мбар.К клинически острым типам погоды относятся комплексы погод с резкими изменениями метеорологических элементов, когда изменчивость атмосферного давления более 8 мбар, температура - более 4 °С, скорость ветра - более 9 м/с. К таким погодам относятся сырые (более 90 % влаги), дождливые, пасмурные и очень ветреные 5.3. КЛИМАТ, ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ Климат - многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Климат в данной местности складывается в результате многообразного влияния климатообразующих факторов (географическая широта и долгота, состояние циркуляции атмосферы, солнечная радиация, рельеф местности и характер подстилающей поверхности). Искусственный микроклимат - это целенаправленное изменение физических условий внешней среды 5.4. АККЛИМАТИЗАЦИЯ, ФАЗЫ АККЛИМАТИЗАЦИИ Акклиматизация - это длительный и сложный социально-биологический процесс физиологического приспособления (адаптации) организма человека к новым климатическим условиям. Человек не ощущает действия климата в той местности, где он живет и работает, т. е. на сравнительно небольшой территории. В процессе жизни у него устанавливается определенная форма взаимодействия с окружающей средой, получившая название динамического стереотипа. Перемещение отдельных людей и коллективов в новые климатические условия вызывает необходимость перестройки динамического стереотипа - акклиматизации.

studfiles.net

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник но гигиене.

В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь-

гигиене.

Джон Саймон.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном вии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо-я. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени >ой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из (вэположников общественной гигиены в Англии. •-Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте-санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со-никами он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их а, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд. Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью ения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя-промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, ащные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская >тность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш-юм производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз-го экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не-сий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Макс Петтенкофер.

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер лупил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед-которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси-

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­ен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч-дений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила ■и исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, игандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления юй жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как :а об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и :пления.

Макс Петтенкофер первым применил точные-методы естественных наук учению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее ния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами [едования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв ену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные рцЫш уме мши и вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки л<*> рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания угле».и слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по

гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.

studfiles.net

Гигиена Ответы 1-19

  1. Гигиена-отрасль профилактической медицины. Предмет, цель, задачи и методы.

Гигиена-наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепления здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека.

Гигиена-искусство или знание сохранить здоровье, сохранить от вреда.

Цель: разработка нормативов и стандартов.

Гигиенические нормативы- минимальная или предельная величина количественного показателя, характеризующая его отдельно физические, химические, биологические и социальные факторы окружающей среды, ограничивает и определяет условия, признанные гигиеническими нормативами допустимыми для жизнедеятельности организма.

Предельно допустимые концентрации(ПДК) – для хим. Факторов.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – для физ. Факторов.

Предельно допустимые дозы (ПДД) – для излучения.

Цель: обеспечить оптимальные условия жизнедеятельности при сочетании физ., хим. и ионизирующих факторов.

Задачи гигиены:

  • Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания. Эколого-гигиеническая охрана атмосферного воздуха, водоемов, почвы обеспечивает защиту населения от техногенных нагрузок, природных геохимических аномалий, аварий и катастроф.

  • Эколого-гигиеническая охрана воды, воздуха и почвы.

  • Здоровый образ жизни. Формирование приоритета здоровья.

  • Мониторинг здоровья населения.

А) динамическое слежение за медико-демографическими показателями (численность населения, рождаемость, смертность, заболеваемость и т.д.)

Б)первичная диспансеризация населения – периодические медицинские осмотры отдельных групп населения, группы риска (беременные, дети и подростки, работники тяжелых и вредных профессий, ветераны и инвалиды)

Методы гигиены:

  • Гигиеническое наблюдение (санитарное описание- используется при изучении условий жизни: жилищных, производственных, бытовых; санитарное обследование-изучение условий жизни на здоровье населения в отдельных районах.)

  • Гигиенический эксперимент (естественный и лабораторный)

  • Физические (исследование температуры, влажности, скорости движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии. Широко применяют в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метереологических условий)

  • Химические (изучение химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, ядохимикатов, синтетических веществ, токсических веществ, определяют примеси )

  • Биологические

  • Статистические ( основываются на официальных документах, содержащих информацию о состоянии здоровья. Учитывают заболеваемость, демографические показатели, физическое развитие детей и подростков, уровни инвалидности)

  • Анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения

  1. Основные этапы развития гигиенической науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие гигиены (М.Петтенкофер, А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, и др.). Дифференциация гигиены.

Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности, в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается пропаганда приоритета здоровых условий жизни и образа жизни, питания, физической культуры, предупреждение болезней. Период средневековья характеризуется глубоким застоем. Этот период – эпоха эпидемий чумы, тифа, холеры, проказы. В эпоху возрождения с развитием естествознания внимание ученых было привлечено к отдельным вопросам гигиены, в частности к профессиональной гигиене в связи с развитием кустарного производства и мануфактур. В период развития капитализма происходит рост научных и технических знаний. Медицина сосредоточилась на борьбе с эпидемиями- противоэпидемическое направление гигиены. С развитием производства – рост профессиональных заболеваний, загрязнение окружающей среды. В этот период благодаря работам Пастера, Коха, Петтенкофера, Флюге профилактическая медицина опирается на научные основы.

История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60-70 годы19 века, когда в Западной Европе и в России появляются первые кафедры гигиены при университетах. В 1865г. Немецкий ученый Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Явился основоположником экспериментальной гигиены, обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.

Доброславин(1842-1889)- профессор кафедры гигиены военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, благодаря ему началось систематическое преподавание гигиены на медицинских факультетах в России. Первый санитарный врач. В 1889 году во время борьбы со вспышкой брюшного тифа заразился и умер.

Эрисман (1842-1915) родился в Швейцарии, « влияние табака и алкоголя на зрительный анализатор», «влияние учебной деятельности на зрительной анализатор», в 1882 году - возглавил кафедру гигиены Московского университета, проводил активную гигиено-профилактическую работу. Доказал влияние социального неравенства на здоровье детей. С его именем связан расцвет земской профилактической медицины. В Москве создал гигиеническую лабораторию, сейчас это научно-исследовательский институт.

В 20 е годы 20 столетия гигиеническая наука и практика развивается, происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: соц.гигиена и ОЗ, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, военная и радиационная гигиена. В 1999 году был принят закон « о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» . В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Семашко- первый нарком здравоохранения, Сысин, Летавет, Хлопин, Мольков и т.д. В 1922 был принят декрет Совета народных комиссаров « О санитарных органах республики»

Григорий Витальевич Хлопин(1863-1929) продолжил традиции своего учителя Доброславина в вопросах совершенствования эксперементаьного направления в гигиене, работал в лаборатории Эрисмана, руководил кафедрами гигиены в Юрьевском университете, Одесском, Ленинградском. Подготовил в 3 томах «Основы гигиены», «сокращенный курс общей гигиены», « Методы санитарных исследований»

  1. Профилактика - основополагающий принцип охраны здоровья населения. Три уровня профилактики: первичная, вторичная, третичная.

Профилактика – комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, культурных, медицинских, экологических и т.д.) по сохранению и укреплению здоровья населения, устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения, охране природной среды.

Выделяют 3 уровня профилактики:

  • Первичная – комплекс политических, социальных, медицинских и культурных мероприятий по охране здоровья населения, предупреждению заболеваний, обеспечению благоприятной среды обитания и здорового образа жизни. Это Активная наступательная профилактика. Полное устранение вредного фактора либо гигиеническое нормирование воздействия.

  • Вторичная (донозологическая) – оценка реального и потенциального риска здоровью людей под влиянием неблагоприятных факторов среды обитания, диагностика донозологических нарушений в здоровье населения, проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий, управление рисками на территориях с высокой техногенной нагрузкой. (включает первичную диспансеризацию)

  • Третичная (диспансеризация) – профилактика прогрессирования заболеваний инвалидности, хронических заболеваний, осложнений. Это пассивная профилактика.

  1. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Цель и задачи государственного санэпиднадзора по осуществлению первичной профилактики.

Принят в 1999 году №52-ФЗ. В него входят основные понятия:

- Сан-Эпид благополучие – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

- Среда обитания человека – совокупность объектов и факторов окружающей природной и искусственной среды, определяющие условия жизнедеятельности человека.

- Государственный сан-эпид надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, и пресечению нарушения законодательства в области федерального закона.

- Социально- гигиенический мониторинг – это государственная система наблюдения, анализа и оценки, прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания для принятия мер устранения вредного воздействия среды обитания. 2 этапа изучения факторов риска: 1-исследование, эксперимент, наблюдение; 2- прогноз и меры устранения воздействия.

УКазом президента РФ от 09.03.04 была образованна федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения( федеральная служба РОСПОТРЕБНАДЗОРА). Этой службе были переданы часть функций Министерства ЗО, министерства экономического развития и торговли, министерства по антимонопольной политики. Федеральная служба является органом исполнительной власти, которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения сан-эпид благополучия населения. Правовые основы деятельности ФС установлены ФЗ№52 о сан-эпид благополучии населения, о защите прав потребителей 1992, о качестве и безопасности пищевых продуктов от 2000 года, об иммуно профилактике инфекционных болезней 1998, о радиационной безопасности населения 1996г.

Госсанэпиднадзор осуществляется в 2-х формах: 1- предупредительный санитарный надзор (контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий) ; 2-текущий санитарный надзор (повседневный, плановый, целенаправленный)

Цель ГосСанЭпидНадзора: обеспечения сан-эпид благополучия населения, т.е создания такой среды обитания, которая не будет оказывать отрицательные влияния на здоровье настоящего и будущего поколений, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем.

Задачи ГосСанЭпидНАДзора: профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, предупреждение вредных воздействий факторов среды на питание человека, гигиеническое воспитание и обучение граждан.

  1. Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания.

  2. Понятие «здоровье» : физическое, духовное и социальное здоровье человека.

  3. Концепция экологического риска здоровью населения. Классификация факторов в системе «здоровье-среда обитания».

Здоровье - естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни. Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного, социального благополучия.

Физическое здоровье подразумевает отсутствие не только заболеваний, но и любых морфологических и функциональных нарушений в организме как предпосылки к формированию хронической патологии.

Духовно-психическое здоровье – наличие у человека мышления и понимание мироздания, что формирует благоприятный фон для его жизнедеятельности в соответствии с биоритмами. Духовность и нравственность- это внутреннее, эмоциональное состояние человека, которое обеспечивает толерантность, устойчивость организма в окружающей среде. Определяет физическое здоровье: агрессия, злые помыслы - фактор риска тяжелых заболеваний.

Социальное здоровье – хорошее самочувствие человека в обществе, коллективе, семье, удовлетворенность жизнью и уверенность в будущем.

Состояние здоровья зависит не только от ЗО , сколько от образа жизни с его совокупными индивидуально-поведенческими особенностями, от качества жизни, обусловленного природными и социальными условиями жизнедеятельности. Фактор риска – совокупность условий, которые допускают вероятность утраты здоровья, формирование хронической патологии, прогрессирование болезней инвалидизации и преждевременной смерти. 4 группы факторов риска:

  • Окружающая природная среда (природно-климатические условия, повышенные гелиокосмические и магнитные излучения, резкие смены атмосферных явлений, загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы) доля влияния около 20%

  • Наследственность около 20%

  • Образ жизни ( условия жизни, режим труда, быта, отдыха, питание, физическая культура, вредные привычки, микроклимат в семье) около 50%

  • Медицина и ЗО (качество и своевременность оказания медицинской помощи населению) около 10%

Вклад того или иного воздействия определяется конкретной ситуацией, например, в условиях напряженной экологической обстановки в регионе существенно возрастает роль ЗО, профилактических мероприятий по восстановлению здоровья.

Индивидуальное здоровьечеловека формируется на основе биологического генофонда и образа жизни в определенных условиях. Общественное здоровье– совокупность статистических параметров, интегрирующих индивидуальные характеристики здоровья. Показателями общественного здоровья являются показатели воспроизводства населения, роста и развития детей и подростков, донозологические проявления нарушений в состояние здоровья и заболеваемость населения. Здоровый образ жизни – основа сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья.Образ жизни– сложившийся стереотип жизнедеятельности конкретного человека и отдельных групп населения, обусловленный соц-экон, природно-клим условиями и национальными устоями. Здоровый образ жизни– осознанная человеком мотивация постоянно соблюдать гигиенические правила по укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Мониторинг здоровья населения: рождаемость, смертность, детская и младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и т.д. В соответствии с ФЗ « о Сан-эпид благополучии населения» органами санэпиднадзора ведется социально-гигиенический мониторинг- это государственная система наблюдения, анализа и оценки, прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания для принятия мер устранения вредного воздействия среды обитания. Слежению подлежат след приорететные показатели популяционного здоровья:

-воспроизводство населения

-общая и первичная заболеваемость

-физическое развитие детей и подростков

-показатели здоровья детей и беременных

-эндемические проявления нарушений в состоянии здоровья на геохимически аномальных территориях

Экологический фактор риска здоровью населения: экологический риск – вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта. Чаще экономического. В природоиспользовании всегда присутствует риск нарушения гармонии в биосфере, он минимальный, если антропогенное вмешательство основано на правильном использовании природных ресурсов.

В мировой практике успешно разрабатывается и используется методология оценки и управления факторами рисков окружающей среды для здоровья населения. Основы были разработаны в США, признана ВОЗ. По определению ВОЗ риск – это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от воздействия загрязнителя. Количественно риск выражается величинами от нуля (вред не будет нанесен) до единицы ( вред будет нанесен).

Концепция риска включает в себя 2 элемента – оценку риска и управление риском. Оценка риска – анализ причин и масштабов в конкретной ситуации, управление риском – анализ самой ситуации и разработка решений, направленных на минимизацию риска.

Этапы процедуры оценки риска:

  1. Идентификация опасности – определение токсичности всех возможных источников загрязнения и химических веществ, их способности вызывать отдаленные последствия.

  2. Оценка экспозиции – установление путей, количественного уровня и продолжительности воздействия загрязнителя, численности экспонированной популяции.

  3. Оценка зависимости доза-ответ – поиск количественных закономерностей, связывающих полученную дозу с распространенностью того или иного неблагоприятного для здоровья эффекта. Выявляются в токсикологических и эпидемиологических экспериментах.

  4. Характеристика риска – оценка возможных и выявленных неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья. Оценка риска здоровью человека в числовом выражении может быть индивидуальной либо популяционной, либо той или другой вместе. Более часто оценивают риски канцерогенных эффектов и эффектов общетоксических действий. Оценка риска является основанием для принятия решения по снижению неблагоприятного экологического воздействия на здоровье населения.

Мировым сообществом принята унифицированная шкала уровней риска для его оценки и принятия решений:

1:1000 – неприемлемый уровень риска. Человек избегает ситуации с таким уровнем риска либо немедленно принимает решение о его снижении.

1:10000 – достаточно высокий уровень риска.

1:100000 – риск осознается в активном смысле.

1:1000000 – приемлемый уровень риска.

Риск подразделен на добровольный, вынужденный (загрязненный воздух), естественный (радон), искусственный (синтетические вещества), известный (бытовые моющие средства), экзотический (микроорганизмы, созданные генной инженерией), хронический, катастрофический, с видимыми преимуществами, без видимых преимуществ, самоконтролируемый (вождение автомобиля), контролируемый другими (загрязнение окружающей среды), оправданный (минимальный в данной ситуации) и неоправданный (максимальный в данной ситуации).

Если соматические эффекты (врожденные уродства, наследственная патология, аллергические заболевания) возникают при воздействии различных факторов их относят к стохастическим (вероятностные). Под действием мутагенных и канцерогенных факторов возникают специфические стохастические эффекты. Фактор окружающей среды может играть модифицирующую роль, то есть изменять клиническую картину или утяжелять течение хронических заболеваний (загрязнение атмосферного воздуха оксидами азота провоцирует симптомы нарушения функций дыхательных путей у больных с хроническими респираторными заболеваниями). Смешивающее влияние – возраст и табакокурение при изучении влияния риска развития рака легких при воздействии асбеста.

Заболевания могут быть обусловлены нарушением баланса между внутренней и внешней средой организма, что характерно для эндемических заболеваний. Избыток или дефицит природных химических веществ, нарушения их соотношения или присутствия чужеродного соединения может нарушать баланс. Флюороз – избыток фторидов в питьевой воде, эндемический зоб – недостаток йода в окружающей среде.

  1. Здоровый образ жизни. Его формирование. Основы личной гигиены.

Здоровый образ жизни– осознанная человеком мотивация постоянно соблюдать гигиенические правила по укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Гигиеническое воспитание – основной способ формирования здорового образа жизни. Определяется состоянием общей культуры. Уровнем общественного сознания, готовностью личности выполнять рекомендации. К формированию здорового образа жизни так же относится: создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышение работоспособности.;

  • активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурах и спортом, отказ от вредных и пассивных форм отдыха, отказ от вредных привычек, рациональное и сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

  • формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях;

  • бережное отношение к окружающей среде, природе;

  • сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний..

Личная гигиена – раздел гигиены, изучающий вопросы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения норм и правил в повседневной жизни. Разработала правила ухода за телом, волосами и полостью рта на основе физиологических функций кожи и слизистых оболочек, их барьерной и выделительной функции, значения бактерицидных свойств секретов кожи. Разработаны правила по соблюдению чистоты и гигиенического режима в жилье. Предусматривает различные виды физической активности, закаливание, рациональное питание, правильный режим труда и отдыха. Личная гигиена включает разработку гигиенических требований к предметам быта из синтетических материалов и бытовой технике. Традиционный раздел личной гигиены – гигиена одежды и обуви, гигиена кожи, психогигиена – отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека, предупреждение возникновения и развития нервно-психических заболеваний.

  1. Экология как наука. Понятия «медицинская экология» и «экологическое здоровье».

Экология– наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Слово «экология» образовано от греческого словаoikos, что значит дом, жилище. Основные законы экологии сформированы американским экологом Б.Коммонером:

  • Все связано со всем – небольшой сдвиг в одном месте может вызвать значительные и долговременные последствия совсем в другом.

  • Все должно куда то деваться

  • Природа знает лучше – устойчивые экосистемы – это сложнейшие образования, организация которых произошла в результате эволюционного развития, поэтому логично предположить, что природный это лучший вариант. Природу можно изменять . улучшать и приспосабливать только грамотно, опираясь на научные знания.

  • Ничто не делается даром или за всё нужно платить – мировая экосистема представляет собой и изменяя ее в одном месте нужно предвидеть какие сдвиги могут произойти, то что человек отнял у природы, он должен вернуть.

Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды сообщества, экосистема и биосфера в целом. Изучение общих закономерностей взаимоотношения природы и общества выделяют в особое направление- экологию человека. В качестве естественно- научной основы экологии человека принято рассматривать учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Под биосферой он понимал комплекс всех живых организмов на планете, под ноосферой – область взаимодействия между природой и обществом. По Вернадскому ноосфере – это часть биосферы – новая высшая форма, которая связана с возникновением и развитием в биосфере человека: это взаимодействие может рассматриваться как использование человеком естественных ресурсов природы. С развитием производства усиливается воздействие человека на природу, что приводит к экологическому кризису – устойчивое нарушения равновесия между человеком, обществом и природой, проявляющееся деградацией природной среды и ухудшением здоровья населения.

Медицинская экология– отрасль экологии человека, изучающая влияние природных и техногенных аномальных процессов в окружающей среде на здоровье человека с целью устранения влияния экологического фактора риска на индивидуальное и общественное здоровье населения. Находится на начальном этапе своего развития. Как отражение экологинизации медицинских наук рассматривают появление новых направлений и понятий: экологическая физиология, экологическая токсикология, эпидемиология, медицинская география. Привычными стали такие словосочетания как экология болезней, экопатология, экологически зависимые изменения в здоровье населения и т.д.

В сфере медицинской экологии изучаются следующие вопросы:

  • Показатели различных функций и систем организма как критерии оценки качества окружающей среды

  • Роль и место факторов окружающей среды в её влияния на здоровье по доле в совокупном воздействии

  • Оценка медико-экологического риска и разработка медико-экологических нормативов

Экологическое здоровье – способность организма сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения структурной и сенсорной информации.

  1. Химические загрязнители объектов биосферы как причина экологического токсикоза организма.

  2. Влияние диоксинов на здоровье населения, профилактика.

Проблемы химического загрязнения объектов биосферы рассматривается как проявление глобального экологического кризиса, перечень химических соединений приближается к 20 млн наименований, из них десятки тысяч высокотоксичные, а у современного поколения людей не выработаны механизмы защиты от их агрессивного воздействия на организм. Нарастающее антропогенное рассеивание химических веществ не только меняет природный химический состав воздуха, почвы, воды и растений, но и вызывает загрязнение биосред организма. Критерии опасности складываются из совокупности параметров: токсичность, мутагенные, канцерогенные и модифицирующие свойства, аллергическое и иммунотоксическое действие.

Оксиды, взвешенные частицы. В атмосферном воздухе повсеместно присутствуют твердые взвешенные частицы, оксиды серы, азота, углерода, фенол, формальдегид. Они находятся под постоянным контролем гидрометеослужбы, которая оценивает их среднесуточные и максимальные концентрации в сравнении с ПДК. Оксиды серыSO2,SO3, азотаNO,NO2, монооксид углерода – кислые газы со специфическим, относительно однотипным характером влияния на органы дыхания. Вследствие образования слабых кислот при соприкосновении со слизистыми оболочками дыхательных путей они раздражают и прижигают слизистые, вызывая морфологические повреждения эпителия и угнетения местного иммунитета. Чем менее растворимы газы, тем глубже они проникают в дыхательные пути. Оксиды, прежде всего диоксид серы, адсорбируются на твердых взвешенных частицах: чем меньше частицы, тем больше они поступают в бронхи и альвеолы. Раздражение сопровождается выбросом гистамина, что приводит к бронхоспазму, формированию астмоидного бронхита и бронхиальной астмы.

Кислые аэрозоли повреждают не только органы дыхания, тонкая эпителиальная пленка слизистой дыхательных путей с обильным кровоснабжением не препятствует быстрому всасыванию загрязнителей в кровь и их распространению. Повсеместное загрязнение атмосферного воздуха оксидами серы, азота, углерода – одна из причин гипоксии организма, так как они быстро соединяются с гемоглобином, образуют сульфагемоглобин, метгемоглобин, карбогемоглобин. Угнетаются окислительно-восстановительные реакции в головном мозге, внутренних органах. Все оксиды оказывают полиморфное неблагоприятное действие на морфофункциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, зрения и слуха, оказывают гонадотропное и эмбриотоксическое действие. Твердые взвешенные частицы и оксиды раздражают и повреждают кожные покровы и слизистые оболочки глаза.

studfiles.net

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабаты­вающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

  1. Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

  2. Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

  3. Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

  1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

  2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

  3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

2. Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

  1. Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания.

studfiles.net

Глава 5. Общие вопросы гигиены труда водителя автомобиля

Рабочее место водителя

Безошибочность управления автомобилем зависит не только от психофизиологических особенностей человека, но и от условий, в которых совершается процесс управления. К таким условиям следует отнести в первую очередь условия на рабочем месте водителя — в кабине автомобиля.

Большое влияние на работоспособность оказывает правильная посадка водителя за рулем автомобиля, которая определяет его спокойное положение в состоянии готовности. При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья, ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях. Такая посадка дает возможность принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления от длительной поездки, а также обеспечивает максимальный обзор, требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами.

Ноги на педаль сцепления, тормозную педаль и педаль управления дроссельной заслонкой ставятся так, чтобы каблук опирался на пол кабины. Во время движения правая нога находится на педали управления дроссельной заслонкой, а во время торможения — на педали тормоза. Левая нога опирается на пол слева от педали сцепления и при необходимости переносится на педаль сцепления или на кнопку ножного переключателя света.

Как отмечалось выше, одним из основных условий обеспечения безопасности движения на дороге является правильное восприятие водителем дорожной обстановки.

Понятно, что водитель должен видеть дорогу не только перед собой. Для обеспечения безопасности движения на каждом автомобиле устанавливается зеркало заднего вида, с помощью которого водитель может просматривать дорогу позади своего автомобиля. Опыт показывает, что водитель, не наблюдающий за дорогой позади автомобиля, в условиях интенсивного движения не может обеспечить безопасности движения, особенно при маневрировании и обгоне транспортных средств. Кроме того, на работу водителя влияет ряд факторов, которые ускоряют наступление утомления и переутомления. К ним могут быть отнесены недостатки в оборудовании рабочего места водителя, микроклимат кабины.

Микроклимат кабины — это совокупность температуры, влажности и скорости движения воздуха. Влияние его на организм во многом зависит от состояния здоровья водителя, степени закаленности организма к воздействиям — неблагоприятных метеорологических факторов и рабочей одежды. Основное назначение одежды заключается в поддержании температуры тела на постоянном уровне и защите его от пыли, грязи, микробов и механических повреждений. Вместе с тем необходимо, чтобы ткани одежды были мягкими, эластичными, а вся одежда удобной и не стесняющей работу водителя. Температура воздуха в кабине зависит от температуры окружающей среды, степени нагрева двигателя и обшивки, условий вентиляции. Наиболее благоприятная температура 18 — 20 °C. При слишком высокой температуре в кабине (25 °C и выше) значительно снижаются психофизиологические характеристики водителя, нарушаются функции центральной нервной системы, снижаются внимание, способность к сосредоточению, ослабляется чувство осторожности, увеличивается время реакции водителя, и он допускает больше ошибок. Развитию перегревания способствуют: высокая влажность воздуха, ограничивающая отдачу тепла; непроницаемая для влаги одежда, ожирение, усталость, перенесенные тяжелые болезни. Под влажностью воздуха понимают уровень содержания в нем водяных паров. В воздухе, насыщенном водяными парами, резко затрудняется теплоотдача путем испарения.

Пониженная температура воздуха вызывает усиленную отдачу тепла и сковывает движение рук и ног водителя, снижает быстроту и точность его движений, что может привести к ошибкам при управлении автомобилем.

Воздух кабины автомобиля может содержать пары бензина и вредные примеси отработавших газов: углеводороды, окислы азота, угарный газ, что может привести к отравлению организма. Степень отравления и его проявления чрезвычайно разнообразны и зависят от концентрации угарного газа в воздухе и продолжительности воздействия его на организм водителя. Основными направлениями в борьбе с отравлениями являются: правильная регулировка двигателя; тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы вентиляции. Предельно допустимое содержание в воздухе паров бензина 0,3 мгл. Повышенная концентрация паров топлива и вредных примесей отработавших газов в воздухе кабины сказывается на ухудшении работы органов зрения и слуха, нарушении координации движения, преждевременном наступлении усталости, появлении сонливости.

Во время работы водитель воспринимает шум от работающих агрегатов автомобиля, шум от движения автомобиля по дороге и внешний уличный шум. Чрезмерный шум оказывает вредное воздействие на органы слуха и кору головного мозга. Он нарушает нормальные условия работы водителя; отвлекает его, снижает внимание, увеличивает время реакции, затрудняет восприятие звуковых сигналов других транспортных средств и слуховое наблюдение за работой агрегатов своего автомобиля. Длительное воздействие шума ослабляет память. Постоянные громкие и высокочастотные шумы вызывают головные боли, тошноту, головокружение.

Источниками колебаний и вибраций являются неровности дороги, меняющаяся скорость движения, неуравновешенные детали автомобиля. Человек воспринимает колебательную и толчковую нагрузки мышцами и вестибулярным аппаратом. Длительное воздействие вибраций вредно сказывается на организме человека, ухудшает кровообращение, понижает остроту зрения, особенно бинокулярного. Вибрации снижают деятельность нервной системы, уменьшая способность сосредоточения внимания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"