Пдд украины ходовые огни


Законность установки ДХО на автомобили

Дневные ходовые огни, по правилам ПДД, обязательно должны присутствовать на каждом автомобиле. Однако, следует полностью разобраться в этом вопросе, узнать всю нюансы. Таким образом, в данном материале, мы расскажем вам все о законности установки ДХО на автомобиль.

Закон об обязательности ДХО на автомобиле

С 2011 года Европейской Экономической Комиссией ООН был принят закон об обязательной установке ДХО на транспортные средства. По правилу № 87, каждый автомобиль должен комплектоваться дневными ходовыми огнями. Использовать их необходимо в светлое время суток. Принятие такого закона было очевидным, поскольку даже в дневное время, особенно зимой и осенью, происходит очень много аварий по причине незаметности автомобиля на дороге.

После того, как ЕЭК обязала каждого водителя любой страны использовать данный вид внешнего освещения на своем автомобиле, до 40% снизилось количество аварий на дорогах. Дневные ходовые огни – это специальные внешние осветительные приборы, предназначенные для использования в дневное время суток. Огни необходимы для обозначения автомобиля на дороге, что влияет на повышение безопасности для водителя и окружающих.

Когда необходимо использовать ДХО в Украине?

Дневные ходовые огни необходимо использовать во время передвижения по проезжей части на территории Украины. Однако, стоит отметить, что вы, как водитель, не обязаны круглый год использовать данный тип освещения.

Виды ДХО по типу монтажа на автомобиль

На сегодняшний день, дневные ходовые огни делятся на такие виды по типу монтажа:

Штатные

Устанавливают на автомобили только с 2011 года. Следовательно, до этого такой вид осветительного прибора не был предусмотрен в технической конструкции транспортного средства.

Универсальные

Устанавливают на автомобили самостоятельно, что означает вмешательство в техническую конструкцию транспортного средства. Иногда универсальные ДХО еще называются «кустарные»

Законно ли использовать универсальные ДХО в Украине?

Изначально, отметим, что «кустарные» ДХО – это не только устройства, которые устанавливались вами лично, но и на специализированных СТО. В любом случае, это не отменяет того факта, что было совершено вмешательство в заводскую конструкцию транспортного средства. В настоящее время, многих водителей волнует один и тот же вопрос:

Обратите внимание на ПДД!

  • 31.3 Запрещается эксплуатировать транспортное средство по законодательству. В случае переоборудования, с явным нарушением требований стандартов, правил и нормативов, что касается безопасности дорожного движения.
  • 31.4 Запрещается эксплуатация транспортного средства по законодательству, при наличии технических неисправностей и несоответствия требованиям конструкции ТС.
  • 31.4.3 Внешние световые приборы запрещается эксплуатировать, в случае: Тип, цвет, количество, размещение и режим функционирования внешних осветительных приборов не отвечает требованиям конструкции транспортного средства.

Внимание! Если было произведено переоборудование транспортного средства, и установлены дневные ходовые огни, не предусмотренные в его конструкции – то это запрещено!

Кодекс Украины и административные нарушения

Перед тем, как произвести установку дневных ходовых огней на собственное транспортное средство, необходимо досконально изучить законодательство Украины. Начнем с кодекса Украины.

Статья 121 гласит:

Эксплуатация транспортного средства, которое имеет неисправности внешних световых приборов (в темное время суток), или же другие технические проблемы – запрещена. Переоборудованный автомобиль с нарушением правил, норм и стандартов конструкции ТС, ведет за собой наложение штрафа в размере 20-25% от прожиточного минимума гражданина (в среднем 340-425 грн).

Статья 122 гласит:

Использование внешних осветительных приборов или же сигнальных огней во время движения, которые не отвечают требованиям соответствующих стандартов, ведет за собой наложение штрафа в размере 25-30% от прожиточного минимума гражданина (в среднем 425-510 грн).

Помимо Кодекса, необходимо учитывать и внесенные с 15 апреля 2013 года коррективы в ПДД Украины:

ДХО – это внешние осветительные приборы белого цвета, которые предусмотрены конструкцией машины. Устанавливают их спереди автомобиля, необходимы они для улучшения видимости и заметности транспортного средства во время передвижения в светлое время суток. Следовательно, установка ДХО, если это не предусмотрено в технической конструкции транспортного средства, является незаконной. ГАИ вправе остановить владельца такого автомобиля и наложить на него штраф!

Есть ли выход?

Несмотря на то, что законодательством Украины категорически запрещено производить установку дневных ходовых огней на автомобиль, если это не предусмотрено в конструкции ТС, многие водители все же прибегают к подобному варианту. Отметим, что в законодательстве Украины сказано, что если на транспортном средстве нет ДХО, значит в светлое время (в определенное время года), следует использовать ближний режим света головной оптики.

Учитывая, что самостоятельные светодиодные ДХО намного лучше, чем ближний режим света, водителей интересуют вопрос: «Можно ли легализировать установку «кустарных» ДХО?»

Как доказать законность установки «кустарных» ДХО в Украине?

Стоит отметить, что в данном разделе пойдет речь о том, как доказать законность установки универсальных ДХО на автомобили, где ДХО нет, но в конструкции ТС это предусмотрено. Ситуация с установкой таких световых приборов на автомобиль, где даже в конструкции ТС этого не предусмотрено – обстоит сложнее.

Если в конструкции вашего автомобиля предусмотрена установка такого светового оборудования:

В автомобиле есть специальное место, куда вы можете поставить дневные ходовые огни, и это прописано в нормативно-технической документации на машину.

Для того, чтобы доказать это сотрудникам ГАИ, необходимо сделать копию из выдержки данной документации.

Возите постоянно с собой техпаспорт и в случае, если ГАИ попытаются составить на вас протокол, то предоставьте им доказательства, что даже в конструкции ТС предусмотрен монтаж такого светового оборудования.

Если ГАИ указывают на несоответствие установленного оборудования украинским стандартам:

Изначально знайте, что даже в МВД Украины нет предусмотренного законодательства, которое бы осуществляло контроль за соответствием установленных ДХО.

Сотрудники ГАИ могут указывать вам на запрет установки не только китайских ДХО, но и таких качественных, с сертификацией соответствия всем правилам и нормам, как Philips и Osram.

В ЕЭК ООН по правилам № 48 (требования к установке ДХО) и №87 (технические стандартны ДХО) допускают установку качественных, фирменных ДХО. Однако, в ПДД Украины нет ни одного правила, которое помогло бы доказать соответствие или же не соответствие нормам и стандартам.

Если в конструкции вашего автомобиля не предусмотрена установка ДХО:

Изначально, вам необходимо собирать огромное количество документации, обращаться в ГАИ, чтобы получить разрешение на установку такого оборудования. Обратите внимание, что это не просто трудный процесс, а еще и очень длительный.

Если вы радикально настроены произвести установку ДХО на свое авто, тогда попробуйте сделать все правильно, по закону.

Только после того, как вы получите разрешение – можно будет произвести установку огней дневного света.

Если вы поставили ДХО на авто с непредусмотренной конструкцией для этого (сделали не по закону), то:

Это приведет к штрафу за вмешательство в конструкцию ТС и за неправильное использование внешнего светового оборудование.

Также может привести к судебным разбирательствам, которые могут затянуться на долгие месяцы или даже годы.

На заметку водителям!

Дневные ходовые огни – это самостоятельные светодиодные приборы, которые ставятся спереди транспортного средства предназначены для обозначения автомобиля в дневное время суток на дороге. Незаконная установка таких приборов на автомобиль, где это не предусмотрено конструкцией, приводит к штрафам и судебным разбирательствам. Убедитесь в законности установки ДХО на свой автомобиль, или же получите разрешение ГАИ на переоборудование конструкции транспортного средства, чтобы все было легально!

avto-lampa.com.ua

Дневные ходовые огни по-украински

            По многочисленным просьбам читателей сразу же оговорюсь, что, всё написанное ниже, является личным мнением автора статьи.

            Итак, что же такое ДХО?

            Самый доступный ответ на этот вопрос размещен в Википедии – Дневные ходовые огни (англ. Daytimerunninglights, DRL) — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. Как мы видим, главная задача ДХО – это обозначение движущегося транспортного средства.

 

            Можно сказать так: «В то время, когда космические корабли бороздят…»… Нет, не так. В то время, как дневные ходовые огни давно признаны во многих странах мира как устройство, способствующее обеспечению безопасности дорожного движения, Украина оставалась в этом плане на уровне 60-х годов прошлого века, т.е. использование такой функции Правилами дорожного движения не предусматривалось. Именно поэтому весь украинский автомобильный народ с воодушевлением воспринял намерение Государственной Автомобильной Инспекции ввести этот термин и правила использования ДХО в новую редакцию Правил, подписание которой планировалось на конец 2012 года. Самый простой и рациональный путь виделся на примере Российской Федерации – приведение требований ПДД в части размещения и установки ДХО в соответствие с Международным стандартом Правилами ЕЭК ООН № 48.

Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации.19 Дневной ходовой огонь6.19.1 Установка Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.6.19.2 Число - Два.

6.19.3 Схема монтажа Специальных предписаний нет.6.19.4 Размещение6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.6.19.5 Геометрическая видимостьГоризонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.6.19.6 Направление - Вперед.6.19.7 Функциональная электрическая схемаВ случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.6.19.8 Контрольный сигнал Факультативен в виде замкнутого контура.6.19.9 Прочие предписания - нет 

При этом при отсутствии в конструкции транспортного средства российским автовладельцам разрешено устанавливать ДХО самостоятельно, или использовать вместо них для обозначения транспортного средства противотуманные фары.

            Почему я акцентирую внимание на обеспечение видимости транспортного средства с помощью ДХО (ПТФ), обходя вниманием включение для этой цели ближнего света?           Предпочтительность использования ДХО обусловлена тремя факторами, это безопасность, экологичность, экономичность. Рассмотрим эти факторы по-отдельности.

            Безопасность.

            Постоянно включенный ближний свет приводит к уменьшению ресурса ламп накаливания, обеспечивающих ближний свет – нагрев вольфрамовой нити, тряска – не проходят бесследно. Т.е. при «круглосуточной работе» ламп ближнего света, скажем так, увеличивается вероятность выхода ламп из строя. Управляя транспортным средством в дневное время, не всякий водитель может увидеть, что на авто перегорела лампа ближнего света. Зато ночью это увидит каждый и… Как минимум, Правила запрещают эксплуатацию транспортного средства с неработающей левой фарой ближнего света (п. 31.4.3.в). Это значит, что если перегорел правый ближний – это почти праздник, если перегорел левый – суши весла. Если водитель способен заменить лампочку (из правой в левую), т.е. если знания и конструкция транспортного средства позволяют это сделать – это полбеды. Почему полбеды? А потому что ОДНА лампа ближнего света горит ярче, чем ДВЕ, что доставляет дискомфорт встречным водителям. Ну а полная беда – это если водитель не может переставить лампочку, а ехать нужно, т.к. ночь на улице, и до ближайшего населенного пункта – 80 км, а тут ещё по закону подлости на подъезде к населенному пункту попадется сержантпетренкомакументы с многозначительной фразой – «Порушуємо!...». Да и, в конце концов, две горящие фары – это лучше, чем одна. Поэтому лампы ближнего света нужно беречь. Зато перегоревший дневной ходовой фонарь в ночных условиях опасности не создаёт.

            Экологичность и экономичность будем рассматривать комплексно, притом на уровне дилетанта-любителя.

            Предлагаю заняться математикой. Какова мощность осветительных приборов при включенном ближнем свете фар? На примере жигулевской классики 2107.

Ближний свет - 2 х 55 = 110 Вт

Габариты передние - 2 х 4 = 8 Вт

Габариты задние - 2 х 4 = 8 Вт

Подсветка НЗ - 2 х 4 = 8 Вт

Подсветка приборов - 4 х 3 = 12 Вт

Подсветка прикуривателя - 1 х 3 = 3 Вт 

Итого - 149 Вт.

И какова мощность двух светодиодных фонарей ДХО?

DRL - 2 х 6 = 12 Вт

Итого - 12 Вт.

Продолжаем математические изыскания:

149 Вт – 12 Вт = 137 Вт

Эти 137 Вт мощности используются для нагрева окружающей среды, загрязнения атмосферы. Это те 137 Вт, оплачивая которые мы попросту сжигаем топливо вместо того, чтобы потратить их на что-то полезное. При этом 149 Вт включенного ближнего света абсолютно не безопаснее 12 Вт включенных дневных ходовых огней.

            В плане ремарочки. Информация мной не проверялась, но где-то в интернетах прозвучал тезис о том, что международные требования к конструкции новых транспортных средств предусматривают для функционирования ДХО использование только светодиодных источников света. Лампы накаливания – пожалуйста! Но только на те авто, где ДХО на лампах накаливания. А если конструируешь новое авто – то только светодиоды. Экономичность и экологичность.

            В плане экономичности можно ещё упомянуть сетования на требование включения ближнего света, которые часто можно услышать от водителей родом из СССР. Мол, ездили мы с включенным ближним, очень быстро выходит из строя акумулятор. Естественно, акумулятор выходит из строя, если забыть выключить свет или габариты после остановке двигателя. И одна из причин (по слухам) отказа Незалежной Украины от использования ближнего света днем – неспособность молодой украинской аккумуляторной промышленности восполнить эти «небоевые» потери.

            Зато дневные ходовые ходовые огни, установленные согласно действующему нормативу, исключают возможность забыть их выключить при остановке двигателя. Следовательно, нашим акумуляторам ничего не угрожает.

             Я писал «…весь украинский автомобильный народ с воодушевлением воспринял намерение» . Это я погорячился. Нет, не весь. Ибо существует мнение: «ДХО никак не отразятся на БДД. зато дадут больше поводов для штрафов и уменьшат эффективность от использования "световых сигналов". Сейчас ориентируюсь, что со светом в нормальную погоду могут ехать с прицепом, буксировать ТС и т.д.»

            И что я могу сказать об этом?

            Я не считаю правильным выделять ближним светом особенные категории ТС. Таранить встречника нельзя! Будь это просто Запорожец, будь это автобус детьми. Просто нельзя. Меня всегда вводили в недоумение предпраздничные циркуляры на тему "усилить бдительность". Как будто в "мирное время" можно быть не бдительным, или даже - чуточку расхлябанным. Нельзя быть чуть-чуть беременной - беременность или есть, или её нет. Так и здесь - нельзя быть к одним транспортным средствам не очень внимательным, к другим внимательным, третьим - очень внимательным, к четвертым - совершенно очень внимательным. Законы физики везде одинаковы. Для выделения особой категории ТС есть проблесковые маячки. Всё.

            А что касается штрафов… В ГАИ обещали, что за невключенный ближний свет днем  штрафовать не будут. И, что интересно, не соврали! За невключенный ближний свет (ДХО) в дневное время штрафа не будет. Будет предупреждение согласно ст.125 КУАП Украины, т.к. штраф положен за нарушение правил пользования световыми приборами (19-й раздел ПДД), а здесь речь идет нарушении правил подачи предупредительных сигналов (9-й раздел ПДД), ибо наши законодатели отнесли включение ближнего света (ДХО) в дневное время к предупредительным сигналам. Разводы – будут. Штрафов – нет.

             Краткое резюме по выше сказанному – дневные ходовые огни, по своему предназначению, должны обеспечить безопасность дорожного движения выделением транспортного средства светом. Предусмотренные международным нормативом правила подключения и использования ДХО обеспечивают достаточную экологичность, экономичность и безопасность во время эксплуатации транспортных средств.

 

            Итак, Дневные Ходовые Огни по-украински. В ПДД-2013 появились такие изменения.

1.10. денні ходові вогні — зовнішні світлові прилади білого кольору, передбачені конструкцією транспортного засобу, установлені спереду транспортного засобу і призначені для покращення видимості транспортного засобу під час його руху у світлий час доби;

9.8. Під час руху механічних транспортних засобів у світлу пору доби з метою позначення транспортного засобу, що рухається, ближнє світло фар повинно бути увімкнене:

а) у колоні;

б) на маршрутних транспортних засобах, що рухаються по смузі, позначеній дорожнім знаком 5.8 (див. додаток 1) ( 306а-2001-п ), назустріч загальному потоку транспортних засобів;

в) на автобусах (мікроавтобусах), що здійснюють перевезення організованих груп дітей;

г) на великовагових, великогабаритних транспортних засобах та транспортних засобах, що здійснюють дорожнє перевезення небезпечних вантажів; ґ) на транспортному засобі, що буксирує;

д) у тунелях.

З 1 жовтня по 1 травня на всіх механічних транспортних засобах поза населеними пунктами повинні бути ввімкнені денні ходові вогні, а в разі їх відсутності в конструкції транспортного засобу — ближнє світло фар.

            Ну, во-первых, дневными ходовыми огнями по-украински являются только устройства, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

            Во-вторых, ранее приобретенные гражданами автомобили с так называемой американской системой ДХО (постоянно горящие указатели поворотов, т.е. оранжевые дневные ходовые огни) автоматически стали вне закона, и требуют переоборудования для приведения к нормам украинского дорожного законодательства.

            В-третьих, принимая в определении термина ДХО только предусмотренные конструкцией световые приборы, наши творцы ПДД подарили Украине «лишних 137 ватт» с каждого авто, о которых я писал выше. Это урон экологии, это ущерб кошельку владельца транспортного средства. Причем это кошелек не только частника, но и государственного и коммунального транспорта. 137 ватт на один авто – вроде не много. А если посчитать в масштабах страны? А если перевести это в бензин и дизтопливо? Это ж какая сумма получится? На эту сумму можно было спокойно поднять зарплату депутатам и министрам! Хотя о чем это я? Они себе и так поднимут, а вот на детскую больницу или новый детский сад эти деньги лишними не были бы. Ладно, проехали… В любом случае, в отличии от использования при движении навигатора/регистратора/кондиционера или при прослушивании музыки, мы оплачиваем из своего кармана навязанную услугу. Это как реклама по телевизору – ты её не заказывал, но тратишь свою электроэнергию, пока её транслируют.

            Продолжим. Допустим, гражданин Украины является счастливым обладателем нового авто, в котором предусмотрены конструктивно дневные ходовые огни. И что вы думаете – у него жизнь удалась? Он будет образцовым исполнителем ПДД? Маловероятно. Почему? А потому что дополнение к п.9.8 предусматривает включение ближнего света вне населенных пунктов. Это автоматически означает, что использование ДХО в населенном пункте является нарушением требований п.9.8. Ну не могли предположить конструкторы автомобилей, что в Украине предусмотрят включение ДХО только вне населенных пунктов. Они (конструкторы автомобилей с ДХО) выполняли международный стандарт, который предусматривает включение ДХО при заводке автомобиля, а не при заводке автомобиля вне населенного пункта. Теперь перед международной конструкторской мыслью стоит задача обучить конструируемые ими ДХО самостоятельно отключаться при движении по населенному пункту в Украине. И автоматически включаться при выезде за пределы населенного пункта.

            Можно возразить – а при чем тут конструкторы? Водитель сам может включить/выключить ДХО (ближний свет). Конечно может. Раньше вон (когда деревья были совсем большими, по крайней мере для наших бабушек и дедушек), водитель грузовика должен был изобразить намерение о совершение им правого поворота… внимание – открыванием/закрыванием правой дверцы кабины! И ничего! Ездили! А сейчас, видите ли, водителю трудно пощелкать переключателем…

            Ещё на такой момент хотелось бы обратить внимание читателя. В «моих Гадюкинах» вырисовывается приблизительно такой «график» включения ближнего света:

Заканчивается нп Одесса - начинается нп Крыжановка - свет включить не успеешь. Заканчивается нп Крыжановка - 600 метров ближнего света - начинается нп Лески, длиной 1.5 км.

Заканчивается нп Лески - 1500 метров ближнего света - начинается нп Фонтанка, длиной 5 км.

Заканчивается нп Фонтанка - 1200 метров ближнего света - начинается нп Вапнярка, длиной 800 м.

Заканчивается нп Вапнярка - 1000 метров ближнего света - начинается нп Нов. Дофиновка, длиной 1000 м.

Заканчивается нп Нов.Дофиновка - 1500 метров ближнего света - начинается нп Черноморское, длиной 5000 м (из них под определение НП попадает от силы 1000м. И т.д.

            Лично я не уверен, что буду неукоснительно соблюдать требования о включении вне населенного пункта, а, скорее всего, где-нибудь забуду, и нарушу ПДД – проеду по населенному пункту с включенным ближним светом в дневное время…

            И ещё у меня вызывает недоумение основания для принятия решения о включении ДХО/БС вне населенного пункта. Я со своей дилетантской колокольни понимаю, что в населенном пункте:

- выше плотность потока,

- выше число маневрирований и перестроений,

- больше пешеходных переходов и перекрестков,

- больше пешеходов,

- больше детей,

т.е. необходимость выделения движущегося транспортного средства гораздо выше, чем вне населенного пункта. Вне населенного пункта можно выделить только фактор скорости – вне населенного пункта, как правило, скорость движения транспортних средств выше. И важно визуально распознать транспортное средство и определить скорость его движения как можно раньше.

 

            Как я упоминал ранее, я отношусь к категории «…весь украинский автомобильный народ с воодушевлением воспринял намерение» . И буду устанавливать на свой автомобиль ВАЗ 2107 дневные ходовые огни, несмотря на то, что вазовские конструкторы не предусмотрели их конструктивно.

            Хотя по сути установка ДХО на авто, где они не предусмотрены конструкцией, является нарушением ПДД, но административным нарушением это являться не будет, так как при конфликте национальных и международных правовых норм (подробнее – здесь) приоритет имеют международные нормы. В свое время форумчанин "Взяткам нет" делал запрос по поводу установки ДХО, и получил два совершенно разных ответа из одного и того же органа (разные сотрудники готовили ответ). Согласно одному - установка ДХО разрешена при соответствии нормам по установке, а согласно другого - запрещена в случае, если это не предусмотрено конструкцией. Я, естественно, распечатаю первый вариант, и буду требовать его внесения в протокол.

 

 

В заключение.

У читателя может возникнут вопрос – Автор самый умный? И умнее творцов ПДД из ЦБДД? Ответ: - НЕТ. Я живу в Украине. Умные творцы ПДД – в материале на предыдущей странице в Российской Федерации.

 

П.С. Хочу обратить внимание счастливых обладателей авто с ДХО, что в сумерках у вас возникнет необходимость включить на ближний свет позже, чем у остальных водителей. Не забывайте об остальных, и старайтесь не слепить встречных.

www.ostanovkam.net

Дневные ходовые огни – более чем требование ПДД

В Украине движение с включенным светом в дневное время является обязательным на дорогах вне населенных пунктов с 1 октября по 1 мая. Кое-кто считает, что это еще одно надуманное требование, и повод для штрафов. Однако в Европе намного раньше столкнулись с проблемой повышения аварийности из-за большого числа автомобилей. И дневные ходовые огни – одно из решений этой проблемы. А с 2011 года на всех производящихся или продаваемых в Европе автомобилях наличие штатно установленных дневных ходовых огней является обязательным.

 

Дневные ходовые огни (ДХО) ничего не освещают. Их назначение в другом – повысить безопасность за счет того, что автомобиль становится заметнее для других участников движения. Но если это дневные ходовые огни, значит, их включают днем, когда солнце светит – но разве можно средь бела дня не заметить автомобиль? О том, за счет чего ДХО повышают безопасность, рассказывается и в цикле передач «АвтоЛикбез» на Авторадио, техническими консультантами которой выступили специалисты компании OSRAM, которая как раз и является одним из крупнейших поставщиков ДХО на конвейеры автопроизводителей.

В новых Правилах включение ДХО предписано только владельцам тех автомобилей, на которых они уже установлены штатно. Остальным же предписывается включать ближний свет фар. Однако в дневное время ближний свет может быть совсем неэффективен, так – безопасность для галочки. О том, чем отличается свет ближних фар в дневное время от света дневных ходовых огней, а также и о том, как использование фирменных ДХО, например OSRAM DRL позволяет автовладельцам сэкономить, мы расскажем в данной статье.

Но для начала – историческая справка. Первым человеком в истории, который использовал свет днем, был… Диоген Синопский. Тот самый, который жил в трехметровой бочке с корабля-танкера для перевозки вина и ходил, в прямом смысле, «днем с огнем». Это дало последующим поколениям много пищи для шуток, однако, великий философ был вовсе не глуп, о чем свидетельствует фраза, сказанная Александром македонским: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». И хотя сам Диоген и утверждал, что он днем с огнем ищет достойного собеседника, или просто порядочного человека, на самом деле огонь служил… конечно же для привлечения внимания! Не ходи Диоген днем с огнем по улицам – никто бы его не заметил, не выделил среди прочих философов, которых в те времена в каждом городе было предостаточно.

Вот то же самое и с дневными ходовыми огнями для автомобилей – ДХО OSRAM, которые эффективно привлекают внимание на чисто рефлексивном уровне. Всем живым существам с развитым зрением свойственно автоматически реагировать на источники света. Не редки случаи, когда водители после ДТП заявляют: «Да я его не видел, он ниоткуда появился». И подозревать большинство таких водителей в обмане нет оснований – только сумасшедший ринется на легковушке наперерез джипу армейского образца. Значит – действительно не видели, хотя он там был. Секрет в том, что мы видим далеко не все, что попадает на светочувствительные рецепторы нашего глаза. Глаз только воспринимает кванты света, а картинку строит мозг по законам не оптики, а психологии восприятия.

«Автомобили, автомобили, все вокруг заполонили» – кажется, так поется в песенке. А ведь тогда многие и представить себе не могли, что значит «заполонили» по нашим, современным меркам. Автомобили везде – на дороге и вдоль дорог. Одни едут, другие просто стоят. Мы ежедневно видим столько автомобилей, что они перестали быть объектом, привлекающим внимание. По этой причине надо как-то выделять автомобили на фоне окружающего пейзажа. Средством такого выделения и служат дневные ходовые огни OSRAM DRL.

Человек видит не глазами. Конечно, световые волны воспринимаются чувствительными клетками глазного дна. Но картинка формируется в зрительном анализаторе мозга. А данные зрительного анализатора берутся в работу системой нашего ориентирования в пространстве, и при этом многое фильтруется, отбрасывается. И чем привычнее выглядит объект, тем больше вероятность, что он окажется незамеченным. Также можно упустить из поля внимания встречную машину на загородной дороге, особенно на участках, где из-за близости лесопосадок чередуются затененные и более освещенные участки. Фактор движения на периферии зрения при езде не срабатывает, а цвет привлекает внимание, если появится ярко-желтая или красная машина на сером фоне.

В отличие от предметов источник света, во-первых, с точки зрения инстинктивного восприятия явление неординарное. А во-вторых – достаточно простое, не занимающее много внимания по объему, поэтому система ориентировки в пространстве не считает необходимым отбрасывать этот сигнал. ДХО помогают машине не затеряться среди других объектов в поле зрения, причем не только в пасмурную погоду, но и в ясную – ведь ДХО от таких европейских производителей, как OSRAM, хорошо видно, в отличие от ближнего света фар, даже в солнечный полдень.

Человек, несмотря на угол обзора до 180 градусов, хорошо фиксирует только объекты в угловом секторе от 35 до 45 градусов, в обе стороны от оси, по которой направлены глаза. То есть поле эффективного зрения – не шире 90 градусов. Таким образом, все, что на периферии зрения – примерно половина всего, что попадает в фактическое поле зрения, практически не замечается. Если конечно, там не появляется нечто, резко выделяющееся на общем фоне благодаря движению или цвету. Единственное, что всегда привлекает внимание, оказываясь на краю поля зрения – это именно источник света.

Свет помогает не только повысить заметность, но и верно оценивать расстояния. Зачастую дистанция от собственного автомобиля до перекрестка – переоценивается, а расстояние от того же перекрестка до движущегося к нему по перпендикулярной дороге автомобиля, напротив – недооценивается. Дело в том, что на свой участок пути мы смотрим в длину, а на участок дороги перед другим автомобилем – сбоку. Этот обман зрения часто становится причиной ДТП на нерегулируемых перекрестках.

Мы оцениваем расстояния не только по напряжению мышц, которые сводят и разводят глазные яблоки, но и навскидку. Потому, что сфокусировать зрение на сложном объекте, вроде автомобиля – довольно сложно. А вот на точки – источники света, навести резкость зрения намного проще. Доказано, что пешеходы значительно реже перебегают дорогу в опасной близости от приближающегося автомобиля, если на нем включен свет. Им легче понять, как быстро сокращается дистанция.

Однако безопасность – не единственный плюс ДХО. Они также позволяют сэкономить на замене ламп и топливе, о чем читайте в продолжении данной статьи.

 

 

 

info-parts.com.ua

С 1 октября не забудьте включить фары при езде за городом

С 1 октября в Украине при движении за городом начинает действовать иной режим езды: все транспортные средства в дневное время суток должны ехать с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Подобный режим будет длиться 7 месяцев — до 1 мая следующего года. Это требование действует в нашей стране уже около двух лет, а за его невыполнение нарушителям грозит немаленький штраф. На сегодняшний день много отечественных автомобилистов дополнительно установили нештатные ходовые огни — кто в качестве тюнинга для улучшения внешнего вида своего «железного коня», а кто для повышения безопасности — чтобы его машина была видна издалека. «ФАКТЫ» разбирались, подходят ли незаводские огни для выполнения требований Правил дорожного движения (ПДД) и нужно ли узаконивать установку такого девайса.

Измененный режим езды за пределами города предусмотрен пунктом 9.8 Правил дорожного движения (ПДД новая редакция вступила в силу 15 апреля 2013 года). Он гласит, что «с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар». Это требование распространяется на все автомобили, движущиеся за городом в светлое время суток.

Поскольку контроль за безопасностью движения вне населенных пунктов все еще относится к компетенции Госавтоинспекции, мы обратились в департамент ведомства с просьбой прокомментировать нюансы, касающиеся данного пункта дорожной азбуки.

Как объяснили нам в пресс-службе Госавтоинспекции, в первую очередь это требование продиктовано повышением безопасности движения за городом. Дело в том, что на автомагистралях скорость транспорта часто превышает 100 километров в час, при этом включенные фары или ходовые огни позволят водителям заранее рассмотреть на дороге машину и воздержаться от рискованных маневров. Как известно, аварийные ситуации на высоких скоростях часто заканчиваются трагически. Включение фар актуально как раз в осенне-весенний период времени, когда видимость из-за дождей, туманов, снегопадов или метелей ухудшается. Кстати, правило о езде с включенными осветительными приборами в светлое время суток уже давно действует во многих западноевропейских странах, в том числе и скандинавских, и положительным образом отразилось на безопасности движения.

«Данная норма в Украине действует с 1 октября по 1 мая. В этот период в связи с сокращением светового дня и часто плохими погодными условиями возникает необходимость улучшить видимость автомобиля как для остальных участников движения, так и для пешеходов», — разъяснил начальник Департамента ГАИ МВД Украины Николай Фасовой.

В пресс-службе ДГАИ обратили внимание: ездить с включенными фарами или ходовыми огнями нужно только за пределами населенных пунктов! В городе их нужно выключать, хотя при плохих погодных условиях эти осветительные приборы могут работать и при движении в населенных пунктах.

Правоохранители напомнили, что за невыполнение этого требования ПДД нарушителям грозит штраф 425 гривен.

В последнее время на наших дорогах появилось много автомобилей, владельцы которых самостоятельно установили дневные ходовые огни (ДХО) — светодиоды, встроенные в передний бампер и даже в штатную переднюю оптику. Годится ли такой нештатный девайс для выполнения требований ГАИ?

В пресс-службе ДГАИ утверждают, что нет, ведь в формулировке ПДД четко сказано «…должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар». Поскольку нештатные ходовые огни конструктивно не предусмотрены, они не годятся для выполнения этого требования Правил.

Тем не менее ГАИ не против использования нештатных ДХО, однако настаивает на том, что их установка является переоборудованием автомобиля, которое необходимо узаконить, получив соответствующие разрешения и сертификаты соответствия — с последующей перерегистрацией транспортного средства и внесением в техпаспорт записи об установке ДХО. Правоохранители объясняют, что узаконивать подобное переоборудование необходимо, чтобы не допустить к эксплуатации автомобили с дешевыми ходовыми огнями (они не всегда соответствуют необходимым требованиям, например, по яркости светодиодных ламп) или с неправильно установленными огнями, которые могут ослепить водителей встречных авто.

Однако, исходя из действующего законодательства, регистрировать нештатные ходовые огни, оказывается, не нужно. Статья 32 Закона Украины «О дорожном движении» декларирует, что является переоборудованием транспортного средства и какое переоборудование необходимо узаконивать. Так вот, установку нештатных ходовых огней можно отнести к переоборудованию, но поскольку она не приводит к изменениям параметров автомобиля, то и не нуждается в получении официальных согласований с отечественными разрешительными организациями. Таким образом, нештатные ходовые огни регистрировать не нужно и сотрудники ГАИ не вправе обвинять водителя в нарушении ПДД.

На сегодняшний день четких методических рекомендаций для работников ГАИ по поводу определения штатности ДХО нет, поэтому сделать они могут это только «на глазок». Надо сказать, что стражи порядка лояльно относились к таким водителям — если при движении за городом на авто горят фары или ДХО, значит, правила соблюдаются. Сотрудникам ГАИ и без них было кого штрафовать, ведь, несмотря на то что требование включать свет за городом действует уже около двух лет, многие водители нередко забывают его выполнять…

fakty.ua


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"