Пдд разметка не видна

.

Двойная сплошная под снегом, а я развернулся

Автор: Алексей Старков // Фото: Илья Давидович

Cнегопады доставляют хлопоты автомобилистам. К одной проблеме — заносам и перекрытиям на загородных трассах — добавляется и неразличимая разметка, в том числе и в городах.

Не видно разметки? Подобное положение дел в первую очередь опасно. А во вторую — выгодно некоторым полицейским, которые подкарауливают водителей на покрытых укатанным снегом дорогах и штрафуют за поворот/разворот в неположенном месте, а то и вовсе пророчат лишение прав за выезд на встречку.

Случай с выездом на встречку

Моделируем ситуацию: середина загородной трассы покрыта укатанным снегом. Знаков, запрещающих обгон, нет. Перед вами ползёт тяжёлая фура. Вы, убедившись в безопасности манёвра, выезжаете на встречку, обгоняете грузовик, возвращаетесь на свою полосу. Выдыхаете. Но замечаете в зеркалах проблесковые маячки и слышите просьбу остановиться. Разумеется, «ваши документы», а в качестве причины остановки — выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено (обгон был якобы запрещён сплошной разметкой). Только её не видно из-за снега. Как же быть?

Обгон на загородных трассах — регулярный манёвр. Но как понять в таких условиях, разрешает разметка или запрещает?

Для начала всё-таки попытаться по-человечески объяснить людям в форме, что разметки не видно, поэтому вы не имели возможности её соблюсти. Что там подо льдом со снегом? Всё равно намекают на то, чтобы вас оформить? Они это любят. Ваше право не согласиться с предъявленным нарушением. В конце концов полицейский должен доказать вину водителя (ст. 10 КоАП РК), а как он может это сделать, если разметки на дороге нет? Есть слой снега.

На стороне водителя и Госстандарт (СТ РК 1412-2010), который гласит: «На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки». Нет разметки (невидима, стёрлась, положили новый асфальт и ещё не успели нарисовать, смыло дождём, сдуло ветром, украли инопланетяне и т. д.) и нет дублирующих знаков? Вы не виноваты.

Не отказывайтесь подписывать протокол

Главное, напишите в нём, что с нарушением не согласны и что объяснение приложено к протоколу на отдельном листе. В объяснительной опишите всё произошедшее, место, где вы были остановлены, предъявленное нарушение, состояние разметки, наличие или отсутствие дорожных знаков и другие обстоятельства. Доказывать правоту придётся в суде, но это однозначно лучше, чем лишиться прав на год за выезд на встречку (п. 3 ст. 596 КоАП РК).

Важны доказательства

И собрать их надо сразу, а не потом, когда снег уберут или он растает. Сфотографируйте (снимите на видео) местность, где ваш обгон посчитали запрещённым, чтобы было видно дорожное полотно и состояние разметки. Желательна также привязка к местности — дорожные сооружения или что-нибудь рядом стоящее. Чтобы вас не обвинили в подложных фото, снимите дорогу рядом со стоящей полицейской машиной. Смартфоны с камерами сегодня есть практически у каждого, так что сбор доказательств вашей правоты не будет таким уж сложным. Если в машине стоит видеорегистратор, который записал момент обгона и нечитаемую при этом разметку, сохраните запись. Многие регистраторы имеют GPS-модуль, который отображает геопозицию, и это тоже лишним не будет.

Впрочем, не заметить выезд на встречную легко можно и в городе. Опять же из-за закатанной снегом разметки при выезде с перекрёстка или при наличии разделительной полосы между проезжими частями.

После выпавшего снега нужно быть внимательным в незнакомых районах города. Ненароком можно и в лоб кому-нибудь выскочить

Как понять, где встречка, если не видно разметки?

Для начала стоит «сесть за парту» и вспомнить раздел 9 ПДД: если разметка или знаки, определяющие полосы на дороге, отсутствуют, количество полос определяется самими водителями на глазок с учётом ширины проезжей части дороги, габаритов автомобиля и необходимых интервалов между ними. Стороной, предназначенной для встречных, считается половина ширины проезжей части дороги либо дорожного полотна при невозможности определения края проезжей части дороги.

А что, если края дороги завалены снегом и неясно, какова ширина дороги?

При невозможности определить кромку дорожного покрытия край проезжей части дороги определяется самим участником дорожного движения по краю накатанной полосы.

Иначе говоря, невидимая разметка — это не повод для любителей обходить пробку по встречке. Когда нарушитель (а зимой у них обострение) целый квартал шёл в лоб за условными пределами своей стороны — тут не отвертеться — административное дело возбудят, как умышленное (ст. 26 КоАП РК).

Поворот или разворот в неположенном месте

Такой случай: на улице снег, дорогу засыпало, водитель подъезжает к перекрёстку, встаёт в условно левый ряд, включает левый поворотник. Информирующих или предписывающих знаков нет — ничто не предвещает проблем. Он совершает левый поворот, и как всегда, на глазах у патрульных. Приехали. Как выяснилось, на перекрёстке движение по полосам регулировалось стрелками, которые были под снегом.

Если разметка не видна или информационно-указательных знаков, разделяющих движение по полосам, нет, ваш манёвр, хоть и запрещённый в благоприятных условиях, не должен быть засчитан как нарушение. Это же касается случая, когда снегом залепило и сами знаки.

Знаки реже становятся невидимыми, чем разметка, но и такое бывает. Что там за запрещающий знак сверху?

Или такой вариант: едете вы по улице, а нужно развернуться. Что под снегом, не разобрать. Знаков запрещающих нет, и вроде должны тут где-то разрывы, ну, напротив въезда во двор как минимум! Осмотревшись и убедившись в безопасности манёвра, вы разворачиваетесь. Крякалка в спину, просьба остановиться — разворот через две сплошные. До разрыва вы не дотянули сотню-другую метров, но кто же знал, что он там, а не здесь. Действовать так же, как по вышеописанному сценарию. Водитель не обязан догадываться о том, что скрывает под собой снежный покров.

Переезд стоп-линии

Рассказывая о разметке-невидимке, нельзя не упомянуть и о наезде на стоп-линию, которой под снегом тоже не видно. Камеры не могут распознать дорожное покрытие и хладнокровно фиксируют нарушение.

Но картинку с камер видят люди — операторы процессингового центра, которые не должны выписывать предписания при таких условиях видимости разметки. Если «письмо счастья» всё-таки пришло, а на фото разметка, которую вы пересекли, отсутствует, можете смело обжаловать действия процессингового центра — пишите заявление в местную полицейскую службу. Не поможет — обращайтесь в суд. Такие прецеденты уже были, и водители выигрывали дело.

На снимках с камер видно, есть разметка или нет. На указанном примере её нет, хотя нарушение зафиксировано

Полицейские, к слову, должны не только наблюдать за порядком, но и собирать информацию о состоянии дорог, погодных условиях, наличии заторов и оставленных транспортных средствах, передавая её в дежурную часть.

Но у нас бывает несколько иначе — стражи порядка, вместо того чтобы помочь побыстрее устранить проблему, устраивают засаду. Медали им за подобные «подвиги» вряд ли выпишут.

Проезжая часть ВОАД после обильного снегопада из трёхполосной превратилась в двухполосную. Разметку тут, само собой, уже не соблюсти

kolesa.kz

Что делать, если дорожных знаков или разметки не видно автомобилисту?

Автомобилисты как законопослушные граждане обязаны соблюдать Правила дорожного движения и руководствоваться установленными знаками и линиями дорожной разметки. Но некоторые знаки могут быть установлены не по правилам, а иногда бывают ситуации, когда водителю попросту не видно знака. Как в таком случае быть «нарушителю поневоле»?

   Для начала кратко расскажем о правилах установки дорожных знаков и нанесении линии разметки.

   Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (п. 1 ст. 22 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). 

   Технические требования к установке дорожных знаков и правила применения средств организации дорожного движения предусмотрены национальными стандартами: «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289-2004). 

   Дорожные знаки должны быть размещены таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелёными насаждениями, опорами наружного освещения и т. п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. Такие требования к установке знаков предъявляет ГОСТ Р 52289-2004 в п. 4.2 и п. 4.3. 

    Не допускается размещать такие плакаты, афиши, иные приспособления в полосе отвода дороги, которые: 

  • можно принять за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения;
  • могут снижать видимость или эффективность дорожных знаков;
  • могут ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая опасность для водителей. 

   Помимо этого, дорожный знак должен устанавливаться справа от проезжей части или над нею, вне обочины. Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров. Знаки устанавливают непосредственно перед перекрёстком, местом разворота, объектом сервиса и т. д., а при необходимости – на расстоянии не более 25 м в населённых пунктах и 50 м – вне населённых пунктов (п. 5.1.4., 5.1.5., 5.1.9 ГОСТ Р 52289-2004). 

  Дорожная разметка также должна соответствовать установленным в России стандартам – «ГОСТ Р 51256-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (далее – ГОСТ Р 51256-2011). ГОСТ Р 51256-2011 в п. 4.4. предписывает, что на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (из-за снега, грязи и т. п.) и не может быть своевременно восстановлена, должны быть установлены аналогичные по значению знаки. 

   Итак, в законодательстве чётко определено, что дорожные знаки должны быть читабельными, а дорожная разметка – хорошо различима. Но как же обстоит дело на практике? 

   Нередко автолюбители не видят дорожных указателей из-за того, что последние могут «прятаться» за деревьями или иными препятствиями, а дорожная разметка так вообще в некоторых местах практически не заметна из-за погодных условий, плохого состояния дороги или строительных работ. Если вы столкнулись с такими нарушениями, обратитесь в Центр организации дорожного движения при Правительстве Москвы по телефону 8 (495) 625-08-50. Но, к сожалению, данный Центр не решит ситуацию, когда знаки заслонены ветками деревьев. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы» регламентирована выдача специального разрешения на вырубку дерева, мешающего различить дорожный знак. Однако процесс получения такого разрешения довольно сложный, и вряд ли кто-либо всерьёз решит заниматься решением этой проблемы таким образом. Если в районе, где вы проживаете или находитесь, неправильно установлен дорожный знак, позвоните в дежурную часть районного отделения ГИБДД и оставьте информацию о «проблемных» указателях. Дежурный обязан записать ваше обращение и передать его в отдел организации дорожного движения. 

   Если же вы совершили серьёзное нарушение ПДД, не заметив знака или дорожной разметки, и вас хотят оштрафовать или даже лишить водительских прав, прежде всего, необходимо сохранять спокойствие при общении с сотрудниками ГИБДД. Ссылаясь на ГОСТы, выдержки из которых приведены выше, объясните, что дорожный знак должен быть виден, линия разметки различима при движении и что нарушение произошло не по вашей вине. По возможности сфотографируйте место совершения нарушения, а также незаметный дорожный знак или линию разметки. Не лишними будут и свидетельские показания. Если не удаётся разобраться в ситуации на месте и инспектор уже составил протокол об административном правонарушении, сделайте в протоколе пометку о своём несогласии с указанием фактических причин совершения правонарушения. Вы имеете право в течение десяти суток обжаловать вынесенное инспектором постановление в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (пп. 3 п. 1 ст. 30.1, п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

xn----7sbhrqsgcrjw.xn--p1ai

Нечитаемая разметка и знаки: как избежать наказания

Самое обидное наказание, как говорят автоинструкторы, — это наказание за нарушение, которого не совершал. Зачастую сотрудники ДПС штрафуют таких водителей несмотря на природные катаклизмы, которые происходят у нас в стране, особенно зимой.

Невидимые знаки и разметка

При хорошем снегопаде дорожные знаки превращаются в невидимые, и автомобилистам разобрать их бывает просто невозможно.

Инструкторы по вождению отмечают, что если знак еще как-то можно различить и предугадать, то с разметкой дела обстоят намного хуже.

И вот вы едите по заснеженной дороге, разметки не видно, знаков или нет, или они в снегу, впереди плетется какая-нибудь фура или тихоход…Вы выбираете безопасный участок, совершаете обгон и…Инспектор с радостью машет своей полосатой палочкой с требованием остановиться, объясняет факт злостного нарушения и оформляет протокол с лишением прав.

Повод для наказания

Обгон в неположенном месте на сегодняшний день является лишь одним из многочисленных неумышленных нарушений при снегопаде. Там, где движение многополосное, разделительных полос зимой практически не видно, и любой водитель может оказаться на встречной полосе, не подозревая об этом.

Нарваться на штраф и на эвакуацию можно и водителям, которые не знают местность. Часто развороты и повороты разрешены из определенных рядов, а направление движения транспорта по полосам продублировано дорожными знаками, которые заносит снегом за считанные минуты. То же самое касается регулируемых перекрестков с неразличимыми из-за снега сигналами светофоров, невидимые знаки ограничения скоростного режима и засыпанные пешеходные переходы. Всё это — поводы для наказаний ничего не подозревающих автомобилистов.

Водители становятся невольными заложниками неблагоприятных погодных условий и нередко попадают в ловушку, нарушая не по своей вине.

Некоторые сотрудники ГИБДД относятся к таким нарушениям лояльно, но многие устраивают самый настоящий «праздник урожая».

Как отстоять свои права?

Можно ли доказать свою невиновность? Закон гласит, что водителя можно привлечь к административной ответственности только в тех случаях, когда установлена его вина (ч. 1 ст 1.5 КоАП РФ). Более того, неустранимые сомнения в виновности человека должны толковаться в пользу автолюбителя (ч. 4 ст. 1.5 КоАП). Получается, что инспектор обязан доказать, что автомобилист действительно виноват в нарушении ПДД.

К тому же в КоАП сказано, что правонарушением признается виновное, противоправное действие/бездействие водителя.

Например, увидели вы сплошную линию разметки, но все же пересекли ее. Это нарушение. Но если разметка не видна, то и вины нет. Это формально, на практике принцип презумпции невиновности часто не работает.

Сам себе адвокат

Если у вас есть видеорегистратор, укажите в проколе просьбу о приобщении к делу записи с устройства. Можно сделать фотографии места, где вы яко бы нарушили ПДД.

Главное, чтобы на фото и записи было видно, что у вас не было возможности определить, каким образом организовано движение на данном участке дороги.

Важно сделать привязку фото- и видеоматериалов к местности (должны быть видны название улицы, номер дома, на шоссе это может быть километровый столб и др.), к времени нарушения, а также сделать так, чтобы в кадр попал сотрудник ГИБДД и его машина.

Отличный вариант, если ваш смартфон фиксирует время съемки и геолокацию.

Видео о том, как действовать, если дорожная разметка не видна:

Будьте внимательны и аккуратны на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта auto-mir24.ru

spokoino.ru

Заснеженная разметка не видна – нарушение?

[box style=»0″]

Зима традиционно принесла водителям новые проблемы. Дорога покрыта снегом, разметки не видно. Как определить края проезжей части? Где ваша полоса, а где уже встречная? Попробуем разобраться в этом вопросе.

[/box]

Зима — без преувеличения самый сложный для автомобилистов сезон. Участникам дорожного движения приходится ориентироваться в и без того не простых условиях современного трафика. Возьмем, к примеру, задачу правильного определения положения транспортного средства на проезжей части. В обычной ситуации понять, где своя, а где встречная полоса, помогает дорожная разметка и другие элементы дорожной инфраструктуры: разделительная полоса, ограждение, знаки и тому подобное. Если же дорога занесена снегом, задача становится нетривиальной. Разметка, на которую мы привыкли полагаться в первую очередь, со своей задачей не справляется, ведь ее зачастую просто не видно: снег и грязь делают свое грязное в прямом смысле этого слова дело. Ну а к концу зимы увидеть белые полосы на асфальте — и подавно редкая удача, ведь противостоять напору химреагентов и щеткам уборочной техники не в силах даже самые современные материалы. Между тем, как известно, от того, где своя полоса, а где чужая, зависит, останется водитель с правами, или ближайшие несколько месяцев ему придется пользоваться общественным транспортом.

Для того чтобы понять, где заканчивается попутная проезжая часть и где начинается встречная, придется вооружиться брошюркой Правил дорожного движения. Ответ на этот вопрос дает пункт 9.1, указывающий, что при отсутствии знаков и разметки полосы движения должны определять сами водители, и тут же уточняет, что «стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)». Обратите внимание на текст в скобках, который на самом деле имеет весьма важное значение с правоприменительной точки зрения, особенно в черте города, где края проезжей части редко представляют собой прямую линию.

От чего отмерять разметку?

Возникает также логичный вопрос: как на засыпанной снегом дороге разглядеть край проезжей части, чтобы понять, от чего, собственно, отмерять половину ее ширины? К сожалению, однозначного ответа на него нет и быть не может. Учитывая, что согласно ПДД под проезжей частью понимается «элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств», делаем вывод, что даже полутораметровый снежный бруствер, оставшийся после уборки дороги вдоль ее края, но слева от бордюра или обочины, с юридической точки зрения по-прежнему считается проезжей частью. Иными словами, края проезжей части определяет не водитель, а дорожники, закладывающие геометрические параметры дороги еще на этапе ее проектирования. Случись ДТП, все замеры будут делаться от этого самого «виртуального» края проезжей части, а не от ее видимой границы. Этот факт водителям непременно надо принимать во внимание при движении по зимней дороге, порой значительно суженной из-за счищенного, но не убранного снега и припаркованного кое-как транспорта.

В меньшей степени, но также актуальным остается этот вопрос и в отношении границ пешеходных переходов, определяемых зеброй, парковочных мест, стоп-линий и прочих элементов дорожной инфраструктуры, идентифицировать которые мы привыкди именно,с помощью дорожкой разметкй. Поэтому, двигаясь по зимней дороге, старайтесь перестраховываться и по возможности держаться подальше от спорных мест. Если вы постоянно передвигаетесь по одним и тем же маршрутам, не подверженные погодным условиям ориентиры запомните осенью, когда дорога еще в нормальном состоянии. Если же зимой из-за плохой работы дорожников вам вменяют серьезное нарушение ПДД, в том числе повлекшее за собой ДТП, обязательно требуйте фиксировать в составляемых материалах состояние проезжей части и видимость технических средств организации дорожного движения, к которым как раз и относятся разметка и знаки: возможно, тогда если не всю, то хотя бы часть ответственности удастся переложить на плечи нерадивых дорожно-эксплуатационных служб.

autodriving.net

Перекрестный огонь

Кто из нас хотя бы однажды не нарушал Правила дорожного движения? Не там перешел улицу, не пропустил пешехода, проехал под «кирпич» или превысил скорость? Если среди читателей такие найдутся, то эта статья – не про них. Основная же масса водителей - как у нас в стране, так и во всем мире - случайно или намеренно, но ПДД все же нарушают. Почему?

Привыкли прикрываться знаменитой цитатой классика: «И какой же русский…»? Но не будем забывать, что этой фразе более ста лет. Тогда количество транспортных средств на дорогах исчислялось от силы десятками. Более того, при тех скоростях увидеть возможную опасность и среагировать на нее ответным действием было вполне возможно. Сегодня каждое нарушение грозит вылиться в трагедию. Нынешние водители транспортных монстров, соревнуясь на дорогах в силе и скорости, зачастую просто «выключают голову», не успевают замечать остальных участников движения. И вот парадокс: пойманные, что называется, с поличным, такие водители так возмущаются, так злятся на патрульных ГИБДД, будто ущемили их личное достоинство, лично оскорбили! Рассказывать об этом всем знакомым, а часто и не знакомым, водители считают не просто нестыдным – естественным! Почему же нарушение ПДД в России считается чуть ли не достижением?

Менталитет – менталитетом, но, пожалуй, немаловажную, если не главную, роль здесь играют все те же СМИ, формирующие общественное мнение. Практически каждая более-менее популярная личность взахлеб рассказывает, что обожает быстро ездить и при этом постоянно нарушает Правила. Наивысшим признаком своей популярности считая то, что патрульный, узнав ее (личность), «прощает» нарушение и отпускает «с миром». Но если можно им, таким авторитетным, простым смертным тоже хочется. Хочется и себя почувствовать в шкуре особенных, избранных богом, которым «если нельзя, но очень хочется, то можно». Поэтому и превышают, и останавливаются прямо под знаками «остановка запрещена», и пешеходов на переходе пугают внезапно взревевшим перед их носом мощным мотором, так, что те едва успевают выпрыгнуть из-под колес. Или не успевают. Что в последнее время происходит, к сожалению, все чаще и чаще.

Другая причина – частая несправедливая оценка действий водителя со стороны патрульных ГИБДД. Настолько частая, что честный патрульный – это даже не парадокс, а явление, достойное кунсткамеры, поэтому так и хочется хоть как-то выместить обиду за незаслуженный штраф. Как говорится, выколю себе глаз, пусть у тещи будет зять одноглазый! Возможно, это сказано несправедливо и честных патрульных гораздо больше, чем кажется, но ведь честные патрульные не придираются несправедливо и по пустякам не останавливают! И не случайно остроумный народ придумал им обидную аббревиатуру в преддверии грядущих реформ в этой службе!

Еще одна причина – неграмотная разметка, необоснованная установка запрещающих знаков и малопонятная схема организации движения на некоторых участках дорог. Как, например, подъехать к придорожной закусочной или заехать в собственный двор, если в обозримом пространстве вокруг нет ни перекрестков для разворота, ни прерывистой линии, разрешающей этот разворот, а есть только двойная сплошная?

Причины, по которым мы нарушаем ПДД, можно перечислять долго, но ни одна из них не оправдывает нарушения. Ни в одной стране мира несоблюдение ПДД не считается доблестью: во многих странах нарушение Правил водителям даже не приходит в голову! И если мы хотим считать себя людьми цивилизованными, пора начать поступать так, как это делают в цивилизованных странах!

Не зря говорят, все большие нарушения начинаются с малого. Самое распространенное «малое» нарушение на наших дорогах – это несоблюдение разметки. Я уже неоднократно говорил и еще раз повторюсь: по мнению многих наших водителей, разметка носит чисто рекомендательный характер и соблюдать ее необязательно. На некоторых перекрестках в нашем городе дорожники даже подвинули разметку на несколько сантиметров в сторону, чтобы стихийно организуемый второй ряд на однорядной полосе умещался на дороге без нарушения разметки.

Так нет же, и за «отодвинутую» разметку продолжают выезжать, просто не обращая на нее внимания. Мне так удобнее, и все тут.

Хотя, конечно, есть у этой темы и обратная сторона.

Соблюдение или несоблюдение требований дорожной разметки - повод для возникновения многочисленных споров между водителем и инспектором ГИБДД. Часто инспектор предъявляет водителю претензии в нарушении требований дорожной разметки (например, не там перестроился или пересек сплошную линию), когда эта разметка не очень-то и видна. Это бывает в случаях, когда, например, разметка стерлась от времени или ее не видно из-за грязи на дороге и т. п. В таком случае можно смело не соглашаться с инспектором. Если он настаивает на своем, потребовать составления протокола, в котором четко изложить свою позицию. Будет неплохо, если удастся сфотографировать место нарушения с плохо видимой (или вообще невидимой) разметкой, а если это не представляется возможным (не каждый же, в конце концов, возит с собой фотоаппарат), то попытаться найти свидетелей, которые смогут подтвердить вашу правоту.

Иногда водитель вынужденно нарушает требования дорожной разметки. Например, если дорога в плохом состоянии, что, в общем-то, нормальное явление в современной России, иногда приходится перестраиваться, невзирая на разметку, или даже выезжать на встречную полосу через сплошную линию.

Другой пример - когда нарушение требований дорожной разметки вызвано необходимостью объехать препятствие на дороге. Если в подобной ситуации вас остановил инспектор и предъявил обвинение в нарушении Правил дорожного движения, следует спокойно объяснить ему, что ваши действия вызваны сложившейся дорожной обстановкой, а не лихачеством. Не исключено, что формально правота будет на стороне инспектора; тем не менее, если он будет настаивать на том, что вы - нарушитель, то можете не соглашаться с этим, потребовав от инспектора составления протокола и подробно изложив в нем свою позицию.

Бывают на дороге и более серьезные ситуации - например, когда вы были вынуждены нарушить требования дорожной разметки, чтобы избежать аварии. В данной ситуации закон будет однозначно на вашей стороне.

Напомню, дорожная разметка может быть горизонтальной и вертикальной, причем горизонтальная разметка бывает трех цветов: белая, желтая (это касается линий 1.4, 1.10 и 1.17) и оранжевая, временная. Вертикальная разметка отображается только в виде сочетания черных и белых полос, которые наносятся на дорожные сооружения и элементы дорожного оборудования.

Отмечу, что нарушение требований вертикальной разметки возможно только в «наборе» с ДТП: например, когда вы наехали на придорожный столбик, на возвышающийся островок безопасности, на опору моста и т. д. Если такое ДТП будет рассматриваться в присутствии инспектора ГИБДД, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что вас обвинят в совершении дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями.

В первую очередь нужно посмотреть, достаточно ли четко была нанесена вертикальная разметка на тот объект, с которым вы столкнулись (столбик, опора моста и др.). Это имеет особенно важное значение, если ДТП произошло в темное время суток. В данном случае следует непременно отразить этот факт в протоколе: не исключено, что в результате последующего разбирательства вина за ДТП будет возложена на дорожные службы, которые наносят разметку, и на ГИБДД как на организацию, не обеспечившую должный контроль ее состояния.

Иногда на дороге можно увидеть ситуацию, когда требования постоянной дорожной разметки, белой или желтой, противоречат требованиям временной оранжевой. Правила дорожного движения этот нюанс трактуют однозначно: если постоянная и временная дорожная разметка противоречат друг другу, то руководствоваться нужно требованиями временной разметки.

А предположим, вы едете по дороге, на которой нанесена постоянная разметка, временная разметка, а также стоят на переносных стойках временные дорожные знаки. Поскольку такая ситуация встречается не очень-то часто, то с непривычки можно и растеряться: как ехать дальше и каких требований придерживаться в первую очередь? Кстати, неподалеку вполне может находиться инспектор ГИБДД. В этом случае надо четко помнить: если требования разметки (неважно какой - постоянной или временной) противоречат временным дорожным знакам, установленным на переносных стойках, руководствоваться надо требованиями временных знаков.

При этом следует учитывать: даже если четко знаете, как поступить в такой ситуации, и будете ехать в строгом соответствии с требованиями Правил дорожного движения, вас все равно может остановить инспектор, например, для проверки документов, и радостно задать какой-нибудь каверзный вопрос типа: «Так-так, требования разметки нарушаем?» И он будет стопроцентно прав! Ведь если в данном случае ехать в соответствии с Правилами дорожного движения, то разметку действительно придется нарушить.

Обратите внимание, инспектор постановкой своего вопроса не предъявляет вам обвинение в нарушении Правил дорожного движения, а лишь констатирует реально свершившийся факт: были нарушены требования разметки. Вы можете спокойно подождать, что же он будет делать дальше. Если инспектор вернет документы и скажет: «Счастливого пути», то все в порядке. А если он произнесет нечто вроде: «Ну, и что делать будем?», то можете быть уверены - с вас вымогают взятку за закрытие глаз на не совершенное вами преступление. Конечно, говорить об этом инспектору прямо не стоит, зато можно веселым голосом произнести: «А вы что предлагаете?» И добавить, что, нарушив дорожную разметку, вы не отступили от буквы закона, поскольку в данном случае в соответствии с требованиями Правил дорожного движения вам следовало руководствоваться именно временными знаками, а не дорожной разметкой (неважно, постоянная она или временная).

Не стоит забывать и еще один немаловажный нюанс: дорожная разметка может быть только установленных Правилами дорожного движения цветов. Поэтому ответственность за ДТП вполне можно возложить на дорожные службы, которые обязаны соблюдать правила нанесения разметки, а вкупе с ними - и на ГИБДД, поскольку именно эта организация должна следить за ее состоянием.

То же касается и горизонтальной разметки: если вы видите, что разделительные полосы нанесены, например, светло-зеленым цветом (ну не было у дорожных служб белой или оранжевой краски, не подвезли вовремя), то смело можете их игнорировать. В данном случае любые претензии инспекторов ГИБДД по поводу несоблюдения дорожной разметки будут абсолютно необоснованными. Кстати, если при наличии горизонтальной дорожной разметки, не соответствующей установленным цветам, на дороге произошло дорожно-транспортное происшествие, то, как и в случае с вертикальной разметкой, ответственность за него полностью или частично (в зависимости от иных обстоятельств) можно возложить на дорожные службы, которые обязаны соблюдать правила нанесения разметки, а также на ГИБДД. Этот факт обязательно должен найти свое отражение в протоколе.

Кстати, с 1 июля штрафы за нарушение разметки еще раз возрастут. Но об этом поговорим отдельно.

А пока - еще раз! - краткий обзор правил, которые мы все же почему-то нарушаем.

«Правила существуют для того, чтобы их нарушать», - делился как-то со мной жизненной позицией один таксист. Вероятно, эту теорию переняло большинство нынешних водителей.

Существует несколько «любимых» правил - их не нарушить для нашего водителя просто грешно. Вероятно, в «суровых» условиях дороги, по мнению нарушителей, выжить иначе не удается.

Правило первое - «для дальтоников».

Останавливаться на красный сигнал светофора уже не модно. Если же красный загорается, чтобы пропустить «двуногих», - это дурной тон. «Доезжать» на красный привычно даже тогда, когда двинулись автомобили по пересекающей дороге – на их законный зеленый.

Правило второе – «петух».

Полоса встречного движения существует для того, чтобы по ней объехать пробку. Если не существует искусственных заграждений, то не существует ни одной пробки, которую бы не объезжали по встречной. На диком Западе есть игра «Петух»: водитель выезжает на встречную и «на всех парусах - к красивому рифу»… Кто первый испугается и свернет, тот петух.

Правило третье – «я передумал».

Почему бы не зарулить в супермаркет по дороге – и при скорости 90 км/ч можно смело съезжать из крайней левой полосы в магазин, который справа. Особенно любят это делать водители «сараев» на колесах и… барышни. Но только половой признак тут уже давно не играет главной роли.

Правило «любимое».

«Дорожная разметка, дорожные знаки…» - это что вообще такое? Сплошная осевая, говорите? А, двойная даже? Ну-ну… Ну, чем бы народ не тешился… А еще какие-то значки вдоль дорог расставлять. Не, не слышал.

Ну а обгонять, подрезать, не уступать дорогу, притеснять, превышать скорость, не соблюдать дистанцию - эти нарушения таковыми у нас вообще не считаются. Тут уж все от ловкости водителя зависит: кто успел, тот и встрял. Выявить это практически невозможно. Камер на наших дорогах пока нет.

Как-то наши журналисты, будучи за границей, поинтересовалась у местного водителя: как же все так терпеливо стоят в пробках, ждут зеленого светофора и вообще ведут себя по правилам – неужели все такие законопослушные? Не тут-то было! Оказывается, законопослушные у них только жители крупных городов и столицы. А чем провинциальней водитель, тем больше правил он нарушает. Село, что с него взять! Никакой культуры.

Вероятно, пословица про Москву - большую деревню, применима и к провинциальным столицам. А в селе – какие правила? Одна дорога, и всегда главная…

На сегодня достаточно. Только еще раз напомню то, о чем ранее писал. В некоторых странах существует система «доносов». Если водитель сталкивается с грубым нарушением ПДД и сообщает об этом в местное ГАИ или предоставляет фото-, видеоматериалы, то ему выплачивается премия или прощаются некоторые грехи. Говорят, действует!

Ян Пере-Крестный

avi.udm.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"