Пдд на уроке физики

.

Урок по физики ПДД и законы физики (7класс)

Аннотация урока.Урок решения задач "транспортной" тематики. Работа по решению подобных задач является одним из элементов здоровьесберегающих технологий. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики.По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

План - конспект урока.ПДД и законы физики.Цели: 1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: скорость, время, пройденный путь;2. Совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение.3. Научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.5.Повторить с учащимися элементарные «Правила дорожного движения».Оборудование: плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки» Ход урокаI. Разбор задач (коллективная поисковая работа) Задача №1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода 1,5м/с. Решение:1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с 2)12 м:15м/с = 0,8 с время обгона автомобилем автобуса.3) 15м*0,8=1,2м путь, проделанный пешеходом.Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.Задача №2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?Решение:1) 50 - 40=10 км/ч 2) 10:40=1/4З) 1/4 * 100%=25% Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно для уличного движения.Задача №3. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с. Решение:1) 36 км/ч=10м/с.2) 40м:10 м/с = 4с - время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом.3) 1,5 м/с*4с-6м – путь, который может за это время пройти пешеход.Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.Задача №4. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?Задача №5. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).Задача №6. Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы? Объясните их предназначение. (Презентация «Дорожные знаки»)

II. Самостоятельная работа (по вариантам).Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения, Вариант №1.1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги 15м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик? Решение:1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с 2) 100 м: 10 м/с =10 с - потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.3) 1,2 м/с * 10 с =12м путь, который может пройти пешеход.4) 15м> 12м Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности. 2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?Решение: 1)25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.2) 90 км/ч >60 км/ч.Ответ: Скорость будет выше разрешенной.Вариант №2.1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети? Решение: 1)18м+9м=27мпуть, который должен пройти последний школьник.2) 27м :0,9 м/с = 30 с потребуется времени, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги. 3) 30с> 20 с Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч? Решение:1) 200: 10=20 м/с 2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч скорость автомобиля 3) 72 км/ч > 40 км/ч Ответ: Водитель нарушил правила. (после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

III. Домашнее задание.1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля 23м, а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу? Решение: 1)23:69=23/69 =1/3 часть2) 69:23 = 3 (раза). Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофору 2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их предназначение.Дополнительный материал к уроку.Приложение 1.А знаешь ли ты? Как родились ПДД.Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей. Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.Про дорогу и улицуСлова «улица» и «дорога» - не «родственники» но, тем не менее, имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются смежными: улица - это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте. Дорога - это пространство для проезда или перехода. В городах улицы широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах (для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти слова нередко выступают как синонимы.Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых диалектах дорогу, а слово «дорога» - улицу. В верхнелужицком языке «groha» значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» - это не только «улочка», «переулок», но и «проход». Французское слово «rue» - улица сходно по происхождению c латинским ruga - «дорога»; итальянское «strada» означает «дорога, улица», польское «alega» - это «аллея, улица».Как же выглядят «метрики» наших слов?Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе существительного «-ула-», родственного слову «улей». Слово «дорога» произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-. Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному значению и дальнейшей языковой судьбе. По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»Кто придумал светофорПервый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил - дежурил специальный полицейский. Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.Автоматический регулировщикОрганизация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме.С возникновением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем. В 1927 году два человека запатентовали «автоматического регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928 года.Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на звук для переключения светофора.15

weburok.com

Уробушкин Юрий Михайлович, учитель физики мбоу «Средняя общеобразовательная школа №10»

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014 – 2015 учебный год)

«Педагогические идеи и технологии: среднее образование».

Методическая разработка урока по физике

Физика диктует правила дорожного движения

Автор: Уробушкин Юрий Михайлович, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

г. Реутов Московской области

Конспект урока по физике

8 класс

«Физика диктует правила безопасности дорожного движения»

Цель урока

опираясь на знание физических законов, выработать у учащихся осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Задачи урока

  • образовательные: познакомить учащихся с понятиями «тормозной путь» и «остановочный путь», рассмотреть принцип действия световозвращающих элементов;
  • воспитательные: воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей;
  • развивающие: развитие творческих способностей, коммуникабельности, умения критически мыслить.
Ход урока
  1. Организационный момент
Учитель. Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: водители, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов.

Каждый год пешеходы составляют треть от всех жертв дорожно-транспортных происшествий. Эти участники дорожного движения не защищены – у них нет железного каркаса вокруг тела. И в случае столкновения с автомобилем, особенно на большой скорости, у пешехода не будет шанса остаться невредимым.

К сожалению, количество погибших пешеходов по вине водителей (в том числе на пешеходных переходах) увеличивается. Именно поэтому было принято решение о проведении кампании «Притормози!».

Целью кампании «Притормози» благодаря которой мы проводим этот урок, становится снижение количества погибших в ДТП пешеходов, а также сокращение количества аварий, произошедших по причине неправильного выбора дистанции, нарушения проезда пешеходных переходов и несоответствия скорости конкретным условиям.

Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Водитель при вождении, автослесарь при обслуживании и ремонте автомобиля – все очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают проблемы, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно нужно связать с правилами дорожного движения.

Надеюсь, что знания, которые вы получите на уроке, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным. То, что многие из вас станут водителями в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом. А пешеходами мы являемся все!

Совсем недавно мы с вами начали изучать раздел «Оптические явления».

Фронтальный опрос:

Какие основные законы оптики вы знаете?

Почему у человека возникает ощущение цвета?

Как вы думаете, важен ли цвет одежды пешехода для водителя?

Учащиеся высказывают и аргументируют свои мысли.

Учитель. Все верно. Действительно, в светлое время суток цвет одежды не очень важен. А в темное время суток одежда должна быть светлой. От нее больше отражается света и вероятность того, что водитель увидит пешехода возрастает. В скандинавских странах для безопасности движения более 30 лет используют световозвращающие элементы. О них сегодня мы и поговорим. Итак, что же такое светоотражательные элементы?

  1. Изучение нового материала.
Светоотражательный элемент – это устройство обеспечения безопасности движения, основное назначение которого - возврат светового пучка назад при любом положении падающего светового пучка. С какими светоотражающими элементами вы сталкивались в жизни?

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает правильные варианты на доске. Далее учитель поясняет устройство этих элементов.

Рис 1.

Катафоты (рис.1) – самые первые световозвращающие элементы. Они изготавливаются из прозрачной или окрашенной в красный цвет пластмассы и представляют собой большое количество пирамидок, от внутренних поверхностей которых и происходит отражение света. Если снять непрозрачную заднюю стенку, то можно увидеть, что все поверхности пирамидок прозрачные, на них отсутствует зеркальное покрытие. Почему же они полностью отражают падающий ни них свет? Для этого нам нужно вспомнить закон преломления.

Учащиеся формулируют закон преломления.

Учитель. Итак, из закона преломления следует, что если свет идет из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду, то угол преломления всегда больше угла падения. Следовательно, существует такой угол падения, при котором угол преломления равен 90°. Этот угол падения называется предельным. Давайте рассмотрим подробнее это явление.

К доске вызывается способный учащийся, который с помощью учителя воспроизводит на доске рис. 2.

рис. 2

Если угол падения больше предельного угла, то наблюдается полное внутреннее отражение света, поэтому чистая пластмассовая прозрачная граница отражает свет как идеальное зеркало. Аналогичный эффект можно наблюдать, если поместить на дно чашки с водой монету, а затем, не отрывая взгляда от поверхности воды в чашке, медленно отдаляться от нее. При определенном угле падения монета в чашке «исчезает» (рис.3).

Фликеры. Если взять гибкую прозрачную пленку и с помощью матрицы, покрытой пирамидками, выдавить на ней множество углублений пирамидальной формы, то получится световозвращающая пленка, из которой изготавливают фликеры. Это небольшие световозвращающие элементы, назначение которых – не рассеивать во все стороны падающий на них направленный световой пучок, а отражать его в обратном направлении, чтобы он попадал в глаза водителя. Ночью освещенный фликер похож на горящую лампочку, его яркость соизмерима с яркостью нити накаливания (рис. 4).

рис. 4

Световозвращающие материалы (рис.5) – ткань серебристо-серая, представляет собой совокупность стеклянных микролинз или шариков с высокой световозвращающей способностью, внедрённых в специальный клеевой слой, нанесенный на хлопковую, нейлоновую или хлопково-полиэфирную текстильную основу. Выяснение работы светоотражающих материалов приходится отложить до тех пор, пока не изучим основные законы тригонометрии.

рис. 5

Учитель. Для организации безаварийного дорожного движения в ночное время уже давно используются пассивные светосигнальные устройства: катафоты, световозвращающие пленки, из которых изготавливают дорожные знаки, автомобильные номера. Однако пешеход, идущий по дороге в ночное время, был практически не защищен. Даже мощный, направленный световой пучок автомобильной фары не делал его хорошо заметным на фоне дороги. Причина – низкий коэффициент отражения одежды (он характеризует долю отраженного света), примерно такой же, как у дорожного покрытия. А самое главное – свет, падающий на одежду, отражался от нее и рассеивался во все стороны, в результате чего в глаза водителя попадала лишь незначительная его часть. В связи с этим в последнюю редакцию Правил дорожного движения был внесен пункт, согласно которому пешеходы, пользующиеся автодорогами в ночное время, должны обозначить себя световозвращающими элементами. Давайте подумаем, где должны располагаться светоотражающие элементы на человеке?

На интерактивной доске условное изображение человека, учащиеся, высказывая свое мнение, изображают на схеме, где должны находиться светоотражающие элементы.

  1. Закрепление изученного материала.
Учитель. Чтобы закрепить знания о световозвращающих элементах и необходимости их использования – решим следующую задачу:

Водители видят пешеходов, одетых в вещи разных цветов, с разного расстояния. Многие водители сталкивались с ситуацией, когда на тёмной дороге люди появляются из «ниоткуда». Даже если ехать очень аккуратно, не превышая разрешённую скорость, можно причинить вред человеку, ведь машина и на скорости 20 км/ч остаётся железом. Учёными американского Корнельского университета были проведены исследования по зависимости восприятия водителями пешеходов в различной одежде в тёмное время суток.

Было установлено, что пешеходы в обычной одежде, без световозвращателей, видны в свете фар на расстоянии 30 метров. Наличие на пешеходах светоотражающих элементов позволяет им быть видимыми с расстояния 150 метров.

Также по данным исследований реакция мозга водителя, в среднем, составляет 1 секунду. Еще секунда требуется на реакцию тела. При скорости 60 км/ч автомобиль проезжает 16,7 метров в секунду. Значит, за две секунды (до принятия водителем решения совершить манёвр) машина успеет проехать примерно 33 метра. А дальше еще нужно затормозить.

Остановочный путь автомобиля - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Учитывая условия видимости, водитель должен так выбирать скорость, чтобы остановочный путь автомобиля не превышал расстояние видимости. В противном случае скорость необходимо снизить. На остановочный путь влияет реакция водителя, состояние транспортного средства и дорожного покрытия.

Тормозной путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до его полной остановки. Тормозной путь является частью остановочного пути. (рис.6)

рис. 6

Попробуем установить судьбу двух пешеходов, которых видит водитель в черте города рядом с пешеходным переходом. Один из них имеет на одежде световозвращающий элемент, второй – в обычной одежде. Cкорость автомобиля 60 км/ч (допустимая скорость в населенных пунктах), а коэффициент трения 0,5.

К доске вызывается учащийся для решения задачи, все остальные работают в тетрадях.

Учитель. Тормозной путь при такой скорости движения равен 28 м. Да еще 33 м. Получаем весь тормозной путь 61 м. До первого пешехода 30 м., поэтому очевидно, что ДТП неизбежно! А вот до второго пешехода 150 м., водитель успеет затормозить. Отсюда следует необходимость использования в ночное время световозвращающих элементов в одежде! (рис.7).

рис. 7

  1. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, подводим итоги урока. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и важного для себя. Что вы думаете об этом уроке, и какой вывод по уроку вы можете сделать?

Рефлексия учащихся.

Учитель: Организаторы кампании подготовили вам небольшие, но полезные подарки: световозвращающие значки, которые помогут вам быть заметнее на дороге, а также линейки, с помощью которых вы всегда будете помнить, что у каждого автомобиля есть тормозной и остановочный путь, и что машине нужно время, чтобы затормозить.

  1. Домашнее задание.
Выясните технические характеристики вашего семейного автомобиля (если в семье нет автомобиля – выберите в интернете понравившуюся модель и изучите ее). Какие технические средства безопасности пассажиров есть в автомобиле, выясните наличие антиблокировочная тормозная система и узнайте мнение водителя о ее роли.

При возможности практически выясните глубину зоны видимости при ближнем свете, входя в эту зону в темной одежде и со светоотражателем – например, со знаком аварийной остановки в руках при неподвижном автомобиле.

Спасибо за внимание!

fiz.na5bal.ru

Роль интегрированных уроков ОБЖ, ПДД, русского языка и литературы, физики в формировании культурного, грамотного пешехода

Библиографическое описание:

Веденеева С. А., Гришина Л. Н., Наговицына Л. В. Роль интегрированных уроков ОБЖ, ПДД, русского языка и литературы, физики в формировании культурного, грамотного пешехода [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1939/ (дата обращения: 18.02.2018).

Дети – главное богатство любого общества.

Безопасность на дорогах –

это государственная политика Республики Татарстан

Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения должна стать основной целью государства, школы и семьи. Одна из главных целей образования XXI века - «По безопасной дороге - в третье тысячелетие». Основная наша задача – воспитание физически-здорового, культурного пешехода.

В нашем видении знания дорожных знаков и умение передвигаться на дорогах и улицах, как пешеходам, так и водителям – это феномен единства развития в человеке физического и духовного, воспитание культурного пешехода, это способ жизни и способ развития целостной личности.

Средняя общеобразовательная школа №4 г. Лениногорска Республики Татарстан расположена в юго-восточном промышленном микрорайоне города. Школа находится на опасном участке, улица Белинского 3А и поэтому изучение ПДД необходимо, т.к. направление нашей школы это Школа-территория здоровья.

В Республике Татарстан постоянно растёт автомобильный парк, повышается плотность транспортных потоков, интенсивность движения. За руль автомобиля, другого личного транспорта ежегодно садятся десятки тысяч новых водителей. В связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасного поведения на дорогах детей школьного возраста. Средняя школа №4 г. Лениногорска и ГИБДД и фонд БДД ежегодно уделяют данной проблеме первостепенное внимание. В школе совместно с работниками ГИБДД проводится комплекс мероприятий, входящих в региональную программу профилактики и пропаганды безопасного поведения детей на дорогах. Классическая фраза «Азбуку движения знай, как таблицу умножения!» приобрела сегодня новое звучание, особенно в свете событий последних лет.

Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения должна стать основной целью государства, школы и семьи.

Важнейшая форма работы в школе – урок, на котором дети получают знания, обрабатывают умения и доводят полученные знания до автоматизма.

Грамотный, культурный участник дорожного движения, способный обеспечить свою безопасность на дороге и не стать причиной ДТП, должен воспитываться с раннего детского возраста. Школа и родители выступают одним из ведущих звеньев в цепочке непрерывного обучения детей ПДД, которая а к т у а л ь н а в событиях последних лет.

Так как наша школа имеет – «Золотой уровень» и работает по программе «Школа-территория здоровья», поэтому особое внимание уделяем здоровью и безопасности школьников. Дети с интересом занимаются и получают прочные знания. Грамотный, культурный, здоровый школьник, способный иметь полноценное здоровье, должен воспитываться с раннего детского возраста. Многие дети сегодня не обладают достаточным богатством знаний и навыков, поэтому уроки ОБЖ, здоровья, ПДД и проходят с 1-11классы и условия сохранения здоровья следует изучать с раннего детства, затем в школе и продолжать дома.

В целях пропаганды дорожно-транспортного травматизма в школе работает кружок ЮИД. Кружковцы изучают ПДД, выпускают памятки, брошюры, агитационные листы газету «Безопасное колесо», организуют рейды на перекрёсток.

Хотелось бы отметить работу ЮИДовцев, так как на городских конкурсах «Безопасное колесо» наша школа всегда занимает призовые места. Школа ежегодно участвует в целевой профилактической работе «Внимание – дети!» и в республиканском конкурсе «Безопасное колесо». Для её решения необходимо обучать детей правилам дорожного движения, оказывать само – и взаимопомощь в случаях опасности, а также первую помощь пострадавшему. Предлагаем вашему вниманию схему работы по дорожной безопасности по средней школе №4 г. Лениногорска.

Формирование зрелой, здоровой личности к жизни, - вот цель, которую я ставлю перед собой, работая преподавателем ОБЖ.

Одна из главных целей образования – здоровье через образование, поэтому, учитывая познавательные возможности школьников, в соответствии с программой обучения по курсу ПДД. Необходимо отдельно остановиться на каждом направлении данной работы.

Основные направления в работе.

Урок – важнейшая форма работы в школе №4. На занятиях учащиеся обучаются правилам дорожного движения, у них формируется сознательное и ответственное отношение к личной безопасности окружающих, а также основы медицинских знаний (оказание первой доврачебной медицинской помощи). В качестве основных методов обучения используются рассказы, беседы, создаются проблемные ситуации, практические занятия в форме сюжетных, ролевых игр. Слово учителя играет ведущую роль при обучении детей ПДД. Для её решения, как показывает практика для лучшего усвоения, необходимо учителю, применять методические приёмы такие, как сравнение, сопоставление, иллюстрируя их примерами, сопровождая демонстрацией диафильмов, кинофильмов. Данная работа в решение проблемных ситуаций активизирует мысль учащихся.

С целью предупреждения ДТП и профилактики травматизма ученики изучают ОБЖ, физику, русского языка и литературы правила дорожного движения и занимаются в кружке ЮИД. Так как наша школа находится на опасном участке дороги, члены кружка ЮИД дежурят у моста. Они ведут большую пропагандистскую работу среди дошкольников и учеников начальных классов. Стало традицией ежегодно проводить «Посвящение в пешеходы». Результатом работы кружка ЮИД – снижение количества дорожно-транспортных происшествий, ежегодно являются победителями муниципального конкурса «Безопасное колесо», награждены дипломом III степени Республиканского конкурса «Безопасное колесо - 2005» в номинации «Агитационный плакат»,I место в Республиканском конкурсе «По следам истории ГАИ»в номинации «Исследование»2007год, призёрами городского конкурса «Безопасное колесо-2010», Конкурс сочинений по ПДД, 2место,2008год;3м-2009год, КВН по русскому языку «Знай правила дорожного движения и азбуку; 3место,2009год». Внеклассная работа оставляет широкое поле в области безопасного поведения на улице, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Особенно успешной формой работы в начальной школе являются игры, викторины, конкурсы, утренники «Посвящение 1-классников в пешеходы» проводимые совместно с инспекторами ГИБДД, с фондом БЖД. Целесообразно на классных часах (по региональному стандарту) продолжать отрабатывать знания, умения, навыки и проверять качество знаний на уроках и внеклассных занятиях.

Следующие направление в работе по профилактике ДТТ- работа с родителями. У детей появляется возможность посоревноваться с родителями, почувствовать уверенную помощь, надёжное «плечо». Все эти виды и формы работы по предупреждению ДТТ способствуют достижению следующих целей:

  1. учащиеся получают – основы знаний по ПДД;

  2. вырабатывают понятия «Безопасного поведения»;

  3. учатся видеть причины детского травматизма.

Работа построена по годовому общешкольному плану по предупреждению ДДТТ по следующим направлениям:

- работа отряда ЮИД,

-работа с педагогическим коллективом;

- ПДД на уроках ОБЖ;

- ПДД на классных часах выливаются в общешкольные мероприятия.

Формы и методы дифференцированной

профилактической работы по ДДТТ.

С учащимися начальных классов беседы, объяснения, праздники, конкурсы рисунков, викторина, использование загадок, шарад.

С учащимися средних классов беседа, КВНы, просмотр видеофильмов, видеосюжетов, викторина, конкурс сочинений, обыгрывание проблемных ситуаций, компьютерная игра.

С учащимися старших классов- диспуты, «Круглый стол», изучение цифр, фактов и факторов нарушения ПДД среди учащихся города, создание компьютерных игр.

Занимаясь профилактикой ДТП в школе проводим уроки-встречи с начальником Лениногорского филиала ГУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ БДД РТ» Рахмановой З. М. и инспектором Мингалимовым А.С, обсуждаем вопросы: причины ДТП, обязанности водителей, пешеходов и велосипедистов. Рассматривая вопрос, оказание первой помощи регулярно проводим практические занятия, опираясь на программу ОБЖ. Ребята с удовольствием включаются в практическую работу и отрабатывают навыки оказания первой помощи. Обучаясь правилам дорожного движения, проводим КВНы, конкурсы совместно с фельдшером Архиповой Е.Н., на которых Екатерина Николаевна учит основам оказания первой медицинской помощи.

Ребята, посещающие секции, помогают классным руководителям, подшефным классам организовать работу, принимают активное участие в школьных, муниципальных и республиканских конкурсах по программе «Школа-территория здоровья». Плодотворную работу по ЗДОРОВЬЮ и СПОРТУ положительно отмечают в средствах массовой информации. Таким образом, осуществляется преемственность между различными возрастными группами учащихся, что является основой формирования общешкольного коллектива на основе социально значимой деятельности. Ребята понимают, что здоровье- главный фактор долголетия. Наша школа - школа-территория здоровья, требующая чёткости и самодисциплины. Старшеклассники – надёжные помощники учителей начальных классов, своих классных руководителей при подготовке и проведения, как уроков, так и внеурочных занятий.

На уроках физики мы часто затрагиваем вопросы, связанные с движением велосипедистов и конструкционными характеристиками велосипеда. Существует ряд тем, которые позволяют включать вопросы из курса ОБЖ. Конструктивные особенности велосипеда мы рассматриваем с физической точки зрения и с точки сохранения здоровья. Например, чем шире протектор шин, тем меньше тормозной путь, что существенно для безопасного движения. Рамы, изготовленные из мягкого материала, лучше поглощают вибрацию. Велосипедные вилки, со встроенными амортизаторами, улучшают сцепление с дорогой и повышают комфортность езды по неровной поверхности.

При высоких скоростях (от 30 км/ч) переднее колесо может испытывать скоростные виляния, т.е. колесо самопроизвольно виляет вправо и влево. Это явление вызвано резонансом и наиболее опасно при езде без рук. Скоростные виляния легко погасить, если снизить скорость или изменить позу. Велосипедист подобен циркачу и управляет своим велосипедом, используя законы физики. Велосипед с седоком подобен рычагу с передней опорой. На очень маленькой скорости велосипед становится неустойчивым. Здесь используем законы статики и правило моментов. Потеря устойчивости приводит к падениям с велосипеда и при неправильном торможении. При торможении основная действующая сила – сила инерции, приложенная к центру тяжести. При ее появлении происходит перераспределение давления колес на грунт. При торможении центр тяжести перемещается вперед. Перемещение центра тяжести за точку опоры переднего колеса приводит к перевороту через него. Чем ниже и дальше мы переносим центр тяжести за седло, тем сильнее можно тормозить без угрозы переворота. Разбирая эти вопросы можно решать задачи на определение тормозного пути, задач с использованием законов статики, на расчет давления твердого тела и проч. При решении задач по определению силы трения упоминаем о велосипедных тормозах. Передний тормоз допускает большую силу торможения без блокировки колеса. Нельзя полностью блокировать переднее колесо, так как это приведет к падению. А полностью блокированное заднее колесо позволяет удерживать равновесие, спускаясь с горки. При рассмотрении темы «равномерное движение по окружности» рассматриваем задачи с цепной передачей.

На уроках русского языка и литературы среднего звена учащиеся пишут интересные рассказы, сочинения, стихи, составляют кроссворды, головоломки. Это позволяет глубже и всесторонне изучить правила дорожного движения, развивает интерес у учащихся, желание и стремление к творчеству.

Старшеклассники при изучении тем школьного курса русского языка выполняют исследовательские, проектные работы, тесно связанные с уроками ОБЖ, ПДД. Ученики изучают в своих работах тесную взаимосвязь этимологии слов «здоровье», «правила», «медицина», «пешеходы», «транспорт», «светофор» и другие. Наши ученики являются участниками, призёрами и победителями муниципальных туров научно-исследовательских работ, научно-практических конференций «Интеллект»(2место-2007год; 3место-2009год, 2место-2010год). При подготовке к сочинениям на здоровьесберегающую дорожную профилактику снимают видеоролики, видеофильмы.

Занимаясь профилактикой ЗОЖ, в школе проводим уроки-встречи с врачами–специалистами. На совместных мероприятиях обсуждаем следующие вопросы: причины заболеваний и способы закаливания. Рассматривая вопрос, оказание первой помощи, регулярно проводим практические занятия, опираясь на программу по ОБЖ, раздел «Медицина. Оказание первой медицинской помощи». Ребята с удовольствием включаются в практическую работу и отрабатывают навыки оказания первой помощи.

За последние 5 лет ни один ребёнок нашей школы не стал виновником ДТП. Так как наша школа находится на опасном участке дороги, члены кружка ЮИД дежурят у моста. Они ведут большую пропагандистскую работу среди дошкольников и учеников начальных классов. Стало традицией ежегодно проводить «Посвящение в пешеходы». Результатом работы кружка ЮИД – снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

Результатом работы является то, что за последние 5 лет в нашей школе нет ДТП и наши ученики являются постоянными призёрами муниципального конкурса и участниками республиканского конкурса«Безопасное колесо», в 2011году- победителями республиканского конкурса среди общеобразовательных учреждений по профилактике ДДТТ «Дорога без опасности» в номинации «За системность и практическую значимость работы по профилактике ДДТТ»-2011год.

При изучении ПДД мы пришли к выводу, необходимо знать «Азбуку дорожного движения, как таблицу умножения», и не только знать, но соблюдать и выполнять.

ДТП – это всегда страшно.

Особенностью нашей школы является то, что правила дорожного движения учат не только на уроках ПДД, но и на других уроках. Так, совместно с учителями физики Наговициной Л.В., русского языка и литературы Гришиной Л.Н., проводим интегрированные уроки.

Поэтому перед нами в области профилактики дорожно-транспортных происшествий стоят основные задачи:

  1. Помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно;

  2. Помнить, что дети – будущие взрослые, и от них будет зависеть безопасное поведение следующих поколений;

  3. Вести профилактику ДТП в школе через газету «Перекрёсток», памятки-рекомендации, обращение к водителю.

При выходе из школы ученик вырабатывает:

1) потребность в соблюдении ПДД;

2) мотивационно-поведенческую культуру, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Наши рекомендации:

  1. Изучать Дорожный алфавит.

  2. Знать 8 групп дорожных знаков.

  3. Выпускать школьную газету «Перекрёсток».

  4. Пропагандировать ПДД в детских садах.

  5. Родителям соблюдать ПДД.

  6. Министерству образованию и Науки увеличить часы ОБЖ, на изучение ПДД.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожного движения, русского языка, правила дорожного движения, правилам дорожного движения, «Безопасное колесо», кружка ЮИД, опасном участке, работы кружка ЮИД, Результатом работы кружка, интегрированных уроков ОБЖ, члены кружка ЮИД, детей ПДД, опасном участке дороги, большую пропагандистскую работу, Роль интегрированных уроков, безопасного поведения, количества дорожно-транспортных происшествий, начальных классов, практические занятия, конкурса «Безопасное.

moluch.ru

Урок по физики 'ПДД и законы физики' (7 класс)

Аннотация урока.

Урок решения задач "транспортной" тематики. Работа по решению подобных задач является одним из элементов здоровьесберегающих технологий. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики.

По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

План - конспект урока.

ПДД и законы физики.

Цели:

1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: скорость, время, пройденный путь;

2. Совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение.

3. Научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.

4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

5.Повторить с учащимися элементарные «Правила дорожного движения».

Оборудование: плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки»

Ход урока

I. Разбор задач (коллективная поисковая работа)

Задача №1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода- 1,5м/с.

Решение:

1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с

2)12 м:15м/с = 0,8 с - время обгона автомобилем автобуса.

3) 15м*0,8=1,2м - путь, проделанный пешеходом.

Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

Задача №2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

Решение:

1) 50 - 40=10 км/ч

2) 10:40=1/4

З) 1/4 * 100%=25%

Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно для уличного движения.

Задача №3. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с.

Решение:

1) 36 км/ч=10м/с.

2) 40м:10 м/с = 4с - время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом.

3) 1,5 м/с*4с-6м - путь, который может за это время пройти пешеход.

Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

Задача №4. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

Задача №5. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).

Задача №6. Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы? Объясните их предназначение. (Презентация «Дорожные знаки»)

II. Самостоятельная работа (по вариантам).

Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения,

Вариант №1.

1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги - 15м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

Решение:

1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с

2) 100 м: 10 м/с =10 с - потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

3) 1,2 м/с * 10 с =12м - путь, который может пройти пешеход.

4) 15м> 12м

Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.

2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?

Решение:

1)25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.

2) 90 км/ч >60 км/ч.

Ответ: Скорость будет выше разрешенной.

Вариант №2.

1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?

Решение:

1)18м+9м=27м-путь, который должен пройти последний школьник.

2) 27м :0,9 м/с = 30 с - потребуется времени, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

3) 30с> 20 с

Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.

2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч?

Решение:

1) 200: 10=20 м/с

2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч - скорость автомобиля

3) 72 км/ч > 40 км/ч

Ответ: Водитель нарушил правила.

(после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

III. Домашнее задание.

1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля - 23м, а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

Решение:

1)23:69=23/69 =1/3 часть

2) 69:23 = 3 (раза).

Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофору

2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их предназначение.

Дополнительный материал к уроку.

Приложение 1.

А знаешь ли ты? Как родились ПДД.

Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.

Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».

Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.

Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.

Про дорогу и улицу

Слова «улица» и «дорога» - не «родственники» но, тем не менее, имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются смежными: улица - это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте. Дорога - это пространство для проезда или перехода. В городах улицы широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах (для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти слова нередко выступают как синонимы.

Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых диалектах дорогу, а слово «дорога» - улицу. В верхнелужицком языке «groha» значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» - это не только «улочка», «переулок», но и «проход». Французское слово «rue» - улица сходно по происхождению c латинским ruga - «дорога»; итальянское «strada» означает «дорога, улица», польское «alega» - это «аллея, улица».

Как же выглядят «метрики» наших слов?

Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе существительного «-ула-», родственного слову «улей». Слово «дорога» произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-.

Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному значению и дальнейшей языковой судьбе.

По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»

Кто придумал светофор

Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил - дежурил специальный полицейский.

Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.

Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.

В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.

Автоматический регулировщик

Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме.

С возникновением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем.

В 1927 году два человека запатентовали «автоматического регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928 года.

Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.

Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на звук для переключения светофора.

botana.cc

Повторительно-обобщающий урок по физике и ПДД "Физика и ПДД". 9-й класс : Физика

  1. Физика

Цели урока:

  • Повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь.
  • Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни.
  • Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Задачи:

  • Общеобразовательные: повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь;
    • показать  неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения;
    • формирование навыков применения полученных знаний при решении задач; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям:
    • воспитывать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД;
    • расширить словарный запас;
    • воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человечества;
    • повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;
    • развитие познавательных интересов.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; стимулирование и мотивация, методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, экспериментальная задача, работа с книгой, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, индивидуальный опрос, самоконтроль.

Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер, интерактивная доска. В качестве сопровождения к уроку создана презентация в Power Point. Слайды меняются по щелчку, используется анимация. Разработку урока и презентацию можно использовать как наглядное пособие по решению задач к учебникам Физика 9 для общеобразовательных учреждений, автор Перышкин А.В.   и др. Москва “Дрофа” 2003, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Структура урока:

1. Организационный момент. 2. Мотивационная основа урока. 3. Повторение темы “Скорость. Инерция. Законы Ньютона ” с помощью презентационного материала. 4. Решение задач. 5. Подведение итогов, оценки за урок. 6. Домашнее задание.

Краткое содержание урока

1. Вводная часть урока. Постановка цели урока. 2. Повторение материала, изученного в 7, 9 классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций. 3. Решение задач  на расчет скорости тела, тормозного пути, времени обгона и др. Обсуждение полученных результатов в ходе фронтальной работы с классом. 4. Фронтальная работа с классом по правилам дорожного движения . 5. История создания автомобилей. 6. Итог урока в ходе фронтальной работы с классом в ходе опроса по ПДД и профилактике ДТП.

Данный урок был проведен в 9б классе в марте 2009 г. учителем Федоровой Т.Н. В ходе урока учащиеся повторили и закрепили необходимый программный материал по физике, а также правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов, что является немаловажным аспектом. Учащимся данной возрастной группы  исполнилось по 14 лет, приближается летний период и многие из них сядут на велосипеды. Поэтому полученные знания  и сведения о тормозном пути, времени обгона, дорожных знаках помогут им избежать неприятностей на дорогах и сохранить жизнь и здоровье каждого ребенка.

Содержательная часть

1. Вводная часть. Постановка цели урока. (Приложение 1. Слайд 1)

Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Для удобства их работы трассы заранее размечают на равные отрезки (километражными столбиками) так, что наблюдателям остается следить за временем по своим часам. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают  ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Цель  нашего урока: мы  сегодня с вами повторим понятия «средней скорости», законы Ньютона, вспомним про силу трения и самое главное покажем  неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения. Надеюсь, что знания, которые  вы получаете на таких уроках, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.

(Приложение 1. Слайд 2)

2. Основная часть урока

Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно?

Ситуация 1. (Приложение 1. Слайд 3)

Пусть вам сообщили, что скорость автомобиля 50 км/ч. Что означает это число? Что автомобиль каждый час проезжал ровно по 50 км? Вряд ли. Были участки, когда за час автомобиль проходил больший или меньший путь. В среднем по 50 км? Но автомобиль мог вообще ехать меньше одного часа и пройти путь меньше 50 км. Кроме того мы не получили никакой информации о направлении движения автомобиля, а это важно. Без указания направления нельзя считать информацию полной. Физика дает строгое определение скорости, мгновенной скорости, средней скорости. – Давайте вспомним, что такое мгновенная скорость? Средняя скорость?

Ситуация 2. О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика? О какой скорости идет речь при обсуждении технических характеристик гоночных машин?

(Приложение 1. Слайд 4) Что означают  знаки, показанные на доске?

Ситуация 3. (Приложение 1. Слайд 5) Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать. (Нарушает, так как 40 км/ч это 11 м/с.) Дальше можно обсудить с ребятами вопрос о том, что в нашей жизни мы сталкиваемся с разными единицами измерения скорости, и скорости эти надо уметь сравнивать.

Теория.   Трение поругивают, когда оно препятствует движению (“опять безобразное скольжение”), похваливают, когда трение способствует движению (“сменил покрышки – теперь благодать”, “очень удобно подобрал смазку – никакой отдачи”), а, в общем, к трению привыкли за 400 лет со времени его открытия. Трение встречается на каждом шагу, без него и шагу не сделаешь. В каких знаках правил дорожного движения указывается на силу трения? Давайте вспомним про  тормозной путь автомобиля.

Ситуация 4. (Приложение 1. Слайд 6) Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? (= 117 м). После решения задачи обсуждение вопросов: Почему автомобиль не смог остановиться сразу? О каком физическом явлении идет речь в задача? Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая (камень на дороге во время велогонки), но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители.

(Приложение 1. Слайд 7)

Для того чтобы не случилась беда необходимо переходить дорогу строго в местах для того отведенных? Посмотрите на картинку (Приложение 1. Слайд 8) и скажите, в чем была ошибка мальчика при переходе мальчиком проезжей части Какие знаки указывают на места переходов и что они означают? (Приложение 1. Слайды 9, 10) Дорога особенно полна неожиданностями в городах. Какие принимаются меры, чтобы уменьшить тормозной путь? Для чего делают шипы на шинах, подошвах? Почему осенью появляются плакаты “Берегись юза!”, “Осторожно, листопад!” и т.д. Посмотрите на знаки и скажите, что они означают? (Приложение 1. Слайд 11)

Теория: Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь.

Ситуация 5. (Приложение 1. Слайд 12) Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный международный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди на 20 м?

Решение. Задача решается на основе принципа относительности Галилея. Решим её в два приёма, рассматривая движение легкового автомобиля: 1) в системе отсчёта «грузовик», причём движение автобуса рассматривать не будем совсем; 2) в системе отсчёта «автобус», а движение грузовика рассматривать не будем. 1. Для определённости за положительное направление примем направление движения легкового автомобиля и грузовика. Тогда в системе «грузовик» легковая машина будет двигаться относительно грузовика со скоростью лг = л – г. С этой скоростью ей придётся проехать расстояние s до грузовика и расстояние l (которое из соображений безопасности оговаривается правилами дорожного движения [5]), чтобы оказаться перед грузовиком. На прохождение расстояния s + l потребуется время

.         (4)

2. Рассмотрим движение легкового автомобиля в относительной системе отсчёта «автобус». В ней скорость легковой машины относительно автобуса ла =|л – а| = л + а. Пусть первоначальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом L. Его автомобиль пройдёт за время:

         (5)

3. Обгон считается безопасным, если легковой автомобиль в конце обгона окажется на 20 м впереди грузовика, не доехав при этом до автобуса:

         (6)

Рассчитаем минимальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом, когда ещё можно начать обгон:

Проанализируем формулу (6). Очевидно, что обгон возможен, если легковой автомобиль движется быстрее грузовика: л > гр, иначе расстояние l получается отрицательным. Также бессмыслен обгон при равных скоростях: л = гр. Итак, поставленная задача решена в рамках теории относительности, законов равномерного прямолинейного движения и, наконец, с рассмотрением принципа независимости движений.

Посмотрите на знаки и скажите, что они означают. (Приложение 1. Слайд 13)

Теория:

А теперь мы с Вами поговорим о истории создания автомобилей: (Приложение 1. Слайд 14)

Выступления учащихся (сопровождаются демонстрациями слайдов на доске)

(Приложение 1. Слайд 15) Карл Бенц (1844-1929) в 1885 году построил в Мангейме свой первый автомобиль.

(Приложение 1. Слайд 16) Все началось в 1913 году с идеи объединения двух фирм Rapp Motorenwerke  и Otto Flugzeugwerke (отец Отто за четыре года до этого создал четырехтактный двигатель), оба предпринимателя были увлечены самолетостроением,С 1917 года вся продукции BMW носит знак, символизирующий крутящийся пропеллер. 1919 Авиационный двигатель BMW устанавливает мировой рекорд. В июне 1919 года тест-пилот Франц Зено Димер устанавливает на самолете с двигателем BMW IV мировой рекорд высоты полета на самолетах с открытой кабиной без кислородной маски. Высота полета составляла 9670 метров.

(Приложение 1. Слайд 17) Мазда – компания, история которой началась с пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева занималась компания основанная Дзюдзиро Мацуда в 1920 году. В 1931 году компания начала выпускать чисто Японские автомобили. С 1960 года «Мазда» начала выпускать легковые автомобили. На сегодняшний день «Мазда» делает упор на авто малого и среднего класса, а также на спортивные модели.

Нельзя не сказать о самом любимом всеми детьми виде транспорта – велосипеде. (Приложение 1. Слайд 18)

Ситуация 6. (Приложение 1. Слайд 19) Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).

(Приложение 1. Слайд 20)

Скоро растает снег и многие из вас начнут кататься на велосипедах. Поэтому давайте вспомним основные правила дорожного движения, которые должен знать каждый велосипедист. (Приложение 1. Слайд 21)

Подведение итогов:

– Мы сегодня с вами не только повторили основные физические понятия, такие как скорость, тормозной путь, инерция и трение, но и рассмотрели их практическое применение, повторили правила дорожного  движения и дорожные знаки. Надеюсь, что данные знания помогут вам в жизни.

(Выставление оценок активным ученикам)

Домашнее задание:

Составить кроссворд содержащий основные физические понятия и понятия из правил дорожного движения.

Литература:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации. – СПС «Консультант Плюс». 2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. / авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с. 3. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с., ил. 4. Детская энциклопедия. За безопасность на дорогах. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. –  № 8 – 2006. 5. Детская энциклопедия. Азбука дороги. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. –  № 11 – 2007. 6. Безопасная дорога детства. Пособие по обучению детей дорожной грамоте. Составитель И.З. Булгаков. – 2007. 7. Интернет-ресурсы.

www.poznanie21.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"