Пдд на уроках обж


Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД на уроках ОБЖ

Использование дидактических игр в процессе изучения

ПДД на уроках ОБЖ

Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения

Содержание 1. Введение.

2. Описание дидактических игр, используемых на уроках ОБЖ.

3. Возможности применения дидактических игр.

4. Влияние использования дидактических игр на результативность

Введение Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость;третьи - конструкторские навыки и т. . д. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой- либо теме. Так, они способствуют закреплению знаний о правилах дорожного движения, формированию навыков учащихся во время практических занятий на улицах городов и поселков. Кроме того, мы рассматриваем игры как важное психолого-педагогическое средство развития устойчивого познавательного интереса к учебному предмету вообще и к предмету ОБЖ в частности. При использовании игр следует помнить, что необходимо разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Автором разработана система дидактических игр, применяемых в процессе изучения правил дорожного движения на уроках ОБЖ. Предлагаемые ниже игры учитывают возрастные особенности младших и средних школьников и используются на уроках ОБЖ в 1-7 классах.

Игра № 1. Сравни знаки.

Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются.

Игра № 2. Найди такой же знак.

Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.

Игра № 3. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 4. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем на боре такую же и назвать знак, изображенный на ней.

Игра № 5. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их ( возможно несколько вариантов) .

Игра № 6. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 7. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 8. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/ . Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Игра № 9. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название. Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 10. Путешествие по городу.

Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

Игра № 11. Наши помощники.

Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, боль ной, школьник, велосипедист и т. д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о " знаках помощниках" .

Игра № 12. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 13. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 14. . Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ. .

Игра № 16. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 17. Игра со скакалкой.

Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.

Игра № 18. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т. д.

Игра № 19. . Домино.

Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным на званием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.

Игра № 20. Лото.

Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.

Игра № 21. Перекресток ( вариант 1) .

Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т. д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транс портным средством, пешеходом и т. д.

Игра № 22. Перекресток ( вариант 2) .

Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора " транспортные средства" пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.

Игра № 23. . Расставь дорожный знак.

Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т. д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.

Рекомендации автора по использованию игр.

1. Приведенные игры возможно использовать как на уроках ОБЖ, так и на других уроках.

2. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

3. Игры возможно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки домашнего задания до этапа самостоятельной работы и рефлексии.

Автор разработки: Иванов Александр Александрович, преподаватель организатор ОБЖ МОУ СОШ №16 г. Электрогорска

globuss24.ru

Использование игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении правил дорожного движения.

Н. И.Ахметзянова

Нижневартовск МБОУ "СШ №43" - учитель начальных классов

Использование игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении правил дорожного движения.

Проблема защиты подрастающего поколения от опасностей возникла одновременно с зарождением человечества. Первоначально людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время рост количества автомобилей и скоростных возможностей делают дорогу всё более опасной и транспортная культура пешеходов совсем не идеальна. Статистика дорожно-транспортных происшествий говорит, что школьники нередко оказываются в аварийных ситуациях и причиной многих ДТП чаще всего становятся они же сами.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности, а вопрос о состоянии работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является очень актуальным, появилась необходимость поиска механизма для формирования у детей и подростков сознательного отношения к вопросам личной безопасности в окружающей среде, в том числе в дорожном движении.

Ситуация на дорогах обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте. Обучение школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах одна из главных составных частей общей воспитательной работы каждого образовательного учреждения.

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах.

В школе каждый учитель ищет такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии.

Одной из них является игровая технология. Игра – это один из основных видов деятельности человека.

Развитие и формирование умений и навыков безопасного поведения на дорогах является довольно сложным, долгим учебно-воспитательным процессом, которые требуют определенных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов. Можно использовать такие формы организации занятий, как ситуативная игра, сюжетно-ролевая игра, викторины, КВН, игры-драматизации, театрализованные игры и т.д.

Игровая форма занятий является, как средство стимулирования обучающихся в учебном процессе. Все игровые формы обучения позволяют использовать уровни усвоения знаний. Обучающимся интересно обучаться в игре, так как именно в такой форме информация, которую они получают воспринимается доступнее и у них появляется интерес. Применение различных игровых технологий способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов, обучающиеся учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Игровые технологии - это игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. При обучении детей правилам дорожной безопасности используются самые разнообразные игры:

- с элементами физических упражнений и спорта;

- ролевые и ситуативные игры;

- дидактические игры;

- театрализованные и игры-драматизации, театр дорожных миниатюр;

- компьютерные игры, игры с использованием технических средств обучения;

- настольно-печатные, игры с предметами;

- минутки безопасности;

- интеллектуально-познавательные игры.

Учитель должен организовывать игру так, чтобы она, включая разнообразные движения, носила соревновательный характер. Можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто больше назовёт дорожных знаков», «Дорожный баскетбол» и др.

Игровые технологии укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.

Ролевая игра – это одна из форм моделирования обучающимся социальных отношений и импровизация. Когда разыгрывается какая -то ситуация, обучающиеся чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.

Ситуативные игры и сюжетно-ролевые учитель может проводить на территории детского автогородка или же в помещении, используя магнитную доску. Дети могут разыгрывать проблемные ситуации. В играх-драматизациях и театрализованных играх дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.

Дидактические игры – одно из средств обучения. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. У обучающихся развиваются зрительные, слуховые и осязательных ощущения, развиваются сообразительность, смекалка, речь, умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. К дидактическим относятся игры: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок»), можно собирать пословицы «Семь раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт», «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. Можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое.

Для активизации мыслительных процессов можно предложить обучающимся разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, которые пробуждают интерес к учению. Решение логических задач по темам, минутки безопасности, которые связанны с изучением правил дорожного движения, способствуют закреплению полученных знаний.

Компьютерные игры и использование интеллектуально-познавательных игр способствуют закреплению пройденного материала. Использование игровых технологий на уроках соответствует познавательным потребностям обучающихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, а также возрастает мотивация школьников к формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют различные умения и навыки: прежде всего, коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Игры развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения Правилам дорожной безопасности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности. Игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении, при формировании у школьников навыков безопасного поведения в окружающей среде. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Используемая литература:

 1. Журнал «ОБЖ. Основы Безопасности Жизни» октябрь 2009 Автор статьи: Тронева Л. Ф. «Использование современных технологий на уроках ОБЖ» с. 25 

2. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009

3. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев и др.; Под общ. ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

4.Соколова, Т.А. Педагогическая образовательная технология «Педагогический театр» / Т.А. Соколова // Методист. – 2010. – №7. – С. 62 – 64.

5.Формирование и функционирование системы обучения без опасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. —М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. - 20 с.

 

infourok.ru

Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД на уроках ОБЖ

Использование дидактических игр в процессе изучения

ПДД на уроках ОБЖ

Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения

Содержание 1. Введение.

2. Описание дидактических игр, используемых на уроках ОБЖ.

3. Возможности применения дидактических игр.

4. Влияние использования дидактических игр на результативность

Введение Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость;третьи - конструкторские навыки и т. . д. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой- либо теме. Так, они способствуют закреплению знаний о правилах дорожного движения, формированию навыков учащихся во время практических занятий на улицах городов и поселков. Кроме того, мы рассматриваем игры как важное психолого-педагогическое средство развития устойчивого познавательного интереса к учебному предмету вообще и к предмету ОБЖ в частности. При использовании игр следует помнить, что необходимо разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Автором разработана система дидактических игр, применяемых в процессе изучения правил дорожного движения на уроках ОБЖ. Предлагаемые ниже игры учитывают возрастные особенности младших и средних школьников и используются на уроках ОБЖ в 1-7 классах.

Игра № 1. Сравни знаки.

Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются.

Игра № 2. Найди такой же знак.

Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.

Игра № 3. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 4. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем на боре такую же и назвать знак, изображенный на ней.

Игра № 5. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их ( возможно несколько вариантов) .

Игра № 6. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 7. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 8. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/ . Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Игра № 9. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название. Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 10. Путешествие по городу.

Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

Игра № 11. Наши помощники.

Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, боль ной, школьник, велосипедист и т. д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о " знаках помощниках" .

Игра № 12. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 13. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 14. . Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ. .

Игра № 16. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 17. Игра со скакалкой.

Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.

Игра № 18. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т. д.

Игра № 19. . Домино.

Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным на званием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.

Игра № 20. Лото.

Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.

Игра № 21. Перекресток ( вариант 1) .

Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т. д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транс портным средством, пешеходом и т. д.

Игра № 22. Перекресток ( вариант 2) .

Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора " транспортные средства" пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.

Игра № 23. . Расставь дорожный знак.

Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т. д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.

Рекомендации автора по использованию игр.

1. Приведенные игры возможно использовать как на уроках ОБЖ, так и на других уроках.

2. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

3. Игры возможно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки домашнего задания до этапа самостоятельной работы и рефлексии.

Автор разработки: Иванов Александр Александрович, преподаватель организатор ОБЖ МОУ СОШ №16 г. Электрогорска

doc4web.ru

Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД на уроках ОБЖ

Здесь Вы можете скачать Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД на уроках ОБЖ для предмета : ОБЖ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Использование дидактических игр в процессе изучения

ПДД на уроках ОБЖ

Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения

Содержание 1. Введение.

2. Описание дидактических игр, используемых на уроках ОБЖ.

3. Возможности применения дидактических игр.

4. Влияние использования дидактических игр на результативность

Введение Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость;третьи - конструкторские навыки и т. . д. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой- либо теме. Так, они способствуют закреплению знаний о правилах дорожного движения, формированию навыков учащихся во время практических занятий на улицах городов и поселков. Кроме того, мы рассматриваем игры как важное психолого-педагогическое средство развития устойчивого познавательного интереса к учебному предмету вообще и к предмету ОБЖ в частности. При использовании игр следует помнить, что необходимо разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Автором разработана система дидактических игр, применяемых в процессе изучения правил дорожного движения на уроках ОБЖ. Предлагаемые ниже игры учитывают возрастные особенности младших и средних школьников и используются на уроках ОБЖ в 1-7 классах.

Игра № 1. Сравни знаки.

Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются.

Игра № 2. Найди такой же знак.

Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.

Игра № 3. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 4. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем на боре такую же и назвать знак, изображенный на ней.

Игра № 5. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их ( возможно несколько вариантов) .

Игра № 6. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 7. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 8. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/ . Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Игра № 9. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название. Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 10. Путешествие по городу.

Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

Игра № 11. Наши помощники.

Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, боль ной, школьник, велосипедист и т. д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о " знаках помощниках" .

Игра № 12. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 13. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 14. . Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ. .

Игра № 16. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 17. Игра со скакалкой.

Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.

Игра № 18. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т. д.

Игра № 19. . Домино.

Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным на званием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.

Игра № 20. Лото.

Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.

Игра № 21. Перекресток ( вариант 1) .

Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т. д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транс портным средством, пешеходом и т. д.

Игра № 22. Перекресток ( вариант 2) .

Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора " транспортные средства" пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.

Игра № 23. . Расставь дорожный знак.

Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т. д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.

Рекомендации автора по использованию игр.

1. Приведенные игры возможно использовать как на уроках ОБЖ, так и на других уроках.

2. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

3. Игры возможно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки домашнего задания до этапа самостоятельной работы и рефлексии.

Автор разработки: Иванов Александр Александрович, преподаватель организатор ОБЖ МОУ СОШ №16 г. Электрогорска

docbase.org

Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД на уроках ОБЖ

Использование дидактических игр в процессе изучения

ПДД на уроках ОБЖ

Методические рекомендации по изучению правил дорожного движения

Содержание 1. Введение.

2. Описание дидактических игр, используемых на уроках ОБЖ.

3. Возможности применения дидактических игр.

4. Влияние использования дидактических игр на результативность

Введение Игра — понятие многогранное. Существуют различные игры: одни — развивают кругозор и мышление детей, другие — ловкость;третьи — конструкторские навыки и т. . д. Игры — отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой- либо теме. Так, они способствуют закреплению знаний о правилах дорожного движения, формированию навыков учащихся во время практических занятий на улицах городов и поселков. Кроме того, мы рассматриваем игры как важное психолого-педагогическое средство развития устойчивого познавательного интереса к учебному предмету вообще и к предмету ОБЖ в частности. При использовании игр следует помнить, что необходимо разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр. Автором разработана система дидактических игр, применяемых в процессе изучения правил дорожного движения на уроках ОБЖ. Предлагаемые ниже игры учитывают возрастные особенности младших и средних школьников и используются на уроках ОБЖ в 1-7 классах.

Игра № 1. Сравни знаки.

Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются.

Игра № 2. Найди такой же знак.

Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.

Игра № 3. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 4. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем на боре такую же и назвать знак, изображенный на ней.

Игра № 5. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их ( возможно несколько вариантов) .

Игра № 6. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 7. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 8. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/ . Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Игра № 9. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название. Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 10. Путешествие по городу.

Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

Игра № 11. Наши помощники.

Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, боль ной, школьник, велосипедист и т. д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о » знаках помощниках» .

Игра № 12. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 13. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 14. . Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ — НАШИ ДРУЗЬЯ. .

Игра № 16. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 17. Игра со скакалкой.

Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.

Игра № 18. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т. д.

Игра № 19. . Домино.

Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным на званием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.

Игра № 20. Лото.

Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.

Игра № 21. Перекресток ( вариант 1) .

Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т. д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транс портным средством, пешеходом и т. д.

Игра № 22. Перекресток ( вариант 2) .

Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора » транспортные средства» пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.

Игра № 23. . Расставь дорожный знак.

Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т. д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.

Рекомендации автора по использованию игр.

1. Приведенные игры возможно использовать как на уроках ОБЖ, так и на других уроках.

2. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

3. Игры возможно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки домашнего задания до этапа самостоятельной работы и рефлексии.

Автор разработки: Иванов Александр Александрович, преподаватель организатор ОБЖ МОУ СОШ №16 г. Электрогорска

www.alllessons.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"