Пдд беседа 1 класс

.

Методическая разработка (1 класс) по теме: Беседа по ПДД для 1 класса | скачать бесплатно

Беседа по ПДД для 1-4 классов

2009-2010 учебный год.

Цель: Создать условия для успешного ознакомления детей с правилами дорожного движения, основными дорожными знаками.

Ход беседы:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения, познакомимся с дорожными знаками.

1-ый вед: чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход,

Помогать мы им решили.

Мы дежурим круглый год.

Самый малый знак дорожный-

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны!

Уважайте каждый знак!

2-ой: Знаки важные дорожные-

Компас взрослых и ребят.

Дети, будьте осторожны!

Знайте, что нельзя и можно,

Выполняйте непременно

Все, что знаки говорят!

1-ый вед: Пешеходы и машины

Уважают светофор.

Ведь порядок на дороге

Обеспечивает он.

Выходя на любой перекресток

Знает взрослый и знает подросток

Всю проезжую часть нужно пройти,

Не задерживаться и не зевать на пути.

2-ой: мы с вами знаем, что переходить дорогу нужно только на зеленый свет светофора.

1-ый вед: к нам на помощь приходит светофор,

Он следит за дорогой в три глаза,

Отдает он такие приказы:

Красный глаз стоять приказ,

Желтый глаз мигнет народу

Приготовьтесь к переходу

А зеленый горит

Путь свободен, путь открыт!

2-ой: ребята, а что делать, если вам нужно перейти дорогу, а светофора нет?

1-ый вед: улицу нужно тебе перейти

О правиле помни простом

С вниманьем не лево сперва погляди,

На право взгляни потом.

2-ой: мы живем в красивом городке, где есть проезжие дороги и тротуары.

Скажите, что такое проезжая часть?(по проезжей части едут автомобили, мотоциклы!)

А что такое тротуар?( тротуар предназначен для пешеходов. т.е для нас с вами)

1-ый вед: ребята, вы наверное видели на улицах и дорогах треугольные, круглые, квадратные знаки. Сейчас мы вспомним самые основные из них!

2-ой: «Движение на велосипеде запрещено»

Велосипед!Стой!Не спеши!

Это знак проезд запрещает!

А если велосипед вниманья не обращает!

Он правила нарушает.

-что же обозначает этот знак?

1-ый вед: «Переход запрещен»

Этот знак всем пешеходам говорит

Путь закрыт

Кто не подчиниться-

Попадет в больницу.

2-ой: «Дети»

этот знак важнее всех,

Он требует внимания!

Жизнь детей он бережет

От травм и страданий.

Значит, где-то близко школа

Или садик детский

Вы запомните друзья

Этот знак навечно.

1-ый вед: «Прочие опасности»

Будь внимателен

Этот знак нам говорит,

Здесь, если рот разинешь, зазеваешься,

Знать, быть беде, без головы останешься.

2-ой: «Пешеходный переход»

По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает,

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход

Пешеходный переход

1-ый вед: а сейчас поиграем в игру «Дорожные знаки». Я буду показывать вам знак, а вы отвечать, что за знак.

2-ой: А я вам предлагаю отгадать загадки!

1-ый вед: Вашему вниманию предлагается учебный фильм. Будьте очень внимательны, после просмотра попробуем разгадать кроссворд!

Это встал для нас в дозорПучеглазый …? Светофор!Желтым глазом он мигает.Строго нас предупреждает:Чтобы был счастливым путь.Повнимательнее будь!И не бегай, не играй,Где автобус и трамвай!Будь, малыш, всегда смышленыйИ шагай на свет …? (зелёный) 

Да живее, не зевай –Ждет автобус и трамвай.Ты про это не забудь, Продолжать им нужно путь.

Где ведут ступеньки вниз,Ты спускайся, не ленись.Знать обязан пешеход:Тут …?(подземный переход!) 

Здесь не катится автобус.Здесь трамваи не пройдут.Здесь спокойно пешеходыВдоль по улице идут.Для машин и для трамваяПуть-дорога есть другая.

Ну, а если пешеходуТротуар не по пути?Если можно пешеходу Мостовую перейти?Сразу ищет пешеходЗнак дорожный …? (переход)

На дорожном знаке томЧеловек идет пешком.Полосатые дорожки Постелили нам под ножки.Чтобы мы забот не зналиИ по ним вперед шагали.

Но смотри-ка, кто такойНам велит: «Шагать постой!»?И сигнал: «Путь опасный!»Стой и жди, пока я …?(красный)

Топай смело, без тревоги –Безопасней нет дороги.Всё запомнили, ребята?И гулять не страшновато?Что ж, проверим, поглядим,Но сначала повторим:Раньше счёта и письма,Рисованья, чтенья,Всем ребятам нужно знать …?(Азбуку движенья!)

Раньше счёта и письма, Рисованья, чтенья,Всем ребятам нужно знатьАзбуку движенья!Как зовутся те дорожки,По которым ходят ножки.Различать учись их точно,Не лети как на пожар.Пешеходные дорожки –Это только …? (тротуар)

nsportal.ru

Классный час (1 класс) на тему: Беседа по правилам ПДД | скачать бесплатно

МБОУ«Новотаволжанская СОШ имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области»

Внеурочное мероприятие

на тему:

« Правила дорожного движения»

(1 класс)

Учитель детей с ОВЗ: Кальницкая Л.В.

2015 г.

Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения; формировать привычку быть внимательными на дорогах.

Оборудование:  плакаты с изображением знаков дорожного движения.

Ход мероприятия.

Ребята, сегодня вы познакомитесь с правилами дорожного движения, но я надеюсь, что вы их уже знаете и будете мне помогать. Но прежде чем я начну знакомить вас с правилами дорожного движения, послушайте следующую историю.

После приключений Буратино вернулся в свой журнал «Весёлые картинки». Там его ждали друзья – весёлые человечки.

  • Где ты был? Что случилось, Буратино? ⎯ неслось со всех сторон.

Буратино ещё выше задрал нос и сказал:

  • Я подружился со светофориком!

И он стал рассказывать про трёхглазого Светофорика, подземную улицу, зебру, про знаки, которые сами не видят, а другим всё показывают.

Весёлые человечки слушали, удивлялись и даже завидовали. А Незнайка не выдержал и сказал:

  •  Тоже хочу посмотреть…
  • Пожалуйста, Буратино, покажи нам дорогу в город, ⎯ робко попросила Дюймовочка.
  • Проще простого, - ответил Буратино, - кто хочет, идите за мной.

И вот Дюймовочка , Незнайка и Карандаш на улице большого города.

  • Ах, как страшно, - прошептала Дюймовочка.
  • Смелее вперёд! - сказал Незнайка, - Подумаешь, испугались, - зашагал через улицу. А за ним Крандаш и Дюймовочка.

Но не успели они дойти до середины, как что-то заскрипело, зазвенело… Весёлые человечки в страхе бросились врассыпную.

  • Вспомните о чём я вам рассказывал, - закричал Буратино.

Но его никто не слышал, ведь на улицах большого города очень шумно.

  • Что же теперь будет? Они могут погибнуть!

И деревянный мальчик огляделся по сторонам… Какая радость У входа в магазин «Юный техник» он увидел самокат.

  • Наверное, его тут оставил наш мастер Самоделкин. И вскочив на самокат, Буратино помчался догонять друзей.

Дюймовочка так испугалс, что чуть не расплакалась, но к счастью она увидела диковинные цветы, которые любила больше всего на свете. Цветы быстро удалялись, что Дюймовочка едва ли успела прыгнуть на лепесток красного мака.

  • Кажется ,теперь я в безопасности, - вдохнула девочка.

Незнайка увидел какую-то яму и прыгнул в неё.

  • Ты куда? Тебе что здесь нужно? – раздался грозный голос.
  • Мне нужна подземная безопасная улица…
  • Э! Да ты видать заблудился? – сказал подобревший голос, - Эта улица рядом.
  • Спокойно, - сказал себе Карандаш, - помнится, Буратино говорил ,что безопасно переходить улицу по какой-то зебре. И он стал быстро ходить по асфальту своим носом карандашом.

Неизвестно, что бы случилось дальше, если бы в это время на улице не появился Светофорик.

  • Ай-яй-яй!!! – закричал он всеми тремя глазами, - Скорее на помощь!

Все машины, трамваи, троллейбусы  остановились как вкопанные. А Светофорик сказал:

  • Они не умеют ходить по улицам! Стыдно! Я немедленно отыщу их и отправлю в школу пешеходных наук.
  • Ребята, какие правила дорожного движения нарушил Незнайка?
  • Какую улицу искал Незнайка и почему она безопасная? (Подземный переход)
  • Ребята, а про какую зебру рассказывал Буратино? ()Пешеходный переход «зебра»)
  • Значит, ребята, дорогу нужно переходить только по пешеходным переходам. А вот знаки пешеходных переходов:

                     

  • Ребята, а как нужно переходить улицу?

(Сначала нужно посмотреть налево, если проезжая часть свободна, иди. Дойдя до середины остановиться, посмотреть направо, если машин нет, иди).

  • Ребята, а если движение началось, то что нужно?

(Переждать на «островке безопасности»)

  • Ребята, а где должен ходить пешеход?

(По тротуару)

  • А если нет тротуара?

(По обочине)

  • Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы отгадайте про кого оно.
  • Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози, скорей,

Шофёр!

Красный глаз

Глядит в упор –

Это строгий … Кто ребята? (светофор)

Вид он грозный

Неспускает,

Дальше ехать

Не пускает…

Обождал шофёр

Немножко,

Снова выглянул

В окошко,

Светофор на этот раз

Показал зелёный глаз

Подмигнул, и говорит:

«Ехать можно,

Путь открыт».

  • Ребята, все вы знаете ,что означает красный, зелёный и жёлтый цвет светофора?
  • Если красный? («Стоп»! Все должны остановиться)
  • Жёлтый? («Внимание»! Ждите следующего сигнала)
  • Зелёный? (Можно переходить улицу)
  • А вот, ребята, послушайте про человека, которыйне обращал внимание на светофор.

Идёт по улице один,

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

  • На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

  • Мне наплевать на красный свет!

Промолвил гражданин ответ

Он через улицу идёт,

Не там, где надпись «Переход»

Бросая грубо на ходу

  • Где захочу, там перейду!

Шофёр глядит во все глаза

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза –

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофёр,

«Мне наплевать на светофор!»

И как попало ездить стал?

Ушёл бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел?

Ходил бы каждый как умел?

Да… Там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела,

Произошли бы вмиг!

Сигналы, клики то и знай,

Машина – прямо на трамвай,

Трамвай, поехал на машину,

Машуна врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик – постовой,

Висит трёхглазый светофор,

И знает првила шофёр.

  • Ребята, а что это за регулировщик-постовой стоит на мостовой? Чем он занимается?
  • У этого постового ест удивительная деревянная палочка, выкрашенная в белую и чёрную полоски. Она обладает большой силой – управляет движением машин и пешеходов. Называется «Жезл». Когда наступает ночь, постовой берет другую палочку, которая светится в темноте. Ребята, постовой-регулировщик – тот же светофор!
  • Когда палочка опущена – «Стоп»
  • Когда поднята  – «Внимание»
  • Когда же он опустит палочку и повернётся лицом к переходу – «Иди»
  • Ребята, а как вы должны вести себя в троллейбусе, автобусе?

(Ждать на остановке, в автобусе)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперёд.

Ехать «зайцем» как известно

Запрещается!

Уступить старушке

Разрешается!

  1. Выходить, ребята, нужно только через переднюю дверь.
  2. Ребята, а где можно, а где нельзя играть?
  3. Кататься на коньках, лыжах и салках можно на катках, в парках, скверах, на стадионах.
  4. Кататься на велосипедах и самокатах можно только в отведённых для этого местах: дворах, парках и на площадках.
  5. Выезд на самокатах на улицу или дорогу запрещён.
  6. Не катайтесь на санках, лыжах и коньках по улицам и дорогам.
  7. Играть на спортивных площадках и стадионах.
  8. Не играйте в снежки футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги. Ты мешаешь пешеходу и движению транспорта.
  9. Водителю трудно остановить машину.
  10.  Игры на мостовой опасно.

Ребята, ответьте на вопросы:

  • Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?
  • Где безопасный играть в футбол и другие игры?
  • Почему нельзя играть на проезжей части улицы и дороги?
  • Ребята, как вы знаете, Светофорик повёл весёлых человечков в школу пешеходных наук. Пока мы с вами учили правила дорожного движения, они закончили эту школу и хотят вас, ребята, поспрашивать, о том, какие вы знаете знаки дорожного движения.

Эти знаки предупреждают водителей и пешеходв о том ,что впереди железнодорожный переход.

Этот знак предупреждает ,что впереди на дороге перекрёсток.

Этот знак предупреждает, что впереди на дороге регулируемый перекрёсток. Здесь необходимо следить за сигналами или регулировщиком.

Этот знак запрещает въезд транспорта.

А этот знак запрещает движение пешеходов.

Список использованных источников:

  1. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения: учебное пособие для 2 класса [Текст] / Н.А. Извекова. - М.:  Просвещение, 1979 г. - 47 с. - ISBN - 5 - 94665 - 124 - 2.
  2. Стихотворения из детской художественной литературы по данной теме.

nsportal.ru

Методическая разработка по обучению школьников ПДД 1 класс

Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 1-го класса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1

Безопасный путь в школу

15 мин

15 мин

10 мин

-

1

2

Какой бывает транспорт? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

3

Город, в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

4

Наш друг - светофор

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

5

Знакомство с дорожными знаками

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

6

Общие правила перехода дорог

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

7

Где играть?

20 мин

15 мин

-

5 мин

1

8

Я – пассажир

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

15 мин

-

-

25 мин

1

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Безопасный путь в школу

Цель занятия: Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы.

Новые слова: Маршрут, путь, дом, школа.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учителю необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. До занятия учитель вместе с родителями и учениками обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Ребёнку необходимо объяснить, почему именно этот маршрут удобен и безопасен. Маршрут наносится на лист бумаги в виде схемы, на которой обозначаются все опасные участки дороги. Родители не всегда могут провожать своих детей в школу. Однако им необходимо выбрать время и несколько раз пройти с ребёнком по выбранному маршруту. При этом родители должны обращать внимание ребёнка на опасные участки дорог, сигналы светофоров, пешеходные переходы.

В начале занятия учитель выясняет, знают ли ученики названия улиц, где они живут, есть ли на их пути из дома до школы пешеходные переходы, светофоры. Учитель просит вспомнить учеников, что они видели на улице по дороге в школу. Для развития наблюдательности и внимания необходимо, чтобы учащиеся вспомнили и назвали как можно больше улиц, перекрестков, светофоров, пешеходных переходов, встречающихся на их пути.

В процессе беседы учитель задаёт наводящие вопросы с целью добиться наиболее подробного описания своего маршрута, обращает внимание учащихся на самые опасные участки. Объясняет, что маршрут необходимо выбирать так, чтобы ученик переходил дорогу там, где есть светофор или обозначенный пешеходный переход («зебра»).

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам по памяти нарисовать маршрут их движения от дома до школы, указать наиболее опасные места на пути их следования. За наиболее полный и подробный рисунок хвалит, неправильные рисунки поправляет.

3. Игра

Ученикам можно предложить игру «Шагомер», позволяющую вырабатывать у них чувство расстояния. Для этого ученики на глаз определяют, сколько шагов от их парты до доски, между двумя рядами парт, от крыльца школы до дороги и т.д. Побеждают те ученики, которые более точно определяют расстояние.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Какой бывает транспорт? Кого называют

водителем, пассажиром, пешеходом?

Цель занятия: Сформировать у младших школьников понятие о видах транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к ним; научить их различать участников дорожного движения – водителей, пассажиров, пешеходов, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.

Новые слова: Транспортные средства: автомобиль, мотоцикл, троллейбус, автобус, трамвай, велосипед, гужевая повозка. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Появление автомобиля вызвало большой общественный резонанс. Ещё на заре его рождения у него было много врагов – одним мешал шум, другим – грязь, летевшая из-под колес. Уже тогда на автомобиль смотрели как на источник повышенной опасности, хотя скорость его движения была низкой – от 6 до 25 км/ч.

Автомобилистов притесняли. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом», который должен был бежать впереди автомобиля и предупреждать окружающих об опасности. В Италии автомобили не могли ездить по улицам после 8 часов вечера. В Германии, где был изобретен первый в мире автомобиль, автомобилисты обязаны были при встречах с лошадьми останавливаться и глушить двигатель, чтобы «не пугать животных». В Болгарии автомобиль вообще был запрещен.

В настоящее время дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта. Они различаются по назначению, размерам, передвигаются с различной скоростью.

Учитель предлагает ученикам назвать виды транспорта, которые они знают. Затем он рассказывает, какие ещё транспортные средства существуют и в чём их назначение.

Все автомобили можно разделить на специальные, грузовые и легковые.

К специальным автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили скорой помощи, милицейские, автокраны и другие.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов.

Легковые автомобили перевозят пассажиров.

Автобусы служат для перевозки большого количества пассажиров. Они могут быть городскими, междугородними, экскурсионными.

Трамваи, троллейбусы, метро относятся к городскому общественному транспорту, который для движения использует электрический ток.

Мотоциклы и мотороллеры служат для перевозки пассажиров и небольшого количества грузов. Маленькие мотороллеры называются мокики.

Тракторы используют в сельском хозяйстве и для буксирования прицепов.

К самоходным машинам относятся грейдеры, бульдозеры и другие, которые используются при строительстве и ремонте дорог и других объектов.

Велосипеды приводятся в движение мускульной силой человека.

У гужевых повозок в качестве тягловой силы используют лошадей, быков, волов.

К транспортным средствам можно отнести также вьючных животных - верблюдов, яков, ослов, а в некоторых странах – слонов.

Затем учитель сообщает ученикам новые слова, которые используются применительно к транспортным средствам: разгоняться, остановиться, тормозить, поворачивать, перевозить, обгонять, ремонтировать, заправлять топливом и другие. Он просит объяснить учащихся, как они понимают эти слова, дополняет их ответы.

Учитель сообщает ученикам, что участниками дорожного движения являются не только водители транспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Объясняет им значения новых слов.

Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, гужевой повозкой, велосипедом и т.д.). Учитель просит учащихся ответить, как называются водители автомобиля, трактора, мотоцикла, велосипеда. Дополняет, что пастух, перегоняющий стадо, также является водителем.

Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем. Учитель просит учеников перечислить транспорт, в котором могут находиться пассажиры.

Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.

В заключении учитель напоминает первоклассникам, как правильно пешеход должен переходить дорогу, как должен вести себя пассажир в общественном транспорте.

2. Практическое задание

Учитель просит учеников изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта и рассказать, что он о нём знает.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,

И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(автомобиль)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками…

(троллейбус)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой…

(велосипед)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(мотоцикл)

Не похож я на коня

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай.

(велосипед)

3. Игра

Как правильно переходить дорогу? Как правильно садиться в автобус или трамвай?

В роли транспорта, пешеходов и пассажиров выступают сами учащиеся. У одних учеников в руках рисунки, на которых изображён автобус, трамвай, автомобиль. Они двигаются по дороге, на краю которой находятся пешеходы. Учитель обращает внимание учащихся на то, как правильно переходить дорогу.

Затем учащиеся изображают пешеходов, ожидающих автобус или трамвай на остановках общественного транспорта. Учитель подчеркивает, что ожидать автобус можно только на тротуаре или обочине, но никак не на проезжей части дороги. При подъезде автобуса необходимо дождаться его полной остановки, открывания дверей, и затем только осуществлять посадку или высадку.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Чем отличаются автобус, троллейбус, трамвай?

3. Что такое гужевая повозка?

4. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

5. Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Город, в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие

Цель занятия: Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.

Новые слова: Улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель объясняет учащимся значение новых терминов.

Понятие «улица» включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины.

Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.

Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Иногда тротуара отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.

При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности, на которых они могут дождаться, когда вновь загорится зелёный сигнал светофора и завершить переход.

Учитель ещё раз подчеркивает, что по проезжей части дороги с большой скоростью движутся автомобили, поэтому выходить на неё опасно, особенно перед близко идущим транспортом. Машина не может остановиться сразу. После нажатия на педаль тормоза она ещё некоторое время продолжает движение по инерции и может наехать на пешехода. Поэтому переходить проезжую часть можно, только убедившись, что машина далеко.

Учитель задает вопрос учащимся: «Как правильно переходить проезжую часть?». В местах, где есть светофор, пешеходный переход «зебра», отсутствует или находится далеко транспорт. При этом не надо бежать, а посмотрев в обе стороны, спокойно переходить дорогу.

Ходить надо по тротуарам с правой стороны, чтобы не мешать движению других пешеходов. Нельзя двигаться рядом с проезжей частью по бордюрному камню, ездить на самокатах, роликовых коньках, санках. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипедах, самокатах, скейтбордах, роликовых коньках можно только во дворах, на детских или спортивных площадках, на стадионах. На велосипедах можно ездить по проезжей части дороги только с 14 лет.

В том случае, если вдоль дороги проложена пешеходная дорожка, нужно ходить по ней, придерживаясь правой стороны.

Если дорога не имеет тротуара или пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. При этом двигаться надо по левой стороне дороги навстречу транспорту, чтобы можно было его видеть и принять меры предосторожности, отступая в сторону от проезжей части.

Учитель подчеркивает, что даже по тротуару ходить надо осторожно, быть внимательным, потому что машина может неожиданно выехать со двора.

Особенно опасно устраивать на проезжей части велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на коньках или лыжах, прицепившись к машине сзади. Чаще всего это заканчивается для детей трагически.

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге дорогу, нарисовать проезжую часть, газон, тротуар, островок безопасности. Затем просит учеников рассказать, для чего предназначен каждый из этих элементов дороги.

Затем учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Шагаешь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит.

(дорога)

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(шоссе)

3. Игра

Кто самый внимательный.

Цель игры – научить первоклассников быстро определять правую и левую стороны.

Учащиеся строятся. Учитель подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку.

Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде учителя они должны показать правую или левую руку своего партнера.

Учитель спрашивает, с какой стороны находится дверь, классная доска. Ученики отвечают. Затем он подает команду повернуться на 180 градусов и снова просит определить, с какой стороны находится дверь, классная доска.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где должны ходить пешеходы?

2. Где должны ездить машины?

3. Где можно ходить пешеходам, если тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют?

4. Почему нельзя играть в снежки на тротуарах?

5. Где можно кататься на велосипедах или самокатах?

6. Со скольки лет можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Наш друг - светофор

Цель занятия: Познакомить младших школьников с новым понятием – светофор. Какие светофоры бывают. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей, пешеходов, велосипедистов. Формировать представление младших школьников о безопасности перехода проезжей части при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу только по зеленому сигналу светофора.

Новые слова: Переход, светофор, сигнал.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В начале занятия учитель выясняет, кто из учащихся и какие светофоры знает. Рассказывает, какие бывают светофоры и сигналы каких цветов в них используются.

Светофоры бывают разные. Трехцветные светофоры (красный, желтый, зеленый) могут регулировать движение транспорта и пешеходов. Двухцветные (красный и зеленый) с сигналами в виде человечков регулируют движение пешеходов, а с сигналами в виде велосипедов – движение велосипедистов. Одноцветные (желтый мигающий свет) указывают на опасный участок дороги – перекресток или пешеходный переход.

Красный сигнал светофора запрещает движение. А что делать пешеходу, если красный сигнал загорелся, когда он уже начал движение? Надо вернуться назад, на тротуар. Если же пешеход оказался в этот момент на середине дороги, надо остановиться на островке безопасности или осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора. Ни в коем случае нельзя пятиться назад или метаться по дороге перед движущимся транспортом.

Желтый сигнал светофора тоже запрещает движение. Он сообщает пешеходу, что скоро будет включен зеленый сигнал, и ему надо приготовиться к движению.

При включении зеленого сигнала светофора можно переходить дорогу. Однако и в этом случае надо убедиться, что все машины остановились и уступают дорогу.

В современных городах много перекрестков или пешеходных переходов, где светофор мигает желтым сигналом. Такие перекрестки или пешеходные переходы называются нерегулируемые. Пешеходы должны пропустить приближающийся транспорт, и только убедившись в полной безопасности, начать переход проезжей части. Особенно надо обращать внимание, не приближается ли транспорт с боковых улиц, которые ведут к перекрестку.

Если, переходя улицу, пешеход услышит резкий сигнал – сирену, необходимо сразу освободить проезжую часть, так как приближается специальный автомобиль (машина скорой помощи, пожарная, милицейская и другие, выполняющие оперативные задания). На крыше у них установлен проблесковый маячок синего цвета, а специальная сирена привлекает внимание других участников дорожного движения.

В конце рассказа учитель еще раз акцентирует внимание детей на правильный переход проезжей части в местах, где установлен светофор.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся изобразить на бумаге различные виды светофоров. Затем просит их рассказать, какие светофоры регулируют движение машин, пешеходов, велосипедистов.

Затем учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Вот стоит на улице в длинном сапоге

Чудище трехглазое на одной ноге.

Запылал у чудища изумрудный глаз –

Значит, можно улицу перейти сейчас.

(светофор)

На самом перекрестке висит колдун трехглазый,

Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.

Откроет красный глаз: «Ни с места! Съем сейчас!».

Откроет желтый глаз: «Предупреждаю вас!».

Мигнет зеленым глазом – и всех пропустит разом!

(светофор)

3. Игра

Светофор.

Учащиеся вытраиваются в одну шеренгу. У учителя в руках три кружочка разного цвета (красный, желтый, зеленый), вырезанных из бумаги. Когда учитель показывает красный кружок, учащиеся должны сделать шаг назад, когда показывает желтый кружок – оставаться на месте, когда зеленый – сделать шаг вперед. Тот, кто ошибается – выходит из игры.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие бывают светофоры?

2. На какой цвет движение запрещено?

3. При включении сигнала какого цвета движение разрешено?

4. Обязаны ли подчиняться водители сигналам светофора, на котором изображены человечки?

5. Что должен сделать пешеход, если услышит резкий сигнал (сирену), подаваемый машиной скорой помощи или пожарной машиной?

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Знакомство с дорожными знаками

Цель занятия: Познакомить учащихся с некоторыми, наиболее часто встречающимися, дорожными знаками.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В начале занятия учитель спрашивает детей, знают ли он, что такое дорожный знак и какие знаки они видели, гуляя по улице.

Затем он объясняет учащимся, что дорожный знак – это табличка, на которой изображен рисунок. Знаки показывают, как вест себя на дорогах.

Для начала необходимо запомнить следующие дорожные знаки:

- предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»;

- запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»;

- предписывающие: «Пешеходная дорожка»;

- знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»;

- информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Учитель объясняет, что дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Дети», имеющие треугольную форму с красной каймой – для водителей. Они предупреждают водителей о том, что впереди опасный участок дороги – или пешеходный переход, или участок, где на дороге могут появиться дети, и поэтому ему надо снизить скорость движения. Пешеходам переходить дорогу в том месте, где установлены эти знаки, нельзя. Учитель еще раз объясняет детям, что красная кайма на знаках – это опасность.

Знак «Движение пешеходов запрещено» тоже имеет красную кайму, хотя по форме он круглый. Поскольку красный цвет всегда опасность, то двигаться пешеходам там, где установлен этот знак, нельзя.

Переходить дорогу можно только там, где установлены прямоугольные знаки синего цвета «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход».

Учитель спрашивает детей, в чем отличие этих знаков и где они устанавливаются. Если движение транспорта по дороге интенсивное, то пешеходные переходы делают под землей или над землей.

Что же делать пешеходу, если он подошел к дороге и увидел знак «Пешеходный переход»? Учитель задает этот вопрос детям, выслушивает их ответы. Он еще раз обращает внимание учащихся на правильность перехода проезжей части. Если есть пешеходный переход, а светофора нет, то надо подойти к краю проезжей части, посмотреть сначала налево, потом направо. Убедившись, что машин нет или они далеко, снова посмотреть налево и дойти до середины дороги. Затем посмотреть направо. Если путь свободен, то перейти дорогу, не останавливаясь. При наличии машин дождаться на середине дороги, пока они проедут, и завершить переход проезжей части.

Пересекать дорогу можно только поперек, под прямым углом к краю дороги, но никак не наискосок, чтобы сократить время нахождения на проезжей части.

Если на дороге установлен знак «Пешеходная дорожка», то двигаться по ней могут только пешеходы. Транспортным средствам движение в этом месте запрещено.

2. Практическое задание

Учитель предлагает детям изобразить на бумаге запомнившиеся им дорожные знаки, а затем рассказать, когда и где они применяются.

3. Игра

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его и показать. Например, покажите предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей. О чем он предупреждает? Или, покажите знак «Пешеходный переход» для пешеходов. Где он устанавливается?

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. Какие дорожные знаки вы знаете?

3. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Дети»?

4. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

5. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Подземный пешеходный переход»?

ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Общие правила перехода дорог

Цель занятия: Формировать представления младших школьников о безопасности перехода дорог. Повторить и закрепить знания учащихся о проезжей части, о светофорном регулировании, о пешеходных переходах.

Новые слова: проезжая часть, переход, пешеход, светофор, пешеходный переход.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Занятие начинается с повторения пройденного материала. Учитель задает учащимся вопросы: Что такое проезжая часть? Какой элемент дороги называют тротуаром и для чего он предназначен? Для чего предназначена обочина? Как обозначается дорога, предназначенная для движения только пешеходов? Как обозначаются пешеходные переходы?

Учитель напоминает учащимся, что дорога это место повышенной опасности. Поэтому, выйдя из дома, ребенок должен сразу настраивать себя на правильное поведение на улице. Надо мысленно сказать себе: «Я вышел на дорогу. Это опасно! Будь внимателен и осторожен, следи за окружающей обстановкой».

Идя в школу, необходимо соблюдать маршрут, по которому ребенок ходит всегда.

Если на его пути есть светофор, то переходить проезжую часть необходимо именно в этом месте. Учитель напоминает детям о том, что красный и желтый сигналы светофора движение запрещают – переходить дорогу, даже если транспорт отсутствует, нельзя. Начинать движение через дорогу можно только тогда, когда включился зеленый сигнал светофора. Но даже в этом случае необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в отсутствии движущегося транспорта. Переходить дорогу следует быстрым шагом, ни в коем случае нельзя бежать.

Если светофора нет или он выключен, то переходить дорогу надо по пешеходному переходу. Обозначается пешеходные переход с помощью дорожных знаков, светофора-мигалки с сигналом желтого цвета или с помощью специальных линий, нанесенных краской на поверхность проезжей части. Эти широкие белые линии, обозначающие пешеходный переход, называют «зеброй». Учитель спрашивает учеников, почему они так называются?

При переходе проезжей части в месте, где светофора нет, а есть пешеходный переход, надо следующим образом. Подойдя к краю проезжей части, ребенок должен мысленно сказать себе: «Будь осторожен!». Затем, посмотрев налево и направо и убедившись, что транспорт отсутствует или находится далеко, дойти до середины дороги. Затем, снова посмотрев направо и убедившись, что опасности нет, завершить переход проезжей части.

Если по пути следования в школу нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то дорогу переходить надо с особой осторожностью. Пересекать её необходимо только прямо, а не наискосок, потому что это увеличивает путь и время нахождения на проезжей части. Ни в коем случае нельзя бежать через дорогу – можно запнуться и упасть, что приведет к трагедии: водитель может не успеть остановить машину и совершит наезд.

Учитель подчеркивает, что особенно осторожным надо быть, когда переходишь дорогу с друзьями. Необходимо прекратить разговоры, остановиться на краю проезжей части, внимательно посмотреть вокруг, и только убедившись в безопасности, переходить дорогу.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги. Одним ученикам он дает задание нарисовать светофоры, другим – пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

3. Игра

У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Сначала дорогу переходит один ученик, ориентируясь на сигналы светофора. Упражнение повторяется несколько раз с разными учениками для того, чтобы выработать прочный навык.

Затем дорогу переходит группа учеников из трех-четырех человек. Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выполняется, когда светофор отсутствует, а есть пешеходный переход. Пешеходный переход можно обозначить дорожными знаками, которые держат в руках учащиеся. Упражнение повторяется несколько раз.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие бывают светофоры?

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?

4. Что показывает дорожная разметка «зебра»?

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Где играть?

Цель занятия: Формировать представления младших школьников о безопасности на дорогах. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части дороги.

Новые слова: проезжая часть, опасность, внимательность, дисциплина.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель задает детям вопрос: «Где можно играть?». Ответ обычно бывает только один – играть можно только во дворе, на детской или спортивной площадке. С точки зрения дорожной безопасности так и должно быть. Но практика показывает, что около 30…40 процентов детей попадают в дорожные происшествия во время игр на проезжей части дорог ил около неё.

Дети, особенно мальчики, стремятся с раннего возраста утвердить себя. Нередко можно услышать от водителей, что мальчики, доказывая друг другу смелость и ловкость, перебегают через проезжую часть очень близко перед движущимся транспортом или прицепляются сзади за автомобиль. Учитель должен показать ученикам, в чем опасность таких экспериментов на проезжей части: машина может резко затормозить или начать поворот; ребенок может запнуться и упасть, а сзади приближается другой автомобиль, который на зимней скользкой дороге не сможет сразу остановиться и совершит наезд.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках, не должны заканчиваться у края проезжей части – есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар – это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей част дорог и тротуарах – это мешает движению транспорта и пешеходов.

Хоккей, санки, коньки, снежки – это далеко не полный перечень того, что может подсказать детская фантазия. Причем мысль об игре может прийти в самом неожиданном месте и в самое неподходящее время. Кто-то тряхнул ветку дерева и с неё посыпался снег на товарища. Тот воспринял это, как игру – и вот уже пошли в ход снежки. Дети бегают, догоняют друг друга и совершенно забыли о том, что рядом находится проезжая часть дороги, по которой движется транспорт.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся изобразить на листе бумаги катающихся на велосипеде, самокате, коньках, лыжах, санках детей. Затем каждый ученик объясняет, где можно кататься на этих устройствах и почему.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Где можно кататься на детских велосипедах и самокатах?

2. Где безопасно играть в футбол и другие подвижные игры?

3. Почему нельзя играть в снежки на проезжей части и тротуарах?

4. Почему нельзя кататься на коньках или санках вблизи дорог?

ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Я - пассажир

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить стоящий транспорт.

Новые слова: общественный транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

К городскому общественному транспорту относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси. Учитель просит детей рассказать, что они знают об этих транспортных средствах.

Работа водителей общественного транспорта очень напряженная и ответственная, поэтому пассажиры не должны создавать дополнительных трудностей, отвлекая водителей разговорами.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай на специальной, приподнятой над поверхностью проезжей части, площадке. Если такой площадки нет, то надо стоять на тротуаре или у обочины. Ни в коем случае нельзя ожидать общественный транспорт, стоя на проезжей части.

Выходить на проезжую часть можно только после полной остановки автобуса или троллейбуса.

Входят в автобус или троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь разрешено входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, школьникам до 4-го класса, а также инвалидам, престарелым людям и беременным женщинам.

Выходить из автобуса или троллейбуса можно только после полной остановки через переднюю или заднюю дверь. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров через переднюю или заднюю дверь.

Если трамвайные пути проходят посередине дороги, то ожидать его можно на специальной посадочной площадке, а при её отсутствии = на тротуаре. На проезжую часть дороги можно выходить только тогда, когда трамвай подошел к остановке. Прежде чем начать движение к трамваю, необходимо убедиться, что транспорт остановился и уступает вам дорогу.

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре. Мальчики должны уступать места девочкам, при посадке пропускать их вперед, а при высадке – подать руку. Необходимо уступать места престарелым людям и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста, а также беременным женщинам.

Нельзя перевозить вещи, которые могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Мелких животных надо перевозить в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках.

В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Пассажирам также запрещается высовываться из окон. Это может привести к несчастному случаю.

Дети часто не знают, как обходить стоящий на остановке автобус или трамвай.

Лучше всего дождаться, когда автобус или трамвай отъедут от остановки, а затем, посмотрев налево и направо, перейти дорогу.

Если же общественный транспорт продолжает стоять на остановке, то автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай – спереди. Трамвай надо обходить всегда спереди, потому что, начав обход сзади, можно попасть под встречный трамвай.

Обходя стоящий на остановке общественный транспорт, необходимо соблюдать особую осторожность, не перебегать дорогу, убедиться, что с других направлений отсутствует приближающийся транспорт.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на бумаге остановку общественного транспорта со стоящим на ней автобусом или трамваем. Изобразить пешеходов, которые правильно обходят стоящий транспорт. Затем учитель просит объяснить, почему опасно обходить трамвай сзади, а автобус – спереди.

3. Игра

Ученики разбиваются на две группы – пешеходы и машины. У детей, которые изображают машины, в руках рисунки с автомобилем, автобусом, трамваем.

Трамвай (или автобус) стоит на остановке. Навстречу движется автомобиль. Пешеходы переходят дорогу поочередно то сзади, то спереди стоящего трамвая (или автобуса). Учитель комментирует опасные ситуации, возникающие при неправильных действиях пешеходов.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Где надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай?

2. Когда можно начать посадку в общественный транспорт?

3. Через какую дверь нужно входить в автобус?

4. Как нужно обходить стоящий на остановке трамвай?

5. Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

ЗАНЯТИЕ 9. Тема: Обобщающее занятие

Цель занятия: Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за год обучения.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Начать это занятие можно с небольшой экскурсии. Учащиеся строятся парами, держась за руки – это правило движения по улице группы детей, которые должны идти по тротуару или пешеходной дорожке.

Учащиеся на экскурсии осматривают опасные места вокруг школы. Учитель вместе с учениками находят основные элементы дороги: проезжую часть, тротуар, газон, обочину, рассказывают, для чего они предназначены.

Учитель стремится научить детей видеть машины, уметь сконцентрировать на них внимание, слышать шум приближающихся транспортных средств.

Обращает внимание детей на то, как разговаривают между собой машины: с помощью звуковых сигналов, а также при помощи световых приборов. С помощью сигналов поворота желтого цвета водитель сообщает всем, что он собрался поворачивать или начать обгон. С помощью фонарей красного цвета, находящихся сзади автомобиля, водитель сообщает всем, что он тормозит.

Учитель поясняет первоклассникам, что безопасность на дороге зависит от времени года. Зимой или ранней весной, когда дороги скользкие, автомобиль остановить очень трудно. Поэтому переходить дорогу необходимо только тогда, когда машина находится достаточно далеко. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом – можно поскользнуться, упасть, и тогда наезд неминуем.

Учащиеся останавливаются около светофора или пешеходного перехода. С помощью учителя они вспоминают, как правильно надо переходить проезжую часть. Обращают внимание, как переходят дорогу в этом месте взрослые. Обращают внимание на нарушителей правил перехода дорог, объясняют, какой опасности они подвергают свою жизнь и жизнь окружающих.

Затем учащиеся направляются в класс, где закрепляют свои знания по Правилам дорожного движения, отвечая на вопросы викторины.

Викторину можно проводить, разбив детей на две или три команды в зависимости от того, сколько рядов парт в классе.

Учитель задает вопрос. Первоклассники поднимают руки. Отвечает тот, кто первым поднял руку. После его ответа другие учащиеся могут, подняв руку и получив разрешение, дополнить его ответ.

Специальная комиссия, куда могут входить родители, инспектор ГИБДД, учителя, оценивает полноту и правильность ответов. Побеждает та команда, которая набрала большее количество очков.

Вопросы для викторины.

1. Какие элементы дороги вы знаете?

(проезжая часть, тротуар, обочина, газон, островок безопасности)

2. Для чего предназначена проезжая часть дороги?

(для движения транспортных средств)

3. Перечислите виды транспорта, которые вы знаете.

(автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, метро, мотоцикл, мопед, велосипед, самокат, гужевая повозка, вьючные животные – лошадь, верблюд, осел, як)

4. Кого называют водителем?

(человека, управляющего транспортным средством или сопровождающим вьючных животных)

5. Кого называют пассажиром?

(всех людей, находящихся в транспортном средстве, кроме водителя)

6. Какие дорожные знак вы знаете?

(предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»; запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»; предписывающие: «Пешеходная дорожка»; знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»; информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»)

7. Как называется этот знак (учитель показывает поочередно дорожные знаки)?

8. Какие светофоры вы знаете?

(трехцветные, двухцветные с изображенными на них человечками или велосипедами, светофоры-мигалки)

9. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

(красный и желтый – запрещают, зеленый – разрешает)

10. Как правильно обходить стоящие на остановке автобус или трамвай?

(нужно дождаться, пока они уедут, а затем переходить дорогу. Если автобус или трамвай стоят, то автобус нужно обходить сзади. А трамвай – спереди)

11

doc4web.ru

Классный час (1 класс) по теме: Методическая разработка по изучению правил дорожного движения в 1 классе | скачать бесплатно

Классный час «В гостях у светофора»

Подготовила и провела учитель начальных классов Яценко М.Н.

Цели: закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни.

Оборудование: дорожные знаки, модель светофора.

Ученики заранее учат стихи.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя

Учитель. 

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем,

Как без обид и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.

Сегодня наш классный час посвящен правилам дорожного движения. Мы познакомимся со знаками и правилами дорожного движения.

- Кто из вас, идя в школу, переходит улицу? Кто уже это делает один, без взрослых? Расскажите, как вы переходите улицу. (Выслушиваются ответы детей.)

- А для чего необходимо знать правила дорожного движения? (Выслушиваются ответы детей.)

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители.

Знакомство со светофором

Учитель. А знаете ли вы, кого называют «Волшебник-постовой»? Отгадайте загадку.

Я глазищами моргаюНеустанно день и ночь.Я машинам помогаюИ тебе могу помочь!

Ученики. Это светофор.

(Учитель показывает макет светофора.)

Расскажите, что вы знаете про цвета светофора.

Ученики. 

Красный свет нам говорит:- Стой! Опасно! Путь закрыт!Желтый свет - предупрежденье:Жди сигнала для движенья.Зеленый свет открыл дорогу:Переходить ребята могут.

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Учитель.

Внимание! Глядит в упор

На вас трехглазый светофор.Зеленый, желтый, красный глаз -Он каждому дает указ!На красный свет все стоят молча, на желтый - хлопают, на зеленый - шагают на месте. Итак, начали.

Есть сигналы светофора!Подчиняйся им без спора!

Светофор

Стоп, машина! Стоп, мотор!Тормози скорей, шофер!Красный глаз глядит в упор -Это строгий Светофор.Вид он грозный напускает,Ехать дальше не пускает.Обождал шофер немножко,Снова выглянул в окошко.Светофор на этот разПоказал зеленый глаз,Подмигнул и говорит:«Ехать можно, путь открыт».

Красный, желтый и зеленый,Он на всех глядит в упор.Перекресток оживленный,Неспокоен светофор.Старики идут и дети -Не бегут и не спешат.Светофор для всех на светеНастоящий друг и брат.

По сигналу светофора

Через улицу идем.

И кивают нам шоферы:

«Проходите, подождем».

На красный свет - дороги нет,

На желтый - подожди.

Когда горит зеленый свет,

Счастливого пути!

Знакомство с правилами перехода дороги

Учитель. Что делать, если красный сигнал вспыхнул, а вы уже начали переход? (Выслушиваются предположения детей.)

    Правильный ответ - вернуться назад, на тротуар, если вы только начали переходить дорогу. Если вы оказались на середине проезжей части, надо дожидаться зеленого сигнала, стоя на «островке безопасности» или на осевой линии, но нельзя пятиться назад или метаться перед движущимися автомобилями.

   Желтый сигнал - предупредительный. При желтом сигнале начинать переход нельзя.

     Пересекать дорогу можно лишь при зеленом сигнале светофора. Вы, конечно, видели на дорогах светофоры, у которых нет желтого сигнала. Это светофоры пешеходные, их сигналы обязательны только для пешеходов.

Знакомство со знаками

(Выходят дети со знаками.)

Только я для пешехода –

 Знак на месте перехода.

В голубом иду квадрате –

Переходоуказатель.

Знак «Пешеходный переход»

Есть еще один знак пешеходного перехода. Отгадайте, в каком еще месте можно перейти улицу.

Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

Ученики. Это пешеходная дорожка, место, где можно переходить дорогу.

Учитель. А кто из вас внимательный, кто заметил - около школы есть такой знак? Где он висит? А еще какие знаки вы видели около школы?

(Дети рассказывают и показывают эти знаки, объясняют их значение.)

Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу,

Обрати вниманье, друг:

Знак дорожный - красный круг,

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут.

И дорога вроде, но

Здесь ходить запрещено!

Ни проехать, ни пройти:

 Знак дорожный на пути.

 Знак «Пешеходное движение запрещено»

Учитель. Ребята, а всегда ли вы, переходя дорогу, смотрите по сторонам?

Ученики. 

Прежде чем на дорогу шагнуть.

Всегда осмотритесь:

не опасен ли путь?

Налево сначала ты посмотри,

 Направо потом, в середине пути.

Тренинговые упражнения

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет

Означает: хода нет?

Кто из вас, идя домой.

Держит путь по мостовой?

Кто из вас летит так скоро,

 Что не видит светофора?

Памятка соблюдения правил дорожного движения

  • Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход» и широкие поперечные полосы на мостовой. И только тогда, когда на светофоре загорится зеленый свет.
  • Если светофора здесь нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри сперва налево - приближается ли какая-нибудь машина. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо - не идет ли машина оттуда. А если идет, остановись и подожди, пока пройдет.
  • Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Подожди, пока пройдет.
  • Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».
  • Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Но еще лучше подождать, когда они уедут, и тебе станет видна вся улица.

Если бы

Идет по улице один

Довольный странный гражданин.

Ему дают благой совет:

На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

Мне наплевать на красный свет!-

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

Где захочу, там перейду!

Шофер, гляди во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер:

Мне наплевать на светофор! –

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел?

Ходил бы каждый как умел?..

Тогда б на улице,Где ты ходить привык,Невероятные делаПроизошли бы вмиг!Сигналы, крики то и знай:Машина едет на трамвай,Трамвай наехал на машину,Машина врезалась в витрину -Все понеслось и вкривь, и вкось...Прохожим скрыться в дом пришлось.Ты у окна сидишь тоскуя,Из дома выйти не рискуя.И в школу лезешь по карнизу.Чтоб только не спускаться книзу,А в магазин идешь по крыше -Здесь безопаснее и тише...Но нет,

Стоит на мостовойРегулировщик-постовой,Висит трехглазый светофор.И знает правила шофер.

                                                      О. Бодарев

Игра

(Ребята хором отвечают на вопросы «да» или «нет».)Быстрая в городе езда? - Да!Правила знаешь движения? -Да!Вот в светофоре горит красный светМожно идти через улицу? - Нет!Ну а зеленый горит, вот тогдаМожно идти через улицу? -Да!Сел в трамвай, но не взял билет.Так поступать полагается? - Нет!Старушка, преклонные очень года,Ты место в трамвае уступишь ей? -Да!Лентяю ты подсказал ответ.Что ж, ты помог ему этим? - Нет!

Учитель. 

Молодцы, ребята, запомним,Что «нет» и что «да»,И делать, как нужно,Старайтесь всегда.

Викторина

  • Какие сигналы светофора вы знаете?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где должны ездить автомашины?
  • Как обозначается пешеходный переход?
  • Можно ли играть на улице. Почему?
  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
  • Как нужно переходить улицу, если нет светофора?
  • Для чего служат дорожные знаки?
  • Где можно кататься на велосипедах?
  • Почему нельзя играть на мостовой?
  • В каких местах можно переходить улицу?
  • Когда надо начинать переход улицы?

Упражнения

Цель: учить учащихся быстро определять правую и левую стороны.

Учащиеся строятся. Учитель, показывая, подает команду: поднять правую руку, поднять левую руку; повернуться на 180" и повторить упражнение.

Учащиеся становятся парами и поворачиваются лицом к лицу. По команде учителя показывают правую и левую руку партнера.

Поднимают правую и левую руку без показа учителя.

Учитель спрашивает, с какой стороны находятся окна (дверь) в классе. Учащиеся отвечают. Затем он подает команду, чтобы учащиеся повернулись на 180°, и снова спрашивает: «А теперь, с какой стороны находятся окна?»

Загадки

А ребятам для разрядки

Загадаем-ка загадки.

Странная зебра: не ест и не пьет.

Но без питья и еды не умрет. (Пешеходный переход.)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить? Как зачем?

Пожар тушить! (Пожарная машина.)

По асфальту едет дом,

И народу много в нем,

А под крышей дома - вожжи,

Ехать он без них не может. (Троллейбус.)

Что за чудо - синий дом!

 Ребятишек много в нем!

Ноги, обувь - из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Сам не едет, не идет.

Не поддержишь - упадет,

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

Учитель. Давайте подведем итог стихотворением «Запрещается - разрешается».

И проспекты, и бульвары -Всюду улицы шумны.Проходи по тротуаруТолько с правой стороны.Тут шалить, мешать народуЗа-пре-ща-ет-ся! (Хором.)Быть примерным пешеходомРаз-ре-ша-ет-ся! (Хором.)Если едешь ты в трамваеИ вокруг тебя народ,Не толкаясь, не зевая,Проходи скорей вперед.Ехать зайцем, как известно,За-пре-ща-ет-ся! (Хором.)Уступить старушке место -Раз-ре-ша-ет-ся! (Хором.)Если ты гуляешь просто,Все равно вперед гляди.Через шумный перекрестокОсторожно проходи.Переход при красном свете -За-пре-ща-ет-ся! (Хором.)При зеленом даже детямРаз-ре-ша-ет-ся! (Хором.)

Частушки о ПДД

Как шофер ни тормозит,А машина все скользит,На колесах, как на лыжах -Ближе, ближе, ближе, ближе!

Для спасенья есть возможность:Лучший тормоз - осторожность.Жизнь свою побереги,Перед машиной не беги!

Мы подруженьки-подружки,Есть глаза у нас и ушки,По дороге мы идем,Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,Наш последний вам совет:Ведь дорога не читальняИ не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены,Любим мы играть в футбол.

Мостовую превратили

 В наше поле-стадион.

Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен,

Не дороги, а дворы –

Место для такой игры.

    Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам - они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с тобой. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдет с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твердо знает правила, в опасных: местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета - чтобы было заметнее. Такие барьеры еще раз напоминают: ни шага с тротуара!

Правил дорожных

На свете немало.

Все бы их выучить

Нам не мешало,

Но основное из правил движения

Знать как таблицу

Должны умноженья.

На мостовой - не играть,

Не кататься,

Если здоровым ты хочешь остаться!

Бурлит в движении мостовая:

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будьте правилу верны –

Держитесь правой стороны.

Объяснить надо запросто.

Будь ты юн или стар:

Мостовая - для транспорта,

Для тебя - тротуар!

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе переход!

Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом:

С вниманием налево сперва погляди

И направо взгляни потом.

Правила поведения на улице

  • Знай основные правила движения общественного и личного транспорта.
  • Не забывай, как надо переходить дорогу перед трамваем и троллейбусом.
  • Дорогу переходи только по пешеходному переходу.
  • Помни цвета светофора: красный - стой, зеленый - иди.
  • Переходя дорогу, не разговаривай с друзьями, а посмотри сначала налево, потом направо.
  • Не играй в мяч или в подвижные игры в местах, где неожиданно может появиться транспорт.
  • В гололед или туман будь особенно внимателен на улице!
  • Переходи дорогу сам правильно и учи этому младших, а старшим, если это необходимо, помоги перейти улицу.

Невеселая история

       Все произошло в какую-то долю секунды. Коля выбежал на мостовую за мячом. Неожиданно из-за поворота на улицу выехала машина. Коля испугался, решил перебежать через трамвайную линию...

Через три месяца Коля выписался из больницы. Он неуверенно ковылял на костылях.

Сколько несвершенных желаний осталось у Коли! И все это случилось в одну короткую долю секунды. А ведь несчастья могло и не произойти. Сколько раз Коля слышал и читал об осторожности на улице! Но он думал, что все это ненужные разговоры и его это не касается.

 

Зачитывается письмо от инспектора ГИБДД

     Я надеюсь, что основные правила дорожного движения ребята, вы знаете. Вам не надо объяснять, что означают цвета светофора, как обходить автобус, а как трамвай. Никто из вас не станет играть на проезжей части, даже если в это время нет машин. Мне бы хотелось только посоветовать вам  быть особенно внимательными на улицах с интенсивным движением, остерегаться недисциплинированных водителей.

   Не стремитесь переходить улицу, как только зажегся зеленый свет, подождите пару секунд и убедитесь, что все машины остановились. Не бегите через дорогу, когда зеленый сигнал уже начал мигать и вот-вот переключится на желтый. Потому что иногда нетерпеливые водители срываются с места раньше времени. Соблюдайте правила дорожного движения, даже если кто-то рядом их нарушает.

     Будьте особенно внимательны в вечернее время. В сумерки, как и в тумане, на дороге ухудшается обзор. Если неподалеку есть подземный переход, лучше воспользуйтесь им, чем наземным. И если вы идете с кем-то из малышей, крепко держите его за руку.

Вручаются памятки.

Это должен знать каждый

  • Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
  • Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями.
  • На регулируемых перекрестках ожидайте появления зеленого сигнала светофора или соответствующего знака регулировщика и переходите улицу тогда, когда поперечный поток транспорта не прекратится; при этом внимательно наблюдайте за транспортом, совершающим поворот.
  • Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной безопасности, сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы, направо; идущий транспорт пропустите.
  • Ожидайте трамвай, троллейбус, автобус только на специально обозначенных посадочных площадках, не мешая движению транспорта, а где их нет, - на тротуаре, не создавая помех движению пешеходов.
  •  Не играйте проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, санках, самокатах на мостовой и тротуарах, не цепляйтесь за движущийся транспорт.

nsportal.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"