Ограничение видимости пдд это


Как выбрать безопасную скорость? Часть 1

Дорогие друзья! Наконец я решил написать статью о безопасной скорости движения автомобиля и о ее правильном выборе водителем. Задача сложная и злободневная.

Во-первых, многие водители думают, что безопасно – значит в соответствии с ПДД. Это, конечно же, не всегда так. Бывает, не в соответствии с дорожными знаками безопасно, а бывает, и в соответствии с ними опасно. А еще мне «нравится» набившая оскомину фраза «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями». Фраза правильная, но под превышением скорости надо понимать совсем не то, что привыкло думать большинство людей.

Во-вторых, в одной из прошлых статей я рассуждал о том, почему водители превышают скорость, и утверждал, что причина не столько в водителях, сколько в несоответствии геометрии дороги скоростным ограничениям. И может показаться, что я пропагандирую превышение скорости. Это не так :) На самом деле я за то, чтобы не просто безоговорочно полагаться на дорожные знаки, а думать за рулем и в каждую секунду выбирать скорость, адекватную дорожной обстановке. И о том, как выбирать безопасную скорость – в этой статье.

Общее правило выбора скорости

Есть универсальное правило: скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости или расстояния до потенциального препятствия.

В общем-то всё, на этом статью можно заканчивать :) В этих двух строках сказано буквально всё и этого достаточно для того, чтобы не гонять по скользким дорогам, чтобы ехать по Бульварному кольцу Москвы не быстрее 50 км/ч, по неосвещенной загородной дороге не более 80 км/ч, а по эстакадам Третьего транспортного кольца не менее 80 км/ч.

Однако попробую объяснить, что есть что в этом правиле выбора скорости, и приведу примеры.

Термины и определения

Тормозной и остановочный пути

Напомню, что остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия водителем до полной остановки. То есть это тормозной путь + путь, пройденный за время реакции водителя, которое принято считать равным 1 секунде.

А тормозной путь – это путь, пройденный с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Тормозной путь пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту сцепления шин с дорогой.

S = v2/2kg

То есть тормозной путь тем больше, чем выше скорость движения и чем более скользкое покрытие.

Расстояние видимости

В п. 1.2 ПДД говорится:

«…Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии»

Соответственно, под расстоянием видимости дороги следует понимать видимость не только дорожного полотна, но и всех указанных в определении «прилегающих» территорий – особенно тротуаров. Это уточнение крайне важно, и ниже я объясню, почему.

Таким образом, скорость должна выбираться, исходя из качества дорожного покрытия и видимости дороги, а также исходя из дистанции и бокового интервала до потенциального препятствия и ширины дороги.

Недостаточная и ограниченная видимость

Какие бывают проблемы с видимостью? Различают видимость недостаточную и ограниченную.

Все тот же п. 1.2 Правил объясняет, в чем разница:

«Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки»

То есть это «испорченная» видимость, аналогично изображению испорченного телевизора. Это когда спереди от машины есть некое не очень хорошо видимое «пятно», скажем, 30 метров в свете фар, а что дальше либо очень плохо видно, либо не видно вообще. И это пятно постоянно перемещается с машиной. То есть дорога видна, но только на 30 метров вперед всю поездку.

«Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами»

Продолжая аналогию с телевизором: показывает он нам все исправно, но в комнату зашел кто-то из ближайших родственников и стал что-то говорить, загородив половину экрана :))) То есть с погодой и освещением все прекрасно, но на дороге или прилегающей территории есть какие-то объекты, загораживающие обзор.

Закрытый обзор

Следствием ограниченной видимости является ситуация закрытого обзора, при которой участники дорожного движения не видят друг друга из-за какого-либо подвижного или неподвижного объекта.

На рисунке ниже друг друга не видят водитель красной Нексии и серебристой Лады вследствие загораживающего обзор автобуса.

А на этом рисунке обзор загораживает угол дома. Как следствие, не видят друг друга пешеходы, находящиеся за углом,  и водитель, подъезжающий к перекрестку. Конкретно на этом кадре пешеходы как раз смотрят на водителя и все могут видеть друг друга, но еще секундой раньше обзор был закрыт.

У ограниченного обзора есть одна неприятная особенность. Расстояние видимости сокращается по мере приближения к препятствию, ограничивающего обзор, в отличие от недостаточной видимости, при которой видимая зона всегда одна и та же.

Зона повышенной опасности

Важно сказать про такую вещь как зона повышенной опасности – это место на проезжей части дороги, включая прилегающие территории, на котором безопасность движения не может быть достигнута при оперативной реакции водителя на появившуюся помеху движению. В случае обнаружения препятствия в зоне повышенной опасности время, находящееся в распоряжении водителя, слишком мало, чтобы избежать ДТП.

Помнится, в раннем детстве я спросил папу о том, что такое рысь. Он ответил примерно так: «рысь это дикая кошка. И если ты в лесу увидел перед собой рысь, считай, что ты уже мёртвый…» Папа, конечно, утрировал, но объяснил доходчиво :)))

Так и здесь: если в зоне повышенной опасности водитель увидел помеху, значит, ДТП уже неизбежно.

В качестве примера возьмем ситуацию на рисунке ниже. Узкая дорога, заставленная припаркованными машинами, и наш автомобиль движется со скоростью 40 км/ч.

В этом случае водителя может спасти только одно – его величество случай, при котором ни в одной из стоящих машин не откроется дверь и никто из пешеходов не выскочит на дорогу из-за загораживающих обзор машин. Если же, к примеру, из-за стоящей грузовой Газели выходит человек, и наш водитель увидел его, можно считать, ДТП состоялось. Почему? Прикинем: 40 км/ч это около 11 м/с, то есть такое расстояние пройдет автомобиль за время реакции водителя 1 секунду, плюс добавим еще 8 метров тормозного пути, который неизбежно пройдет автомобиль во время экстренного торможения. Итого 19 метров. А расстояние отсюда до кабины Газели – три корпуса машины, то есть около 15 метров или чуть больше. Значит, наш водитель ловит на капот пешехода и везет его еще метра 4 или около того.

Это и означает, что если ты увидел препятствие – ты опоздал. Выход? С точки зрения физики, выход один – заблаговременное снижение скорости в расчете на то, что из-за каждой машины в любой момент времени может выйти пешеход. Сколько это в километрах в час? В каждой ситуации будет своя скорость, но глядя именно на этот рисунок, я бы дал не более 20.

Правда, если водитель находится в состоянии готовности и ожидает появления пешехода, время его реакции сокращается вдвое, то есть до 0,5 секунд, и машина за это время проезжает 5,5 м вместо 11. Почувствуйте разницу. И в нашем примере это может спасти пешехода от травмы. Но это не повод двигаться быстрее, просто это дополнительный «контур безопасности».

Поэтому в зоне повышенной опасности избежать ДТП можно лишь путем прогноза и заблаговременного изменения скорости или направления движения, которые должны предшествовать обнаружению помехи.

В следующей статье я приведу конкретные примеры и дам рекомендации по выбору скорости в различных ситуациях:

  • хорошая видимость
  • недостаточная видимость
  • ограниченная видимость
  • узкая дорога
  • улица с близким расположением проезжей части и тротуаров

Продолжение следует…

kaminsky.su

18.2. Ограничение видимости - Наставление про ДПС

avtoexamen.com

«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей. Работники ГАИ утверждают, что «ограничение видимости» – это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД.

В различных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах, но она достаточно сложная для неспециалистов.

По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И именно эта таблица повторена в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости». Привожу эту таблицу, особое внимание на примечания.

Таблица 3 – Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

Минимальное расстояние видимости, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- встречного автомобиля;

90

110

130

170

200

250

300

350

400

450

- для остановки перед препятствием

45

55

75

85

125

150

175

200

225

250

Примечания

1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.

2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.

3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004  в таких местах должны быть установлены знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и (или) нанесена сплошная разметка. Два опасных поворота подряд обозначаются знаком «Опасные повороты», три и более тем же знаком, но с табличкой «Зона действия знака». Если ничего этого нет, то служба «Дорожной инспекции и организации движения» не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости».

Следующий рисунок иллюстрирует зону действия предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается «ограничение видимости».

Следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТов. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в законе «О БДД» ст.22 п.1 и 4 и Законе «О милиции» ст.10 п.9 (см. За обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»), причем приоритет отдается ГОСТам. Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это знать.

Вы когда-нибудь задумывались, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Для того, чтобы бутерброд, падая со стола, мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом, составил бы около 20 метров.

Т.е., если бы столы были выше, бутерброды падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой рост, какой имеют? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были много выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах, во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться.

Таким образом, закон падающего бутерброда в конце концов определяется свойствами нашей Вселенной – силой гравитации. Прочность костей зависит от силы химических связей, а эта сила, в свою очередь, зависит от величины заряда электрона.

Примерно такое же соотношение между ПДД (бутерброд) и ГОСТами (постоянная гравитации и заряд электрона). Вы обязаны знать ПДД, но ответы, почему Правила именно такие, следует искать в ГОСТах. По большому счету ГОСТы отталкивается от тех же самых законов физики, и обоснование положениям Правил можно сделать и без ГОСТ, но тогда это будет очень объемный труд. Обоснуйте ограничение видимости в 300 м на скорости 90 км/ч на уровне 1,2 м от поверхности дороги. Не проще ли сослаться на ГОСТ?

Источник: http://oldjoy.narod.ru/

Ограничение видимости

mykonspekts.ru

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 42Следующая ⇒

«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей. Работники ГАИ утверждают, что «ограничение видимости» – это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД.

В различных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах, но она достаточно сложная для неспециалистов.

По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И именно эта таблица повторена в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости». Привожу эту таблицу, особое внимание на примечания.

Таблица 3 – Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч
Минимальное расстояние видимости, м:                    
- встречного автомобиля;
- для остановки перед препятствием
Примечания 1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств. 2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части. 3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 в таких местах должны быть установлены знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и (или) нанесена сплошная разметка. Два опасных поворота подряд обозначаются знаком «Опасные повороты», три и более тем же знаком, но с табличкой «Зона действия знака». Если ничего этого нет, то служба «Дорожной инспекции и организации движения» не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости».

Следующий рисунок иллюстрирует зону действия предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается «ограничение видимости».

Следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТов. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в законе «О БДД» ст.22 п.1 и 4 и Законе «О милиции» ст.10 п.9 (см.Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»), причем приоритет отдается ГОСТам. Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это знать.

Вы когда-нибудь задумывались, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? Для того, чтобы бутерброд, падая со стола, мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом, составил бы около 20 метров.

Т.е., если бы столы были выше, бутерброды падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой рост, какой имеют? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были много выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах, во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться.

Таким образом, закон падающего бутерброда в конце концов определяется свойствами нашей Вселенной – силой гравитации. Прочность костей зависит от силы химических связей, а эта сила, в свою очередь, зависит от величины заряда электрона.

Примерно такое же соотношение между ПДД (бутерброд) и ГОСТами (постоянная гравитации и заряд электрона). Вы обязаны знать ПДД, но ответы, почему Правила именно такие, следует искать в ГОСТах. По большому счету ГОСТы отталкивается от тех же самых законов физики, и обоснование положениям Правил можно сделать и без ГОСТ, но тогда это будет очень объемный труд. Обоснуйте ограничение видимости в 300 м на скорости 90 км/ч на уровне 1,2 м от поверхности дороги. Не проще ли сослаться на ГОСТ?

Глава 17.2. Ограничение видимости - Бизнес, лидерство, успех

ПДД: «11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». Но видимость ограничена всегда. Например, в ясную погоду на ровной дороге видимость составляет несколько километров. Т.е., если тупо следовать Правилам, то за любой обгон следует лишать прав. Нет? Но тогда должен существовать норматив и методика определения показателей ограничения видимости. И водителя необходимо предупредить об опасности.

Работники ГАИ не утруждают себя знанием нормативов и методик, утверждая что «ограничение видимости» – это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД – 300 метров. Сделайте невинные глазки, и уточните: «Сейчас туман, дождь, сумерки?»

В различных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах, но она достаточно сложная для неспециалистов.

По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И именно эта таблица повторена в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости». Привожу эту таблицу, особое внимание на примечания.

Таблица 3 – Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч30405060708090100110120
Минимальное расстояние видимости, м:             
- встречного автомобиля;90110130170200250300350400450
- для остановки перед препятствием45557585125150175200225250
   Примечания1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 в таких местах должны быть установлены знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и (или) нанесена сплошная разметка. Два опасных поворота подряд обозначаются знаком «Опасные повороты», три и более тем же знаком, но с табличкой «Зона действия знака». Если ничего этого нет, то служба «Дорожной инспекции и организации движения» не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости».Следующий рисунок иллюстрирует зону действия предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается «ограничение видимости». Следует внимательно относиться к знакам «Примыкание второстепенной дороги», если на самой дороге нанесена разметка. Дело в том, что при подъезде к перекрестку и после него наносится сплошная разметка 1.1, чтобы ее не нарушить, обгон желательно закончить до перекрестка.

Здесь следует вернуться к теме, зачем нужно знать какие-то ГОСТы, поднятой в начале книги.Меня всегда поражает безудержная вера водителей, инспекторов и судей в Правила дорожного движения:«1.1. Настоящие Правила дорожного движения  устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им». А потому, никого не волнуют какие-то ГОСТы, которые все равно не должны противоречить «Правилам дорожного движения». Вы можете записать в ПДД, что солнце должно вставать на западе, а садиться на востоке. От этого ничего не измениться. Доминирующее положение ПДД определяется тем, что они являются «выжимкой» из ГОСТов, которые в свою очередь увязывают свойства материалов, из которых состоит дорога, со свойствами колес, которые по ней ездят; возможности зрительного восприятия человека увязывают с размером и цветом знаков и т.д. и т.п.  Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах.

Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это знать. И, наконец, в отсутствие знаков или разметки «ограничение видимости» на данном участке дороге оценивается водителем. Т.е. без явного указания знаками или разметкой, как того требует ГОСТ,  на «ограничение видимости», установить вину водителя не возможно: водитель не знал и не мог знать об ограничении видимости.

Например, разрешенная скорость за городом 90 км/час. Ограничение видимости – 300 метров. Но, если в конце подъема 85% автомобилей едут со скоростью 50 км/час, то реальное ограничение видимости – 130 метров. Знак в такой ситуации не ставится. Но инспектора запросто могут на таком участке составлять протоколы за обгон по встречной полосе, утверждая «ограничение видимости» есть.

Напоследок, у инспекторов появилась новая мода: они утверждают, что вертикальная разметка 2.5 (отбойники покрашенные черно-белыми квадратами) запрещает обгон. В действительности, эта разметка наносится на опасных участках дорог, но в ее описании ничего не сказано, что она запрещает обгон. Укажите так же инспектору, что горизонтальная разметка «устанавливает определенные режимы и порядок движения», в то время как вертикальная разметка «служит средством зрительного ориентирования» (Приложение 2 ПДД)

a2m-car72.livejournal.com



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"