Нормативно правовая база пдд


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»

П.П. Володькин, И.О. Загорский

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Учебное пособие

Хабаровск 2011

УДК 656.13.08 (075.8)

ББК О 33-082.03+ Х 401.133.12

В 68 Володькин П.П. Нормативно-правовоеобеспечение безопасности дорожного движения на предприятиях автомобильного транспорта: законодательная база : учебное пособие / П.П. Володькин, И.О. Загорский.

– Хабаровск: Изд-воТихоокеан. гос.ун-та,2011. – 337 с.

ISBN

Учебное пособие соответствует положениям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте.

Предназначено для студентов специальности 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте», 190702.65 «Организация дорожного движения» всех форм обучения, руководителей автотранспортных предприятий, должностных лиц организаций, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, специалистов по безопасности дорожного движения.

Рецензенты:

Кафедра «Менеджмент технологических и транспортных систем» Читинского государственного университета (зав. кафедрой канд. техн. наук, доц. Рубцов Александр Геннадьевич)

Кафедра «Автомобилей и безопасности движения» Оренбургского государственного университета, зав. кафедрой канд. техн. наук, доц. Рассоха Владимир Иванович

©Володькин П.П., Загорский И.О., 2011

©Тихоокеанский государственный университет, 2011

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 9

Общие положения

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ"О безопасности дорожного движения" (с последними изменениями от 25 ноября 2009 г.) (Извлечения)………….. 11

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Извлечения)……….……...… 21

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утв. приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27)……………………………..…….….. 25

Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".. 37

Приказ Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. № 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом"…………………………………………………………………………………………. 45

Приказ Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" (с изменениями от 27 октября 1995 г., 11 мая 2000 г.) (Извлечения)…………………….………………….. 49

Положение о проведение инструктажей по безопасности движения с водительским составом Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09…………………………………………………..55

Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12"Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) (Извлечения)…………………........ 59

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом

 

Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. № 73) (с изменениями от 11 июня, 14 октября

 

1999 г.) (Извлечения)……………………………………........................…….....................

191

Кодексы

 

Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ(с последними

 

изменениями от 8 мая 2010 г.) (Извлечения)……………………………………………...

203

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декаб-

 

ря 2001 г. № 195-ФЗ(с последними изменениями от 31 мая 2010 г.) (Извлечения)…...

205

Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ(с последними из-

 

менениями от 2 июня 2010 г.) (Извлечения)………………...……………………………

253

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ(ТК РФ) (с последними изме-

 

нениями от 25 ноября 2009 г.) (Извлечения)……………………………………………

255

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(с последними изменениями от 19

 

мая 2010 г.) (Извлечения)…………………………………………………………………..

259

Государственный контроль (надзор)

 

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ"О защите прав юридических

 

лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного

 

контроля (надзора) и муниципального контроля" (с последними изменениями от 26

 

апреля 2010 г.) (Извлечения)……………………………………………………………….

265

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановле-

 

нием Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398) (с последними изменениями от 17

 

декабря 2009 г.) (Извлечения)……………………………………………..………………

273

Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства

 

внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (с изме-

 

нениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 3 июля 2008 г.) (Извлечения)……………….

277

Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасно-

сти дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (с изменениями от 19 марта 2004 г., 19 февраля 2007 г.) (Извлечения)…………….……........................……........................…….................................... 285

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759) (с изменениями от 17 сентября 2007 г., 28 августа 2009 г.) …… ……........................……..................................................................... 291

Медицинские осмотры (обследования)

Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.) (Извлечения)………………………………………………………………………. 295

Приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (с последними изменениями от 14 марта 1996 г.) (Извлечения)……….. 299

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (с изменениями от 16 мая 2005 г.) (Извлечения)…………………. 301

Обязательное страхование

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с последними изменениями от 22 апреля 2010 г.) (Извлечения)…………………………………………... 303

Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (с изменениями от 6 апреля 1994 г., 22 июля 1998 г.) (Извлечения)…….. 309

Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования"………………………………. 311

ВВЕДЕНИЕ

Аварийность на автомобильном транспорте − одна из острейших соци-ально-экономическихпроблем, стоящих перед большинством стран. Каждый год в результатедорожно-транспортныхпроисшествий (ДТП) более 10 миллионов человек в мире погибают и получают ранения. ДТП наносят обществу большойсоциально-экономическийущерб. В развитых странах уровеньдорожно-транспортноготравматизма ниже, чем в России, однако, и там его снижениепо-прежнемурассматривается как серьезная проблема. Постоянно обостряющаяся проблемадорожно-транспортноготравматизма, связанная с гибелью и ухудшением условий жизни людей, сдерживающая развитие стран и приводящая к большой уязвимости миллионов людей, требует активных действий.

В новых условиях задача обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, непосредственно связанная с результатами социально-экономическихпреобразований, построением правового демократического государства, развитием гражданского общества, не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов. Сегодня проблемадорожно-транспортноготравматизма в России, без преувеличения, представляет угрозу безопасности граждан и государства.

Учебное пособие ставит своей целью представить наиболее полные извлечения из нормативных актов, норм и правил, регламентирующих основные направления обеспечения безопасности дорожного движения:

−установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

−координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортныхпроисшествий и снижения тяжести их последствий;

−регулирование деятельности на автомобильном, городском назем-

ном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

−разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

−осуществление деятельности по организации дорожного движения: материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

−организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

−проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

−осуществление обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств;

−лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

−проведение социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

−осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Учебное пособие может быть использовано в качестве руководства по обеспечению безопасности дорожного движения пассажиров и грузов на автомобильном транспорте.

studfiles.net

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр различных взаимоотношений и является неотъемлемой частью правовой системы страны в целом. Активно ведутся работы по совершенствованию нормативно-технического обеспечения в этой области, разрабатываются межгосударственные и национальные стандарты и многое другое.

Насколько эффективно работает законодательный механизм и в полном ли объеме реализуются меры по снижению аварийности на автомобильных дорогах, поговорим с генеральным директором ЦИТИ «Дорконтроль» Владиславом Свежинским, непосредственно занимающимся разработкой нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

– Владислав, как  сегодня происходит развитие нормативной базы по безопасности дорожного движения?

– С моей точки зрения, развитие нормативной базы в области организации и безопасности дорожного движения можно признать вполне удовлетворительной. Наиболее значимым событием с появлением целого ряда новых стандартов следует считать реализацию «Программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011)…»1. На технические средства организации дорожного движения и элементы обустройства разработано около 40 межгосударственных стандартов, которые были введены в действие в качестве национальных в Российской Федерации. К ним следует отнести документы, где устанавливаются технические требования к дорожной разметке, дорожным знакам переменной информации,  световозвращателям, сигнальным столбикам, временным техническим средствам организации дорожного движения, и целый  ряд других. При этом надо отметить, что в рассматриваемых документах значительно улучшилась проработка методов контроля технических средств организации дорожного движения  и методов испытаний материалов, изделий и конструкций, используемых при их изготовлении (устройстве). Данный момент является обязательным условием объективной оценки нормируемых параметров.

Инструментальный контроль эксплуатационного состояния горизонтальной дорожной разметки

Считаю необходимым остановиться на проблеме обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства работ на автомобильных дорогах или в других случаях, вызывающих необходимость изменить организацию движения. Проблема очень серьезная, на которую обратил внимание участников заседания президиума Государственного совета, посвященного вопросам безопасности дорожного движения в Российской Федерации (14 марта 2016 г.,  Ярославль), Президент России В. В. Путин. Одним из безусловных залогов решения данного вопроса является своевременное предупреждение участников дорожного движения, создание необходимых условий для преодоления мест производства работ, для чего используется различные временные технические средства. К ним относятся временные дорожные знаки и сигналы, дорожные ограждающие и   направляющие устройства, дорожные оградительные ленты и комплексы временных технических средств2.

Межгосударственные стандарты в области организации и обеспечения безопасности движения разработаны с учетом нормативной и методической базы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, также был учтен европейский опыт.

Введение в действие упомянутых выше нормативных документов требует переработки, разработки изменений (новых редакций), отмены некоторых национальных стандартов Российской Федерации.

На национальном уровне также идет процесс разработки новых нормативных документов в рассматриваемой нами области. Так, например, целесообразно отметить два проекта стандартов, устанавливающих общие технические требования и правила применения  специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для контроля за дорожным движением.

– Какие нормативные документы не актуальны, по Вашему мнению, в чем они устарели?

– Как я сказал ранее, появление новых межгосударственных нормативных документов требует переработки, разработки изменений или новых редакций, а также в ряде случаев отмены некоторых национальных стандартов Российской Федерации. Хочу это проиллюстрировать на примере дорожной разметки. Введение в действие ГОСТ 32953-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования» и  ГОСТ 32952-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля» требует значительной переработки сложившейся на сегодняшний день национальной нормативной базы, а именно – разработки новых редакций ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а также отмены ГОСТ Р 54809-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля». Аналогичная ситуация складывается и со стандартами в области дорожных знаков.

Значительно проще ситуация с нормированием требований к другим техническим средствам организации дорожного движения, например дорожным сигнальным столбикам,  световозвращателям. В данном случае, с моей точки зрения, необходима отмена действия национальных стандартов.

Непростая ситуация с дорожными ограждениями – следует провести большую работу по формированию исчерпывающей нормативной базы в этом направлении, прежде всего, в части правил применения дорожных ограждений.

– Существует ли сегодня нормативная база по тросовому ограждению?

– В ГОСТ 33127-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация» предусматриваются тросовые ограждения, энергия удара которыми гасится за счет натяжения тросов и демпфирования удара за счет трения в системе. Непосредственно технические требования к тросовым ограждениям содержатся в ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования». Насколько  я обладаю информаций, планируется разработка национального стандарта Российской Федерации, в котором будут установлены правила применения дорожных ограждений, включая тросовые.

– Разрабатываются ли новые документы или актуализируются старые и какие?

– В ближайшее время по заданию Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) будет начата работа по разработке проекта новой редакции национального стандарта ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а также изменений в три нормативных документа – ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» и ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». Планируется включить в план НИОКР Росавтодора работы по пересмотру ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» и разработке нового национального стандарта Российской Федерации, устанавливающего правила применения дорожных ограждений.

Заканчивается работа над новой редакцией широко известного национального стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

– Осуществляете ли взаимодействие с представителями организаций (ГИБДД, заказчики, подрядчики и т. д.) и каким образом?

– Подобное взаимодействие, безусловно, осуществляется, и происходит это на различных уровнях. Следует отметить, что представители ГУ ОБДД МВД России, ведущих высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций, производителей и поставщиков материалов, подрядных организаций входят в состав научно-технического совета Росавтодора (помимо представителей Министерства транспорта Российской Федерации, сотрудников Росавтодора и подведомственных ему организаций).

Проекты всех разрабатываемых нормативных и методических документов в области организации и безопасности дорожного движения в обязательном порядке рассылаются на рецензию в ГУ ОБДД МВД России, научные и подрядные организации. Также, исходя из нашего опыта (специалистами нашей организации было разработано более трех десятков национальных и межгосударственных документов, а также отраслевых методических документов), необходимо отметить, что в обязательном порядке подлежат рассмотрению и учету замечания и предложения, поступающие не только от официальных рецензентов, но и от всех заинтересованных организаций и частных лиц.

В качестве еще одного примера тесного взаимодействия специалистов различных ведомств и организаций можно привести уже ставший традиционным ежегодный семинар «Дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции и их роль в обеспечении безопасности дорожного движения». В этом году это мероприятие состоялось уже шестнадцатый раз. Организаторами его выступили Росавтодор, Государственная компания «Российский автомобильные дороги», МАДИ и ЦИТИ «Дорконтроль». В семинаре приняли участие около 150 специалистов из России, ближнего и дальнего зарубежья, обсуждавших вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения, прежде всего, в части материалов и изделий и соответствующих технологий для дорожной разметки, дорожных знаков, стационарного искусственного освещения.

Президиум 16-го ежегодного семинара «Дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции и их роль в обеспечении безопасности дорожного движения»

Участники 16-го ежегодного семинара «Дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции и их роль в обеспечении безопасности дорожного движения»

Есть и другие примеры. С 2009 года по инициативе производителей материалов для дорожной разметки ЦИТИ «Дорконтроль» при поддержке Росавтодора и Государственной компании «Автодор» возобновил сравнительные полевые испытания, которые  проходили в Воронежской (2009–2012 и 2014–2015 гг.), Новосибирской (2010–2012), Ленинградской (2011–2012), Московской областях (2012–2013). Испытания, проходившие в реальных условиях эксплуатации, не только позволяли сравнить продукцию отечественных и зарубежных производителей, но и получить данные для совершенствования нормативной и методической базы.

Подготовка к опечатыванию заводских емкостей для предоставления на сравнительные полевые испытания в качестве серийной продукции

Обозначение участка проведения сравнительных полевых испытаний материалов для дорожной разметки

В 2017 году также планируются  очередные сравнительные полевые испытания материалов для дорожной разметки. Место проведения – участки сети автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Сибуправтодор». Уже получена поддержка со стороны Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации. Все заинтересованные организации приглашаются к участию.

– По Вашему мнению, для наиболее плодотворной, успешной, а главное, эффективной работы что необходимо делать?

– Если говорить про нормативные документы, то работа по их совершенствованию должна проходить практически непрерывно. Результаты применения новых материалов, изделий, соответствующих технологий после их успешной апробации в реальных условиях эксплуатации должны находить отражение сначала в методических документах, а затем  в национальных стандартах. При этом чрезвычайно важным является участие технической общественности, специалистов в обсуждении подготавливаемых документов, подготовки и направлении разработчикам конкретных предложений. Информация о подготовке новых национальных стандартов (либо изменений в них, либо новых редакций) имеется в свободном доступе в интернете. Заинтересованные лица (в том числе физические) имеют право запросить проекты документов, а разработчики, соответственно, обязаны их предоставить. Только в этом случае будут созданы необходимые предпосылки для появления достойных нормативных документов.

Нанесение контрольных линий на сравнительных полевых испытаниях

Контроль колориметрических и фотометрических параметров контрольных линий на сравнительных полевых испытаниях

Беседовала Анастасия Петякина

 

dorogniki.com

Нормативно- правовые регулирование в области безопасности дорожного движения

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 

       Неудовлетворительное положение с безопасностью дорожного движения в значительной степени обусловлено несовершенством правового регулирования деятельности по обеспечению БДД.

       Нормативно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. К которым относятся нормативные акты федеральных органов управления (Законы, Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ), ведомственные (межведомственные) документы (Положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам - нормативные документы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

       Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой по-прежнему превалирует ведомственное нормотворчество при отсутствии необходимого взаимодействия между различными Министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место и множественность нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования.

       Требуют развития и корректировки нормативные акты регламентирующие деятельность по профилактике аварийности в автотранспортных организациях и, особенно, это относится к деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе.

       Совершенствование нормативного правового регулирования в области безопасности дорожного движения должно проводиться по следующим основным направлениям:

  1. создание целостной системы правового регулирования и определение прогноза ее развития;
  2. повышение уровня правовой регламентации всех рангов управленческих структур;
  3. унификация основополагающих документов, регулирующих деятельность уполномоченных государственных органов, выделение и конкретизация направлений деятельности в сфере БДД;
  4. систематизация действующих документов, предусматривающих ликвидацию устаревших актов, их множественности;
  5. приведение в соответствие российских законодательных и иных

    нормативных актов с международными правовыми  нормами и стандартами.

       Значительным шагом в создании правовой основы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в России явилось принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (№ 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

      Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) провозглашенные законом:

  • приоритет интересов личности над государственными интересами, соблюдение интересов граждан, общества и государства при

     обеспечении безопасности дорожного движения;

  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности

    дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  • программно-целевой подход при ОБДД.

      Закон создал серьезные предпосылки  для перехода от ведомственного к

государственному  регулированию правоотношений в  сфере БД. В статьях Закона нашла  отражение проблема разграничения  полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области обеспечения  БДД, что чрезвычайно актуально  в настоящий период - период государственного строительства в России.

       Статьи Закона закрепили необходимую сферу регламентации: основные требования при изготовлении, реализации и эксплуатации транспортных средств, требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров, строительству и содержанию дорог и организации дорожного движения.

  Нормы Закона адресно устанавливают и ряд других требований, выполнение которых направлено на повышение безопасности дорожного движения в России. Например, нормы о медицинском ОБДД, права участников дорожного движения и др.

     В Законе также определена основы государственной политики, ряд мероприятий, за выполнение которых несут ответственность государственные органы власти. Это касается прежде всего разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, снижения социального и экономического ущерба от аварийности на автомобильном транспорте.

     Следует отметить, что большинство статей указанного Закона требуют своего дальнейшего развития, принятия ряда законодательных и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм.

      Закон «О безопасности дорожного движения» является не единственным в перечне актов, которые составляют нормативную основу правового регулирования отношений в сфере дорожного движения.

      Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. № 711 установлено, что необходимо принятие мер по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также мер по усилению государственного надзора и контроля в этой области. Данным Указом введено в действие «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»( 2 июля 2002 года в него внесены изменения). Положением устанавливаются специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения для обеспечения соблюдения действующего законодательства по вопросам БД. Документ утверждает системы ГИБДД МВД, полномочия и порядок взаимодействия подразделений в нее входящих, а главное содержит четкое изложение обязанностей, возлагаемых на данный государственный контрольно-надзорный орган и права, необходимые для их исполнения.

     Приказом  МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании 

нормативно-правового  регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ» утверждено «Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ», регулирующее деятельность строевых подразделений ГИБДД.

       Радикальные изменения произошли в отношении государственного технического осмотра транспортных средств после выхода Постановления Правительства РФ  от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ», направленного на снижение числа  ДТП  из-за технических неисправностей автомобилей. Проверка технического состояния автомототранспортных средств должна осуществляться с использованием средств технического диагностирования (проведение инструментального контроля).

      Организация и порядок проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств, основные задачи, технология и сроки проведения, отражены в «Положении о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ» (утв. 31 июля 1998 г. № 880) и «Правилах проведения государственного технического осмотра транспортных средств в ГИБДД МВД РФ» (утв. приказом МВД России № 59, 2003 г).

       С целью повышения профессионально-квалификационного уровня водителей автотранспортных средств Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 831 введены в действие новые «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Подготовка водителей осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и типовых учебных планов и программ, утвержденных Министерством общего и профессионального

 образования РФ по согласованию с Минтрансом РФ и ГИБДД МВД РФ.

      Детализированное изложение требований к деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств изложено в «Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров» (Утв. Приказом Минтранса РФ № 27 от 9 марта 1995 года).

     Структура документа содержит следующие разделы:

  • задачи и основные требования к организации деятельности по БДД в

предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;

  • обеспечение профессиональной надежности водительского состава;
  • обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически

исправном состоянии;

  • обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.

      Третий раздел Положения включает условия допуска водителей к осуществлению перевозок, стажировку водителей (в установленных случаях), поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности, повышение профессионального мастерства водительского состава.

      Четвертый раздел отражает обязанности перевозчика (АТП) по поддержанию технического состояния автотранспортных средств: проведение своевременного технического осмотра, проведение работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, обеспечение ежедневного контроля за техническим состоянием автомобилей перед выездом на линию, использование автотранспортных средств, соответствующих виду перевозок, объему и характеру перевозимых грузов.

      Заключительный раздел документа связан с требованиями по обследованию дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок, по обеспечению БД при организации, пассажирских перевозок, специальными требованиями, отражающими порядок и особенности организации и осуществления перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.

      «Положение об обеспечении безопасности  дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих  перевозки грузов и пассажиров»  является одним из основных  нормативных актов, используемых при контроле и надзоре за деятельностью Перевозчика органами автодорожного надзора Министерства транспорта РФ. В том случае, когда перевозочные организации, а также водители-предприниматели не обладают необходимой производственно-технической, кадровой, нормативно-методической базой, обеспечивающей выполнение требований и норм по обеспечению безопасности движения указанного Положения, они осуществляют выполнение необходимых требований по ОБДД согласно регламента на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и(или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

       Правовое регулирование и дополнительные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами осуществляется рядом нормативных правовых документов, основным из которых является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утв. приказом Минтранса РФ -08.01.97 г. № 2).

       Действие данного Положения распространяется на всех юридических и физических лиц, перевозящих пассажиров автобусами вне зависимости от регулярности осуществления (регулярные, нерегулярные), территориального

признака (городские, пригородные, междугородные, международные),

назначения (общего пользования, туристско-экскурсионные, специальные).

     К деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов  предъявляются следующие дополнительные требования:

      1)   К управлению автобусами, осуществляющими междугородные,  международные перевозки, перевозки  детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

      2)   Обеспечение водителей автобусов  информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями.

      При наличии на маршруте железнодорожных  переездов владельцы автобусов  организуют и проводят инструктажи  водителей об обеспечении безопасности  дорожного движения через железнодорожные  переезды.

      3)   Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включая проверку знания Правил дорожного движения, Правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной сложности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

stud24.ru

1. 3. Нормативно-правовая база по безопасности движения

Основным документом, осуществляющим правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, является федеральный Закон о безопасности дорожного движения. Этот закон призван обеспечить охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Закон предусматривает совершенствование системы управления безопасностью движения, регламентирует основные права, обязанности и ответственность всех участников дорожного движения, устанавливает целевое планирование и управление обеспечением безопасности движения.

Законом вводится следующая терминология в сфере безопасности дорожного движения:

дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли иди ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая. для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Законом о безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В Законе указаны виды транспортной деятельности, которые подлежат лицензированию в целях обеспечения безопасности дорожного движения: перевозка пассажиров и грузов, транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе, и т. д.

Закон устанавливает основные требования по обеспечению безопасности в отношении всех составляющих дорожного движения - автомобиля, водителя, дороги. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Техническое состояние транспортных средств, система технического обслуживания и ремонта, государственный технический осмотр транспортных средств в совокупности должны обеспечить соблюдение условий безопасности движения при эксплуатации транспортных средств. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей с целью выявления медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, оказании доврачебной помощи на месте ДТП, квалифицированной медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении.

Следовательно, Закон о безопасности дорожного движения создал единую правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения, определяющие единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.

Важную группу нормативных документов составляют Государственные стандарты (ГОСТ), устанавливающие технические требования по обеспечению безопасности движения и экологической безопасности. ГОСТы регламентируют требования к дорожным знакам и разметке, техническим средствам организации дорожного движения и автоматизированным системам управления дорожным движением, конструктивной безопасности автомобилей, токсичным выбросам и шуму транспортных средств.

Строительные нормы и правила (СНиП) содержат требования по обеспечению безопасности движения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог.

Отраслевые директивные, инструктивные и методические материалы по обеспечению безопасности движения затрагивают все сферы дорожного движения: права и обязанности Госавтоинспекции и Российской транспортной инспекции по обеспечению безопасности движения, порядок учета дорожно-транспортных происшествий, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности движения, перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

studfiles.net


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"