Кто следит за пдд

.

У дорожных инспекторов ГИБДД появится новая инструкция

Государственная автоинспекция сформировала проект новой инструкции для тех инспекторов, которые занимаются организацией движения на дорогах, и обязаны контролировать состояние автомагистралей. Сотрудники ГИБДД получат полное право следить за состоянием дорожного полотна на патрулируемом участке.

Теперь у инспекторов будет намного больше работы. В частности, они на законных основаниях  смогут обратиться в судебные инстанции при обнаружении рекламных конструкций, размещаемых с нарушениями действующих норм и правил, которые могут увеличить вероятность ДТП.

В обязанности инспекторов также будет входить проведение анализа причин дорожно-транспортных происшествий. Для этого  они должны отслеживать публикации в средствах массовой информации и быть в курсе существующей судебной практики.

При удачном стечении обстоятельств проект может начать действовать уже в июне 2014 года. Известно, что данный документ был создан после резкого ухудшения статистических сводок по ДТП, произошедшим из-за некачественного состояния автомобильных магистралей (их количество увеличилось до 35%).

Необходимость создания нового документа зрела уже давно, поскольку предыдущие наставления были составлены еще в 1999 году, и сегодня уже серьезно устарели. Авторы проекта считают, что с его помощью удастся серьезно усовершенствовать работу дорожной инспекции и привести в порядок существующую нормативную базу.

Дорожная инспекция обязана контролировать проведение строительных дорожных работ, ремонт существующих автомагистралей и их дальнейшую эксплуатацию. Этот орган обязан выявлять недостатки, имеющиеся в текущей организации движения на вверенных ему участках, а также на участках повышенной аварийности.

Согласно новому законопроекту, ГИБДД обязана будет исследовать автомагистрали не только на автомобиле, но и с помощью авиационного и железнодорожного транспорта, также планируется, что инспекторы будут обследовать трассы пешком.

Состояние дорог будет определяться с помощью дополнительной аппаратуры – видео или фотокамер. Магистраль на материалах должна быть различима, на них также должна быть указана дата обследования. Инспектор может комментировать собственную работу и указывать на дополнительные недостатки дороги.

Проект предусматривает периодичность проведения обследований участков магистралей. Так, речные мосты инспекторам придется проверять раз в месяц, подходы к ним, паромам и наплавным конструкциям – раз в квартал, маршруты общественного транспорта будут проходить проверку раз в год. Инспектор имеет право потребовать удаления всех посторонних конструкций, обнаруженных им при проведении обследования магистралей.

Водителей нововведение практически не коснется, а вот владельцам автомагистралей и обслуживающим их компаниям придется несладко. Если состояние дороги не является удовлетворительным, инспектор имеет право направить предписание обслуживающей организации с требованиями в обозначенные сроки разобраться с ситуацией. Подобное предписание также будет содержать советы, направленные на предотвращение появления нарушений в будущем.

Теперь при дорожно-транспортном происшествии инспекторам параллельно с составлением схемы и осмотром места придется следить за текущим состоянием дорог. Благодаря этому удастся связать в единые группы аварии не только по месту и времени, но и по условиям, в которых они произошли.

Если высокая аварийность на тех или иных участках обусловлена некачественными дорожными условиями, инспекторам нужно будет создать реестр рекомендаций, направленных на устранение проблемы, а затем направить его обслуживающим организациям.

К новому документу приложен большой список рекомендаций, которые могут быть указаны инспекторами в предписаниях, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Среди них – расширение дорожного полотна, создание разделительной полосы, улучшение работы водоотводных конструкций, демонтаж трамвайного полотна и т.д.

Авторы проекта полагают, что самой частой рекомендацией, которую будут использовать инспекторы, станет изменение цикла работы светофоров на автомагистралях для обеспечения большей безопасности движения.

Сотрудники ГИБДД высказывают серьезное беспокойство, связанное с постоянным увеличением количества ДТП, причиной которых является низкое качество дорожного полотна. За 2013 год их число увеличилось на 25%. С начала текущего года на территории России по этой причине произошло почти 18 тысяч ДТП. По сравнению с 2013 годом число аварий увеличилось почти на 16%.

С начала 2014 года в этих ДТП погибло 2,3 тысяч человек, порядка 22 тысяч серьезно пострадали. Авторы новой инструкции полагают, что с ее помощью удастся уменьшить количество аварийных ситуаций и спасти больше человеческих жизней.

Известно, что вместе с ямами, некачественным покрытием и наличием колеи инспекторы ГИБДД будут учитывать некорректно размещенные знаки и ограждения, наличие разметки и работоспособность светофоров, расположенных на вверенном им участке.

Водители автомобилей могут облегчить работу инспекторов и при обнаружении конструктивных недостатков дорожного полотна предоставлять соответствующие данные в ГИБДД. Однако на данный момент неизвестно, как именно будет осуществляться прием заявлений.

Проект находится на общественном обсуждении и, вполне возможно, что он будет направлен на доработку.

Знаете ли вы что делать если машину забрал эвакуатор и отвез её на штрафстоянку.

Как проверить есть ли у вас неоплаченные штрафы ГИБДД.

Что входит в состав автомобильной аптечки http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/bezopasnost/sostav-i-srok-godnosti-avtomobilnoj-aptechki.html и её срок годности.

Видео — о проверках качества дорожного полотна:

Может заинтересовать:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Добавить свою рекламу

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Добавить свою рекламу

Меховая накидка на автомобильное кресло

Добавить свою рекламу

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

ПДД. Беседа: «Кто движением управляет».

Беседа: «Кто движением управляет».

Мчатся по нашим дорогам разные машины: грузовые и легковые, везут грузы длинные автопоезда. …

Сколько на улице машин! И с каждым годом их становится всё больше и больше. И все торопятся: спешат доставить груз на стройки. Заводы, быстрей перевезти пассажиров. (Слайд №1)

Автомобили, автобусы, троллейбусы не едут, как им вздумается, обгоняя друг друга, поворачивая в любые стороны, перескакивая площади и перекрёстки. …

Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы подчиняются строгим правилам дорожного движения.

Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети.

В нашей стране, области, районе много делают для того, чтобы на дорогах было безопасно, чтобы было хорошо и удобно пешеходам. Для этого улучшают машины, прокладывают новые хорошие дороги. Для пешеходов строят безопасные подземные переходы.

И строго следят, чтобы все выполняли правила дорожного движения. (Слайд №2)

Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог? ГИБДД. Это особые подразделения работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей.

Вот он, самый главный человек на дороге. (Слайд №3)

Посмотрите, как он одет. Даже костюм помогает ему регулировать движение. Непромокаемая куртка. Защитный шлем. Полосатый пояс. Полосатые нарукавники. В руках - полосатый жезл. Всё – полосатое. Полоски непростые: в темноте они светятся. Это для того. Чтобы водители и ночью видели инспектора. Есть у него радиотелефон, чтобы разговаривать с другими автоинспекторами, машинами ГИБДД.

А вот и эта машина, которая всё видит и всё слышит. (Слайд № 4). Для того чтобы всё видеть и всё слышать, у неё самые разные приспособления: радиостанция, громкоговоритель, фара-искатель, … Команде машины ГИБДД должны подчиняться все водители и все пешеходы.

Беседа: «Внимательная палочка».

Постовой

Посмотрите:

Постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро пуку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали,

Вы видали? –

Все машины сразу встали. Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идёт.

И стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

Я. Пишумов.

Простая деревянная палочка с удобной ручкой. На вид палочка, как палочка, ничего особенного. Разве что ярко выкрашена в чёрную и белую полоску.

Но эта немудрёная палочка обладает такой необычайной силой, что может показаться жителю другой планеты просто волшебной.

Вот по широкому проспекту мчатся машины, обгоняя друг друга. Кто может неожиданно остановить этот стремительный поток?

И вдруг…

Слышен визг моторов, скрип шин по асфальту и … все машины тотчас останавливаются. А мимо них через перекрёсток промчалась белая машина с красным крестом на дверцах. Это «скорая помощь» спешит к больному.

Кто же остановил все машины? Кого мгновенно послушались шофёры?

Это сделала простая деревянная палочка, выкрашенная в полоску. Её поднял кверху стоящий на этом перекрёстке регулировщик. Увидев её в воздухе, каждый шофёр нажал на тормоза раньше, чем успел об этом подумать. Вот какая сила у этой палочки! Достаточно её поднять вверх – и все машины тотчас останавливаются.

А когда она опустится и покажет направление, машины побегут туда, куда она покажет, другие будут терпеливо ждать, пока она разрешит двигаться и им.

Эта простая палочка в руке регулировщика управляет движением. Поэтому она и называется важно «жезл».

Когда на улицах и дорогах светло, каждому шофёру отлично виден и регулировщик, и его жезл. А как быть, когда темно?

Для этого у дежурных инспекторов есть особые палочки. Как только стемнеет, они начинают светиться, словно яркие полосатые свечечки. Теперь их видно издали ещё лучше, чем днём.

Беседа: «Простая арифметика».

Одна секунда…. Много это или мало?

Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть.

А для водителя та же секунда порой вещь весьма серьёзная.

За секунду машина, у которой скорость 60 км/ч, проезжает более 16 с половиной метров. А если её скорость 80 км/ч, то 22 метра.

Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать через дорогу перед самым её носом.

Думает: «А, ерунда, в крайнем случае, водитель успеет затормозить».

Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться.

Простая арифметика. Нет на свете такого человека, который бы сразу, как заметит препятствие, нажал бы на тормоза. Чтобы сообразить, что к чему, ему нужно обязательно какое-то время. А за это время машина успевает проехать несколько метров.

Сразу не соображают даже самые надёжные и отрегулированные тормоза…. Ещё какая – то доля секунды проходит.

Включены тормоза. Колёса больше не вращаются. Их наглухо схватили тормозные колодки. А автомобиль всё ещё движется – ползком, «юзом», как говорят шофёры. И тем дольше движется, чем больше была скорость, чем сильнее изношены шины, чем глаже дорога. А если она к тому же и скользкая или как раз место идёт под уклон, то этот, как его называют, тормозной, или остановочный, путь всё удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 км/ч, да на покрытом корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 (!) метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра!

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам.

Шагая осторожно…

Движением полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Шагая осторожно, за улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там её переходи!

И там, где днём трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно, за улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там её переходи!

С. Михалков.

Беседа: «Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекрёсток».

Идут по тротуару люди. Идут на работу, в магазин, на прогулку. Ребята торопятся в школу…

И все они идут там, где положено.

Вы уже знаете: пешеходы ходят только по тротуару!

Но и по тротуару надо ходить, соблюдая правила, тогда не придётся спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в стороны. Присмотритесь, как идут пешеходы. (Слайд №1)

Запомните: идти по тротуару нужно, придерживаясь правой стороны.

За городом тротуаров нет. А машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги.

По обе стороны проезжей части расположены обочины. По обочинам идут пешеходы. (Слайд №2)

Пешеходы по обочинам загородной дороги идут навстречу транспорту.

Почему? Послушаем вас…

Догадаться вам уже легко: увидишь приближающуюся машину и уступишь ей дорогу – отойдёшь в сторону.

Вдоль дороги с обеих сторон прорывают канавы-кюветы. В кюветы стекает с дороги вода во время дождей, таяния снега.

Рассмотрите внимательно рисунки, чем они отличаются?

(Слайд № 3)

На одном рисунке – улица, по которой транспорт движется в одну сторону.

Это улица с односторонним движением.

На другом рисунке – улица, по которой машины движутся в обе стороны. Проезжая часть разграничена разделительной полосой.

Это улица с двусторонним движением. (Слайд № 4)

Место, где пересекаются улицы, называют перекрёстком. Перекрёстки бывают разные. (Слайд №5)

Тут улицы пересекают одна другую. Это четырёхсторонний перекрёсток.

И здесь тоже две улицы. Но одна бежит прямо, а другая вливается в неё словно речка.

Это трёхсторонний перекрёсток (Слайд № 6)

Трёхсторонний перекрёсток бывает и таким: бежала-бежала одна улица и разделилась на две.

(Слайд №7)

Со всех сторон мчатся машины, автобусы, троллейбусы к перекрёстку. Это самое опасное место. Недаром именно здесь, на перекрёстке, стоит регулировщик и обязательно есть светофор. Тут внимательным должен быть каждый водитель.

Перекрёсток - самое опасное место и для пешеходов.

На перекрёстках надо быть особенно осторожным и внимательным.

Переходить перекрёсток надо только по пешеходным переходам.

На улице не в комнате, о том, ребята, помните!

Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице. Как ему вздумается, не соблюдая правил.

Трижды Герой Советского Союза И. Н Кожедуб сказал так: «Смелость, упорство, мужество воспитывается в простых, подчас будничных делах, в спорте, а не лихачеством на дорогах. Нарушение же правил дорожного движения – это просто недисциплинированность. А не дисциплинированные люди никогда не бывают смелыми. Надо воспитывать в себе волю,

подавляя неразумное желание проехать на подножке, спрыгнуть с трамвая. Воля – это необходимое качество смелого человека».

Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережёт жизнь, но он очень строгий к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело.

Тот, для кого выполнение правил дорожного движения стало привычкой, не убегает от машин, а спокойно проходит мимо них. А машины стоят и ждут.

Беседа: «Как разговаривает улица».

Может ли улица вести разговор? Мчатся машины, троллейбусы автобусы, побежали трамваи, торопятся пешеходы. Кто, кроме дорожного языка всем поможет? На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира.

Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв, складывают слова, из слов предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу – дорожный сигнал.

Эти сигналы – кружочки, треугольники, прямоугольники. Голубые, жёлтые, с красной каёмочкой…

(Слайд № 1)

Одну группу знаков расположили на треугольниках с красным окаймлением.

(Слайд № 2)

Светофор сигналил бы их жёлтым светом: «Осторожно – железнодорожный переезд без шлагбаума». «Осторожно- опасный поворот». «Осторожно-крутой спуск». «Осторожно-крутой спуск». «Осторожно-скользкая дорога». « Осторожно – дети»…

«Осторожно» - предупреждают все эти знаки, и называются они предупреждающие.

Другую группу знаков не случайно расположили в кругу с красным окаймлением или красным фоном.

(Слайд № 3)

Светофор сигналил бы эти знаки красным светом: «Въезд запрещён», «Движение запрещено», «Движение мотоциклов запрещено»…

Всё запрещено, да запрещено. Эти знаки так и называются – запрещающие.

А вот знаки на круге голубого цвета.

(Слайд № 4)

Они разрешают, предписывают движение в указанном направлении, движение легковым автомобилям, указывают велосипедную дорожку, дорожку для пешеходов.

Это знаки предписывающие.

А знаки на голубых квадратах подсказывают, где пешеходный переход, подземный переход…

Они называются информационно-указательные.

И ещё есть группа знаков – голубые прямоугольники с рисунками: то ложка с вилкой, то красный крест, то палатка, то кровать… (Слайд № 5)

Нетрудно догадаться, что эти знаки указывают: рядом – столовая, неподалёку – медицинский пункт, хотите отдохнуть – вот место отдыха…

Эти знаки сервиса.

Беседа: «По улицам, дорогам, по рейсам, под землёй»…

Трамваи, троллейбусы, автобусы возят пассажиров. Для пассажиров транспорта существуют особые правила, которые необходимо выполнять. Вы тоже пассажиры. Вспомните их.

(Слайд №1)

Входите в автобус, троллейбус, трамвай спокойно, через заднюю дверь.

Выходите из автобуса, трамвая, троллейбуса через переднюю дверь.

Входите и выходите из автобуса, троллейбуса, трамвая только на остановках.

Ожидайте автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке.

А если специальной площадки на тротуаре нет?

Посмотрите, видели вы на улицах такие таблички?

Читайте: «Троллейбус», «Трамвай», «Автобус». Это и есть остановки.

Когда будете стоять на остановке трамвая, обратите внимание, что она почти всегда располагается перед перекрёстком.

Сойдя с трамвая, нужно дойти до перекрёстка и только там перейти дорогу.

Чаще всего остановка троллейбуса, автобуса находится за перекрёстком. Поэтому нужно дойти до пешеходного перехода или перекрёста и только там переходить улицу.

На улице не в комнате, о том, ребята, помните.

Литература:

Володарская В. П., Мальцева Е. Л. Рабочие тетради по ПДД. Для 1-4 классов.- Каменск – Уральский: Калан; Сократ, 1994.

Классные часы. Издательство «Учитель – АСТ»

Правила дорожного движения для 1-4 классов. – Н. А Извекова

Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 – 3 классов. – М.: Дрофа; ДиК,1996.

Школьные игры и конкурсы. – Издательство «Учитель - АСТ»

multiurok.ru

Методическая разработка по обучению школьников ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 2-го класса

Методическая разработка по обучению школьников

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ для 2-го класса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Тема

Рассказ учителя, беседа

Практическое задание

Игра

Повторение и закрепление знаний

Количество уроков

1

Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах

30 мин

-

-

10 мин

1

2

Из истории развития транспорта

20 мин

15 мин

-

5 мин

1

3

Кто следит за соблюдением Правил дорожного движения

20 мин

10 мин

-

10 мин

1

4

Дорожные знаки

20 мин

10 мин

5 мин

5 мин

1

5

Дорожная разметка и её предназначение

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

6

Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика

20 мин

5 мин

10 мин

5 мин

1

7

Как разговаривают автомобили

20 мин

15 мин

-

5 мин

1

8

Движение пешеходов по дорогам. Правила безопасного перехода проезжей части

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

1

9

Обобщающее занятие

20 мин

-

-

20 мин

1

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах

Цель занятия: Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; внимательность, дисциплинированность.

Новые слова: Опасная ситуация, дорожно-транспортное происшествие.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребенка за один день), а почти 25000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности.

Часто нарушение правил дорожного движения становится для них вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте, Милиционера не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно. Учитель должен внушить ребенку мысль о том, что можно нарушить Правила дорожного движения только один раз и погибнуть.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Учитель обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.

Затем можно переходить к повторению материала, пройденного в первом классе.

2. Вопросы для закрепления знаний

Учитель задает детям вопросы о правилах поведения на дорогах, выслушивает и дополняет их ответы.

1. В каком месте можно переходить проезжую часть дороги?

Переходить проезжую часть лучше всего там, где имеется светофор. Если его нет, то переходить надо по подземному или надземному пешеходному переходу (если они есть) либо по пешеходному переходу «зебра». В случае, если нет ни светофора, ни пешеходного перехода, то переходить надо в том месте, где отсутствуют ограждения, а дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. Как правильно переходить проезжую часть?

Необходимо остановиться перед проезжей частью, посмотреть налево, затем – направо и если машин поблизости нет, можно начать переход. Дойдя до середины дороги, снова посмотреть направо и продолжить движение при отсутствии приближающегося транспорта. Если сразу перейти дорогу не удалось, нужно остаться на середине дороги, а не бежать назад.

Идти шагом, не бежать.

Если кто-то вас окликнул, нельзя оборачиваться и останавливаться на проезжей части. Сначала нужно закончить переход дороги.

3. Как правильно переходить проезжую часть группе детей?

При переходе проезжей части группой детей необходимо всем остановиться, осмотреться и при отсутствии приближающегося транспорта начать переход. Надо прекратить разговоры, сосредоточиться, смотреть не на друзей, а на дорогу.

4. Как правильно переходить проезжую часть в сопровождении взрослых?

Нужно крепко держать взрослого за руку, не отвлекать его разговором и не отвлекаться самому. Быть внимательным и осторожным.

5. Где и как правильно могут ходить пешеходы?

Пешеходы должны ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам. Ходить надо по правой стороне, чтобы не мешать движению других пешеходов.

Если тротуара или пешеходной дорожки нет, то ходить надо по обочине, а при её отсутствии – по краю проезжей части. При этом двигаться надо по левой стороне дороги, навстречу приближающемуся транспорту.

6. Где можно играть?

Играть в подвижные игры, кататься на детских велосипедах, самокатах, коньках, санках можно только во дворах, на детских и спортивных площадках, стадионах.

Нельзя играть на тротуарах – это мешает движению пешеходов.

ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Из истории развития транспорта

Цель занятия: Ознакомить учащихся с историей появления и развития транспортных средств и Правил дорожного движения.

Новые слова: Транспортные средства, первые Правила дорожного движения.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель рассказывает детям о тех временах, когда транспорта не было, и люди ходили пешком. Затем появилась необходимость перемещения людей и грузов на дальние расстояния, что вызвало необходимость появления транспортных средств.

Вначале люди приспособили животных для перемещения грузов – в первую очередь быков и лошадей. В IV веке до нашей эры было изобретено колесо, и тогда животных стали впрягать в колесные повозки. Использовались такие повозки в первую очередь в сражениях. Колеса делали из дерева. Они были цельные, толстые и тяжелые. Поэтому скорость таких повозок была невелика. Позже, во II веке до нашей эры, когда возникла необходимость создания легких и быстрых повозок, было изобретено колесо со спицами.

Дороги в те времена были грунтовыми и не имели покрытия. Позже в крупных городах дороги стали посыпать мусором, разбитой глиняной посудой – все это прочно утрамбовывалось. Для сохранения поверхности дорог римский император Адриан во II веке до нашей эры издал эдикт (указ), запрещающий сильно перегружать повозки.

Со временем на улицах городов становится тесно от большого количества повозок. Поэтому городские власти были вынуждены регулировать транспортные и людские потоки с помощью указов, которые и явились по существу первыми правилами дорожного движения.

Самые первые правила были введены еще указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. По этим правилам любой колесный транспорт не мог появляться на улицах города в рабочее время. Иногородние, подъезжая к городу, должны были оставлять свои повозки около городских ворот, а дальше двигаться пешком или в специальных носилках, которые несли на плечах рабы.

В период бурного развития гужевого транспорта необходимость упорядочения движения возросла еще больше. В России царь Петр 1 в 1683 году издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях не ездить».

Указ русской царицы Анны Иоанновны (1730 год) гласит: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил – бить кнутом и ссылать на каторгу».

Людям всегда было интересно колесить по дорогам, и поэтому человек постоянно думал о том, как усовершенствовать повозку для большего удобства передвижения. И вот в 1769 году французский инженер Николя Кюньо предложил вместо лошади использовать паровую машину и назвал её «огненной повозкой». По существу это был первый автомобиль с паровым двигателем. Он предназначался для перевозки тяжелых пушек со скоростью 5 км/час. Когда пар кончался, машина останавливалась. Нужно была снова заливать воду и нагревать её. Для этого под котлом разводили костер и ждали, когда вода закипит и в котле снова образуется пар. Людей, которые разжигали костер и кипятили воду, стали называть шоферами, что в переводе с французского языка означает «кочегар».

«Огненная повозка» - это был только прообраз того автомобиля, который через 100 лет (в 1885 году) сконструировали и начали выпускать немецкие изобретатели Карл Бенц и Готлиб Даймлер.

В России первый автомобиль был сконструирован в 1896 году инженерами Е. Яковлевым и П. Фрезе.

Вместе с развитием транспорта развивались и уточнялись правила дорожного движения. Администрации городов издавали указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждений не учинить или с кем не съехаться, а и на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро».

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге какой-либо вид транспорта (колесную повозку, карету, переносные носилки) и рассказать, что он о нём знает.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие животные использовались в качестве транспортных средств в давние времена?

2. Что такое гужевая повозка?

3. Можно ли назвать верблюда транспортным средством?

4. Когда стало возможным появления колесных повозок?

5. Кто изобрел первую паровую повозку и назвал её «огненной повозкой»?

6. Как переводится на русский язык французское слово «шофер»?

7. Кто издал первый указ о порядке движения по дорогам Древнего Рима?

ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Кто следит за соблюдением Правил

дорожного движения

Цель занятия: Познакомить детей с понятиями «Государственная инспекция безопасности дорожного движения», «Государственная автомобильная инспекция» и «Дорожно-патрульная служба».

Новые слова: ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ГАИ – Государственная автомобильная инспекция и ДПС – Дорожно-патрульная служба.

Содержание занятия
  1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель объясняет учащимся, что существует специальная служба, которая отвечает за дорожное движение. Эта служба называется ГИБДД или ГАИ. Оба этих названия равнозначны. Учитель раскрывает учащимся значения новых терминов:

Г – государственная; И – инспекция; Б – безопасности; Д – дорожного; Д – движения.

Г – государственная; А – автомобильная; И – инспекция.

В ГИБДД есть подразделение, которое носит название дорожно-патрульная служба – ДПС. В этом подразделении работают инспекторы, которые следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, обеспечивают безопасность на дорогах, управляют дорожным движением.

Учитель спрашивает учащихся: «Видел ли кто-нибудь из них инспектора ДПС на дороге? Во что он одет? Что у него в руках?».

Инспектор одет в специальную форменную одежду синего цвета. Сзади на куртке у него изображены три большие буквы – ДПС, что означает дорожно-патрульная служба. Впереди на куртке инспектора укреплен нагрудный знак, на котором написано «Милиция» и «ДПС», изображен двуглавый орел и номер, по которому можно определить, где работает данный инспектор.

Чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, у инспектора есть свисток. Для управления дорожным движением, то есть его регулированием, у инспектора есть жезл – специальная палка с черными и белыми полосами, которую он держит в руках.

Инспектор ДПС может перемещаться пешком либо на специальном автомобиле, который оборудован маячками синего или синего и красного цветов и специальной звуковой сиреной. По бокам автомобиля наносятся цветографические надписи «Госавтоинспекция» или «Дорожно-патрульная служба».

Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждение правонарушений на дорогах.

Действия инспекторов ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения.

Взаимоотношения инспекторов ДПС и участников дорожного движения должны осуществляться в рамках законности. С подростками и детьми инспектор должен обращаться также вежливо, как и со взрослыми.

2. Практическое задание

Учитель предлагает ученикам изобразить на бумаге инспектора ДПС, специальный автомобиль ДПС. Затем он просит учеников рассказать, что должен сделать пешеход, намеревающийся перейти проезжую часть или уже находящийся на проезжей части, если увидит приближающийся специальный автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета и услышит звук сирены.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. Как расшифровать сокращенные названия: ГИБДД, ГАИ, ДПС?

2. Каковы основные функции инспектора ДПС?

3. Расскажите об экипировке инспектора ДПС.

4. Для чего инспектору ДПС свисток?

5. С помощью чего инспектор ДПС регулирует дорожное движение?

6. Расскажите, на каких машинах ездят инспекторы ДПС.

ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Дорожные знаки

Цель занятия: Закрепить знания учащихся по дорожным знакам, выученным в первом классе. Познакомить учащихся с некоторыми новыми дорожными знаками. Добиваться понимания и осмысления символов, изображенных на дорожных знаках.

Новые слова: Дорожные знаки.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В первом классе, научившись складывать буквы, вы ребята научились читать. Точно также по дорожным знакам водители и пешеходы «читают» улицу. Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу. Именно поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.

В начале занятия учитель просит вспомнить детей, какие дорожные знаки они знают. Он показывает детям таблички с изображением знаков и просит детей назвать их:

- предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети»;

- запрещающие: «Движение пешеходов запрещено»;

- предписывающие: «Пешеходная дорожка»;

- знаки особых предписаний: «Пешеходный переход»;

- информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Учитель напоминает детям, что дорожные знаки «Пешеходный переход» и «Дети», имеющие треугольную форму с красной каймой предназначены для водителей. Они предупреждают водителей о том, что впереди опасный участок дороги – или пешеходный переход, или участок, где на дороге могут появиться дети, и поэтому ему надо снизить скорость движения. Пешеходам переходить дорогу в том месте, где установлены эти знаки, нельзя. Учитель еще раз объясняет детям, что красная кайма на знаках – это опасность.

Знак «Движение пешеходов запрещено» тоже имеет красную кайму, хотя по форме он круглый. Поскольку красный цвет всегда опасность, то двигаться пешеходам там, где установлен этот знак, нельзя.

Переходить дорогу можно только там, где установлены прямоугольные знаки синего цвета «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход».

Учитель спрашивает детей, в чем отличие этих знаков и где они устанавливаются. Если движение транспорта по дороге интенсивное, то пешеходные переходы делают под землей или над землей.

Что же делать пешеходу, если он подошел к дороге и увидел знак «Пешеходный переход»? Учитель задает этот вопрос детям, выслушивает их ответы. Он еще раз обращает внимание учащихся на правильность перехода проезжей части. Если есть пешеходный переход, а светофора нет, то надо подойти к краю проезжей части, посмотреть сначала налево, потом направо. Убедившись, что машин нет или они далеко, снова посмотреть налево и дойти до середины дороги. Затем посмотреть направо. Если путь свободен, то перейти дорогу, не останавливаясь. При наличии машин дождаться на середине дороги, пока они проедут, и завершить переход проезжей части.

Если на дороге установлен знак «Пешеходная дорожка», то двигаться по ней могут только пешеходы. Транспортным средствам движение в этом месте запрещено.

Затем учитель рассказывает учащимся о новых знаках.

Для движения велосипедистов обустраивают специальные велосипедные дорожки. На них устанавливают предписывающий знак «Велосипедная дорожка». Это синий круг, на котором изображен велосипед. Знак разрешает движение по этой дорожке только на велосипедах, мопедах и мокиках. Если тротуар отсутствует, то по велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы.

Иногда эти велосипедные дорожки пересекают проезжую часть. Для того, чтобы водитель, приближаясь к пересечению с велосипедной дорожкой, мог вовремя принять меры предосторожности и снизить скорость, на дороге устанавливается предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак треугольной формы с белым фоном и красной каймой, предупреждающей об опасности. На нем изображен велосипед. Однако, приближаясь по велосипедной дорожке к пересечению с проезжей частью дороги, велосипедист должен остановиться и пропустить движущийся транспорт. Преимущества в движении в этом месте велосипедист не имеет.

Из группы запрещающих знаков учитель выделяет два знака – «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено».

Знак «Въезд запрещен» запрещает движение в данном направлении всех транспортных средств. На нем изображен белый прямоугольник на красном фоне.

Если на дороге установлен знак «Движение на велосипедах запрещено» - круглый, с красной каймой, на котором изображен велосипед, то на этом участке дороги запрещается движение на велосипедах, мопедах, мокиках.

Знак «Жилая зона» относится к группе знаков особых предписаний. Это синий прямоугольник, на котором изображены дом, автомобиль и играющие дети. Знак устанавливается при въезде в жилые массивы и дворовые территории и предупреждает водителя о том, что он должен снизить скорость и двигаться в этом месте с особой осторожностью.

2. Практическое задание

Учитель предлагает детям изобразить на бумаге запомнившиеся им дорожные знаки, а затем рассказать, когда и где они применяются.

3. Игра

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его и показать. Например, покажите предупреждающий знак «Пешеходный переход» для водителей. О чем он предупреждает? Или, покажите знак «Пешеходный переход» для пешеходов. Где он устанавливается? Какие еще знаки для водителей вы знаете?

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. Какие дорожные знаки вы знаете?

3. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Жилая зона»?

4. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

5. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Велосипедная дорожка»?

6. Объясните, для чего нужен дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено»?

ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Дорожная разметка и её предназначение

Цель занятия: Познакомить младших школьников с разметкой дорог, её разновидностями и назначении.

Новые слова: Дорожная разметка.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

В начале занятия учащиеся с помощью учителя вспоминают правила перехода проезжей части там, где есть пешеходный переход «зебра». Затем формулируют правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода.

Переходить проезжую часть пешеходам помогают специальные линии, которые наносят краской на поверхность проезжей части дорог.

Учитель знакомит учащихся с самыми основными линиями дорожной разметки, которые должны знать не только водители, но и пешеходы.

Самая главная дорожная разметка для пешехода – широкие поперечные линии типа «зебра». Линия разметки «зебра» уже известна учащимся. Она наносится на перекрестках или в других местах, где необходимо организовать переход проезжей части пешеходами. На пешеходных переходах люди должны двигаться организованно, по правой стороне, чтобы не мешать друг другу.

Узкую сплошную белую линию чаще всего можно видеть на середине дороги. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах. Пересекать такую линию или заезжать на неё водителям запрещено. Пешеход тоже должен знать об этом. Если пешеход не успел перейти проезжую часть, он может остановиться на такой линии (которая находится на середине дороги) и пропустить приближающийся транспорт. Если дорога очень широкая (имеет четыре и более полос для движения транспорта), то на её середине может быть нанесена двойная сплошная белая линия разметки. Заезжать на эту линию и пересекать её ни в коем случае нельзя. Она для водителя тоже самое, что и прочная высокая стена.

Часто на широких дорогах с помощью специальной разметки выделяют «островки безопасности». Пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части при зеленом сигнале светофора, должны остановиться в этом месте и пропустить движущийся транспорт. Водителям заезжать на разметку, обозначающую «островок безопасности», категорически запрещено.

Пешеход должен знать и другие линии разметки. Прерывистые белые линии помогают формировать транспортные потоки. Водитель может такие линии пересекать. Поэтому пешеходу при переходе проезжей части останавливаться на таких линиях запрещено, так как водитель может сбить его.

Некоторые линии разметки наносят на проезжую часть желтой краской. Такие линии наносятся у самого края проезжей части. Если у края проезжей части нанесена сплошная линия желтого цвета, то останавливаться в этом месте транспортным средствам запрещено. Для обозначения остановок общественного транспорта у края проезжей части наносят ломанную линию желтого цвета. Она информирует и водителя общественного транспорта (автобуса, троллейбуса), и пешехода о наличии в этом месте остановки, где осуществляется посадка в автобус или троллейбус.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги или перекресток. Одним ученикам он дает задание нарисовать пешеходный переход, обозначенный дорожной разметкой «зебра», другим – островок безопасности. Учащиеся еще раз повторяют, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

3. Игра

У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Несколько учеников изображают транспортные средства – у них в руках рисунки с изображенными автомобилями. Ученики, изображающие пешеходов, переходят дорогу, ориентируясь на сигналы светофора. При включении красного сигнала светофора пешеходы останавливаются на островке безопасности, а транспортные средства начинают движение.

Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выполняется, когда светофор отсутствует, а есть пешеходный переход. Пешеходный переход можно обозначить дорожными знаками, которые держат в руках учащиеся. Упражнение повторяется несколько раз.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны линии разметки?

2. Где на улицах наносится «островок безопасности» и для чего он служит?

3. С какой целью наносятся желтые ломанные линии, обозначающие посадочные площадки?

4. Где наиболее безопасно находиться пешеходам, которые не успели перейти проезжую часть?

ЗАНЯТИЕ 6. Тема: Регулирование дорожного движения.

Сигналы светофора и регулировщика

Цель занятия: Познакомить младших школьников с историей появления светофора. Формировать представление учащихся о безопасности перехода дорог при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами (сигналами) регулировщика.

Новые слова: Регулировщик, жест, жезл.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель просит вспомнить учащихся, что они знают о светофорах для водителей, пешеходов и велосипедистов. Дополняет их ответы.

Затем учитель рассказывает, что первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было.

У нас в стране первый светофор установили в Москве в 1929 году на перекрестке улиц Кузнецкий мост и Петровка. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.

Позже появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.

Учитель спрашивает учащихся, в каком порядке расположены цвета в светофоре? Объясняет, что для лучшей видимости наверху размещен красный сигнал как самый важный и опасный, потом желтый, а внизу - зеленый.

Спрашивает, почему были выбраны именно эти цвета? Потому что запрещающий красный свет виден лучше всего, даже ночью и в туман. Желтый сигнал виден хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен как предупреждающий сигнал, а зеленый цвет разрешает движение.

Учитель еще раз подчеркивает, что нельзя переходить улицу на красный и желтый сигналы светофора, даже если машин нет. Обращает внимание учащихся на то, что незадолго до окончания действия зеленого сигнала светофора он обычно начинает мигать. Если пешеходы не успели закончить переход проезжей части дороги на зеленый сигнал светофора, нельзя пытаться проскочить между движущимися машинами. Надо спокойно подождать посередине, пока снова включится зеленый сигнал.

Нередко на перекрестке можно увидеть человека в специальной форме – регулировщика, который управляет дорожным движением, изменяя положение своего корпуса (поворачиваясь) и выполняя руками определенный жесты. Часто регулировщик держит в правой руке специальный жезл – палку с чередующимися белыми и черными полосами.

Учитель объясняет ученикам, какие жесты регулировщика что означают.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам спиной или грудью, а руки вытянуты в стороны или опущены. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено.

Регулировщик поднял руку с жезлом вверх. Сигнал означает внимание, всем остановиться. Можно считать, что этот сигнал регулировщика соответствует желтому сигналу светофора.

Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки у него вытянуты в стороны или опущены. Включился зеленый сигнал светофора – автомобилям можно ехать прямо и направо, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук – главное, чтобы они были понятны водителям и пешеходам.

Регулировщик – строгий хозяин на дороге. Все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнет полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Если на перекрестке стоит регулировщик, присмотритесь к нему внимательнее. Все его жесты понятны. Он всегда придет тебе на помощь. Для этого он и находится на перекрестке, чтобы помогать водителям и пешеходам.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся выучить стихотворение про светофор, дополнив недостающие в стихотворении слова.

……. свет – проезда нет!

…… - будь готов к пути!

А ……. свет – кати!

3. Игра

Группа учащихся из 5 человек выстраивается в одну шеренгу. Напротив них стоит один ученик, который изображает регулировщика.

Регулировщик регулирует движение с помощью жестов.

Если регулировщик становится к пешеходам правым или левым боком (зеленый сигнал светофора) – движение разрешено и пешеходы делают шаг вперед.

Если регулировщик поднял руку вверх (желтый сигнал светофора) – двигаться нельзя и пешеходы остаются на месте.

Если регулировщик поворачивается к пешеходам спиной или грудью (красный сигнал светофора) – пешеходы делают шаг назад.

Победит тот из пешеходов, который допустит меньше ошибок.

Затем пешеходами и регулировщиком становятся другие ученики.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Когда и где был установлен первый в мире светофор?

2. На что был похож светофор, установленный в 1929 году в Москве?

3. Как расположены сигналы в светофоре и почему?

4. Что собой представляет жезл регулировщика и для чего он нужен?

5. Какие жесты регулировщика запрещают движение пешеходов и транспорта?

6. Для чего нужен регулировщику свисток?

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Как разговаривают автомобили

Цель занятия: Познакомить учащихся с сигналами, которые подают водители транспортных средств при движении по дорогам.

Новые слова: Световые сигналы поворота, стоп-сигналы.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель спрашивает учеников, замечали ли они, как разговаривают между собой автомобили, какие сигналы подают при движении по дорогам?

Вот идет пешеход через дорогу, задумался и не заметил, что на светофоре включился красный свет. Сразу гудок – машина предупреждает его, что он нарушил правила дорожного движения и мешает движению.

Зазевался водитель у перекрестка – включился зеленый сигнал светофора, а он продолжает стоять. И сразу несколько машин сигналят ему – поторопись, не задерживай движение.

Спешит пожарная машина – где-то горит дом. А на перекрестке установлен светофор и у него включен красный сигнал, запрещающий движение. Тогда пожарная машина включает специальную звуковую сирену, приказывая транспорту и пешеходам остановиться и дать ей дорогу.

Кроме звуковых сигналов машины могут разговаривать между собой и с пешеходами с помощью света.

Наступила ночь, на улице стало темно. По дороге движется автомобиль с включенными фарами. Вдруг на проезжую часть выскакивает пешеход, не заметивший приближающийся транспорт. Водитель начинает мигать светом фар, подсказывая пешеходу, что находиться на проезжей части опасно и тому следует немедленно освободить дорогу.

Вот автомобиль поворачивает на перекрестке. Как другие водители узнают, в какую сторону он будет поворачивать – направо или налево? Для этого на каждом автомобиле есть специальные указатели поворотов – желтые огни спереди и сзади автомобиля. Если надо повернуть направо, водитель включает правые огни, если налево – левые.

Указатели поворота водитель включает также перед началом движения и перед остановкой, показывая другим водителям и пешеходам, какой маневр он будет совершать.

Вот водитель решил остановиться – он ногой нажимает на педаль тормоза. Чтобы другие водители не врезались в его автомобиль сзади, включаются специальные красные огни, предупреждающие других участников дорожного движения об остановке. Эти огни называются стоп-сигналами.

А что делать велосипедисту, у которого на велосипеде нет ни указателей поворотов, ни стоп-сигналов?

Для них правила дорожного движения предусмотрели специальные жесты руками.

Решил велосипедист остановиться – поднял правую или левую руку вверх. Все знают – это сигнал торможения.

Если надо повернуть направо, велосипедист вытягивает в сторону правую руку. Если возникла необходимость поворота налево – велосипедист вытягивает в сторону левую руку. Этим он сообщает другим водителям, велосипедистам, пешеходам о своем намерении совершить поворот или остановиться.

Учитель сообщает ученикам, что если на автомобиле не работают указатели поворотов или стоп-сигналы, то и водители этих машин тоже могут разговаривать между собой с помощью жестов. Они точно такие же, как и у велосипедистов.

2. Практическое задание

Учитель просит учеников назвать и изобразить на бумаге автомобили, которые могут двигаться даже на красный сигнал светофора, если спешат на выполнение специального неотложного задания. Что такие автомобили должны обязательно включать, чтобы предупредить других участников движения об опасности?

3. Игра

Один ученик изображает велосипедиста. Он садится на стул спиной к классу.

Учитель просит его показать с помощью рук поворот направо, налево или желание остановиться. Упражнение повторяется несколько раз. Затем ученика сменяет другой учащийся.

Второе упражнение. Велосипедист показывает с помощью рук тот или оной жест. Другие учащиеся должны правильно ответить, что этот жест означает.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Как могут разговаривать между собой автомобили?

2. Как могут разговаривать между собой велосипедисты?

3. Что означает поднятая вверх рука велосипедиста?

4. Что означает вытянутая в сторону правая рука велосипедиста?

5. Что означает вытянутая в сторону левая рука велосипедиста?

ЗАНЯТИЕ 8. Тема: Движение пешеходов по дорогам. Правила

безопасного перехода проезжей части

Цель занятия: Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта и пешеходов. Дать понятие новому термину – перекресток. Проинформировать учащихся о видах перекрестков. Научить безопасному поведению на перекрестках.

Новые слова: Правостороннее движение, регулируемый и нерегулируемый перекресток.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Учитель объясняет учащимся новые понятия - «правостороннее» и «левостороннее» движение транспорта.

Правостороннее движение - это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

В большинстве стран мира движение правостороннее. А в некоторых странах, таких, например, как Япония, Англия, Индия, Австралия - левостороннее. То есть транспорт движется по левой стороне проезжей части.

Поэтому, в странах с правосторонним движением, в том числе в России, при переходе проезжей части надо посмотреть сначала налево, откуда движется транспорт, а дойдя до середины – направо.

С учетом направления движения конструируют и транспортные средства. Так, в маршрутных такси, автобусах, троллейбусах и трамваях двери для входа и выхода пассажиров делают всегда только справа.

Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. По тротуару надо ходить с правой стороны. Учитель объясняет учащимся, что слово «тротуар» в переводе с французского языка означает «место для движения пешеходов». Одни люди идут по правой стороне в одну сторону, а другие - навстречу, тоже по правой стороне.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности.

Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя - может неожиданно появиться машина. В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Учитель рекомендует запомнить словесные формулы. Каждый учащийся, подойдя к проезжей части дороги, должен мысленно сказать себе: «Стоп. Я иду через дорогу. Опасно. Надо быть осторожным». Если это повторять каждый раз, появится привычка всегда соблюдать правила безопасного поведения.

Учитель просит учащихся вспомнить правила перехода дорог по пешеходному переходу и дороге, где поблизости нет пешеходных переходов. Объясняет, что в этом случае надо найти безопасное место для перехода, расположенное подальше от поворота и с хорошим обзором в обе стороны.

Если машина идет быстро, надо дать ей проехать. Нельзя спешить перейти дорогу и перед медленно движущейся машиной, так как за ней может быть вторая, едущая быстрее. При переходе дороги нужно всегда смотреть и прислушиваться. Машина может появиться в любой момент.

Затем учитель раскрывает понятие нового термина – перекресток. Перекресток - это место пересечения дорог. Перекресток - это очень опасный участок дороги, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым, т.е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров – он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

2. Регулируемый перекресток со светофором и пешеходным переходом «зебра» следует переходить на зеленый сигнал, руководствуясь правилом: остановиться перед проезжей частью, посмотреть назад, вперед, налево, направо и убедиться в безопасности.

3. Нерегулируемый перекресток следует переходить по пешеходному переходу «зебра» по тому же правилу.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

2. Практическое задание

Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги. Одним ученикам он дает задание нарисовать светофоры, другим – пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками или дорожной разметкой «зебра». Еще раз повторить, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае.

3. Игра

У одного из учеников в руках три кружочка бумаги – красного, желтого и зеленого цветов. Он будет изображать светофор. Сначала дорогу переходит один ученик, ориентируясь на сигналы светофора. Упражнение повторяется несколько раз с разными учениками для того, чтобы выработать прочный навык.

Затем дорогу переходит группа учеников из трех-четырех человек. Учитель наблюдает за правильностью выполнения упражнения и в случае необходимости корректирует действия учащихся.

Это же упражнение выполняется, когда светофор отсутствует, а есть пешеходный переход. Пешеходный переход можно обозначить дорожными знаками, которые держат в руках учащиеся. Упражнение повторяется несколько раз.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Какие бывают светофоры?

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие – запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?

4. Что показывает дорожная разметка «зебра»?

ЗАНЯТИЕ 9. Тема: Обобщающее занятие

Цель занятия: Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Начать это занятие можно с небольшой экскурсии. Учащиеся строятся парами, держась за руки – это правило движения по улице группы детей, которые должны идти по тротуару или пешеходной дорожке.

Учащиеся на экскурсии осматривают опасные места вокруг школы. Учитель вместе с учениками находят основные элементы дороги: проезжую часть, тротуар, газон, обочину, рассказывают, для чего они предназначены.

Затем дети останавливаются около перекрестка и наблюдают, как движутся через него автомобили и пешеходы, как разговаривают между собой автомобили. Отмечают, какие нарушения допускают водители транспортных средств и пешеходы при пересечении проезжей части на перекрестке.

Учитель обращает внимание детей на то, как разговаривают между собой машины: с помощью звуковых сигналов, а также при помощи световых приборов. С помощью сигналов поворота желтого цвета водитель сообщает всем, что он собрался поворачивать или начать обгон. С помощью фонарей красного цвета, находящихся сзади автомобиля, водитель сообщает всем, что он тормозит.

Учитель поясняет учащимся, что безопасность на дороге зависит от времени года. Зимой или ранней весной, когда дороги скользкие, автомобиль остановить очень трудно. Поэтому переходить дорогу необходимо только тогда, когда машина находится достаточно далеко. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом – можно поскользнуться, упасть, и тогда наезд неминуем.

Затем учащиеся направляются в класс, где закрепляют свои знания по Правилам дорожного движения, отвечая на вопросы.

Опрос учащихся можно провести в форме зачета. Для зачета готовятся красочно оформленные билеты с вопросами и заданиями.

Задачи могут носить форму шутки со сказочными героями в качестве персонажей.

Задача 1.

Заяц, Винни-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Заяц предложил это сделать на проезжей части дороги – там ровно и удобно бегать. Пятачок решил, что играть лучше на поляне в лесу – там мягкая трава. Кто из них прав и почему?

Задача 2.

Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик решили покататься на лыжах, санках и коньках. Шпунтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Знайка с Винтиком уехали на лыжах в лес. А Незнайка на санках съезжал с горки прямо на проезжую часть и веселился, когда водители с испугу резко тормозили. Кто из них поступил правильно и почему?

Задача 3.

Буратино с Мальвиной переходили дорогу на зеленый сигнал светофора. Когда они дошли до середины дороги, на светофоре включился красный сигнал. Чтобы не попасть под машину, Буратино бросился бежать через дорогу, а Мальвина остановилась на середине дороги и стала ждать, когда вновь загорится зеленый сигнал. Кто из них прав и почему?

Можно придумать задачи и с другими героями сказок.

В билеты можно включить по 2-3 вопроса.

Вопросы.

1. Из каких элементов состоит дорога?

2. По какой стороне дороги движется транспорт в нашей стране?

3. Для чего служит светофор и какие сигналы он подает?

4. Какие линии разметки вы знаете?

5. Какие дорожные знаки вам известны? Для чего их применяют?

6. В каких местах надо переходить проезжую часть дороги?

7. Что означает желтый сигнал светофора? Покажите жест регулировщика, который соответствует желтому сигналу.

8. Какие виды светофоров вы знаете?

9. Почему при переходе проезжей части надо сначала посмотреть налево, а потом – направо, а не наоборот?

10. Какие виды транспорта вы знаете?

11. С помощью каких сигналов разговаривают между собой автомобили?

12. С помощью каких сигналов разговаривают между собой велосипедисты?

В качестве дополнительных можно предложить учащимся шуточные вопросы и задания.

Например: Что означает синий сигнал светофора? Почему нельзя ездить на велосипеде задом наперед? Какой дорожный знак запрещает движение ступе с Бабой Ягой? Как бы вы изобразили дорожный знак «Дорожка для волков» и тому подобные.

Специальная комиссия, куда могут входить родители, инспектор ГИБДД, учителя, оценивает полноту и правильность ответов. Побеждает тот ученик, который правильно и быстрее всех ответил на вопросы.

infourok.ru

Кто ответит за дорожную безопасность?

В последнее время практически каждый день мы слышим о новых нормативных и законодательных актах в области безопасности и надлежащей организации дорожного движения. Казалось бы, это большой плюс, ведь, как считают инструкторы по вождению, менять ситуацию на дороге просто необходимо, причем как можно быстрее. Однако эффекта от всех этих актов немного, пока не появится одна-единственная структура, отвечающая за безопасность на дороге.

Ответственные структуры

К сожалению, на данный момент нет единого свода правил, четко распределяющих обязанности и права по организации движения на дорогах между органами и ведомствами разных уровней. Сегодня основная нагрузка по данному вопросу лежит на ГИБДД, но автоинструкторы уверены, что ГИБДД явно не справляется.

Да и рядовые автомобилисты им не особо доверяют. По опросу, проведенному в этом году, полное доверие лишь у 1%; 24% затруднились ответить, а вот большинство (75%) абсолютно не доверяют сотрудникам ГИБДД.

Отметим, что у нас есть правительственная комиссия, которая занимается безопасностью дорожного движения. В данную комиссию входят представители 7 ведомств и министерств. Однако собираются они крайне редко, и даже если какие-либо решения принимаются, но они не имеют силы, так как не считаются постановлениями правительства.

К тому же эта правительственная комиссия не имеет достаточно средств для реализации принятых ей решений. Так что получается, что «крайним» остается ГИБДД, хотя формально это контролирующая организация, и она не распоряжается деньгами, выделенными на организацию движения. Деньги находятся «в руках» МВД.

Мнение чиновников

В Минтрансе уверены, что повысить безопасность на дорогах можно, лишь приняв специальный отдельный закон. А вот кто будет отвечать за его исполнения, не понятно. Сам Минтранс заявляет, что это совсем не их функция.

Лидер автомобилистов Виктор Похмелкин заявляет, что существующих законов вполне достаточно. Проблема в том, что между собой они «не дружат». Более того, по мнению Похмелкина, следует создать единый госорган в ранге министерства, чтобы именно он занимался вопросами безопасного дорожного движения и его организации.

А пока за дорогой следят семь чиновников из разных министерств, причем никто их них не несет никакой ответственности, то и ситуация с безопасностью не изменится.

Опыт Европы

Давайте обратимся к Европе, точнее к Европейскому союзу. Там за дорожную безопасность отвечает специальная структура: комиссия по движению и транспорту.

Эта комиссия создает документы, которые предписывают местным организациям, автомобильным производителям и структурам, занимающимся выпуском шин, вводить программы, направленные на транспортную безопасность. Далее эти нормы утверждаются в Европарламенте. Заметим, что комиссия разрабатывает не только долгосрочные, но и краткосрочные планы.

Основная цель работы данного ведомства — перейти к объединенной панъевропейской системе транспорта, которая работает по единому законодательству, а также снижение смертности на дорогах. Кстати, к 2020 году планируется снизить смертность на 50%.

Такая структура хороша еще тем, что туда может обратиться абсолютно любой житель Евросоюза. Рядовые граждане могут подать через Интернет жалобу, дать какие-либо рекомендации, советы или просто информацию о состоянии сферы транспортной безопасности.

Как считают эксперты, именно благодаря работе данной комиссии, за последние 10 лет количество погибших и раненых на дорогах сократилось на 43%.

Какие еще меры повышения безопасности применяются за рубежом?

Безопасностью на дорогах Европы помимо Еврокомиссии занимаются еще две специализированные организации, не являющиеся государственными.

  1. Это EuroRAP или Европейская программа по оценке состояния дорог. Данная организация была образована в 2002 году автомобильной ассоциацией Британии AA, автомобильным клубом Германии ADAC и клубом автотуристов ANWB из Голландии. Эта комиссия осуществляет независимую оценку инфраструктуры и состояния дорог, она также выявляет участки, представляющих опасность, и предлагает, как их устранить. EuroRAP сотрудничает в 27 странах Евросоюза с 65 партнерскими организациями. Это, как правило, государственные органы, министерство транспорта и другие фонды и объединения, которым не безразлична безопасность на дороге.
  2. Еще одна ветвь, работающая в данном направлении, это EuroNCAP или оценка новых автомобилей, функционирующая в Европе с 1997 года. Программа была основана департаментом транспорта Англии при поддержке правительств следующих государств: Франции, Швеции, Германии, Нидерландов. Основная задача данной программы заключается в определении уровня пассивной безопасности машины, которые продаются на территории Евросоюза.

Все эти меры и объединения улучшают организацию движения, а соответственно повышают уровень безопасности.

Придать закону силу

В текущем году в России сразу две структуры предложили перевести ПДД из статуса документа в статус закона. Некоторые депутаты считают, что ПДД на сегодняшний день — это некий подзаконный акт, то есть обычная инструкция для автомобилистов и пешеходов, не более.

Если же этот документ станет федеральным законом, то и заработает он намного лучше и эффективнее.

Такая формулировка вопроса была предложена уже давно. Так в 2006 году «Единая Россия» поручала главе ГАИ изготовить сводный закон, где были бы прописаны не только ПДД, но и несколько актов, которые регулируют дорожное движение. Однако тогда дело дальше не пошло.

Видеоматериал о том, как будет решаться вопрос о безопасности движения:

Будьте внимательны и осторожны за рулем!

В статье использовано изображение с сайта www.tomsk.ru

spokoino.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"