Конспект пдд 5 класс


«Правила дорожного движения и перехода проезжей части на перекрёстке»

8Конспект урока по ОБЖ с учащимися 5 класса

Тема: «Правила дорожного движения и перехода проезжей части на перекрёстке»

 

Цель: познакомиться с основными Правилами дорожного движения для пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности пешехода на дороге.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: брошюры ПДД.

Ход урока

  1. Организация класса

  1. Сообщение темы и цели урока

  1. Активизация учебной деятельности

  • Что такое дорога?

  • Для чего нужна дорожная разметка?

  • Как обозначается пешеходный переход?

  • Какие существуют группы дорожных знаков?

  1. Изложение программного материала.

Все мы бываем пешеходами, то есть участниками дорожного движения. Вы идёте в школу, возвращаетесь домой, идёте в гости к другу, в магазин, и во всех этих случаях вы пешеход, а значит, должны соблюдать Правила дорожного движения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Кто такой пешеход? В Правилах дорожного движения сказано: «Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».

Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.

В Правилах дорожного движения определены общие обязанности пешеходов.

Рассмотрим основные из них:

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)

  • По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

  • Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

  • При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

  • Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами; движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором; при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

Переходя дорогу вне пешеходного перехода будьте особенно внимательны!

Перед выходом на проезжую часть убедитесь в безопасности!

На нерегулируемом перекрёстке пешеходы начинают движение после проехавшего автомобиля.

Не выходите на проезжую часть из-за препятствия, не убедившись в отсутствии приближающейся машины

infourok.ru

План-конспект занятия (5 класс) на тему: План конспект урока по ПДД «В мире особенных машин» | скачать бесплатно

План конспект урока по ПДД

«В мире особенных машин»

Цели: Пропаганда безопасности дорожного движения

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с машинами оснащенными специальными сигналами; Выработка правильного поведения на дорогах

Развивающая: Развитие памяти,  логического мышления, монологической речи и навыков проектной деятельности;

Воспитывающая: Способствовать формированию уважительного отношения к специальным службам, как участникам дорожного движения; уважения к мнению собеседника при работе в группах;

Оборудование: Проектор, мультимедиа, презентация, раздаточный материалл для проектной деятельности, опорные таблица, жетоны, таблички с названиями групп.

Формы: групповая, фронтальная;

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, элементы технологии развития критического мышления; метод проектов

 

Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Владимировна. Мы собрались с Вами сегодня вместе, чтобы поговорить о правилах дорожного движения. Но в начале разговора я хотела бы узнать, у кого из вас какое настроение. На столах лежат смайлики поднимите тот, который соответствует вашему. Ну я вижу, что настроение у многих из вас замечательное. Вы готовы начать урок? Давйте начнем его дружными аплодисментами себе, окружающим и гостям, улыбнемся друг другу.

Ребята! У кого из Вас есть автомобиль? Что такое автомобиль? (механическое транспортное средство). В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы, какие? (воздушный, наземный, подземный, водный.) Какие виды транспортных средств Вы знаете?(легковые, грузовые, общественный транспорт, специального назначения). Сейчас я проверю ваши знания с помощью загадок

1.      Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (Паровоз)

2.      Не летит, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (Автомобиль)

3.      Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

Крутят ноги вдоль дороги

Два веселых колеса.  (Велосипед)

4.      Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

                                (автобус)

5.      Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить!

                                (пожарная машина)

6.      Мы стоим на остановке,

Мы поедем за обновкой.

Рельсы есть, ты не зевай,

К нам спешит большой…

                           (трамвай)

 

 

 

Вы большие молодцы!

А замечали ли вы, ребята, какие-то автомобили особенно отличающиеся от других? Какие это автомобили? (карета скорой помощи, милиция, ДПС, итд).

3. Объяснение нового материала

 Сегодня мы поговорим об этих «особенных машинах». Их научное название «автомобили специального назначения». (слайд№1)  Для начала давайте отправимся в небольшой исторический экскурс и узнаем побольше об этих автомобилях. Слайды 3-14 (во время рассказа дети заполняют таблицу)

Примерная речь учителя:

8 декабря 1881 г. в Венском театре комической оперы случился пожар. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию скорой медицинской помощи. Тогда больных стали перевозить на каретах, запряженных лошадьми.

Первые автомобили скорой помощи появились в России в 1914 г. Они были оборудованы только носилками и служили для доставки людей до больниц.

Первая машина скорой медицинской помощи, с медицинским оборудованием появилась в России в 1970 году. Машины изменялись и смейчас мы видим оборудованный новейшим медицинским оборудованием автомобиль белого цвета с нанесенными на бока и переднюю часть красными продольными и поперечными полосками. С левого и правого бока нанесена надпись и красный крест, а так же указан телефон службы 03. Машина также оборудована проблесковым маячком  и звуковым сигналом.

Огонь принес человеку тепло и горячую пищу. Но одновременно он принес ему и неисчислимые бедствия в виде пожаров. Постепенно становилось ясным, что необходимо вести борьбу с пожарами.

На протяжении многих сотен лет постепенно накапливался опыт тушения пожаров. В течение этого времени создавались различные примитивные средства, облегчающие борьбу с пожарами, создавалась необходимость коллективного противостояния огню. Все это привело к необходимости организации пожарной службы. Ей стали придавать государственное значение. Так, в России в 1649 г. издан документ «Наказ о городском благочинии».

Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. В России появился первый пожарный автомобиль, а к 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

Современные пожарные автомобили отличаются от их первых предков, но на каждую нанесены специальные цветографические схемы на красном фоне белые полоски, наверху проблесковый маячок синего цвета. При выезде на пожар включается звуковой сигнал.

 

       Возникновение полицейской службы может быть отнесено к 1718 г., когда Петром I был объявлен указ об учреждении должности генерал — полицмейстера. Назначенному на неё поручалось, в частности, «…следить… за чистотой улиц и незатруднительным проездам по ним…».

В 1936 г. создаются подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), тогда же появился первый автомобиль. 15 июня 1998 года Указом президента РФ ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Утверждено Положение о ГИБДД. Современные автомобили выглядят так на белый или серый фон нанесены поперечные и продольные полосы синего цвета, так же надписи синего цвета с названием службы. Сверху установлен проблесковый маячок красного и синего цвета.

Автомобили аварийной службы так же оснащены специальным звуковым сигналом и проблесковым маячком синего цвета.

А видели ли вы машины с оранжевым проблесковым маячком? Этот проблесковый маячок служит для привлечения внимания участников движения.

Автомобиль Федеральной почтовой связи и автомобили перевозящие ценные грузы могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападении.

 Сейчас герои мультфильма «Смешарики» расскажут нам о том какими привилегиями на дороге пользуются данные автомобили (Просмотр мультфильма, обсуждение) слайд 15

Давайте обсудим, почему для данных машин созданы такие правила?

Закрепление изученного материала.

                          I.            Игра угадай мелодию.Слайд16

                       II.            Викторина по ПДД (Слайд 19-26)

Примерный перечень вопросов:

 

1.      В каких направлениях может продолжить движение водитель с включенным поблескивающим маячком с сопровождением звукового сизнала?

2.      В каком случае автомобилям запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружние поверхности специальные цветографические схемы?

3.      Как должен вести седя водитель легкового автомобиля при приближении автомобиля оперативной службы со звуковым сигналом и включенным поблескивающим маячком?

4.      Выберите верную картинку и обоснуйте свой выбор (Слайд)

5.      Должны ли Вы пропускать пожарную машину на регулируемом пешеходном переходе?

6.      Нужно ли пропускать на пешеходном переходе машину с включенным желтым или оранжевым поблескивающим маячком?

7.      О чем предупреждает бело-лунный маячок?

8.      Когда вы увидете приближающуюся машину со звуковым сигналом и поблескивающим синим или красным  маячком, как вы поступите?

9.      Если к пешеходному переходу подьезжает спец автомобиль с включенным звуковым сигналом, а вы уже находитесь на проезжей части ваши действия?

(За каждый верный ответ команда получает медаль)

                    III.            Проектная деятельность

Ребята вытягивают жребий, раздаются модели автомобилей

Задание: В течении 4 минут собрать модель спецавтомобиля, подготовить выступление (по 1 минуте) рассказать о его назначении, основных правилах поведения автомобиля на дороге.

 

4. Подведение итогов

Вот и подошел к концу наш необычный урок.Завершая выступленье,Подведем итог ученью.Если коротко сказать:Правила всем надо знать!Кто б ты ни был, стар иль млад,Знанье правил - ценный клад!

Дорожных правил не так уж много,Осилит их любой лентяй.Чтобы добра была дорога,Узнай, запомни, соблюдай!

 

 

 

 

Приложение1

Опорная таблица

Вопрос

Ответ

В каком году в России появились первые автомобили «скорой помощи»?

 

Какого цвета цветовые схемы?

 

Какого цвета проблесковый маячок?

 

Оборудована  ли машина специальным звуковым сигналом?

 

Назначение машины?

 

 

 

В каком году в России появились первые автомобили пожарной службы?

 

Какого цвета цветовые схемы?

 

Какого цвета проблесковый маячок?

 

Оборудована  ли машина специальным звуковым сигналом?

 

Назначение машины?

 

 

 

В каком году в России появились первые автомобили ГАИ?

 

Какого цвета цветовые схемы?

 

Какого цвета проблесковый маячок?

 

Назначение машины?

 

 

 

Автомобили какой службы так же оборудованы синими проблесковыми маячками?

 

Что означают проблесковые маячки оранжевого или желтого цвета?

 

На каких автомобилях оборудован бело-лунный проблесковый маячок и для чего он служит?

 

 

Какими приоритетами пользуется автомобиль с включенным звуковым сигналом и проблесковым маячком синего или красного цвета?

 

 

 

 

nsportal.ru

Конспект урока по ОБЖ с учащимися 5 класса ТЕМА: ИСТОРИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Конспект урока по ОБЖ с учащимися 5 класса

ТЕМА: ИСТОРИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания ПДД; ознакомить с действующими ПДД.

Тип урока: крмбинированный 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Изучение новой темы.

  1. Рассказ темы урока.

            Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались ещё тогда, когда безраздельно господствовали конные экипажи. В 1863 г. в России был издан именной указ «сказанный разных чинов людям» царей Иоанна и Петра Алексеевичей: «Великим государям ведомо учинилось, — писалось в нём, — что многие учали ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице, небрежно людей побивают». Указ категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.

            В 1730 г. был издан новый указ: «Извозчикам и прочим всяких чинов ездить, имея лошадей вынузданными, со всяким опасением  и осторожностью, смирно».

            В 1742 г. появился указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 г.  были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничение скорости, требование к техническому состоянию экипажей, введение им номерных знаков. Это были попытки организации движения экипажей. Систематических правил движения по дорогам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным  и неорганизованным. Когда же появились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.

Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, например, в Англии впереди парового экипажа шёл человек с красным флагом и предупреждал встречных о приближении паровика, а заодно усмирял перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населённых пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет «бензиновая тележка». В ночное время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути  заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.

В те времена автомобилей в России было очень мало, поэтому вопросы безопасности ещё стояли не так остро. Но шли годы, увеличивалось количество автомобилей, мотоциклов, велосипедов, трамваев и других транспортных средств. Задача создания условий безопасности дорожного движения требовала своего решения.

В России уже в 1897 г. Городские думы Москвы и Петербурга уже рассматривали вопрос об установлении специальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот документ состоял из 46 параграфов и устанавливал требования к водителям  и автомобилям, порядок движения и правила стоянки. Так, разрешение на управление мог получить гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясниться по-русски, при условии успешной сдачи экзамена по вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и иметь два номерных знака (спереди и сзади). был предусмотрен ежегодный обязательный технический осмотр в период с 1марта по 1 апреля. Предельная разрешённая скорость движения в Москве составляла 20 вёрст в час, а для автомобилей весом более 350 пудов – 12 вёрст в час. Параграф 41 этого постановления гласил: «Если приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей, водитель должен убавить скорость и в случае надобности  остановиться».

infourok.ru

Конспект открытого урока в 5 классе "Изучаем ПДД

Конспект открытого урока в 5 классе «Изучаем ПДД – предупреждаем ДТП»

Цель:

Систематизирование знаний по ПДД.

Задачи:

Развивать навыки безопасного поведения на проезжей части, умение логически мыслить.

Воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

 

Оборудование: фонограмма песни, дорожные знаки, крупномасштабный стенд “Улица”,кроссворды., мультимидийный проектор, презентация, электрический светофор

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по “Азбуке города”. Кто знает, что мы называем азбукой города? На нашем пути встретятся разные препятствия, которые вы должны будете преодолеть. Вы готовы?

1 страничка Азбуки – информационная.

(за каждый правильно отгаданный знак, команда получает жетончик светофорик)

 вопросы задаются по очереди каждой команде

Сценка

Ведущий  1. “Жигули”, “Тойоты”, “Джипы” – Сразу растеряешься, Коль в сигналах светофора Ты не разбираешься.

Светофорик:

Я на улице любой Самый главный постовой. Все меня, конечно, знают. Кто не знает? Есть такой?

Ведущий 2. Красный свет – он самый строгий. Если только он горит,…..

Светофорик:

Знает Петя, знает Вова, Что сейчас их путь закрыт.

Ведущий 1. Желтый свет – Стой и жди!

Светофорик:

Влево, вправо ты гляди!

Ведущий 2. Подмигнул зеленый свет –….

Светофорик:

Путь открыт! Препятствий нет!

Ведущий 1. Коль выполнишь без спора Сигналы светофора, Домой и в школу попадешь, Конечно, очень скоро!

Педагог

А теперь мы хотим проверить ваши знания о видах дорожных знаков.

Ведущий 2. Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок. Вот она, азбука, – над головой: Знаки развешены над мостовой.

Ведущий 1. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда. (Я. Пишумов)

Ведущий 2. Нарисован человек, землю роет человек. Может, здесь зарытый клад? И старинные монеты в сундуке большом лежат? Их туда, наверно, встарь спрятал важный государь!     (ЗНАК ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ)

Ведущий 1. Машины мчат во весь опор – И вдруг навстречу знак. Изображен на нем забор. Я тру глаза, гляжу в упор: Шоссе закрыто на запор. А это что за знак?                   (ЗНАК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД) Ведущий 2. А здесь вот висит такой знак: На перекресток не выйдешь никак!   

                                               ( ПЕШЕХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО)

Педагог  Самый малый знак дорожный – он стоит не просто так. Будьте, будьте осторожны!

Уважайте каждый знак!

2 страничка Азбуки – испытательная

Брэйн - ринг Догонялки

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

Место ожидания автобуса. (Остановка)

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)

Номер телефона скорой помощи. (03)

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

3 страничка Азбуки – Проверочная

   Знание – Сила!!!!!!!!!!

Каждой команде предоставляется по 3 дорожных знака, их нужно разместить на магнитном стенде  «Улица» и дать объяснение.

Страничка Азбуки  - Транспортная

(жетон дается той команде, которая даст больше правильных ответов на этот вопрос).

Рассказать, какие правила поведения в общественном транспорте должен знать каждый пассажир. (Какая команда больше правил назовет.)

Автобус нужно ожидать только на автобусной площадке.

Посадка только при полной остановке транспорта.

Не спеши сразу сесть, помни, что кроме тебя есть старики, женщины с маленькими детьми, инвалиды.

Нельзя шуметь, громко разговаривать, мусорить.

Не прислоняться к дверям.

Не высовываться из окон.

 

– А сейчас поиграем в игру «Когда мы пассажиры» и посмотрим, как вы справились с прошлым заданием. Представьте, что вы пассажиры. Кого мы называем пассажирами? Вот у нас водитель, он сядет впереди. («Водителю» в руки даётся модель игрушечного руля). Значит, мы – пассажиры и ждём на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали!

– Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмёт водитель – и двери откроются. А разговаривать во время движения с водителем можно? (Нет!)

– Почему? (Нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.)

– А можно высовываться из окна? (Нельзя, это опасно)

– А почему нельзя вставать ногами на сиденье?

– А можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нельзя, это опасно. Можно упасть.)

– Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет, это будет мешать другим пассажирам.)

– Ну вот, мы и приехали, выходите из автобуса, не спешите. Итак, какие правила поведения в транспорте вы знаете?

Станция Азбуки  « Разгадай кроссворд»

Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Пешеходный переход по-другому.( Зебра)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

 

 

Педагог. На этом мы заканчиваем нашу деловую игру. Мы подвели итоги нашего общения, нашей с вами гонки. Каждый из вас показал сегодня хорошие знания, которые вы получили за время 3 четверти. Вы хорошо усвоили материал, который предназначался по программе правил ДД. Желаю вам дальнейших успехов в изучении предмета ОБЖ и до новых встреч.

Используемая литература

Попова Л.П. «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности» 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю)

Шевченко Г.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы.» 5 класс /  - Волгоград: Учитель, 2007. – 115 с.

Гальцова Е.А. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / - Волгоград: Учитель, 2007. – 89 с.

Михайлов Л.А. Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 классы: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена;, Изд-во «Союз», 2001. – 240 с.

multiurok.ru

План-конспект занятия (5 класс) по теме: Конспект открытого занятия "Правила дорожного движения" | скачать бесплатно

-1-

      Несколько последних лет я работаю с группой детей со сложной формой дефекта. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход. Фронтальная работа с такими детьми требует от воспитателя чёткого понимания целей и задач своей деятельности.

     Что такое цель у человека? 

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть в различных сферах деятельности.

Цели имеют 5 характеристик:

- конкретные;

-  измеримые;

- достижимые, определенные;

- ориентированные на результат, соотносимые;

- определенные во времени.

Конкретные цели  — каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат. Мы должны четко сформулировать цель. Иначе в конечном итоге может быть, достигнут результат, отличающийся от запланированного, потому что мы неправильно выстроили процесс.  

Измеримые цели  — цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения. Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.  (На уроке – итог).

Достижимые цели  — цель должна быть в принципе достижимой, неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно необходимой для человека или организации. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счет достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые не могут быть достигнуты.

Ориентированные на результат, соотносимые цели  — цель не должна противоречить другим целям и обязана давать какой-либо полезный результат. Цели не должны характеризоваться проделываемой работой. Таким образом, достигается эффективность.

Цели, соотносимые с конкретным сроком  — цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.

Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Целеполагание выступает в роли необходимого условия успеха в большинстве областей жизни.

Основы целепостановки:

Цель должна всегда отвечать на вопрос: Что сделать?

-2-

Цель должна быть максимально позитивна.

Цель не должна противоречить другим целям.

Цель должна быть реалистичной.

Правила целепостановки:1. Ближайшие цели (на неделю или месяц) должны быть простыми и реалистичными…. Выбирайте то, в достижении чего вы уверены.

2.  Если окажется, что вы достигли цели, пусть даже она будет маленькой, этот факт вам нужно обязательно заметить.

 3. Нельзя ставить труднодостижимых целей. Выберите наиболее подходящие для вас. Ваши цели должны создавать у вас приятные чувства – возвышенности, силы, радости, стремления к достижению намеченного.

Ставя цель – мы должны видеть результат. (Итог).

     Воспитание начинается с определения его целей.

      Главная задача воспитания – формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и цели воспитания.

     В структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач, например, для младших школьников, это:

1). Формирование нравственности (обретение знаний, правил поведения, моральных норм).

2). Формирование санитарно-гигиенических навыков (потребность в выполнении правил личной гигиены).

3). Формирование трудовых навыков (воспитывать интерес к учёбе и труду, учить выполнять поручения от начала и до конца).

4). Формирование эстетического вкуса (развивать элементарные творческие способности, любить окружающую нас природу).

     Процесс воспитания, в котором участвуют воспитатель и ребёнок, представляет собой целенаправленную деятельность. Цели воспитателя и ребёнка различны, но их объединяет результат. (итог).

     При проведение воспитательских занятий мы всегда ставим три цели: обучающую, коррекционную и воспитывающую.

     Триединая цель занятия – основа целесообразной деятельности на занятии не только воспитателя, но и воспитанников, дающая её направление, в какой-то степени это пусковой механизм занятия.

   

-3-

 

    Триединая цель определяет характер взаимодействия воспитателя и воспитанника на занятии, и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

     На примере занятия по теме: «Переход улицы по пешеходному переходу на светофоре» рассмотрим, какие цели ставит воспитатель перед детьми, и какова цель воспитанников на занятии, что их объединяет.

На занятии были поставлены следующие цели:

1.Образовательная.

- Учить детей соотносить цвета светофора с действиями человека на пешеходном переходе.

2.Коррекционная.

-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в конкретной ситуации.

3.Воспитательная.

- Воспитывать культуру поведения при переходе улицы.

Занятие длилось 20 минут и строилось следующим образом:

1.Орг. момент.

2.Вводная часть. (Загадка).

3.Основная часть.

а) Повторение цветов светофора. (Коррекционно-развивающее упражнение:  «Назови значение цвета»).

б) Ситуация. (Коррекционно-развивающее  упражнение «Мальчик переходит дорогу на красный сигнал светофора» - что может произойти).

в) Правила перехода через дорогу по пешеходному переходу на светофоре.

(д/игра: «Продолжи предложение»).

г) Закрепление знаний о сигналах светофора. (Работа с учебником).

д) Физкультминутка: «Фонарики».

е) Закрепление знаний о сигналах светофора.

(Викторина: «Три чудесных цвета»).

ж) Самостоятельная работа.

(«Помоги Ване перейти дорогу на пешеходном переходе на светофоре»).

4.Подведение итогов.

а) Оценка работы детей на занятии.

б) Вручение медалей «Лучшему пешеходу».

Конспект занятия. Приложение № 1.

     Моей главной целью было: «Связать цвета светофора с действиями человека на пешеходном переходе».

Была поставлена конкретная цель, которая была достигнута в конце занятия.

-4-

Вся работа на занятии была построена таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями соотносили свет светофора с определёнными действиями.

Например, ребёнок переходит улицу на красный сигнал светофора, что может произойти? (его может сбить машина, он может погибнуть).

При подведении итогов задача была усложнена. На картинках были изображены определённые действия, но не было сигналов светофора.

Задача у детей была сложная, они должны были самостоятельно выбрать сигнал светофора соответствующий действиям ребёнка на картинке.

Все дети хорошо справились с заданием. Что интересно, никто из детей не ошибся в выборе цвета светофора и правильно сориентировался, разукрасив красный сигнал светофора вверху, а зелёный внизу у светофорного макета.

Тем самым дети показали, что поставленная цель была для них достижимой и они все справились с самостоятельным заданием.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 81

Ул. Тимирязевская, д. 21, г. Москва, 127422

Телефон/факс (495) 610-20-09; телефон (495) 610-14-55

ОКПО- 41111390, ОГРН-1027700507251, ИНН- 7713286316, КПП- 771301001

__________________________________________________________________

Из опыта работы воспитателя Пучковой Е.В. по организации совместной целенаправленной деятельности взрослого и ребёнка со сложной формой дефекта в условиях школы-интерната.

Москва 2011год.

Литература.

  1. М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев «Дидактические и психологические основания образовательной технологии».

М. Центр «Педагогический поиск», 2003 г.

      2. В.Ф.Мачихина «Внеклассная работа во вспомогательной школе».

      3. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и    

          использования общественных норм поведения умственно отсталыми    

          подростками. Дефектология, 1998, №5.

      4. SMART – цели. Авторы Боб Нельсон, Питер Экони.

          («SMART» в переводе с английского «Умный»).

         Аббревиатуру «SMART» ввёл Питер Друкер в 1954г.

      5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:

          Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов

          Пед. институтов/Под редакцией В.В.Воронковой – М.:Школа-Пресс,    

         1994.

           

 

Приложение № 1.

Заголовок: «Правила дорожного движения».

Тема: «Переход улицы по пешеходному переходу на светофоре».

Цели:

Образовательная:

1.Учить детей соотносить цвета светофора с действиями человека    

   на пешеходном переходе.

Воспитательная:

    1.Воспитывать культуру поведения при переходе улицы.

Коррекционная:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в конкретной ситуации.

Оборудование:

  1. Книги, сюжетные картинки, геометрические фигуры, макеты светофора, простые и цветные карандаши, фломастеры, медали.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята у нас с вами сегодня открытое занятие, поэтому к нам пришли гости, вы все их хорошо знаете, это заместитель директора - Тамара Владимировна и наши воспитатели. А теперь сели все ровненько, выпрями спинки, положили руки перед собой и внимательно слушаем меня.

     Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения и наша тема:

«Переход улицы по пешеходному переходу на светофоре».

Ребята, послушайте внимательно загадку:

Свет зелёный –

Проходи,

Жёлтый –

Ты уж подожди,

Ну, а если красный

Стой, дружок!

Опасно!

Как вы думаете, что это? Выберите нужную карточку. (На доске две картинки:

дорожный знак и светофор). Молодцы, вы правильно выбрали, это действительно светофор.

Перед вами на парте сигналы светофора. (Кружки из бумаги: зелёный, красный, жёлтый).

Валерия возьми красный сигнал светофора и скажи, что он обозначает.

(Запрещает). Полный ответ.

Артём возьми жёлтый сигнал светофора и скажи, что он обозначает.

(Нужно приготовиться). Полный ответ.

Георгий возьми зелёный сигнал светофора и скажи, что он обозначает.

(Можно переходить улицу). Полный ответ.

Ребята, а может быть кто – то из вас знает стихотворение о светофоре?

-2-

(Лера читает стихотворение о светофоре).

Красный свет прохода нет,

Жёлтый приготовиться,

А на зелёный говорят:

Проходите, путь открыт!

Молодец Валерия!

Ситуация.

А есть дети, которые не знают, что означают сигналы светофора.

(На доску вывешивается картинка с мальчиком и автобус)

Ребята, вот мальчик Ваня, он очень торопится в школу и переходит улицу, на какой свет светофора? (На светофоре красный магнит).

(На красный свет).

Что с ним может произойти, когда он идёт на красный свет, ведь для машин горит зелёный и они все едут?

(ответы детей)

Автобус наехал на мальчика и его сбил. Что может случиться с мальчиком?

(Автобус накрывает мальчика).

Правильно, молодцы!

Чтобы этого не случилось! Давайте напомним Ване, правило перехода через дорогу.

Продолжите предложение:

Дорогу нужно переходить –

Артём Борзяков: на зелёный свет.

Дорогу нужно переходить, где?

Артём Щедров: по пешеходному переходу.

А теперь Валерия помоги мальчику Ване перейти дорогу правильно, какой свет должен гореть на светофоре?

(Валерия меняет на доске магнит с красного на зелёный).

Молодец!

Давайте ещё раз вспомним, что означают сигналы светофора?

Красный свет – хода нет,

Жёлтый -  приготовиться,

Зелёный – путь открыт!

Все запомнили, что обозначают все сигналы светофора?

Работаем с учебниками на странице №15.

На доску вывешивается светофор.

Перед вами лежат учебники, посмотрите на страницу № 15.

Артём прочитай, пожалуйста, задание.

(Читает).

Леон прочитай слова.

(Иди, стой, жди).

Георгий, какое слово соответствует красному сигналу светофора?

(Это слово - стой).

Покажите это слово в книге, а Леон покажет этот свет на доске. (Красный).

-3-

Молодцы!

Сколько в слове букв? Посчитайте! (1,2,3,4).

Запишем это слово карандашом в нужные клеточки.

Правильно мы записали? Вам хватило клеточек?

(Да). (4 окошка, 4 буквы).

Молодцы!

Теперь выбираем слово, которое соответствует жёлтому сигналу светофора.

Покажите это слово в книге, а Костя покажет этот свет на доске. (Жёлтый)

(Это слово – жди).

Сколько в слове букв? (3).

Запишите слово в нужные клеточки.

Молодцы!

Теперь выбираем слово, которое соответствует зелёному сигналу светофора.

Покажите это слово в книге, а Артём покажет этот свет на доске. (Зелёный)

(Это слово – иди).

Сколько в слове букв? (3).

Запишите слово в нужные клеточки.

Молодцы!

Ребята, давайте с вами отдохнём!

Встали. Разминка называется «Фонарики».

«Мы фонарики зажжём (сжимаем по очереди правую и левую руку)

 А потом гулять пойдём (топаем)

 Вот фонарики сияют (крутим ладошки)

 Нам дорогу освещают (резко сжимаем обе руки).

Молодцы!

Сейчас, мы с вами проведём викторину: «Три чудесных цвета».

На столах у детей макеты светофора.

1.Что регулирует движение на дорогах? Что помогает нам перейти дорогу?

Светофор! (светофор висит на доске).

2.Теперь я закрою все цвета на светофоре и задам следующий вопрос.

Какой сигнал светофора разрешает движение? (зелёный).

(положите зелёный кружочек на свой светофор, а Валерия сделает это у доски).

Какой сигнал светофора запрещает движение?

(красный)

(положите красный кружочек на свой светофор, а Георгий сделает это у доски).

Какого света не хватает на вашем светофоре? Где он находиться?

(Жёлтого).

Положите жёлтый кружок на соответствующее место, а Костя сделает это на доске.

Молодцы!

Ребята, а знаете ли вы, почему для светофора выбрали именно эти цвет?

Красный, жёлтый, зелёный?

-4-

 Красный – цвет костра, пожара. Это – тревога, опасность.

 Желтый – цвет солнца. Оно может быть другом или врагом. Солнце как бы предупреждает: “Будь осторожен! Внимание! Не торопись!”

 Зеленый – цвет травы, леса, листьев. Он напоминает об отдыхе, спокойствии. Это – безопасность.

А сейчас я проверю, как вы запомнили сигналы светофора?

Перед вами картинки.

(детям даются картинки светофора, задания даётся по рядам).

1 ряд – у вас задание.

Мальчик переходит дорогу.

Какой сигнал светофора вы закрасите?

(зелёный).

Закрасить нужно только один кружок, который поможет мальчику перейти дорогу).

2 ряд – у вас задание.

А вашему мальчику нельзя переходить дорогу.

Какой сигнал светофора вы закрасите?

Закрасить нужно только один кружок, который запрещает мальчику переходить дорогу).

Выполняем!

Молодцы!

Вы все сегодня хорошо работали,  и теперь сможете всегда правильно переходить дорогу на светофоре и по пешеходному переходу,

Поэтому я вручаю вам всем медали, как лучшим пешеходам.

nsportal.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"