Формирование пдд у дошкольников


Материал по теме: Рекомендации о приемах и методах формирования у детей знаний правил дорожного движения | скачать бесплатно

Рекомендации о приемах и методах формирования у детей знаний

правил дорожного движения

При выходе из дома

1. У подъезда обратите внимание ребен ка: не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед?

2. Если у подъезда растут деревья, закры вающие обзор, оглянитесь: нет ли за пре пятствием скрытой опасности?

Готовясь перейти дорогу

1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

2. Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.

3. Покажите ребенку, как машина оста навливается у перехода, как она движется по инерции, как водитель пытается резко ее остановить, чтобы не сбить пешехода.

4. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановка посередине дороги, остановка для пропуска автомобилей.

5. Учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства.

6. Не стойте на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, на ехать задними колесами.

При движении по тротуару

1. Разъясните детям, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю.

2. Коляски и санки с детьми возите только по тро туару.

3. Придерживайтесь правой стороны тротуара.

4. Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

5. Приучите ребенка, идя по тротуару, наблюдать за выездом со двора.

6. Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, держа его за руку; родители должны быть готовы удержать его при попытке вырваться.

7. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о том, как узнать, куда повернет автомобиль.

При ожидании транспортных средств

1. Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.

При переходе проезжей части

1. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов, предва рительно не осмотрев улицу.

2. Идите только на зеленый сигнал светофора. Ре бенок должен привыкнуть к тому, что на красный и на желтый сигнал не переходят, даже если нет транс порта. Не переходите дорогу на красный сигнал све тофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это один.

3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разго воры, ребенок должен привыкнуть к тому, что при переходе дороги разговоры излишни.

4. Не спешите и не бегите, переходите дорогу раз меренным шагом, иначе ребенок будет бегать там, где надо быть предельно осторожным, чтобы обеспе чить безопасность перехода.

5. Не переходите дорогу под углом к оси, показы вайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы: так лучше виден транспорт.

6. Не начинайте переходить улицу, по которой ред ко проезжает транспорт, не посмотрев налево и на право. Объясните ребенку, что автомобили могут не ожиданно выехать из переулка, со двора дома.

7. Переходите дорогу только по пешеходным пере ходам, иначе ребенок привыкнет переходить улицу, где придется.

8. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели родственников, знакомых, нуж ный автобус или троллейбус. Не спешите и не беги те к ним, приучите ребенка к тому, что это опасно.

9. При переходе дороги по нерегулируемому пере ходу в группе людей учите ребенка внимательно сле дить за началом движения транспорта, иначе он мо жет привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.

При посадке в транспортные средства и высадке из них

1. Научите ребенка быть внимательным на оста новке - это опасное место: стоящий автобус сокра щает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

2. Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребе нок может оступиться и попасть под колесо.

3. Если вы выходите с ребенком последними, то предупредите водителя, чтобы он не закрывал двери, думая, что посадка и высадка закончены.

4. Не садитесь в транспорт общего пользования в последний момент при его отправлении (может при щемить дверью и можно попасть под колеса).

5. Выходите первыми, впереди ребенка. Иначе ма ленький ребенок может упасть, а ребенок постарше может выбежать на проезжую часть.

При поездке в любом транспортном средстве

1. Приучите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

2. Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

3. Приучите ребенка в автобусе крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара.

4. В легковом автомобиле ребенок должен быть закреплен ремнем безопасности. Для ребенка ростом до 150 см требуется специальное автокресло.

5. Ребенка нужно приучить к тому, что первым из автомобиля выходит взрослый, чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода.

6. Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с води телем. Объясните им, что при резкой остановке ре бенка бросит вперед и он ударится о стекло.

nsportal.ru

Детско-взрослый проект«Минутка» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость» муниципальное образование г.Губкинский, ЯНАО

ПРОЕКТ «Минутка»

(формирование знаний о правилах дорожного движения

у детей дошкольного возраста)

ВОСПИТАТЕЛЬ

I квалификационной категории

Иликчиева Зинаида Васильевна

ЯНАО, г. Губкинский

Проект «МИНУТКА»

(формирование знаний о правилах дорожного движения

у детей дошкольного возраста)

  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге  реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вот почему в дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и педагоги.

Изучив проблему ознакомления детей правилам дорожного движения и увидев актуальность данной проблемы на современном этапе, мною разработан проект «Минутка» в детском саду. Почему «Минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «Минутки» совпадает с тем, о чём говорилось в группе, то данная информация закрепляется. В «Минутках» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций. Родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, учатся замечать и предвидеть скрытую опасность или ошибки в поведении.

  Таким образом, ребенок учится правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

Цель проекта: 

Создать условия для работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.

2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность

3. Проводить активную пропаганду безопасности дорожного движения среди родителей, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

4.Учить детей применять полученные знания о правилах дорожного движения на практике.

Участники проекта:

Вид проекта:

Проект долгосрочный 2014-2015 учебный год

Работа по реализации проекта ведётся

  • с воспитанниками (осуществляется  по перспективному плану с учетом возрастных особенностей детей)

  • с родителями (осуществляется планомерно, с использованием различных форм работы)

Прогнозируемый результат:

- к окончанию проекта ребёнок должен:

  • знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

  • уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;

  • знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;

- совершенствовать исследовательскую деятельность детей;

Этапы реализации проекта:

 1 этап – подготовительный  (подбор методической литературы, дидактических,

               сюжетно-ролевых игр, игровых заданий.)

 2 этап – основной  (проведение комплекса мероприятий)

 3 этап – заключительный (создание мультимедийной  презентации.)

  Перспективный план по проекту «Минутка»

(формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Время проведения

Тема

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы

Минутка 1. Улица.

Октябрь

Минутка 2. Мы – пешеходы.

Ноябрь

Минутка 3. Правила поведения при сезонных

изменениях погоды. Осень.

Декабрь

Минутка 4. Правила поведения при сезонных

изменениях погоды. Зима.

Январь

Минутка 5. Мы и транспорт.

Февраль

Минутка 6. Перекресток.

Март

Минутка 7. Светофор.

Апрель

Минутка 8. Пешеходный переход.

Май

Разработка памятки для родителей по ПДД.

Создание мультимедийной  презентации; обобщение опыта на итоговом педсовете.

В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.

«Минутка» в детском саду. Улица.

 

Дорогу, которая проходит по городу или населенному пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зеленых насаждений – бульваром на две части, две полосы движения.

По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходы. Тротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы четко определить границу между проезжей частью и тротуаром.

На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями – они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду.

Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой – в обратном, называются улицами с двусторонним движением. Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением.

Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком.

 

Спросите у детей: 

  • Что такое улица?

  • Где должен идти пешеход?

  • Можно ли перелазить через металлические ограждения тротуара,

чтобы перейти улицу?

движением? Как называется место пересечения улиц?

«Минутка» в детском саду. Мы – пешеходы.

  Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед), называют ПЕШЕХОДАМИ.

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности их на улицах и дорогах мало кто заботился.

Когда же на улицах и дорогах движение увеличилось, появилась необходимость заботиться о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать. Повторите с детьми

Основные правила для пешеходов.

  • Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.

  • Идти только по правой стороне тротуара.

  • Если вы встретили знакомого, то для того чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

  • Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.

  • Когда ждешь перехода, никогда не стой на краю тротуара.

  • Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.

  • Переходить дорогу нужно на зеленый свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.

  • Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.

  • Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

  • Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.

  • Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.

  • Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.

  • Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

  • Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.

  • Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.

  • Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.

  • Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

 Спросите у детей: 

  «Минутка» в детском саду.

Правила поведения при сезонных изменениях погоды.

 

В пасмурный дождливый день повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина.

Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить. Когда идет дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стекла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

 

Надо быть очень осторожным!

Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу! 

 

«Минутка» в детском саду.

Правила поведения при сезонных изменениях погоды.

 

Внимание! Наступила зима…

Выпал снег и все вокруг изменилось. И деревья, и дома, и дороги. Все радуются приходу зимы. Можно поиграть в снежки, слепить снежную бабу, покататься на санках и лыжах.

Мороз и солнце – день чудесный! Но…

 

  • Зимой существует опасность получить травму во время гололеда. Поэтому ступать нужно на всю стопу, идя мелкими шагами, не торопясь, ноги слегка расслабить в коленях. 

  • Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе – можно упасть.

  • Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении ее может занести на тротуар.

  • Когда идет снег поднятые воротники, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывают движение и мешают пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

  • Стекла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

  • Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах.

  • Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.

  • Не цепляйся за бампер проезжающей мимо машины. От вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

Спросите у детей:  

«Минутка» в детском саду. Мы и транспорт.

  Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Петр первый. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (правила для военных моряков), то назвал « транспортами» корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне. Означало оно – «переносить», « перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.

Транспорт бывает водный, воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный). Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим – мы переходим через дороги, по которым они мчатся, ездим в них. Когда люди едут в транспорте – они называются пассажирами. Повторите с детьми

основные правила для пассажиров. 

  • Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.

  • Когда ждешь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо.

  • Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки.

  • При посадке не следует ломиться в дверь. Нужно придерживаться очереди.

  • Входить в транспорт удобнее в заднюю дверь, а выходить из передней.

  • Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.

  • Войдя, не забывай о тех, кто идет после тебя, веди себя корректно и спокойно.

  • Если ты сидишь – уступи место человеку старше тебя. Мальчики всегда уступают место девочкам.

  • Не забывай, что вокруг стоят и сидят пассажиры. Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки – ты можешь запачкать окружающих.

  • Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. При резком повороте или внезапной остановке можно упасть и удариться.

  • Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму.

  • Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.

  • Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.

 Спросите у детей: 

    • Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, махать руками, есть мороженое? 

«Минутка» в детском саду. Перекресток.

 

Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние (крестообразные и Х-образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние (от которых отходит более 4-х улиц)

Каждый перекресток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекресток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Перекресток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью.

Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.

Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

 

Спросите у детей: 

  • Как называется место, где пересекаются улицы?

  • Как называется место, где пересекаются и берут начало

несколько улиц?

  • Какие бывают перекрестки?

  • Как переходить регулируемый перекресток?

  • Как переходить нерегулируемый перекресток?

  • Кто руководит нерегулируемым перекрестком?

  • На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает

переход. Как ты поступишь?

«Минутка» в детском саду. Светофор.

 

Светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. О том, что означают сигналы светофора, кратко и понятно написал поэт Сергей Михалков:

  Если свет зажегся красный,

 Значит, двигаться опасно.

Желтый свет – предупрежденье:

 Жди сигнала для движенья.

 Свет зеленый говорит:

 «Проходите, путь открыт!»

Бывают светофоры и с одним «глазом» - желтым. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на этом переходе вдвойне осторожен – всякие у нас бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пака он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

 Спросите у детей: 

  • Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

  • О чем говорит красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

  • Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?

  • Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?

  • Кто регулирует движение, если светофор не работает?

 

«Минутка» в детском саду. Пешеходный переход.

Пешеходный переход - это дорожная разметка для пешеходов. Его обозначают на асфальте белыми широкими полосками, которые идут поперек дороги. Эти полоски называют «зеброй».

Дороги, с интенсивным движением транспорта, нужно переходить по подземному переходу.

 

  • Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

  • Ни в коем случае не переходить улицу на красный свет, даже если кажется, что машин поблизости нет.

  • Когда зажегся зеленый свет, сначала посмотри – все ли машины успели затормозить и остановиться. А потом только переходи улицу.

  • Не выбегай на мостовую – улицу надо переходить спокойно. И лучше это делать вместе с группой других пешеходов.

  • Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.

  • Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.

  • Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.

  • Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

 Спросите у детей: 

    • Где пешеходы должны переходить улицу?

    • Как называется место, где можно переходить улицу?

    • Как нужно двигаться по пешеходному переходу?

    • На какой сигнал светофора надо переходить улицу?

    • Можно ли переходить улицу на красный свет, если рядом нет машин?

infourok.ru

Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»  Республики ТатарстанРазработал: Фирсова Анастасия Николаевна Воспитатель средней группыСодержание:

Введение1.    Методологические основы системы работы2.    Концепция•    Направления работы•    Модель выпускника•    Ожидаемый результат

Скачать конспект

3.    Алгоритм действий по выполнению системы работы4.    Технология работы по усвоению содержания системы работы5.    Модель взаимодействия6.    Содержание работы с воспитанниками 3-4 лет•    1 этап: подготовительно – диагностический•    2 этап: внедренческий•    3 этап: аналитический7.    Содержание работы с воспитанниками 4-5 лет•    1 этап: подготовительно – диагностический•    2 этап: внедренческий•    3 этап: аналитический8.    Содержание работы с воспитанниками 5-6 лет•    1 этап: подготовительно – диагностический•    2 этап: внедренческий•    3 этап: аналитический9.    Содержание работы с воспитанниками 6-7 лет•    1 этап: подготовительно – диагностический•    2 этап: внедренческий•    3 этап: аналитический10. Литература

 

Введение

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного возраста, в работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Безопасность». Одним из важнейших задач этой области является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит задача формирования навыков безопасного поведения у детей, начиная с трехлетнего возраста.   Детский сад работает по программе «От Рождения до школы», в которой вопрос обучения воспитанников безопасному поведению на дороге освещен начиная со старшего дошкольного возраста. Кроме того, программой предлагается система занятий на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н, Стеркиной Р.Б. «Безопасность». В то время как, в Федеральных государственных требованиях формами работы становятся: игры, проектирование, образовательная ситуация.В результате чего возникла необходимость организовать системную и глубокую работу в этом направлении с воспитанниками, начиная с младшего возраста, с включением эффективных средств, форм и методов работы.С этой целью была разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».Методологические основы.Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Поэтому очень важно помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в дорожно-транспортной среде. Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса, направленного на формирование устойчивых знаний и навыков правил поведения на дороге. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.Навык - способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.

Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения основывается на следующих принципах.

Принципы реализации системы работы

1. Принцип взаимодействия Дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

2. Принцип взаимосвязи. Причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.4. Принцип социальной безопасности.  Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и воспитания.  Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Концепция.

Работа по воспитанию безопасного поведения на дороге не будет иметь результатов, если будет проходить в форме одноразовых акций. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно с ориентацией на четко обозначенную цель.

Цель: Воспитанник, со сформированными навыками безопасного поведения на дороге.

Задачи:1.    Формировать знание воспитанников об улице, дороге, перекрестке и  элементарных правилах пешехода.2.    Формировать у воспитанников навыки и умения ориентироваться в дорожной обстановке и замечать опасные ситуации.3.    Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.4.    Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.5.    Привлечь к взаимодействию по данному направлению родителей воспитанников.

Направление работы

-С воспитанниками-С родителями (законными представителями).

Модель воспитанника 3-4 лет.

1.Знает значение слов: улица, дорога, проезжая часть.2. Знает работу пешеходного светофора, сигналы светофора.3. Различает виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой), знает строение автомобиля, для чего нужны автомобили..4. Ориентируется в окружающем пространстве (дорога, тротуар).5. Знает элементарные правила пешехода (идти по проезжей части спокойно, за руку с взрослым. Двигаться только на зеленый сигнал светофора).

Модель воспитанника 4-5лет.

1.Знает значение слов: дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток.2.Знает работу пешеходного светофора (красный, зеленый сигналы) их значение.3.Знает значение дорожного знака: «Пешеходный переход» «Пешеходная дорожка».4.Знаком с разными видами транспорта (пассажирский, грузовой), с их особенностями.5.Знает элементарные правила пешехода (ходить спокойным шагом, переходить дорогу по пешеходному переходу).6.Ориентируется в окружающем пространстве (дом, дорога, тротуар, детская площадка).7.Понимает возможную опасность при нарушениях пешеходом правил поведения на дороге.

Модель воспитанника 5-6 лет.1.Знает основные части улицы (проезжая и тротуары).2.Знает значение дорожных знаков «Перекресток», «двухстороннее движение», «Место остановки автобуса».3.Знает работу светофора (трехцветный (красный, зеленый, желтый цвет)- для автомобилей, и двухцветный для пешеходов), их значение.4.Знает движение транспорта (разделение проезжей части осевой линией, двухстороннее движение).5.Знает правила для пешеходов (ходить по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу по пешеходному переходу, не выбегать на проезжую часть).6.Знает правила для пассажиров (ожидать транспорт на специальной остановке, в транспорте вести себя спокойно, не толкаться).7.Ориентируется в понятиях «движение слева», «движение справа».8.Соблюдает элементарные правила пешехода без напоминаний, замечает ошибки других пешеходов при переходе дороги.

Модель выпускника

1.Знает значение слов: «микрорайон», «город», «проезжая часть», свой адрес, опасные участки около дома.2. Знает значение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено».3.Умеет ориентироваться по светофору (сигналы светофора и их значение)4. Знает виды транспорта (водный, воздушный, подземный).5. Знает световые и звуковые сигналы машин, их назначение (предупреждающий сигнал, световой сигнал при повороте).6.Знает правила езды на велосипеде и роликовых коньках (ездить разрешается на специальных площадках и дорожках).7.Знает правила для пешеходов (переходить дорогу на зелёный свет светофора, не играть на проезжей части дороги, при переходе посмотреть налево, потом направо, затем налево).8. Избегает дорожных ловушек и понимает их опасность (не останавливаться при переходе дороги, не выбегать из подъезда и др.).9.Знает правила для пассажиров (не высовываться из окон, не шуметь, уступать место старшим).10. Ориентируется в направлении движения транспорта (слева, справа, двухстороннее), в окружающем пространстве (тротуар, площадка для игр, дорога, микрорайон).11.Осознает опасность нарушения правил поведения на дороге, замечает ошибки других пешеходов, может сделать замечание товарищу.

Ожидаемый результат

1.Разработана система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения2.Определена технология усвоения содержания системы.3.Создана развивающая среда и подобран методический инструментарий.4.Родители – активные участники образовательного процесса по данному направлению.5.Воспитанники имеют сформированные навыки безопасного поведения на дороге.

Технология  по усвоению содержания системы работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Работа предполагает этапность от простого материала к сложному,  в зависимости от возраста воспитанников. На каждом этапе выделены четыре основных блока работы: «Дорога», «Знаки», «Транспорт», «Пешеход – пассажир».Младшая группа:По блоку «Дорога» - дети учатся понимать значение слов: улица, дорога,   проезжая часть.По блоку «Знаки» - у детей формируются представления о назначении пешеходного светофора, работе пешеходного светофора.По блоку «Транспорт» - формируются знания о видах транспорта.По блоку «Пешеход-пассажир» - дети узнают о правилах поведения на улице, дороге.

Средняя группа:По блоку «Дорога» - дети учатся понимать значение слов: улица, дорога, тротуар, перекресток, светофор.По блоку «Знаки» - у детей формируется представление о значение дорожных знаков, работе пешеходного светофора.По блоку «Транспорт» - формируются знания о видах транспорта (грузовых, пассажирских).По блоку «Пешеход-пассажир» - дети узнают об элементарных правилах пешехода.

Старшая группа:По блоку «Дорога» - дети приобретают представление о частях дороги.По блоку «Знаки» - знакомятся с новыми дорожными знаками, закрепляют знания о работе светофора.По блоку «Транспорт» - дети узнают о разделении дороги на две части, двухстороннем движении.По блоку «Пешеход – пассажир» - дети учатся правилам поведения на дороге и в транспорте.

Подготовительная группа:По блоку «Дорога» - дети знакомятся с микрорайоном, запоминают свой адрес, опасные участки около дома.По блоку «Знаки» - узнают новые дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса».По блоку «Транспорт» - закрепляют знания о видах транспорта (воздушный, водный, подземный), учатся правилам езды на велосипеде и роликовых коньках.По блоку «Пешеход – пассажир» - дети учатся оценивать дорожную обстановку, избегать опасных ситуаций на дороге.

Модель взаимодействия участников образовательного процесса.

Воспитатель •    чтение художественной литературы•     беседы•     экскурсии•    конструирование•     изодеятельность•     досуги, развлечения•     конкурсы

Родители •    беседы•     чтение художественной литературы•    просматривание познавательных передач•    изготовление атрибутов•    участие в досугах

Содержание работы с воспитанниками 3-4 лет.I.    1 Этап – «Диагностический» (сентябрь)

Цель: определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте (инструментарий диагностики в приложении)

Задание №1.Цель: определить понимание воспитанниками понятий: улица, дорога, проезжая часть.Содержание: Беседа с использованием иллюстраций.Вопросы:-  Что такое улица, дорога?- Для чего предназначена улица?- Где ездят автомобили?- Где должны ходить пешеходы?

Задание №2.Цель: выявить знания детей о видах транспорта.Содержание: Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта.Вопросы:- Какие бывают машины?- Какие машины называют грузовыми?- Где ездят машины?

Задание №3.Цель: определить понимание воспитанниками понятия «светофор».Содержание: Предложить воспитанникам послушать стих А. Северного «Светофор»Вопросы:- Что такое светофор?- На какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу?- Какой цвет светофора запрещается идти?- Для чего нужен светофор?

Задание №4.Цель: определить умение вести в различных дорожных ситуациях.Содержание: Чтение рассказа «Марта и Чили идут в парк»Вопросы:- Какие правила нарушили героини?

Характеристика ответов.1.    Владеет знаниями в полном объёме.Дает правильные ответы на большинство вопросов. Различает элементы дорог (улица, дорога, проезжая часть.). Определяет опасные места на дороге; объясняет их, может доказать. Составляет небольшой рассказ о дорожной ситуации.2.    Владеет знаниями частично.При ответах на вопросы допускает ошибки. Иногда проявляет неуверенность. Требуется помощь воспитателя.3.    Не владеет знаниями.Затрудняется в ответах на вопросы, или дает неправильный ответ. Во всем требуется помощь воспитателя.

2 этап – внедренческий (октябрь-апрель)Цель: Включить в образовательный процесс систему работы по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

3 Этап – «Аналитический» (май)Цель: Определить уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге.

Содержание работы с воспитанниками 4-5лет.II.    1 Этап – «Диагностический» (сентябрь)

Цель: Определить уровень сформированных навыков безопасного поведения на дороге и знаний о транспорте.

Задание №1.Цель: определить понимание воспитанниками понятий: «проезжая часть», «дорога», «тротуар», «переход».Содержание: Беседа с использованием иллюстраций.

Вопросы:- Для чего предназначена проезжая часть?- Как называют людей идущих по тротуару?- Где люди могут перейти проезжую часть?- Как узнать, где пешеходный переход?

Задание №2.Цель: выявить знание детей о видах транспорта.Содержание: Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта.

Вопросы:- Какие бывают машины?- Какими машины называют грузовыми?- Где ездят машины?

Задание №3.Цель: определить понимание воспитанниками понятия «Светофор»Содержание: Предложить воспитанникам послушать стих А. Северного «Светофор»

Вопросы:- О чем говорится в стихотворении?- На какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу?- Для чего нужен светофор?

Задание №4.Цель: определить умение вести в различных дорожных ситуациях.Содержание: Предложить дорожную ситуацию на макете (перейти дорогу).

 

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

doshkolnik.ru

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Струкель Татьяна Фёдоровна воспитатель дошкольного образования Государственное учреждение образования «Ясли-сад №18 г. Лида»

С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах, возрастает интенсивность движения и, соответственно, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых часто становятся дети. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: незнание правил, пренебрежение ими, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге. Дети страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Эта проблема по своим масштабам и тяжести травм имеет признаки катастрофы.

Научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших педагогических задач. Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни, как к безусловной ценности.

 

Скачать конспект

Первой причиной необходимости знать правила дорожного движения я считаю следующую: в огромном потоке информации, в психологических нагрузках, стремительности жизни возрастает и психологическая нагрузка не только на водителя, но и на пешехода. Да, зеленый сигнал светофора означает, что пешеход может переходить дорогу. Но сегодня это вряд ли может гарантировать полную безопасность. Спешка и нежелание соблюдать правила дорожного движения – эти факторы создают опасность. И, к сожалению, нередко дети становятся участниками дорожно-транспортных проишествий.

Второй причиной необходимости знать правила дорожного движения вижу психологическую неготовность и неумение ребенка вести себя в чрезвычайной ситуации, страх, паника. И мы, взрослые, наглядный пример и образец безопасного поведения на дорогах.

Усвоение правил безопасности ребенком зависит от такого фактора как личный пример старших. Любой разговор о том, на какой свет следует переходить улицу, теряет всякий смысл при виде перебегающих на красный свет родителей. Авторитет всегда весом без всяких слов. Наш личный пример поведения станет нормой поведения наших детей.

О том, что изучать дорожную азбуку с детьми надо с дошкольного возраста считали и выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения [1, 9].

Знать и соблюдать правила дорожного движения нужно каждому, так же как читать, писать, считать, потому что эти знания необходимы в процессе всей нашей жизни. Сама жизнь требует, чтобы в каждом дошкольном учреждении зажигался «зеленый» огонек, чтобы он нес эти правила и детям, и родителям [7, с. 6].

1. 3. Цель опыта

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 3 – 4 лет, выражающееся в: приобретении знаний, практических умений и навыков безопасного поведения на улице посредством игровой деятельности.

1. 4. Задачи опыта

  • формировать умение различать, понимать, правильно реагировать на сигналы светофора
  • формировать представления о правилах поведения пешеходов на улице
  • учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства
  • воспитывать положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на улице, в транспорте, вблизи проезжей части.

1. 5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась на протяжении двух лет в следующей последовательности:

  • с января 2015 года изучалась и анализировалась научно-методическая литература по данной проблеме, изучались работы педагогов-практиков, были определены цель и задачи
  • с сентября 2015 года внедрялась разработанная система педагогической деятельности в собственную практику (один год)
  • с сентября 2016 года проводился анализ результативности, обобщение, описание опыта.

2. Описание технологии опыта

2. 1. Ведущая идея опыта

Изучив проблемы формирования представлений у детей о правилах дорожного движения, пришла к выводу о необходимости построить игровую деятельность так, чтобы она способствовала закреплению представлений о правилах поведения пешеходов, о транспорте, об элементах дороги и о правилах поведения в транспорте.

Игра успешно помогает детям овладеть правилами дорожного движения. Играя, дети не только обучаются, но и закрепляют полученные навыки, что способствует формированию положительных привычек безопасного поведения вблизи дороги.

«Игра дошкольников уже давно признана сильнейшим средством социализации, самореализации ребенка, как его ведущая деятельность, в реальной детской жизнедеятельности» [4, с. 23].

2. 2. Описание сущности опыта

Изучив и проанализировав предлагаемую систему мер, направленную на выработку правильных действий у детей вблизи дорог, описанную в книге Т. В. Загвоздкиной «Безопасность жизни и деятельности дошкольников» [2] в разделе «Внимание, дорога!» [2, с. 72] и в книге И. В. Лебедева «Мы едем, едем, едем…» [5], я сделала для себя вывод об огромной важности формирования представлений о правилах дорожного движения. Накопление знаний и представлений о правилах дорожного движения без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно, поверхностно, ошибочно.

Изучала работы педагогов-практиков: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения» автор-составитель Г. В. Шурпач [7] и «Знакомим дошкольников с ОБЖ» авторов-составителей Л. И. Прус, С. Н. Галеня, Д. П. Кузьменкова, Т. И. Бокшиц [3]. В ней авторы предлагали разные формы и методы работы с детьми по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Взяв за основу научно-методические разработки по данной теме, проведя беседу с детьми «Правила дорожного движения» (Приложение 1) и проанализировав ее результаты (Приложение 2), я определила цель и задачи своей работы.

Основываясь на принципы постепенности, активности, творческого подхода в выборе материала, подобрала игры. Для достижения намеченной цели использовала такие игры как: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Их подбор проводился с учетом тематики, с соблюдением очередности изложения материала и подчинением их принципу постепенности от простого к сложному.

Через дидактические игры я предлагала детям решать умственные задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения, составленные в занимательной и игровой форме. Их цель – содействие формированию активности детей.

Часто в работе применяла подвижные игры. У них большие возможности: их можно проводить в помещении, на воздухе, в естественных природных условиях, используя разнообразное игровое оборудование. Подвижные игры оказались наиболее близки детям. Они создавали у детей устойчивое радостное настроение, вместе с тем игры помогали отрабатывать полученные знания о правилах дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра помогала мне моделировать игровые действия: выполняя ту или иную роль, дети воспроизводили поведение взрослых, их действия в реальной жизни. Для формирования представлений о правилах дорожного движения использовала такие приемы обучения детей игровым действиям:

  • игра, где я обыгрывала ситуацию сама, с последующим вовлечением в игру детей
  • игра вместе с детьми, где главная роль у ребенка, а я играю второстепенную роль с остальными детьми
  • игра детей, формирующая умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.

Во время сюжетно-ролевых игр обучала игровым действиям:

  • дети подражали ролевым действиям (водитель, пассажир, кондуктор)
  • дети совместно со мной придумывали несложные сюжеты (машины везут грузы, куклы идут в гости, пассажиры едут на автобусе)
  • дети закрепляли умение брать на себя определенную роль и называть ее словами
  • дети самостоятельно выбирали игровой материал
  • дети совместно со мной организовывали игры в парах.

Наряду с такими известными играми как «Светофор», «Машины разные нужны, машины разные важны», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», я использовала игры, в которые вносила свои разные игровые и проблемные ситуации в зависимости от усвоения детьми задач и правил игры, закрепление игровых действий.

В ходе дидактических игр создавала ситуации для привлечения внимания детей. В них они незаметно для себя решали дидактические задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения. Игровые действия с предметами, картинками, предметами успешно помогали мне знакомить детей с улицей, с разными видами транспорта, с правилами пешеходов, с сигналами светофора. В процессе игровых действий они учились сотрудничать между собой, понимать эмоциональное состояние сверстников.

Руководство дидактической игрой я осуществляла с помощью показа предметов, картинок, кратких бесед, показа игровых действий. Я направляла действия играющих советом, вопросом, напоминанием, подводила итог игры, соответствующий развитию навыков самоконтроля.

А. Н. Леонтьев говорил: «Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче» [6, с. 321].

Например: в дидактической игре «Наша улица» в начале года проводила рассматривание иллюстрации «Наша улица», где дети называли участников движения – пешеход; называли место, по которому двигаются пешеходы – пешеходная дорожка. Дальше с детьми выкладывали на ковре белые полосы бумаги (пешеходная дорожка) и аккуратно не спеша переходили по ней как пешеходы. В конце игры все вместе из нескольких частей складывали картинку «Улица».

В дальнейшей работе в эту игру постепенно вносила усложнения, различные варианты игры:

  • рассматривались сразу несколько иллюстраций улицы; дети находили иллюстрации, на которых пешеходы вели себя правильно вблизи дороги, и те иллюстрации, на которых действия пешеходов были неправильные (использовала персонажи, для которых дети выполняли игровые действия)
  • вначале игры проводилась беседа «Пешеходы на улице» с игровым персонажем Незнайкой, а затем дети совместно с ним выкладывали из белых и черных полос бумаги улицу (дорогу для машин, пешеходную дорожку для пешеходов) и все переходили ее
  • в начале игры перед детьми ставилась игровая задача «помочь Петрушке перейти дорогу и объяснить ему правила пешеходов» (использовала сюжетные картинки, макет дороги, который дети выкладывают самостоятельно, круги зеленого, желтого, красного)
  • далее совместно с дидактической игрой использовала и подвижные игры «Светофор», «Красный, желтый, зеленый» так как движения в этих играх выступали как средство для получения определенного результата. Во время подвижных игр включается двигательный анализатор, активизируется внимание детей, их память и воображения.

В сюжетно-ролевой игре «Наша улица» закрепляла сформированные в дидактической игре правила поведения пешеходов, закрепляла умения правильно реагировать на сигналы светофора и умение называть элементы дороги. Вначале игры я оговаривала с детьми ее сюжет, дальше намечали то, что нам для этого нужно:

  • построить дома из конструктора
  • поставить светофор и знаки (пешеходный переход, место стоянки, стоп)
  • распределить роли (шоферы — мальчики – рули, медальоны; пешеходы – девочки — с колясками; инспекторы ГАИ – 1 смотрит за пешеходами, 2 – за шоферами; я (воспитатель) изображала светофор).

Во время игры создавала ситуации: испортился светофор – потерпевшего везут в больницу, выставляла знаки (уже знакомые) – дети должны действовать в соответствии с ними.

Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры проводились с использованием различных атрибутов, медальонов, шапочек-масок, макетов. Использовала ковер, с нанесенным изображением дорог, тротуаров, знаков, зданий для закрепления правил дорожного движения. Все обыгрывалось в атмосфере доверительности, чтобы дети могли чувствовать себя защищенными и принятыми, чтобы они с желанием и свободно могли проявлять свои замыслы в игровой деятельности.

2. 3. Результативность и эффективность опыта

Результативность опыта определялась путем проведения беседы с детьми по теме «Правила дорожного движения» (Приложение 3). Проанализировав результаты беседы в начале года (сентябрь 2015 года) и в конце (май 2016 года), я сделала вывод об эффективности опыта и достижении положительной динамики результатов по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения. В процессе проделанной работы отмечается:

  • дети стали проявлять правильные модели безопасного поведения (60% детей знают, где можно переходить улицу; 54% детей объясняют, почему нельзя кататься по тротуару и проезжей части; 100% детей, как нужно себя вести в общественном транспорте)
  • знают световые обозначения светофора (87% детей знают обозначение сигналов светофора; 100% называют сигнал светофора, на который нужно переходить улицу)
  • могут называть элементы дорог (54%)
  • различают виды транспорта (74%).

3. Заключение

Работа над опытом позволяет сделать вывод о том, что планомерная и систематическая деятельность, направленная на формирование представлений у детей правил дорожного движения посредством игры, способствовала:

  • формированию представлений о правилах поведения пешеходов
  • закреплению умений называть элементы дороги и транспортные средства
  • формированию представлений о правилах дорожного движения
  • закреплению умения правильно реагировать на сигналы светофора.

Об эффективности подбора игр судила по следующим показателям:

  • дети проявляли яркие эмоции
  • дети с желанием играли в предложенные им игры
  • дети старались выполнять элементарные правила игры
  • дети были активны и доброжелательны во время игр.

Практическая значимость опыта заключается в использовании данного материала педагогами учреждения дошкольного образования.

Работу с детьми в данном направлении планирую продолжить с помощью средств и методов театрально-игровой деятельности для налаживания у детей эмоционально-положительного отношения к правилам дорожного движения, потому что только практический опыт позволит приобрести навыки безопасного поведения вблизи дорог, научит быстро реагировать и действовать на различные дорожные ситуации.

< Предыдущая Следующая >
 

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста. | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:  «Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста ».

Выполнила:

Воспитатель

Жаркова Е. А.,

1 кв. категория

        

Г. Городец 2011 – 2012 учебный год.

План

  1. Актуальность проблемы соблюдения правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Цели и задачи.
  3. Система работы по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Выводы.
  5. Библиография.
  6. Приложение.
  1. Актуальность проблемы соблюдения правил дорожного движения детьми старшего дошкольного возраста.

В современный век развитых технологий всё ещё очень остро стоит вопрос детской безопасности. Увеличение транспортного потока, бешеный ритм жизни, безграмотность водителей, отсутствие вежливости между водителями, сводят на нет усилия дорожной полиции по охране жизней пешеходов. Ужесточение мер наказания водителей за совершённые ДТП не дают гарантии их исключения. Ежедневно на дорогах России происходит примерно тысяча происшествий. Многие из них, к сожалению, с участием несовершеннолетних детей.

Именно по этому, я считаю проблему формирования навыков соблюдения правил дорожного движения у детей актуальной и нужной для развития подрастающего поколения. Мы взрослые можем моментально реагировать на опасную дорожную ситуацию, определять расстояние до приближающегося транспорта и его примерную траекторию движения. У детей дошкольного возраста ещё не сформированы навыки анализа и оценки ситуации относительно её безопасности. Желание познавать окружающий мир нередко заставляют ребёнка нарушать, зачастую неосознанно, правила безопасности. В силу своей психологической незрелости, ребёнок, даже зная Правила, не всегда может применить их к себе в конкретной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте у детей невероятная способность к усвоению информации и, что называется «записи её на корочку», то есть запоминание на уровне подсознания. Именно во время дошкольного детства закладывается фундамент жизненных ориентировок, способов действия и выхода из проблемных ситуаций.

По данной проблеме в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В., Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой.

После изучения программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной я выяснила, что главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Одним из направлений программы является «Ребёнок на улицах города». На основе программы, можно выделить основное направление работы: организовать работу с детьми так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Работа в ДОУ ориентирована на:

  1. Обучение детей Правилам Дорожного Движения, формирование навыков их использования, соблюдения;
  2. Взаимодействие с инспекторами ГИБДД;
  3. Привлечение внимания родителей к проблеме безопасности наших детей на дорогах.

Учебно – воспитательный процесс состоит из 3х видов деятельности:

  1. Теория. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Исследовательская деятельность детей (Рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций).
  3. Практическая отработка навыков (дидактические, сюжетно – ролевые, настольно – печатные игры, моделирование).

Задачей педагога является не только передача информации, а её практическое обоснование совместно с детьми. Так как, принимая участие в любого рода исследованиях, ребёнок легче воспринимает информацию. Система занятий, подобранная в перспективном плане, позволяет дозировать информацию, усложняя её, расширяя кругозор, углубляя и систематизируя знания детей.

Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге в старшей группе осуществляется через:

  • Непосредственную образовательную деятельность;
  • Тематические беседы;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов о Правилах и Знаках;
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин;
  • Самостоятельная исследовательская деятельность, моделирование;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические, сюжетно – ролевые игры;
  • Самостоятельная творческая деятельность;
  • Тематические развлечения с детьми и родителями.
  1. Цели и задачи.

Цель: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил дорожного движения и ответственного отношения к собственной жизни.

Задачи:

  • Расширять и систематизировать знания детей о Правилах Дорожного Движения, дорожных знаках и разметке;
  • Расширять и систематизировать знания детей о наземном транспорте;
  • Обогатить активный словарь детей терминами и понятиями, необходимыми для изучения Правил;
  • Формировать навыки безопасного поведения на улице;
  • Совершенствовать коллективные действия и взаимодействия;
  • Развивать логическое мышление, умение применять знания на практике;
  • Воспитывать у детей способность передавать в играх, ранее полученные знания, события реальной жизни.

        

  1. Система работы по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Выявление уровня овладения выразительными средствами;
  2. Создание предметно-развивающей среды;
  3. Разработка и внедрение в практику перспективного плана работы с детьми и родителями по данной проблеме;
  4. Отслеживание результатов.

Прежде чем приступить к работе по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста, я определила, на каком уровне находятся дети моей группы, и выбрала конкретные способы реализации материала.

Чтобы наиболее точно выявить уровень знаний детей, мной были проведены следующие дидактические игры:

Дидактическая игра «Назови транспорт»

Целью игры являлось: выявление знаний детей о характерных признаках и названиях транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Назови транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше всех картинок, тот и победит. Выкрикивание названий до окончания загадки правильным ответом не считаются.

Дом — чудесный бегунок,На своей восьмёрке ног.Бегает аллейкой,По стальным двум змейкам. (Трамвай.)

Что за чудо светлый дом?Пассажиров много в нём.Носит обувь из резины,И питается бензином. (Автобус.)

Что такое — отгадай:Ни автобус, ни трамвай.Не нуждается в бензине,Хотя колёса на резине. (Троллейбус.)

Их видно повсюду, их видно из окон,По улице движутся быстрым потоком.Они перевозят различные грузы —Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики.)

Этот конь не ест овса,Вместо ног — два колеса.Сядь верхом и мчись на нём!Только лучше правь рулём! (Велосипед.)

Длинной шеей поверчу,Груз тяжёлый подхвачу.Где прикажут — положу,Человеку я служу! (Подъёмный кран.)

К нам во двор забрался «крот»,Роет землю у ворот.Сотни рук он заменяет,Без лопаты он копает. (Экскаватор.)

Вот утюг так утюг!Ах, какой огромный!Он прошёл — дорога вдруг,Стала гладкой, ровной! (Каток.)

Чтобы он тебя повёз

Не попросит он овёс,

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда поднявши пыль,

Побежит . . . . (Автомобиль. )

Эта сильная машина,Едет на огромных шинах.Сразу полгоры убралСемитонный… (Самосвал).

Овсом не кормят, кнутом не гонят,А как пашет — пять плугов тащит. (Трактор.)

Полотно, а не дорожка,Конь не конь — сороконожка.По дорожке той ползёт,Весь обоз один везёт. (Поезд.)

Мчится огненной стрелой,Мчится вдаль машина.И зальёт пожар любойСмелая дружина. (Пожарная машина.)

Когда тебе нужно в больницу,

На помощь машина примчится.

Лекарства в ней врач привезёт,

От всяких болезней спасёт.

Ты номер, конечно же помнишь,

03 – это . . . (Скорая помощь.)

Дидактическая игра «Узнай знак по описанию»

Целью данной игры являлось выявление уровня знании дорожных знаков.

Правила: в игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Карточка закрывается только после прослушивания информации о знаке. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель, осторожно!Ехать быстро невозможно.Знают люди все на свете —В этом месте ходят дети. (Знак «Осторожно, дети».)

Здесь дорожные работы —Ни проехать, ни пройти.Это место пешеходуЛучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы».)

Никогда не подведётНас подземный переход:Дорога пешеходнаяВ нём всегда свободная. (Знак «Подземный переход»)

У него два колеса и седло на раме,Две педали есть внизу, крутят их ногами.В красном круге он стоит,О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено».)

Этой зебры на дорогеЯ нисколько не боюсь.Если все вокруг в порядке,По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольник –Знать обязан и дошкольник.Это очень строгий знак.И куда б вы не спешили,С папой на автомобиле —Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещён».)

Я не мыл в дороге рук,Поел фрукты, овощи.Заболел и вижу пунктМедицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи».)

Этот знак на переезде —В непростом, заметим, месте.Тут шлагбаум не стоит,Паровоз вовсю дымит.Скорость он набрал уже,Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переездбез шлагбаума».)

На дороге яркий глаз:Задержать он хочет нас.Если красный – нет пути.Зелёный – можешь и пройти. (Светофор)

Знак любителей обгона

Объявляет вне закона.

В этом месте, сразу ясно,

Обгонять других, опасно! (Знак «Обгон запрещен».)

В дождь и в ясную погодуЗдесь не ходят пешеходы.Говорит им знак одно:«Вам ходить запрещено!» (Знак «Движение пешеходов запрещено».)

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать. (Знак «Остановка автобуса»)

Если нужно дозвониться

Вам домой, иль за границу –

На дороге знак поможет

К телефону путь проложит. (Знак «Телефон».)

Коли вам нужна еда,То пожалуйте сюда.Эй, шофер, внимание!Скоро пункт питания! (Знак «Пункт питания».)

Футбол – хорошая игра.Пусть каждый тренируетсяНа стадионах, во дворах,Но только не на улицах. (Жилая зона)

Дидактическая игра «Дорожный КВН»

Целью игры было выявить уровень знаний дорожных терминов и понятий.

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ с поднятием руки, выкрикивать хором нельзя. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Дети садятся полукругом, воспитатель задаёт вопросы. Воспитатель. Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.

Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)

Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

При подведении итогов, полученных в процессе проведения дидактических игр, учитывались следующие показатели:

  1. Правильность ответа, точность терминологии.
  2. Быстрота ответа.
  3. Соблюдение правил, самостоятельность.

Анализ результатов проведённых игр показал, что у детей отсутствуют чёткие знания знаков и дорожной терминологии, а так же имеют место ошибочные представления о правилах поведения на дороге и рядом с ней. Таким образом, группу детей я условно разделила на подгруппы, имеющие различные уровни развития. Результаты исследования приведены в приложении № 2.

Работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения я начала с обогащения мини – центра «Дорожная грамота». Для этого были изготовлены следующие материалы и макеты:

  • Макеты знаков дорожного движения: ростовые и миниатюрные;
  • Макет дороги с перекрёстками, поворотами, зданиями;
  • Объёмные фигурки транспорта и людей для обыгрывания ситуаций на макете дороги;
  • Тематический альбом «Опасности на дороге»;
  • Наборы для моделирования дорожных знаков;
  • Разрезные картинки с изображением знаков;
  • Атрибуты к сюжетно – ролевым играм.

А также материалы к выставке для родителей:

  • Плакаты;
  • Тематические альбомы;
  • Консультации и анкеты.

Для решения поставленных задач, в деятельности я использовала различные формы работы. Это и решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и загадок о дорожных знаках и поведении на дороге, а так же практическое применение знаний в играх и эстафетах. Детям предлагалось самостоятельно найти выход из конкретной ситуации, оценить действия сверстников и героев произведений. Не маловажную роль сыграли и дидактические игры. Работа проводилась последовательно. После ознакомления детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, знания закреплялись на практике, затем для детей организовывались досуги, где дети могли на практике применить полученные знания.

Работа с родителями по данной теме тоже имела важное место в закреплении материала, так как по дороге в детский сад родители обращали внимание на знаки и разметку, напоминали детям как нужно себя вести вблизи дороги или непосредственно на ней.

Вся работа проводилась в соответствии с перспективным планом, подготовленным мной заранее.

Все предлагаемые детям виды деятельности по ознакомлению с темой моей работы, способствовали не только решению конкретных задач, но и способствовали сплочению детского коллектива, а так же совершенствованию коллективных действий и взаимодействий между детьми, воспитанию умения действовать сообща, в команде.

Для более успешного запоминания вариантов действия в опасной ситуации, мной были показаны пути выхода или решения конкретной проблемы, а так же я выносила на обсуждение детей действия сказочных героев, в результате высказываний детей подводились итоги, как нужно или нельзя поступать и к чему это может привести. Большой интерес у детей вызывала самостоятельная подготовка атрибутов к играм и развлечениям. Кроме того тематические физкультминутки включались в другие виды НОД. Это способствовало не только закреплению знаний, но и вызывало интерес к дальнейшему изучению Правил.

Для выявления эффективности проведённой работы, детям были предложены те же задания, что и при выявлении уровня знаний и умений в использовании выразительных средств. В целом, дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные. В речи детей заметно увеличение выразительности как эмоциональной, так и интонационной. Так же дети стали активно использовать жесты, мимику, различные телодвижения для передачи необходимого образа не только в играх, но и в свободной деятельности.

Подробнее результаты работы приведены в приложении № 5.

  1. Выводы.

Проведённая работа по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения в целом дала хорошие результаты. Дети стали активно использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, сюжетно – ролевых играх, подвижных играх на улице. Важно отметить, что в результате проведённой работы, дети научились самостоятельно придумывать опасную, проблемную ситуацию и способы её решения.

Работа проводилась последовательно. На основе полученных знаний дети самостоятельно организовывали игры, обсуждали опасные ситуации самостоятельно, объединяясь в небольшие группы, иногда обращаясь за помощью к воспитателю. Кроме того, дети научились взаимодействовать друг с другом, в спорах не кричали и не перебивали друг друга, а терпеливо выслушивали мнение сверстника и, при необходимости могли переубедить, объяснить правильность своего суждения.

В результате проведённой работы, дети овладели необходимыми навыками соблюдения правил дорожного движения. Но следует заметить, что работа по закреплению и совершенствованию этих навыков не должна останавливаться. Необходимо постоянное подкрепление и обогащение знаний опасными ситуациями, дидактическими играми и тематическими досугами. Работа по формированию навыков правильного поведения на дороге обеспечит безопасность наших детей, сохранит их жизни.

  1. Библиография.
  1. Баринова Е. В., «Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога», Р – н – Д, «Феникс», 2011г.
  2. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ, М. «Транспорт», 2010.
  3. Программа по здоровьесбережению «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы: Стёркина Р. Б., Князева О. Л., Авдеева Н. Н., М., «Просвещение», 2008.
  4. Усачёв А. А., «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей», М., «Самовар», 2010.
  5. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Под ред. В. Володина, М., «Аванта», 2001.

Интернет ресурсы.

  1. http://www.baby.ru
  2. http://avtobip.ru/students/pdd-detyam

        

Приложение № 1

Список детей.

  1. Жарков Слава
  2. Иванов Дима
  3. Ёгозов Женя
  4. Кудряшов Кирилл
  5. Дряхлов Кирилл
  6. Шитова Катя
  7. Ганичева Настя
  8. Чиклимова Даша.
  9. Анохин Никита
  10. Полобрюхова Надя.

Приложение № 2

Уровень овладения знаниями вначале работы.

Ф. И. ребёнка

знаки

транспорт

правила

Жарков Слава

+-

+-

-

Иванов Дима

+-

+-

+-

Ёгозов Женя

-

+-

+

Кудряшов Кирилл

-

+-

+-

Дряхлов Кирилл

-

+-

-

Шитова Катя

-

+-

-

Ганичева Настя

-

+-

-

Чиклимова Даша.

-

+-

-

Анохин Никита

+-

+

+-

Полобрюхова Надя.

-

+-

-

nsportal.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"