Фгос о пдд дошкольников

.

Методическая разработка по ОБЖ (старшая группа) на тему: Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения в соответствии с ФГОС ДОО | скачать бесплатно

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, стремились создать в своей группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная,
  2. познавательная,
  3. речевая,
  4. художественно-эстетическая,
  5. физическая.

При построении предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

  1. принцип активности, самостоятельности, творчества;
  2. принцип стабильности, динамичности;
  3. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  4. принцип открытости;
  5. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Так как дорожно–транспортный травматизм является приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Вопрос о грамотном обучении детей как пешеходов, пассажиров и будущих водителей очень актуален. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе был создан уголок безопасности дорожного движения.

Наглядный материал, который представлен в уголке по ПДД:

  • иллюстрации с правилами дорожного движения и знаками;
  • макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения и отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге. Я наглядно показываю дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняя, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: предупреждающие знаки - «Пешеходный переход», «Дети»;
  • запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено»,  «Движение на велосипедах запрещено»,  предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета: «Главная дорога», «Уступи дорогу», знаки сервиса - «Больница», «Пункт питания»;
  • плакаты по правилам дорожного движения;
  • поделки, выполненные родителями с детьми;
  • макет микросоциума;
  • альбомы «Разные виды транспорта».

Для закрепления знаний по правилам дорожного движения была создана подборка дидактических игр. Дидактическая игра имеет широкий спектр применения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Играя в эти игры, дети научатся различать цвета светофора, распознавать виды транспортных средств, усваивают понятиям «тротуар», «проезжая часть», дорожные знаки

Дидактический материал:

  • дидактические игры: «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови»
  • «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Где спрятался знак», «Перекресток», «Наша улица»; «Учим дорожные знаки».
  • перфокарты: «Чем накормить автомобиль», «Сигналы регулирования дорожного движения», «Какого вида транспорт».

Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему. Картотека сюжетно – ролевых игр на тему: «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель».

Предметно-игровая среда для сюжетно-ролевых игр:

  • Сюжетно – ролевая игра «Водители» - фуражки для водителей такси, кепки для водителей легковых и спортивных машин, рули разного цвета и размера, макет светофора, водительские удостоверения.
  • Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик» - форма или фуражка, свисток, жезл.

Тематика сюжетно – ролевых игр:

  • «Регулировщик», «Автосервис», «Автомойка», «Медпункт», «Водители».

Дети не всегда могли наблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, влияние разных погодных условий, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман), потому я создала уголок по БДД, где ребятам доступно продемонстрированы те или иные дорожные ситуации на примере мультипликационных героев.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения мною создана картотека подвижных игр, альбом загадок по теме.

Создана подборка художественной литературы:

  • А. Баруздин «Кто построил этот дом?»,
  • А. Дорохов «Перекресток»,
  • Б. Житков «Что я видел»,
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»,
  • М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»,
  • С. Михалков «Скверная история»,
  • Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • М. Дружинина «Моя улица».

 

Также мной разработаны авторские игры по ПДД: «Клуб знатоков ПДД»

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение, развивать внимание, память.

Материал для игры: Карточки с изображением дорожных знаков, кружки зелёного цвета.

Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Воспитатель объясняет детям правила игры: за правильно названный дорожный знак и его назначение будут получать у кассира зелёный кружок и закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Выбирается кассир, ему передаются зелёные круги. Дети выбирают карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ты знакам покажись,

Покажи нам поскорее,

Какой знак тебе милее! Стоп!

Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребёнок назвал знак правильно, кассир выдаст ему зелёный кружок, ребёнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаёт кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передаётся соседу, и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребёнок не получает зелёный кружок, а диск передаётся следующему ребёнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки зелёными кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей зелёными кружками.

Авторская дидактическая игра «Куб знаний»

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Закреплять умение детей различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, предупреждающие, приписывающие) о дорожных знаках, уметь их группировать. Помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков). Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Ход игры:

  1. Вариант «Отгадай-ка знак» - воспитатель читает загадку, а ребенок, который отгадал загадку, берет себе знак, о котором шла речь.
  2. Вариант «Дорожные знаки » - каждый ребенок выбирает себе грань (синяя или красная), дети принимают решение: какие знаки они будут собирать и затем по сигналу начинают заполнять свои грани куба.
  3. Вариант « Лишний знак». В центре выкладываются 3 знака одной группы и один из другой. Ребенку нужно рассказать, какой знак лишний и к какой группе он принадлежит.
  4. Вариант « Какой знак спрятался». В игре может участвовать 4-6 детей. Педагог выкладывает перед детьми 6-8 карточек с дорожными знаками, предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Дети закрывают глаза, а взрослый в это время убирает одну карточку (для усложнения количество спрятанных карточек можно увеличивать). Дети должны отгадать каких знаков не стало. Можно просто поменять местами карточки.
  5. Вариант «Расскажи про дорожный знак». В игре может участвовать 4-6 детей. Знаки лежат в мешочке. Ребенок опускает руку и достает любой знак. Ему нужно рассказать, что именно это за знак.

Авторская дидактическая игра: «Я знаю дорожные знаки»

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Умение находить изображение знака и правильно совместить его с рамкой.

Ход игры: В игру могут играть от 2 до 4 детей. Дети разбирают рамку для знаков. Далее из коробочки достают по очереди сами изображения знаков, называют их и подбирают для изображения знака рамку.

Варианты игры: «Найди рамку для знака», «Что это за знак, отгадай-ка».

nsportal.ru

Педагогический проект: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения» в условиях реализации ФГОС ДО | ОБЖ

Педагогический проект: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения» в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Выволокина Светлана Александровна

Организация: МБДОУ д/с № 394

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

                                   СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

 

2.Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной                               жизнедеятельности в рамках ознакомления                                                           с правилами дорожного движения» в условиях реализации ФГОС ДО.

 

 

3.Заключение

 

 

Литература.

 

 

Введение.

Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социального воспитания в образовательных учреждениях. Социальное воспитание  - основа социального развития ребенка.

      Как известно, формирование личности и социализация человека начинается в дошкольном возрасте. Ребенок в процессе и посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума. Д.Б. Эльконин отмечал, что в «субкультуре детей существует потенциал предчувствия траектории развития» (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М. Педагогика, 1989, с. 560)

    Социально – коммуникативное развитие – это основное направление образовательной программы, согласно ФГОС дошкольного образования. Дошкольный возраст является сензитивным для социального развития ребенка. Именно в этот период происходит не только расширение и перестройка системы взаимоотношений между ребенком, а также их сверстниками и взрослыми, но и значительно усложняются виды деятельности, возникает совместная деятельность со сверстниками, активно усваиваются нормы поведения  в социуме, поэтому вопросы социального воспитания в дошкольном возрасте актуальны.

   Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в системе образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в образовании. Предпосылки и источники становления инновационных процессов в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики нашего государства: инновационными процессами в экономике, производстве в других сферах жизни (20 -21 вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой и т.д.

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

   Метод проектов – совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

   В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой    ( темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

  Проекты вне зависимости от вида нуждаются в постоянном  внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Поэтому, на наш взгляд, проектная деятельность является одним из факторов социального воспитания дошкольников.

Педагогический проект

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной  жизнедеятельности в рамках ознакомления                                                           с правилами дорожного движения»                                                                              в условиях реализации ФГОС ДО.

Актуальность. 

   Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

  П. Лич и П. Статмен в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит  в том, что дети любят правила и целиком придерживаются им. Если правила кем –то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

  К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

      Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.  Элементарное  незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей  на проезжей части приводит к травматизму детей. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.

  Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. За два месяца 2012 года произошло 52 аварии с участием 55 детей.  Основные причины дорожных нарушений: незнание дошкольниками элементарных правил; стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

    Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять  большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей,  навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.

Задачи: 

  • знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изо­бражение для правильной ориентировки на улицах и дорогах;
  • формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предви­деть опасные ситуации, умение их избегать;
  • воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведе­ния в дорожно-транспортном процессе;
  • активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.

 

Вид проекта: познавательно - игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы,  родители воспитанников, воспитатели,  муз. руководитель.       Проблема: «Как помочь детям научиться безопасному поведению на дороге?».

Предполагаемый результат:

●Приобретение детьми знаний по ПДД.                                                      ●Формирование умения находить верное решение в проблемной ситуации. ●Привитие культуры поведения на дороге.                                     ●Формирование чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.                                                                         ●Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку. ●Побуждение детей к дальнейшему знакомству с ПДД.                               ●Обогащение предметной среды в группе по ПДД.                                       ●Активное участие родителей в реализации проекта.

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

  • Консультации.
  • Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
  • Подбор материала о Правилах дорожного движения.
  • Разработка модуля «Правила дорожного движения».
  • Создание и разработка перспективного плана  воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Роль родителей в реализации проекта:

  • Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
  • Консультации «Родителям – о безопасности дородного движения»,
  • Оформление стендов «Уголок безопасности», «История ПДД», «Законы улиц и дорог».
  • Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.

 

Этапы работы над проектом:

Первый этап (подготовительный):

На данном этапе была созданаигровая ситуация длядетей. В ходе сюжетно-дидактической игры«Нам на улице не страшно» дети понимают, что они мало знают о правилах дорожного движения, боятся переходить дорогу на перекрёстке. Наш детский сад находится рядом с дорогой (пр.Ленина) и переходить ее очень опасно: очень оживленный перекресток, несколько светофоров, поток автомобилей движется очень быстро и на данном участке дороги уже были несчастные случаи с пострадавшими пешеходами.

  • Беседа с детьми: «Что такое правила дорожного движения? И нужно ли их соблюдать?»
  •  Проведение тестирования родителей «Грамотный пешеход».

     ●   Беседа с детьми по результатам тестирования родителей.

Вывод: Родители знают правила дорожного движения.

 Решение проблемной ситуации  «Как подготовить викторину для родителей по правилам дорожного движения?» (обсуждение предложения об организации викторины для родителей.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие задания можно предложить родителям-участникам?
  2. Кто из детей хочет принять участие в викторине?
  3. Смогут ли дети-участники одержать победу над родителями?

Вывод: Детям нужно изучить правила дорожного движения, чтобы одержать победу над родителями.

 

Основной этап работы: расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через  беседы с детьми, заучивание рифмованных правил, стихов, через чтение художественной литературы, наблюдение. 

Под руководством воспитателя совершают экскурсии на улицу:

-«Экскурсия к светофору»;

  Наблюдая за интенсивным потоком различного транспорта, за движением, делают вывод: всё должно подчиняться правилам, несоблюдение часто ведёт к аварии.

 

      Проводятся беседы по ПДД:

«Как вести себя в общественном транспорте»;

«Зачем нужны дорожные знаки?»;

«Что обозначают сигналы светофора?»;

«Где можно играть?»;

«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги» и др.

На одно из занятий был приглашён инспектор ДПС, на котором он рассказал детям о своей работе, о необходимости соблюдения  правил дорожного движения.

 

Игра — это прежде всего накопление опыта, причем опыта активного.

Применение игровых методов при изучении Правил дорожного движения

особенно актуально и целесообразно, ведь это именно тот случай, когда

нельзя учиться на своих ошибках. Приведем примеры игр, которые

можно  использовать при ознакомлении детей с правилами дорожного движения.

  Дидактические игры:

«Азбука пешехода»;

«Домино»;

«Кто больше назовёт дорожных знаков»;

«Угадай вид транспорта»;

«Кто чем управляет»;

Сюжетно-ролевые игры:

«Улица города»;

«Путешествие»;

«Автобус»;

«Транспорт»; и др

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобили»;

«Островок безопасности»;

«Красный, жёлтый, зелёный» и др.

Также использовалось моделирование различных ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах:

«Авария на дороге»;

«Будущий водитель»;

«Помогите старушке»» и др.

 

С детьми была прочтена следующая художественная литература:

Берестов В. «Про машины»;

Иванов А. «»Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Кончаловская  Н. «Самокат»;

Михалков С. «Дядя Стёпа-Милиионер», «Улица»;

Серяков И. «Улица, где все спешат», «Учёный дружок» и др. 

Продуктивная деятельность.

Аппликация: «Автомобили у светофора», «Светофор», «Автобус»,  «Зебра».  Рисование:  «Улица города», «Перекресток», «Красный сигнал светофора».  Лепка:  «Шлагбаум»,   «Самокат», «Светофор», «Дорожный каток».

 

  В группе воспитатели вместе с детьми оформили альбом  «Самара – город безопасного дорожного движения», в котором  собрали загадки, стихи, рисунки по теме.

   Оформлен макет улицы по ПДД. Дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее и двустороннее движение.

 

Третий этап (заключительный):

●   На этом этапе была проведена  викторина по ПДД.

● Для того, чтобы опасных ситуаций на дороге было меньше, родители совместно с детьми  сделали памятки для родителей – водителей транспортных средств и раздавали их всем, кто приезжал за ребенком в детский сад на автомобиле.

 

                                      Заключение.

      Правила дорожного движения – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться  своим здоровьем или жизнью.  Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении образовательных мероприятий по правилам дорожного движения. Проводимая работа направлена на развитие у детей самостоятельности, ответственности, способствует формированию умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки  явлений окружающего мира. Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. У ребят  закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения. С детьми старшего дошкольного возраста велась работа по ознакомлению детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов, а также с основными понятиями дорожного «словаря». Во время экскурсий по улицам города обращалось внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе использовался наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация викторины  «Знатоки ПДД». Использовались в игровой деятельности детей макет «Улицы города». Проводились сюжетно – ролевые игры: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Автомойка». На протяжении всего времени обучение превращалось в увлекательную игру. Всю работы проводились планово, систематически, охватывая все виды детской деятельности. К проведению данной работы были привлечены родители. Регулярно проводились беседы, давались рекомендации, кроме того, использовались такие формы работы как: анкетирование, консультации, совместное изготовление атрибутов. Приглашались родители на  совместные развлечения, экскурсии по правилам дорожного движения.                           

    В результате проделанной работы:                                                                            -   в группе создана оригинальная активизирующая предметная среда;                         - расширился кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция дошкольников;                                                                                                                      - повысилась культура поведения детей на улице и в общественном транспорте,             -    укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом,                                                                                                                                      -    воспитанники приобрели навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой,                                                                                                             -    научились оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.

    Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы. 

    В перспективе необходимо продолжить работу по  пополнению макетной среды по правилам дорожного движения в группе, привлечь к совместной работе школьников и сотрудников ГИБДД.

 

                                        Литература.

  1. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»  (цикл  занятий для старших  дошкольников по обучению правилам  дошкольного движения), издательство «Детство – Пресс»  Санкт-Петербург, 2010 г.
  2.  Данилова Т.И. «Программа  Светофор» (обучение детей дошкольного возраста  ПДД»,  Санкт-Петербург,  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2011г.
  3. Извекова  Н.А.,  Медведева А.Ф. и др.  «Занятия  по  правилам  дорожного движения»,  М.,  ТЦ  Сфера, 2009 г.
  4. Министерство  образования и науки  Самарской области  ГОУ  ДОД  Самарский  областной центр детско-юношеского технического творчества в рамках  областной целевой  программы  «Повышение безопасности  дорожного движения  до 2015 года»   «Если с другом вышел в путь»  (учебное пособие  для  дошкольных образовательных учреждений),  Самара, 2009г.
  5. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по  теме: «Правила и безопасность дорожного движения», М., 2007г.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. . [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
  7. Черепанова С.Н.   «Правила  дорожного  движения  дошкольникам»,  М.,  2009 г.
Опубликовано: 09.06.2015

www.predmetnik.ru

Использование презентаций при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Использование презентаций  при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Змиевская Елена Анатольевна

С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.  Целью этой работы в детском саду является: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Это направление выделено  ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно «..формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В процессе  работы были подобраны: соответствующий дидактический материал, сделаны пособия, трафареты, внесены схемы, модели, альбомы, подобрана детская литература и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка. Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации.

К играм, которые учат старших дошкольников  самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры.

В  предметно-развивающей среде группы, где я работаю,  есть  Smart Board, которую я  использую для работы по данной теме. Работа с данным оборудованием (SmartBoard) носит рекомендательный характер и рассчитана как на совместную деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), так и на самостоятельную деятельность. Одними из задач работы в данной области является: развитие кинестетических ощущений, тактильной чувствительности; развитие пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве; развивать аккуратность при работе со SmartBoard.

Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, так как возможности программы PowerPointMicrosoftOfficeпозволяют сочетать текстовый материал с видеоизображениями, а также музыкальным и звуковым сопровождением. Анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1, 5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).  Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждую непосредственно образовательную деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи  материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей работе на Smartдоске, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор», «Дорожные знаки в стихах», «Дорожная Азбука», «Загадки по ПДД».

Серия презентаций охватывает большой объем материала  по изучению ПДД: ребенок - пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель. Темы: «светофор»,  «виды транспортных средств, их классификация», «сведения о дороге и ее главных составных частях», «участники дорожного движения», «группы дорожных знаков и указателей, их назначение», «причины ДТП», «дидактические игры».

У меня в работе с детьми уже больше 15 презентаций по ознакомлению  и закреплению знаний по правилам дорожного движения.

 Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

В интернете я использую   сайт «Детские электронные презентации», адрес сайта (www.viki.rdf.ru), например, презентации и клипы по ПДД:

 

1.      «Торопыжка» -  светофор и пешеходный переход, как вести себя на улице.

2.      «Дорожные знаки» -  название и значение дорожных знаков.

3.      «Правила дорожного движения для малышей» - ребенок - пешеход

4.      «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - ребенок - пассажир

5.      «Стой, внимание, иди! » - ребенок - водитель

Понимая, что в рамках  только детского сада  невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками.  Родителям рекомендую  использовать  развивающие CD - диски, такие как:

1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения.

2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.

3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.

4. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и дорожного  этикета.

5. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.

 

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : Издательство Скрипторий 2003», 2007.

9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.

10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД).

12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.

13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Ку-бань», 1997.

14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

 

www.auto.ext.spb.ru

Использование презентаций при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Использование презентаций  при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Змиевская Елена Анатольевна

С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.  Целью этой работы в детском саду является: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Это направление выделено  ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно «..формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В процессе  работы были подобраны: соответствующий дидактический материал, сделаны пособия, трафареты, внесены схемы, модели, альбомы, подобрана детская литература и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка. Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации.

К играм, которые учат старших дошкольников  самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры.

В  предметно-развивающей среде группы, где я работаю,  есть  Smart Board, которую я  использую для работы по данной теме. Работа с данным оборудованием (SmartBoard) носит рекомендательный характер и рассчитана как на совместную деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), так и на самостоятельную деятельность. Одними из задач работы в данной области является: развитие кинестетических ощущений, тактильной чувствительности; развитие пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве; развивать аккуратность при работе со SmartBoard.

Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, так как возможности программы PowerPointMicrosoftOfficeпозволяют сочетать текстовый материал с видеоизображениями, а также музыкальным и звуковым сопровождением. Анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1, 5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).  Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждую непосредственно образовательную деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи  материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей работе на Smartдоске, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор», «Дорожные знаки в стихах», «Дорожная Азбука», «Загадки по ПДД».

Серия презентаций охватывает большой объем материала  по изучению ПДД: ребенок - пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель. Темы: «светофор»,  «виды транспортных средств, их классификация», «сведения о дороге и ее главных составных частях», «участники дорожного движения», «группы дорожных знаков и указателей, их назначение», «причины ДТП», «дидактические игры».

У меня в работе с детьми уже больше 15 презентаций по ознакомлению  и закреплению знаний по правилам дорожного движения.

 Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

В интернете я использую   сайт «Детские электронные презентации», адрес сайта (www.viki.rdf.ru), например, презентации и клипы по ПДД:

 

1.      «Торопыжка» -  светофор и пешеходный переход, как вести себя на улице.

2.      «Дорожные знаки» -  название и значение дорожных знаков.

3.      «Правила дорожного движения для малышей» - ребенок - пешеход

4.      «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - ребенок - пассажир

5.      «Стой, внимание, иди! » - ребенок - водитель

Понимая, что в рамках  только детского сада  невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками.  Родителям рекомендую  использовать  развивающие CD - диски, такие как:

1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения.

2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.

3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.

4. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и дорожного  этикета.

5. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.

 

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : Издательство Скрипторий 2003», 2007.

9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.

10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД).

12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.

13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Ку-бань», 1997.

14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

 

ext.spb.ru

Использование презентаций при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Использование презентаций  при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Змиевская Елена Анатольевна

С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.  Целью этой работы в детском саду является: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Это направление выделено  ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно «..формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В процессе  работы были подобраны: соответствующий дидактический материал, сделаны пособия, трафареты, внесены схемы, модели, альбомы, подобрана детская литература и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка. Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации.

К играм, которые учат старших дошкольников  самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры.

В  предметно-развивающей среде группы, где я работаю,  есть  Smart Board, которую я  использую для работы по данной теме. Работа с данным оборудованием (SmartBoard) носит рекомендательный характер и рассчитана как на совместную деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), так и на самостоятельную деятельность. Одними из задач работы в данной области является: развитие кинестетических ощущений, тактильной чувствительности; развитие пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве; развивать аккуратность при работе со SmartBoard.

Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, так как возможности программы PowerPointMicrosoftOfficeпозволяют сочетать текстовый материал с видеоизображениями, а также музыкальным и звуковым сопровождением. Анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1, 5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).  Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждую непосредственно образовательную деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи  материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей работе на Smartдоске, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор», «Дорожные знаки в стихах», «Дорожная Азбука», «Загадки по ПДД».

Серия презентаций охватывает большой объем материала  по изучению ПДД: ребенок - пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель. Темы: «светофор»,  «виды транспортных средств, их классификация», «сведения о дороге и ее главных составных частях», «участники дорожного движения», «группы дорожных знаков и указателей, их назначение», «причины ДТП», «дидактические игры».

У меня в работе с детьми уже больше 15 презентаций по ознакомлению  и закреплению знаний по правилам дорожного движения.

 Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

В интернете я использую   сайт «Детские электронные презентации», адрес сайта (www.viki.rdf.ru), например, презентации и клипы по ПДД:

 

1.      «Торопыжка» -  светофор и пешеходный переход, как вести себя на улице.

2.      «Дорожные знаки» -  название и значение дорожных знаков.

3.      «Правила дорожного движения для малышей» - ребенок - пешеход

4.      «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - ребенок - пассажир

5.      «Стой, внимание, иди! » - ребенок - водитель

Понимая, что в рамках  только детского сада  невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками.  Родителям рекомендую  использовать  развивающие CD - диски, такие как:

1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения.

2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.

3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.

4. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и дорожного  этикета.

5. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.

 

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : Издательство Скрипторий 2003», 2007.

9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.

10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД).

12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.

13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Ку-бань», 1997.

14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

 

mobile.docs.ext.spb.ru

Использование презентаций при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Использование презентаций  при ознакомлении старших дошкольников с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»

Змиевская Елена Анатольевна

С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.  Целью этой работы в детском саду является: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Это направление выделено  ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно «..формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В процессе  работы были подобраны: соответствующий дидактический материал, сделаны пособия, трафареты, внесены схемы, модели, альбомы, подобрана детская литература и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка. Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации.

К играм, которые учат старших дошкольников  самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры.

В  предметно-развивающей среде группы, где я работаю,  есть  Smart Board, которую я  использую для работы по данной теме. Работа с данным оборудованием (SmartBoard) носит рекомендательный характер и рассчитана как на совместную деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), так и на самостоятельную деятельность. Одними из задач работы в данной области является: развитие кинестетических ощущений, тактильной чувствительности; развитие пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве; развивать аккуратность при работе со SmartBoard.

Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, так как возможности программы PowerPointMicrosoftOfficeпозволяют сочетать текстовый материал с видеоизображениями, а также музыкальным и звуковым сопровождением. Анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1, 5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).  Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждую непосредственно образовательную деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи  материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей работе на Smartдоске, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор», «Дорожные знаки в стихах», «Дорожная Азбука», «Загадки по ПДД».

Серия презентаций охватывает большой объем материала  по изучению ПДД: ребенок - пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель. Темы: «светофор»,  «виды транспортных средств, их классификация», «сведения о дороге и ее главных составных частях», «участники дорожного движения», «группы дорожных знаков и указателей, их назначение», «причины ДТП», «дидактические игры».

У меня в работе с детьми уже больше 15 презентаций по ознакомлению  и закреплению знаний по правилам дорожного движения.

 Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

В интернете я использую   сайт «Детские электронные презентации», адрес сайта (www.viki.rdf.ru), например, презентации и клипы по ПДД:

 

1.      «Торопыжка» -  светофор и пешеходный переход, как вести себя на улице.

2.      «Дорожные знаки» -  название и значение дорожных знаков.

3.      «Правила дорожного движения для малышей» - ребенок - пешеход

4.      «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - ребенок - пассажир

5.      «Стой, внимание, иди! » - ребенок - водитель

Понимая, что в рамках  только детского сада  невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками.  Родителям рекомендую  использовать  развивающие CD - диски, такие как:

1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения.

2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.

3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.

4. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и дорожного  этикета.

5. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.

 

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : Издательство Скрипторий 2003», 2007.

9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.

10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД).

12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.

13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Ку-бань», 1997.

14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.

 

www.629511.ext.spb.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"