Дорожные ловушки по пдд

.

Конспект занятия по ПДД Опасная дорога. Дорожные ловушки.

Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Опасная дорога. Дорожные ловушки» Лукина Людмила Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Работа с дошкольниками Цель занятия: Обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах. Создавать ситуацию радостного эмоционального настроения, воспитывать в детях грамотных пешеходов, умеющих самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи: Познавательное развитие: расширить знания детей о скрытых опасностях - дорожных “ловушках” и умений их распознавать. Формировать представление о ремне безопасности, о его назначении, на основе опытно - экспериментальной деятельности. Социально-коммуникативное развитие: Продолжать учить детей различать дорожные знаки: «Остановка», «Пешеходный переход», «Опасный поворот», «Движение пешехода запрещено», «Дорожно-патрульная служба», уметь расставлять их согласно дорожной обстановке. Повторить правила перехода проезжей части, уметь объяснять ошибки пешеходов. Формировать познавательно - поведенческие реакции, направленные на сохранение жизни и здоровья. Речевое развитие: Развивать устную связную речь; активизировать словарь детей: дорожные «ловушки», использовать в речи слова «слева», «справа»; Физическое развитие: физкультминутка «Мы водители» снимет усталость и восстановит положительное эмоциональное состояние психики. Обеспечивает смену видов деятельности, повышения работоспособности. Виды детской деятельности: коммуникативная, опытно-экспериментальная, проблемно-поисковая, игровая. Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, прием проблемной ситуации: ориентировка на местности (перекресток). Предварительная работа: экскурсия к дороге, наблюдение за движением пешеходов на перекрестке, регулируемым светофором; игры детей на макете дороги, магнитной доске, на детской площадке, беседа «Опасная минута», чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о транспортных средствах. Оборудование: презентация «Дорожные знаки», макет дороги для проблемно-поисковой деятельности, игрушки – персонажи мультфильма «Маша и Медведь», набор ЛНГО для опытно-экспериментальной деятельности на каждого ребенка (автомобили, человечки), резинка офисная, кубики. Средства ТСО: - ноутбук, диапроектор, экран. Место проведения - кабинет ПДД Размещение детей - организационный момент, стоя полукругом; - в течение ОД перемещение по кабинету Содержание организационной деятельности детей: Ход ОД: 1. Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами пришли в кабинет ПДД. Что мы с вами будем изучать? Дети: Правила дорожного движения. 2. Д/и “Каждому знаку свое место” Слайд 3 Цель: повторение дорожных знаков. Воспитатель: Маша пошла в гости к Медведю и узнала, что он уехал в город. Она очень расстроилась, что Медведь не взял её с собой. И тут ей приходит в голову гениальная мысль: она едет в город искать Медведя. Вот Маша в городе и на своем пути увидела одну неприятную ситуацию. Предлагаю вам разобраться и помощь нашему мультипликационному герою. Садимся на стульчики и посмотрим на экран. Что вам кажется необычным? Дети: Кто-то стер все дорожные знаки. Воспитатель: Для чего нам нужны дорожные знаки? Дети: Чтобы знать, где переходить дорогу. Чтобы водители не попали в аварию. Воспитатель: Знаки предназначены для нашей с вами безопасности и являются незаменимыми помощниками в сложном дорожно-транспортном мире. Наша задача – расставить знаки в нужных местах. (ответы детей с объяснением, дети показывают знак на карточках, проверяют на экране). 3. Разбор дорожных ситуаций. Воспитатель: Маша стала уже большой, собирается в школу, но как вести себя в городе на улице не знает. Давайте подойдем к макету дороги, и расскажем ей, как надо переходить дорогу, покажем, какие опасности подстерегают её на пути. Эти опасности еще называют «Дорожные ловушки». Что такое дорожная ловушка? Дети: Это неожиданное препятствие. Скрытая опасность. Воспитатель: Дорожные ловушки – это ситуации обманчивой безопасности. В таких ситуациях пешеход в первое мгновение не видит транспорт и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несется автомобиль. И, бывает, не успевает осознать свою ошибку. Поэтому, ребята, очень важно научиться распознавать “дорожные ловушки” и избегать их. Работа с детьми на макете дороги. Ситуация 1 Воспитатель: Ребята, кто стоит на остановке? Дети: Медведь. Воспитатель: Он уже приехал в город, вышел из автобуса, и начинает переходить дорогу. Какую ошибку он допускает? Дети: Обходит автобус спереди (сзади). Разбор ситуации на макете – мимо автобуса проезжает машина, Медведь не видит её и выходит на проезжую часть дороги. Воспитатель: Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Как же он должен поступить? Дети: От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода. Воспитатель: Медведь дошел до пешеходного перехода, что он должен делать? Дети: Посмотреть налево и направо, ещё раз налево, если нет машин, то можно переходить дорогу.Воспитатель: Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади, так как автобус закрывает обзор и не видно транспортные средства, которые едут следом за автобусом.Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка. И выполняй все правила дорожного движения. Если рядом нет установленного для перехода места, подождать, когда автобус уедет, и дорога хорошо будет просматриваться слева и справа. Помни переходить дорогу вне пешеходного перехода опасно. Ситуация 2 Воспитатель: Маша увидела на другой стороне улицы своего друга - Медведя и решила перебежать дорогу. Что может случиться в данный момент. Дети: Может сбить машина, так как транспортное средство не сможет сразу остановиться. Воспитатель: Как должна поступить Маша? Дети: Она должна дойти до пешеходного перехода. Остановиться посмотреть в обе стороны дороги и переходить, если нет рядом автомобилей. Воспитатель: Нельзя бежать к друзьям, стоящим на противоположной стороне дороги. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка и перейти через проезжую часть в установленном для перехода месте. Друзья вас подождут. Воспитатель: Ситуация 3 Маша дошла до пешеходного перехода, и стала переходить дорогу. В какую дорожную ловушку здесь попадет Маша. Дети: Из-за кустов не видно машин, сначала надо хорошо посмотреть на дорогу слева и справа. Воспитатель: На пешеходном переходе нельзя выходить на проезжую часть, не убедившись в безопасности перехода. Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Если обзор закрыт, надо отойти на безопасное расстояние, где дорога хорошо просматривается и осмотреться. Воспитатель: Ситуация 4 Маша посмотрела в обе стороны дороги, машина её пропускает. Она идет по пешеходному переходу, как всегда балуется, но вдруг. Что случилось? Дети: Маша не увидела вторую машину, водитель машины не увидел Маши. Воспитатель: Как должна была поступить девочка? Надо даже на пешеходном переходе, прежде чем выйти на проезжую часть остановиться, посмотреть налево и направо и убедиться, что водители пропускают. Пока идешь до середины проезжей части, надо смотреть налево и контролировать ситуацию слева. Опасность представляют автомашины второго ряда, которых сначала было не видно. Потом контролируй ситуацию справа. Если увидел приближающийся автомобиль справа и он тебя не пропускает – остановись и не делай ни шага назад. Это очень опасно. Воспитатель: Ситуация 5 Когда Маша переходила дорогу и у нее из рук упала игрушка. Она побежала обратно. Что может случиться? Дети: Маша попадет под автомобиль. Нельзя самостоятельно поднимать вещь, упавшую на проезжую часть.Надо уйти с проезжей части и попросить взрослых принести вещь. 5. Физкультминутка Физкультминутка «Мы шофёры» Едем, едем на машине - круговые движения руками (крутим руль) Нажимаем на педаль - ногу согнуть в колене, вытянуть Газ включаем, выключаем – рычаг к себе, от себя. Смотрим пристально мы вдаль – ладонь ко лбу. Дворники счищают капли Вправо, влево - чистота! – движения руками в стороны. Волосы ерошит ветер – пальцами взъерошить волосы. Мы водители хоть куда! – большой палец руки вверх. 4. Опытно-экспериментальная деятельность «Ремень безопасности в автомобиле» Воспитатель: Правила безопасности необходимо соблюдать и в транспорте. Какие правила вы знаете? Дети: Сидеть на детском кресле, не мешать папе, пристегиваться ремнем безопасности. Воспитатель: Как проверить, для чего необходим ремень безопасности? Дети предлагают варианты своих ответов. Воспитатель: Давайте с вами проведем эксперимент. Выдаются коробки с материалами для эксперимента: ЛЕГО - машина, человечек, офисная резинка, кубики. Приведем автомобиль в движение в движение и увидим, что при лобовом столкновении, когда машина резко останавливается, не пристегнутый пассажир «летит» вперед, вылетает из машины на дорогу или может удариться головой о лобовое стекло, а пристегнутый пассажир остается на сидении. Удар может вести к сотрясению мозга и другим неприятным последствиям, но пристегнутые ремни безопасности позволяют нам этого избежать. Воспитатель: Ребята мы с вами убедились, что ремень безопасности необходим нам. Есть брючный ремень, чтоб держались штанишки,Ремень для часов и застежка для книжки.В машине, ты знаешь, есть тоже ремни.Случится беда - нам помогут они!   5. Итог Воспитатель: что нового вы узнали сегодня в ходе нашей деятельности? Что вы расскажите своим маме и папе? Что расскажите ребятам из группы и воспитателю? 6. Сюрпризный момент Воспитатель дарит детям световозвращающие элементы – фликеры. Вам задание - дома с родителями в темной комнате при помощи фонарика провести эксперимент с фликером и убедиться, как он ярко светится в темноте.

weburok.com

Разработка урока по ПДД в 7 классе на тему Дорожные ловушки

Разработка урока по ПДД для 7 класса. Тема урока: Дорожные «Ловушки». Цель урока: закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации –«ловушки». Оборудование: плакаты с дорожными «ловушками», макет дороги с прилегающей территорией. Рекомендации к проведению урока. Самостоятельная работа. Все ученики делятся на 10 групп. Каждая получает свою тему (даются вопросы, ответы которых раскроют тему; если она будет раскрыта не полностью и весь класс затрудняется что-либо добавить, учитель дополняет ответы учеников). Обсуждение темы и нахождение правильного решения дорожной ситуации-«ловушки» ведется всеми членами группы. Затем каждая группа представляет решение своей темы всему классу, используя соответствующие плакаты, макет и схематичное изображение на доске. В конце урока по результатам работы выставляются оценки, которые обсуждаются всем классом. Оставшееся на уроке время можно заполнить разбором дорожных ситуаций, наблюдаемых на дороге из окна класса (если оно выходит на дорогу). Тема 1. Какие бывают ситуации-«ловушки» закрытого обзора? Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами. Какая машина опаснее, которая стоит или которая едет? Какая из стоящих машин опаснее других? Чем опасны машины, стоящие у светофора? Чем опасна машина, стоящая в ожидании разрешающего сигнала светофора для поворота направо? Чем могут быть опасны кусты, деревья, заборы, дома возле дороги? Чем опасна медленно приближающаяся машина? Чем опасна только что проехавшая машина? Тема 2. Какие бывают ситуации-«ловушки» отвлечения внимания? Пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч. В чем опасность для пешехода, спешащего через дорогу к автобусу? В чем опасность для пешехода, заметившего на другой стороне улицы родных или приятелей, зовущих его? В чем опасность для детей, бегущих через дорогу вслед за приятелями, старшими, собакой, мячом. Тема 3. Что за дорожная «ловушка» – «пустынная улица»? Часто дети играют на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев ее. Выход не глядя! В чем опасность, когда дети играют рядом с проезжей частью пустынной улицы? В чем опасность, когда пешеходы или велосипедисты идут, едут по краю проезжей части или по обочине «пустынной» улицы? Тема 4. Пешеход стоит на проезжей части улицы. Какие дорожные «ловушки» могут подстерегать его? Когда пешеход стоит на проезжей части улицы? Когда он переходит ее не за один раз, а по этапам: сначала до середины (до «островка безопасности», или по осевой линии), потом, подождав и пропустив машины, от середины до тротуара. Как должен вести себя пешеход, стоя на середине проезжей части? Смотреть вправо и влево, чтобы знать, какие машины надо пропускать и какие проезжают за спиной. Ни в коем случае не пугаться и не отступать назад! Что мешает видеть опасность, когда стоишь на середине улицы? Стоящие справа пешеходы. Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы? На предельную внимательность. Никаких разговоров, никаких случайных движений особенно назад. Тема 5. Какие ситуации-«ловушки» подстерегают пешеходов в зоне остановки автобуса, троллейбуса, трамвая? Необходимо запомнить три основные ситуации-«ловушки», подстерегающие пешехода в зоне остановки: пешеход выходит из-за автобуса спереди и не замечает, что слева приближается машина; пешеход выходит из-за автобуса сзади и не замечает, что машина приближается справа; пешеход бежит через дорогу к автобусу, не замечая машин, приближающихся слева и справа. Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу, перекресток или остановку? Опасно везде, но на остановке опаснее! Во-первых, на остановке самая большая помеха обзору – стоящий автобус. Во-вторых, пешеходы часто спешат то ли к автобусу, то ли выйдя из него. Как надо обходить автобус на остановке: спереди или сзади? Лучше его вообще не обходить – он сильно мешает обзору. Надо подождать, пока он отъедет подальше, или самому отойти от остановки на более безопасное место, например, к пешеходному переходу, если он есть поблизости. В крайнем случае, лучше обойти автобус сзади, помня, что он мешает увидеть опасность, приостановиться и осторожно выглянуть и посмотреть, нет ли движущегося транспорта. Никакой спешки! На каких улицах остановки опасны больше всего? На узких, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, обходя автобус, видит, что до тротуара близко, «рукой подать» и чаще выбегает из-за него. Тема 6. Как можно попасть в дорожную «ловушку» на пешеходном переходе? Таких «ловушек» три: А) приближается автобус, грузовик или другая машина, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая едет быстрее; Б) машина проехала через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной; В) у пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто затор, поломка), которая мешает заметить другие машины. Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода? Едет на повышенной скорости, не снижает ее. Пешеходу нельзя надеяться на то, что водитель не ошибается, надо полагаться на свое внимание. Тема 7. Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора? Таких ситуаций три: А) пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале; пешеход уверен, что водители трогающихся машин его увидят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся машин может выехать другая; Б) пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся, но ведь могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале; В) в одном ряду машины стоят, а в другом едут; пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие. Тема 8. Может ли возникнуть опасная дорожная ситуация-«ловушка» на углу перекрестка? На углу перекрестка машины могут делать поворот направо. При этом задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару (чем больше длина машины, тем больше смещение). Они могут зацепить вас выступающей частью кузова или груза или даже наехать. Иногда неумелый водитель выезжает на «бровку» тротуара. Пропустив машину, не над тут же двигаться вперед, ведь грузовой, да и легковой автомобили могут тянуть за собой прицеп и, поторопившись, вы шагнете прямо на него. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти. Тема 9. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать вас воле дома? В чем опасность проездов вдоль домов? Тротуар и проезжая часть здесь редко разделены. Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если возле дома стоит машина, не забывайте, что она может тронуться вперед, не подав сигнал, или дать задний ход. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и машины скорой помощи. Их водителям трудно наблюдать и замечать пешеходов, а такси и «скорая помощь» часто спешат. Тема 10. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать пешехода, идущего вдоль проезжей части? Согласно ПДД в населенных пунктах пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, в крайнем случае, по велосипедным. А вне населенных пунктов (если нет тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек), идти по левой обочине. Если пешеход идет по правой обочине, движение транспорта происходит со стороны спины, и он не водит опасность (например, груз может высовываться за борта, или машина на скользкой дороге вильнет в его сторону).

weburok.com

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Сценарий рекламного ролика по ПДД на тему "Дорожные "ловушки" | скачать бесплатно

Сценарий рекламного ролика о ПДД на тему «Дорожные «ловушки».

Первоклассник идет на 1 сентября в школу. На его пути попадается сложный перекресток. Мальчик начинает вспоминать, чему его учили в детском саду. Пешеходный переход – есть. Светофор  – есть. Значит, можно идти по пешеходной дорожке на зеленый свет светофора. Посмотрел налево, посмотрел направо и пошел. Пройдя небольшое расстояние по пешеходному переходу, вдруг слышит сильные тормоза машины сзади.

Голос: «Почему ты не посмотрел на перекрестке сзади себя, ведь, там тоже двигаются машины вместе с тобой на зеленый сигнал светофора».

Первоклассник: «А, я, об этом забыл ...»

Голос: «Все чему тебя учили – это правильно, но на дорогах иногда бывают и ловушки. Об этом тоже ты должен знать обязательно. Одну из них покажем обязательно»!

Взрослый: (напевает на мотив «Пластилиновая ворона»)

Один простой рассказик,

А может не рассказик

А может не простой совсем

Хотим вам рассказать

Наказы про дорогу

Мы помним, может с детства,

А может и не помним,

Но будем вспоминать.

Я как- то на работуСовсем уж опоздалаОтправила сыночка

Я в школу одного.

Потом перед уходом

Наказ ему давала

Смотри на светофоры,

Смотри по сторонам.

Первоклассник:

В детском садике училиПДД немало дней,И теперь иду я смело,Сам, по улице своей.Полицейский: (выходит к мальчику)Всем, кто любит погулять,Всем без исключения —        

Нужно помнить,

Нужно знать        

Правила движения.  

чтобы быть всегда здоровым,Чтобы быть к труду готовым,

Эту азбуку, друзья,

Надо знать от А до Я.

Первоклассник:

Я иду не отвлекаюсь,

Не кручусь по сторонам.

Впереди ждет перекресток

Очень сложный, скажу, вам.

Милиционер:У любого перекресткаНас встречает светофор,И заводит очень просто,С пешеходом разговор.

Светофор: (ребенок одет в форму светофора)

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут

Говорящие цвета.

Cвет зеленый - проходи!Желтый - лучше подожди!Если свет зажжется красный -Значит, двигаться опасно!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро.

Первоклассник:

Спасибо милый светофор

Я помню все наказы,

Что в детском садике всегда

Мы повторяли часто.

Первоклассник:

- Так, зеленый свет горит для пешехода, «пешеходная дорожка» есть, машины слева и справа стоят на красный сигнал светофора. Посмотрю налево (смотрит налево, немного проходит), посмотрю направо (смотрит направо). Путь открыт. Можно переходить дорогу.

На машине выезжает ребенок (водитель с усами).

Только начинает идти по «Зебре» -  сзади выруливает машина и останавливается возле пешеходной дорожки. Мальчик от неожиданности пугается.

Первоклассник:

- О- ё-ёй!

Водитель:

- Мальчик, ты, что забыл? В детском саду тебя учили, как переходить перекресток. Ты правильно выполнил все  действия, но одно забыл. Какое?

Первоклассник: (чешет затылок и вспоминает)

- Зеленый свет горит для пешехода, «пешеходная дорожка» есть, машины слева и справа стоят на красный сигнал светофора. А=а=а, надо же посмотреть еще назад и убедиться, что машины сзади убавляют ход перед пешеходным переходом.

Водитель:

- Правильно, мальчик.

Выстраиваются  в одну линию Полицейский, Водитель, Первоклассник.

Полицейский:

Ты не надейся на светофор и зебру дорожную.

Помни правила и «ловушки» дорожные.

Водитель:

Переходя дорогу на перекрестках, обязательно сначала посмотри налево, а дойдя до середины дороги – направо и не забудь посмотреть назад. Только убедившись в безопасном переходе, можешь идти дальше.

Первоклассник:

Пешеходы на дороге избегут опасности, если всегда будут помнить не только о дорожных знаках и сигналах, но и о  «дорожных ловушка».

 

nsportal.ru

Конспект занятия по ПДД Дорожные ловушки

Цели занятия: Образовательная: формировать привычку всегда соблюдать правила дорожного движения и навык наблюдения за дорожными ситуациями. Воспитательная: настроить на соблюдение правил дорожного движения как проявления культуры. Задачи: •дать детям понятие о необходимости соблюдения Правил дорожного движения; •упражнять в умении оценивать дорожную ситуацию и принимать правильное решение; •воспитывать грамотных пешеходов, ответственность за свои действия на дороге. Материал и оборудование мультимедийный проетор, презентация по ПДД, карточки с дорожными ситуациями (приложение 1), мультфильм «Смешарики «Азбука безопасности». Слайд 2. Везде и всюду правилаИх надо знать всегда:Без них не выйдут в плаваньеИз гавани суда.Выходят в рейс по правиламПолярник и пилот.Свои имеют правила Шофер и пешеход.По городу, по улицеНе ходят просто так:Когда не знаешь правила,Легко попасть впросак.Всё время будь внимательнымИ помни наперед:Свои имеют правила,Шофер и пешеход! Слайд 3. Ребята, закон улиц и дорог, который называется “правила дорожного движения”, строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Этот закон охраняет людей, т.е. пешеходов от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет всем нам уверенно переходить улицы. А все мы, являемся пешеходами. Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Не многим известно, что 95% детей, пострадавших на дорогах в дорожных происшествиях, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, так называемых дорожных "ловушках". Слайд 4. Дорожная «ловушка» - это  ситуация  обманчивой безопасности: когда вам кажется, что безопасно, а на самом деле – опасно. Такие «ловушки» надо уметь разгадывать  и избегать их.   Слайд 5. Ловушка № 1. Первая опасность – СТОЯЩАЯ МАШИНА. Как показывает статистика, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов является неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок. Это и есть типичная «дорожная ловушка», в которую дети, к сожалению, попадают очень часто.Действительно, казалось бы – чем может быть опасна стоящая машина? Прежде всего тем, что она мешает вовремя заметить опасность – например, закрыть собой другой автомобиль, движущийся с большой скоростью. Слайд 6. Ловушка №2. Предметы, закрывающие дорогу. Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу. Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. Слайд 7. Ловушка № 3. Опасность на остановке! Остановка – вообще, как ни странно, одно из наиболее аварийноопасных мест на дороге. В зоне остановок дети попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и причин тому несколько. Прежде всего, когда ребенок спешит, например, на автобус, он вообще не видит ничего вокруг. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные» маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть. Слайд 8. Ловушка № 4.     Машина приближается медленно. Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. «Машина едет медленно, успею перебежать», — думает ребенок – и попадает под колеса. Во-первых, дети еще зачастую не могут правильно определить ни скорость автомобиля, ни расстояние до него. А во-вторых – медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем ребенок даже не подозревает. Выход из этой «дорожной ловушки» — даже если машина приближается на небольшой скорости, ее все равно необходимо пропустить и обязательно убедиться, что за ней нет других автомобилей. Слайд 9. Физминутка «Пешеходы». Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте). Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (Руки перед собой) Пешеход, ты погоди!(Руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка) Приглашает нас идти (Шагаем на месте) Вы, машины, не спешите (Хлопки руками) Пешехода пропустите! (Прыжки на месте) Слайд 10. Ловушка № 5. «Пустынные» улицы. «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где автомобили появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Даже на пустынной улице, где машины появляются редко перед выходом на дорогу нужно остановиться, оглядеться, прислушаться — и только тогда переходить через проезжую часть. Слайд 11. Ловушка №6. «Дорожная ловушка» может поджидать и у светофора: зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода проезжей части нет. Слайд 12. Ловушка №7. Арки и выезды из дворов. В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Слайд 13. Детей разделить на 2-3группы. Предложить карточки с заданиями. Обсуждение. Слайд 14. Мультфильм. Слайд 15. Дорожная наука – не такая простая, как кажется на первый взгляд. Она вовсе не ограничивается элементарными правилами вроде «переходи дорогу только на зеленый свет». На самом деле на дороге нас поджидает очень много «ловушек» и неожиданных ситуаций, сориентироваться в которых зачастую бывает сложно даже взрослому человеку, не говоря уж о самых юных участниках дорожного движения. Приложение 1. Посмотри на картинки. -266700547370 Мальчики думают, что так можно делать. Ты как думаешь? Поставь в квадратиках знак (+), если так можно делать, и знак (-), если нельзя. __________________________________________________________

-438150430530Кто картинке ведет себя правильно, а кто неправильно? -171450935355Посмотри на картинки и поставь в квадратиках знак (+), если мальчики и девочки ведут себя правильно, и знак (-), если неправильно и опасно. ______________________________________________________________________________________________ -28575586740 Задание. Найди нарушителей правил дорожного движения. -161925723900 Посмотри на картинки. Ответь, где правильно, а где неправильно? _______________________________________________________________________________________________ 5 4 381000606425Посмотри на картинку. Кто не соблюдает правила дорожного движения? 7 6 3

1

2

-95885476250 Задание. Кто из девочек нарушил правило? __________________________________________________________ -95885741680Посмотри на картинку. Мальчик думает, что он поступает правильно. А как думаешь ты? Посмотри на картинку. Что делать, если дерево мешает рассмотреть дорогу? Как быть? Выбери правильный вариант. Посмотри на картинку. Какие правила дорожного движения были нарушены?

weburok.com

Занятие для воспитанников "Дорожные ловушки"

Черенкова Юлия Александровна,

Воспитатель ТОГБОУ «Заворонежский детский дом»

С. Заворонежское Мичуринского района

Занятие для воспитанников

Внимание, еще раз Внимание!

Дорожные «Ловушки».

Цели:

  • Совершенствовать работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников;

  • Познакомить с поведением на улицах и дорогах, по правилам дорожного движения.

  • Ознакомить воспитанников с понятием дорожные «ловушки».

Интеллектуальная разминка

• Приведи примеры, когда твои действия и поступки, безопасные вдали от проезжей части, могут привести к несчастному случаю, если будут совершены вблизи дороги или при ее переходе.

• Какие качества, которыми ты обладаешь, помогают тебе избежать неприятностей на дороге, а какие, наоборот, могут создать проблемы?

Необходимо знать

Некоторые привычки, безобидные возле дома, опасны на проезжей части. Поступив привычным для себя образом — беспечно побежав за улетевшим мячом, выйдя на проезжую часть из-за растущих у дороги кустов или деревьев, стоящего автомобиля и т. д., ты можешь оказаться в ситуации- «ловушке». Дорожная «ловушка» — это ситуация повышенного риска. Условно эти ситуации можно разделить на несколько групп. Ознакомься с ними и объясни, как следует поступать, чтобы не оказаться в подобном положении.

1. Закрытый обзор

. Это дорожные ситуации, когда опасность для пешехода кроется за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами.

2. Отвлечение внимания.

Пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету: мячу, автобусу на другой стороне улицы, знакомым и т. п.

3. «Пустынная улица».

Часто дети играют на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выбегают на проезжую часть, не осмотрев ее.

4. Пешеход, находящийся на проезжей части.

Такая ситуация возникает, когда пешеход переходит проезжую часть не за один раз, а по этапам: сначала до середины (до островка безопасности или до осевой линии), потом, подождав и пропустив машины, от середины до тротуара.

В таком случае ему необходимо посмотреть сначала направо, затем налево. Это необходимо для того, чтобы знать, какие машины надо пропустить, а какие проезжают за спиной. Ни в коем случае нельзя пугаться и отступать назад.

5. Пешеходы в зоне остановки автобуса, троллейбуса, трамвая.

В зоне остановки наиболее опасны три ситуации:

• пешеход выходит из-за автобуса спереди и не замечает, что слева приближается машина;

• пешеход выходит из-за автобуса сзади и не замечает, что машина приближается слева;

• пешеход бежит через дорогу к автобусу, не замечая машин, приближающихся слева или справа.

Наиболее опасны в этом случае узкие улицы с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, обходя автобус, видит, что до тротуара близко, и чаще выбегает из-за него.

6. Дорожные «ловушки» на пешеходном переходе.

В данном случае можно назвать следующие наиболее опасные ситуации:

• приближается автобус, грузовик или другая габаритная машина. Пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая едет быстрее;

• машина проехала через пешеходный переход. Пешеход в спешке может сразу же начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной;

• у пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто из-за затора, поломки), которая мешает заметить другие машины.

7. Ситуации- «ловушки» на углу перекрестка.

На углу перекрестка машины могут делать поворот направо. При этом задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару (чем машина длиннее, тем больше смещение). Они могут зацепить пешехода выступающей частью кузова или груза или даже наехать. Иногда неумелый водитель выезжает на бордюр тротуара. Пропустив машину, не надо тут же двигаться вперед, ведь грузовой, да и легковой автомобиль может везти за собой прицеп, и, поторопившись, ты шагнешь прямо на него. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.

8. Ситуации- «ловушки» у светофора.

Они могут быть следующими:

• пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале — он уверен, что водители трогающихся машин его увидят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся машин может выехать другая;

• пешеход бежит на зеленый сигнал, как только он загорелся, но ведь могут быть водители, спешащие «проскочить» светофор на зеленый, не успев сделать это на «свой» сигнал;

• в одном ряду машины стоят, а в другом едут; пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие.

9. Ситуации- «ловушки» возле дома или школы.

Во дворах проезжая часть и тротуар часто не разделены — дорожки вдоль домов используют и пешеходы, и водители. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если во дворе стоит машина, не забывай, что она может тронуться с места как вперед, так и назад, не подав сигнала. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси, машины скорой помощи. Их водителям трудно смотреть по сторонам и замечать пешеходов, а такси и машины «скорой помощи» нередко спешат.

10. Ситуации- «ловушки», в которых может оказаться идущий вдоль проезжей части пешеход.

Согласно Правилам дорожного движения в городе пешеходы должны передвигаться по тротуарам. Вне населенных пунктов (если нет тротуаров, пешеходных или велосипедных дорожек) — идти по левой обочине. Если пешеход идет по правой обочине, движение транспорта происходит со стороны спины, и он не видит опасности (например, груз может заходить за борт, а машина на скользкой дороге — вильнуть в сторону пешехода).

Ответь на вопросы

1. Как необходимо поступить, если во время перехода проезжей части ты уронил какой-либо предмет?

2. Можно ли оглядываться, если тебя окликнул товарищ, при переходе через проезжую часть?

3. Безопасно ли начинать переход дороги при мигающем зеленом сигнале светофора?

Выполни задания

1. Объясни, в чем может заключаться опасность для пешехода, идущего по тротуару.

Составь памятку «10 правил для тех, кто не хочет оказаться в дорожной «ловушке».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Юридическая справка

Правила дорожного движения Российской Федерации, пункт 4.6: «Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения».

infourok.ru

Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки» Цели

Правила дорожного движения.Дорожные «ловушки»

Цели: 1) Расширять знания детей о правилах дорожного движения, учить видеть дорожные «ловушки», находить способы их преодоления.

2) Развивать представление детей о правилах дорожного движения, показать необходимость их соблюдения, развивать осмотрительность;

3) Воспитывать дисциплинированность на дорогах.

Оборудование: тема занятия на доске, картинки с ситуациями 1, 2, 3.

Литература: Безопасность на улицах и дорогах. 5–6 классы. Москва, АСТ–ЛТД, 1997, Фролов М. П., Спиридонов В. Ф., с. 5–39.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель. Вот и пролетели летние каникулы. Многие из вас уезжали из города, отдыхали на даче, гостили у бабушек и дедушек, отвыкли от городской суеты, множества машин и оживленных улиц. За это время вы, возможно, подзабыли правили дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждый день на улицы нашего города выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев. И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения может привести к беде. А это значит, что вы на длительное время можете попасть в больницу, отстать в учебе и уж самое страшное погибнуть или стать инвалидом на всю жизнь. А сколько волнений для родителей и родственников. К сожалению, по итогам шести месяцев этого года в нашем городе под колеса транспорта попало 164 ваших сверстника, из них это стоило жизни 10. Поэтому сегодня мы поговорим с вами об основных правилах, которые должен знать и всегда выполнять пешеход.

Тема нашего занятия: «Правили дорожного движения. Дорожные «ловушки».

2. Основная часть.

2. 1. Доклад ученика.

Учитель. «Дорога – это жизнь» – считали еще в древности. Археологические раскопки свидетельствуют, что хорошо обустроенные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Живущие там люди, занимаясь гончарным производством, изобрели колесо, которое потом приспособили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. В Ассирии и Вавилоне для покрытия дорог использовали обожженный кирпич, песок и гравий. Состояние дорог свидетельствовало об экономическом уровне страны. Могущественные государства могли тратить на их строительство и ремонт значительные средства. Когда государство ослабевало, его дороги приходили в упадок. В Китае, еще до нашей эры появилась первая сеть дорог и каналов. Строились небольшие дороги и широкие шоссе со специальными полосами для более важного транспорта. Существовали правила дорожного движения и ограничения скорости, способы разъезда транспорта в сложных ситуациях, стандарты транспортных средств. Старые дороги сохранились и по сей день. Рим славился не только военной мощью, но и прекрасными инженерами, они достигли высокого уровня в строительстве дорог и мостов. Дороги были гордостью римлян. Они называли их именами великих людей. Дороги состояли из нескольких слоев толщиной до одного метра. Снизу укладывались крупные необработанные камни, а сверху – тщательно подогнанные каменные плиты. Это было прочно и удобно для езды. Римляне первыми испытали транспортные перегрузки и «пробки» на дорогах. Дороги были так загружены, что пришлось ввести специальные правила движения. Во многих городах днем движение транспорта было запрещено. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в Х–ХI веках в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась в ХIV веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.

2. 2. Беседа.

Учитель. Любое дорожно-транспортное происшествие предполагает дорогу, транспорт и людей как место события. Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Что же такое «дорога»? Дайте определение.

Дети. 1) Дорога – это проезжая часть. 2) Дорога – это участок земли, покрытый асфальтом, по которому передвигаются транспортные средства и люди.

Учитель. Дорога – это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если они есть. Что называют проезжей частью?

Ученики. Проезжая часть – это участок дороги, по которому передвигается транспорт.

Учитель. Проезжая часть, или мостовая, – это основная часть дороги, предназначенная для проезда транспорта.

Учитель записывает определение на доске.

Учитель. Дорога может иметь несколько проезжих частей, разграниченных разделительными полосами. Что такое обочина?

Учащиеся. Обочина – это крайняя часть дороги.

Учитель. Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части.

Учитель записывает определение на доске

Учитель. Для чего она служит?

Дети. Для движения пешеходов, остановки автомобилей.

Учитель. Как нужно идти по обочине, по направлению движения транспорта или навстречу? Почему?

Дети. Нужно идти навстречу движущемуся транспорту, тогда можно видеть приближение автомобилей и заранее отойти в сторону.

Учитель. Что такое «островок безопасности»?

Ученики. Это участок проезжей части, на котором можно стоять пешеходам.

Учитель. Как правило, на широких улицах с интенсивным движением есть резервное место, где пешеход может ожидать разрешающего сигнала светофора. Это островки безопасности, куда не может заезжать транспорт. Но и здесь надо быть внимательным, лучше стоять подальше от проезжей части и сосредоточиться на правильном переходе улицы, полагаясь только на себя, а не на соседа и, тем более, группу. Лучше посмотреть на дорогу: если безопасно – переходить.

Что такое перекресток?

Ученики. Перекресток – это пересечение дорог.

Учитель. Место пересечения улиц и дорог называется перекрестком. Это самое опасное место. Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий – столкновений, наездов, несчастных случаев – происходит именно здесь. И это легко объяснимо: именно здесь пересекаются пути пешеходов и автомашин. Со всех сторон движутся потоки машин, идут трамваи, троллейбусы, подъезжают мотоциклисты и велосипедисты, подходят пешеходы. Как регулируются перекрестки?

Дети. Светофором, регулировщиком, дорожным знаком.

Учитель. А если это нерегулируемый перекресток, как его можно переходить?

Учащиеся. Если есть подземный переход, то через него, если нет, внимательно осмотревшись, идти через дорогу.

Учитель. Чтобы не было несчастных случаев, а пешеходы и водители могли без задержки двигаться дальше, установлен строгий порядок: он определяет очередь движения транспорта и пешеходов. Пешеходы пересекают улицу либо по подземным, либо по пешеходным переходам. Пешеходный переход специально обозначен прямо на дороге разметкой типа «зебра» и специальным знаком «Пешеходный переход» – синий квадрат, внутри которого в белом треугольнике нарисован черный силуэт человека, идущего по «зебре».

Учитель демонстрирует рисунок знака.

Учитель. Если переходов нет, то улицу пересекают на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На дорогах же вне населенных пунктов пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к ней. Что это значит?

Учащиеся. Это значит, что не наискосок, а прямо.

Учитель. То есть, по самому короткому пути, и в таких местах, откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционер-регулировщик или светофор. Первый светофор появился на улице 5-я авеню в Нью-Йорке в середине 1920-х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю – водитель имел право ехать, попала на красный – движение остановилось. Существует еще один вид перекрестков – железнодорожные переезды, место, где автомобильная дорога пересекается с железнодорожными путями. Чем опасен этот участок дороги?

Дети. Может внезапно появиться поезд, идущий на большой скорости.

Учитель. Это очень опасный участок дороги, так как поезд останавливается значительно медленнее, чем мотоцикл, автомобиль и даже автобус. Железнодорожные переезды бывают разными. Как перекрестки бывают регулируемыми (там, где стоит регулировщик или светофор ) и нерегулируемыми на улицах с односторонним и двусторонним движением, так и переезды существуют охраняемые (с будкой дежурного ) и неохраняемые, оборудованные специальной сигнализацией и шлагбаумами и необорудованные, с одним или несколькими путями.

Ребята, а есть какие-нибудь особенности перехода улицы в темное время суток, ведь зимой темнеет очень рано, вернуться домой до сумерек вы иногда не успеваете? О чем нужно помнить?

Учащиеся. Переходить улицу только на зеленый свет, стараться не ходить по обочине дороги, пользоваться тротуаром.

Учитель. Что делать, если нет светофора?

Дети. Внимательно посмотреть, нет ли поблизости машин и только тогда переходить.

Учитель. В вечернее и ночное время нужно быть предельно внимательными и осторожными. Очень сложно определить скорость движущейся машины в темноте. К тому же водитель может резко прибавить скорость. Ему в это время тем более сложно увидеть человека переходящего дорогу.

2. 2. Решение ситуативных задач.

Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах и попробуем разобраться как нужно вести себя, чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия.

Посмотрите внимательно на рисунок № 1 (см. Приложение 1). Вы вышли из автобуса и хотите прейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно сделать правильно?

Дети. Нужно обойти автобус сзади.

Учитель. Почему?

Ученики. Автобус, высадив людей на остановке, поедет вперед, водитель может не заметить ребенка, обходящего автобус спереди, а также ребенок, переходя таким образом дорогу будет незаметен и для водителя автомобиля, идущего вслед за автобусом.

Учитель. Действительно, трагедии избежать в данном случае вряд ли удастся. Тем более, если учесть, что водитель автомобиля, идущего вслед за автобусом не видит вас, а если и увидит, то мгновенно остановить машину ему не удастся. Об этом нужно помнить и когда вы выходите на проезжую часть из-за угла дома, других сооружений, деревьев, из-за стоящих машин. А какая опасность может поджидать вас, когда вы обходите автобус сзади?

Дети. По встречной полосе может ехать машина на большой скорости.

Учитель. Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади. Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать, когда автобус отойдет или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше. Умейте предвидеть скрытую опасность.

Задача.

Рекомендуется для учащихся 7 класса.

Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км\ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м?

Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода – 1,5 м\с.

Решение

1) 54 км\ч = 54000 м\3600 с = 15 м\с

2) 12 м : 15 м\с = 0,8 с – время обгона автомобилем автобуса.

3) 15 м х 0,8 с = 1,2 м – путь, проделанный пешеходом.

Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

Учитель. Вы должны хорошо видеть дорогу, посмотреть по сторонам и только тогда переходить.

Рассмотрим ситуацию под № 2 (см. Приложение 2).

На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте дорогу можно перейти только через подземный переход. Воспользуетесь ли вы им или решите перебежать улицу, тем более машин не так уж и много?

Ученики. Лучше воспользоваться подземным переходом.

Учитель. Но ведь, пока вы пробежите по подземному переходу. Друг может скрыться из виду: зайти куда-нибудь или затеряться в толпе.

Дети. Переходить дорогу в этом месте, наверное, небезопасно, раз здесь сделали подземный переход.

Учитель. Вы абсолютно правы. Скорее всего, в этом месте нет ограничения скорости до 40 километров в час, нет пешеходного перехода и светофора, а значит, водитель никак не ожидает того, что кто-то будет идти или бежать через проезжую часть и, как мы уже говорили, остановить автомобиль мгновенно невозможно. И даже, если водитель попытается вас объехать, не исключено, что он может врезаться в идущую ему навстречу машину. Таким образом из-за вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чем не повинные люди.

Рассмотрим ситуацию № 3 (см. Приложение 3).

Вы подходите к проезжей части. Светофор показывает зеленый свет. Большинство пешеходов уже почти перешли дорогу. Как вы поступите: будете догонять их или подождете, пока не загорится зеленый свет в следующий раз?

Учащиеся. Можно подождать, можно перебежать, ведь зеленый свет еще горит.

Учитель. Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а также проверки вашей быстроты и ловкости. На ней часто встречается множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только вы добежите до середины проезжей части, может загореться красный свет, бежать вперед или назад крайне опасно. Вы должны будете дожидаться следующего разрешающего сигнала светофора стоя посередине проезжей части. А это сами понимаете, небезопасно. К тому же сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами, и шофер которого не видит пешехода. Если уж пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

3. Итог занятия.

Учитель. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учащиеся. Мы узнали о том, как строились дороги раньше, о том, что перекресток – одно из самых опасных мест на дороге и т. д.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

uchebana5.ru

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения.Дорожные «ловушки»

Цели: 1) Расширять знания детей о правилах дорожного движения, учить видеть дорожные «ловушки», находить способы их преодоления.

2) Развивать представление детей о правилах дорожного движения, показать необходимость их соблюдения, развивать осмотрительность;

3) Воспитывать дисциплинированность на дорогах.

Оборудование: тема занятия на доске, картинки с ситуациями 1, 2, 3.

Литература: Безопасность на улицах и дорогах. 5–6 классы. Москва, АСТ–ЛТД, 1997, Фролов М. П., Спиридонов В. Ф., с. 5–39.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель. Вот и пролетели летние каникулы. Многие из вас уезжали из города, отдыхали на даче, гостили у бабушек и дедушек, отвыкли от городской суеты, множества машин и оживленных улиц. За это время вы, возможно, подзабыли правили дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждый день на улицы нашего города выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев. И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения может привести к беде. А это значит, что вы на длительное время можете попасть в больницу, отстать в учебе и уж самое страшное погибнуть или стать инвалидом на всю жизнь. А сколько волнений для родителей и родственников. К сожалению, по итогам шести месяцев этого года в нашем городе под колеса транспорта попало 164 ваших сверстника, из них это стоило жизни 10. Поэтому сегодня мы поговорим с вами об основных правилах, которые должен знать и всегда выполнять пешеход.

Тема нашего занятия: «Правили дорожного движения. Дорожные «ловушки».

^

2. 1. Доклад ученика.

Учитель. «Дорога – это жизнь» – считали еще в древности. Археологические раскопки свидетельствуют, что хорошо обустроенные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Живущие там люди, занимаясь гончарным производством, изобрели колесо, которое потом приспособили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. В Ассирии и Вавилоне для покрытия дорог использовали обожженный кирпич, песок и гравий. Состояние дорог свидетельствовало об экономическом уровне страны. Могущественные государства могли тратить на их строительство и ремонт значительные средства. Когда государство ослабевало, его дороги приходили в упадок. В Китае, еще до нашей эры появилась первая сеть дорог и каналов. Строились небольшие дороги и широкие шоссе со специальными полосами для более важного транспорта. Существовали правила дорожного движения и ограничения скорости, способы разъезда транспорта в сложных ситуациях, стандарты транспортных средств. Старые дороги сохранились и по сей день. Рим славился не только военной мощью, но и прекрасными инженерами, они достигли высокого уровня в строительстве дорог и мостов. Дороги были гордостью римлян. Они называли их именами великих людей. Дороги состояли из нескольких слоев толщиной до одного метра. Снизу укладывались крупные необработанные камни, а сверху – тщательно подогнанные каменные плиты. Это было прочно и удобно для езды. Римляне первыми испытали транспортные перегрузки и «пробки» на дорогах. Дороги были так загружены, что пришлось ввести специальные правила движения. Во многих городах днем движение транспорта было запрещено. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в Х–ХI веках в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась в ХIV веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.

^

Учитель. Любое дорожно-транспортное происшествие предполагает дорогу, транспорт и людей как место события. Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Что же такое «дорога»? Дайте определение.

Дети. 1) Дорога – это проезжая часть. 2) Дорога – это участок земли, покрытый асфальтом, по которому передвигаются транспортные средства и люди.

Учитель. Дорога – это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если они есть. Что называют проезжей частью?

Ученики. Проезжая часть – это участок дороги, по которому передвигается транспорт.

Учитель. Проезжая часть, или мостовая, – это основная часть дороги, предназначенная для проезда транспорта.

^

Учитель. Дорога может иметь несколько проезжих частей, разграниченных разделительными полосами. Что такое обочина?

Учащиеся. Обочина – это крайняя часть дороги.

Учитель. Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части.

^

Учитель. Для чего она служит?

Дети. Для движения пешеходов, остановки автомобилей.

Учитель. Как нужно идти по обочине, по направлению движения транспорта или навстречу? Почему?

^ Нужно идти навстречу движущемуся транспорту, тогда можно видеть приближение автомобилей и заранее отойти в сторону.

Учитель. Что такое «островок безопасности»?

Ученики. Это участок проезжей части, на котором можно стоять пешеходам.

Учитель. Как правило, на широких улицах с интенсивным движением есть резервное место, где пешеход может ожидать разрешающего сигнала светофора. Это островки безопасности, куда не может заезжать транспорт. Но и здесь надо быть внимательным, лучше стоять подальше от проезжей части и сосредоточиться на правильном переходе улицы, полагаясь только на себя, а не на соседа и, тем более, группу. Лучше посмотреть на дорогу: если безопасно – переходить.

Что такое перекресток?

Ученики. Перекресток – это пересечение дорог.

Учитель. Место пересечения улиц и дорог называется перекрестком. Это самое опасное место. Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий – столкновений, наездов, несчастных случаев – происходит именно здесь. И это легко объяснимо: именно здесь пересекаются пути пешеходов и автомашин. Со всех сторон движутся потоки машин, идут трамваи, троллейбусы, подъезжают мотоциклисты и велосипедисты, подходят пешеходы. Как регулируются перекрестки?

^ Светофором, регулировщиком, дорожным знаком.

Учитель. А если это нерегулируемый перекресток, как его можно переходить?

Учащиеся. Если есть подземный переход, то через него, если нет, внимательно осмотревшись, идти через дорогу.

Учитель. Чтобы не было несчастных случаев, а пешеходы и водители могли без задержки двигаться дальше, установлен строгий порядок: он определяет очередь движения транспорта и пешеходов. Пешеходы пересекают улицу либо по подземным, либо по пешеходным переходам. Пешеходный переход специально обозначен прямо на дороге разметкой типа «зебра» и специальным знаком «Пешеходный переход» – синий квадрат, внутри которого в белом треугольнике нарисован черный силуэт человека, идущего по «зебре».

^

Учитель. Если переходов нет, то улицу пересекают на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На дорогах же вне населенных пунктов пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к ней. Что это значит?

Учащиеся. Это значит, что не наискосок, а прямо.

Учитель. То есть, по самому короткому пути, и в таких местах, откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционер-регулировщик или светофор. Первый светофор появился на улице 5-я авеню в Нью-Йорке в середине 1920-х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю – водитель имел право ехать, попала на красный – движение остановилось. Существует еще один вид перекрестков – железнодорожные переезды, место, где автомобильная дорога пересекается с железнодорожными путями. Чем опасен этот участок дороги?

^ Может внезапно появиться поезд, идущий на большой скорости.

Учитель. Это очень опасный участок дороги, так как поезд останавливается значительно медленнее, чем мотоцикл, автомобиль и даже автобус. Железнодорожные переезды бывают разными. Как перекрестки бывают регулируемыми (там, где стоит регулировщик или светофор ) и нерегулируемыми на улицах с односторонним и двусторонним движением, так и переезды существуют охраняемые (с будкой дежурного ) и неохраняемые, оборудованные специальной сигнализацией и шлагбаумами и необорудованные, с одним или несколькими путями.

Ребята, а есть какие-нибудь особенности перехода улицы в темное время суток, ведь зимой темнеет очень рано, вернуться домой до сумерек вы иногда не успеваете? О чем нужно помнить?

Учащиеся. Переходить улицу только на зеленый свет, стараться не ходить по обочине дороги, пользоваться тротуаром.

Учитель. Что делать, если нет светофора?

Дети. Внимательно посмотреть, нет ли поблизости машин и только тогда переходить.

Учитель. В вечернее и ночное время нужно быть предельно внимательными и осторожными. Очень сложно определить скорость движущейся машины в темноте. К тому же водитель может резко прибавить скорость. Ему в это время тем более сложно увидеть человека переходящего дорогу.

^

Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах и попробуем разобраться как нужно вести себя, чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия.

Посмотрите внимательно на рисунок № 1 (см. Приложение 1). Вы вышли из автобуса и хотите прейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно сделать правильно?

^ Нужно обойти автобус сзади.

Учитель. Почему?

Ученики. Автобус, высадив людей на остановке, поедет вперед, водитель может не заметить ребенка, обходящего автобус спереди, а также ребенок, переходя таким образом дорогу будет незаметен и для водителя автомобиля, идущего вслед за автобусом.

Учитель. Действительно, трагедии избежать в данном случае вряд ли удастся. Тем более, если учесть, что водитель автомобиля, идущего вслед за автобусом не видит вас, а если и увидит, то мгновенно остановить машину ему не удастся. Об этом нужно помнить и когда вы выходите на проезжую часть из-за угла дома, других сооружений, деревьев, из-за стоящих машин. А какая опасность может поджидать вас, когда вы обходите автобус сзади?

^ По встречной полосе может ехать машина на большой скорости.

Учитель. Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади. Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать, когда автобус отойдет или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше. Умейте предвидеть скрытую опасность.

Задача.

^

Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км\ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м?

Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода – 1,5 м\с.

Решение

1) 54 км\ч = 54000 м\3600 с = 15 м\с

2) 12 м : 15 м\с = 0,8 с – время обгона автомобилем автобуса.

3) 15 м х 0,8 с = 1,2 м – путь, проделанный пешеходом.

Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

Учитель. Вы должны хорошо видеть дорогу, посмотреть по сторонам и только тогда переходить.

Рассмотрим ситуацию под № 2 (см. Приложение 2).

На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте дорогу можно перейти только через подземный переход. Воспользуетесь ли вы им или решите перебежать улицу, тем более машин не так уж и много?

Ученики. Лучше воспользоваться подземным переходом.

Учитель. Но ведь, пока вы пробежите по подземному переходу. Друг может скрыться из виду: зайти куда-нибудь или затеряться в толпе.

^ Переходить дорогу в этом месте, наверное, небезопасно, раз здесь сделали подземный переход.

Учитель. Вы абсолютно правы. Скорее всего, в этом месте нет ограничения скорости до 40 километров в час, нет пешеходного перехода и светофора, а значит, водитель никак не ожидает того, что кто-то будет идти или бежать через проезжую часть и, как мы уже говорили, остановить автомобиль мгновенно невозможно. И даже, если водитель попытается вас объехать, не исключено, что он может врезаться в идущую ему навстречу машину. Таким образом из-за вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чем не повинные люди.

Рассмотрим ситуацию № 3 (см. Приложение 3).

Вы подходите к проезжей части. Светофор показывает зеленый свет. Большинство пешеходов уже почти перешли дорогу. Как вы поступите: будете догонять их или подождете, пока не загорится зеленый свет в следующий раз?

Учащиеся. Можно подождать, можно перебежать, ведь зеленый свет еще горит.

Учитель. Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а также проверки вашей быстроты и ловкости. На ней часто встречается множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только вы добежите до середины проезжей части, может загореться красный свет, бежать вперед или назад крайне опасно. Вы должны будете дожидаться следующего разрешающего сигнала светофора стоя посередине проезжей части. А это сами понимаете, небезопасно. К тому же сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами, и шофер которого не видит пешехода. Если уж пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

3. Итог занятия.

Учитель. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учащиеся. Мы узнали о том, как строились дороги раньше, о том, что перекресток – одно из самых опасных мест на дороге и т. д.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

bigpo.ru


Смотрите также


О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"