Доказательства административного правонарушения пдд


Доказательства административного правонарушения

Дмитрий Соколов

Фактические данные обретают статус доказательств только в том случае, когда содержатся в соответствующих источниках, к числу которых относятся: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, к отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, показания свидетелей, заключение эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

Доказательства административного правонарушения

Принцип объективности выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. С целью реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру, институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса.

Доказательства по делам об административных правонарушениях

Можно поэтому сказать, что по своему содержанию административ-ный процесс представляет собой в какой-то степени процесс сбора и переработки

компетентными управленческими органами необходимой для правильного разрешения конкретного административного дела информации. По своей сущности административный процесс представляет

Специальное познание, направленное на установление фактических обстоятельств дела получило название юридического доказывания (С.

Какие существуют доказательства нарушения ПДД? Доказательства по делу

— лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. К таким случаям относятся правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса об административных правонарушениях, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ ), N 195-ФЗ от

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от N 195-ФЗ

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

Комментарии к СТ 26. 2 КоАП РФ

В этой связи в целях обеспечения задач производства по делу в данный Кодекс включена глава, в которой подробно урегулированы как общие вопросы доказательственной базы, так и все конкретные виды доказательств, включая вещественные доказательства, документы, взятие проб и образцов; результаты фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи административных правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения; показания специальных технических средств (алкометров) при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения и т.

Свои права знать необходимо!

Кстати, к экспертным заключениям относятся такие экспертизы как: медицинские заключения, технические. строительные, даже почерковедческие экспертизы, ну никуда не деться от криминалистической экспертизы. Все экспертизы являются обязательными для суда при рассмотрении дела, но вслучае возникновения иных вопросов или неясностей, суд вправе, а порой обязан назначить еще раз экспертизу. Ну если же вам нужна срочная оценка после дтп наши специалисты готовы приступить немедленно!

Объяснение сторон является одним из средств доказывания.

Шпаргалки для студентов

Перечисленные обстоятельства составляют предмет доказывания по делу об административном правонарушении и подлежат доказыванию по каждому делу. Они устанавливаются компетентным органом (уполномоченным должностным лицом) на основании собранных по делу доказательств.

advokat-benik.ru

доказательства административного правонарушения

Дмитрий Соколов

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства административного правонарушения

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования всех обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все имеющиеся значение факторы для правильного рассмотрения дела (имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела).

Доказательства по делам об административных правонарушениях

В нашей правовой литературе доказательствам посвящено немало работ, но в них речь идет в основном о доказательствах в уголовном и гражданском процессах. Однако не менее важное

Работа Е.В Додина, посвященная теме доказательства в администра-тивном процессе, хорошее структурированное изложение которай, наряду с научными изысканиями и разъяснениями Ю.М.

Одним из важнейших условий достижения правоприменяющих актов необходимой социальной эффективности является издание его на основе глубокого, всестороннего и объективного изучения всех

информации.

Какие существуют доказательства нарушения ПДД? Доказательства по делу

Практически каждый водитель, в отношении которого был составлен протокол, начинает думать о своей защите. Первую зацепку для защиты он находит в статье 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности», которая выражает три основных принципа.

— лицо, в отношении которого ведется производство по делу об правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ ), N 195-ФЗ от

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от N 195-ФЗ

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Комментарии к СТ 26. 2 КоАП РФ

1. Одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1). Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой.

Свои права знать необходимо!

Под средством доказывания понимается предусмотренная законом форма сведений о фактах, имеющих значение для разрешения спора. К средствам доказывания действующее процессуальное законодательство относит объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

Шпаргалки для студентов

studioconsult.ru

Доказательства нарушения пдд

Приветствую дорогие мои читатели! Недавно, одним из читателей был задан вопрос по поводу прав инспекторов ГИБДД в отношении доказательств административного правонарушения. Ехал водитель, его остановил инспектор и сообщил что водитель нарушил ПДД и требует передать документы.

Удивительно, но факт! Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения. Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Водитель просит предъявить доказательства его нарушения, на что получает ответ инспектора: Видео будет предоставлено суду в рамках административного дела. Вам сейчас — нет У водителя возник вопрос, а законны ли действия инспектора и я решил разобрать ситуацию. Другими словами, водитель обязан передать документы инспектору. С точки инспектора, водитель всегда обязан передать документы инспектору, но вот с точки зрения закона, все куда запутаннее. Водитель обязан выполнить законное требование инспектора и передать документы, однако в случае обоснованной остановки ТС: Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: Вы, согласно ПДД, обязаны передать ему документы.

Если инспектор просто так захотел Вас остановить и проверить документы, то такая остановка является незаконной и передавать документы не не обязаны, но нужно иметь доказательства того, что остановка незаконна. Но, если вы не передадите документы, то вас могут привлечь по ст. Вы передали документы и инспектор предложил Вам пройти к нему в автомобиль для составления административного материала. Вы в праве отказаться пройти в автомобиль к инспектору и не согласиться с нарушением. Вы можете потребовать доказательства своего нарушения, то есть фото- видеофиксацию вашего нарушения.

Тут палка о двух концах. Пока инспектор не начал составлять административный материал, постановление или протокол об административном правонарушении, дело об административном правонарушении еще не возбуждено и выполнять требование водителя ознакомить его с доказательствами по делу не обязан. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

А что делать, если протокол начали составлять?

Если до момента составления постановления или протокола инспектор не согласился ознакомить Вас с доказательствами по делу, то не паникуйте и не нужно лезть в бутылку, все равно ничего вы этим ничего не добьетесь. Дайте инспектору спокойно составить постановление или протокол и когда он Вам отдаст его на подпись, вы его возьмите, прочитайте и устно ходатайствуйте об ознакомлении со всеми материалами дела в частности с доказательствами по делу. Имейте ввиду, у вас в руках документ, постановление или протокол, не вздумайте испортить его, порвать или исчеркать, плюсом для вас это не будет.

Итак, у вас в руках документ, который вы должны подписать.

Удивительно, но факт! При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц.

Так же вы можете вносить в него свои пояснения. Если инспектор отказал Вам в предоставлении доказательств, то вы так и пишите в постановлении: Можете что-то еще по делу дописать, если желаете, после этого подписываетесь сразу под записью и передаете инспектору. Дело в том, что бывали случаи, у меня лично, когда инспектор что-то дописывал в протокол, а там уже стоит Ваша подпись. После этого, Вам прямая дорога: На комиссию по разбору административных материалов, а потом возможно и в суд, если составлен протокол об административном правонарушении.

В суд, если составлено постановление об административном правонарушении. Для общего развития и не только прилагаю некоторые выдержки из нормативных актов: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным Законом Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания КоАП РФ ст. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Как сотрудник ДПС должен доказать ваше нарушение?

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.

Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий. Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством.

Удивительно, но факт! Данные со слов потерпевших, свидетелей Показания технических средств Фото и видео фиксация А также показания тех средств, которые работают в автоматическом режиме и производят видео запись То есть, если полицейский не может доказать факт правонарушения, то вы ничего не нарушили.

О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.

Ваш браузер очень сильно устарел

Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. Сроки исполнения сотрудниками административных процедур действий должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки.

Необоснованные действия бездействие сотрудников, влекущие увеличение времени исполнения административных процедур действий в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V настоящего Административного регламента. Контроль за дорожным движением может осуществляться: Контроль за дорожным движением участковыми уполномоченными полиции может осуществляться на закрепленных служебных транспортных средствах.

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения.

В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке хранится в подразделении и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

При контроле за дорожным движением могут использоваться: Места и время применения передвижных средств автоматической фиксации определяются решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником. Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом световозвращателем , направленной на транспортное средство.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и или имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается.

При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: Надеюсь моя статья вам поможет.

Читайте также:

  • Сборник задач по семейному праву
  • Примеры написания искового заявления на оспаривание отцовства
  • Письмо в защиту прав потребителей
  • Когда завещание вступает в силу после смерти в россии
  • 3dtemples.ru

    Как вести себя если остановил автоинспектор - Мои статьи - Каталог статей

    Издание 2е, исправленное и доработанное.

    Весна — начало дачного сезона, период отпусков и активного отдыха. Кроме настоящих автолюбителей на автодорогах страны появляются подснежники, чайники и прочий водительский люд, сезонно эксплуатирующий свои авто. Казалось бы, езжай себе на все четыре стороны, радуйся жизни, но нет. Стоит только выехать на проезжую часть, так непременно, если не сразу, то через некоторое расстояние попадаешь в выбоину, глубокую колдобину, а если «повезет», сразу в люк.

     Часто после обильного снеготаяния на многих участках дорог дорожную разметку смывает весенними потоками, а дорожные знаки покрываются плесенью. Дорожные службы не всегда спешат своевременно восстановить дорожную разметку и заменить утратившие виды дорожные знаки.

    Значит, отсутствие нормальной дорожной инфраструктуры кому-то выгодно? Видимо да, поскольку опять тысячи российских и бороздящих по нашим просторам иностранных водителей станут невольными жертвами некоторых стоящих на страже увеличения количества протоколов и личного обогащения инспекторов ДПС.

    Попытаемся подробно рассмотреть, и ответить на вопрос о том, как водителям избежать горькой участи стать жертвой бездействий дорожных служб и пользующихся их бездействием лихих полицаев. Ведь, как известно от бесправия никто не застрахован. Начнем с главного. Водитель должен обеспечить себя средствами превентивной правовой безопасности. В распоряжении водителя, кроме установленных в ПДД РФ аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и необходимого перечня документов, должен присутствовать видеорегистратор. К тому же, мало-мальски мобильный телефон имеет функции диктофона, видеокамеры и фотоаппарата, чем необходимо пользоваться при нежданной встрече с инспектором ДПС.

    Итак, Вы увидели взмах жезла, или услышали приказ прижаться к обочине. Однако за несколько минут до этого кого-то, обогнали, или заехали в незнакомую Вам местность. Вероятнее всего Вас останавливают с целью привлечения к административной ответственности. Поэтому, прежде чем передать инспектору ДПС документы и вступить с ним в диалог не забудьте включить видеозапись.

    Не стоит исполнять незаконные требования, связанные с выходом из автомобиля и пересадкой для беседы в патрульный автомобиль (такая обязанность не возложена ПДД). В 90% случаях дела об административных правонарушениях возбуждаются именно после психологической обработки водителя в патрульном автомобиле.

     В этом случае срабатывает синдром жертвы, когда водитель, выполняя навязанные ему незаконные требования и при этом, не оказывает должного психического сопротивления, дает повод сфабриковать против себя дело.

     Вначале, при предъявлении устных обвинений в выезде на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, под видеозапись следует сообщить задержавшему Вас инспектору ДПС, следующее: «знаков, либо линии разметки запрещающих выполнить обгон, на участке дороги нет, следовательно, выполненный мною маневр не является административным правонарушением».

    В случае предъявления голословных обвинений под включенное средство аудио и (или) видеозаписи повторять дежурные фразы: «я не нарушал правила, предъявите доказательства моей вины» и (или) «Если Вы меня хотите обвинить, то представьте вещественные доказательства, подтверждающие мою вину».

    Если, несмотря на принятые меры, по факту не нарушения ПДД инспектор ДПС стал составлять протокол, необходимо поступить следующим образом. В протоколе об административном правонарушении сразу следует писать дежурные фразы: «ПДД РФ не нарушал, доказательства вины не представлены, а сфабрикованы. Прошу составлять протокол только в присутствии моего защитника. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП и 51 Конституции РФ мне не разъяснены», дополнительно «Мне не понятно за что я расписался» и больше ничего.

     Для убедительности своих доводов стоит позвонить в службу 911, вызвать руководство территориального ОСБ и сфотографировать место происшествия.

    Контактируя с инспектором нужно учитывать, что вышестоящее руководство, судьи, прокуроры непременно будут стоять на его стороне. Их позиция такова: зачем, мол, честному ни в чем «незаинтересованному» инспектору лишний раз оговаривать водителя.

    Очевидно, если инспектор ДПС привлекает к ответственности водителя без достаточных на то законных оснований, либо при отсутствии в его действиях вины значит, он является заинтересованным лицом.

    Как показывает практика, судьи и вышестоящие должностные лица ГИБДД, почти не вникают в суть рассматриваемых дел связанных с нарушениями ПДД РФ, и видимо забывают, зачем служит инспектор ДПС. Несмотря на формальное разделение властей и компетенций органов государственной власти, их работники являются государственными служащими, действуют в лице государства и от его имени. Поэтому, зачастую не имея достаточных доказательств невиновности, доказывать водителю непричастность к совершенному маневру попросту невозможно.

    Иногда руководство ГУОБДД МВД России вникает в проблемы автовладельцев. Например, 21. 11. 2008., руководство ДОБДД (ныне ГУОБДД) МВД РФ официально признало, что поступления в Департамент ОБДД МВД России жалоб и обращений граждан по вопросу привлечения их к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, свидетельствуют о невыполнении указания Министра внутренних дел РФ от 1 августа 2007 года N 1/6080 в части исключения фактов необоснованно установленных дорожных знаков и примененных линий разметки проезжей части.

    Так вот, если указания ГУОБДД надлежащим образом не исполняют главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по субъектам России, то чего же следует ожидать от рядовых придорожных полицаев? Если в момент привлечения к административной ответственности данными разъяснениями Вы не смогли убедить рядового инспектора ДПС, не стоит, надеется на то, что к ним прислушается судья.

    Если, несмотря на доводы водителя, инспектор ДПС все-таки вознамерился оформить протокол, необходимо внимательно проследить за его оформлением. Значит, дело об административном правонарушении будет возбуждено.

    К этому этапу следует отнестись достаточно серьезно. При оформлении материалов связанных с пересечением сплошной линии дорожной разметки, или нарушением запрещающих знаков, водителям нужно проявлять особую бдительность.

    Часто, многие инспектора ДПС в целях увеличения количества составленных протоколов намеренно подрисовывают, либо не дорисовывают наличие соответствующих знаков. Водителям равно как и инспекторам ДПС следует знать, в случае, когда на проезжей части отсутствуют соответствующие знаки дорожной инфраструктуры, где с учетом специфики организации движения и проезжей части, как того предписывает ГОСТ Р 52289-2004 они должны быть установлены, (или установлены с различными нарушениями требований данного ГОСТа) инспектора ДПС не вправе привлекать водителей к административной ответственности за совершенный маневр.

    Установленный с нарушением ГОСТа знак, не может свидетельствовать о том, что он находится в действии. Возможно, оставив стоять знак у ближайшего столба, дорожники попросту забыли о его существовании, потому и не установили так как того требует ГОСТ. Поэтому на дороге нужно поступать следующим образом: если знак не установлен в соответствующем порядке, значит, он не действует. Следовательно, установку такого знака необходимо немедленно сфотографировать.

     Если в такой ситуации, водитель проехал под криво стоящий запрещающий знак, либо через стертую размету выехал на полосу встречного движения, то его действия образуют деяние, именуемое в праве Казусом, при котором отсутствует вина. КАЗУС — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.

    Правилами дорожного движения РФ не возлагается на водителей обязанность выполнять требования знаков, установленных с нарушениями требований ГОСТа. Также, правила дорожного движения не возлагают на водителей обязанность предвидеть наличие знаков или разметки в тех случаях, где таковые вообще физически отсутствуют.

    Согласно п. 8 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области ОБДД (далее — Административный регламент) результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

    Это как должно быть. А как обстоят дела на самом деле? Практика упорно показывает, что на деле, любой выезд, на встречку, либо въезд на незнакомую улицу в зоне видимости стоящего неподалеку инспектора ДПС, оборачивается для водителя превращением в пешехода на срок от четырех до шести месяцев.

    С появлением на столе у судьи протокола, рапорта и схемы нарушения ПДД, составленных по усмотрению одного должностного лица инспектора ДПС, считается, что вина водителя доказана по умолчанию.

    Если водитель хочет избежать лишения прав, он должен самостоятельно, путем представления всевозможных доказательств доказать свою невиновность. А если таковых доказательств не удастся представить, пытаться развалить дело по формальным признакам.

    Так о каком обеспечении безопасности дорожного движения, а также о защите законных прав и интересов может идти речь? В рассматриваемых ситуациях водитель должен быть незамедлительно освобожден от административной ответственности.

    При оформлении административных материалов (протокола, схемы нарушения ПДД, рапорта) как правило, инспектора ДПС оформляют последние (схема нарушения ПДД, рапорт) в качестве приложения к протоколу. Значит, если в обязанности инспектора ДПС входит ознакомление водителя с протоколом, то он обязан ознакомить и со всеми прилагаемыми к нему приложениями. Если инспектор ДПС отказывает в ознакомлении материалов, то в силу ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ, реализуя свое право на ознакомление, необходимо в устной форме (под включенную видеокамеру) потребовать у инспектора ДПС, представить для ознакомления все материалы, составленные на месте вменяемого правонарушения.

    Если инспектор ДПС отказывает в ознакомлении с остальными материалами дела, то об этом в протоколе необходимо письменно отразить: «в ознакомлении с иными материалами дела мне необоснованно отказано, чем нарушено мое право на ознакомление, закрепленное в ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ». На бланках схем нарушения ПДД предусмотрены графы для подписи водителя.

     Выше подписи в схеме нарушения ПДД целесообразно указать: «С отраженными в схеме обстоятельствами не согласен», или просто «со схемой не согласен» и ниже расписаться. Затем в протоколе об административном правонарушении, (либо на отдельном листе с названием «Объяснения») письменно изложить возражения относительно искажения отраженных обстоятельств в схеме нарушения ПДД.

    Иногда отдельные листы с объяснениями водителя таинственным образом исчезают из материалов дела. Чтобы лист с возражениями таинственным образом не исчез, в протоколе (графа: объяснение лица привлекаемого к административной ответственности), обязательно следует указать о том, что «объяснения, а также возражение относительно искажения отраженных обстоятельств в схеме нарушения ПДД даны на отдельном листе, в приложении к настоящему протоколу».

    Пока инспектор ДПС будет оформлять бумаги, желательно сразу же при помощи листа бумаги и фотоаппарата, составить акт фотографирования проезжей части. Сделать несколько снимков места вменяемого правонарушения, так, чтобы в кадр попал участок дороги на котором, по мнению инспектора ДПС расположены нарушенные Вами знаки и (или) разметка, а также по возможности сам инспектор и патрульный автомобиль.

    Затем в протоколе об административном правонарушении стоит заявить письменное ходатайство о приобщении самостоятельно составленного акта фотографирования к протоколу.

    Если под рукой не оказалось фотоаппарата, можно попросить его у свидетелей, либо в протоколе заявить ходатайство об осмотре места вменяемого правонарушения с перечислением обстоятельств дела и технического состояния «нарушенной» дорожной инфраструктуры.

    Приобщить самостоятельно сделанный акт фотографирования к протоколу возможно не так уж и часто. Только самостоятельно добытые доказательства, такие как диктофонная, и (или) видеозапись событий, акт фотографирования проезжей части, объяснения своевременно привлеченных к участию в деле свидетелей могут оправдать от незаслуженного наказания.

    Поэтому инспектора ДПС не будут гореть желанием приобщить к протоколу самостоятельно составленный Вами акт фотографирования.

    Отказ в приобщении к протоколу собранных водителем, доказательств направленных на установление фактических обстоятельств, как того требует ст. 24.1. КоАП РФ, также является грубейшим нарушением ч. 1. ст. 25.1 КоАП в части права на сбор доказательств и не соответствием ч. 2 ст. 26.2. КоАП, из диспозиции которой следует равенство доказательств как представленных инспектором ДПС, так и самим водителем, которые в силу их достаточности допустимости (т. к. диктофон или видеокамера не могут врать), и относимости (фотографирование непосредственно на месте «вменяемого» правонарушения) должны быть истолкованы в пользу водителя.

    Если инспектор ДПС будет воспрепятствовать в проведении фотосъемки и под любым надуманным предлогом запрещать фотографировать себя и местность, стоит незамедлительно задать ему вопрос (под включенную видеокамеру естественно) на каком основании он запрещает проведение фотосъемки. Вразумительного ответа на данный вопрос Вы вряд ли получите.

    В редких исключениях некоторые инспектора ссылаются на то, что запрет в проведении видео или фотосъемки без их разрешения закреплен в ч. 3 ст. 24.3. КоАП РФ. В таких случаях (под включенный диктофон) следует зачитать им текст данной нормы, который гласит: "Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении".

    Как видно речь идет о рассматривающих дело должностных лицах, а не о возбуждающих. О каких-либо запретах на проведение фото или видеосъемки, а также звукозаписи при возбуждении дела об административном правонарушении не указанно ни в одном из ныне действующих законах и иных нормативных актах.

    А в п. 25 Административного регламента прямо предусмотрено следующее. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

    Для подкрепления доказательственной базы желательно составлять акт не одному, а по возможности в присутствии 2-х свидетелей. Затем при рассмотрении дела в суде заявить письменное ходатайство о приобщении его в качестве доказательства. Приглашать свидетелей при оформлении дела, это Ваше право, которому инспектор ДПС также не вправе воспрепятствовать. Согласно ч. 1. ст. 25.6 КоАП РФ «в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению» и в силу ст. 24.1 КоАП РФ инспектор ДПС сам должен содействовать Вам в привлечении свидетелей.

    Постарайтесь вписать в протокол сведения о привлеченных Вами свидетелях, а в объяснениях либо в протоколе укажите: «При возбуждении в отношении меня настоящего дела об административном правонарушении, мною в присутствии 2-х свидетелей (Ф. И. О., реквизиты) составлен акт фотографирования проезжей части, подтверждающий отсутствие дорожных знаков (линии разметки) свидетельствующих о запрете выполненного мною маневра».

    В худшем случае, если живущий не в ладах с законом инспектор ДПС воспротивиться привлечь свидетелей и занести об их участии сведения в протокол, необходимая подтверждающая для суда информация останется на видеокамере.

    Поскольку не каждый фотоаппарат может сразу после фотографирования автоматически выдать сделать распечатку фотографий, необходимо добавить: «В связи с техническими издержками, обязуюсь предоставить фотографии непосредственно в судебное заседание».

    После составления протокола инспектор ДПС не вправе собирать какие-либо доказательства по делу, а водитель вправе, поскольку законом для него не запрещено. Если инспектор ДПС своими действиями (угрозами, реальными применением физической силы) не даст сделать фотографии и составить акт, то данную процедуру можно продолжить после оформления материала.

    Нарушая основной принцип административного производства, закрепленный в ст. 24.1 КоАП РФ, инспектор прямо воспрепятствует в установлении фактических обстоятельств дела. Ну а если воспрепятствует, значит, скрывает обратное — отсутствие оснований для привлечения к ответственности, на что в судебном заседании следует обратить внимание судьи.

    Помните, у Вас остается видеозапись, прямо свидетельствующая о неправомерных действиях инспектора, которую можно использовать в суде в свою пользу.

    В случае любого чинения препятствий со стороны инспектора ДПС, следует вызывать по номеру 911 наряд полиции. Все звонки в дежурную часть полиции записываются. После выезда сотрудники полиции составляют рапорта на имя руководителя подразделения об обстоятельствах случившегося.

     Таким образом, прибывшие на место происшествия сотрудники полиции часто становятся свидетелями незаконных действий инспектора ДПС.Фактически, свидетелями защиты.

    Иногда в присутствии других полицейских, инспектора ДПС начинают соблюдать закон и прекращают незаконные действия. Вот почему так важно фиксировать незаконные действия инспекторов ДПС с помощью других сотрудников полиции.

     Нынче все чаще инспектора ДПС стали проводить видеосъемку нарушений ПДД. Однако как показывает практика, сделанная видеозапись инспекторами ДПС используется по большей мере в качестве психологического давления, способствуя тому, чтобы водитель сознался в совершенном «правонарушении».

     Из-за организационных издержек, связанных с приобретением электронных носителей, трудоемкой эксплуатацией, немалым объемом записываемой информации и хранением, видеозапись нарушений ПДД сделанная инспекторами ДПС после оформления административных материалов не уходит дальше их собственного носа. Носитель очищается и так до встречи следующего «клиента».

    Если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано непосредственно сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — Госавтоинспекция) с применением указанных выше технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, то в данном случае согласно «части 1 статьи 28.6» КоАП РФ должностным лицом выносится постановление по делу об административном правонарушении либо на основании «части 1 статьи 28.2» КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении приобщаются к нему в качестве доказательств совершения административного правонарушения (п. 1.2 Постановления Пленума ВС РФ № 18 от 24 октября 2006 г. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ).

    Когда дело из ГИБДД, поступает в суд, сведения о произведенной видеозаписи бесследно исчезают. Как правило, в суде на вопрос адресованный инспекторам ДПС об отсуствии произведенной ими фото или видеозаписи, они бессмысленно отвечают: «Раз в протоколе Вы не написали »Не согласен", значит, Вы автоматически Согласны, поэтому к рапорту мы не прикладываем фото или видео и удаляем с флешки. В противном случае мы, конечно же, предоставили материал суду". Подобных примеров великое множество.

    На дороге всегда нужно быть готовым к борьбе за свои законные права и уметь защищать себя достаточно профессионально. В подобных спорных случаях не следует отрицать, совершение самого маневра.

    Напротив, стоит доказывать, что совершенный маневр (проезд под установленный с нарушением ГОСТа знак, или выезд на сторону дороги, предназначенную движения во встречном направлении) не является нарушением ПДД РФ, поскольку отсутствуют запреты для его выполнения. Хотя бы потому, что если пресечь незаконную деятельность отдельных инспекторов ДПС по необоснованному составлению протоколов, можно спасти десятки остальных невиновных водителей, которые невольно могут попасть в сети беззакония.

    В силу 50 Административного регламента, при установлении факта или получении информации о неисправности, неправильной установке технических средств организации дорожного движения, создающих угрозу безопасности дорожного движения, принимаются возможные меры к устранению недостатков, а в случае невозможности — обеспечивается передача соответствующей информации в дежурную часть и осуществляются необходимые распорядительно-регулировочные действия до их устранения или получения дополнительных указаний дежурного.

    Исходя из данного пункта, каждый инспектор ДПС обязан сообщать об обнаружении неисправности, неправильной установке технических средств организации дорожного движения в дежурную часть.

    Если инспектора ДПС намеренно не желают сообщать о наличии недостатков в установке знаков и начертании разметки, необходимо обжаловать их бездействие, как вышестоящему руководителю, так и прокурору.

    Юрий ШУЛИПА — Эксперт в области государственного управления, конституционного и административного права, административной ответственности.

    www.advokat7777.ru


    Смотрите также


    О сайте

    Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"