Различия антифриза и тосола

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Тосол и антифриз: главные отличия

Перед каждым начинающим автолюбителем рано или поздно возникает дилемма: что покупать, тосол или антифриз. «Опытных» советчиков великое множество, но ремонт автомобиля, если что, придется делать за свой счет. Так что, необходимо понимать разницу между этими веществами, есть ли она вообще и для чего они нужны.

Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли смешивать моторные масла. Из этой статьи вы узнаете о совместимости смазочных материалов, а также найдете полезные советы и рекомендации по данному вопросу.

Чем охлаждается двигатель

Во время работы двигатель автомобиля будет неизбежно нагреваться. До определенных пределов это даже необходимо для его работы. Однако перегрев – это уже плохо и потому существует система охлаждения. Поскольку только воздушным обдувом задачу не решить, существует еще и жидкостное охлаждение. Оно осуществляется либо при помощи воды, либо при помощи специальных жидкостей – антифризов.

И то, и другое заливается в радиатор. Вода используется только в теплое время года, ибо на морозе она, само собой, замерзает и, расширяясь (согласно законам физики) разрывает радиатор и блок цилиндров. Поэтому с наступление холодов начинают использовать антифризы. Впрочем, большинство водителей делают это круглый год.

Кстати, антифризом или тосолом по традиции называются любые охлаждающие жидкости. Их состав очень похож между собой. Его основу составляет смесь этиленгликоля или пропиленгликоля. В качестве дополнительных компонентов используются различные присадки. Их набор у каждого производителя свой.

Таким образом, разница между тосолом и антифризом заключается преимущественно в том, что первый – это марка охлаждающей жидкости отечественного производства. А слово «антифриз» в дословном переводе означает «против замерзания». Свойство не замерзать обуславливается наличием в составе этиленгликоля. Но он является очень агрессивным веществом и вызывает коррозию в двигателе. Для противостояния этому негативному явлению добавляются разнообразные присадки.

Почему в быту любой антифриз часто называют «тосол»?

Для начала стоит уточнить, что такая традиция сложилась только на постсоветском пространстве, где и была разработана эта охлаждающая жидкость еще во времена СССР. А если говорить точнее, то в 1971 году. Название этого вещества представляет собой аббревиатуру (Технологии Органического Синтеза) с добавлением «химического» окончания –ол.

Он замечательно работал с отечественными двигателями и был очень популярен среди советских автолюбителей. Со временем название превратилось в нарицательное и тосолом стали называть любую охлаждающую жидкость. С другой стороны, любую такую же жидкость, но произведенную за рубежом, также по сложившейся традиции называют антифризом. Что, в общем-то, и не является ошибкой, просто не указывается марка.

Так есть ли разница?

И все-таки, владельцы авто продолжают упорно говорить об отличиях тосола от антифриза. Они действительно существуют, если говорить о химическом составе. Ну, и как следствие, будут различия и в свойствах. Самый распространенный тосол в основе своего химического состава имеет этиленгликоль (40%), дистиллированную воду и 10 специальных присадок, которые предохраняют жидкость от вспенивания (фосфаты, силикаты, нитриты, нитраты). Эта охлаждающая жидкость покрывает двигатель изнутри особым антикоррозийным слоем. Его толщина составляет около полумиллиметра.

В состав импортных антифризов помимо этиленгликоля добавляется пропиленгликоль. Ну, и, конечно же, присадки. Только здесь их уже около 40. Причем состав присадок отличается у разных антифризов, что обуславливает разницу в характеристиках. Например, в температурах замерзания.

Чтобы различать их визуально было проще, производители добавляют красители: красный, синий, зеленый, желтый. Жидкости одного цвета, пусть они даже от разных производителей, можно смешивать между собой без каких либо последствий. Но стоит при этом обращать внимание на то, где произведен хладогент. Дело в том, что в Японии и Европе разные стандарты. Европейцы при помощи цветных маркеров определяют еще и класс допуска по классификатору VW. Поэтому мешать японскую продукцию с европейской не стоит. Точно также смешивание разноцветных хладогентов даже одного производителя может привести к выпадению осадка, образованию пены. Само собой, у любознательных автолюбителей возникает вопрос о том, можно ли в антифриз долить тосол. Этого делать нельзя, так как в этом случае тоже пройдет нежелательная химическая реакция.

Что лучше?

Единственным преимуществом Тосола может быть только его цена. И этот фактор играет решающую роль у владельцев старых автомобилей советского производства. Это вполне объяснимо, так как их ресурс либо уже исчерпан, либо на исходе. Получается, заливать дорогие импортные хладогенты в попытке сберечь и так изрядно «уставший» двигатель нет смысла.

Среди недостатков тосола числятся следующие его особенности:

  • антикоррозийная пленка, образующаяся на двигателе, ухудшает теплоотдачу. Само собой, работа в повышенных температурных режимах не окажет положительного воздействия на мотор. Кроме того, это приводит к увеличению расхода топлива.
  • самый высококачественный тосол требует замены через сорок тысяч пробега (или через каждые два года). Антифриз же нужно менять только после 100, а в некоторых случаях и после 250 тысяч (или каждые пять лет). Это связано с составом и количеством присадок.
  • тосол очень агрессивен по отношению к алюминию. А во многих автомобилях радиаторы изготавливаются именно из этого металла. А среди антифризов имеются содержащие карбоксилаты, которые защищают детали из алюминия и его сплавов.
  • благодаря тем же карбоксилатам, импортные антифризы не «убивают» водяные насосы, а также отлично «уживаются» со всеми резиновыми и пластмассовыми деталями.
  • во время применения тосола в системе охлаждения неизбежно образуется гель, который может засорить и испортить радиатор. С качественными антифризами такого не происходит.

Все эти аргументы, полученные на основе многолетнего опыта и испытаний, должны дать окончательный ответ на вопрос о том, что лучше использовать: антифриз или тосол. И если кто-то решит перейти на более качественную охлаждающую жидкость, то будет полезно узнать, как это правильно делать.

Как заменить охлаждающую жидкость

О том, когда нужно менять охладитель, косвенно говорилось чуть выше. Показателей два: пробег и срок годности. Оба указываются на упаковках. Суть замены сводится к трем этапам:

  • слив старой жидкости (вам понадобится вместительная емкость с учетом объема залитого тосола или антифриза в систему охлаждения конкретного ДВС);
  • промывка системы охлаждения (здесь нужна дистиллированная вода, в крайнем случае, подойдет и обычная проточная);
  • заливка в систему новой жидкости.

Процесс слива может проходить по-разному, в зависимости от марки автомобиля. В любом случае, ничего сложного в нем нет. Более ответственный момент – промывка системы. Особенно тщательно это делается, когда идет замена тосола на антифриз.

Итак, слив старую жидкость, нужно установить все пробки на свои места, после чего залить в систему дистиллированную воду (она стоит очень дешево) до отметки MAX в бачке. После этого запускается двигатель и около 10 минут работает на оборотах 2500 – 3000. В это время стоит следить за температурой, чтобы не было перегрева. Затем двигатель глушится, остывает несколько минут и вода сливается. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет оставаться чистой.

После промывки в систему заливается новый охладитель. В этот момент возможно образование воздушной пробки. Чтобы ее убрать, нужно запустить двигатель с открытой крышкой расширительного бачка или радиатора (она должна находиться выше всей системы, для чего можно поставить авто на домкрат или под уклоном) и после того, как он прогреется до рабочей температуры, несколько раз резко нажать на педаль газа, чтобы выгнать воздух. Одновременно с этим подливается жидкость.

И еще один момент. Иногда возникает необходимость доливать жидкость в систему без полной замены. При этом либо нет нужной жидкости под рукой, либо вообще неизвестно, что там залито. В таких случаях можно добавить обычной дистиллированной воды. Однако надо помнить, что в результате температура кипения тосола и антифриза понижается, а температура замерзания повышается (доливаемая вода разбавляет антифриз в несоответствующих пропорциях). Поэтому, лучше, все-таки знать, что находится в системе охлаждения.

Конечно, самый точный ответ на вопрос о содержимом радиатора даст только специальная химическая экспертиза. Но и собственными силами можно хотя бы установить, что залито: тосол или антифриз. Но прежде всего, стоит помнить, что на цвет ориентироваться не стоит. Антифризы тоже бывают синими, о чем уже говорилось. Крайне не рекомендуется пробовать жидкости на вкус. Во-первых, вкус – это не показатель, а во-вторых, хладогенты крайне ядовиты. Основные доступные каждому способы:

  • по запаху и на ощупь. Антифриз ничем не пахнет, а на ощупь маслянистый, чего не скажешь о тосоле;
  • при помощи воды. Для этого небольшое количество жидкости отливается в банку, после чего туда же добавляется немого воды. Как правило, в тосоле появляются различные эффекты: помутнения, расслоения и прочие. В антифризах такого не наблюдается;
  • при помощи ареометра. Плотность антифриза и тосола разная. Антифризы дают показания 1,072 г/cм3 до 1,080 г/cм3. Замеры нужно производить при комнатной температуре.

Итак, как видно из всего вышесказанного, состав тосола и антифриза имеет отличия, которые влияют на его качества и характеристики. Хотя основа у них почти одинаковая. Поэтому и то, и другое – охлаждающие жидкости. Смешивать их между собой ни в коем случае нельзя, так это может привести к разным последствиям, причем как для системы охлаждения, так и для самого двигателя.

KrutiMotor.ru

Антифриз или тосол — проблема выбора

Каждый автомобилист хочет, чтобы его транспортное средство успешно функционировало в течение многих лет. В связи с этим мы уделяем достаточно внимания звуку работы силового агрегата, заправляем автомобиль лишь качественным топливом и делаем выбор в пользу качественного антифриза. Нередко новички не понимают, чем отличается тосол от антифриза. Существует мнение, что тосол и антифриз – это одно и то же. Правда это или нет – читайте в нашей статье.

Разница между тосолом и антифризом

Многие автовладельцы хотели бы сразу получить ответ на вопрос о том, что лучше – антифриз или тосол. Вначале необходимо разобраться, что собой представляют эти охлаждающие жидкости.

Антифриз – это общее название всех видов охлаждающих жидкостей, выпущенных различными производителями.

Тосол – это один из видов антифриза, который был разработан советскими специалистами. Поскольку альтернативы на то время просто не существовало, это название очень быстро превратилось в нарицательное. В связи с этим именно так называли и все прочие антифризы, которые продавались на отечественных рынках. Нужно понимать, что ТОСОЛ является обыкновенной аббревиатурой, первые три буквы которой обозначают «технологию органического синтеза», а последние две – часто применяются в химии.

Отличие тосола от антифриза – состав этих жидкостей

Информация о составе антифриза и тосола является очень важной, поскольку она помогает понять, можно ли смешивать тосол и антифриз.

  • Тосол, как и все иные разновидности жидкости, предназначенной для охлаждения двигателя автомобиля, состоит из воды и этиленгликоля. В нем применяются специальные присадки, созданные на базе солей неорганических кислот, то есть, силикатов, нитритов, а также фосфатов и др.
  • Хотя антифриз тоже состоит из воды и этиленгликоля, в составе этой жидкости дополнительно используются пропиленгликоль, а также глицерин и спирт. По сути, антифризы представляют собой смесь воды, пропиленгликоля и присадок. Использование присадок позволило заметно увеличить антикоррозийные свойства этого продукта. Они созданы с применением солей органических кислот, в чем и заключается отличие тосола от антифриза.

Эксплуатационные показатели тосола и антифриз

Тосол или антифриз – что выбрать рядовому автолюбителю? Очень важно обратить внимание на то, чем отличаются характеристики данных жидкостей. Это также поможет вам узнать, что лучше – антифриз или тосол.

Использование тосола приводит к формированию защитного слоя на металлической поверхности. В большинстве случаев он имеет толщину около 0,5 мм. У этой защиты есть один существенный недостаток – сравнительно невысокая теплопередача. Это приводит к уменьшению эксплуатационного срока двигателя и повышению потребления топлива.

Также стоит упомянуть о том, что тосол может выполнять свои функции лишь на протяжении 30-40 000 километров пробега, после чего жидкость нужно менять. Поскольку тосол отличается от антифриза наличием неорганических кислот, его применение может привести к появлению различных осадков в радиаторе автомобиля. Тосол способен обеспечивать охлаждение двигателя автомобиля до тех пор, пока его температура не достигнет 105 градусов.

Антифриз формирует специальный слой защиты лишь на тех участках, на которых появляются коррозионные процессы. На всех остальных элементах данный слой отсутствует. Это обеспечивает оптимальную теплопередачу, что является существенным отличием антифриза от тосола, которое надо брать во внимание в процессе выбора между данными жидкостями.

Примечательно, что антифриз может использоваться в течение 250 000 километров пробега, поскольку он не теряет свои эксплуатационные качества так быстро, как тосол. Да и проблем с различными отложениями не будет, поскольку в составе антифриза используются органические соли. Закипание данной жидкости происходит лишь при достижении 115 градусов.

Антифриз или тосол – основные отличия

Мы решили сделать небольшое резюме, с помощью которого вам будет легче понять, что лучше – тосол или антифриз:

  1. Антифриз – это название, которое применяется к различным видам жидкостей, что используются в системе охлаждения двигателя авто. Тосол – одна из марок антифриза, которую создали во времена СССР.
  2. Тосол использует присадки в виде неорганических солей, а вот антифриз содержит органические соли.
  3. Тосол формирует 0,5-миллиметровый слой защиты, что приводит к более плохому теплообмену. Использование антифриза обеспечивает формирование защиты лишь на участках с коррозией.
  4. Тосол нужно менять через каждые 30-40 000 пройденных километров, а вот антифриз может использоваться около 250 000 км.
  5. Антифриз обладает гораздо лучшей устойчивостью к повышенным температурам, по сравнению с тосолом.

Вот такой получилась наша статья о том, в чем разница между тосолом и антифризом. Если у вас возникают вопросы, связанные с заменой антифриза, использованием и характеристиками этой жидкости, задавайте их через форму для комментариев после статьи. Автопаб постарается помочь вам в поиске актуальных ответов!

(7 голосов, оценка: 3,71 из 5)

avtopub.com

Отличия между тосолом и антифризом — что лучше?

Когда мы покупаем автомобиль, нам хочется, чтобы он прослужил как можно дольше. Срок службы зависит в первую очередь от условий эксплуатации и от качества обслуживания.

Технологические жидкости очень сильно влияют на качество работы всех систем двигателя. Не последнюю роль играет охлаждающая система, благодаря которой в двигателе поддерживается нужный уровень температуры.

Если раньше, на заре автомобилестроения, двигатели машин делали из чугуна и латуни, то в радиаторы можно было заливать обычную дистиллированную воду. А в зимнее время к этой воде добавляли этиленгликоль или спирт, чтобы в радиаторе не образовывался лед. Однако, для современных автомобилей такая смесь будет подобна смерти, потому что она спровоцирует коррозионные процессы внутри двигателя. Поэтому химики приступили к поискам такой жидкости, которая бы не приводила к коррозии металла.

Таким вот образом и был изобретен автомобильный антифриз. Подобные исследования велись и в Советском Союзе, где в 70-х годах удалось получить свою собственную формулу антифриза — Тосол.

Из этого можно сделать такие выводы:

  • антифриз и тосол — это жидкости, которые не замерзают при отрицательных температурах;
  • антифриз — это название используется во всем мире;
  • тосол — чисто русский продукт, предназначенный для автомобилей, произведенных в СССР и современной России.

Основные различия в химическом составе

Самая главная разница состоит в том, какие вещества входят в состав тосола и антифриза.

Тосол содержит основные базовые компоненты — воду и незамерзающую добавку этиленгликоль. Вода используется для доставки этого химического состава ко всем элементам двигателя, этиленгликоль не дает воде замерзнуть при отрицательных температурах. Также в состав входят соли неорганических кислот — фосфаты, нитраты, силикаты, которые предназначены для защиты металла от коррозии. От того, соли каких кислот использованы и какой процент незамерзающих добавок, и зависит класс тосола — то есть нижняя температурная граница замерзания.

Антифриз тоже состоит из воды и этиленгликоля. Добавляют к нему также глицерин и технический спирт (именно поэтому пить антифриз нельзя). Но самое главное отличие — в антифризе нет никаких солей неорганических веществ, к антифризу добавляют соли на основе органических веществ, что значительно повышает его эксплуатационные характеристики.

Принцип действия

Поскольку любой металл боится контакта с водой, и тосол и антифриз образуют на поверхности металлических элементов двигателя и охлаждающей системы тонкий защитный слой, препятствующий контакту воды и железа. Однако, в этом и проявляются некоторые различия.

Тосол циркулирует по системе и на всех внутренних металлических поверхностях образовывает тонкую пленку толщиною в полмиллиметра. Из-за этой пленки нарушается теплообмен, соответственно двигателю требуется больше топлива. Это одна из причин, почему зимой возрастает расход топлива, эту тему мы уже затрагивали на нашем автопортале Vodi.su.

Присутствие солей силикатов и нитритов приводит к тому, что они дают осадок, образовывается мелкая гелеобразная кашица, которая постепенно забивает соты радиатора.

Тосол нужно менять довольно часто — через каждые 40-50 тысяч километров, дольше прослужить он не может, поскольку защитная пленка под воздействием высоких температур разрушается и двигателю грозит коррозия. Тосол начинает кипеть при температурах выше 105-110 градусов.

Антифриз работает по тому же принципу, но с той разницей, что защитная пленка появляется только на тех элементах, которые подвержены коррозии, соответственно расход топлива у тех водителей заливающих антифриз, так сильно не увеличивается. Также, антифриз не дает такого осадка, его нужно менять не так часто, жидкость не теряет своих свойств при пробеге свыше 200 тысяч километров. При кипении антифриз не образует пену и хлопья, которые забивают радиатор. Да и закипает он при температуре от 115 градусов.

То есть мы видим, что если выбирать между тосолом и антифризом, то предпочтение нужно отдать последнему.

Но против него играет такой фактор, как цена — 5-литровая канистра тосола стоит копейки, тогда как за антифриз приходится выкладывать значительные суммы.

Правда, на данном рынке очень много подделок: если вы видите, надписи типа «Антифриз-Силикатный», или «Антифриз-Тосол», то спросите у консультанта основное различие между антифризом и тосолом — соли органических и неорганических кислот.

Силикаты — это обширная группа минералов, которые никак не могут относиться к органическим веществам, то есть вам стараются под видом антифриза продать тосол.

Запомните также, что тосол не нужно разбавлять с дистиллированной водой. Температура его замерзания обычно находится в районе от минус 15-ти до минус 24-36 градусов. Антифриз же может продаваться как в виде готовой смеси, так и в виде концентрата. Если вы покупаете концентрированный антифриз, то его нужно разбавить в пропорции один к одному, в таком случае температура замерзания будет составлять -40 градусов.

Тосол не желательно покупать для автомобилей иностранного производства. Например в Toyota заливают красный антифриз.

Смешивать можно только антифриз одинакового цвета, ни в коем случае нельзя смешивать тосол с антифризом. Перед доливкой тосола все предыдущие остатки нужно слить.

Чтобы машина прослужила как можно дольше без поломок, покупайте только рекомендуемые производителем виды антифриза или тосола.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

vodi.su

Чем отличается тосол от антифриза?

Автоликбез15 января 2017

Антифриз или тосол? Какую охлаждающую жидкость необходимо, или рекомендуется использовать в автомобиле? Какая разница между антифризом и тосолом и есть ли преимущества у одной жидкости перед своим непосредственным визави? Стоит еще добавить сюда один насущный вопрос: можно ли их смешивать и чем это грозит? Надо разобраться.

Вопрос возник не на пустом месте, потому как многие водители понятия не имеют, какие различия между химическими соединениями. Более того, большинство автомобилистов крайне далеки от понятия «обслуживающие жидкости» и идут на поводу маркетинга, советов «профессионалов» и бывалых водителей с многолетним стажем кручения баранки. В этой статье постараемся ответить на вопрос, в чем разница между тосолом и антифризом.

Ключевые различия

Прежде, чем углубляться в особенности продуктов, выясним основные особенности каждого.

Антифриз – охлаждающая жидкость, оберегающая двигатель от перегрева. Сам термин «антифриз» несет международное значение. Это общее понятие, подходящее для всех веществ подобного типа.

Тосол – одна из разновидностей, разработанная отечественными специалистами для внутреннего рынка. По своим свойствам ничем не отличается и охлаждает как антифриз.

Аббревиатура «Тосол» имеет 2 части:

  • ТОС – технология органического синтеза;
  • ОЛ – группа спиртов, входящих в состав продукта.

Разработка проходила НИИ органической химии в далеком уже 1971 году. Примечателен факт, что название «ТОСОЛ» никто не удосужился запатентовать, поэтому производители с успехом эксплуатируют «бренд» в своих нуждах. Второй момент: ни одна компания не соответствует стандартам, принятым в процессе разработки эталонной жидкости. Плохо ли это? На самом деле нет, потому как каждый изготовитель придумывает собственный рецепт, привнося в соединения новые компоненты. Главное в этом деле – приобрести жидкость от проверенного бренда, а не гнаться за первым попавшимся тосолом.

Классификация антифризов

Как антифриз отличается друг от друга? Существует 3 основных типа жидкости:

  • минеральные (G11);
  • органические (G12);
  • лобридные (G12++, G13).

Тосол, как таковой, принадлежит к группе G11. Эксплуатационный срок составляет около 2 лет или 50 000 км пробега автомобиля. Органика (G12) прослужит до 5 лет (250 000 км). Лобридные (G12++ и G13) альтернативы по своей сути «доноры», поскольку отлично сочетаются с первыми двумя категориями.

Химическая проверка состава

В чем разница между тосолом и антифризом? Тосол широко используют в отечественном автопроме. Основа у охладителей идентична, а вот плотность – совершенно разная. Поэтому отличить антифриз от тосола можно только специальным ареометром. Дополнительно используют целый ряд параметров:

  • температура замерзания;
  • температура кипения;
  • свойства смазки;
  • свойства предотвращения коррозии.

В продаже имеется несколько цветов жидкости:

  • синяя (эталонная);
  • желтая;
  • зеленая;
  • красная.

Поскольку мы разобрались, чем отличается тосол от антифриза, переходим к следующему вопросу.

Что лучше использовать для автомобиля?

Выбирать жидкость следует исходя из особенностей двигателя автомобиля. Начнем с того, что в основе мотора может быть алюминий и его сплавы, или же медь с латунью. На основании этого используем следующие параметры:

  • красный – подходит для медных и латунных радиаторов;
  • зеленый – используется для алюминиевых теплообменников.

Тосол применяется исключительно для отечественного рынка колесной техники. Особенно полезным он будет для чугунных агрегатов.

С другой стороны, ответ вам даст паспорт собственной машины. В спецификациях обслуживания написано, какой именно раствор предпочтителен для того или иного двигателя. Если указана марка – приобретайте исключительно этот продукт, или ищите аналоги, основу которых не отличить от эталонной.

Не нужно забывать и о периодической замене охлаждающей жидкости.

Можно ли смешивать разные жидкости?

Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?

Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный. Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально. Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.

Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.

Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато. Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.

Читайте подробней про смешивание антифризов между собой.

Ликвидация последствий

Если вы все же смешивали жидкости, пусть и одной категории, а может и неоднократно, то стоит придерживаться элементарных мер безопасности. Да, придется повозиться с мотором, зато можно быть уверенным в его исправности. Стоит проводить периодическую промывку радиатора и всех сопутствующих систем охлаждения.

Опыт показывает, что смешивать антифриз можно, но «донор» должен быть максимально качественным. Под эту категорию подходит только класс G12++. Если вы не уверены в том, какая жидкость используется в автомобиле, а уровень упал до критической отметки, покупайте только универсальный вариант. Но в любом случае, забывать про внутреннее устройство радиатора не стоит.

autochainik.ru

Выбор охлаждающей жидкости: тосол или антифриз?

В теплое время года одной из актуальных проблем для автовладельцев является замена охлаждающей жидкости. В связи с этой проблемой, естественно, возникает определенный ряд вопросов самым распространенным из которых является : «Какую жидкость выбрать? И что лить тосол или антифриз?»  В этой стать мы постараемся разобраться с этими  двумя понятиями и раз и навсегда разберемся с тем, в чем же состоит различие  тосола и антифриза.

Что такое охлаждающая жидкость для автомобиля?

В любом двигатели внутреннего сгорания неминуемо создаются большие температуры во время работы, обязательным условием является работа двигателя в определенном температурном диапазоне, который нужно поддерживать. На некоторых марках авто имеется система воздушного охлаждения двигателя, но, как показало время, она является не очень эффективной. Потому в  современных автомобилях используется система водного охлаждения.

Изначально для охлаждения двигателя использовалась обычная вода, но, практика показала, что этот способ является не идеальным, поскольку вода имеет высокую температуру замерзания и низкую температуру кипения и не имеет смазывающих свойств.  Выход из этой ситуации был найден путем добавления в воду дополнительных веществ в виде гликолей, глицерина и т.д. , а также смазывающих и антикоррозионных   присадок.  Таким образом, в обиходе появилось понятие «антифриз».

В чем состоит разница между тосолом и антифризом?

Если вы зайдете в магазин, где продают товары для автомобилистов и спросите о выборе охлаждающей жидкости для своего авто, то вам предложат приобрести, либо  «тосол», либо «антифриз».  Вы в свою очередь, скорее всего, спросите у продавца, в чем же, собственно,  состоит отличие тосола и антифриза.  Так вот – если вы не хотите показаться полным «чайником» , то никогда не задавайте такой вопрос. Поскольку сравнивать эти два понятия, равносильно тому, что рассуждать о том, в чем разница между «Жигули» и автомобилем.

Тосол – это просто отечественная марка антифриза, которая несет свое начало еще с советских времен.  Название свое тосол получил благодаря аббревиатуре от слов «Технология Органического Синтеза» ( именно таковой была табличка того отдела в в институте «ГосНИИОХТ», где работали над созданием  этого советского автомобильного чуда) и приставки «ол», что пришла уже из химической терминологии.

«Думаешь о покупке нового авто? Сделай выбор коробки передач основываясь на этой статье.»

В России, в условиях плохих дорог, все более популярным становится такой тип авто, как кроссоверах. К сожалению, их стоимость выше, чем обычных автомобилей класса «В». Но найти недорогие варианты все же возможно, читайте наш обзор.

Антифризом же называют любую охлаждающую жидкость. Будет ли это тосол, вода разбавленная глицерином или дорогостоящая охлаждающая жидкость для определенных марок авто и типов двигателя.  К сожалению, со временем, понятие «антифриз», как  и аббревиатура «тосол» стали нарицательными именами, что привело к самой настоящей путанице среди автомобилистов.

Потому перед тем как перейти к разбору отличий и свойств охлаждающих жидкостей мы еще раз подытожим, что любая охлаждающая жидкость – это антифриз. И «тосол» — это тоже антифриз. Точно так же как Камаз, Зил и Ваз2101 – это автомобили. Проблема только в том, что антифризы, так же как и автомобили, бывают более и менее качественными.

Но, тем не менее, для удобства классификации  мы будем использовать понятие «тосол» для определения менее качественных охлаждающих жидкостей отечественного производства и понятие  «антифриз» для обозначения  жидкостей, что находятся в другом ценовом сегменте. Поэтому замена тосола на антифриз будет хорошим подарком для вашего авто.

Какой состав у тосола и антифриза?

На данный момент охлаждающие жидкости можно разделить на те в основу  которых входит этиленгликоль или пропиленгликоль. Вторым компонентом обязательно  является дистиллированная вода. От концентрации гликоля или глицерина в этой воде зависит температура замерзания и кипения жидкости. Чаще всего температура кипения тосола и антифриза в готовом виде до +115 градусов по Цельсию, температура их замерзания до -40 C°, но путем принудительного добавления концентрата эти рамки можно расширить.

Важно помнить, что чем ниже температура замерзания и выше температура кипения, тем ниже теплоотдача охлаждающей жидкости, а некоторые двигатели конструкционно рассчитаны на мощное охлаждение потому принцип, чем крепче антифриз, тем лучше автомобилю, не всегда действует.

Именно по этой причине определенные марки автомобилей требует для нормальной работы определенных типов охлаждающей жидкости. Для удобства использования производители чаще всего разделяют их по цветам в зависимости от их концентрации и температурных свойств.

Разная цветовая гамма в антифризах создана для упрощения совместимости. Так как антифризы разных марок, но одного цвета имеет одинаковый, либо очень похожий химический состав,  и их можно смешивать не боясь того, что они вспенятся, или дадут осадок.  Потому, если не углубляться в тончайшие подробности,  то знайте, что если охлаждающая жидкость совпадает по цвету с той, что уже залита в авто, будь то тосол или другой антифриз, такую жидкость можно смело доливать.

Цвет антифризу и тосолу придает добавление в состав жидкости определенных красителей, любой антифриз без добавления цветовых пигментов будет иметь прозрачный цвет.

Что же касается совместимости антифризов разных цветов – однозначного ответа на вопрос о результате их смешивания нет. Может случится так, что после смешивания ничего страшного не произойдет, а может и взбиться эмульсия.  Потому все таки лучше придерживаться принципа «цвет к цвету».

Личный опыт

Однажды у меня появилась идея проверить можно ли  смешивать  тосол и антифриз. К уже имеющемуся синему тосолу я долил антифриз синего цвета американского производства.  Итог – охлаждающая жидкость в норме, ни визуально, ни по свойствам  разницы не обнаружено. Чуть позже туда же был долит бесцветный антифриз без опознавательных знаков и немного желтого латвийского антифриза. Итог – немного изменился цвет ( за счет желтого антифриза) и на небольших трещинах в системе охлаждения уменьшились течи так как долитый качественный антифриз  имел меньшую текучесть. В остальном все в норме. Вывод – мне повезло,  можно добавить антифриз в тосол только в крайней необходимости, а лучше, в случае нехватки жидкости в системе,  долить туда дистиллированную воду.

Замерз электролит в аккумуляторе? Узнай почему замерзает аккумулятор в этой статье.

Хочешь узнать больше о технических жидкостях автомобиля? Ознакомься здесь с рейтингом моторных масел.

Еще о тех. жидкостях автомобиля? Тогда переходи по ссылке /avtotovary/rashodniki/tormoznaya-zhidkost-dot-4.html Здесь ты найдешь информацию о тормозной жидкости.

Итог : если вы сомневаетесь лить ли в машину тосол или антифриз, то не скупитесь, а лейте качественную охлаждающую жидкость зарубежного производства.

И не забывайте проверять время от времени плотность охлаждающей жидкости в вашем автомобиле потому что от плотности антифриза зависит его теплоотдача , а также температура замерзания и кипения. В норме плотность антифриза должна равняться примерно 1,09г/см3 при +20. Как измерить плотность антифриза показано в видео ниже:

)

za-rulem.org

Чем отличается тосол от антифриза?

Очень многие автолюбители не придают большого значения тому, какую охлаждающую жидкость заливать в радиатор своего автомобиля. Еще меньше автомобилистов знают о различиях между различными типами охлаждающих жидкостей, в частности, не многие знают чем отличается тосол от антифризом и полагают, что нет никакой разницы между ними. Однако это далеко не так.

Правильно выбранная охлаждающая жидкость не только улучшает работу силового агрегата транспортного средства, но и значительно увеличивает его срок эксплуатации и снижает потребление топлива. Все жидкости для охлаждения мотора, имеющиеся в продаже в нашей стране, бывают двух типов: тосол и антифриз. Об их основных отличиях и разновидностях вы узнаете из этой статьи.

История возникновения охлаждающей жидкости

С появлением первых автомобилей, инженеры столкнулись с проблемой охлаждения двигателей. В те времена для охлаждения мотора использовали обычную воду, которая в жару очень быстро закипала, а в морозы — замерзала. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики воды в условиях низких температур, перед заливанием ее в радиатор, в воду стали добавлять этиленгликоль, который препятствовал полному замерзанию воды. В то время это решение казалось идеальным и с точки зрения защиты мотора, поскольку первые двигателя изготавливали из чугуна или латуни, а эти металлы, как известно, не подвергаются ржавлению в результате контакта с водой.

По мере развития автомобильного машиностроения, инженеры столкнулись с другой проблемой. Антифриз того времени при нагревании в очень короткие сроки выводил из строя систему охлаждения и каналы головки блока цилиндров. Поэтому сотрудники Государственного института неорганической химии были вынуждены начать разработку принципиально нового по составу химических компонентов антифриза, который бы не вызывал коррозию двигателя. Для этого в состав охлаждающей жидкости начали добавлять неорганические соли, которые, вступая при нагревании в химическую реакцию, образовывали на стенках силового агрегата и системы охлаждения полумилиметровый защитный слой, нейтрализующий этиленгликоль.

Так и появилось первое современное автомобильное средство для охлаждения, которое назвали тосол, в честь кафедры института, занимавшегося работами над его разработкой — «Технология органического синтеза».

Что из себя представляет охлаждающая жидкость?

Независимо от фирмы производителя и вариации, основой всех жидкостей для охлаждения является вода и этиленгликоль. Некоторые бренды использует пропиленгликоль, однако, таких охлаждающих жидкостей очень мало. Чтобы увеличить критические температуры охлаждающей жидкости, а именно температуры при которых ОЖ не будет закипать и замерзать, к воде и этиленгликолю добавляют спирт, в консистенции 50—60%. Такой состав — это всего—лишь основа любой охлаждающей жидкости, к которой добавляются другие составляющие.

Чтобы увеличить эксплуатационные характеристики жидкости для охлаждения и предотвратить коррозию двигателя, производители добавляют в состав ОЖ ряд специальных веществ, называемых присадками. Именно составом этих добавок охлаждающие жидкости и отличаются друг от друга.

Тосол или антифриз: в чем разница?

Тосол — это жидкость для охлаждения мотора, в составе которой защитные функции выполняют соли неорганических кислот:

  • нитраты;
  • силикаты;
  • бораты;
  • амины;
  • нитриты;
  • фосфаты.

В развитых странах уже давно отказались от производства тосола, поскольку технология его производства считается устаревшей и неэффективной. Более современной версией тосола является антифриз. В его производстве для защиты корпуса двигателя от коррозии используют соли органических кислот, которые объединили в общую категорию карбонов, благодаря чему охлаждающие жидкости иногда называют карбоксильными.

Помимо этого существует еще один отличительный признак между тосолом и антифризом, о котором знают даже начинающие автомобилисты — это марка и цвет. Однако не все знают, в чем отличие, например, между синим и красным тосолом, или зеленым и синим антифризом?

Однако не стоит слишком заморачиваться из-за цвета при выборе охлаждающей жидкости. Каков бы он ни был, на функции и эксплуатационные характеристики жидкости это никакого влияния не окажет. Различия в цвете — это не что иное, как маркетинговый ход, к которому прибегают различные производители, дабы выделить свою продукцию на фоне конкурентов. Основными различиями, на которые следует обращать внимание при выборе ОЖ, являются рабочие характеристики.

Какую жидкость для охлаждения мотора лучше выбрать?

Многие автомобилисты, при выборе охлаждающей жидкости, отдают предпочтение антифризу. И для того есть ряд причин:

  1. Высокая эффективность охлаждения. В процессе изготовления антифриза применяется боле современная технология и состав добавок. Любые охлаждающие жидкости, при вступлении в контакт с различными поверхностями, образуют по всей их площади защитную пленку, препятствующую коррозийным процессам. Однако несмотря на защитные свойства, она ухудшает отвод тепла, в результате чего эффективность охлаждения падает. Антифризы, в свою очередь, покрывают защитным слоем только те участки двигателя, которые уже подверглись коррозии.
  2. Длительная эксплуатация и сохранение защитных свойств. Благодаря особенностям химического состава, расход присадок в антифризе происходит значительно экономичнее, в отличие от тосола.
  3. Хорошая защита алюминия при высоких температурах. В современных моделях автомобилей, для снижения их массы, все больше деталей изготавливают из алюминия. Как известно, температура плавления этого метала значительно ниже чем у стали или железа. Поэтому использование тосола в новых автомобилях малоэффективно и приведет к быстрому выходу из строя алюминиевых деталей.
  4. Щадящий режим работы водяного насоса. Карбоксилаты, входящие в состав антифризов, защищают водяной насос от разрушающего воздействия гидравлических ударов в результате процесса кавитации. Таким образом, используя в своем автомобиле в качестве охлаждающей жидкости антифриз, можно на 50% увеличить его эксплуатационные характеристики.
  5. Более высокие защитные функции цилиндров двигателя.
  6. Отсутствие химических реакций. Компоненты тосола в процессе эксплуатации подвержены воздействию химических реакций в результате которых образуются гели или новые нерастворимые химические соединения, со временем накапливающиеся в системе охлаждения и приводящие к выходу ее из строя. Антифриз не подвержен никаким химическим реакциям и поэтому безопасен для вашего автомобиля.
  7. Антифриз не вступает в реакцию с пластиком и резиной. Таким образом, уплотнители прослужат значительно дольше. Опираясь на все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что по своим техническим характеристикам антифриз во много раз превосходит тосол. Тем не менее чтобы не ошибиться при выборе антифриза, необходимо подробно изучить рекомендации производителя, которые прописаны в инструкции к транспортному средству.

AutoBrains.ru



О сайте

Онлайн-журнал "Автобайки" - первое на постсоветском пространстве издание, призванное осветить проблемы радовых автолюбителей с привлечение экспертов в области автомобилестроения, автоюристов, автомехаников. Вопросы и пожелания о работе сайта принимаются по адресу: Онлайн-журнал "Автобайки"